Научная статья на тему 'Зарубежное законодательство в сфере борьбы с международными преступлениями'

Зарубежное законодательство в сфере борьбы с международными преступлениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СЕМЬИ ОБЩЕГО / КОНТИНЕНТАЛЬНОГО / МУСУЛЬМАНСКОГО / ОБЫЧНОГО И ОБЩИННОГО ПРАВА / INTERNATIONAL CRIMES / THE KINDS OF COMMON LAW / CONTINENTAL LAW / MUSLIM LAW AND COMMUNITY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Екатерина Валерьевна

Изучение теоретических различий и совпадений в праве различных семей, выявление практических согласованностей и противоречий, обогащение философского понимания права к этому сводятся задачи настоящей статьи, и в их реализации заключается ее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign legislation within the sphere of combating with international crimes

The five kinds of criminal law were formed, in the most general form in the world, because of the peculiarities of historical development of criminal law in any country and the resulting differences in the sources of law. This article is considered to a system of international crimes in kinds of common, continental, Muslim, traditional and community law.

Текст научной работы на тему «Зарубежное законодательство в сфере борьбы с международными преступлениями»

Никитина Е.В.

Зарубежное законодательство в сфере борьбы с международными

преступлениями

Самые ранние дошедшие до нас свидетельства истории человечества показывают, что обращение к правопорядку других государств всегда практиковалось великими умами либо с прагматической целью усовершенствования национальной правовой системы, либо с философской целью создания идеальной мыслимой правовой системы, либо просто с целью более лучшего познания права разных народов.

В силу особенностей исторического развития уголовного права в той или иной стране и обусловленного им различия в источниках права в данной уголовно-правовой системе всегда (или до тех пор, пока ее можно относить к конкретной уголовно-правовой семье) доминирует определенная идея [1, с. 21]. Эта идея многогранна: она отражает предназначение данной системы уголовного права; определяет построение последней; связана с мерой используемой репрессии, хотя и не сводится к ней; носит во многом неосознаваемый, неосязаемый характер, но существует вместе с тем реально, определяя социальную природу данной системы уголовного права, выражаясь с той или иной степенью четкости в письменном выражении последней. В самом общем своем виде эта идея сводится к тому, что (или кто) является доминантой в уголовном праве. Таких доминант может быть пять: человек, закон, Бог, общество и семья. Соответственно, на основе этих доминирующих идей можно выделять уголовно-правовые семьи общего, континентального, религиозного, общинного и обычного права [1, с. 21].

Так, семья общего права вызвала к жизни особую идею: идею человека. К основным составляющим идеи человека относятся следующие:

во-первых, уголовное право исторически понимается как щит против неоправданного произвола по отношению к человеку со стороны государственной власти - будь то монарх, или парламент, или исполнительная власть, или местные власти (феодалы в прошлом);

во-вторых, из понимания уголовного права как щита против произвола государства сформировалось убеждение в необходимости, с одной стороны, «минимальной» криминализации как ограждающей человека от неоправданных посягательств на его свободы усмотрения индивида (свободы самореализации) в «пограничных» ситуациях, в которых интересы государства с очевидностью сталкиваются с интересами личности;

в-третьих, понимание уголовного права как вторгающегося в область личной свободы обусловило особое понимание основания уголовной наказуемости действий: оправдывает наказание не только и не столько формальное нарушение уголовного запрета, сколько проявленная им в поступке «моральная злобность», заслуживающая порицания со стороны общества. Более того, помещая индивида в центр уголовного права и рассматривая его как морально ответственного за свое поведение, суды склонны придавать большую значимость моральной злобности человека, которая зачастую превалирует над юридическими конструкциями, оправдывая вменение там, где строгая логика права этого бы не допустила.

Ярким выразителем общего права является английское уголовное право, уголовное право США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Гонконга.

По УК Австралии 1995 года международные преступления представлены в главе «Преступления против чиновников Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала». В этой главе устанавливается ответственность за предумышленное убийство чиновника ООН или связанного с ней лица (ст. 71.2), убийство чиновника ООН или лица, связанного с ней (ст. 71.3), умышленное причинение серьезного вреда чиновнику ООН или лицу, связанному с ней (ст. 71.4), неосторожное причинение вреда чиновнику ООН или лицу, связанному с ней (ст. 71.5), умышленное причинение вреда чиновнику ООН или лицу, связанному с ней (ст. 71.6), неосторожное причинение вреда чиновнику ООН или лицу, связанному с ней (ст. 71.7), незаконное сексуальное проникновение (ст. 71.8), похищение чиновника ООН или лица, связанного с ней (ст. 71.9), задержание чиновника ООН или лица, связанного с ней (ст. 71.10), умышленное причинение убытков собственности ООН или лица, связанного с ней (ст. 71.11), угроза совершить другие преступления (ст. 71.12).

Таким образом, из всех международных преступлений УК Австралии содержит лишь посягательства на лиц, пользующихся международной защитой.

Уголовно-правовая семья континентального права отражает в своих уголовно-правовых актах идею закона, основные составляющие которой сводятся к следующему: уголовный закон - это карающий меч, призванный привнести порядок в общество: «Мы наказываем для защиты общества. Защита общественного интереса... есть основа наказания» [2, р. 15]. Преломлением идеи закона является

принцип «nullun crimen sine lege», подчеркивающий единство источника правопорядка в обществе. Несмотря на множественность источников уголовного права, кодекс остается основным, центральным в их системе; лицо не может наказываться, если закон неопределенен, не принят в момент его деяния или распространен на деяние по аналогии. Закон и только закон является основой карательных последствий. Идея закона отражается и в стремлении к полной кодификации уголовного права, при которой кодекс становится для широкой публики самым осязаемым выражением правового порядка, несет в себе цивилизаторскую миссию.

К семье континентального права относят уголовное законодательство Франции, Германии, Швейцарии, Испании, Австрии, Италии, России.

Особенная часть УК Франции, раздел 1 «О преступлениях против человечества» начинается с международного преступления геноцида (ст. 211-1), под которым понимается «деяние, осуществленное во исполнение согласованного плана, имеющего целью полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы либо группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, по совершению или принуждению к совершению в отношении членов этой группы одного из следующих действий: умышленного посягательства на жизнь; тяжкого посягательства на физическую или психическую неприкосновенность; создание таких условий существования, которые способны повлечь полное или частичное уничтожение группы; меры, направленные на создание препятствий для рождаемости; насильственное перемещение детей. Геноцид наказывается пожизненным уголовным заключением» [3, с. 165-166]. Вторая глава содержит другие преступления против человечества: депортацию, обращение в рабство или массовое и систематическое осуществление казней без суда, похищении людей, за которыми следует их исчезновение, пытки или бесчеловечные действия, совершаемые по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам, организованные во исполнение согласованного плана против группы гражданского населения, наказываемые пожизненным уголовным заключением (ст. 212-1). Эти преступления, совершенные в военное время во исполнение согласованного плана против тех, кто борется с идеологической системой, во имя которой осуществлены преступления против человечества, наказываются пожизненным уголовным заключением (ст. 212-2), таким же образом наказывается подготовка к совершению этих преступлений (ст. 212-3) [3, с. 166-167]. Книга Четвертая «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия» содержит главу 2 «О прочих посягательствах на институты республики или неприкосновенность национальной территории» устанавливает уголовную ответственность за посягательство и заговор (ст. 412-1). Под посягательством понимается совершение одного или нескольких насильственных действий, способных поставить в опасность институты Республики или причинить вред неприкосновенности национальной территории, наказывается тридцатью годами уголовного заточения и штрафом в размере 3 000 000 франков. Наказание увеличивается до пожизненного уголовного заточения и 5 000 000 франков штрафа, если посягательство совершено лицом, обладающим публичной властью [3, с. 343-344]. В соответствии со ст. 412-2 заговором является выработанное несколькими лицами решение о совершении посягательства, если это решение нашло выражение в одном или нескольких объективных действиях, наказывается десятью годами тюремного заключения и штрафом в размере 1 000 000 франков. Наказание увеличивается до двадцати лет уголовного заточения и 2 000 000 франков штрафа, если преступное деяние совершено лицом, обладающим публичной властью [3, с. 344-345]. Статьи 421-422 посвящены уголовной ответственности за совершение актов терроризма, которые также являются международными преступлениями.

Таким образом, УК Франции в сфере международных преступлений отражает общеевропейскую тенденцию гуманизации системы наказания - отказа от смертной казни и содержит составы геноцида, посягательства и заговора (развязывания и ведения агрессивной войны), совершении актов терроризма.

Исторически сложилось несколько уголовно-правовых систем, сильно отличающихся друг от друга по своей истории, источникам права и его содержательному наполнению, но объединенных отмеченной основополагающей идеей. К таким системам можно отнести (перечисляя их по времени появления) индуистское, иудейское, каноническое и мусульманское право. Тем не менее первые три уголовно-правовые системы практически исчезли с правовой карты мира, тогда как мусульманское уголовное право, достаточно широко применяется, охватывая на настоящий момент в той или иной мере шестую часть населения земного шара.

Традиционным термином, обозначающим мусульманское право в целом, является термин «шариат». Идея, лежащая в основе уголовно-правовой семьи религиозного права, - идея божественной супрематии. Для юриста в мусульманской уголовно-правовой системе уголовное право сопряжено с идеей защиты интересов конкретной религии. Это находит свое выражение в наказуемости религиозных грехов, устрашающем характере предписываемых наказаний, объявлении самыми тяжкими преступлениями деяний против религии и т.д. Шариат, взятый как явление во всей его целостности, сам по себе весьма условно может быть соотнесен с западной категорией права. Скорее,

это достаточно широкая по своему охвату система соционормативного регулирования, в которой предметами регулирования становятся стороны жизни человека, находящиеся за пределами права в его западном понимании: вопросы веры, культа и обрядов, повседневная жизнь, этические обязанности, отношения между мусульманами и мусульман с иноверцами и т.д.

Мусульманское право получило распространение в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Пакистане, Нигерии и др.

Самыми тяжкими преступлениями в мусульманстве являются преступления худуд [1, с. 200]: ересь (вероотступничество), восстание, прелюбодеяние, кража, грабеж, пьянство и клеветничество. Восстание является вторым по серьезности преступлением и имеет место тогда, когда человек в одиночку или вместе с другими намеренно и насильственно пытается свергнуть легитимного имама -главу мусульманской общины (государства). Прежде чем подавлять восстание, имам должен выяснить причины выступления и, найдя их необоснованными, предложить восставшим сдаться. Отказ подчиниться этому требованию дозволяет имаму применять силу. Те, кто будет убит в ходе подавления восстания, считаются наказанными за данное преступление наказанием худуд, захваченные в ходе борьбы подвергаются смертной казни через обезглавливание.

Таким образом, семья мусульманского права - «шариат» - наименее подвержена историческим изменениям и модернизациям и из всех международных преступлений содержит только преступление «восстание», посягающее на территориальную целостность, суверенитет и легитимную власть.

Уголовно-правовая семья общинного права, географический ареал которой ограничен Дальним Востоком и Юго-Восточной Азией, объединяет несколько уголовно-правовых систем современного мира, существующих в странах с разными политическими и социально-экономическими укладами жизни. Объединяет их, в свою очередь, особое понимание права, особое отношение к нему как к способу регулирования жизни общества, что проецируется на все отрасли права, в том числе и на уголовное. Согласно представлениям китайского общества, сплавляющим в себе идеи конфуцианства, легизма и даосизма, человеческое и божественное, живое и мертвое образуют в своем единстве гармоничный универсум. Жизнь человека должна вписываться в гармоничный универсум. Для достижения этого человек должен вести себя «надлежащим образом», что позволит ему и окружающим достичь мира и взаимопонимания на различных уровнях социальных отношений. Правила «надлежащего образа» поведения в конфуцианской традиции именуются ли. Термин ли сложен не столько для перевода, сколько для понимания перевода: в нем заключены и ритуалы, и правила приличия, и моральные устои, и правила поведения. Китайская философия признает несовершенство мира: наряду со следующими ли в обществе всегда находятся те, кто не соблюдает ли. Такое поведение признавалось аморальным и противоестественным, оно требовало противодействия со стороны общества. Концепция этого противодействия родилась в борьбе конфуцианства и легизма; это идея фа. Фа есть средство пресечения и устранения плохого, и если ли являются внегосударственными идеальными моделями поведения, то фа - продукт государственной власти, связанный с наказанием отступлений от ли. Существование фа неизбежно в силу несовершенства человеческой природы, и с ним необходимо мириться, поскольку в конечном итоге действие фа ведет к утверждению ли и исчезновению фа.

По словам Э.З. Имамова, «современное право КНР представляется как сложный по содержанию, объективно обусловленный масштаб свободы. Оно выражается, во-первых, через систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционалистских представлений должного поведения, поддерживаемую силой моральной ответственности перед обществом, и, во-вторых, через систему современных общеобязательных формально-определенных норм, выступающих в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения, поддерживаемую силой государственного принуждения» [4, с. 51].

Общинное право получило распространение в Китае и Японии.

Международные преступления в УК Японии, на наш взгляд, содержатся в главе 3 «Преступления, относящиеся к внешним осложнениям», в которой ст. 81 «Вызывание внешних осложнений» имеет следующее содержание: «Лицо, которое вступило в сговор с иностранным государством, побудило его к применению вооруженной силы против Японского государства, наказывается смертной казнью» [5, с. 68]. В ст. 82 предусмотрена уголовная ответственность за «Пособничество осуществлению внешних осложнений»: лицо, которое во время применения иностранным государством вооруженной силы против Японского государства стало на сторону иностранного государства и поступило к нему на военную службу или иным способом способствовало его военным интересам, наказывается смертной казнью либо лишением свободы с принудительным физическим трудом без срока или на срок не ниже двух лет. В ст. 88 «Приготовление и заговор в целях вызывания внешних осложнений или пособничество их осуществлению» закреплено: «Тот, кто ведет подготовку или вступает в заговор в целях совершения указанных в ст. 81 и 82 преступных деяний, карается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от одного года до десяти лет» [5, с. 69-70].

Таким образом, система международных преступлений в УК Японии представлена самым опасным преступлением против мира - подготовкой, развязыванием и ведением агрессивной войны.

Уголовно-правовая семья обычного права в современную эпоху служит интересным примером возрождения нормативных установлений, имеющих тысячелетнюю историю и, тем не менее, едва не погибших под колониальным натиском европейских государств. Чуждающаяся рационализированных и упорядоченных («отехниченных») представлений о праве, семья обычного права являет собой особый тип правопонимания, сложившийся на обширном пространстве, где долгое время существовали «догосударственные» (или «полугосударственные») общества.

Этот особый тип правопонимания связан, во-первых, с доминированием правового обычая в качестве источника права и, во-вторых, с отличной от европейской концепцией правопорядка, в уголовном праве преломляющейся в виде типологической идеи семьи. Идея семьи, в свою очередь, отражает общую направленность правовых установлений обычного права: семья (род, племя и т.п.) не только санкционирует нормы, но и следит за их соблюдением, рассматривая нарушение сложившегося порядка как вызов целостности группы, вызов, брошенный ее нормальному существованию. Освещая правовые системы Африки и Мадагаскара, Рене Давид отмечал следующее: «В представлении африканца обычай связан с мистическим строем универсума. Повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь самую невероятную негативную реакцию духов земли, ибо естественное и сверхестественное - поведение людей и поведение природы - все связано в этом мире... Интерес африканцев сосредоточен на группах (триба, каста, деревня и т.д.), взятых вне времени, а не на их более изменчивых элементах, как-то: индивидах. Земля принадлежит в большей мере предкам и будущим поколениям, чем ныне проживающим на ней» [6, с. 373].

Обычное право охватывает государства Африки, Австралии и островов Тихоокеанского региона.

Так, например, УК Аргентины в разделе IX «Преступления против безопасности государства», предусматривает в ст. 214 гл. 1 «Измена», что «наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет каторжных работ или тюремного заключения либо пожизненными принудительными работами или пожизненным тюремным заключением, а также в обоих случаях пожизненным абсолютным поражением в правах, если деяние не предусмотрено в других предписаниях настоящего Кодекса, любой аргентинец или любое другое лицо, обязанное повиноваться государству в силу своего должностного положения или характера исполняемых государственных функций, которое с оружием в руках выступило против Государства, присоединилось к его врагам либо оказало им любой вид помощи или поддержки» [7, с. 178]. Статья 215 наказывает «пожизненными каторжными работами или пожизненным тюремным заключением того, кто совершил преступление, предусмотренное в предыдущей статье: 1) если совершено деяние, направленное на полное или частичное подчинение страны иностранному господству либо на ущемление ее независимости или целостности; 2) если иностранное государство было спровоцировано или побуждено объявить войну Республике» [7, с. 179]. Во второй главе «Преступления против мира и достоинства государства» содержится ст. 219, в соответствии с которой «наказывается лишением свободы на срок от одного года до шести лет тюремного заключения тот, кто конкретными действиями, не одобренными национальным правительством, создал опасность объявления войны государству, подверг его граждан риску испытать притеснения или репрессалии в отношении их личности или имущества, либо нарушил дружеский характер отношений между аргентинским и иностранным правительствами. Если в результате указанных действий произошли вооруженные столкновения или началась война, виновный наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет каторжных работ или тюремного заключения» [7, с. 180-181]. Статья 220 устанавливает, что «наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет тюремного заключения тот, кто нарушил договоры, заключенные с иностранным государством, сорвал временные или окончательные перемирия, заключенные между Республикой и какой-либо враждебной ей державой или между их воюющими морскими либо сухопутными вооруженными силами, или не выполнил условия надлежащим образом выданных разрешений на беспрепятственный проход» [7, с. 181]. Статья 221 закрепляет, что «наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет тюремного заключения тот, кто нарушил иммунитет главы какого-либо государства или представителя какой-либо иностранной державы» [7, с. 182]. Статья 222 объявляет наказуемыми разглашение политических или военных секретов, касающихся вопросов безопасности, средств обороны или иностранных дел страны, ст. 223 устанавливает ответственность тех, кто по неосторожности или халатности разгласил секретные сведения, упомянутые в предыдущей статье, доступ к которым имел в силу своего должностного или служебного положения [7, с. 182]. Статья 224 карает за незаконным образом снятые планы фортификаций, кораблей, предприятий, дорог и других военных сооружений лицом, скрытно или обманным путем проникшим с такой целью в указанные места, доступ в которые посторонним запрещен; а ст. 225 устанавливает, что наказывается лишением

свободы на срок от трех до десяти лет тюремного заключения тот, кто будучи уполномоченным правительством Аргентины на ведение переговоров с иностранным государством, провел их нанесшим ущерб стране образом, не выполнив данные ему указания [7, с. 182-183].

Следовательно, УК Аргентины традиционно, в унисон с УК других правовых семей, содержит только одно международное преступление - «подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны».

Литература

1. Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран. М., 2009.

2. Donnedieu de Vabres H. Traite de droit criminal et de legislation penal comparee. 3 ed. P., 1947.

3. Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002.

4. Имамов Э.З. Уголовное право Китайской Народной Республики: теоретические вопросы общей части. М., 1990.

5. Уголовный кодекс Японии / Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2002.

6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М., 1996.

7. Уголовный кодекс Аргентины / Науч. ред. Ю.А. Голика. СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.