Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОРАЗВЕДКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ. 1895-1945 ГГ'

ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОРАЗВЕДКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ. 1895-1945 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горин Ю.П., Кикнадзе В.Г.

Период конца XIX -начала XX века характерен стремительным развитием вооружения и военной техники, а стало быть, и военного искусства. С появлением новых видов оружия и техники увеличилась боеспособность войск (сил), что способствовало решению более сложных тактических, оперативных и стратегических задач, изменению форм и способов вооруженной борьбы. Все это послужило толчком и к развитию военно-морского искусства. Появление новых классов кораблей, подводных сил, морской авиации, увеличение дальности поражения привело к расширению пространственного размаха вооруженной борьбы на море и необходимости организации взаимодействия разнородных сил, а значит, к совершенствованию системы управления. В полной мере это относится к такому элементу принятия решения, как оценка обстановки, включая оценку противника, т.е. разведывательная деятельность, одним из новых видов которой стала радиоразведка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОРАЗВЕДКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ. 1895-1945 ГГ»

ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОРАЗВЕДКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ.

1895-1945 гг.

Период конца XIX -начала XX века характерен стремительным развитием вооружения и военной техники, а стало быть, и военного искусства. С появлением новых видов оружия и техники увеличилась боеспособность войск (сил), что способствовало решению более сложных тактических, оперативных и стратегических задач, изменению форм и способов вооруженной борьбы. Все это послужило толчком и к развитию военно-морского искусства. Появление новых классов кораблей, подводных сил, морской авиации, увеличение дальности поражения привело к расширению пространственного размаха вооруженной борьбы на море и необходимости организации взаимодействия разнородных сил, а значит, к совершенствованию системы управления. В полной мере это относится к такому элементу принятия решения, как оценка обстановки, включая оценку противника, т.е. разведывательная деятельность, одним из новых видов которой стала радиоразведка.

РЕВОЛЮЦИЯ в области управления силами флота произошла после изобретения радио в 1895 году служащим Морского ведомства России А.С. Поповым. Истоки этого успеха формировались в стенах

Минных офицерских классов в Кронштадте, основанных в 1874 году. Эти классы, а также функционировавшая при них минная школа Балтийского флота являлись первыми учебными заведениями, готовившими квалифицированных специалистов минного дела - будущих офицеров радиоразведки отечественного ВМФ. В стенах этих учебных заведений велись исследования в области электричества, магнетизма и электромагнетизма. В 1883 году преподавать в классах стал А.С. Попов, окончивший годом раньше физико-математический факультет Петербургского университета. В 1895 году Попов с помощью изобретенного им грозоотметчика обнаруживал грозу на расстоянии 30 км. Таким образом, первым практическим применением радио было использование его как средства обнаружения и наблюдения грозы, молнии, мощного электрического излучения. Так зародился принципиально новый метод установления и поддержания энергетического контакта для связи, наблюдения и радиоразведки.

В марте 1896 года А.С. Попов продемонстрировал прием беспроволочным телеграфом двух слов «Генрих Герц», переданных с расстояния 250 м. Существенный скачок в увеличении дальности и оперативности использования беспроволочного телеграфа был вызван открытием возможности приема сигналов азбуки Морзе на слух с помощью телефонной трубки1. С этого времени в области связи и наблюдения на флоте появились специалисты нового профиля - слухачи. Уникальная способность человеческого уха различать тона и оттенки звуков, выделять нужный при наложении звуков один на другой позволила решать задачи связи, наблюдения и разведки.

Через четыре года указанием Главного морского штаба при

Минных офицерских классах была организована телеграфная подготовка минных офицеров и телеграфистов рядового состава для кораблей, на которых устанавливались станции беспроволочного телеграфа. Практическая подготовка проводилась на специально выделенных двух станциях минного отряда Балтийского флота и десяти станциях эскадры Черноморского флота.

По инициативе заведующего делом беспроволочного телеграфирования в Морском ведомстве в октябре 1904 года минный отдел Морского технического комитета (МТК) вышел с предложением о введении во флоте специальности телеграфиста и об организации в минной школе Балтийского флота особого класса «для обучения теории и практике беспроволочного телеграфа». Обучаться в этом классе должны были матросы, служившие на береговом телеграфе. При этом одновременно с докладом управляющему морским министерством был представлен целый пакет документов—проектов, среди них: «Положение о телеграфистах Морского ведомства», «Положение о классе для телеграфистов», «Программа класса телеграфистов по беспроволочному телеграфированию». В докладе указывалось, что «обучение телеграфированию во флоте в том виде, как оно теперь поставлено, дает неудовлетворительные результаты»2.

ВСЕ ЭТИ проекты были взяты за основу, несколько доработаны и в мае 1905 года «Положение о телеграфистах Морского ведомства» и «Правила о подготовлении нижних чинов к званию телеграфистов» были одобрены Адмиралтейств советом. 13 июня последовало их высочайшее утверждение. Началась подготовка специалистов рядового и младшего командного состава по техническому обслуживанию и

практическому использованию станций беспроволочного телеграфа для связи и наблюдения.

27 января 1904 года началась Русско-японская война. Идеи перехвата сеанса радиосвязи противника стали осуществляться на практике. 24 февраля 1904 года в командование флотом Тихого океана вступил вице-адмирал С.О. Макаров. 7 марта он издал исторический приказ № 27, который явился первым официальным документом в области радиоразведки. В короткий срок почти на всех кораблях и судах Тихоокеанской эскадры, оснащенных радиостанциями, было организовано совмещенное в свободное от связи время несение вахт разведки - радионаблюдение. Под Порт-Артуром к решению этой задачи привлекалась береговая радиостанция, расположенная в районе Золотой горы. С 8 мая 1904 года вахты радионаблюдения были оставлены только на флагманском корабле эскадры - броненосце «Цесаревич» и на береговой станции.

Однако усилия по спешному оснащению кораблей средствами радиосвязи ожидаемого эффекта не дали. Обусловлено это было целым рядом факторов, в частности отсутствием специалистов. Практически на всех кораблях, за редким исключением, радиоаппаратура обслуживалась нижними чинами, не имевшими подготовки в области беспроволочной телеграфии.

В августе 1905 года все броненосцы и крейсеры 2-й Тихоокеанской эскадры для работы на радиостанциях доукомплектовывались одним минным квартирмейстером и двумя минерами сверх установленного штата, полагавшегося для установки радиоаппаратуры. С этой же целью на миноносцы добавили по два минера3. Однако принципиально ситуацию это не изменило, поскольку в мирное время система подготовки таких специалистов только зарождалась, была нецентрализована, а потому с началом войны необходимым мобилизационным ресурсом в этой сфере деятельности флот не располагал.

Тогда во время стоянки в Либа-ве на эскадре из нижних чинов были организованы две группы для изучения беспроволочного телеграфирования. Однако с выходом кораблей в море занятия в группах были прерваны. Теоретически длительный переход эскадры позволял организовать подготовку радиоспециалистов, но для этого нужны были подго-

товленные и имеющие опыт работы с радиоаппаратурой офицеры, а таковых не оказалось.

Тем не менее, радиоразведка сыграла положительную роль в ходе боевых действий. В войне впервые были применены элементы только что зарождавшегося в русском флоте вида разведки сил противника - перехвата радиопереговоров и определения места деятельности противника, а также дешифрование перехваченных радиограмм. Между тем результаты деятельности радиоразведки могли оказаться более значимыми, если бы не отсутствие специально подготовленного и назначенного только для ведения радиоразведки личного состава, а также нужного количества специалистов, владеющих иностранными языками и специали-стов-криптоаналитиков.

ВХОДЕ военных реформ 1905—1912 гг. произошли серьезные изменения в системе военной разведки Рос-сии4. Получили развитие и органы флотской разведки. 3 февраля 1907 года в Морском главном штабе (МГШ) слушался доклад об административном устройстве наблюдательных постов. Спустя месяц, 4 марта 1907 года, Николай II утвердил постановление о развертывании системы береговых наблюдательных постов и станций (БНПиС) «как органов Разведывательной службы флота». 15 мая 1908 года проект «Положения о береговых наблюдательных постах и радиостанциях» был представлен на утверждение5, и лишь 23 ноября 1909 года был подписан приказ № 310 по Морскому ведомству, который ввел в действие «Положение о береговых наблюдательных постах и станциях Морского ведомства»6.

Проведение военных реформ позволило оборудовать побережье Балтийского и Черного морей БНПиС, являвшимися структурными подразделениями Службы связи флотов, но по специфике деятельности замыкавшимися на разведку флота. Однако незавершенность реорганизации разведки не позволила добиться четкой организации разведывательной деятельности в операционных зонах флотов. Прежде всего отрицательно на деятельности БНПиС сказалось двойное их подчинение, приведшее к совмещению функций связи и разведки, недостаткам управления и решения специальных задач7.

Причиной недостатков в деятельности разведки являлось и

то, что, несмотря на проведение реформ, система подготовки разведчиков не получила необходимого развития: курс разведки в академиях не читался (сведения по этой проблеме слушатели получали в курсе общей стратегии), недостаточны были языковые навыки офицеров-разведчиков, не хватало специальной литературы и учебных посо-бий8. Неразвернутой оставалась и специализированная подготовка радиоразведчиков. По-прежнему задачи радиоперехвата и радиопеленгования на флоте решал рядовой и младший командный состав Службы связи, прошедший трехмесячную подготовку на курсах радиотелеграфистов при минных школах в Кронштадте и Севастополе.

В таком состоянии Россия вступила в Первую мировую войну 1914—1918 гг., в ходе которой, несмотря на значительные достижения флотской радиоразведки, система подготовки кадров для этого передового вида разведки так и не была создана. Хотя уже в марте 1915 года начал функционировать самостоятельный орган -Радиостанция особого назначения, решавший только задачи радиоразведки, специалистов для работы в нем по-прежнему не готовили. Уроки Русско-японской войны 1904—1905 гг. оказались в этой области неучтенными: система подготовки специалистов радиоразведки не сложилась, а потому 1905—1917 гг можно считать этапом ее зарождения в досоветский период. В эти годы появилась возможность комплектования органов радиоразведки специалистами, имеющими базовую радиосвязную (радиотелеграфную) подготовку и соответствующий опыт службы. В то же время специалистов-аналитиков и опытных руководителей разведывательной деятельностью не было.

К сожалению, в ходе восстановления и развития отечественного ВМФ в межвоенный период (1922—1941 гг.) подготовка специалистов радиоразведки сохранила досоветскую «связную» направленность: создаваемая система флотской радиоразведки структурно (до 1936 г.) оказалась в рамках Службы наблюдения и связи (СНиС) РККФ, радиоразведчиков отдельно не готовили и органы флотской радиоразведки комплектовали выпускниками Электроминной школы им. А.С. Попова, Школы связи ВМС РККА (впоследствии Училище связи ВМС РККА,

Ю.П. ГОРИН, В.Г. КИКНАДЗЕ. Зарождение и становление системы подготовки...

ВМУС им. Орджоникидзе, ВМИРЭ, ВМУ им. М.В. Фрунзе и т.д.

ПЕРВЫМИ элементами зарождавшейся в советском военно-морском флоте системы подготовки специалистов радиоразведки являлись организация в 1939 году при береговом радиоотряде (БРО) Тихоокеанского флота курсов радистов-переводчиков японской телеграфной азбуки, а также открытие в сентябре 1940 года для комплектования офицерскими кадрами системы флотской радиоразведки класса переподготовки на Высших специальных офицерских классах ВМФ (Ленинград)9. И те и другие прервали работу с началом Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Следует признать, что в рассматриваемый период система подготовки специалистов радиоразведки по-прежнему отсутствовала, качественные изменения в ее организации наметились лишь в подготовке офицерского состава, а потому период 1922—1941 гг. можно считать советским периодом этапа зарождения системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ.

С началом Великой Отечественной войны так же остро, как и проблема оснащения флота техническими средствами радиоразведки, встала задача подготовки способных вести радиоразведку операторов боевых постов. Вызвано это было необходимостью восполнения потерь личного состава и увеличением расчета сил и средств10, выделяемых для ведения разведки. В результате помимо решения оперативных задач в срочном порядке необходимо было обеспечить части радиоразведки личным составом, а значит, организовать его подготовку, т.е. в очередной раз приходилось в военное время ценой дополнительного напряжения сил и увеличения средств устранять недостатки, допущенные в военном строительстве России (СССР) в мирное время.

В большинстве береговых радиоотрядов (БРО) флотов (флотилий) проблема укомплектованности личным составом для выполнения поставленных задач решалась путем доукомплектования до штатной численности мобилизационным ресурсом и переходом на трехсменные, а иногда и двухсменные вахты в отличие от четырехсменных вахт режима мирного времени. Однако в условиях постоянной необходимости наращивания сил и средств разведки в ходе войны мобилизационный ресурс быстро иссяк, а ча-

сти радиоразведки ВМФ по-прежнему остро испытывали недостаток личного состава.

Для решения проблемы на Краснознаменном Балтийском флоте (КБФ) циркуляром начальника штаба КБФ от 16 сентября 1941 года на базе Военно-морской школы № 2 Ленинградского совета Осоавиахима было создано учебное заведение для подготовки радистов-разведчиков - Специальные радиокурсы разведывательного отдела КБФ (СРК РО КБФ)11. Первоначально курсы предназначались для подготовки разведывательных групп радиоузла особого назначения (РУОН) и радиоинструкторов агентурных отделений. Ознакомившись с результатами подготовки первых выпускников в марте 1942 года, начальник 4-го отдела (радиоразведки) разведывательного управления (РУ) ГМШ ВМФ военинженер 1 ранга С.М. Магницкий12 приказал организовать при РО флотов (флотилий) аналогичные курсы по подготовке радиоразведчиков и доукомплектовать их до штатной численности личным составом БРО флотов (флотилий)13. Это решение можно считать началом этапа становления, а период 1941—1942 гг. завершением советского периода этапа зарождения системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ.

Во исполнение приказания в апреле 1942 года на Каспийской военной флотилии в резервной школе в городе Махачкале было отобрано 35 учеников-радистов14, а в июле 1942 года начали подготовку 24 радиоразведчика из краснофлотцев-девушек15.

В 1942 году приступили к обучению радиоразведчиков и на СРК РО КБФ16. При наборе на курсы пришлось ориентироваться на добровольцев -рабочую молодежь ленинградских предприятий, студентов и учащихся средних школ, большую часть которых составляли девушки. Первые 20 девушек-радистов были направлены для прохождения службы операторами боевых постов радиоразведки БРО КБФ в октябре 1942 года. Вместе с тем привлечение к обучению девушек-добровольцев не могло полностью обеспечить возраставшие кадровые потребности радиоразведки. В этих условиях командование флотом разрешило принимать на курсы подростков. В апреле 1942 года на предприятиях Ленинграда и в ремесленных училищах были набраны 25 мальчи-

В

К

ков в возрасте от 13 до 15 лет, из которых сформировали учебную группу воспитанников.

Однако качество подготовки радиоразведчиков не всегда соответствовало требуемому уровню. Так, на Черноморском флоте ученики-радисты, прибывшие в БРО из Учебного отряда флота, прежде чем приступить к самостоятельному несению вахты радиоразведки, доучивались в составленной из них учебной груп-пе17. В БРО КБФ окончательная подготовка радиоразведчиков проходила непосредственно на подвахтах, а затем - в процессе самостоятельного несения вахты18. Это объяснялось тем, что прибывавший из школы ученик-радист, как правило, мог принять лишь 80-90 знаков в минуту, а этого было явно недостаточно для быстрой подготовки к выполнению сложного задания19. Весь личный состав учеников-радистов, прибывавших в радиоотряд Беломорской военной флотилии, никакого представления о деятельности радиоразведки не имел. Подготовку радистов-разведчиков они полностью проходили в отряде20. Наиболее качественная подготовка операторов боевых постов радиоразведки была организована в специальной группе при Учебном отряде Тихоокеанского флота, потому что там обучали радистов опытные старшины-инструкторы БРО ТОФ.

Отдельные элементы специальной подготовки радиоразведчиков отрабатывались в системе боевой подготовки. Так, в радиоотряде Каспийской военной флотилии в соответствии с программой боевой подготовки в 1943 году офицерскому составу на изучение иностранных языков отводилось 240 часов21. Для изучения опыта организации боевой подготовки в частях радиоразведки в декабре 1943 года был командирован начальник отделения радиоразведки РО штаба Тихоокеанского флота подполковник И.В. Гогуев. Он оценил организацию боевой подготовки в радиоотряде Северного флота как отработанную до мельчайших подробностей в отличие от организации боевой подготовки и офицерской учебы радиоотряда КБФ22.

Между тем исследование документов из фондов Центрального военно-морского архива показало, что организация боевой подготовки и на Северном флоте была не на высоте. Так, в приказе командующего Северным флотом вице-адмирала А.Г.

Головко от 9 февраля 1942 года указывалось: «В результате проверки состояния берегового ра-диопеленгаторного пункта (БРП) № 5 радиоотряда Северного флота было выявлено, что боевая подготовка с личным составом не проводилась с 22 июня по декабрь 1941 г.»23. Столкнувшись с проблемой незнания радистами-разведчиками английского языка в радиоотряде КБФ пришли к выводу, что изучению иностранных языков радистами необходимо уделить особое внимание, для чего в будущем следует ввести в штат соответствующих преподавателей, а языковые занятия считать составной частью боевой подготовки24.

В феврале 1944 года в разведывательном управлении ГМШ ВМФ были проведены сборы руководящего состава радиоразведки флотов (флотилий). Среди прочего обстоятельно был рассмотрен опыт подготовки специалистов радиоразведки в учебных центрах (отрядах) флотов (флотилий). Сознавая, что организовать качественную подготовку специалистов радиоразведки одновременно на всех флотах и флотилиях невозможно из-за нехватки обучающего персонала и отсутствия учебно-материальной базы, начальник РУ ГМШ ВМФ контр-адмирал М.А. Воронцов25 принял решение сделать это централизованно. В результате циркуляром начальника ГМШ ВМФ от 22 сентября 1944 года СРК РО КБФ были выведены из подчинения РО КБФ, переподчинены начальнику РУ ГМШ ВМФ, переименованы в СРК ВМФ26 и стали учебной базой для всей радиоразведки советского ВМФ.

ПО НОВОМУ штату в составе СРК ВМФ предусматривались пять учебных рот по 100 человек каждая, подразделение для подготовки старшин и офицерские классы. В ноябре—декабре 1944 года на курсы из флотских частей разведки прибыли офицеры и старшины, назначенные на должности преподавателей и инструкторов. Плановые занятия начались 1 декабря 1944 года. В четырех учебных сменах 1-й и 2-й рот обучали радистов для РУОН. В 3-й роте готовили радистов-ка-таканистов для радиоразведки ТОФ, в 4-й и 5-й ротах - радиоразведчиков для БРО других флотов (флотилий).

В подразделении подготовки старшин обучение велось по группам: в одной обучались радиоразведчики для БРО (30 че-

ловек), в другой - радисты-связисты для РУОН (22 человека). Для подготовки офицеров-радиоразведчиков были сформированы три учебные группы: две готовили офицеров оперативного состава для БРО и одна — офицеров для РУОН. В одной из этих групп обучались офицеры, окончившие военно-морские училища, но не имевшие достаточного опыта службы в радиоразведке, две другие были укомплектованы офицерами без военно-морского образования и старшинами, служившими в БРО и РУОН флотов (флотилий).

Первый выпуск учеников-радистов (не менее 500 человек) и старшин (48 человек) СРК ВМФ состоялся в июне 1945 года, в офицерских группах - 23 сентября 1945 года. Приказом наркома ВМФ мичманам и главным старшинам, прошедшим полный курс обучения и успешно сдавшим государственные экзамены, было присвоено воинское звание младший лейтенант. Большинство выпускников назначалось на офицерские должности в оперативные отделения БРО флотов (флотилий), некоторые - на более высокие должности27. Отметим, что в 1945 году отечественный военно-морской флот спустя немногим более 40 лет после появления радиоразведки на флоте, через 30 лет после создания первой флотской части радиоразведки и 20 лет после начала строительства радиоразведки в советском ВМФ впервые получил специально подготовленный для радиоразведывательной деятельности рядовой, младший командный и офицерский состав.

В декабре 1944 года был устранен существовавший долгое время еще один недостаток в обучении специалистов радиоразведки - отсутствие руководящих документов, определявших организацию их подготовки. Флоты получили долгожданное «Руководство по обучению радистов на кораблях и в частях ВмФ»28, которое определяло подготовку и радистов-разведчиков.

Учитывая вышеизложенное, 1944/45 год можно считать завершением становления системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ: подготовка стала централизованной, охватывающей все категории военнослужащих, учитывающей потребности и особенности всех флотов (флотилий) и обеспечивающих подразделений (РУОН), была определена руководящими документами

подготовка радиоразведчиков в действующих частях и на кораблях. Таким образом, 1942—1945 гг следует считать этапом становления системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ.

В заключении остается сказать, что обобщенный исторический опыт зарождения и становления системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ за 1895—1945 гг позволяет выделить два этапа этого процесса:

1905—1942 гг. - этап зарождения системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ, включающий в себя два периода: досоветский (1905—1917 гг.) и советский (1922— 1942 гг); на этом этапе утвержден первый руководящий документ -«Правила о подготовлении нижних чинов к званию телеграфистов» (1905 г.), органы радиоразведки укомплектованы кадрами с телеграфной (Минные офицерские классы, минные школы) и связной (Электромеханическая школа, Школа связи, Военно-морские училища) подготовкой без специализации, началась подготовка операторов-радиоразведчиков на специально созданных курсах при БРО ТОФ (1939 г.) и офицеров-радиоразведчиков при ВСОК ВМФ (1940 г.), радистов-разведчиков при СРК РО КБФ (1941 г.);

1942—1945 гг. - этап становления системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ, в процессе которого началась подготовка операторов-радиоразведчиков на курсах при РО (в учебных отрядах) всех флотов (флотилий), располагающих органами радиоразведки (1942 г.), дополнительная специальная подготовка в учебных группах при бРо флотов (флотилий) и в ходе боевой подготовки, создано первое учебное заведение для подготовки специалистов радиоразведки ВМФ (СРК ВМФ, 1944 г.) и осуществлено первое пополнение всей системы радиоразведки отечественного ВМФ выпускниками-специалистами (1945 г.).

Основным фактором, сдерживающим создание и развитие системы подготовки специалистов радиоразведки отечественного ВМФ, являлось отсутствие системного подхода в военном строительстве государства накануне Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн, в частности, отсутствие комплексных научных (включая исторические) иссле-

довании опыта строительства и деятельности отечественной и зарубежной разведки, уроки и выводы из которых имеют практическую значимость при определении направлений и содержания военного строительства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Изобретение радио А.С. Поповым. М., Л.: Изд. АН СССР, 1945. С. 165, 166.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 417. Оп. 1. Д. 871. Л. 386—391.

3 Сборник приказов и циркуляров по 2-й эскадре флота Тихого океана за 1904 и 1905 год. Владивосток, 1905. С. 106.

4 См. подробнее: Кикнадзе В.Г. Строительство военной разведки России в ходе военных реформ 1905—1912 гг. // Судьбы реформ и реформаторства в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Коломна: КГПИ, 2006. С. 150—155.

5 РГА ВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 233. Л. 1; Ф. 610. Оп. 1. Д. 5. Л. 3 (цит. по: Бикке-нин Р.Р., Глущенко А.А., Партала М.А. Очерки о связистах российского флота / Под ред. Ю.М. Кононова. СПб., 1998. С. 80, 103).

6 Морской сборник. 1910. № 1. Официальный отдел. С. 28—31, 34.

7 См. подробнее: Кикнадзе В.Г. Радиоразведка Российского флота в Первой мировой войне // Вопросы истории. 2004. № 11. С. 144—152.

8 Алексеев М. Военная разведка России от Рюрика до Николая II. М.: ИД «Русская разведка», ИИА «Евразия+», 1988. Кн. 2. С. 42—48, 85, 86.

9 Первый выпуск этого класса (8 человек), как и всех классов ВСОК ВМФ, в связи с началом Великой Отечественной войны состоялся на месяц раньше планового срока — в конце июня 1941 г. (Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 5875. Оп. 25. Д. 1. С. 20).

10 Приказом начальника разведывательного управления (РУ) ВМФ от 9 февраля 1942 г. на КБФ надлежало увеличить расчет средств радиоразведки на 20 постов (ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 27. Л. 70). В результате 17 июля 1942 г. штат берегового радиоотряда КБФ был заменен с увеличением числа военнослужащих на 54 и вольнонаемных на 73 человека. На Черноморском флоте к началу 1942 г. в береговом радиоотряде некомплект составлял 126 человек. Кроме этого, необходимо было дополнительно развернуть 27 постов радиоперехвата, 4 поста радиопеленгования и 3 поста по перехвату агентурной сети Германии, что требовало 99 человек радистов-разведчиков. На Северном флоте в радиоотряде к марту 1942 г. некомплект составлял 122 человека, на Амурской флотилии по состоянию на 10 января 1942 г. — 53 человека, из которых радистов-разведчиков — 33 (ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 27. Л. 239, 240). Минимум, на который необходимо было увеличить средства радиоразведки Каспийской военной флотилии, составлял 20 постов (при трехсменном несении вахты — 60 человек), а также один

береговой радиопеленгаторный пункт (ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 31. Л. 182, 204, 205). 18 сентября 1943 г. от наркома ВМФ начальнику РУ ВМФ поступило указание представить «Перечень необходимых мероприятий по радиоразведке и оперативной радиосвязи на театрах воюющих флотов». Перечень был представлен к 4 октября 1943 г. Из него в части, касающейся расчета сил и средств, следовало: «По личному составу. Краснознаменный Балтийский флот: развертывание двух радиопелен-гаторных пунктов — 34 человека; увеличение приемного центра (ПЦ) радиоотряда на десять вахт — 30 человек. Черноморский флот: увеличение ПЦ радиоотряда на десять вахт — 30 человек. Северный флот: увеличение ПЦ радиоотряда на пять вахт — 15 человек. Всего - 109 человек» (ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 32. Л. 58, 59).

11 ЦВМА. Ф. 1331. Оп. 3. Д. 1. Л. 1.

12 Магницкий Серафим Михайлович (25 июля (7 августа) 1905 г., г. Саранск (ныне Республика Мордовия) - июль 1985 г., Ленинград) — инженер-пол -ковник (1942). В Красной армии с 1919 по 1924 г., в ВМФ - с 1933 г. Окончил радиошколу 2-й радиобазы РККА в Казани (1922), электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (1933), Курсы инженеров-механиков флота (1934), Курсы особой техники при ВЭТА (1934). Начальник радиоразведки РУ ГМШ ВМФ (1941 — 1946). Уволен в запас в декабре 1960 г. с должности начальника Высших специальных офицерских классов ВВМИРТУ. Награжден орденом Ленина (1956), Красного Знамени (1949), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1943, 1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (1945), Красной Звезды (1944), медалями.

13 ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 27. Л. 79, 80.

14 Там же. Д. 28. Л. 34.

15 Там же. Д. 27. Л. 93, 277.

16 Там же. Д. 6. Л. 132.

17 Командиром группы назначался хорошо подготовленный старшина. Основное время занимала слуховая и операторская подготовка, а именно: слуховая подготовка - 180 ч; операторская подготовка - 60 ч; техническая подготовка - 24 ч; общевоинские дисциплины - 12 ч; политическая подготовка - 12 ч. По каждой пройденной теме проводилось контрольное занятие, на котором выяснялась степень усвоения материала. За 10-12 дней до окончания теоретических занятий устанавливалось несение практической радиовахты под наблюдением инструктора. По окончании программы теоретического курса ученикам-радистам устраивался экзамен, после чего они закреплялись за соответствующим вахтенным радиооператором для обучения несения оперативной вахты (так называемая подвахта). Подвахту нес ученик-радист 20-30 дней, после чего ему доверялось самостоятельное несение оперативной вахты, а радист, готовивший ученика, переводился в другую радиорубку и дублировал его 2-3 вахты. Ученик-радист, отслуживший на самостоятельной вахте 2-3 месяца, приказом командира радиоотряда зачислял-

_ В

К

ся на штатную должность радиста. Это мероприятие повышало ответственность каждого ученика, несущего самостоятельную вахту (ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 123. Л. 151 — 154).

18 ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 123. Л. 84.

19 Для полного и качественного несения оперативной вахты необходимо было принимать 140-150 знаков в минуту. Соответственно после подготовки на курсах оператор должен был уметь принимать не менее 120-125 знаков (ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 123. Л. 85).

20 ЦВМА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 28. Л. 44.

21 Там же. Д. 35. Л. 27.

22 Там же. Л. 108.

23 Там же. Д. 27. Л. 79.

24 Программа боевой подготовки в БРО КБФ подтверждает, что ни старшинский, ни рядовой состав изучением иностранных языков действительно не занимался. Так, в 1944 г. боевая подготовка была организована в группах по категориям личного состава в следующем порядке: 1) офицерский состав оперативного дежурства: военно-морская тактическая и специальная подготовка - 32 ч; политическая подготовка -34, изучение иностранного языка -112; 2) офицерский состав технической части: техническая и специальная подготовка - 74, политическая подготовка -34, изучение иностранного языка - 52;

3) офицерский состав обслуживающих подразделений: изучение корабельного устава - 70, политическая подготовка -34, изучение иностранного языка - 50;

4) старшинский состав: изучение техники и специальные занятия - 96, строевая и тактическая подготовка -84, физическая подготовка - 18, санитарная подготовка - 8, политическая подготовка - 106; 5) рядовой состав: изучение техники и занятия по специальности - 136, строевая и тактическая подготовка - 44, физическая подготовка - 14, санитарная подготовка - 8, политическая подготовка - 98 (ЦВМА. Ф. 17. Д. 38661. Л. 262, 263).

25 Воронцов Михаил Александрович (15 ноября 1900 г., с. Гнилицы (ныне Нижегородской области) - 16 февраля 1986 г., Москва) — вице-адмирал (1951). В ВМФ - с 1918 г. Окончил военно-фельдшерскую школу (1920), подготовительную школу училища комсостава флота (1923), Военно-гидрографическое училище (1926), гидрографический факультет ВМА им. К.Е. Ворошилова (1934). Заместитель начальника (август-сентябрь 1941 г.), начальник РУ ГМШ ВМФ (сентябрь 1941 -апрель 1945 г.). Уволен в запас в апреле 1964 г. с должности начальника 2-го отдела ГШ ВМФ. Награжден орденом Ленина (1945), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1949), Отечественной войны 1-й степени (1943), Красной Звезды (1938), медалями, иностранным орденом.

26 ЦВМА. Ф. 1331. Оп. 3. Д. 1. С. 1.

27 Там же. С. 2.

28 Там же. Ф. 2. Оп. 10. Д. 76. Л. 92.

Капитан 1 ранга Ю.П. ГОРИН; капитан 3 ранга В.Г. КИКНАДЗЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.