Научная статья на тему 'Запрет в экономике'

Запрет в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРЕТ / ЗАПРЕЩЕННЫЙ РЫНОК / ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ / АНТИПРОГИБИЦИОНИЗМ / ПРОГИБИЦИОНИЗМ / ВРЕДНЫЕ БЛАГА / THE PROHIBITION / THE FORBIDDEN MARKET / FORBIDDING NORMS / ANTI PROHIBITIONISM / THE PROHIBITIONISM / THE HARMFUL BENEFI TS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотов Я. А.

Статья посвящена рассмотрению влияния института запрета в экономике. Дана характеристика запрещенного рынка и представлены различные подходы к оценке эффективности влияния запрета на функционирование рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROHIBITION IN THE ECONOMY

The article is devoted to consideration of the consequences of the Institute of prohibition in the economy. The characteristic of the forbidden market is given and various approaches to an assessment of effi ciency of infl uence of a prohibition on market functioning are presented.

Текст научной работы на тему «Запрет в экономике»

исследований на протяжении 2000-2013 гг выполнял научные исследования, по результатам которых изданы соответствующие монографии, в том числе «Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития». - Иваново: ПресСто, - 174 с. и другие.

3. Гутман Г. В. считается по праву родоначальником Владимирской школы регионального развития. Ежегодно во Владимире в мае проводятся чтения памяти Г. Гутмана.

4. Швецов А.Н. О новых веяниях и стереотипах прошлого в современной региональной политике // Журнал новой экономической ассоциации. - 2011. - №10. - С. 158-161.

5. Шнипер Р.А. в своих работах обосновал воспроизводственный подход к управлению развитием регионов. В таких трудах, как «Экономическая реформа и территориальное планирование», «Региональные предплановые исследования», «Экономические методы управления» и других, Р. А. Шнипер обосновал идею необходимости расширения экономической самостоятельности регионов, которая оказалась востребованной сегодняшней практикой экономических преобразований в России.

6. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. -М.: КНОРУС, 2007. - С. 14.

7. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. - М,: Дело, 2005. - С.18.

8. Управление проектами (для менеджеров) / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М: ОМЕГА-Л, 2006. - 443 с.

9. Лешков В.Н. Опыт теории земства // День. 1865. №42.

10. Безобразов В. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. - СПб., 1882. - С. 8.

11. В Росси в 1996 г. Президентом России был издан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В нем ставилась задача «осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающей решение социально-экономических задач в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».

12. Где в России жить хорошо //Российская газета. 13 марта, 2013 г.

Novikov A.I.

FORMATION OF ECONOMIC SPACE OF CIVILIZED LEVEL: REGIONAL ASPECT

Factors, the principles, tasks, mechanisms of spatial development and achievement of quality of life of the population of civilized level are considered.

Keywords: Economic space, quality of life of civilized level, regional aspect.

УДК 339.13

Золотов Я. А.

ЗАПРЕТ В ЭКОНОМИКЕ

Статья посвящена рассмотрению влияния института запрета в экономике. Дана характеристика запрещенного рынка и представлены различные подходы к оценке эффективности влияния запрета на функционирование рынка.

Ключевые слова: запрет, запрещенный рынок, запрещающие нормы, антипрогибиционизм, прогибиционизм, вредные блага

Вмешательство государства в функционирование рынка, а также наличие товаров характеризующихся специфичностью и требующих тщательного регулирования в целях устранения вредного влияния на развитие общества, приводит к возникновению рынков, находящихся под юридическим запретом. Практически во всех странах существуют законодательные нормы, запрещающие производство отдельных товаров и услуг. Речь идет о запретах предоставления потребителям некоторых товаров и услуг независимо от их качества [6, с.35].

Запрет как таковой может быть рассмотрен с различных точек зрения и подходов. Так широкое направление исследования запрета представлено в рам-

ках философии (Аквинский Ф., Аристотель, Гоббс Т., Дзыгинский П.И., Локк Дж., Монтескье Ш., Платон и др.), психологии (Андерсон Х., Басден Д., Бородай Ю. М., Гершкович В.А., Джонсон Х., Поршнев Б.Ф., Фрейд З.) и социологии. Большое внимание ему уделяется и в праве. Здесь рассматриваются и анализируются аспекты правового запрета (Алексеев С.С., Бахчин С.В., Братко А.Г., Белкин А.Г., Денисов С.А., Кудрявцев В.Н., Маклаков В.В., Малько А.В., Султы-гов М. М. и др.).

Запрет можно трактовать как отсутствие права на совершение чего-либо [10, с.248]. Это наиболее древний регулятор человеческого поведения. Как один из способов регулирования общественных отношений,

158

© Золотов Я. А., 2013

запрет появился одновременно с человеческим обществом и представляет собой социальную норму, необходимость выполнения которой, обосновывается «законом природы» [7, с.3]. Он, так или иначе, присутствует в любой модели общественных действий [2, с.3]. Возникнув одновременно с человеческим обществом, запреты представляли собой первые социальные нормы, содержащие обязательные правила поведения, закрепляющие права и обязанности членов общества [7, с.3]. С момента появления и формирования человека как биологической особи, он в процессе своей жизнедеятельности еще в первобытном обществе сталкивается с различными запретами, которые регламентируются общеобязательными правилами поведения. Становление запрета как некоего правового (юридического) средства регулирования общественных отношений происходит с появлением первых государств. Закрепление людей за территорией государства и приобретение ими специфического правого статуса - гражданства означает, что отныне все они находятся под юрисдикцией государства, следовательно, общеобязательные нормы поведения распространяются на всех без исключения граждан, незнание же закона (запрета) не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее виновность за его нарушение[7, с.4.].

Запрет выполняет в механизме правового регулирования закрепительную, фиксирующую функцию, состоящую в утверждении, возведении в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. Это необходимое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан и общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения. Непосредственная цель запрета - удержать от неправомерного поступка, не допустить его и тем самым способствовать поддержанию нормального состояния общественных отношений[1]. Однако запрет обладает двойственной природой: с одной стороны выделяет некую область как значимую, с другой - запрещает обращение к данной области. Так если говорить о «табу» -то его существование подразумевает и строгое ограничение поведения, и награду (как свидетельствуют мифы) герою за его нарушение. То есть «табу» самим своим существованием предполагает и запрет, и его нарушение [3, с.11].

В экономике исследование запрета направлено на анализ его влияние на функционирование экономики в целом, функционирование отдельных рынков и экономических отношений в процессе производства и распределения экономических благ. Этому направлению посвящены труды таких ученых как Беккер Г., Гилинский Я., Копп П., Латов Ю.В., О'Коннелл Т., Торонтон М., Фридмен М., Хиллман А.Л., и др. Отдельным направлением выступает исследование влияния запрета на функционирование различных типов рынка, Это достаточно широко представлено в

трудах таких авторов как Групп С., Заостровцев А.П., Коппа П., Кох Дж., Ли В.Л., Латов Ю.В., О'Коннелл Т., Тимофеев Л.М, Фридман М., Хиллман А.Л., и других авторов.

Наличие запрета на уровне государства на осуществление деятельности с отдельными видами товаров или услуг обуславливает возникновение запрещенных рынков, представляющих собой совокупность отношений, осуществляемых в нарушение действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Запрещенный рынок рассматривается нами как рынок товара (товарной группы) или услуги (комплекса услуг), на свободно-рыночное функционирование которого, накладывается запрет (принципиальные ограничения) со стороны государства. Запрет может распространяться как на весь рынок, так и на отдельный сегмент, а правительство способно выступить не только контролером, но и производителем (продавцом) регулируемого продукта. При этом товар (товарная группа) или услуга (комплекс услуг) априори не воспринимаются государством и/или обществом (значительной частью социума) как заслуживающий абсолютного запрета. На это указывает, в свою очередь, выделение двух групп товаров и услуг, а именно: запрещаемых только на уровне отдельных стран (алкоголь, услуги индустрии азартных игр, аборт как медицинская услуга) и запрещаемых на уровне мирового сообщества в целом (наркотики, услуги секс-бизнеса, услуги по оказанию эфтаназии, донорские органы и ткани для трансплантации) [6, с,25].

Также на это указывают и различия в подходах к запрещению, либо ограничению оборота отдельных товаров и услуг в различных странах [5, с.32]. Запрещение того или иного рынка отражает ценности общества и принятые в нем социальные нормы [9, с.357]. Ценности и социальные нормы различны в разных обществах. В некоторых из них проституция разрешена, в некоторых — нет. Решения относительно общих ценностей обычно отражают взгляды большинства на то, какие рынки должны быть запрещены. Решение имеет природу общественного блага и влияет на всех его потребителей[9, с.358].

Тем не менее, практика показывает, что на деле запретить какой бы то ни было рынок при наличии активного спроса невозможно. Существование запрещенных рынков неизбежно. Если легальный рынок отсутствует, то индивиды будут стремиться удовлетворить свои потребности на запрещенном. Когда есть люди, готовые платить, всегда найдутся те, кто может продать, даже если это незаконно. Общество может предпочитать незаконные рынки законным, даже если первые приносят обществу дополнительные издержки.

Запрет не останавливает рыночные операции, но лишь меняет условия, в которых они происходят, и сам становится решающим операциональным фактором. Выводя операции с запрещенными товарами

за пределы легального права, запрет подталкивает операторов искать другие институциональные возможности, и они их находят или создают заново. Нарушение юридического (конституционного) закона или даже его полное отсутствие еще не означает полного беззакония. Там, где не может быть востребовано право конституционное, рынок опирается на практическое право, санкционированное самими рыночными игроками и закрепленное в обычае. Этот неписаный закон часто бывает более строг и лучше исполняется, чем закон формальный: эффективность и стабильность такой правовой системы определяется непосредственной выгодой тех, кто следует установленным правилам, и прямыми убытками тех, кто их нарушает. Однако даже самые незатейливые правила, основанные на правах обычая, требуют организационных издержек от тех, кто их устанавливает, и кто им следует. Между тем соответствующие ресурсы экономического субъекта, - например, ресурсы потребителя наркотиков, - всегда ограничены. Субъект не может одновременно поддерживать два взаимоотрицающих института (запрет и запрещенный рынок), и, выбрав один из них, он изымает доступные ему ресурсы из другого. Приняв решение своим участием санкционировать запрещенный рынок, потребитель наносит неизбежный ущерб институту запрета или, иначе, приняв частное решение о покупке наркотиков, субъект наносит ущерб общественному благу, каким является запрет [8, с.61-62].

Одним из центральных вопросов в рамках исследования запрета в экономике являются преимущества и недостатки запрещения рынка. В этом отношении существует две диаметрально противоположные точки зрения: прогибиционизм (запрет необходим и он эффективен) и антипрогибиционизм (применение запретов нецелесообразно). Сторонники запрета базируются на доводах о том, что потребление вредных благ приносит вред самому потребителю данного блага и ущерб и окружающим его людям [5, с.20]. Кроме того приводятся и доводы в сторону эффективности запрета как фактора повышения уровня жизни и эффективности деятельности. Так согласно М. То -ронтону запрет позволяет перераспределить расходы, ранее направляемые на потребление вредных благ, на обеспечение пищи и крова, страхование жизни и формирование сбережений, повысить работоспособность и снизить количество пропусков, и связанных с работой несчастные случаи. Использование определенных продуктов являются причиной насилия и преступности отдельных лиц, которые в противном случае не впадали бы в такое поведение. Запреты помогают снизить уровень преступности, коррупции, и общественные пороки. Кроме того, потребление запрещенных продуктов наносит вред здоровью потребителя. Болезнь уменьшает время нахождения на работе, повышает спрос на медицинские услуги и увеличивает стоимость предоставляемой государством медицинской помощи. Использование опреде-

ленных продуктов ухудшает образование, семейную жизнь, и участие в демократическом процессе. Оно может носить инфекционный характер и быстро распространиться на все социально-экономические группы, приводя к зависимости значительных слоев населения. Использование данных товаров не эффективно и является невыгодной социальной функцией. Таким образом, запрет выступает способом защитить привычный образ жизни. Запрет - самая лучшая политика, доступная для проблем сформулированный выше. Это эффективно, и выгода такой политики высоко перевешивает затраты. Наличие должным образом установленной политики с соответствующими штрафами и соответствующими ресурсами, снизит тягу потенциальных потребителей к экспериментированию. Действия потребителей будут изолированы от экспериментирования, что заставит их оставить вредную привычку. В конечном счете, запрет может фактически убрать продукт с рынка [14, с.72] В противовес прогибиционистам их противники антипрогибиционисты упирают на не эффективность запретительных мер. Так обосновывается недостаточная аргументированность прогибиционистов в отношении вреда отдельных товаров и применительность запретительных мер только к отдельным группам товаров, отсутствие строго экономического обоснования юридического запрещения отдельных товаров и услуг, недостаточная аргументированность вредного влияния потребления вредных благ на окружение потребителя. К примеру, в отношении носителя невольного ущерба от того, что какому-либо лицу нравится тратить свои деньги на азартные игры или на проституток прогибиционисты может указать на членов семьи потребителя: игрок разоряет не только себя, но и своих родных, а распутник рискует испортить здоровье как себе, так и своей супруге. Однако, с экономической точки зрения, члены семейного домохозяйства рассматриваются как один экономический субъект. Семья — это добровольный союз правоспособных людей. Решаясь на создание семьи, они должны рационально учитывать ожидаемые негативные последствия от «неправильного» поведения супруга. Поэтому экстернальных эффектов внутри домохозяйства нет, и этот аргумент просто ложен. Таким образом, характеристика запрещаемых «вредных благ», как порождающих негативные внешние эффекты правомерна, но не достаточна. Кроме того, этот подход не объясняет, по какому принципу из многих благ, чье потребление в той или иной степени опасно для окружающих, юридически запрещаются те, чье вредное воздействие на «третьих лиц» не самое сильное (наркотики в сравнении с алкоголем) или даже вообще сомнительное (аборты) [5, с.15]. Антипрогибиционисты также и упирают на тот факт, что в современном мире моральные нормы, запрещающие взрослым правоспособным людям распоряжаться своей жизнью и своим телом, перестали восприниматься как общепринятые и обязательные. Более того, прогресс медицины сде-

лал возможным такие принципиально новые услуги, как облегчение ухода из жизни и пересадка человеческих органов от донора. В этом отношении они упирают на естественный процесс возникновения новых отраслей в связи с изменением жизни общества и высокими темпами научно-технического прогресса, и в частности перехода ранее запрещенных видов деятельности из статуса запрещенных, функционирующих в рамках теневой экономики в статус легализованных. При этом выделяется две основных модели пути легализации ранее запрещенных товаров и услуг: революционный путь, когда легализация осуществляется «скачком», одним законодательным актом (именно так осуществился демонтаж «сухого закона» в США в 1933 г.); эволюционный путь, когда легализация осуществляется «ступенчато», серией последовательных законодательных актов в течение относительно длительного промежутка времени (так происходила легализация в США индустрии азарта и абортов) [6, с.21]. Рассматривается и продуктивность запрета. Он считается наименее продуктивным, так как запрет не уничтожает рынок, а отдает его под полный контроль криминальных корпораций: «Запретить рынок - значит отдать запрещенный, но активно развивающийся рынок под полный контроль криминальных корпораций... Запретить рынок - значит обогатить криминальный мир сотнями миллиардов долларов, предоставить криминальным силам широкий доступ к общественным благам..» [8, с.107].

Антипрогибиционисты упирают на наличие у человека права жить, так как он хочет. В противовес аргументам о непоследовательности поведения потребителей запрещенных товаров и меняющейся ставки дисконтирования антипрогибиционисты утверждают, что это не является узким направлением, а характерно для широкого спектра легальных товаров. Кроме того в отношении запрета утверждается что именно он является причиной отрицательных последствий, порождает рост потребления запрещенных товаров, влияет на расширение ассортимента запрещенных товаров и обеспечивает высоких уровень цен на них. На запрещенном рынке цены, как правило, выше, чем на законном, из-за ограниченной конкуренции и более высокого риска, связанного с нелегальным предложением — нелегальным предоставлением соответствующих услуг

Кроме того антипрогибиционисты настаивают на том, что запрет порождает рост преступности и делает людей совершающих добровольные сделки преступниками, устраняет возможность легальной защиты сделок и разрешения конфликтов, разрушает общественную репутацию, отвлекает ресурсы правоохранительных органов от противодействия реальной преступности и является причиной распространения криминализации на правоохранителей [4]. Запрещенные рынки существуют, прежде всего, из-за того, что дают такую чистую прибыль, какую не может дать ни один вид легального бизнеса, ведь

получаемые доходы свободны от любых налогов. Эта высокая прибыль с лихвой компенсирует риск для участников запрещенных рынков, как производителей, так и потребителей запрещенных товаров, в виде возможности подвергнуться уголовному преследованию, который рассматривается как неотъемлемый элемент данного вида предпринимательства. Регулирования в данной сфере деятельности не существует вообще, есть лишь строго установленные запретительные правила, которые если и изменяются, то только в одностороннем порядке и только по инициативе органов государственной власти. Поэтому на таких рынках процветают наиболее коварные и жестокие предприниматели, а покупатели не имеют никакой защиты [11]. При реализации запрета само государство теряет множество дополнительных средств, которые поступали бы в федеральных бюджет в виде налогов, будь деятельность по свободному производству и распространению наркотиков законной. Существующая система запрещения и уголовного преследования лишает государство возможности наблюдать за развитием и функционированием запрещенного рынка и при необходимости влиять на него. Отношения между криминальными организациями и государственными органами сводятся лишь к жесточайшему противодействию.

Кроме того, запрет выступает эффективным фактором развития рынка: война с распространение запрещенных товаров выступает эффективным антитрестовским регулятором, а распространение информации о вреде вредных благ через пропаганду борьбы сними и сообщения органов осуществляющих борьбу, обеспечивает соответствующий уровень рекламы данных товаров, снижая затраты на это со стороны основных производителей запрещенных товаров. Антипрогибиционисты выдвигают тезис о том, что снятие запрета позволяет снизить нагрузку на общественные финансы и затраты на содержание правоохранительных органов.

Итак, можно сделать следующие выводы. Запрет является одним из древнейших регуляторов человеческого поведения и представляет собой социальную норму, необходимость выполнения которой, обосновывается «законом природы». Наличие запрета на уровне государства на осуществление деятельности по отдельным видами товаров или услуг обуславливает возникновение запрещенных рынков. Запрет может распространяться как на весь рынок, так и на отдельный сегмент, а правительство способно выступить не только контролером, но и производителем (продавцом) регулируемого продукта. При этом товар или услуга могут не восприниматься государством и/или обществом как заслуживающие абсолютного запрета.

Литература

1. Большой юридический словарь [Текст]/Авт.кол.: А.

В. Малько, К. Е. Игнатенкова, Г. Н. Комкова и др.; Под ред. А. В. Малько. - М.: Проспект,2009. - 704 с

2. Дзыгиевский, П.И. Запрет как форма социокультурной идентификации [Текст]: дис. ... канд. философ. наук : 09.00.12 / Дзыгиевский Павел Иванович. - г. С.-Петербург, 2000. - 180 с.

3. Гершкович, В.А. Специфика обработки запрещенной информации [Текст] / В.А. Гершкович // Материалы XII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2005». - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.10-12

4. Заостровцев, А. П. Запрещенный рынок (случай нелегальных наркотических веществ) [Текст] /А. П. Зао-сторовцев //Экономическая свобода и государство: друзья или враги. - СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2012. -

С. 221-243

5. Латов, Ю. В. Запретить нельзя разрешить: экономический анализ институтов прогибиционизма и антипро-гибиционизма [Текст] /Латов Ю.В. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. - №4. - С.9-31.

6. Латов, Ю. В. Институт запрета вредных благ: прогибиционизм У8 антипрогибиционизм [Текст] /Латов Ю.В. //Криминологический журнал Байкальского

Государственного университета экономики и финасов. -2010. - №2. - С .21-27.

7. Султыгов, М. М. Запрет как метод правового регулирования [Текст]: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01/ Мочха Магометович Султыгов. - Санкт-Петербург, 1996 - 150 с.

8. Тимофеев, Л.М. Наркобизнес: Начальная теория экономической отрасли: Позитивный подход [Текст] / Л.М. Тимофеев. - 3-е изд., доп. - М., 2003. - 132с.

9. Хиллман, А.Л. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления [Текст] / А. Л. Хиллман. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009. - 878 с.

10. Экономический и юридический словарь [Текст] /под. ред. А.Н. Азрилияна. - М: Институт новой экономики,2004-1088с.

11. O'Connell, T. An Analysis of Drug Prohibition as

(Irresponsible) Public Policy: http://www.druglibrary.org/

schaffer/media/tjo1.htm.

12. ThorntonM. The economics of prohibition. Salt Lake City: University of Utah Press, 1991.

Zolotov Y. A.

PROHIBITION IN THE ECONOMY

The article is devoted to consideration of the consequences of the Institute of prohibition in the economy. The characteristic of the forbidden market is given and various approaches to an assessment of efficiency of influence of a prohibition on market functioning are presented.

Keywords: the prohibition, the forbidden market, forbidding norms, anti - prohibitionism, the prohibitionism, the harmful benefits

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.