Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОТОНАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ'

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОТОНАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / АНТИЧНАЯ ПРОТОНАУКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРИЯ / ПРАНАУКА / EMPIRICAL METHOD OF COGNITION / SCIENTIFIC COGNITION / ANTIQUE PROTOSCIENCE / INSTITUTIONALIZATION / THEORY / PRANAYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дадашев А.А., Шанибов А.А.

Статья посвящена вопросу эволюции философских знаний в Древней Греции, которые были предвестниками науки. Автор проводит анализ этапов становления науки и условий зарождение протонауки. Особое внимание было обращено на переход от эмпирического метода к теоретическому исследованию для античной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF PROTOSCIENCE IN ANCIENT GREECE

The Article is devoted to the question of the origin of historical philosophical knowledge in Ancient Greece, which were the harbingers of science. The author analyzes the stages of the formation of science and the conditions of the origin of protoscience. The importance of the transition from the empirical to the theoretical method for the study of ancient science.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОТОНАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

УДК 001.6

Дадашев А.А., доктор философских наук

профессор Шанибов А.А. студент магистратуры ФГБОУВО Кабардино-Балкарский ГАУ направление «Землеустройство и кадастры»

Россия, г. Нальчик ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОТОНАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация: Статья посвящена вопросу эволюции философских знаний в Древней Греции, которые были предвестниками науки. Автор проводит анализ этапов становления науки и условий зарождение протонауки. Особое внимание было обращено на переход от эмпирического метода к теоретическому исследованию для античной науки.

Ключевые слова: метод эмпирического познания, научное познание, античная протонаука, институционализация, теория, пранаука.

Dadashev A.A., doctor of philosophy, Professor

Russia, Nalchik

Shanibov A.A.- Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY direction "Land management and cadastres", undergraduate student

Russia, Nalchik

THE ORIGIN OF PROTOSCIENCE IN ANCIENT GREECE

Annotation: the Article is devoted to the question of the origin of historical philosophical knowledge in Ancient Greece, which were the harbingers of science. The author analyzes the stages of the formation of science and the conditions of the origin of protoscience. The importance of the transition from the empirical to the theoretical method for the study of ancient science.

Keywords: empirical method of cognition, scientific cognition, antique protoscience, institutionalization, theory, pranaya.

В истории науки обычно выделяют две стадии: возникновения и стадию самой науки. Первая, в свою очередь, тоже делиться на две стадии - период донауки и период преднауки. Донаучные знания отражены в мифологии, где происходит слияние предмета с его образом, который мог трансформироваться, изменяя, в свою очередь, и сам предмет. В связи с этим, предмет мог приобретать и не свойственные ему трансформации. Причиной такого восприятия мира, являлась опора на чувственную наглядность, на духовно-личностное отношение к действительности.

Следующий этап развития донаучного знания определяют как переход от логоса к преднауке. Наиболее ярко он проявился в древневосточных цивилизациях - Египте, Месопотамии, Индии и Китае. Знания в это время возникали путем индуктивного обобщения непосредственного практического опыта, не имели дедуктивного и доказательного характера и имели целью

применение на практике. Т.е. знания отличались рецептурным характером.

Для возникновения научного способа порождения знаний вышеназванные цивилизации не подходили, т.к. они не были готовы к изучению необычных, с обыденной точки зрения, предметных связей. Необходим был иной тип цивилизации, с иным типом культуры. Колыбелью подлинной науки считают античную Грецию периода наивысшего расцвета -VI-IV вв. до н.э., а также римский период античности - III в. до н.э.- I в. н.э.

Греки многое переняли у египтян и вавилонян, в частности математические знания, что и позволило им совершить переход от наглядности, эмпиричности к их рациональной теоретической обработке. Можно говорить о переходе от работы с реальными предметами, к работе с моделями (математическими, геометрическими и т.д.), в которых выделялись основные понятия и недоказуемые утверждения, которые они называли аксиомами (от греч. axioma - бесспорная, не требующая доказательств истина). Остальные знания пытались доказать, используя также логику, из чего выводились теоремы (theorema - рассматривать, обдумывать).

Т.е. произошел скачок, переход от эмпиричного изучения и накопления знаний к их теоретическому исследованию. Возникла необходимость логических обобщений.

В отличие от Востока, с рецептурным характером знаний, где они применялись для чисто практических нужд, не были систематизированы, не имели текстового оформления, строго рационального логического обоснования, в античной науке начала развитие «наука доказывающая». В античности сложился иной способ построения знаний - абстрагирование от наличной практики к ее систематизации. Развертывая модели «возможных миров», античная философия в наибольшей степени реализовала эвристическую функцию философского познания, что и послужило необходимой предпосылкой становления науки в собственном смысле слова. Именно в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта и связанных с ним стереотипов и архетипов обыденного сознания. Так, при обсуждении проблемы части и целого, единого и множественного, античная философия подходит к ней теоретически, рассматривая все возможные варианты ее решения: мир бесконечно делим (Анаксогор), мир делится на части до определенного предела (атомистика Демокрита и Эпикура) и, наконец, совершенно невероятное с точки зрения здравого смысла решение - мир вообще неделим (элеаты).

Из принципа неделимости бытия следовала невозможность движения тел, т.к. тело - это часть (фрагмент) мира, а его движение представляет собой изменение его положения (места) в пространстве в различные отрезки времени. Движение тел не будет возможно, если неделим мир, неделимо пространство и неделимо время. Исходя из этого, возникает противоречие наблюдаемым фактам движения тел.

На эти возражения, знаменитый древнегреческий философ Зенон привел ряд доводов, известных как «апории Зенона».

Греческий полис принимал важные для общества решения, фильтруя их предложениями и мнениями на народном собрании. Для того чтобы одно мнение получило предпочтение над другим, его необходимо было доказать. Ссылки на авторитет, положение в обществе лица высказывающего мнение -не имели силы серьезных аргументов. Диалог велся между гражданами с равными правами. Единственным критерием была обоснованность. Такой идеал обоснованного, подкрепленного доказательствами мнения был перенесен и на науку. Именно в греческой математике в первый раз наблюдается изложение знаний: «дано-требуется доказать - доказательство».

Этот сдвиг в сторону подлинной науки настолько велик, что после «Начал» Евклида и «Альмагеста» Птолемея, все предшествующие работы стали представлять чисто исторический интерес. Познание вступает в стадию протонауки: знания основываются на доказательстве.

Эта новая черта ярче всего проявилась и оформилась в математике. Математики древнего Египта и древнего Вавилона не знали доказательств. Более того, и математики Китая (не только древнего, но и средневекового), и математики Японии, вплоть даже до XVIII в. тоже не знали, что такое доказательство. В достоверности результатов они убеждались проверкой, подставляя решения, найденные эмпирическим способом, но не доказывали своих утверждений в актуальном значении этого слова. Только в Греции достигло развития математическое доказательство, а все другие государства средних веков шли уже по проложенному курсу.

Не менее яркой чертой греческой протонауки является институционализация математики как дисциплины.

На новом этапе развития математики, было не только стремление к доказательности, но и все более и более возрастающая отвлеченность исследований. К задачам, имеющим чисто практическое значение, утрачивался интерес. Произошло разделение познания на две сферы -«высокой науки», поглощенной проблемами теоретического характера, и «низкой», ремесленной, прикладной, узкопрофессиональной науки. Мотив развития высокой науки - любознательность и желание постичь законы, управляющие миром. Ум человека должен был вознестись до способности логического мышления. Все эти тенденции привели к большим успехам:

- Евклид написал «Начала» - «книгу, которая чаще всего издавалась и более всего изучалась, в истории западного мира, после Библии» (Д.Я. Стройк);

- Архимед разработал решение задач методом неделимых, став, таким образом предшественником Ньютона (1646-1716) и даже Георга Римана (1826-1866);

- Аполоний ввел в математику понятия «гипербола», «парабола», Эллипс», «фокус», «асимптота» и др.;

- Диофант стал пионером в разработке т.н. «диофантовых уравнений» -

алгебраических уравнений с одним или большим числом неизвестных, решения которых лежат в области целых чисел.

Необходимость исходить из чувственно воспринимаемого, давая ему рациональное истолкование (Платон), идея о том, что истинным следует признавать умственно постигаемое, а не чувственно воспринимаемое, привела к серьезному развитию ряда науку, в особенности астрономии.

Известный историк астрономии А. Паннекук, характеризуя греческую астрономию, писал, что «греческие ученые были не наблюдателями, не астрономами, а в высшей степени проницательными мыслителями и математиками», создававшими «геометрически остроумные теории». Астрономия впервые поднимается до уровня науки, опираясь на достижения аксиоматизированной геометрии и в подражание последней стремясь к созданию аксиоматизированной астрономической теории (Птолемея). Отход от мифа осуществляется не обращением к практике, а абстрагированием, умозрением.

Античная физика расслоилась на три направления. Наиболее далеко продвинулась в своем развитии статика. Уже в III в. до н. э. был создан учебник по статике (на основе лекций Аристотеля), в котором рассматривались различные вопросы применения простых машин. Этот раздел физики приобрел черты завершенности и высокой абстрактности.

Другое направление механики - кинематика, развивалась в направлении астрономических построений и расчетов.

Третье направление - общее учение о движении. Аристотелевское учение о движении, в соответствии с духом эпохи, весьма умозрительно и базируется скорее на созерцании реальных движений, чем на наблюдении и опыте. Именно это учение становится парадигмой естествознания эпохи Средневековья.

Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Они были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры. В практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, относящихся к миру в целом. Поиск объективных, естественных законов мироздания и основы доказательного способа изложения материал превратились в устойчивую традицию, что составило важнейшую черту науки.

Использованные источники:

1. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968. С. 147.

2. Платон. Соч.. В 3 т. Т. 2. М., 1971. С. 226.

3. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1983. С. 61.

4. Паннекук А. История астрономии. М., 1966. С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.