УДК 343.9 СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА МАЙОРОВА,
ББК 67.51 преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики
М14 (Академия ФСИН России),
е-mail: [email protected]
ЗАПРЕТЫ В СИСТЕМЕ МЕР ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: в статье исследуется исправительное воздействие на осужденных в рамках совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, рассматривается понятие «запреты» с точки зрения криминологической науки в ее прикладном аспекте. Анализ законодательства и трудов ученых-криминологов показывает необходимость закрепления, применения и развития запретов в теории и практике уголовно-исполнительного права. Раскрывается понятие административного надзора через призму уголовно-исполнительных запретов, которые, в свою очередь, являются важной мерой по предупреждению рецидива преступлений, а также имеют значение для дальнейшей разработки института основных средств исправления осужденных. Отмечается, что в плане повышения роли в исправлении осужденных запреты следует рассматривать в целом в системе мер по дальнейшему развитию уголовно-исполнительной системы. Подчеркивается важность разделения условий отбывания наказаний, в рамках которой запреты занимают свое место в формировании у осужденных «перспективных путей». Показывается эффективность сочетания уголовно-исполнительных запретов с мерами поощрения (ст. 113 УИК РФ) и возможностями для осужденных отбывания наказания в различных условиях.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в пенитенциарной криминологии и уголовно-исполнительном праве закрепление, применение и развитие запретов является востребованной в теоретическом и практическом значении темой.
Ключевые слова: запреты, наказание, учреждения, осужденные, уголовно-исполнительная система, преступление, перспектива, мера, место, тема.
Стимулирование правопослушного поведения и активной ресоциализации осужденных является одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики. Реализация этого направления уголовно-исполнительной политики предполагает разработку в том числе новых мер дисциплинарного воздействия, применяемых к осужденным. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года отмечается, что свое место среди них занимают различного ряда запреты.
Тема запретов актуализируется в условиях осложнения криминогенной обстановки в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Об актуальности исследования темы запретов в исправительных учреждениях свидетельствует принятие в апреле 2011 г. Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 66-63 УИК РФ был дополнен ст. 173.1 «Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Известно, что основным содержанием административного надзора является установление определенных запретов.
В криминологическом аспекте необходимость исследования запретов обусловлена тем, что они
являются важной мерой по предупреждению пенитенциарного рецидива преступлений.
В теоретическом плане рассмотрение уголовно-исполнительных запретов, применяемых к осужденным, имеет значение для дальнейшей разработки института основных средств исправления осужденных. Все это служит основанием для их развития. Дальнейшая разработка данной темы будет способствовать последовательному и рациональному применению запретительных средств, в целом повышению эффективности исполнения наказаний в виде лишения свободы.
В законодательном аспекте актуальность исследования темы обусловливается необходимостью совершенствования уголовно-исполнительного законодательства.
В прикладном плане ее значимость выражается в создании системы правопослушного поведения осужденных. Четкое и обоснованное применение запретов, определение их места в системе стимулов правопослушного поведения позволяет оптимизировать процесс исправления осужденных.
Определение правовой природы запретов в уголовно-исполнительном праве позволяет принцип дифференциации индивидуализации исполнения наказаний наполнить новым содержанием, развить учение о нем.
Актуальность темы заключается также в том, что законодательное закрепление отдельных запретов в
целом ряде случаев носит субъективный характер, что является серьезным препятствием в деле обеспечения реализации прав и законных интересов осужденных.
Запреты, их совершенствование в плане повышения роли в исправлении осужденных следует рассматривать в целом в системе мер по дальнейшему развитию уголовно-исполнительной системы. Здесь обращают на себя внимание условия исполнения наказаний в виде лишения свободы. Как известно, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает три условия отбывания данных наказаний: обычные, облегченные, строгие. Основной отличительной чертой, отграничивающей эти условия друг от друга, наряду с установленными правами и законными интересами, является характер и количество ограничений (запретов). При этом следует отметить, что указанные условия реализуются в пределах одного исправительного учреждения, что позволяет наглядно демонстрировать осужденным позитивные и отрицательные стороны соблюдения условий отбывания наказания.
Данная система заслуживает внимания в плане ее дальнейшего совершенствования. Немаловажным является и то, что это не требует каких-либо значительных финансовых вливаний в отличие от преобразования исправительных колоний в тюрьмы [1, с. 17-22]. Она является реализацией идеи А. С. Макаренко о перспективных путях. «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных» [2, с. 75]. Известно выделение им трех перспектив: близкая, средняя, далекая.
Относительно первой: завтрашний день должен казаться обязательно лучше сегодняшнего [2, с. 76]. Она «представляет тот необходимый перспективный минимум, без которого вообще трудно представить себе правильную воспитательную работу» [2, с. 79] .
«Средняя перспектива заключается в проекте... события, несколько отодвинутого во времени» [2, с. 79]. Она имеет значение только в том случае, если к ней готовятся задолго, если ей придается особенное значение [2, с. 80].
«Далекая перспектива может увлекать на большие работы и напряжение, может действительно составлять радостную перспективу [2, с. 80-81]. Это обстоятельство строится на естественном инстинкте каждого воспитанника...» [2, с. 75], - писал А. С. Макаренко применительно к детским учреждениям.
В сочетании с мерами поощрения (ст. 113 УИК РФ) и возможностями отбывания наказания в различных условиях в зависимости от соблюдения установленного порядка отбывания наказания и
отношения к труду запреты занимают свое место в формировании у осужденных указанных перспективных линий.
Совершенствование условий отбывания наказания уже имеет место на первом этапе реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Исправительные учреждения уходят от содержания осужденных в условиях общежитий на 100 и более человек. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, пребывают в помещениях на три-четыре человека. В то же время они сохраняют привычный для них социум: могут общаться с другими осужденными, администрацией исправительного учреждения в любое время. Условия отбывания наказания также являются своего рода синтезом исправительных колоний советского образца и европейских тюрем. Современные исправительные учреждения представляют собой учреждения нового образца. Они уже не становятся теми исправительными колониями с массовым содержанием осужденных в одном помещении и в то же время не являются учреждениями, ограничивающими возможность общения и тем самым позволяющими максимально снимать синдром одиночества, замкнутого пространства, психологического перенапряжения, стресса. Можно сказать, что в настоящее время мы имеем дело с исправительными учреждениями, характерными только для России.
Это отмечается и международным пенитенциарным сообществом. Например, резолюция Европейской конференции директоров тюремных ведомств (Эдинбург, Шотландия, 2009 г.) содержит пункт: «Следует пересмотреть концепцию современной тюрьмы. Сложилось представление о тюрьме как о сооружении, окруженном высокими стенами, с запорами и засовами, где заключенные находятся под постоянным надзором и контролем. Россия подает пример другой организации лишения свободы: основной вид учреждения - исправительная колония, в которой осужденные имеют относительную свободу передвижения в рамках контролируемой и охраняемой территории. Одновременно во многих европейских государствах наметилась опасная тенденция строительства особо охраняемых тюрем с жестким режимом содержания. Совету Европы следует обсудить этот вопрос» [3, с. 9-12] .
В научной литературе предлагаются меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего установление и применение запретов, практики его применения. Так, А. Я. Гришко предлагает «расширить круг лиц, за которыми может быть установлен административный надзор, не только по признаку криминального состояния, но
и по состоянию здоровья» [4, с. 57]. Им приводятся примеры запретов, которые не предусмотрены законом, но фактически имеют место [5, с. 30]. Безусловно, этот аспект проблемы требует своего разрешения.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в пенитенциарной криминологии и уголовно-исполнительном праве закрепление, применение и развитие запретов является востребованной в теоретическом и практическом значении темой.
Список литературы
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
2. Макаренко А. С. Сочинения : в 7 т. М., 1960. Т. 5.
3. Overcrowded Prisons: Looking for Solutions: Conclusion by the General Rapporteur of the 15th Conference of Directors of Prison Administrations. Edinburgh, 9-11 September 2009, p. 5.
4. Гришко А. Я. Эффективность поспенитенциарной адаптации и административный надзор: анализ основных взаимосвязей // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 3. С. 57.
5. Гришко А. Я. О принципах законности и равенства осужденных перед законом // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 30.
SVETLANA EVGENIEVNA MAYOROVA,
lecturer of the criminology and the organization of crime prevention department
(Academy of the FPS of Russia), е-mail:[email protected]
THE PROHIBITIONS IN THE PENAL SYSTEM IMPACT ON PRISONERS
Annotation: exploring the correctional impact on prisoners within the framework of the improvement of criminal legislation, the author examines the concept of the «don'ts» from the point of view of criminological science in its applied aspect. Analyzing legislation and referring to the writings of scientists of criminologists, the author shows the need to consolidate, use, and development «prohibitions» in the theory and practice of criminal law. The notion of administrative supervision, through the prism of the penal prohibitions, which in turn are an important measure for the prevention of recidivism, and also have value in terms of further development of the Institute of fixed assets of prisoners. It is noted that in terms of enhancing the role in the rehabilitation of offenders, bans should be considered in the overall system of measures on further development of the penal system. Stresses the importance of the separation conditions for the serving of sentences in which the bans take their place in the forming convicted «ways forward». The author shows the effectiveness of the combination of the penal prohibitions with incentives (article 113 of the penal enforcement code) and opportunities for prisoners serving the sentence in various conditions.
This makes it possible to conclude that, in the prison of criminology and penal law consolidation, application, and development of prohibitions is important in theoretical and practical significance of the topic.
Key words: prohibitions, penalties, institutions, inmates, the correctional system, crime, Vista, measure, place, topic.
References
1. Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Utverzhdena Rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktjabrja 2010 g. № 1772-r [The Concept of the penal system of the Russian Federation until 2020. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from October, 14th, 2010, № 1772-p]. Unpublished.
2. Makarenko A. S. Sochinenija [Works]. Moscow, 1960, Vol. 5.
3. Overcrowded Prisons: Looking for Solutions: Conclusion by the General Rapporteur of the 15th Conference of Directors of Prison Administrations. Edinburgh, 9-11 September 2009, p. 5.
4. Grishko A. Ja. Jeffektivnost' pospenitenciarnoj adaptacii i administrativnyj nadzor: analiz osnovnyh vzaimos-vjazej [Efficiency pospenitentsiarnoy adaptation and administrative supervision: An analysis of the key linkages]. Ju-ridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika - Jurisprudence and law enforcement practice, 2014, no. 3, p. 57.
5. Grishko A. Ja. O principah zakonnosti i ravenstva osuzhdennyh pered zakonom [On the principles of the rule of law and equality before the law convicts]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 4, p. 30.