Научная статья на тему 'Запрет информационной пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров'

Запрет информационной пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
373
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ДЕТИ / НАРКОТИКИ / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / КНИГИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ПРОПАГАНДА / THE INFORMATION / CHILDREN / DRUGS / ADVERTISING / THE INTERNET / NEWSPAPERS / MAGAZINES / BOOKS / COMPUTER GAMES / PROPAGATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбачева Елена Владимировна

Проблема, исследуемая в статье, на сегодняшний день является актуальной в связи с тем, что современные средства массовой коммуникации изобилуют информацией, наносящей вред нравственному и духовному развитию детей, а также их здоровью. Особую тревогу вызывает воздействие на детей и подростков публикующихся в ряде печатных изданий материалов, формирующих интерес к наркотикам. Но, с другой стороны, СМИ это тот источник информации, который должен донести до сознания людей всю остроту проблемы злоупотребления наркотиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ban on informational propaganda in the sphere of turnover of drugs, psychotropic substance and their precursor

The problem investigated in article, for today is actual because modern mass media abound with the information harming to moral and spiritual development of children, and also to their health. The special alarm is caused by influence on children and teenagers of printing editions of the materials forming interest to drugs published in a number. But, on the other hand, mass-media? It is that source of the information which should inform to consciousness of people all sharpness of a problem of abusing drugs.

Текст научной работы на тему «Запрет информационной пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

Е.В. Горбачева

ЗАПРЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ

Современные средства массовой коммуникации (телевидение, радио, Интернет, печатная продукция и др.), с одной стороны, изобилуют информацией, наносящей вред нравственному и духовному развитию детей, в том числе распространяют печатную продукцию, аудио- и видеопродукцию, пропагандирующую наркоманию, токсикоманию и другое антиобщественное поведение.

С другой стороны, сегодня газета, радио, телевидение - это тот источник информации, который способен донести до сознания простого обывателя всю остроту проблемы злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота и помочь убедиться в необходимости принятия конкретных государственных мер по стабилизации сложившейся ситуации. Имеется множество положительных примеров освещения в центральных и региональных средствах массовой информации проблем профилактики наркомании и приобщения молодежи к антинаркотическому образу жизни. Вместе с тем вызывают беспокойство опубликованные в ряде печатных изданий материалы, повышающие интерес к наркотикам и их потреблению.

В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей, особо актуальным представляется установление нормативов распространения печатной, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования.

Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать к ним интерес и способствовать реализации указанных средств или веществ. Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченном объеме. Это распространяется на определенные группы наркотиков, а именно включенные в списки 2 и 3 Перечня ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [1], сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.

Распространение печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, пагубно влияет на нравственное и духовное развитие несовершеннолетних. Причинение вреда здоровью несовершеннолетних, искусственное привитие синдрома зависимости, манипуляции сознанием, разрушение единого информационного и духовного пространства общества, традиционных устоев общества и общественной нравственности - вот неполный перечень последствий воздействия такого рода информации.

Проведенными прокуратурами Ростовской области проверками исполнения законодательства в сфере легального оборота наркотических средств и их прекурсоров, в том числе используемых для учебных целей в муниципальных образовательных учреждениях, установлено, что в соответствии со ст. 30 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список 4, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи.

Результаты проверки показали, что в большинстве муниципальных образовательных учреждений имеются нарушения «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 04.11.2006. Журнал регистрации операций с прекурсорами ведется ненадлежащим образом. Отсутствуют приказы руководителя о назначении ответственных лиц за регистрацию и учет изменения прекурсоров в результате операций в указанном журнале.

При проведении проверок прокуратурами Алтайского, Пермского краев, Республики Татарстан, Чувашской республики, Краснодарского края, Вологодской, Воронежской, Кировской, Курской, Новгородской, Омской, Томской областей, Ростовской областей установлено, что при подключении общеобразовательных школ к сети Интернет в рамках национального проекта «Образование» не все образовательные учреждения снабжены программным обеспечением, исключающим доступ учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания. При этом установленные в ряде

школьных компьютерных классов средства контент-фильтрации не обеспечивают эффективную защиту учащихся от доступа к интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера, сведения о наркотиках и иную информацию, причиняющую вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

В конце XX века наша страна оказалась буквально заполнена коммуникативными каналами информации, открыто рекламирующими немедицинское потребление наркотиков. Современными источниками обсуждаемых сведений стали: газеты и журналы, книги, теле- и радио передачи, Интернет, электронные (компьютерные) игры, музыкальные течения, популярные песни, носимая одежда (эмблемы и надписи на ней), политические партии, общественные движения.

Исследования коммуникативных источников информации, из которых население России, в первую очередь молодежь, черпает первичные знания о наркотиках, обнаружили, что безусловное лидерство среди них держат Интернет, средства массовой информации.

В соответствие со ст. 46 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции СМИ, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях запрещается. Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья» [1].

В 2000 году этот запрет был внесен в Закон «О средствах массовой информации» дополнением в ст. 4: «Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки 2 и 3 в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах”, в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами» [2].

Оба закона предполагают приостановление или прекращение деятельности СМИ, нарушившего данные запреты.

Можно говорить о том, что применения данные меры не находили, и законодательные запреты пропаганды наркотиков оставались декларативными, так как практические меры административного взыскания или уголовно-правовые санкции в действующем законодательстве предусмотрены не были.

Ситуация изменилась с введением 1 июля 2002 года нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

«Статья 6.13. КоАП РФ - пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой и т.д.» [3].

Данная статья позволяет материально наказывать СМИ, пропагандирующие наркотики. Но для применения этой статьи необходимо доказать, что журналистом или изданием проводилась такая пропаганда.

Если исходить из определения, данного в Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», то под действие законов подпадает только распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения и преимуществах использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Такое понимание пропаганды выглядит крайне недостаточным. Если исходить из «журналистского» определения пропаганды как «распространения политических, философских, экономических,

технических и иных знаний и идей, а также эстетических и морально-нравственных ценностей», то это понятие гораздо шире. Следовательно, в сферу права попадает только самая явная и, следует заметить, малая часть «пропаганды наркотических средств», которую можно назвать «открытой пропагандой». Однако отсутствует единое и четкое понимание, что есть открытая пропаганда наркотиков, в связи с чем мало прецедентов использования данных нормативно-правовых актов.

При этом, например, в числе рекомендаций парламентских слушаний «О мерах по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в РФ» (28.02.2002) существует следующее положение: «Принять меры по недопущению как прямой, так и скрытой пропаганды употребления наркотиков в средствах массовой информации, в т.ч. электронных, в кино- и видеопродукции, установив жесткий контроль за соблюдением законодательства в этой области и оперативное принятие санкций к нарушителям».

По вопросу о том, что такое скрытая пропаганда употребления наркотиков и каким образом следует принимать меры по ее недопущению, ясности нет.

Исходя из всего вышеизложенного, можно утверждать, что нормативно-правовые акты не в состоянии охватить весь объем наркотической пропаганды в СМИ, что, конечно, не снижает, а даже повышает значимость их применения в случаях «прямой пропаганды». Проблема «скрытой пропаганды», видимо, в большей степени находится в плоскости не законодательных, а этических норм.

Существуют принятые мировым сообществом рекомендации ООН журналисту, пишущему о наркотиках: «Ваша публикация принесет вред или приведет к отрицательным последствиям в следующих случаях:

Использование неточной или вводящей в заблуждение терминологии в отношении наркотических средств, как, например искусственное разделение на так называемые “сильные” и “слабые” наркотики. Все они несут смерть и поэтому запрещены конвенцией ООН.

Сообщения о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха или славы в обществе.

Восхваление наркотиков в песнях, кинофильмах, других коммерческих произведениях.

Привлечение внимания людей к огромным прибылям, которые могут быть получены от незаконной торговли наркотиками.

Информация об уличной стоимости конфискованных партий наркотических средств.

Выступление за легализацию немедицинского потребления наркотиков» [4, с. 60].

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - «органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение» [5].

Законодателем предполагается издание федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», в котором будут сосредоточены все запреты на распространения информации на территории Российской Федерации, уже закрепленные в ряде федеральных законов: пропаганда антиобщественного поведения, уголовно наказуемых деяний, насилия и жестокости, порнографии, а также пропаганда в том числе использование, изображений наркотических средств или иной знаково-опознавательной атрибутики, связанной с их употреблением и оборотом, либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, либо распространение сведений о способах, методах их разработки, изготовления и использования, местах их приобретения и т.д.

Итак, говоря о пропаганде наркотиков, на наш взгляд, следует признать следующее:

1. Законодательные запреты не охватывают и не могут охватить весь объем пропаганды наркотиков, которая оказывает значительное влияние на развитие наркоэпидемии в России. При этом существующие правовые нормы должны применяться, а не оставаться декларативными, случаи применения должны получать широкое освещение в СМИ.

2. Правильное освещение проблемы наркотизма требуют серьезного и осознаного подхода, который возможен только при условии понимания ситуации в целом, наличия широких и многокомпонентных знаний и, без сомнения, личной установки на непринятие наркотиков.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // http://wwwlaw.edu.m/norm/norm.asp?nor-mГО=1241965

2. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 февраля.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001.31 декабря.

4. Корконосенко С.Г. Основы журналистской деятельности. СПб., 1995.

5. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» // http://www.garant-park.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.