Научная статья на тему 'Деятельность Агинского инородческого волостного правления в период с 1915 по 1917 г'

Деятельность Агинского инородческого волостного правления в период с 1915 по 1917 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ВОЛОСТЬ / СТАРОСТА / КРЕСТЬЯНИН / КАЗАК / РЕКВИЗИЦИЯ / ГУБЕРНАТОР / ПАНДИДО ХАМБОЛАМА / КОМИТЕТ / БУРЯТЫ / VOLOST (DISTRICT) / WAR / HEADMAN / PEASANT / COSSACK / REQUISITION / GOVERNOR / PANDITO HAMBO-LAMA / COMMITTEE / BURYATS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михеев Баир Викторович

В статье дается характеристика деятельности Агинского инородческого волостного правления в период Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF AGINSK INDIGENEOUS DISTRICT ADMINISTRATION DURING THE PERIOD FROM 1915 THROUGH 19171Buryat State Academy of Agriculture

In the article the characteristic of Aginsk indigeneous district administration during the period of the First World war is given.

Текст научной работы на тему «Деятельность Агинского инородческого волостного правления в период с 1915 по 1917 г»

Таким образом, правовое и материальное положение женщин во всех трех частях разделенной Польши в 60-70-е гг. XIX в. было, по существу, одинаковым. Как отмечает Б. Петров-Эннкер, они традиционно имели минимальные права, «католическая церковь, используя свое влияние, ... боролась против усиления позиции женщин, стремилась к тому, чтобы они упражнялись в покаянии и воздержании, выказывали смирение вместо гордости, слабость вместо силы. Такой пример поведения давался в том числе, и при помощи легенд о таких святых, как Ядвига, Кинга и Анна». В большинстве случаев женщина жила в материальной зависимости от мужа, исключения составляли те образованные представительницы шляхты, чьи семьи имели большое влияние, были богаты и поддерживали их стремления к обретению независимости.

Родоначальницы женского движения своими публикациями помогли образованному польскому населению понять ущемленное положение женщин в обществе. Более четко феминистская мысль во всех трех частях бывшей Речи Посполитой начинает формироваться только в последней трети XIX в., так как в этот период создаются организации для консолидации феминисток. Активистки движения постепенно подготавливали общество к восприятию своих идей.

Литература

1. Borkowska G. Cudzoziemki: Studia o polskiej prozie kobiecej. - Warszawa, 1996.

2. Dziela Klementyny z Tanskich Hoffmanowej. Red. N. Zmichowska. - Warszawa, 1876.

3. Gornicka-Boratynska A. Stanmy si? sob^.: cztery proekty emancypacji (1863-1939). - Izabelin, 2001.

4. Kuczalska-Reinschmit P. Z historyi ruchu kobiecego // Glos kobiet w kwestyi kobiecej. Red. K. Bujwidowa. - Krakow, 1903.

5. Malinowska E. Feminizm europejski, demokracja parytetowa a polski ruch kobiecy. - Lodz, 2000.

6. Pietrow-Ennker B. Tradycje szlachetskie a d^zenia emancypacyjne kobiet w spoleczenstwie polskim w dobie rozbiorow // Kobieta i edukacja na ziemiach Polskich w XIX i XX wieku. T. II. Cz. I.

7. St?pien M. Narcyza Zmichowska. - Warszawa, 1968.

8. Tanska-Hoffmanowa K. Pami^tka po dobrej matce czyli ostatnie jej rady dla corki. - Warszawa, 1883.

9. Zmichowska N. Slowo predwst?pne do dziel dydyaktycznych pani Hoffmanowej // Dziela Klementyny z Tanskich Hoffmanowej. Red. N. Zmichowska. - Warszawa, 1876.

10. Zmichowska N. Pisma Gabryelli. Warszawa, 1861. Idem. Poganka. Krakow, 1930. Idem. Wolne chwile Gabryelli. Poznan, 1845.

Хантуева Екатерина Анатольевна - аспирант исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: eakhant-nueva@gmail.com

Khantueva Ekaterina Anatolievna - post-graduated student at the Moscow State University Faculty of History.

УДК 947: 352 (571.551) Б.В. Михеев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГИНСКОГО ИНОРОДЧЕСКОГО ВОЛОСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД С 1915 ПО 1917 г.

В статье дается характеристика деятельности Агинского инородческого волостного правления в период Первой мировой войны.

Ключевые слова: война, волость, староста, крестьянин, казак, реквизиция, губернатор, Пандидо Хамбо-лама, комитет, буряты.

B.V. Mikheev ACTIVITY OF AGINSK INDIGENEOUS DISTRICT ADMINISTRATION DURING THE PERIOD FROM 1915 THROUGH 1917

In the article the characteristic of Aginsk indigeneous district administration during the period of the First World war is given.

Keywords: war, volost (district), headman, peasant, Cossack, requisition, governor, Pandito Hambo-Lama, committee, Buryats.

Проблема участия забайкальцев в Первой мировой войне 1914-1917 гг. остается еще слабо изученной. В советской историографии можно выделить коллективный труд «История Бурят-Монгольской АССР» т. II, где рассматриваются вопросы участия забайкальского казачества в боевых

действиях и реквизиция коренного населения на тыловые работы. Интересна работа Л.М. Дамешека «Внутренняя политика царизма и народы Сибири XIX - начала ХХ вв.», вышедшая в 1986г., где дан анализ проведенной реквизиции бурят на тыловые работы. В работах Л.М. Горюшкина «Крестьянство Сибири в эпоху капитализма» и «Крестьянское движение в Сибири 1914-1917гг. Хроника и историография» дается анализ влияния войны на крестьянское хозяйство в годы войны, форм и территориальных особенностей крестьянского движения.

В работе Ю.П. Горелова «Сибиряки на защите Отечества в войнах нач. ХХ в.» рассматриваются формы помощи общественных организаций и населения Сибири защитникам в войнах начала ХХ в., в том числе и в Забайкальской области.

Целью данной статьи является показать деятельность Агинского инородческого волостного правления на основе впервые введенных в научный оборот архивных источников.

В фонде 131 - Агинское инородческое волостное правление Читинского уезда Забайкальской области - в Национальном архиве Республики Бурятия содержатся обширные сведения о помощи бурятского населения в период войны 1914-1917гг. Это материалы по сбору овчин для воинских чинов за 1915г.; протоколы совещаний о сборе зерна нового урожая в пользу беженцев за 1915-1916гг.; данные о мобилизации лошадей и конных повозок. Также имеются сведения о призыве инородцев на военно-тыловые работы 1916-1917гг.

Основываясь на материалах Национального архива Республики Бурятия, была предпринята попытка охарактеризовать помощь Агинского инородческого волостного правления воинам-соотечественникам в годы Первой мировой войны.

Агинское инородческое волостное правление было образовано в начале 1904г. и подчинялось непосредственно крестьянскому начальнику второго участка Читинского уезда Забайкальской области. Основной отраслью сельского хозяйства Забайкалья являлось животноводство. Оно сложилось издавна в соответствии с природно-климатическими условиями. Это наличие обширных лугов и пастбищ, большой опыт бурятского населения заниматься животноводством. Земледелием занималась приблизительно третья-четвертая часть хоринцев, селенгинцев и кударинцев. Агинцы в основном были скотоводами. Промыслы и ремесла (охота, рыболовство, лесной промысел, извоз, кузнечество, плотничество, обработка продуктов животноводства) имели подсобное хозяйственное значение [1].

13 июля 1915 г. читинский уездный начальник в обращении к агинскому инородческому старшине писал, что цугольский инородческий старшина предлагает организовать сбор среди инородческого населения овчин для пошива шуб воинским чинам, находящимся на фронте. Одобрив предложение, уездный начальник предлагает привлечь население к пожертвованию выделанных овчин и по окончании сбора немедленно сообщить ему, чтобы совместно с другими волостными инородческими старшинами сдать их на станцию Борзя по адресу Пристава 2 стана Акшинского уезда [2].

7 октября 1915г. волостной сход постановил организовать по волости сбор овчин и козьих шкур. Шкуры могли приниматься в любом виде (выделанные, невыделанные). Контроль должны были осуществлять особо избранные лица по волостям [3].

29 ноября 1915г. главному начальнику станции Могойтуй Забайкальской железной дороги от Агинского инородческого волостного правления было передано овчин выделанных - 151 штук и невыделанных - 455 штук; козьих шкур выделанных - 140 штук и невыделанных - 240 штук; телячьих шкур выделанных - 21 и невыделанных - 4 штуки; 6 штук заячьих шкур, 6 штук - шкур козули; 5 штук - тарбаганьих шкур; 5 штук шкурок ягненка и 8 пар рукавиц. Таким образом можно сделать вывод, что шкуры принимались разных животных и в любом виде из-за нехватки времени и тяжелого экономического положения. Всего было собрано 1033 штуки шкур на сумму 1466 р. 20 к. [4]

Все мероприятия по сбору средств контролировало Общебурятское общество по сбору пожертвований больным и раненым воинам, председателем правления являлся Бандида-Хамбо-лама Итигэлов. Считается, что Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 г. Грамотой от 11 апреля 1911 г. Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. Находясь на посту Бандидо Хамбо-ламы ламского духовенства Восточной Сибири Итигэлов организовал сбор средств для строительства в г. Петрограде бурятского лазарета для больных и раненых воинов [5].

12 января Агинское волостное правление отправляет пожертвования, собранные с населения в целях пошива шуб для воинских чинов на ст. Борзя, а именно: 201 шкура овчины, 161 козья шкура, 5 шкур дикой козы, 25 шкурок зайца, 24 телячьи шкуры и 1 старая бурятская шуба [6].

С осени 1916 г. по Агинской волости организовывается однодневный сбор денег, одежды и других непортящихся предметов в пользу беженцев [7]. За 10 месяцев войны Комитетом Великой Княжны

Татьяны Николаевны было собрано 7 миллионов рублей за счет участия казны, благотворительной лотереи, пожертвований земств, городов, разных организаций, торговых предприятий, школ, горожан и частных лиц. Но крестьянское население до этого времени не принимало участия в сборе пожертвований. Поэтому Комитетом был предпринят особый сбор «Ковш зерна нового урожая» для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий [8].

2 ноября был организован Комитет по сбору, в который вошли старейшины, все булучные старосты, их помощники и другие почетные лица. Комитет принял решение собирать пожертвования мясной продукцией, так как население занимается в основном скотоводством [9]. 26 ноября 1915 г. Комитет предложил господину крестьянскому и инородческому начальнику второго участка Читинского уезда собранное мясо продавать на местах и таким образом весь сбор обратить в деньги [10].

28 января 1916г. господину крестьянскому и инородческому начальнику второго участка Читинского уезда был представлен отчет, что за время проведения мероприятия «Ковш зерна нового урожая» было собрано всего 349 р. 92 к., из них 100 р. представлено господину Читинскому уездному начальнику, а 225 р. 34 к. - господину крестьянскому и инородческому начальнику [11].

В апреле 1916г. Агинское волостное правление должно было поставить лошадей ростом не ниже 1 аршина 14 вершков для пополнения казачьих отделений конского запаса, в том числе 138 лошадей для второго отделения, находящегося в г. Чите. 10 мая 1916г. утром на станцию Оловянная лошади были доставлены [12].

По Забайкальской области за верховую лошадь и лошадь, годную для запряжки орудий и зарядных ящиков, платили 181 р.; за лошадь упряжную, годную для запряжки обоза, - 116 р., а за лошадь ниже 1 аршина 14 вершков - 87 р. [13]. Было доставлено от Хори-Бурятской волости 38 лошадей; Кункурского булука - 35 лошадей; Будалакского булука - 12; Дылгырского булука - 10; Хангилак-ского булука - 10; Судунтуевского - 10; Хойто-Агинского - 12; Урдо-Агинского - 10; Агинского селения - 5. Всего 142 лошади [14]. В июне по волости у населения было лошадей ростом от 13 до 14 вершков - 108 голов; от 14 до 2 аршин - 569 голов; а от 2-х аршин и выше - 15, итого - 692 лошади [15].

В июле 1916г. вышел указ царя о «реквизиции» бурят-монголов на тыловые работы. По закону о «реквизиции» в первую очередь подлежали призыву лица от 19 до 31 года. От призыва освобождались должностные лица волостных и сельских управлений, лица, состоящие на государственной службе, учителя, воспитанники учебных заведений, ламы. Буряты, которые находились за границей, должны были подлежать реквизиции по возвращении в пределы империи [16].

По распоряжению Его Императорского высочества верховный начальник санитарной и эвакуационной части принц Ольденбургский от 2 ноября 1916 г. постановил реквизируемых инородцев, больных чесоткой и нуждающихся в лечении, оставлять на излечении в ближайших военно-врачебных заведениях или в гражданских больницах за плату из казны [17].

По обязательному постановлению иркутского генерал-губернатора от 21 ноября 1916 г. буряты, уклоняющиеся от работ и не исполняющие требования учреждений, в ведении которых они находятся, подвергались денежному взысканию до трех тысяч рублей или аресту до трех месяцев, или заключению в тюрьму на тот же срок [18].

С августа 1916г. Агинское волостное правление из кассы общественного мирского капитала оказывало бедным бурятам, призываемым на тыловые работы, денежную помощь, чтобы прибрести одежду и обувь. Под расписку помощь была оказана 203 нуждающимся бедным бурятам на сумму 3059 р. По возвращении домой заемщики должны были возвратить взятую сумму из заработной платы, если же суммы будет недостаточно для покрытия ссуды, то заемщик обязан был погасить из собственного имущества [19].

В сохранившихся письмах буряты писали о своем положении на тыловых работах. Они прибыли в Архангельскую область 20 октября 1916г. Из агинцев, урульгинцев и армакцев было образовано 10 сотен по 104 человека в каждой. Администрация должна была организовать питание, доставку обуви и одежды по умеренным ценам за счет жалованья. Устанавливалась плата за работу 1 рубль в сутки, а плотники и прочие ремесленники - 60 рублей в месяц. В основном работа заключалась в копании окопов, постройке бараков и т.п. [20] В письме от 19 ноября 1916г. буряты рассказывают о том, что работа в основном легкая, но грязь и сырость делают ее трудной и тяжелой. Из 1090 человек из-за неимения обуви не выходит на работу около 500 человек. Тем, кто был без обуви, выдавались портянки и лапти. Работали без выходных и праздничных дней, в воскресенье работали с 7-00 до 14-00 ч. без перерыва. Из-за сырости в бараках гнила и плесневела одежда [21].

В конце ноября военный губернатор Забайкальской области получил записку из действующей армии от уполномоченного ламы и сотников бурятской 202-й рабочей партии, собранных из Онгозон-ской, Гочитской, Армакской, Селенгинской, Чикойской и Закаменской волостей. Прибывших 23 октября в Минскую губернию бурят разместили в бараках, питание было хорошим. Работа заключалась в рытье окопов. Отношение начальства хорошее, доброжелательное [22].

Таким образом, обзор деятельности Агинского волостного правления позволяет сделать вывод, что буряты, несмотря на всю тяжесть войны, оказали значительную помощь в организации сборов добровольных пожертвований на нужды армии. Так как большинство населения занималась скотоводством то и помощь оказывалась в основном продукцией животноводства. Собирались шкуры овец для пошива шуб, мясо, производилась мобилизация лошадей. Для оказания помощи беженцам был проведен сбор денежных пожертвований, землякам, призванным на тыловые работы, выдавались общественные деньги для приобретения обмундирования.

Литература

1. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. 131. Он. 1. Д. 11. Л. 12; Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX-XX вв. Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период). Историко-этнографический очерк. - Улан-Удэ, 1992. - С. 8.

2. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 477. Л. 1, 3, 33.

3. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 477. Л. 4.

4. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 477. Л. 39, 43.

5. В 1917 г. Итигэлов оставил ност Пандидо Xамбо-ламы. 15 июля 1927г. Итигэлов в состоянии медитации погрузился в нирвану. В нозе лотоса, в которой Xамбо-лама перестал дышать, тело похоронили в бумхане (кедровом коробе) в местности Xухэ-Зурхэн. Перед уходом он отдал распоряжение как его похоронить и когда навещать - первый раз через 30 лет. Ламу извлекли из земли в 2002 г., перевезли в Иволгинский дацан, поместили в стеклянный саркофаг. Удивительным был тот факт, что тело, похороненное в 1927 г., не только не разложилось, но и сам лама выглядел как живой // Будаева Т.В. XII Пандидо Xамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов (1852-1927) // Бурятия: люди, события, памятные места (путеводитель). -Улан-Удэ: Изд-во БГСXА, 2009. - С. 137-139.

6. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 477. Л. 52.

7. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 482. Л. 1.

8. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 482. Л. 3.

9. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 482. Л. 5.

10. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 482. Л. 35.

11. НАРБ. Ф. 131. Он. 1. Д. 482. Л. 55.

12. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1. Д.501. Л. 1. 1 аршин равнялся 71,12 см, 1 вершок - 4,44 см.

13. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1, Д.501, Л. 7.

14. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1, Д.501, Л. 8 ОБ.

15. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1, Д. б45, Л. 7

16. Там же. Л. 75.

17. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1. Д. б45. Л. 1.

18. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1. Д. б45. Л. 91

19. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1. Д. 510. Л. 25, б3.

20. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1. Д. б45. Л. 1б, 1б об.

21. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1. Д. б45. Л. 15, 15 об.

22. НАРБ. Ф. 131. ОП. 1. Д. б45. Л. 101, 101 об.

Михеев Баир Викторович - аспирант кафедры истории Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиннова, г. Улан-Удэ. E-mail: klio1976@mail.ru

Mikheev Bair Victorovich - postgraduate of the department of History in Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude.

УДК 614.(091)(571.54) Д.С. Данилова

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА В СОВЕТСКОЙ БУРЯТИИ (1918-1940 гг.)

Новый этап реорганизации пожарной охраны в России начался в ноябре 1917 г. Был принят ряд важнейших документов по организации пожарной службы. К 1933 г. в Бурятии сложился гарнизон пожарной охраны. Период реформ практически завершился в 1935 г.; пожарные подразделения были переданы в ведение НКВД.

Ключевые слова: тушение пожара, пожарная охрана, борьба с огнем, страховое дело, предотвращение, добровольная пожарная охрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.