Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / НАПРАВЛЕНИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова Мария Сергеевна, Першина Марина Андреевна

В статье рассматривается развитие демократических оснований в гуманистически направленной педагогике России. Обсуждается период подъема отечественной гуманистической мысли в философии и педагогике, который приходится на период конца 50-х - начала 60-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невзорова Мария Сергеевна, Першина Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGIN OF THE IDEAS OF HUMANISTIC PEDAGOGY IN DOMESTIC EDUCATION

The article examines the development of democratic foundations in humanistically oriented pedagogy of Russia. The period of the rise of Russian humanistic thought in philosophy and pedagogy, which falls on the period of the late 50s - early 60s, is discussed.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.01

ЗАРОЖДЕНИЕ идей гуманистической педагогики в

ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мария Сергеевна Невзорова

кандидат педагогических наук, доцент й^. mgau@yandex.ru

Марина Андреевна Першина

студентка pershinama68@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается развитие демократических оснований в гуманистически направленной педагогике России. Обсуждается период подъема отечественной гуманистической мысли в философии и педагогике, который приходится на период конца 50-х - начала 60-х годов.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистическая педагогика, направления гуманизации образования.

В современных условиях множества парадигмальных направлений в системе образования России обязательным условием является выявление исторических основ этих направлений. В полной мере это относится к гуманизации отечественной школы.

Развитие гуманистического направления в образовании России связано с именами И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича, Г.С. Сковороды, А.Н. Радищева и др. Подъем гуманистической мысли, послужившей отправной точкой идей отечественной гуманистической педагогики, приходится на период конца 50-х - начала 60-х годов XIX века.

Гуманизм (от лат. ^Ьитапш) означает мировоззренческую систему, признающую человека «мерой всех вещей» (Протагор) и утверждающую его права на свободное развитие и самореализацию [1, с. 8].

Нужно отметить, что традиционная отечественная педагогика основывалась долгое время на идее авторитаризма как единственно верной. Первыми известными источниками, обосновывающими ее, стали педагогические наставления, содержащиеся в «Книге притчей Соломоновых» и «Книге премудрости Иисуса сына Сирахова», «Пчела» (XIV - XV вв.), «Слово от притчей к родителям и к чадам» Иоанна Златоуста «Домострой» и другие. Весьма важную роль в древнерусской жизни играли рукописные Сборники. Их воспитательные постулаты изобиловали высказываниями наподобие: «Наказуяй сына своего от юности, и он тя покоит на старость твою и даст красоту души твоей. Не ослабляй бия младенца; аще жезлом биеши его не умрет, но паче здрав будет; ты бо бия его по телу, душу его избавлявши от смерти... Не давай воли детищу во юности его, но сокруши ему ребра донележе растет» [2]. На протяжении очень долгого периода отечественному педагогическому менталитету была свойственна ориентация на теорию послушания. Этот факт не стоит предавать забвению при разработке современных радикальных проектов реформирования образовательных систем.

К середине XIX века политическая жизнь России подверглась реформам, что не могло отразиться и на образовании. Извечное стремление русского чело-

века к свободе получило реальные очертания 19 февраля 1861 г., когда было отменено крепостное право. Проблема свободы в прогрессивном обществе приобрела особую актуальность. Причем представителями передовой интеллигенции она определялась как условие нравственности. Свобода и нравственность - эти понятия получили широкое развитие в общественной, философской и педагогической мысли как альтернатива авторитаризму. Этому можно найти подтверждение у многих общественных деятелей того времени.

Распространение гуманистических взглядов на воспитание в русском обществе начало получать все более широкое распространение с отменой крепостного права. Важнейшим средством освобождения личности в то время считалось просвещение, а обновление русского общества прогрессивное дворянство видело в выполнении «долга» просвещения и поднятия культуры простого народа. За период реформ середины XIX века были открыты воскресные школы, образовательные школы для взрослых и ремесленников, общедоступные бесплатные библиотеки и читальни. Получили распространение так называемые «народные чтения», организовывавшиеся для культурного и профессионального просвещения взрослых. Передовой интеллигенцией и деятелями культуры создавались комитеты и общества грамотности, которые ставили своими задачами сбор статистики и принятие обоснованных ей мер к организации народного образования. Наука стала активно взаимодействовать с сообществами, ведущими образовательную деятельность, подготавливая методические журналы и учебники.

До середины XIX в. русская педагогика не ставила перед собой глубоких теоретических проблем, что дало основание К.Д. Ушинскому [3] в 1857 г. отметить слабые попытки создания педагогических курсов, выпуск десятка два педагогических статей и ни одного педагогического журнала. В пореформенный период интерес к педагогическим проблемам чрезвычайно вырос. И уже в 1867 г. К.Д. Ушинский описывал царящую в те годы атмосферу как оживленную, принимая в расчет почти совершенное отсутствие педагогической литературы. Пробудилась повсеместно мысль о народной школе, почти одновременно по-

явилось несколько педагогических журналов, повсюду обсуждались проекты различных реформ по народному образованию, даже в семьях получили распространение педагогические беседы и споры.

Конец 50-х и 60-е годы - качественно новый этап в развитии педагогики. В это время П.Ф. Каптерев отмечал оживление педагогической мысли, в которой появились новые направления, новые идеалы, а прежняя казенщина исчезла. Он писал, что в это время широко обсуждаются вопросы об общественном образовании - национальном, свободном, об отношении государства и общества к народному образованию [4]. Все они привлекали внимание общества.

Проблемы воспитания, образования обсуждали не только педагоги, не только ученые, но и литераторы, общественные деятели. В 1856 г. появилась статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», которая отражала суть взглядов, свойственных передовому русскому обществу. Ведущим ориентиром педагогической мысли стала уже в полной мере гуманистическая идея о том, что из ребенка нужно сделать «Человека с большой буквы» [5, с. 55]. Эти идеи широко пропагандировались в 60-е годы на страницах передовых педагогических журналов.

В конце 60-х годов в педагогике появилось новое понятие - «гуманность». Принцип гуманизма, внимательного и любовного отношения к детям стал, по выражению П.Д. Юркевича [6], путеводной звездой в работе воспитателей. Воспитательное влияние должно основываться на умственном и нравственном превосходстве воспитателя, а не на подавлении личности ребенка и наказаниях. Послушание детей должно достигаться не страхом, а любовью. Особенно недопустимы телесные наказания, которые не только бессмысленны, но и вредны. Врач и педагог Д.И. Чернов считал, что нежной душе ребенка одна оплеуха может принести больше вреда, чем пользы, т. к. удары ожесточают детей против воспитателей и родителей и учат скрытности и лжи [1]. Система взаимоотношений, основанная на гуманистических принципах, требовала от воспитателя углубленной работы над собой, тщательного изучения своих воспитанников, индивидуального подхода к каждому.

Новые цели и задачи воспитания, новые принципы взаимоотношения личности и общества, воспитателя и воспитуемого требовали теоретического обоснования, создания научной теории воспитания [9, с. 124 ].

В этот период принято было смотреть на педагогику как на свод педагогических правил, выведенных из практического опыта. Поэтому серьезным шагом вперед было положение, высказанное П.Д. Юркевичем о том, что «главные сведения педагогика должна черпать из строгого и всестороннего наблюдения человеческой природы и существенных законов ее развития и усовершенствования» [6]. Подчеркивая необходимость научного обоснования педагогического процесса, он отмечал, что педагогика предохраняет нас от недоразумений, а педагог, как врач, нуждается в основательной теории. Позже он выразил эту мысль еще более определенно, подчеркнув, что строгая общая наука о воспитании может предохранить воспитателя от уклонения с прямого пути.

С особой силой и убедительностью поставил вопрос о необходимости разработки научно обоснованной теории воспитания и обучения К.Д.Ушинский [3]. Не игнорируя значения педагогического опыта и определенных педагогических правил, он доказал необходимость рассматривать их лишь как педагогику в узком смысле слова, которая отнюдь не исчерпывает всю педагогику и играет вспомогательную роль. Любое правило, подчеркивал великий педагог, может быть действенным лишь в сугубо конкретных обстоятельствах. А обстоятельства эти бесконечно разнообразны, и натуры воспитанников не походят одна на другую [10]. Поэтому одна и та же педагогическая мера в одних случаях будет полезной и эффективной, в других - не окажет никакого действия, а в иных обстоятельствах будет даже вредной. Вследствие этого выучивание педагогических правил никому не приносит никакой пользы.

От педагогики в узком смысле слова, считал К.Д. Ушинский, необходимо отличать педагогику в широком («обширном», по его выражению) - как собрание знаний, необходимых и полезных для педагога.

Педагогический процесс он рассматривал как род искусства, но искусства, базирующегося на науке, на теории воспитания, на результатах научного

изучения человека. Теория воспитания, по его мнению, должна постоянно совершенствоваться вместе с совершенствованием наук, изучающих человека, прежде всего ребенка.

Основой всего воспитания К.Д. Ушинский считал народность, а вслед за этим принципом называл христианство в форме православной религии. В работе «О нравственном элементе в русском воспитании» он отметил, что «наука наряду с народностью и христианством, составляет третью основу образования. Истины науки являются орудиями развития сознания» [7]. Учителю народной школы не нужны обширные знания, но они должны быть ясны, точны, определенны и разнообразны.

Учительская семинария должна давать практические знания и умения. Таким образом, основа народного образования представлялась К.Д. Ушинскому в виде реализации в единстве трех принципов - народность, религиозность, научность.

Педагогические труды К.Д. Ушинского по общим вопросам содействовали просвещению учителей. Он стал широко признанным авторитетом, продвинувшим далеко вперед педагогическую мысль России.

Исследование, проведенное нами в рамках темы, показало, что гуманистические школьные традиции в России имеют аутентичную историю [8; 11]. Особый подъем гуманистической мысли приходится на середину XIX - начало ХХ вв. [12]. Он связан с именами И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, Водовозова, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена и др.

Основными направлениями гуманизации образования в XIX - ХХ вв. явились: разработка и реализация принципа народности (К.Д. Ушинский, Водовозов, В.Я. Стоюнин и др.); оформление национального образовательного идеала (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, В.Н. Соро-ка-Росинский и др.); внесение в систему образования гуманитарной составляющей (культурологической, богословской, филологической), что обогатило содержание, в том числе гимназического; развитие и реализация идей свободного

воспитания (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен и др.); интенсивное развитие гимназического образования (обновление содержания образования изменение качественного состава гимназистов, изменение организационной структуры деятельности); широкое распространение одно- и двухклассных училищ, земских школ. Нами рассмотрен первый пласт истории образования в России середины XIX - начала ХХ вв.

Список литературы:

1. Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем: монография. 2-е изд. Владимир: Владимирская школа, 1998. 208 с.

2. Протопоп Сильвестр, Домострой [Электронный ресурс] / Православный портал «Азбука веры»: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domostroj/

3. Избранные педагогические сочинения Ушинский К.Д. В 2-х т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

4. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев; [вступ. ст. П. А. Лебедева]; под ред. А.М. Арсеньева; Акад. пед. наук СССР. Москва: Педагогика, 1982. 703 с.

5. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика,1985. 496 с.

6. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. М.: Изд. Н. Чепелевского, 1864. 272 с.

7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Электронный ресурс] // Рериховская библиотека: URL: https://roerich-lib.ru/index.php/ushinskij/6613-o-nravstvennom-elemente-v-russkom-vospitanii

8. Корепанова Е.В., Невзорова М.С. Педагогическая психология: учебное пособие. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина: ГОУ ВПО «Мичуринский гос. пед. ин-т», 2007. 285 с.

9. Корепанова Е.В. Перспективы развития экологической педагогики в контексте индустрии 4.0 // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий индустрии 4.0. Материалы международной научной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации Тамбовской области. 2017. С. 8-13.

10. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

11. Невзорова М.С. Факторы психологических опасностей и рисков современной образовательной среды // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: сборник материалов Международной научной школы (26 октября 2017 г.) / под общей редакцией Е.С. Симбирских. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2017. - 315с., с. 281.

12. Обносов, В.Н. Развитие способностей детей: основные требования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 198.

UDC 378.01

ORIGIN OF THE IDEAS OF HUMANISTIC PEDAGOGY IN DOMESTIC EDUCATION

Maria S. Nevzorova

Ph. D., associate Professor trud.mgau@yandex.ru Marina A. Pershina student

pershinama68@yandex.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article examines the development of democratic foundations in humanistically oriented pedagogy of Russia. The period of the rise of Russian humanistic thought in philosophy and pedagogy, which falls on the period of the late 50s - early 60s, is discussed.

Keywords: humanism, humanistic pedagogy, directions of humanization of education.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.