Научная статья на тему 'Зарождение женского движения на польских землях в xix в'

Зарождение женского движения на польских землях в xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФЕМИНИЗМ / БОРЬБА ЗА РАВНОПРАВИЕ / ПОЛЬША / WOMEN'S MOVEMENT / FEMINISM / STRUGGLE FOR EQUAL RIGHTS / POLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хантуева Екатерина Анатольевна

В статье анализируется зарождение женского движения на польских землях в XIX в. Борьба женщин за равные права с мужчинами, начавшаяся в польском обществе, стала частью первой волны феминизма во всем мире. Автор сравнивает положение женщин во всех трех частях польских земель разделенной Речи Посполитой, анализирует деятельность зачинательниц движения. В работе использованы оригинальные источники, в том числе малоизвестные в отечественной историографии материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF WOMENS MOVEMENT IN POLISH LANDS IN THE XIX-th CENTURY

The article analyses the origin of Womens movement in Polish lands in the XIX century. The struggle of women for equal rights with men which began in the Polish society, became a part of the first wave of feminism in the whole world. The author compares womens status in all three areas of Polish lands of separated landsof Rzeczpospolita, analyses the pioneers activity. The paper uses original historical sources including materials little known in Russian historiography.

Текст научной работы на тему «Зарождение женского движения на польских землях в xix в»

буддиста, хотя некоторые и ходили к шаманам. Буряты, по мнению К. Хамфри, были более подвержены влиянию своих русских соседей, особенно в Прибайкалье. Богатые западные буряты-мужчины к XIX в. одевались на манер русских, женщины, однако, придерживались традиций [13, с.29].

Таким образом, в англоязычной литературе наряду с ненаучными и поверхностными работами по истории бурят, как и других коренных народов Сибири, существуют серьезные академические исследования, заслуживающие внимания отечественных историков. Во многих зарубежных публикациях дается негативная оценка русскому продвижению в Сибирь, отмечается имперский характер колонизации региона. Исследователи констатируют печальный итог русификации для бурятского языка и культуры в целом. Вместе с тем некоторые из них говорят об относительно мирном присоединении Сибири и находят в этом множество положительных сторон для коренных жителей края. Наличие указанных спорных моментов делает данный вопрос актуальным и интересным для исследования.

Литература

1. Ананьев Д. А. История Сибири конца XVI - первой половины XIX в. в англо- и германоязычной историографии (XX

в.): дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 2007. - 183 с.

2. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр Блиц, 1999. - Т. 1. - 392 с.

3. Montgomery R.W. Late Tsarist and early Soviet Nationality and Cultural Policy: the Buryats and their Language. - New York: Edwin Mellen Press, 2005. - 347 p.

4. Воробьева Т.В. Калифорнийская историческая школа о расширении территории Российского государства: дис. ... канд. ист. наук / Камчатский гос. пед. ун-т. Петропавловск-Камчатский, 2004. - 201 с.

5. Lantzeff G. V. Siberia in the 17th Century. A Study of the Colonial Administration. - Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1943. - 235 p.

6. George G. Siberia - the New Frontier. - N.Y.: Hodder & Stoughton, 1969. - 374 p.

7. Conolly V. Siberia Today and Tomorrow. A Study of Economic Resources Problems and Achievements. - N.Y.: Taplinger Publishing Co, 1976. - 248p.

8. Bobrick B. East of the Sun: the Epic Conquest and Tragic History of Siberia. - N.Y.: Poseidon Press, 1992. - 542 p.

9. Lincoln B.W. The Conquest of a Continent: Siberia and the Russians. - N.Y.: Random House, 1994. - 500 p.

10. Raeff M. Siberia and the Reforms of 1822. - Seattle: University of Washington Press, 1956. - 210 p.

11. Hundley H.Sh. Speransky and the Buryats: Administrative Reform in Nineteenth-Century Russia: Ph.D. dissertation / University of Illinois. - Champaign-Urbana, 1984. - 286 p.

12. Rupen R. Mongols of the XXth century. - Bloomington: Mouton & Co., 1964. - 167 p.

13. Humphrey C. Marx Went Away, But Karl Stayed Behind. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 2001. - 640 p.

Тарнуева Елена Александровна - аспирант кафедры истории России Бурятского государственного университета. 670000,

г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6. Тел. 8-902-564-42-85. Е-mail: tarnuevae@yandex.ru.

Tarnueva Elena Aleksandrovna - post-graduate student, department of history of Russia, Buryat State University, 670000, Ranzhurova str., 6. E-mail: tarnuevae@yandex.ru, ph.

УДК94(438) Е.А. Хантуева

ЗАРОЖДЕНИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПОЛЬСКИХ ЗЕМЛЯХ В XIX в.

В статье анализируется зарождение женского движения на польских землях в XIX в. Борьба женщин за равные права с мужчинами, начавшаяся в польском обществе, стала частью первой волны феминизма во всем мире. Автор сравнивает положение женщин во всех трех частях польских земель разделенной Речи Посполи-той, анализирует деятельность зачинательниц движения. В работе использованы оригинальные источники, в том числе малоизвестные в отечественной историографии материалы.

Ключевые слова." женское движение, феминизм, борьба за равноправие, Польша.

E.A. Khantueva THE ORIGIN OF WOMEN’S MOVEMENT IN POLISH LANDS IN THE XlX-th CENTURY

The article analyses the origin of Women ’s movement in Polish lands in the XIX century. The struggle of women for equal rights with men which began in the Polish society, became a part of the first wave offeminism in the whole world. The author compares women’s status in all three areas of Polish lands of separated landsof Rzeczpospolita, analyses the pioneers ’ activity. The paper uses original historical sources including materials little known in Russian historiography.

Keywords.'women’s movement, feminism, struggle for equal rights, Poland.

Феминистское движение, понимаемое как усилия женщин (и поддерживающих их представителей сильного пола), направленные на завоевание равных прав с мужчинами в труде, общественнополитической и культурной жизни, зарождается в XVIII в. Впервые требование о предоставлении женщинам равных с мужчинами политических прав было выдвинуто во время войны за независимость Северной Америки в 1775-1783 гг. Его поддержали такие известные общественные деятели, как Мерси Уоррен, Абигайль Адамс и др. Начало организованного женского движения в Европе относится ко времени Великой французской революции. В годы революции женщины из народа принимали активное участие в массовых выступлениях. Именно тогда во Франции стал выходить первый журнал, посвященный вопросам борьбы женщин за равенство, возникли первые женские организации - революционные клубы, деятельно участвовавшие в партийно-политической борьбе. В 1791 г. Национальному собранию Франции была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», подготовленная Олимпией де Гуж по образцу «Декларации прав человека и гражданина». Декларация была направлена против господства мужчин над женщинами и требовала от мужчин признания полного социального и политического равноправия женщины во имя осуществления всеобщих человеческих прав. Однако большинство вождей французской революции отвергли идею равноправия женщин, и в конце 1793 г. все женские клубы были закрыты. В Англии требование гражданского равноправия женщин было сформулировано Мэри Уолстонкрафт в книге «Защита прав женщины» (1792), ею же были намечены основные линии будущего феминистского движения.

По мере утверждения в различных государствах демократической формы правления женское движение берет на вооружение новые, достаточно конкретные требования. В первой половине XIX в., когда возможность получения полноценного образования воспринималась как необходимое условие формирования разносторонней личности, идеологи женского движения требовали равного доступа к образованию. Уже к середине XIX в. этот постулат получил поддержку передовой части мужского общества, появилось требование установления права женщин на оплачиваемый труд. В 30-40-х гг. XIX в. во Франции начинает развиваться литература, призывающая освободить женщин от семейного рабства (например, романы Жорж Санд). В США и Великобритании зарождается движение за избирательные права для женщин. Прекрасная половина человечества начинает принимать все более активное участие в общественной жизни: в США - в борьбе за освобождение негров (в 30-х гг. XIX в. действовало около 100 женских обществ борьбы с рабством), в Великобритании - в чартистском движении и борьбе за отмену хлебных законов.

Сторонницы движения стремились познакомить со своими взглядами женщин из других стран, помочь им обрести равные с мужчинами права. Новые веяния пришли и в Восточную Европу. Все чаще публиковались переводы основных программных сочинений ведущих феминисток США и Великобритании. Активистки создавали свои общества, знакомили сограждан с плачевным положением женщины, требовали равноправия в обществе, а также вступали в международные женские организации.

Историки отмечают, что разделы Речи Посполитой повлияли не только на общее развитие страны, но и на жизнь женщины, потребовав от нее изменения статусной роли. Уже представители Просвещения, в их числе Гуго Коллонтай, во время обсуждения вопроса о реформировании системы образования выступали за повышения уровня подготовки девушек. В утратившей независимость Польше женщина получила новую роль - не просто матери, но и воспитателя новых поколений патриотов и патриоток, готовых бороться за свободу своей страны, от нее стали ожидать готовности к жертвам и полной преданности великим целям.

Современные исследователи женского движения на польских землях выделяют несколько его этапов. Хронологические рамки первого этапа, характеризующегося зарождением идей равноправия, охватывают период от начала до последней трети XIX в.

В начале XIX в. на польских землях появляются первые сторонницы женского движения, жизнь и творчество которых связаны с борьбой за равноправие. Их предводителем была Клементина Тань-ская-Хоффман (1798-1845). Судьба ее семьи, участвовавшей в восстании Костюшко, типична для того времени: ее деды погибли в 1794 г., а отца лишили поместья. Родители были вынуждены пойти на службу к князьям Чарторыйским, а дочь отдать на воспитание. В результате К. Таньская-Хоффман стала первой польской писательницей, уже в девичестве жившей в основном на собственные заработки. При этом она впервые выступила и с критикой патриархальных основ современной ей жизни, регулирующих взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

К. Таньская-Хоффман в 1819 г. выпустила справочник для матерей и дочерей, в котором, правда, оговаривала, что не поддерживает идей эмансипации. Она не ставила под сомнение духовное преимущество мужчины, но противопоставляла ему женщину как хранительницу моральных устоев и культуры. Исходя из убеждения, что представители обоих полов играют, хоть и разные, но одинаково важные роли, она утверждала: «Женщина заслуживает к себе такого же уважительного отношения, как и мужчина».

К. Таньская-Хоффман занималась также педагогикой. В 1824-1828 гг. она выпустила первый польский детский журнал «Игры для детей», в котором давала матерям советы по воспитанию, считая, что внутренней жизнью семьи должна заниматься исключительно женщина, воспитывая в детях все добродетели.

По мнению известной общественной деятельницы П. Кучальской-Райншмит, К. Таньская-Хоффман «прежде всего была автором первого у нас [поляков. - Х.Е.] феминистского романа под заглавием «Кристина», в котором возражала против распространенного мнения о том, что «женщина является нулем, которому только цифра мужчины придает ценность» и даже развивала положение о возможности счастья и общественной пользе незамужней женщины» 1.

Известно, что в 1830—1850-е гг. существовала тайная группа «энтузиасток» под руководством Нарцызы Жмиховской (1819-1876), которая «была учителем, подругой и предводителем многих женщин». Она была связана с радикальными демократами из Польского демократического общества. Среди последовательниц Жмиховской можно назвать Эмилию Госселин, Фаустину Мокрицкую, Паулину Збышевскую, Теклу Добжиньскую и других, в том числе небольшое число мужчин. «Энтузиастки» были «женщинами, которые горячо полюбили стремление к знанию, правде и личной свободе». К сожалению, более подробных сведений об этом обществе не сохранилось, а о характере его программы историки спорят и по сей день.

По мнению некоторых исследователей, «энтузиастки» стали первой польской феминистской группой, выступающей за самостоятельность представительниц слабого пола. Это было неоднородное «сообщество женщин, не связанных никакой религией и идеологией, живущих свободно, вне зависимости от гражданского положения, имущественного статуса и происхождения». «Энтузиастки» основывали школы, создавали, редактировали и распространяли литературные произведения, руководили литературными салонами, вели обширную переписку и получали дополнительное образование.

Тем не менее в творчестве Жмиховской сложно найти однозначно сформулированную идею женского равноправия. Как отмечает Г. Борковская, в ее сочинениях в экспериментальной, фрагментарной форме присутствует «тема широко понимаемого равенства полов, рассматриваемая как в социально-бытовом, так и в философском плане. Автор не формулирует в них, однако, ясной и стройной картины эмансипации».

Близкие к феминизму идеи она изложила лишь в статье «Вступительное слово к дидактическим трудам пани Хоффман», одном из примечательных примеров польской критики XIX в. В ней Жми-ховская не только отрицательно отзывается о творчестве Хоффман, но и выступает против традиционных ролей мужчины и женщины в семье и обществе. В тексте нет обычного для того времени призыва об отказе от своих индивидуальных притязаний в пользу национальных и социальных интересов. Вместо этого Жмиховская выступает с постулатом о личной самореализации, самостоятельном и свободном существовании женщины в мире.

Зачинательницы женского движения подчеркивали ущемленное положение во всех трех частях разделенной Речи Посполитой. Закон и общественное мнение ограничивали права и возможности слабого пола.

Правовое положение женщин в русской Польше к середине XIX в. было довольно неблагоприятным по сравнению с положением мужчин. Их статус во многом продолжал определяться патриархальными отношениями внутри семьи, отданной правом под безраздельную власть мужа и отца. Женщина оставалась бесправной не только в публичной, но и в семейной жизни, поскольку супруг распоряжался общим имуществом, мог контролировать ее переписку, передвижение и т.д.

Правда, уже во второй половине 19-го столетия в Царстве Польском предпринимались некоторые шаги, направленные на повышение уровня образования женщин всех возрастов. Так, Варшавское благотворительное общество занималось организацией библиотек-читален для всех желающих, детских приютов и швейных мастерских.

Хотя в Царстве Польском в 1870 г. было около 3000 начальных школ, 10 гимназий, а в 1869 г. начал работу Варшавский университет с русским языком преподавания, в конце XIX в. половина насе-

ления Варшавы оставалась неграмотной. Так, в 1882 г. 79,5% мальчиков и 90,5% девочек в возрасте от 5 до 20 лет не посещали школу. В семьях аристократии и богатой шляхты дочерей готовили в основном к последующей благотворительной деятельности, ведению художественных и литературных салонов.

Как отмечает польская исследовательница А. Гурницкая-Боратыньская, «с 30-х гг. XIX в. обязанности по воспитанию детей полностью легли на женские плечи, муж и отец осуществлял лишь формальное руководство». Правда, развитие промышленности и связанных с ней областей давало женщине все большие возможности зарабатывать. Так, на рубеже XIX-XX вв. занятые в текстильном производстве женщины часто были главными кормильцами в семьях, однако это не освобождало их от выполнения домашней работы, но они не всегда имели возможность найти занятие, которое не вызывало бы общественного осуждения и обеспечивало не только прожиточный минимум, но и возможность создания семьи. Об этом, например, свидетельствует напечатанная в одном из номеров женского журнала «Сьвит» в 1886 г. статья Паулины Кучальской-Райншмит «Варшавянки в свете статистики». Автор указывал, что 53% жительниц столицы были одинокими и проживали отдельно от своих семей 1, состояло на учете 582 проститутки, а из 578 зарегистрированных нищих 415 были женщины. К тому же мужчинам было легче получить работу даже в таких, казалось бы, предназначенных для женщин областях, как приготовление колбас или сахароварение. Правда и то, что женщинам начали разрешать работать телефонистками на телефонных станциях, а позже и на почте.

Медленнее всего движение за равноправие развивалось в прусской части польских земель, хотя и здесь создавались специальные организации, а в Познани проводились женские заседания. В немалой степени это объяснялось целенаправленной государственной политикой германизации, особенно в период правления Бисмарка, намерением властей ограничить польскую земельную собственность и экономически интегрировать польские области в общегерманский хозяйственный организм. Противодействуя этим тенденциям, поляки главное свое внимание концентрировали на борьбе за сохранение национальной самобытности и экономических позиций, что требовало единства, консолидации всего общества, а не его разобщения по классовому или половому признаку. Поэтому развитие патриотических обществ по своей интенсивности и размаху превосходило здесь движение как за социальную справедливость, так и за равноправие.

Германское законодательство закрепляло неравноправное положение женщин, устанавливало приоритет мужа и отца в семье, получая фамилию мужа, жена была обязана работать в домашнем хозяйстве. Зависимость женщины особенно была заметна в области имущественных отношений: после заключения брака все, что принадлежало новоявленной супруге, переходило под полное управление супруга. Один из законов гласил: «муж является главой семьи», жена имела ограниченные возможности правовых действий, также ей было трудно добиться аннулирования брака.

Отсутствие в прусской Польше польских высших учебных заведений предопределило то, что значительная часть жительниц этой территории, разделявшая взгляды эмансипанток, вынуждена была учиться в университетах Германии, Галиции или западноевропейских стран.

Наиболее либеральной, с точки зрения положения женщины, была ситуация в Галиции. Благодаря признанию автономии этой области в 1867 г. там существовали две почти независимые друг от друга властные структуры: австрийская и галицийская, функционировал провинциальный Сейм, в котором доминировали поляки, развивалось польское начальное, среднее и высшее образование, в том числе Краковский и Львовский университеты, с 1869 г. в судах и местных государственных учреждениях использовался польский язык, что в большей степени способствовало здесь установлению равноправных отношений между полами. В то же время в Галиции было запрещено основывать женские политические организации.

В 60-е гг. XIX в. в Австрийской империи появляются специализированные школы для девушек, готовящие своих учениц к надлежащему ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Несмотря на то, что целью данных учебных заведений не являлась подготовка девушек к другим профессиям, которые могли бы дать им возможность материально обеспечивать себя в будущей самостоятельной жизни, было много образованных женщин. Накопленный в этих высших школах опыт преподавания позднее учитывался при подготовке новых программ польского женского среднего и высшего образования. В 1868 г. в Кракове Адриан Баранецкий организовал Высшие женские курсы, пользовавшиеся отменной репутацией, поскольку преподавали там профессора Ягеллонского университета. Девушек готовили к профессиональной деятельности в области образования, торговли, администрации и т. д.

Таким образом, правовое и материальное положение женщин во всех трех частях разделенной Польши в 60-70-е гг. XIX в. было, по существу, одинаковым. Как отмечает Б. Петров-Эннкер, они традиционно имели минимальные права, «католическая церковь, используя свое влияние, ... боролась против усиления позиции женщин, стремилась к тому, чтобы они упражнялись в покаянии и воздержании, выказывали смирение вместо гордости, слабость вместо силы. Такой пример поведения давался в том числе, и при помощи легенд о таких святых, как Ядвига, Кинга и Анна». В большинстве случаев женщина жила в материальной зависимости от мужа, исключения составляли те образованные представительницы шляхты, чьи семьи имели большое влияние, были богаты и поддерживали их стремления к обретению независимости.

Родоначальницы женского движения своими публикациями помогли образованному польскому населению понять ущемленное положение женщин в обществе. Более четко феминистская мысль во всех трех частях бывшей Речи Посполитой начинает формироваться только в последней трети XIX в., так как в этот период создаются организации для консолидации феминисток. Активистки движения постепенно подготавливали общество к восприятию своих идей.

Литература

1. Borkowska G. Cudzoziemki: Studia o polskiej prozie kobiecej. - Warszawa, 1996.

2. Dziela Klementyny z Tanskich Hoffmanowej. Red. N. Zmichowska. - Warszawa, 1876.

3. Gornicka-Boratynska A. Stanmy si? sob^.: cztery proekty emancypacji (1863-1939). - Izabelin, 2001.

4. Kuczalska-Reinschmit P. Z historyi ruchu kobiecego // Glos kobiet w kwestyi kobiecej. Red. K. Bujwidowa. - Krakow, 1903.

5. Malinowska E. Feminizm europejski, demokracja parytetowa a polski ruch kobiecy. - Lodz, 2000.

6. Pietrow-Ennker B. Tradycje szlachetskie a d^zenia emancypacyjne kobiet w spoleczenstwie polskim w dobie rozbiorow // Kobieta i edukacja na ziemiach Polskich w XIX i XX wieku. T. II. Cz. I.

7. St?pien M. Narcyza Zmichowska. - Warszawa, 1968.

8. Tanska-Hoffmanowa K. Pami^tka po dobrej matce czyli ostatnie jej rady dla corki. - Warszawa, 1883.

9. Zmichowska N. Slowo predwst?pne do dziel dydyaktycznych pani Hoffmanowej // Dziela Klementyny z Tanskich Hoffmanowej. Red. N. Zmichowska. - Warszawa, 1876.

10. Zmichowska N. Pisma Gabryelli. Warszawa, 1861. Idem. Poganka. Krakow, 1930. Idem. Wolne chwile Gabryelli. Poznan, 1845.

Хантуева Екатерина Анатольевна - аспирант исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: eakhant-nueva@gmail.com

Khantueva Ekaterina Anatolievna - post-graduated student at the Moscow State University Faculty of History.

УДК 947: 352 (571.551) Б.В. Михеев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГИНСКОГО ИНОРОДЧЕСКОГО ВОЛОСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД С 1915 ПО 1917 г.

В статье дается характеристика деятельности Агинского инородческого волостного правления в период Первой мировой войны.

Ключевые слова: война, волость, староста, крестьянин, казак, реквизиция, губернатор, Пандидо Хамбо-лама, комитет, буряты.

B.V. Mikheev ACTIVITY OF AGINSKINDIGENEOUS DISTRICT ADMINISTRATION DURING THE PERIOD FROM 1915 THROUGH 1917

In the article the characteristic of Aginsk indigeneous district administration during the period of the First World war is given.

Keywords: war, volost (district), headman, peasant, Cossack, requisition, governor, Pandito Hambo-Lama, committee, Buryats.

Проблема участия забайкальцев в Первой мировой войне 1914-1917 гг. остается еще слабо изученной. В советской историографии можно выделить коллективный труд «История Бурят-Монгольской АССР» т. II, где рассматриваются вопросы участия забайкальского казачества в боевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.