УДК 37.011.31
DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-4-629-638
ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВУЗА
SOCIETY REQUESTS IN EDUCATION: TEACHER'S PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CULTURE OF THE MODERN RUSSIAN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
А.В. Полонский1), В.Г. Глушкова2) A.V. Polonskiy, V.G. Glushkova
^Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 2) Белгородский университет кооперации, экономики и права, Pocc^, 308023, г. Белгород, ул. Cадовая, 116а
1)Belgorod National Research University,
85 Pobeda Str, Belgorod, 308015, Russia 2)Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 116A Sadovaya Str, Belgorod, 308023, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
Реформирование российского образования позиционируется сегодня как приоритетный национальный проект, нацеленный на ускорение модернизации России посредством повышения уровня профессиональных компетенций специалиста и формирования его личностных качеств, адекватных культурно-нравственным, социально-экономическим и информационно-технологическим контекстам жизни и деятельности общества. В этих условиях особую значимость приобретает деятельность преподавателя высшей школы, его профессионально-педагогическая культура, совокупность параметров которой обусловлена духовным опытом и морально-интеллектуальным поиском общества, совокупностью решаемых им в контексте текущей жизни задач. Вопросы востребованных сегодня личностных качеств преподавателя, способствующих эффективности его профессиональной деятельности, остаются без сфокусированного внимания исследователей. Цель работы - рассмотрение тех содержательных компонентов профессионально-личностной культуры преподавателя современного российского вуза, которые оказываются вовлеченными в сферу активного общественного диалога современной России. Ключевым методом исследования является анализ публикаций о педагогах, чьи нравственные представления и чувство гражданской ответственности отражают актуальные потребности общества (К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, А.А. Тахо-Годи и др.). Исследование показало, что особенно значимыми сегодня становятся личностные качества преподавателя как педагога, просветителя, исследователя, наставника, гражданина, интеллигента и патриота. В работе обращается внимание на социально резонансные качества преподавателя современного российского вуза.
Abstract
The reform of Russian education is positioned today as a priority national project aimed at accelerating the modernization of Russia by increasing the level of professional competence of the specialist and the formation of his personal qualities, adequate cultural, moral, socio-economic and information technology contexts of life and activities of society. In these conditions the activity of the teacher of the higher school, its professional and pedagogical culture which set of parameters is caused by spiritual experience and moral and intellectual search of society, set of the tasks solved by it in the context of current life acquires special importance. The questions of the teacher's personal qualities, which are in demand today
and contribute to the effectiveness of his professional activity, remain without the focused attention of researchers. The purpose of the work is to consider the content components of professional and personal culture of the teacher of the modern Russian University, which are involved in the sphere of active social dialogue of modern Russia. The basic method of research is the analysis of publications about the experience of life and thought of teachers whose moral ideas and sense of civic responsibility reflect the realities of actual life (K. D. Ushinsky, D. S. Likhachev, A. F. Losev, Yu. M. Lotman, A. A. Taho-Godi, etc.). The study showed that the personal qualities of a teacher as a teacher, educator, researcher, mentor, citizen, intellectual and patriot are becoming especially important today. The article draws attention to the socially resonant qualities of the teacher of the modern Russian University.
Ключевые слова: Россия, глобализация, конкуренция, культурно-образовательное пространство, университет, преподаватель, профессионально-педагогическая культура.
Key words: Russia, globalization, competition, cultural and educational space, university, teacher, professional and pedagogical culture.
Введение
Культурно-образовательное пространство современной России под воздействием разных факторов - экономических, социальных, политических, идеологических, информационно-технологических - качественно меняется, обусловливая широкий круг вопросов, связанных с поисками методологических основ обучения, то есть тех общих принципов, исходных положений и идей, которые определяют социальную концепцию образовательного процесса и которые отражают актуальные потребности общества в формировании профессионального, культурного и духовно-нравственного потенциала личности. Как подчеркнул министр науки и высшего образования РФ М.М. Котюков, «университет должен самым первым реагировать на изменения запросов общества в образовании...» [Котюков, 2019].
Современный взгляд на университет, оказавшийся между глобальными вызовами и национальными задачами, на процесс обучения, призванный формировать установку на познавательную непрерывность и самостоятельность, требует видеть учащегося как субъекта образовательного процесса, нацеленного на формирование не только профессионально-педагогических и предметных компетенций, но и личностных, отражающих систему нравственных координат и ценностей. Особую значимость в этих условиях приобретает преподаватель высшей школы, его личностный потенциал, профессионально-педагогическая культура, содержательное наполнение которой, мотивировано духовно-нравственным опытом и сферой морально-интеллектуальных и мировоззренческих поисков общества, а также совокупностью решаемых им в контексте текущей жизни задач.
Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы уже имеет сложившуюся, признанную научной и педагогической общественностью исследовательскую традицию. Ее концепция, в основу которой положены идеи взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студента на основе осознания ценности личности и ее права на мировоззренческий выбор, моральный поступок и творческую самореализацию, рассматривается в работах российских и зарубежных исследователей [Демидова, 2008; Ерошенкова, 2017; Зарецкая, 2005; Исаев 2002; Исаев, Макарова, 2002; Исаев, Ситникова, 2008; Noguera, 2004; Shavelson, Stern, 1981; Shulman, 1987; Voss, Kunter, Baumert, 2011].
Компетентностная парадигма личности преподавателя, человека, который непосредственно формирует когнитивный, культурный и духовно-нравственный ресурс молодого поколения, в каждое время и в каждом обществе обсуждается активно и по-своему -с учетом перспективы меняющейся практики жизни, динамики ценностных установок, мировоззренческих устремлений и требующих решения социальных задач. Этим объясняется необходимость поддержания непрерывного, учитывающего меняющиеся контексты жизни, ценностные парадигмы и запросы общества экспертного диалога, нацеленного на
осмысление проблем образования и, в частности, академической культуры современного российского университета.
Предметом рассмотрения в статье является профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы в аспекте тех его личностных качеств, которые отражают актуальные ценностные установки общественного сознания современной России и которые в условиях сегодняшней конкуренции глобальных, национальных и личностных культурных проектов оказываются в центре публичных дискуссий.
Цель исследования - изучение тех содержательных компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза, которые оказываются вовлеченными в сферу общественного мировоззренческого диалога современной России. Эмпирической базой исследования стали публикации, посвященные педагогам, чьи нравственные представления и чувство гражданской ответственности не подвергаются сомнению - К.Д. Ушинский, А.Ф. Лосев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, А.А. Тахо-Годи и др.
В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы в сфере педагогики и психологии личности, методы оценочного наблюдения и описания. Ведущим методологическим принципом в исследовании является культурологический подход, обеспечивающий единство аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов и рассматривающий личность преподавателя в контексте культуры и системы социально-нравственных ценностей. Теоретическая база сформирована работами ведущих специалистов и исследователей, чьи научные интересы лежат в сфере образования, воспитания и межличностного общения (И.И. Зарецкая, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, П. Ногуэра, Л.С. Шульман и другие). Концептуальной идеей исследования является положение, сформулированное в работах И.Ф. Исаева, о том, что профессионально-педагогическая культура - это «своего рода "педагогическая память" человечества, содержание которой в различные времена и в различных ситуациях имеет неодинаковую ценность. Востребованность ценностей педагогической культуры определяется различными факторами: запросами общества, уровнем развития системы образования, разработанностью педагогической теории и технологии, индивидуальными особенностями педагогов и студентов» [Исаев, 2002, с. 27].
Экономические, политические и культурно-мировоззренческие преобразования в современном российском обществе ставят перед системой высшего образования задачи, связанные с формированием компетенций, обеспечивающих человеку способность повысить свой уровень понимания социальной динамики, отказаться от облегченной интерпретации социальных и культурных реалий, управлять все более усложняющимся педагогическим процессом, сотрудничать и вступать в профессиональный диалог с другими людьми при разных обстоятельствах и для решения различных задач, преодолеть оправдание инертности собственной мысли и желания «поручить себя другому», научиться расставлять культурно-мировоззренческие приоритеты и понимать истинные ценности в жизни.
Откликом на запрос общества на обновление, на ускоренное развитие современной России и является реформирование российского образования, что позиционируется сегодня как приоритетный национальный проект, нацеленный не только на повышение уровня профессиональных компетенций специалиста, но и на формирование его личностных качеств, адекватных социально-экономическим, информационно-технологическим и духовно-нравственным контекстам жизни и деятельности российского общества.
Высшее образование в контексте усложняющихся задач общественной жизни призвано содействовать (1) процессам социальной интеграции на основе разработанной обществом духовно-нравственной формулы социального блага, (2) повышению воспитательного воздействия культурной традиции как важнейшего фактора формирования личности, (3) эффективному функционированию общества, в котором человек должен обладать способностью неконфликтно совмещать коллективно-общественные и личностные проекты, нестандартно, творчески мыслить, брать на себя всю полноту ответственности за
собственное слово и поведенческий жест. С этой целью образование должно выстраиваться на тех ценностных представлениях и нравственных предписаниях, которые адекватно отражают культурный запрос современного общества.
Личность преподавателя
В процессе обучения ключевую роль играет личность преподавателя. Сегодня в сфере высшего образования обществом востребован не просто специалист, обладающий совокупностью необходимых профессионально-педагогических квалификаций, а человек, отличающийся сформированной системой ценностей и широким предметным и гуманитарным кругозором, свободно ориентирующийся в мире информации и медийных технологий, способный к принятию самостоятельного и ответственного решения, восприимчивый к инновациям, новым идеям, умеющий вовлекать студентов в совместный творческий процесс научного поиска и открытия, готовый работать в режиме сотрудничества и активного мировоззренческого диалога, а также, главное, обладающий способностью критически, а значит, самостоятельно и независимо мыслить, продуцируя созидательно-активное ценностно-смысловое пространство [Полонский, 2014]
Обратим внимание на те содержательные характеристики личности современного вузовского преподавателя, которые сегодня оказываются в сфере активного публичного мировоззренческого диалога и которые отражают обстоятельства новых контекстов мысли, жизни и деятельности российского общества.
Успешность деятельности вузовского преподавателя, его способность непосредственно влиять на личность студента, на все контексты, связанные с его обучением, во многом зависит от личностных качеств самого преподавателя, а личность обнаруживается в совокупности присущих ей убеждений, взглядов, в системе ценностей, масштабности мысли и диапазоне социальных отношений, в значимости и перспективе общественных проектов, в неравнодушии, активной гражданской позиции и воле к самостоятельному поступку, мировоззренческому выбору, автономному мировоззренческому высказыванию и в обязательной способности к продуктивному диалогу и совместному интеллектуально-творческому поиску.
Личность преподавателя является предпосылкой, непременным условием формирующейся личности студента. Право влияния, предъявления и передачи системы знаний, ценностей и мировоззренческих суждений, способствующих формированию сознания молодого человека - специалиста и гражданина, право «выпрямлять души» (М.С. Шагинян), дается только тому, кто сам является личностью.
В профессиональной культуре вузовского преподавателя свое отражением находят такие важнейшие характеристики личности, как высокая нравственность, душевная открытость, бескорыстность, принципиальность, честность убеждений, мыслей и поступков, ясность нравственных критериев, способность к сопереживанию, готовность впустить в своей мир другого человека, уважение его точки зрения, его мировоззренческого выбора и решения и, безусловно, высокая степень самокритичности и требовательности к самому себе. На этом выстраивается авторитет преподавателя, доверие к нему как к коллеге, наставнику и другу. Таким, например, помнят А.Ф. Лосева, мыслителя энциклопедического типа, профессора, человека, на жизненном пути которого были и война, и революция, и ссылки, и ГУЛАГ. В своей, ставшей последней книге «Дерзание духа», А.Ф. Лосев, как будто подводя итог пройденного им жизненного пути, написал: «Самое ценное для меня - живой ум, живая мысль, такое мышление, от которого человек здоровеет и ободряется, радуется и веселится, а ум ответно становится и мудрым, и простым одновременно» [Лосев, 1989, с. 5].
Базовый компонент профессионально-педагогической культуры преподавателя -знания (профессиональные, предметные и общекультурные). Устремленность к расширению своего гуманитарного кругозора, «интерес к процессу передачи знаний, умений и
навыков, развитие педагогических способностей и склонностей; убежденность в необходимости педагогической деятельности» [Исаев, 2002] - основа профессиональной деятельности педагога-просветителя.
Преподаватель, безусловно, должен во всех аспектах знать свой предмет, видеть его научную перспективу, разбираться в смежной с ним проблематике, однако едва ли этого сегодня достаточно. Важной задачей современного вузовского преподавателя сегодня становится овладение методикой «добывания знания», или, как говорила М.С. Шаги-нян, «методикой узнавания», которая даётся только огромным трудом, многогранным опытом и усилием мысли.
Вузовский преподаватель должен обладать способностью преодолевать инерцию мысли и становиться создателем новых знаний, поэтому его труд, его педагогический, академический и общественный престиж связаны с научно-исследовательской работой ученого. Настоящего преподавателя отличает сформированный круг научных интересов и наличие собственных научно-исследовательских результатов и проектов. Для этого он должен принимать самое активное участие в научных и методических семинарах, научных форумах, поскольку там происходит не только интенсивный, заинтересованный, имеющий профессиональную перспективу обмен знаниями, но и столь необходимое в процессе опознавания окружающей действительности уточнение тех или иных концепций, идей, формулировок.
Культура понимающего мышления
Обязательное качество личности педагога-наставника - его жизненный и духовный опыт, личностный, социальный и мировоззренческий капитал. Чтобы участвовать в «переустройстве» души молодого человека, чтобы в быстро меняющейся реальности мульти-культурного мира прочерчивать перспективы его мысли и нравственных движений его души, обеспечивать прирост и утверждение тех компетенций, в которых особенно нуждается современное общество, преподаватель должен не только в совершенстве владеть материалом своего предмета, но и глубоко ее знать, видеть ее во всем многообразии, что достигается благодаря непосредственному, полноценному в ней участию.
Опыт человека приобретается постепенно, складывается из разных элементов, однако всегда из того, что человек сам пережил, прочувствовал, включил в свою мысль и практику жизни, поскольку только то, что оставляет свой след в сознании, памяти и сердце, способно углублять мысль и чувство человека, выстраивать его ценностные парадигмы, придавать ему особую нравственно-интеллектуальную силу, делая его мудрым. Мудрость, сочетающая в себе глубину мысли и богатство душевного опыта, - важнейшее качество личности преподавателя. Для опыта как истории жизни человека, перипетий его биографии и для мудрости как «ума, настоянного на совести» (Ф. Искандер), культуры понимающего мышления, равновесия знания, наблюдения, осмысления и переживания нужно прожитое время, в котором есть перемены, неожиданные повороты, обретения и потери, взлеты и падения, радость и боль, словом, все то, что формирует духовно-нравственное сознание с присущим ему стремлением к истине, добру и высокому смыслу. Размышления по этому поводу находим в дневниковых записях Надежды Мандельштам. «Проблема смысла в молодости доступна не многим. Она достигается только на личном опыте, переплетаясь с вопросом о назначении, и потому о ней задумываются... только те... кто оглядывается на прожитую жизнь» [Мандельштам, 1990, с. 17].
Совокупность знаний и суждений, вынесенных преподавателем из практики своей жизни, порождает к нему доверие со стороны учащихся, создает условия для восприятия его как надежного человека, способного к пониманию, умеющего справедливо и беспристрастно разобраться в разных ситуациях, руководствуясь при этом выверенными принципами, критериями и стандартами, решить сложные задач, в которых требуются не толь-
ко знания, но и душевный, морально-нравственный ресурс, способного понять другого человека и отнестись к нему с необходимым пониманием и сочувствием.
Преподаватель высшей школы не может ограничиваться только настоящим, руководствовать знаниями и требованиями только тeкущей практики. Созидая мир, в котором реализуются и традиционные духовные, этические и эстетические каноны, и новые, те, что оформились сегодня, под воздействием модернизирующей общество культурной практики, преподаватель должен обращаться и к социальной, и к индивидуальной памяти, и к прошлому опыту, и к будущему - в форме надежды, мечты, планов, проектов, просчитанных перспектив и выверенных прогнозов. В этом смысле преподаватель близок, наверное, философу и писателю, то есть к тем, чьим призванием является пробуждать в человеке интеллектуальную и духовную способность думать, оценочно вслушиваясь и вглядываясь в мир, переустраивая его и самого себя в соответствии с прочерченной перспективой жизни. Именно на такое интеллектуально-нравственное, духовно-эмоциональное «пробуждение» нацелена деятельность преподавателя. О таком человеке, выдающемся ученом и профессоре исторического факультета Ленинградского университета Д.С. Лихачеве пишут в своих воспоминаниях его многочисленные ученики: «Основной задачей Дмитрия Сергеевича было вызвать интерес к предмету и научить самостоятельно работать... Дмитрий Сергеевич... высказывался последним: он делал замечания и хвалил иногда, но главным в подведении итогов было его обобщающее заключение, и эти его выступления всегда поражали свежестью мысли, каким-то совершенно новым подходом к материалу» [Дмитриева, Салмина, 1997].
Обостренное чувство родины
Переживать современность, глубоко ее чувствовать - способность, которая входит в формулу профессиональной культуры преподавателя и педагога, однако она проявляется в полной мере лишь тогда, когда преподаватель преодолевает притяжение собственного «я», когда он оказывается в орбите других людeй, ощущая свою ответственность перед каждым человеком, который входит в широкое понятие «мы». Чуткость к культуре, к исторической памяти и традициям воспитавшего его народа - отличительные свойства преподавателя. Этим и объясняется то, что важнейшим принципом его жизни и деятельности, его «иммунной системой» [Поляков, 2007, с. 233] является патриотизм.
В основе патриотизма лежит чувство преданности своему народу и ответственности перед ним, что идет, как замечает А. Ципко, «от совести, от нравственного чувства.» [2005, с. 13], которое сопряжено со способностью видеть достойное и уважительно относиться не только к тому, что освоено родной культурной традицией, но и к другому опыту, к выбору, осуществленному в иной системе координат, к другой мысли и переживанию как к альтернативно равным, как к истине, существующей еще в одном изложении.
Духовная связь с родной землей осуществляется через ценностное отношение к родной культуре и родному слову. Забота о культурной традиции и родном языке, переживание их как абсолютной духовной ценности, как своего исконного мира, одухотворенного мыслью и чувством своего народа, - важнейшая составляющая личности преподавателя, педагога, просветителя. В размышлениях М.М. Ягнятинской о К.Д. Ушинском, «учителе всех учителей России», находим такие слова: «Мы знаем Константина Дмитриевича Ушинского как великого педагога России. Нельзя забывать и тот вклад, который К.Д. Ушинский внес в национальную культуру России - это, прежде всего, борьба за чистоту и самобытность русского языка» [Ягнятинская, 2008, с. 142].
От отношения к родному как к непререкаемой культурной ценности зависит способ бытия человека и общества. В.Ю. Троицкий в своем мировоззренческом осмыслении духовно-нравственной роли языка фокусирует внимание на следующем: «Слово (язык). фундамент... всей жизни нации. Слово - невидимый корень жизнеспособности нации. Состояние речи - это состояние мысли; состояние мысли - это состояние сознания; состо-
яние сознания - это предпосылка поступков; поступки - это сущность поведения людей; сущность поведения людей - это судьба народа» [Троицкий, 2011]. Преподаватель несет персональную ответственность за настоящее и будущее общества, за сохранение его культурной и языковой традиции.
Обостренное чувство родины, осмысление ее мировоззренческого выбора и поиск путей духовного развития, переживание родной культуры и родного языка как высшей духовной ценности и «динамический консерватизм» [Аверьянов, 2012, с. 7] - все это всегда присутствовало в традициях русской интеллигенции. Преподаватели и составляют ее весомую часть.
Интеллигентность
Сегодня, может быть, как никогда ранее востребован преподаватель-интеллигент в его служении человеку и обществу. Осознание жизни, осмысление своей роли в ней является профессиональной задачей преподавателя. Участвуя в создании образа будущего, его культурного проекта, вовлекая в него личность студента, он должен руководствоваться собственными убеждениями и нравственными установками, быть независимым от конъюнктуры жизни. Таким был Ю.М. Лотман, ученый, семиотик, культуролог, профессор Тартуского университета. Как пишет С.М. Даниэль, «что бы ни делал Юрий Михайлович, в его поведении всегда ощущался некий преизбыток силы, именуемой талантом. Он мог быть очень строгим, но никогда не был черств, а уж если хвалил, то одаривал по-царски... Будучи неофициально "коронован" советской интеллигенцией, Юрий Михайлович должен был постоянно ощущать на своих плечах груз ответственности верховного интеллектуального арбитра, хранителя заветов научной чести...» [Даниэль, 1995, с. 153].
Внутренняя независимость, свобода и самостоятельность мысли - качества, вне которых преподаватель не реализуется как личность, гражданин и интеллигент, однако «рулевым интеллектуальной свободы человека-интеллигента является совесть. ангел-хранитель человеческой чести, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни» [Лихачев, 1993, с. 9].
В своей публичной, общественной деятельности и поступках преподаватель должен стремиться быть воплощением нравственного идеала, поскольку в этом - залог его авторитета среди коллег и студентов. Без этого авторитета он не может реализовать свою миссию - «сотворения и воспитания личности студента, утверждения человека в человеке» [Полянская, 2015, с. 3]. Так, ученики, обращаясь с поздравительным словом к своему учителю А.А. Тахо-Годи, профессору МГУ, написали: «Ваша педагогическая, научная и просветительская деятельность составляет большую и славную эпоху. в Вас есть некий великий огонь, отблески которого угадываются и в Ваших учениках. Вы сумели создать настоящую научную школу. И состоялось это не только благодаря Вашему блистательному научному таланту, но и. благодаря масштабу личности и таланту организатора... Сейчас те, кто тогда начинал в этих областях, известны мировой науке как лучшие в них специалисты. А ведь именно Вы побуждали их, тогда ещё совсем юных людей, к этим штудиям, уговаривали, а подчас и применяли свою волю» [Создающая верность, 2012, с. 7, 69].
Заключение
Таким образом, сегодня от вузовского преподавателя, социальный статус которого формируется на основе его опыта, полученного в жизни и в профессии, зависит не только успешность реализации образовательного процесса, но и полнота проявления духовно-нравственных сил общества, его сегодняшний и завтрашний день. Ключевым запросом современного российского общества становится личность преподавателя и его личностные качества как педагога, просветителя, исследователя, наставника, гражданина, интеллигента и патриота.
Профессионально-педагогическая культура преподавателя должна фиксировать в своей формуле осмысленные обществом содержательные характеристики личности, ее жизненный и профессиональный опыт, идеи, нравственно-мировоззренческие принципы и ценности. Сегодня необходимо укреплять те компетенции преподавателя, без которых невозможно осуществление продуктивного взаимодействия со студенческой аудиторией и формирование ее духовно-мировоззренческого и социально-образовательного багажа. В настоящее время в сфере преподавания в высшей школе востребован не просто специалист, обладающий совокупностью профессионально-педагогических квалификаций, а человек, отличающийся сформированной системой ценностей, широким предметным, профессиональным, общекультурным и гуманитарным кругозором.
Проведенное исследование позволяет обратить внимание на актуальные проблемы высшей школы и включить в содержательную формулу деятельности преподавателя российского вуза те его личностные качества, которые востребованы современным обществом. Результаты исследования могут быть использованы в осмыслении и формулировании профессиональных компетенций преподавателя высшей школы, обоснование и обновление которых обусловлено активной разработкой современным российским обществом ценностно-смысловой парадигмы образования.
Список литературы
1. Аверьянов В.В. 2012. Традиция и динамический консерватизм. М., Институт динамического консерватизма, Центральный издательский дом, 696 с.
2. Даниэль С.М. 1995. Из мемуаров бывшего студента-заочника. В кн.: Лотмановский сборник. Москва, ИЦ-Гарант: 151-159.
3. Демидова Л.А. 2008. Педагогическая культура современного преподавателя вуза. Юридическое образование и наука, 2: 56-71.
4. Дмитриева Р.П., Салмина М.А. 1997. Дмитрий Сергеевич Лихачев - преподаватель исторического факультета Ленинградского университета (1946-1953). В кн.: Труды отделения древнерусской литературы. СПб., Пушкинский Дом, Т. 50: 29-30.
5. Ерошенкова Е.И. 2017. Профессиональный стандарт как инструмент развития профессиональной свободы и ответственности педагога. В кн.: Профессионально-педагогическая культура: опыт прошлого - вызовы современности. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Отв. ред. И.Ф. Исаев. Белгород, Издательство «ГиК»: 51-56.
6. Зарецкая И.И. 2005. Профессиональная культура педагога. М., АПКиППРО, 116 с.
7. Исаев И.Ф. 2002. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система. Гаудеамус, 1 (1): 20-30.
8. Исаев И.Ф., Макарова Л.Н. 2002. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М., Белгород, Издательство БелГУ,194 с.
9. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. 2008. Концептуальные основания профессионально-педагогической культуры. Высшее образование сегодня, 3: 45-47.
10. Котюков М. 2019. Вузы должны реагировать на запросы общества в образовании. URL: https://na.ria.ru/20190115/1549369328.html (дата обращения: 15.07.2019)
11. Лихачев Д.С. 1993. О русской интеллигенции. Новый мир, 2: 3-9.
12. Лосев А.Ф. 1989. Дерзание духа. Москва, Издательство политической литературы, 369 с.
13. Мандельштам Н.Я. 1990. Вторая книга: Воспоминания. Москва, Прогресс-Феникс, 560 c.
14. Полонский А.В. 2014. Особенности профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза в свете реформы российского образования. В кн.: Педагогические технологии в современном образовании: Материалы международной научно-практической конференции. Белгород, Белгородский университет кооперации, экономики и права: 274-288.
15. Поляков Ю. 2007. Порнократия. М., Росмэн, 443 с.
16. Полянская Н.М. 2015. Роль преподавателя в повышении качества образовательного процесса в высшем учебном заведении. Мир науки, 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN315.pdf (дата обращения: 14.05.2019)
17. Созидающая верность: К 90-летию А.А. Тахо-Годи. 2012. [To the 90th anniversary of AA Tahoe-Godi]. В кн.: Спецвыпуск Бюллетеня Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева». Вып. 16. М., Гранд-Фаир, 352 с.
18. Троицкий В.Ю. 2011. Русский язык и судьба России. URL: http://www.za-nauku.ru/index.php?option =com_content&task=view&id=3909&Itemid=39 (дата обращения: 16.06.2019).
19. Ципко А. 2005. Публицистика сопротивления (предисловие). В кн.: Поляков Ю.М. Порнократия. Москва, Росмэн: 5-20.
20. Шрейдер Ю. 1989. Сознание и его имитация. Новый мир, 11: 244 -255.
21. Ягнятинская М.М. 2008. К.Д. Ушинский и словесность. Филология, 2 (55), 142-145.
22. Noguera P. 2004. Special topic. Transforming High Schools. Educational Leadership. 61(8):
26-31.
23. Shavelson, R.J., Stern, P. 1981. Research on teachers' pedagogical thoughts, judgments, decisions, and behaviour. Review of Educational Research, 51(4): 455-498.
24. Shulman, L.S. 1987. Knowledge and teaching: Foundations of the new reform. Harvard Educational Review, 57(1): 1-22.
25. Voss, T., Kunter, M., Baumert, J. 2011. Assessing teacher candidates' general pedagogical / psychological knowledge: Test construction and validation. Journal of Educational Psychology, 103(4): 952-969.
References
1. Aver'yanov V.V. 2012. Traditsiya i dinamicheskiy konservatizm [Tradition and dynamic conservatism]. M., Institut dinami-cheskogo konservatizma, Tsentral'nyy izdatel'skiy dom, 696 p.
2. Daniel' S.M. 1995. Iz memuarov byvshego studenta-zaochnika [From the memoirs of a former correspondence student]. In: Lotmanovskij sbornik. Moskva, IC-Garant: 151-159.
3. Demidova L.A. 2008. Pedagogicheskaya kul'tura sovremennogo prepodavatelya vuza [Pedagogical culture of a modern university teacher]. Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka, 2: 56-71.
4. Dmitrieva R.P., Salmina M.A. 1997. Dmitriy Sergeevich Likhachev - prepodavatel' is-toricheskogo fakul'teta Leningradskogo universiteta (1946-1953) [Dmitry Sergeevich Likhachev -Lecturer, Department of History, Leningrad University (1946-1953)]. Trudy otdeleniya drevnerusskoy literatury. SPb., Pushkinskiy Dom, T. 50: 29-30.
5. Eroshenkova E.I. 2017. Professional'nyy standart kak instrument razvitiya professional'noy svobody i otvetstvennosti pedagoga [Professional standard as an instrument for the development of professional freedom and responsibility of a teacher] // Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura: opyt proshlogo - vyzovy sovremennosti Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Otv. red. I.F. Isaev. Belgorod, Izdatel'stvo «GiK»: 51-56.
6. Zaretskaya I.I. 2005. Professional'naya kul'tura pedagoga [The professional culture of the teacher:]. M., APKiPPRO, 116 p.
7. Isayev I.F. 2002. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshey shkoly kak samorazvivayushchayasya Sistema [Professional and pedagogical culture of a higher education teacher as a self-developing system]. Gaudeamus, 1 (1): 20-30.
8. Isaev I.F., Makarova L.N. 2002. Professionalizm prepodavatelya: kul'tura, stil', individual'nost' [Professionalism of the teacher: culture, style, personality.]. M., Belgorod, Izdatel'stvo BelGU, 194 p.
9. Isaev I.F., Sitnikova M.I. 2008. Konceptual'nye osnovaniya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury [Conceptual foundations of professional pedagogical culture]. Vysshee obrazovanie segodnya, 3: 45-47.
10. Kotyukov M. 2019. Vuzy dolzhny reagirovat' na zaprosy obshchestva v obrazovanii [Universities must respond to the needs of society in education]. Available at: https://na.ria.ru/20190115 /1549369328.html (accessed: 15.07.2019)
11. Lihachev D.S. 1993. O russkoj intelligencii [About Russian intelligence]. Novyj mir, 2: 3-9.
12. Losev A.F. 1989. Derzanie duha [The potention of spirit]. Moskva, Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 369 p.
13. Mandel'shtam N.YA. 1990. Vtoraya kniga: Vospominaniya [The second book: memoires]. Moskva, Progress-Feniks, 560 p.
14. Polonskiy A.V. 2014. Osobennosti professional'no-pedagogicheskoy kul'tury prepodavatelya vuza v svete reformy rossiyskogo obrazovaniya [Features of the professional and pedagogical culture of a university teacher in the light of the reform of Russian education] In.: Pedagogicheskiye tekhnologii v sovremennom obrazovanii: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Belgorod, Belgorodskiy universitet kooperatsii, ekonomiki i prava: 274-288.
15. Polyakov Yu. 2007. Pornokratiya [Pornocracy]. M., Rosmen, 443 p.
16. Polyanskaya N.M. 2015. Rol' prepodavatelya v povyshenii kachestva obrazovatel'nogo protsessa v vysshem uchebnom zavedenii [The role of the teacher in improving the quality of the educational process in a higher educational institution]. Mir nauki, 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN315.pdf (accessed: 14.05.2019)
17. Sozidayushchaya vernost': K 90-letiyu A.A. Takho-God™ 2012. In: Spetsvypusk Byulleten-ya Biblioteki «Dom A.F. Loseva». Vyp. 16. M.. Grand-Fair, 352 p.
18. Troickij V.Yu. 2011. Russkij yazyk i sud'ba Rossii [Russian language and the fate of Russia]. Available at: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3909&Itemid=39. (accessed: 16.06.2019).
19. Cipko A. 2005. Publicistika soprotivleniya (predislovie) [Journalism of resistance (foreword)]. In.: Polyakov Yu.M. Pornokratiya. Moskva, Rosmen: 5-20.
20. Shrejder Yu. 1989. Soznanie i ego imitaciya [Mind and its imitation]. Novyj mir, 11: 244-255.
21. Yanyatinskaya M.M. 2008. K.D. Ushinskij i slovesnost' [Ushchinskij and literature]. Filologiya, 2 (55), 142-145.
22. Noguera P. 2004. Special topic. Transforming High Schools. Educational Leadership. 61(8):
26-31.
23. Shavelson, R.J., Stern, P. 1981. Research on teachers' pedagogical thoughts, judgments, decisions, and behaviour. Review of Educational Research, 51(4): 455-498.
24. Shulman, L.S. 1987. Knowledge and teaching: Foundations of the new reform. Harvard Educational Review, 57(1): 1-22.
25. Voss, T., Kunter, M., Baumert, J. 2011. Assessing teacher candidates' general pedagogical / psychological knowledge: Test construction and validation. Journal of Educational Psychology, 103(4): 952-969.
Ссылка для цитирования статьи For citation
Полонский А.В., Глушкова В.Г. 2019. Запросы общества в образовании: профессионально-педагогическая культура преподавателя современного российского вуза. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 38 (4): 629-638. DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-4-629-638
Polonskiy A.V., Glushkova V.G. 2019. Society requests in education: teacher's professional pedagogical culture of the modern russian institution of higher education. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 38 (4): 629-638 (in Russian). DOI 10.18413/2075-4574-2019-384-629-638