Научная статья на тему 'Запрет дискриминации в сфере труда: особенности закрепления принципа в конституции Российской Федерации, конституциях и уставах ее субъектов'

Запрет дискриминации в сфере труда: особенности закрепления принципа в конституции Российской Федерации, конституциях и уставах ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1389
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
запрет дискриминации / ТРУД / дискриминация в сфере труда / discrimination prohibition / labor / DISCRIMINATION in employment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Командиров Алексей Александрович

Исследуются порядок и особенности закрепления принципа запрета дискриминации в сфере труда в Конституции РФ, конституциях и уставах ее субъектов. Особое внимание уделяется анализу регионального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The order and features of enshrining the principle non-discrimination in employment in the RF Constitution and the constitutions and charters of its subjects is studied. Special attention is given to the analysis of the regional legislation.

Текст научной работы на тему «Запрет дискриминации в сфере труда: особенности закрепления принципа в конституции Российской Федерации, конституциях и уставах ее субъектов»

A.A. Komandirov

The Prohibition against

Discrimination in Employment:

Features of Enshrining

the Principle

in the RF Constitution

and the Constitutions

and Charters of Its Subjects

The order and features of enshrining the principle non-discrimination in employment in the RF Constitution and the constitutions and charters of its subjects is studied. Special attention is given to the analysis of the regional legislation.

Key words and word-combinations: discrimination prohibition, labor, discrimination in employment.

Исследуются порядок и особенности закрепления принципа запрета дискриминации в сфере труда в Конституции РФ, конституциях и уставах ее субъектов. Особое внимание уделяется анализу регионального законодательства.

Ключевые слова и словосочетания: запрет дискриминации, труд, дискриминация в сфере труда.

УДК 342.4(470+571) ББК 67.400.2(2Рос)

A.A. Командиров

ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА: ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОНСТИТУЦИЯХ И УСТАВАХ ЕЕ СУБЪЕКТОВ

^Зогласно положениям п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации [1]. В связи с этим специалисты обращают внимание, что «право гражданина на труд находится под особой защитой государства, которая проявляется... в обеспечении каждому работающему лицу условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, выплаты вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, охраны труда и содействия занятости» [2].

Закрепление в Основном Законе России запрета дискриминации в сфере труда является важнейшей гарантией его соблюдения, поскольку устанавливает недопустимость принятия правовых актов дискриминационного характера как на федеральном, так и на региональном уровне. На наш взгляд, установленный Конституцией РФ принцип запрета дискриминации в сфере труда представляет собой запрет на любое различие, исключение, ограничение и предпочтение в трудовых правах и свободах, основанное на каком-либо признаке человека; имеющее це-

76

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

лью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления равенства прав и основных свобод человека и повлекшее за собой неблагоприятные для него последствия. Действующее федеральное и региональное законодательство развивает указанные конституционные положения, устанавливая в исследуемой сфере ограничения и предпочтения того или иного рода.

Принимая во внимание федеративное устройство современной России, представляется целесообразным в исследовательских целях рассмотреть ряд законодательных актов субъектов РФ на предмет соответствия конституционному принципу запрета дискриминации в сфере труда.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, вследствие чего немалое значение в законодательном регулировании конституционного принципа запрета дискриминации в сфере труда в Российской Федерации имеют конституции и уставы субъектов РФ. Предметом нашего исследования стали основные законы всех видов субъектов РФ.

Так, Конституция Республики Татарстан [3] в ч. 3 ст. 50 устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. На наш взгляд, указанные положения являются существенной гарантией реализации конституционного принципа запрета дискриминации в сфере труда на территории Республики Татарстан. Более того, в ч. 6 ст. 50 Основного Закона Республики Татарстан закреплено, что государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, в случаях, предусмотренных законом; организует их обучение и переквалификацию.

Таким образом, исходя из смысла указанных положений, можно утверждать, что на территории данного субъекта РФ законодательно урегулирована дифференциация по отношению к лицам, нуждающимся в государственной поддержке, выравнивая их возможности по сравнению с здоровыми гражданами.

К числу антидискриминационных норм в сфере труда, содержащихся в Конституции Республики Татарстан, также можно отнести положения ст. 22, согласно которым на территории Республики Татарстан граждане Российской Федерации обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права. Указанная норма направлена на обеспечение равенства возможностей граждан, проживающих как на территории Республики, так и на всей территории России, в том числе в сфере труда. На наш взгляд, указанные положения подтверждают значение конституционного принципа запрета дискриминации в сфере труда.

Однако региональное законодательство демонстрирует различный подход к развитию конституционного принципа запрета дискриминации в сфере труда.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 77

Так, в п. 2 ст. 2 Устава Красноярского края [4] закреплено, что государственная власть края обязана осуществлять социально-экономическую и административную политику, направленную на обеспечение достойной жизни всего населения края; создавать условия для действенной беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина на территории края, не допуская дискриминации в зависимости от национальности, языка, религии, пола, общественного, имущественного или должностного положения, а также других обстоятельств. Таким образом, региональный законодатель гарантирует населению края защиту от дискриминации, в том числе в сфере труда, и вводит соответствующие обязанности для органов государственной власти края.

Устав же города Москвы [5] не содержит прямого запрета дискриминации в сфере труда. К числу норм, направленных на недопущение дискриминации, можно отнести п. 3 ст. 3 указанного Устава, в соответствии с чем иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом и международным договором Российской Федерации. В такой же трактовке можно представить п. 4 указанной статьи, согласно которому в Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции РФ и законодательству Российской Федерации. Однако этого, на наш взгляд, недостаточно, так как указанные положения Устава города Москвы носят общий характер и применимы ко всем видам отношений в сфере обеспечения прав граждан. По этой причине целесообразно внести в Устав города Москвы нормы, непосредственно обеспечивающие всем проживающим в Москве защиту от дискриминации в сфере труда, поскольку, например, в указанном регионе возможна дискриминация при трудоустройстве по признаку места жительства (регистрации).

В Уставе Еврейской автономной области также отсутствуют нормы, напрямую запрещающие дискриминацию в сфере труда - он содержит лишь норму общего характера (ст. 8 указанного Устава), согласно которой в данном субъекте РФ гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области [6].

Аналогичная ситуация обнаруживается и при анализе Устава (Основного Закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [7]. Прямого правового закрепления запрета дискриминации в сфере труда указанный нормативный акт не имеет, а содержит лишь общую норму, в соответствии с которой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре обеспечивается защита прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством и данным Уставом.

78 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Обращаясь к законодательству Саратовской области, необходимо отметить, что в Уставе (Основном Законе) Саратовской области также не содержится прямого запрета дискриминации в сфере труда. Положениями п. 1 ст. 12 указанного Устава каждому человеку, проживающему или временно находящемуся на территории области, гарантируются права и свободы, а также охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, его имущества, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и международными правовыми нормами [8].

Вероятно, в последних четырех случаях региональный законодатель не включил специальную норму, закрепляющую запрет дискриминации в сфере труда в Основной Закон субъекта РФ, поскольку счел достаточным наличие общей нормы, отсылающей к положениям Конституции РФ и федерального законодательства в части защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако, с нашей точки зрения, этого недостаточно, поскольку прямой запрет нарушений трудовых прав граждан в региональном законодательстве будет способствовать более действенной их профилактике.

Проведенный выборочный обзор регионального законодательства не претендует на репрезентативность, но вполне иллюстрирует основные позиции регионального законодателя в вопросе правового закрепления принципа запрета дискриминации в сфере труда в субъектах РФ. Полученные результаты позволяют отметить, что, хотя трудовое право и относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, регионы не в полной мере используют имеющиеся в их распоряжении возможности правового регулирования в соответствующей сфере. Конституционный принцип запрета дискриминации в сфере труда зачастую не находит своего прямого закрепления в конституциях (уставах) субъектов РФ, что является существенным упущением регионального законодателя. Учитывая остроту проблемы дискриминации в сфере труда в современной России, на наш взгляд, следует больше внимания уделять вопросу правового регулирования запрета дискриминации в регионах. В связи с этим пример прямого запрета дискриминации в сфере труда в Конституции Республики Татарстан представляется оптимальным.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. М., 2010.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / иод ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010.

3. Конституция Ресиублики Татарстан от 6 нояб. 1992 г. // Ресиублика Татарстан. 2002. № 87/88.

4. Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777 // Краевой вестник. 2008. № 1 (сиецвыи.).

5. Устав города Москвы от 28 июня 1995 г. // Ведомости Московской Думы. 1995. № 4.

6. Устав Еврейской автономной области от 8 окт. 1997 г. № 40-0З // Собрание законодательства ЕАО. 2002. № 6. Ст. 0516.

7. Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 аир. 1995 г. // Новости Югры. 2005. 23 аир., № 44; 26 аир., № 45.

8. Устав (Основной Закон) Саратовской области от 2 июня 2005 г. № 46-ЗСО // Неделя области. 2005. № 38 (156).

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.