Научная статья на тему 'Зарождение радиовещания в Приамурье'

Зарождение радиовещания в Приамурье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМУРСКОЕ РАДИО / ИСТОРИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ В ПРИАМУРЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышев Иван Евгеньевич

Из истории становления радиовещания в Приамурье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарождение радиовещания в Приамурье»

УДК 654.197

И.Е. Чернышев

ЗАРОЖДЕНИЕ РАДИОВЕЩАНИЯ В ПРИАМУРЬЕ

Из истории становления радиовещания в Приамурье.

This article is devoted to the history Amur radio of the initial period. There are all the stages of those process reflected.

Первая газетная информация об амурском радио, обнаруженная автором в Государственном архиве Амурской области, в газете «Амурская правда» за 6 ноября 1926 г., называется «Радиолюбительство в г. Зее»: «В гор. Зея радиолюбители распространяют листовку с призывом записываться в ячейку общества «Друзей радио»1. Ячейка радиолюбителей уже организована. На свои взносы ячейка думает приобрести радиогромкоговоритель и поставить его в клубе, что даст возможность услышать передачу станции «Коминтерн» в Москве».

Упоминание о зейских радиолюбителях встречается также в «Амурской правде» за 9 декабря того же года в следующей информации: «Дворец труда. При клубе созданы и работают кружки, в особенности отличаются своей деятельностью кружок шахматистов и, за последнее время, радиолюбителей». К сожалению, дальнейшее развитие Зейской ячейки ОДР по газетным публикациям не прослеживается.

Первую информацию по радиолюбительству в Благовещенске автору удалось найти в Государственном архиве Амурской области при помощи амурского краеведа и энтузиаста истории радио А. Щербаня. «Амурская правда» от 16 ноября 1926 г. в материале «Радио в Благовещенске» сообщала: «11 ноября в кабинете председателя окрисполкома состоялась организационное заседание кружка радиолюбителей. Постановлено создать при коллективе служащих окрисполкома ячейку и избрано организационное бюро из 5 лиц под председательством т. Вольского». Следует заметить, что Вольский был председателем окружного исполнительного комитета.

Очевидно, работа радиокружка получила плодотворное развитие, потому что в декабре 1926 г. из Владивостока в Благовещенск приехал заведующий Владивостокской широковещательной радиостанцией Черепнин. Целью его визита была популяризация идей радиовещания. «У нас на Амуре радио еще не привилось, - писала «Амурская правда» 25 декабря 1926 г. - В этом отношении мы отстали даже от всех городов нашего края. Тем самым приезд тов. Черепнина имеет большое значение. Тов. Черепнин привез с собой шестиламповый американский приемник, испытания которого уже проводилось в помещении 1-й пожарной команды. Прием Владивостокской широковещательной радиостанции и японских убеждает нас в том, что в Благовещенске есть все возможности для развития радиолюбительства. Несмотря на дальность расстояния, слышимость хорошая. 22-го декабря испытание проводилось специально для представителей общественных и советских организаций. Специально Владивостокская станция передала концерт»2.

До наших дней не сохранилась информация о том, как 22 декабря 1926 г. проходила демонстрация возможностей радио «специально для представителей общественных и советских организаций», однако осталось описание испытаний «в помещении 1-й пожарной команды». Некто В. Неверин освещает данное событие следующим образом:

«Пожарники сидели в ряд на скамейке, напротив ярко-красных машин. В помещении пахло гарью недавних пожаров и бензином. Маленькая дверь в улицу со скрипом открывалась, впуская

новых людей и крепкий морозец. Пожарники весело разговаривали, изредка бросая навстречу приходящим отрывки слов. В другой половине в красном уголке устанавливали скамейки.

На стене часто и надрывно звонил телефон.

Молодой пожарник-дежурный нервно вскакивал со стула, крутил ручку и громким голосом кричал в трубку:

- Первая пожарная. Слушаю.

В красном уголке скамейки густо наполнились. Тихо. Все ждут. Группа молодых людей принесла продолговатый коричневый ящик. Поставили на стол. Внимание сидящих устремилось к нему. Любопытные приподнялись со своих мест.

- Вы были вчера на испытании?

- Нет.

- Я был. Прекрасно слышно. Японцы... Интересно...

В разговор двух вмешиваются:

- Тише, товарищи, не мешайте.

- Но ведь они еще не настроили.

За столом приготовились. Потом в комнате послышались хрипловатые звуки. Поймали. Все насторожились. Несколько минут непонятного шума со свистом и через пасть рупора отчеканились слова:

- Владивостокская широковещательная станция. - Слушайте. Слушайте. Слушайте. По сообщениям американского консула, положение в Ханькоу. Москва. 21. Комитет пропаганды. хррр. хррр. хррр.

И совсем неожиданно рупор выбросил гортанные звуки, - это говорила Япония. По лицам пробежала улыбка. Странно. В Благовещенске слушаем Страну восходящего солнца!

Но радио не знает границ.

И снова понятные слова:

- Александровск-на-Сахалине. Бушевавший в течение двух недель шторм утих.

Приемник принимает хорошо. С Владивостокской станции сообщили, что с семи часов

передадут концерт. Объявлен пятиминутный перерыв.

Минуты ожидания, и комната наполнилась приятными звуками марша. Играл оркестр Владивостокской радиостанции»3

Свое радио в Приамурье впервые появилось в конце 1926 г. Инициатором и пропагандистом радиознаний среди благовещенцев стал преподаватель водного техникума Борис Петрович Чепурин. Сведения о нем получены из музея Амурского филиала Морского государственного университета им. А.Г. Невельского благодаря его заведующему В.М. Левченко.

В 1913 г. Б.П. Чепурин, окончивший Киевский политехнический институт с дипломом инженера-электротехника, был принят на службу в Харьковское отделение акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» на должность монтажного инженера, где проработал до осени 1920 г. В августе 1920 г. Чепурин был зачислен в Главный Морской штаб, располагавшийся в Москве, а в ноябре того же года был командирован в Сибирскую военную флотилию в город Иркутск на должность помощника начальника технического отдела.

13 марта 1921 г. Сибирская флотилия была переброшена в Благовещенск для слияния с Амурской военной флотилией. Борис Петрович вместе со штабом переехал в Приамурье. С 1 апреля 1921 по 2 января 1922 г. он состоял в должности начальника технического отдела Благовещенского отделения главного порта морских сил ДВР, а со 2 января по 12 апреля - заведующего частью шкиперского и инженерного снабжения Народно-революционного флота Дальневосточной

Республики. Позднее по состоянию здоровья он уволился со службы и 2 декабря 1923 г. был принят преподавателем электротехники в Благовещенский водный техникум. В 1936 г. его назначили начальником радиотехнической специальности. В личном деле4 Борис Петрович характеризуется как «преподаватель, имеющий глубокие знания в своей дисциплине и прекрасно владеющий методиками преподавания». С 1947 по 1953 гг. он избирался депутатом Благовещенского городского Совета народных депутатов второго и третьего созывов. За свой труд Б.П. Чепурин награжден медалями «За трудовое отличие» (1944) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). В 1953 г. по состоянию здоровья он уволился из Благовещенского речного училища. Умер Борис Петрович в 1962 г. в возрасте 76 лет.

В водном техникуме Б.П. Чепурин увлекся радиоделом. Именно здесь к январю 1927-го и был сконструирован первый в Благовещенске радиоприемник. Об этом «Амурская правда» в рубрике «Радио у нас» дала короткую заметку: «В Водном Техникуме установлена радиостанция с приемником на короткую волну. Радиостанция хорошо принимает Владивосток, Токио, Осаку, Нагойю. С установкой громкоговорителя появилась возможность слушать концерты вышеуказанных станций достаточному количеству слушателей. Большинство приборов радио изготовлено на месте заведующим станции инженером Б.П. Чепуриным. В работах по установке станции принимает широкое участие кружок радиолюбителей при Водном техникуме. При слушании Владивостока иногда мешают искровые радиостанции своим шипением, но это надеемся исправить и в скором времени будем слушать радиоконцерты без всяких примесей»5.

К началу работы Дальневосточной радиостанции в Хабаровском округе, в состав которого входила Амурская область, было всего 22 приемника. В Амурском округе их было еще меньше. В газете «Амурская правда» под рубрикой «Радио у нас» сообщалось: «4 октября репродуктор был установлен на телефонной станции, принявшей радиоконцерт Хабаровской радиостанции. Опыт оказался настолько успешным, что немедленно была проведена первая проба передачи концерта на телефоны. 5 октября начаты опыты приема на клубные репродукторы (усилители). В субботу и воскресенье 20 и 21 октября Хабаровская радиовещательная станция передавала из театра оперу «Кармен». Слышимость очень хорошая»6.

Б.П. Чепурин стал инициатором создания в Благовещенске и местного отделения ОДР. В апреле 1927 г. к энтузиастам из водного техникума присоединился клуб связистов, и к ноябрю в Благовещенске работали уже 12 приемных устройств.

Большинство радиолюбителей той поры пользовались детекторными радиоприемниками. Они представляли собой простейший прибор, принимающий сигналы какой-либо радиостанции, преобразуя их (без усиления по мощности) в колебания звуковой частоты при помощи кристаллического детектора. Основные элементами в нем были: перестраиваемый по частоте колебательный контур, кристаллический детектор и головной телефон. Собирали их чаще всего по схемам, опубликованным в различных журналах. В одном из них («Радиотехнике») был описан простейший детекторный радиоприемник Шапошникова. По воспоминаниям старейшего радиолюбителя из Твери Д.И. Оленева7 самой дорогой деталью этого приемника являлись высокоомные телефонные трубки. Необходим был также кристаллический детектор с пружинкой, которой приходилось отыскивать на кристалле детектора наиболее чувствительную точку. Нужно было намотать на картонный каркас катушку диаметром 12 см и высотой 20 см. Внутри катушки вращался вариометр для точной настройки на станцию, а грубая настройка осуществлялась ползунковым переключателем по контактам, подсоединенным к секциям катушки. Но какая была радость услышать музыку и передачу радиогазеты! Очень громоздкой и трудноисполнимой была наружная антенна высотой 15 м. Существенной частью всего приемного устройства было заземление,

для устройства которого идеально подходило старое оцинкованное ведро, закопанное на 1 м. Нередко передача пропадала; пружинка смещалась от какого-нибудь сотрясения. Чтобы продолжить слушать радио, опять нужно было искать чувствительную точку.

Первыми массовыми слушателями радио в Благовещенске стали владельцы телефонов8, а их в городе тогда насчитывалось всего несколько сотен. Во время трансляции из Хабаровска радиопередачи абонент мог снять трубку и попросить телефонистку подключить радио. При этом пользоваться телефонной связью, пока не закончится передача, он уже не мог.

Для сравнения. Запущенная в эксплуатацию 15 марта 1927 г. на Московской ГТС установка широковещания позволяла абоненту слушать передачи, причем нормальная работа телефонного аппарата совершенно не нарушалась. Установка была связана соединительными линиями с несколькими театрами и залами, передавала одновременно несколько программ, благодаря чему абонент, сделав заранее заказ, мог получить интересующую его передачу.9

Несмотря на некоторое несовершенство из-за чрезвычайно ограниченных технических возможностей, деятельность благовещенских радиофикаторов для своего времени была весьма инициативной и эффективной. Свидетельством этого является заметка, опубликованная в «Амурской правде» 23 октября 1927 г.: «На днях в городе побывал инженер Хабаровской радиостанции товарищ Тимохин. Он ознакомился с местным радиовещанием, с состоянием и перспективами радиофикации и заявил: «Ни один из городов Дальнего Востока не пользовался до сих пор трансляцией радиопередач по телефонной сети, ни один из дальневосточных городов не смог радиофицировать такого количества клубов как Благовещенск, выписавший для них 15 усилителей-рупоров. Можно на основании этих фактов признать Благовещенск в отношении радиофикации первым городом Дальневосточного края, так как не только Хабаровск и Чита, но и Владивосток оказались менее предприимчивыми»10.

В Приамурье радио интересовало не только горожан. Об этом, в частности, свидетельствует информация «Спрос из деревни растет»: ««Кн. Д.» (Книжное дело - И.Ч.) продолжает получать ежедневно по несколько запросов из деревень на радиоустановки. Удовлетворение спроса пока незначительное, но дело должно наладиться» 11.

Советская власть осознавала место радио в жизни населения и пыталась через ОДР направить этот процесс в нужное ей русло.

В мае 1928 г. на заседании Благовещенского городского партийного актива в докладе товарища Малова «Пути культурной революции Амура. Школы-кино-радиоклубы» отмечено: «Что касается радио, то в этом новом для нас деле мы делаем только первые шаги. Всего радиоустановок в округе 34. Запросы и интересы к радио громадные, технические же возможности (аппаратура, работники-специалисты) ничтожны. Слабая работа по радиофикации объясняется никудышней работой Хабаровской радиостанции. Радиообщественность организовалась еще слабо и проявляет только первые попытки своей работы»12. Об усилении партийно-государственного контроля говорит и заметка «Амурской правды» от 9 декабря 1928 г.: «Радиофикация города идет усиленным темпом. Особенно растет число любительских радиоустановок. Между тем плановой работы с любителями не ведется. На следующую конференцию радиолюбителей поставлен вопрос о создании постоянного руководящего центра»13. Очевидно, стремление наладить контроль здесь неслучайно и вызвано тем, что неорганизованное прослушивание различных радиостанций могло усложнить агитационную работу идеологическим отделам партийных органов.

30 ноября 1928 г. в «Амурской правде» появилась крайне важная заметка «Радио в квартиры»:

«ПОКУПАЙТЕ РОЗЕТКИ!

В газете уже писалось о том, что в городе намечена постройка приемо-передаточной станции. Установку станции предполагалось провести не позднее первых чисел декабря, но изменение сметы

ОДР заставило постройку передатчика отложить до весны. Для того чтобы сделать радио более доступным, оргкомитет ОДР намечает налаживание передачи (трансляции) радиовещания в квартиры. До сих пор пользоваться трансляцией могли только те, у кого имеется телефон, причем сильная репродуктовая нагрузка отражалась на слышимости. Теперь трансляция будет производиться по специальным проводам (выделено мной - И.Ч.). При такой постановке исключается необходимость иметь у себя телефонный аппарат: все технические приспособления - розетка и наушники. Стоимость розетки - 85 коп., телефонных наушников - 7 и 10 руб. Желающие пользоваться трансляцией подают заявку об этом в контору городской телефонной станции, которая за особую плату (5 руб. за 10 метров проводки) делают установку. За пользование трансляцией будет взиматься ежемесячная двухрублевая плата. Стоимость же всей установки обойдется не дороже 15 руб. Трансляцией можно пользоваться и через репродуктор (включением его в ту же розетку), но при таких условиях плата за пользование трансляцией обходится дороже - до 6 руб. в месяц».

Информация эта свидетельствовала о начале проводной радиофикации города. А полностью проводным радиовещанием Благовещенск был оборудован к началу 1930-го. 11 января «Амурская правда» сообщала: «В городе сейчас насчитывается 300 трансляционных установок и 90 самостоятельных радиоприемников».

5 апреля 1930 г. начинателю радиодела в Приамурье Б.П. Чепурину был вручен приветственный адрес, в котором, в частности, говорилось: «.Совершенно бескорыстно Вы первый начали пропаганду на далекой окраине радиознаний, благодаря Вашим трудам Водный техникум первый в Благовещенске своими силами установил радиоприемник. Под Вашим непосредственным руководством десятки учащихся Водного техникума в радиокружках приобрели как теоретические, так и практические навыки в радиотехнике»14.

В том же году в городе заработал радиоузел для производства и распространения по проводам местных передач. Для него были отведены несколько комнат в старинном здании на углу улиц Горького и Богдана Хмельницкого. Здесь же в полуподвальном помещении оборудовали вещательную студию и аппаратную, из которой до 1960-го велось благовещенское вещание.

Жанры радиоматериалов Благовещенского радиоузла были, очевидно, весьма разнообразны и охватывали не только информационно-публицистическое программирование и трансляцию музыки с грампластинок. В течение 1931-1932 гг. редакция освоила и собственное художественное радиовещание. Об этом свидетельствует информация о том, что в 1933 г. Благовещенским театром для городского радиоузла «5 раз в месяц выделялись бригады для передачи по радио музыкальных концертов, художественного слова и инсценировок»15.

Таким образом, рассмотренные материалы дают основание утверждать, что своим возникновением Амурское радио обязано в первую очередь деятельности энтузиастов; пионером в становлении радио на Амуре был преподаватель Благовещенского водного техникума Б.П. Чепурин; возникновение и становление в Приамурье радио как средства связи и как средства массовой информации пришлись на 1926-1931 гг. К концу этого периода радио через индивидуальное и общественное радиослушание стало неотъемлемой частью жизни большинства жителей Амурской области. Однако в Приамурье еще отсутствовала единая централизованная областная система радиовещания. Ее формирование стало следующим этапом развития амурской радиофикации.

1 Общество друзей радио - в СССР общественная организация, в 20-30-х гг. объединявшая радиолюбителей.

2 Благовещенск слышит Японию // Амурская правда, 1926, 25 дек.

3 Неверин, В. Слушали.// Амурская правда, 1926, 29 дек.

4 Архив музея Амурского филиала МГУ им. А.Г. Невельского.

5 Амурская правда, 1927, 18 янв.

6 Печ. по: Рябов, Б.П. Слух и глаза, для которых нет расстояний. - Благовещенск, 2002. - С. 4.

7 См: На заре радиолюбительства. Воспоминания старейшего радиолюбителя из Твери Д.И. Оленева. -http://www.r3i.qrz.ru/olenew.htm

8 Печ. по: Рябов, Б.П. Слух и глаза. - С. 4.

9 Друцкий, В. Широковещание по телефону // Радио всем, 1927, сент.

10 Печ. по: Рябов, Б.П. Слух и глаза. - С. 4-5.

11 Амурская правда, 1928, 27 янв.

12 Амурская правда, 1928, 13 мая.

13 К плановой работе // Амурская правда, 1928, 9 дек.

14 Архив ООО «Дальсвязь».

15 Флейс, Е. Рабочий зритель скажет свое слово // Амурская правда, 1934, 17 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.