Научная статья на тему 'Зарастание отвалов Кузбасса'

Зарастание отвалов Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
220
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Куприянов Андрей Николаевич, Баранник Л. П.

Исследования проводились в Кузбассе, где широко распространены антропогенные ландшафты. Изучалось естественное зарастание отвалов. Показано эволюционное развитие флоры на отвалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарастание отвалов Кузбасса»

УДК 622.882

Á.II. Куприянов, Л.II. Баранник Зарастание отвалов Кузбасса

Познание закономерностей флорогенеза через изучение механизмов сингенетических сукцессии на антропогенно измененных ландшафтах — одна из фундаментальных задач промышленной ботаники. На первоочередность изучения характера сингенетических смей при естественном зарастании промышленных отвалов обращал внимание основоположник промышленной ботаники В.В. Тарчевский [1].

Процессы естественного зарастания отвалов угольной промышленности изучались в различных климатических зонах па Урале, в Подмосковье, Дальнем Востоке, Донбассе, Караганде [2, 3, 4, 5]. В Кузбассе исследования по изучению зарастания отвалов проводились Е.Р. Кондрашиным [6].

Целью данной работы является изучение де-мутации растительности на отвалах Кузбасса в различных почвенно-климатических зонах.

Работа проводилась на разновозрастных отвалах угольной промышленности, имеющих различный генезис и располагающихся в трех природных зонах (степное ядро Кузнецкой котловины (Моховской разрез, Беловский район), предгорная лесостепь (Кедровский углеразрез, Новокузнецкий район), черневая тайга (Красногорский углеразрез, Междуреченский район).

Демутация растительности па отвалах начинается в жестких условиях техногенного эко-топа. Поселение микроорганизмов па техногенном элювии происходит в первые часы после отсыпки [12], и нами не рассматривалось. Как показал еще В.В. Тарчевский [1], ведущими факторами, влияющими па поселение растений, являются количество и видовой состав семязачатков, а также наличие благоприятных условий для их прорастания. Экспансия семязачатков с окружающих территорий происходит одновременно с отсыпкой техногенного элювия.

При обследовании разновозрастных участков отвалов на 9 углеразрезах, находящихся во всех зонах, была определена группа растений-пионеров заселения. Это однолетники, либо многолетники, но тогда, как правило, анемохо-ры: Chamaenerion angustifolium (L.) Scop., BetuJa pendula Roth, Abies sibirica Ledeb. Обли-гатными пионерными видами являются: Artemisia sieversiana WiJJd., CapseJJa bursapastoris (L. ) Medicus, Crépis tectorum L., LappuJa miosotis, Sisymbrium JoeseJii L. Экспансия этих видов объясняется прежде всего эври-топностыо растений в самых широких пределах.

Для группово-зарослевого сообщества характерно увеличение числа видов, разрастание отдельных видов, образование одновидовых или

маловидовых сообществ. Здесь уже происходит детерминирование направленности сингенеза либо в сторону образования леса — практически одновидовые сообщества березы, либо в сторону образования лугово-степных сообществ. Другой особенностью этого этапа сингенеза является сомкнутость подземного яруса с незначительным проективным покрытием надземных частей от 20 до 60%. Преобладают корнеот-прысковые, корневищные, глубокостержневые обычно многолетние растения. В степной зоне

— это Elytrigia repens (L.) Nevski, Stellaria graminea L., Gypsophila altissima L., Artemisia commutata Bess. Чрезвычайно интересное почти одновидовое сообщество было найдено на 15-летнем отвале Новосергеевского углеразреза, составленного из Anagallidium dichotomum (L.) Griseb., занимающее площадь 5 кв. м. В лесостепной зоне пятна от 1 до 3 м занимают Lathyrus pratensis L. Обширные пятна образует Melilotus albus Medik. и М. officinalis (L.) PaJJas. На отвалах, сложенных суглинками, к 10-12 годам формируется плотная дернинка из FJytrigia repens (L.) Nevski. В горно-таежной зоне простые растительные группировки на северных и восточных склонах образует Equisetum pratense Ehrh., на пологих склонах

— Sonchus arvensis L. Примечательна судьба TussiJago farfara L. на отвалах. Это растение является пионером зарастания на отвалах в горно-таежной и лесостепной зонах, составляя раннелетний аспект. В дальнейшем она вытесняется более конкурентно способными растениями. Ее доля в микропонижениях в проективном покрытии (Моховский разрез) уменьшается от 70% на 4-летней части отвала и до 20% на 20-летней части. Встречаемость ее на отвалах остается очень высокой, до 60%. Следующей чертой группово-зарослевых сообществ является четкие границы сообществ, не связанные с изменением условий экотопа. Например, на отвале Кедровского разреза на сравнительно ровной площадке чередуются сообщества с формированием Lathyrus pratensis L.(c 3-балловым проективным покрытием), CaJamagrostis epigeios (L.) Roth (с 4-балловым), Chamaenerion angustifoJium (L.) Scop. (c 4-балловым), ясно очерченные друг от друга. Переход к диффузному растительному сообществу, когда смыкается и подземный и надземный ярусы, наблюдается на самых старых отвалах. Он начинается с поселения зональных и интразональных "верных" видов, определяющих дальнейший путь формирования фитоценозов.

В степной части на этой стадии поселяются

БИОЛОГИЯ

Fragaria viridis L., Filipéndula vulgaris Mocnch, Stipa pennata L., Stipa capiJata L., Lathyrus tubcrosus L., Scabiosa orchrolenca. В лесостепной части — Trifolium pratense L., Geranium pratense L., Iris ruthenica Ker-Gawl., DactyJorhiza fuchsii (Druce) Soo, Paeonia anómala L. и др. В горно-таежной зоне — Thalictrum minus L., MeJica nutans L., Orthilia secunda (L.) House, Ribes nigrum L., Rubus idaeus L., Epilobium palustre L., Anthriscus sylvestris (L.) I loH'm. и др. I la этой стадии становится возможным выделение ярусности растительных сообществ. В таежной зоне первый ярус составляет береза, второй — подлесок из Sorbus sibirica Head!., третий — высокотравъе (Cirsium beterophyllum (L.) Hill, Delphinium datum, Bupleurum aureum). В лесостепной зоне на открытых участках первый ярус образуют злаки (Dactylis glomerata L., Bromopsis inermis (Leyss.) Holub, Festuca pratensis Hudson, Phleum pratense I...). второй— разнотравье: Fragaria vesca L., Diantbus superba, Rubus saxatilis L., Prunella vulgaris L.

На нефитотоксичном техногенном элювии скорость сингенетических сукцессии всецело зависит от лимитирующих факторов формирующегося экотопа. К таковым следует отнести: содержание влаги, механический состав, крутизну склонов. В зависимости от напряженности лимитирующего фактора формирование пионерной группировки в Кузбассе начинается на 2-4 год. Отграничить переход от пионерной группировки к группово-зарослевому сообществу чрезвычайно сложно, поскольку на крутых юго-западных склонах, вершинах отвалов перехода к зарослевым сообществам не происходит даже на самых старых отвалах, а в некоторых случаях образуются устойчивые разреженные сообщества с участием Solanum dulcamara L. В экотопах с благоприятными условиями для роста и развития растений при естественном зарастании группово-зарослевые сообщества формируются на отвалах на 5-6 год и продолжают формироваться до 15-18 лет. Формирование диффузного сообщества наступает в горнотаежной, лесостепной зонах только на отвалах, возраст которых более 20 лет, и только на уча стках с благоприятными условиями для роста и развития (участки с мелкобугристым, плоским рельефом, пологие северные, восточные склоны ). В степной зоне диффузных сообществ на отвалах нами не обнаружено.

Демутация растительного покрова на отвалах после техногенных катастроф, по мнению большинства специалистов, имеет зональную направленность. Как считал С. С. Трофимов [13], все компоненты биоты комплектуются из организмов, являющихся доминантами или сопутствующими видами смежных, типичных для данной зоны биоценозов, а следовательно, они должны иметь заметные черты сходства с зональными фитоценозами. С другой стороны, появление атипичных субстратов не может не

влиять на направленность сингенеза.

1>.М. Миркин [14] выделяет среди других форм антропогенных изменений растительности антропогенную эволюцию, в результате которой на антропогенно нарушенных территориях поселяются новые виды, не свойственные данной зоне, и образуется новое их сочетание. Накоплен достаточный материал, иллюстрирующий это положение. На отвалах шахт Донецка, Макеевки, Енакиево был найден узкий литоральный эндем GypsohyJJa paulii Klok. На известняковых отвалах Англии происходит поселение и разрастание видов, не встречающихся в данной местности и ограниченно распространенных в Англии [15]. На отвалах Карагандинского угольного бассейна найден среднеазиатский вид Strigosella trichocarpa [4]. На отвалах Кузбасса, расположенных в степной части, обнаружены сообщества с участием Carlina bicbcrstcinii Bcrnh.ex Hörnern., Artemisia commutata Bess., Achillea setacca — псамофитных, степных видов, нахождение которых в Кемеровской области либо не отмечалось, либо они известны по единичным находкам (Новосергеевский углеразрез). Эти виды создают полночленные популяции, представленные всеми возрастными состояниями (за исключением старых генеративных и сенилъных особей), имеют габитус такой же, как и в местах массового расселения, цветут и плодоносят. Они образуют сообщества с апофитами, что приводит к эволюционным изменениям в составе растительных сообществ.

На эволюционное развитие растительности оказывает влияние антропогенный селектогенез (формирование ценозов путем интродукции новых травянистых и древесных растений. К таким образованиям на Кузбассе относятся большие массивы посадок облепихи, которые самовозобновляются естественным путем. На самых старых отвалах возраст облепиховых зарослей превышает 20 лет. В этом возрасте они образуют довольно разреженные кустарниковые заросли с участием единичных экземпляров березы и осины. Таким образом, видовой состав растений на первой стадии естественного зарастания отвалов зависит от возможного заноса семян с прилегающих ненарушенных земель. В этом проявляется зональность процесса. В дальнейшем в фитоценозе закрепляются виды, наиболее приспособленные к своеобразию агрохимических и водно-физических условий грунтов отвалов. Рлубинные горные породы существенно отличаются от почв и подстилающих их грунтов. Под воздействием физического выветривания эти породы будут трансформироваться, превращаться в почвы, но отличия от зональных почв сохранятся длительное время, порядка столетий. Наиболее распространенные вскрышные и углевмещающие горные породы (это песчанники, которые при их выветривании образуют песчаный или супесчаный субстрат, не характерный для современного почвенного покрова Кузбасса. При этом даже если в гор-

пых породах и отсутствуют фитотоксичныс вещества, то вынос па поверхность веществ и соединений, образованных в другие геологические эпохи надолго будет определять отличия между молодыми почвами отвалов и зональными почвами. Поэтому при естественном зарас-

тании отвалов вскрышных пород угольных разрезов Кузбасса формируются паразоиальиые и параиитразоиальиые растительные сообщества, отличающиеся от зональных более выраженной ксерофитпостыо и олиготрофностыо флористического состава.

Литература

1. Тарчевский В.В. Растительность и промышленные загрязнения. Свердловск, 1970. С. 5-9.

2. Леонтьев Г.1Г. Растительность и промышленные загрязнения. Свердловск, 1966. С. 107-111.

3. Моторина Л.В. Растительность и промышленные загрязнения. Свердловск, 1970. С. 118-123.

4. Куприянов Л.Н. Биологическая рекультивация отвалов в субарцдной зоне. Ллма-Лта, 1989. С. 104.

5. Бакланов В.И., Повх В.Н. Промышленная ботаника: состояние и перспективы развития. Д>-нецк, 1990. С. 161.

6. Кандрашин Е.Р. Почвообразование в техногенных ландшафтах. Новосибирск, 1979. С. 163169.

7. Трофимов С.С. Экология почв и почвенные ресурсы Кемеровской области. Новосибирск. 1975. 289 с.

8. Трофимов С.С., Нанлекова II.II., Кащрашиы Е.Р., Фаткулин Ф.Л. Стебаева К.С. Гумуеообр-зование в техногенных экосистемах. Новосибирск, 1986. 146 с.

9. Куминова Л.В. Растительность Кемеровской области. Новосибирск. 200 с.

10. Рагим-заде Ф.К. Техногенные элювии вскрыш-

ных пород угольных месторождений Сибири, оценка их потенциального плодородия и пригодности для восстановления их почвенного покрова: Лвтореф. кацд. дисс. Новосибирск, 1977. 18 с.

11. Баранник Л.П., ГЦербатеико В.Н. Естественное зарастание отвалов породы угольных разрезов. Новокузнецк, 1972. 86 с.

12. Клевенская И.Л., Трофимов С.С., Таранов С.Л., Кандрашин Е.Р. Сукцессии и функционирование микроборастительиых ассоциаций как коисорци-онных единиц техногенных экосистем. Мат. III Всес. конф. "Микроорганизмы в сельском хозяйстве". М„ 1986. С. 89-90.

13. Трофимов С.С., Теилякова A.A., Клевенская И.Л. Системный подход к изучению процессов почвообразования в техногенных ландшафтах. Новосибирск, 1979. С. 3-19.

Н.Миркин Б.М. Классификации форм антропогенных изменений растительности. Аитроиолераш1-иость наземных биоценозов и прикладная экология. Таллин. 1977. С. 92-95.

15. J.A.Lee В.Greenwood. The colonisation by plants of calcareous wasters from the salt and cali indastry in chesire. Biol, conserv. X 2 1976. P 131-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.