Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 11 (265).
История. Вып. 50. С. 119-122.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДЕБЮТ
Б. В. Михеев
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ БУРЯТ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В статье рассматриваются акции благотворительности автохтонного населения Забайкалья в период Первой мировой войны.
Ключевые слова: буряты, дацан, лама, староста, Первая мировая война, помощь армии, фронт, пожертвования, Красный Крест, Забайкалье.
Проблема участия жителей Забайкальской области в Первой мировой войне 1914— 1918 гг. остается еще слабо изученной. Военные события, в которые была втянута Российская империя, произошедшие в начале ХХ в., нашли свое отражение в исследованиях российских историков В. А. Золотарева. Н. Н. Смирнова, Г. Л. Воскобойников1. Прежде всего, это обобщающие работы, посвященные войне. Хотя основной упор в них делается на исследовании боевых действий в Первой мировой войны, но в некоторых работах затрагиваются действия сибирских и забайкальских формирований на фронте и в тылу.
Сибирскому тылу посвящена работа Ю. П. Горелова, в которой автор, рассматривая вопросы мобилизации, организации помощи раненым, семьям запасных, семьям погибших, выделяет подъем патриотических чувств у населения, а также развитие сибирской благотворительности на нужды армии2.
Проблема участия населения
Забайкальской области в период военных действий активно рассматривается в последнее время. В работах В. Б. Базаржапова, Ж. Т. Тумунова были рассмотрены вопросы участия забайкальских воинов-бурят в различных военных конфликтах Российской империи. Впервые тема реквизиции бурят на тыловые работы была изложена в статье Б. Ц. Жалсановой, автор описал, в каких тяжелых условиях пришлось работать реквизированному коренному населению3.
Цель данной статьи - рассмотреть содержание благотворительных акций бурятского народа Забайкальской области в период Первой мировой войны. Основываясь на материалах Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ) и Государственного архива
Забайкальского края (ГАЗК), предпринята попытка охарактеризовать помощь бурятского народа в годы Первой мировой войны. В научный оборот введены материалы фондов ГАРБ - Агинского инородческого волостного правления (Ф. 131); Баргузинского инородческого волостного правления (Ф. 32); Галзотского инородческого волостного правления (Ф. 245).
В начале ХХ в. Забайкальская область являлась в промышленном отношении одной из отсталых окраин Российской империи. Общая площадь области составляла 56 миллионов десятин или около 540 тысяч квадратных верст. В административном отношении область была разделена на
8 уездов: Баргузинский, Верхнеудинский, Селенгинский, Троицкосавский, Читинский, Акшинский, Нерчинский и Нерчинско-Заводской. Население Забайкалья делилось в основном на 11 сословий. Наиболее многочисленными являлись представители трех групп населения: это крестьяне, казаки и коренное население. К автохтонному населению в Забайкальской области принадлежали буряты и эвенки4.
Первая мировая война оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое состояние России и ее национальных окраин. Для удовлетворения нужд фронта правительству страны в этих условиях необходимо было мобилизовать весь экономический потенциал своих регионов, перевести все народное хозяйство на военные рельсы в целях преодоления обозначившегося вскоре после начала боевых действий кризиса снабжения армий. В годы войны повысилась роль Забайкальской области в обеспечении фронта и оборонных промышленных предприятий различными видами промышленного и сель-
скохозяйственного сырья. В период войны с территории Забайкалья были мобилизованы казаки и русская часть мужского населения. Автохтонное население в этот период времени не подлежало воинской повинности и, начиная с июня 1916 г., использовалось на тыловых работах.
С первых дней войны по распоряжению Главного управления Российского общества Красного Креста проводится работа по сбору средств жертвам войны. В оказании помощи принимают участие высшие лица области. Администрация, военный губернатор Иркутской губернии обращаются к буддийскому духовенству с просьбой провести среди населения сбор средств на содержание лазаретов и на военные цели. По инициативе Пандидо-Хамбо-ламы Итигэлова было создано Общебурятское общество по сбору пожертвований на помощь больным и раненым воинам, куда вошли около 120 духовных и светских лиц. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130 тыс. р., а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности. Председателем правления являлся Пандидо-Хамбо-лама Итигэлов. Находясь на посту Пандидо-Хамбо-ламы ламского духовенства Восточной Сибири, Итигэлов организовал сбор средств для строительства в городе Петрограде бурятского лазарета для больных и раненых воинов5.
19 октября 1914 г. в селе Кульское Хоринского аймака Верхнеудинского уезда Забайкальской области проводились сборы добровольных пожертвований на нужды воздушного военного флота. Сбором занимались почетные инородцы. Так Насыревым -Никольским сельским старостой, Цыреновым
- Ойбонтовским булочным старостой и Жаргалантийским булочным старостой -Самлевым было собрано с населения 33 р. 95 коп., всего было собрано на воздушный флот - 49 р. 75 коп.6.
Волостной сход (Галзотской инородческой волости), прошедший 30-31 октября, принял решение организовать сбор добровольных пожертвований через булочных и сельских старост при участии лам Анинского дацана на военные нужды. Поступившие средства распределялись следующим образом: 10 % в пользу Красного Креста; 10 % на нужды воздушного флота; 40 % обще-областной организации помощи семьям, призванных по мобилизации в
действующую армию, и 40 % в распоряжение ПандидоХамбо-ламы ламского духовенства Восточной Сибири в целях устройства в городе Петрограде бурятского лазарета для больных и раненых воинов7.
24 декабря 1914 г. было отправлено 300 р. для зачисления в депозит Военного губернатора Забайкальской области для образования фонда на посылку лазарета от населения Забайкальской области на Кавказ в действующую армию. В этот же день было выслано 423 р. 43 коп. пожертвований в пользу Красного Креста. Деньги были переведены в Петроградскую контору Государственного банка на счет Российского Красного Креста. В Забайкальское отделение комитета её императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны было выслано 1000 р. для оказания помощи семьям лиц, призванных на войну в городе Чита. Восьмого декабря 1915 г. Главному мировому судье в Читинский окружной суд было отправлено 74 р. 73 коп., пожертвованные на приобретение белья для воинов8. Помощь для больных и раненых воинов оказывалась всеми инородческими волостями. Так, 13 июля 1915 г. Читинский уездный начальник в обращении к Агинскому инородческому старшине писал, что Цугольский инородческий старшина предлагает организовать сбор овечьих шкур для пошива шуб воинским чинам среди бурятского населения. Одобрив предложение, уездный начальник предлагает привлечь население к пожертвованию выделанных овчин и по окончанию сбора немедленно сообщить ему, чтобы совместно с другими волостными инородческими старшинами сдать их на станцию Борзя Акшинского уезда9.
Сбором добровольных средств за-
нимались в основном состоятельные люди. В Баргузинской волости ширетуем Баргузинского дацана Бадмаевым было собрано 1845 р. 51 коп. Собранные деньги предназначались для строительства первого бесплатного санатория для больных и раненых, на развитие воздушного флота и обеспечение нужд беженцев. Кроме того, было собрано 5 пудов 22 фунта шерсти и 79 выделанных шкур овец. На содержание Петроградского лазарета, предназначенного для бурят, было потрачено 3364 р. 50 коп., ими было пожертвовано также 625 р. на оказание помощи семьям запасных нижних чинов и 20000 р. на нужды раненых и больных воинов10.
В сентябре 1915 г. Пандидо Хамбо-лама Итигэлов в отчете губернатору сообщал, что бурятами с сентября 1914 г. по 15 мая 1915 г. было пожертвовано 74010 р. 48 коп. Часть средств была направлена губернатору, остальная сумма была поделена между Петроградским бурятским лазаретом, Красным крестом, Всероссийским союзом городов, Сибирским обществом и разными комитетами11.
Там, где не получалось осуществить денежные сборы, собирались пожертвования шкурами животных. Седьмого октября 1915 г. Агинский волостной сход постановил организовать по волости сбор овчин и козьих шкур. Шкуры могли приниматься в любом виде (выделанные, невыделанные). Контроль должны были осуществлять специально избранные лица по волостям. 29 ноября 1915 г. Главному Начальнику станции Могойтуй Забайкальской железной дороги от Агинского инородческого волостного правления было передано овчин - 606 штук; козьих шкур -380 штук; телячьих шкур - 25 штук; 6 штук заячьих шкур, 6 штук - шкур козули; 5 штук
- тарбаганьих шкур; 5 штук шкур ягненка и 8 пар рукавиц и одна старая шуба. Всего было собрано 1033 шкуры на сумму 1466 р. 20 коп. За весь период времени агинскими бурятами было собрано более трех тысяч шкур для пошива полушубков12.
2 ноября был организован комитет по сбору средств, в который вошли старейшины, все булучные старосты и их помощники, а также другие почетные лица. Комитет принял решение собирать пожертвования мясной продукцией, так как население занимается в основном животноводством. 26 ноября 1915 г. комитет выдвинул предложение продавать собранное мясо на местах. Было продано мяса на сумму 349 р. 92 коп.13
На нужды армии было реквизировано много лошадей. В апреле 1916 г. Агинское волостное правление должно было поставить лошадей ростом не ниже 1 аршина 14 вершков, для пополнения казачьих отделений конского запаса, в том числе 138 лошадей для второго отделения, находящегося в городе Чита14.
По Забайкальской области за верховую лошадь и лошадь, годную для запряжки орудий и зарядных ящиков, платили 181 р.; за лошадь, годную для запряжки обоза, - 116 р., а за лошадь ниже 1 аршина 14 вершков - 87 р.
Волостное правление распределяло этих лошадей по булучным обществам в зависимости от наличного поголовья лошадей в том или ином булуке. Богатым хозяйствам давали персональную разнарядку15.
Таким образом, в годы войны жители Забайкальской области активно помогали солдатам, мобилизованным на войну, оказывали значительную помощь в организации сборов добровольных пожертвований на нужды армии. Так как большинство населения занималось скотоводством, то и помощь оказывалась в основном продукцией животноводства: собирались шкуры овец для пошива шуб, мясо, производилась реквизиция лошадей. Для оказания помощи беженцам был проведен сбор денежных пожертвований; землякам, призванным на тыловые работы, выдавались общественные деньги для приобретения обмундирования.
Примечания
1 Война и общество накануне и в период Первой мировой войны : в 3 т. / под ред. В. А. Золотарева. М. : Наука, 2008. Т. 1. 611 с.; Смирнов, Н. Н. Слово о забайкальских казаках. Волгоград, 1994. 608 с.; Воскобойников, Г. Л. Казачество в Русско-японской войне (1904-1905 гг.). Ростов н/Д, 1995. 140 с.
2 Горелов, Ю. П. Сибиряки на защите Отечества в войнах нач. ХХ в. : монография. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. 388 с.
3 Базаржапов, В. Б. Буряты на службе Отечеству. Улан-Удэ : Бурят. книж. изд-во, 2005. 152 с.; Тумунов, Ж. Т. Агинцы в войнах за Родину. Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2005. 186 с.; Жалсанова, Б. Ц. Из истории реквизиции бурят в Архангельскую губернию в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.) // Иркут. ист.-экон. ежегодник. Иркутск, 2007. С. 121-124.
4 Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 19. Оп. 1. Д. 90. Л. 1.
5 Благословенный дворец ПандидоХамбо Ламы Итигэлова. с. Верхняя Иволга, 2009.
5 с.; Даши-ДоржоИтигэлов - ПандитоХам-бо-лама XII (1852(?)-1927) - бурятский религиозный деятель; с 1911-1917 г. - глава буддистов Восточной Сибири. (ПандидоХамбо-лама (от санскр. ‘пандит’ - ученый) - титул главы Духовного Управления буддистов в Забайкальской области (с XVIII в.)). Считается,
что Даши ДоржоИтигэлов родился в 1852 г. в местности Улзы-Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Ивол-гинского района Республики Бурятия). Тем не менее, ламы предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает и не знал, кто его мать. У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений. Мальчик рос сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками. Даши-ДоржоИтигэлов был признан перерожденцем Дамба-ДоржоЗаяе-ва, первого ПандитаХамбо-ламы. В 1917 г. Итигэлов оставил пост ПандидоХамбо-ламы. 15 июля 1927 г. Итигэлов в состоянии медитации погрузился в нирвану. В позе лотоса, в которой Хамбо-лама перестал дышать, тело похоронили в бумхане (кедровом коробе) в местности Хухэ-Зурхэн. Перед уходом он отдал распоряжение, как его похоронить и когда навещать, - первый раз через 30 лет.
Ламу извлекли из земли в 2002 г., перевезли в Иволгинский дацан, поместили в стеклянный саркофаг. Удивительным был тот факт, что тело, похороненное в 1927 г., не только не разложилось, но и сам лама выглядел, как живой. Цит. по: Будаева, Т. В. XII ПандидоХам-бо-лама Даша-ДоржоИтигэлов (1852-1927) // Бурятия : люди, события, памятные места (путеводитель). Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2009. С. 137-139.
6 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 245. Оп. 3. Д. 63. Л. 4, 4 об.
7 Там же. Л. 5.
8 Там же. Л. 10, 13, 69.
9 Там же. Ф. 131. Оп. 1. Д. 477. Л. 1, 3, 33.
10 Там же. Ф. 32. Оп. 1. Д. 152. Л. 6, 8; ГАЗК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7038. Л. 2.
11 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7038. Л. 4.
12 НАРБ. Ф. 131. Оп. 1. Д. 477. Л. 4, 39, 43.
13 Там же. Д. 482. Л. 5, 35, 55.
14 Там же. Д. 501. Л. 1.
15 Там же. Л. 7, 8 об.