Научная статья на тему 'Записка самарского губернатора Г. С. Аксакова о крестьянском самоуправлении от 15 января 1868 года'

Записка самарского губернатора Г. С. Аксакова о крестьянском самоуправлении от 15 января 1868 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСАКОВ / РУКОПИСЬ / ЗАПИСКА / САМАРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ОБУХОВ / БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ / КРЕСТЬЯНСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мотин Сергей Витальевич, Хакимов Салават Хазибович

Задача осуществить публикацию: «Аксаков, Григорий Сергеевич. Записка его о крестьянском самоуправлении». Модель/методология публикуемая рукопись хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) в фонде К. А. Военского (Ф. 152. Оп. 4. Ед. хр. 1. 16 л.). Выводы записка Г. С. Аксакова является ответом на аналогичную записку его предшественника по Самарской губернии Б. П. Обухова и содержит некоторые итоги реализации буржуазных реформ 60-х годов ХIХ века в Самарской губернии. Оригинальность/ценность впервые вводится в научный оборот текст записки Г. С. Аксакова о крестьянском самоуправлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The note written by Samara governor G. S. Aksakov on January 15, 1868

Purpose publication of the manuscript “Aksakov Grigoriy Sergeevich. His Note on peasant self-government”. Methodology the presented manuscript is stored in the Manuscript Division of the National Library of Russia (St Petersburg)in the fund of K.A. Voenskiy (Fund 152. List 4.Unit 1.16 p.). Results Aksakov’s Note is an answer to a similar Note written by his forerunner, Samara Province Governor B.P. Obukhov. The Note in question contains some results of the realization of bourgeois reforms that took place in Samara Province in the 60s of the ХIХth century. Conclusion the text of the Note written by Samara governor G. S. Aksakov on January 15, 1868, is put into scientific use.

Текст научной работы на тему «Записка самарского губернатора Г. С. Аксакова о крестьянском самоуправлении от 15 января 1868 года»

2.5. ЗАПИСКА САМАРСКОГО ГУБЕРНАТОРА Г. С. АКСАКОВА О КРЕСТЬЯНСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ОТ 15 ЯНВАРЯ 1868 ГОДА

Мотин Сергей Витальевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: зам. начальника кафедры. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра истории и теории государства и права. Е-mail: [email protected] Хакимов Салават Хазибович, канд. ист. наук, доцент. Должность: преподаватель. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра истории и теории государства и права. Е-mail: [email protected]

Аннотация

Задача - осуществить публикацию: «Аксаков, Григорий Сергеевич. Записка его о крестьянском самоуправлении».

Модель/методология - публикуемая рукопись хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) в фонде К. А. Воен-ского (Ф. 152. Оп. 4. Ед. хр. 1. 16 л.).

Выводы - записка Г. С. Аксакова является ответом на аналогичную записку его предшественника по Самарской губернии Б. П. Обухова и содержит некоторые итоги реализации буржуазных реформ 60-х годов XIX века в Самарской губернии.

Оригинальность/ценность - впервые вводится в научный оборот текст записки Г. С. Аксакова о крестьянском самоуправлении.

Ключевые слова: Г.С. Аксаков, рукопись, записка, Самарская губерния, Б.П. Обухов, буржуазные реформы, крестьянское самоуправление.

THE NOTE WRITTEN BY SAMARA GOVERNOR G. S. AKSAKOV ON JANUARY 15, 1868

Motin Sergey Vitaljevich, PhD at law, associate professor. Position: deputy chief. Place of employment: Ufa Law Institute of MIA Russia. Department: History and Theory of State and Law chair. Е-mail: [email protected] Khakimov Salavat Khazibovich, PhD at history, associate professor. Position: lecturer. Place of employment: Ufa Law Institute of MIA Russia. Department: History and Theory of State and Law chair. Е-mail: [email protected]

Annotaiton

Purpose - publication of the manuscript "Aksakov Grigoriy Sergeevich. His Note on peasant self-government".

Methodology - the presented manuscript is stored in the Manuscript Division of the National Library of Russia (St Petersburg)in the fund of K.A. Voenskiy (Fund 152. List 4.Unit 1.16 p.).

Results - Aksakov's Note is an answer to a similar Note written by his forerunner, Samara Province Governor B.P. Obukhov. The Note in question contains some results of the realization of bourgeois reforms that took place in Samara Province in the 60s of the XlXth century.

Conclusion - the text of the Note written by Samara governor G. S. Aksakov on January 15, 1868, is put into scientific use.

Keywords: G.S. Aksakov, a manuscript, a note, Samara Province, B.P. Obukhov, bourgeois reforms, peasant self-government.

Шестидесятые годы XIX в. занимают особое место в истории российского государства. Начатые императором Александром II «Великие реформы» необходимо было самым решительным образом претворять в жизнь. Успех преобразований во многом зависел от политической воли, последовательности и четкости, решительности региональных лидеров - губернаторов. В их руках была сосредоточена вся административная власть во вверенных им территориях. Губернаторы возглавляли губернские правления и более десятка различных совещательных учреждений, присутствий, комитетов и комиссий.

Такая непростая задача легла на плечи энергичного администратора, каким был Григорий Сергеевич Аксаков, имевший разносторонний опыт работы на различных должностях в органах государственной власти. Служебная карьера Г.С. Аксакова, достаточно полно отражена в краеведческой и научно-справочной литературе. Но сравнительный анализ различных опубликованных и архивных источников требует внесения некоторых уточнений, в частности, в Оренбургский период его деятельности. В фонде Уфимского губернского правления Центрального Государственного исторического архива Республики Башкортостан отложилась копия формулярного списка Оренбургского гражданского губернатора, статского советника Григория Аксакова, составленного 7 марта 1861 г.[14, ф. И-9, оп. 2, д. 1, л. 20-28; также см.: 12].

Г.С. Аксаков родился 4 января 1820 г. в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии [4, с. 114]. Всего у Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны Аксаковых было 14 детей, четверо из которых скончались в младенчестве. Григорий появился на свет вслед за Константином (1817-1860) и Верой (1819-1864), после него были рождены - Ольга (18211861), Иван (1823-1886), Михаил (1824-1841), Надежда (1829-1869), Любовь (1830-1867), Мария (1831-1906) и Софья (1835-1885)[1, с. 31-40].

В июне 1840 г. Г.С. Аксаков, в составе первого выпуска, завершает Императорское Училище правоведения в г. Санкт-Петербурге. Спустя два года его младший брат Иван также становится выпускником этого престижного учебного заведения [см.: 7]. После окончания училища Г.С. Аксаков был отправлен на службу в канцелярию второго департамента Правительствующего сената[14, ф. И-9, оп. 2, д. 1, л. 1 об. - 2]. Пройдя хорошую стажировку в высшей судебной инстанции, он продолжает набирать опыт практической работы, исполняя должности товарища председателя Владимирской палаты гражданского суда и Симбирского губернского прокурора [14, ф. И-9, оп. 2, д. 1, л. 22 об. - 23].

Начало служебной карьеры будущего Оренбургского гражданского, а в последующем и первого Уфимского губернатора начинается 5 декабря 1846 г. с должности Оренбургского губернского прокурора в чине коллежского асессора. 23 апреля 1852 г. Г.С. Аксаков назначается Оренбургским вице-губернатором, при этом временно исполнял и должность губернатора с 30 мая по 18 июня, с 12 по 24 августа и с 1 сентября по 4 октября 1852 г., с 9 по 23 марта и с 8 по 18 мая 1853 г. [14, ф. И-9, оп. 2, д. 1, л. 24 об.].

Следует отметить, что авторы одной из публикаций вышеперечисленные годы службы Г.С. Аксакова связывают с деятельностью последнего в Самарской губернии [5, с. 152].

Вице-губернатор являлся «непосредственным помощником и сотрудником Начальника губернии по всем частям управления», входивший в состав присутствия губернского правления, осуществлял контроль над канцелярией губернского правления, посещал присутствие всех губернских учреждений, состоящих под председательством губернатора. Он также исполнял должность начальника губернии в случае его отъезда из города, болезни или увольнения. Вот некоторые сухие цифры, которые свидетельствуют об огромной загруженности аппарата канцелярии. В 1852 г. в канцелярию Оренбургского губернского правления поступило 58312 документов, из них исполнено 58250, от них остались нерешенными 341, количество исходящих бумаг составила 77560 единиц [3, с. 156].

Прибыв к месту службы в город Уфу Г.С. Аксакову пришлось работать под прямым началом Оренбургского губернатора Я.В. Ханыкова, занимавшего данный пост в 1851-1856 гг. Он был известен не только как чиновник, но и крупный ученый-востоковед, опубликовавший более десятка научных трудов. Учитывая данное обстоятельство, можно предположить, что вице-губернатору приходилось выполнять значительный объем административно-управленческой работы, которая будет востребована в его будущей деятельности губернатора.

В общей сложности Г.С. Аксаков проработал в должности оренбургского вице-губернатора около 9 месяцев и был уволен по собственному желанию. На его место был назначен Е.И. Барановский, который учился совместно с Г.С. Аксаковым и его братом И.С. Аксаковым в Императорском училище правоведения. «В 1853 году, - пишет Е.И. Барановский, - я назначен был на службу в Оренбургскую губернию. Уезжая из Петербурга к месту моего назначения, я намеревался прожить несколько дней в Москве и побывать у С.Т. Аксакова, который знал меня по рассказам двух сыновей своих, моих товарищей по воспитанию» [4, с. 84]. Их пути еще неоднократно будут пересекаться в Уфе и в Оренбурге.

Уфимский историк И.М. Гвоздикова справедливо отмечает, что «с успехом прошли кандидатский стаж» на пост губернатора Е.И. Барановский Оренбургский губернатор с 1858-1861 гг. и Г.С. Аксаков, утвержденный 17 апреля 1862 г. Оренбургским, а в 1865 г., после разделения губернии, первым Уфимским губернатором [3, с. 156].

В 1865-1866 гг. в Уфимской губернии открываются Уфимское отделение Государственного банка, городской общественный банк в г. Бирске и ряд других административно-хозяйственных учреждений. Кроме решения проблем экономического развития края Г.С. Аксаков большое внимание уделял развитию культуры, образования, нравственного воспитания. В одной из докладных записок, он писал императору Александру II: «Приемлю донести Вашему Императорскому Величеству, что излишнее употребление вина продолжает действовать разрушительно на благосостояние народное» [14, ф. И-6, оп. 1, д. 71, л. 95].

За более чем восьмилетний период работы в Оренбургской и Уфимской губерниях Г.С. Аксаков вложил немало сил в экономическое и духовное процветание края. Вполне закономерно, что Уфимское купечество, желая почтить память управления Г.С. Аксаковым, просило его «принять имя почетного гражданина г. Уфы, на что он с удовольствием принял высочайшее соизволение» [11, с. 39].

20 января 1867 г. Г.С. Аксаков переведен на должность самарского губернатора. Сразу после принятия должности включился в работу: принимал участие в работе комитета по постройке нового кафедрального собора, благодаря его заботе в Самаре были открыты общественный сад, Александровский приют, налажено телеграфное сообщение со всей Россией, уделялось большое внимание школам и больницам. В годы губернаторства Г.С. Аксакова был открыт окружной суд, созданы органы городского самоуправления, укреплены уезды. Г.С. Аксаков оставался на посту губернатора почти 6 лет и был уволен от службы в чине тайного советника 8 декабря 1872 г. [2, с. 124-125].

В 1873 г. Г.С. Аксаков получил звание почетного гражданина Самары, в 1874 г. в Самарской губернской мужской гимназии учреждены 10 стипендий имени Г.С. Аксакова. Позже он участвовал в деятельности губернской земской управы, губернского дворянского собрания, с 1884 г. и до самой смерти занимал пост губернского предводителя дворянства, занимался благотворительной деятельностью. За свою государственную деятельность Г.С. Аксаков был награжден орденами св. Станислава 1 -й степени, св. Анны 1 -й степени, св. Владимира 2-й степени, Белого Орла, много раз отмечался Высочайшими благоволениями и премиями.

Скончался Григорий Сергеевич Аксаков 24 февраля 1891 г. [5, с. 152].

Публикуемая записка была выявлена в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в фонде К.А. Военского [9], военного историка работавшего в свое время начальником архива Министерства народного просвещения и членом учебного комитета того же министерства.

Упоминание об этой записке мы встречаем в статье Самарского краеведа А.И. Мартиновской, которая отмечает, что в данной записке речь идет о роли и значении земства [6, с. 178]. Однако при внимательном анализе документа выясняется, что в записке в полемичной форме Г.С. Аксаков выражает свои взгляды на некоторые итоги реализации буржуазных реформ 60-х годов XIX века, инициированных императором Александром II (отмена крепостного права, введение института мировых посредников, судебная реформа, земская реформа и т. д.) в Самарской губернии, где с января 1867 г. он приступил к исполнению должности губернатора. Данная записка Г.С. Аксакова является ответом на аналогичную записку его предшественника по Самарской губернии Б.П. Обухова, в последующем назначенным губернатором в Псковскую губернию. Записка Б.П. Обухова была впервые опубликована Ю.Ф. Самариным [10].

Г.С. Аксаков прямо указывает в своей записке на свое несогласие с мнением Б.П. Обухова, в частности он отмечает: «Получив от Вашего Высокопревосходительства печатный экземпляр записки Д.С.С. Обухова и найдя в ней мысли, возбужденные состоянием не только Псковской, но и Самарской губерний, бывшей под его управлением год и несколько месяцев, я считаю долгом чести указать несходство взгляда моего относительно положения крестьянского дела в Самарской губернии, исследованного мною лично в прошлом году, при объезде губернии, давно мне известной по прежней службе Вице-Губернатором и Мировым Посредником» [9, л. 1].

В центре внимания источника стоят проблемы кардинального улучшения управления крестьянскими учреждениями, их взаимоотношения с волостными су-

дами, мировыми посредниками. Он также выступает за расширение компетенции волостных судов, за развитие грамотности крестьянского населения. В частности в отношении волостных судей, Г.С. Аксаков отмечает, «что среда, из которой избираются судьи, совсем не стоит так низко как представляет ее Д.С.С. Обухов и обладает настолько способностями и нравственным чувством, чтобы решать дела скоро, внимательно и справедливо» [9, л. 13 об.]. Также Г.С. Аксаков подчеркивает, что «для успешного хода крестьянского самоуправления недостает одного - грамотности. И в этом отношении я повсюду встречал в крестьянах сознание пользы и необходимости обучения, но для того, чтобы оно сделалось потребностью, необходимо, по моему мнению, сначала установить обязательность обучения в известном проценте на число детей или населения и предоставить обществу определять, кто именно должен учиться. Грамотность положит конец недоверию, продолжающемуся в крестьянах к чиновничеству и избавит их от влияния выгнанных из службы писак» [9, л. 14-14 об.]. Он критикует круговую поруку, господствующую в крестьянской общине, считая, что тем самым меньшинство хороших зажиточных людей подвергаются разорению за «нерадивых и неплательщиков».

Наконец, следует отметить, что Г.С. Аксаков, несмотря на то, что он являлся во многом сторонником либеральных подходов в деле реализации вышеназванных реформ, по существу считал, что народных массы «составляют охрану тех монархических начал, которыми держится вся русская земля» [9, л. 16].

Далее переходим к воспроизведению текста записки. Все примечания к тексту смотри в конце записки. Все переходы от одной страницы рукописи к другой обозначены в тексте, в круглых скобках.

Записка1 Самарского Губернатора2.

«15» Января 1868 года.

Самара3.

Получив от Вашего Высокопревосходительства4 печатный экземпляр записки Д.С.С.5 Обухова6 и найдя в ней мысли, возбужденные состоянием не только Псковской, но и Самарской губерний, бывшей под его управлением год и несколько месяцев, я считаю долгом чести указать несходство взгляда моего относительно положения крестьянского дела в Самарской губернии7, исследованного мною лично в прошлом году, при объезде губернии, давно мне известной по прежней службе Вице-Губернатором и Мировым По-средником8.

Изображение действительности пред Правительством есть первый долг власти, говорит записка, и выражает мысль, что не все решаются следовать этому, удерживаемые ложным стыдом от сознания слабости и неразвитости общества. Я же не думаю, чтобы лица облеченные такою высокою властью, как Начальники губерний, могли уклоняться какими-либо соображениями от искреннего выражения своих убеждений. Но для представления самой действительности недостаточно одного личного впечатления. Построенные на последнем, хотя и добросовестно, заключения легко могут быть неверны и ошибочны. Поэтому проверка впечатления оценкою предшествовавшей и настоящей обстановки быта сельского населения, при помощи терпеливого исследования отношений его к прежним и новым учреждениям, особенно в виду скрытности и недоверия крестьян к местной власти, порожденных

старыми порядками получает крайне важное значение и составляет не малый труд, требующий много времени.

Прежде всего при объезде волостей действительно представляется, как будто малоразвитость понятий народной массы и ее выборных властей, но впечатление это происходит весьма часто от неудачной постановки вопроса, на который потому и получается ответ совершенно неудовлетворительный, имеющий вид непонимания своей обязанности и отсутствия умения управляться без руководства какою либо власти. Но при новой постановки вопроса, более удачной, без острастки, весьма неожиданно получается от того же лица ответ полный здравого смысла, доказывающий способности не только уразуметь свои обязанности, но и ценить дарованные права. Малоразвитость заключается более в грубых наружных формах, не принятом способе выражений, в непривычке, но не в неспособности управляться. Неграмотность порождает неуверенность, которая при первом столкновении с Начальством, представляется неспособностью. Все это принимает иной вид как только пример законности, уважения дарованных прав и отправление самоуправления направляются добросовестно и не встречают препятствия в окружающих население полиции и Посредниках.

Необходимость содействия и участия администрации при введении в действие таких реформ как уничтожение крепостной зависимости, образование крестьянских управлений и мировых и земских учреждений, совершенно ясна. Вмешательство ее во время установления дела совершенно законно и не может считаться признаком несостоятельности общества, но если оно продолжается постоянно, долее, чем бы следовало, то причину этому правильнее отнести к несостоятельности самой администрации в смысле не точного исполнения ею своего призвания, и вовсе не признаком неподготовленности общества к преобразованию.

Самая подготовленность масс к принятию реформы - понятие относительное. Свойство реформы тем и велико, что содержит в самом себе образовательное начало, которое, чем полнее и дружнее содействие администрации, тем скорее сделает массы способными усвоить преобразование. Задача высшей администрации в особенности в начале введения крестьянской реформы, состояло и состоит еще теперь, не в одном направлении крестьянских учреждений, но и в устранении к их правильному развитию всех препятствий, которыми местные исполнители окружали совершение реформы. - Управляя почти 6 лет сперва Оренбургской, а потом образовавшейся из оной Уфимской губернией и почти год Самарской, я имел возможность убедиться как трудно Полиции войти в те пределы, которые указаны ей новыми законами. Память о широком, еще недавно действовавшем произволе и полном самовластии еще так свежа, привычка действовать по собственному разумению, не справляясь с законом, еще так сильна, что до сих пор Полицейские Управления9 и Становые Приставы10, считая себя Начальниками Волостных Правлений11, принимают на себя суд и расправу над должностными лицами. Точно также и многие Посредники вместо предоставления собственному обсуждению общества дел, подлежащих их ведению, выражают им свою волю к исполнению и тем естественно задерживают усвоение правильного понятия о правах и обязанностях. В свою

очередь и волостные старшины12 являлись в начале распорядителями решений на волостных судах13 и даже еще теперь дают направление. Все это неизбежное последствие переходного состояния, которое еще длится и поэтому относит вмешательство администрации, едва после шести лет совершившегося преобразования, к одной неспособности и неразвитости крестьянской среды и к несоответствию нравственных и умственных ее средств, размеру прав и кругу деятельности, я считаю вопиющей несправедливостью.

«Сельские и волостные сходы14 (сказано в записке) служат действительною школою деморализации населения, которое приучается видеть в действиях их отсутствие всякой законности, на место которой ставится часто безапелляционный произвол, склоняемый в ту или другую сторону более или менее значительным количеством водки».

Соглашаюсь в том, что угощение водкой во многих делах имеет влияние на их решение, но преимущественно в обществах крестьян бывших государственных и отчасти удельных, да и в них оно по Самарской губернии не составляет общего и постоянного недостатка. Этот грустный факт есть следствие злоупотреблений, порожденных как дурным примером прежних окружных и других чиновников, заведовавших крестьянами, так и характером власти, которою пользовались головы. Деморализация есть следствие приношений, которыми были обязаны головы. Делаясь вследствие того самовластными лицами, они водворяли беспорядки, пьянство, лихоимство15.

Только подчинение крестьян других ведомств одному общему управлению на тех основаниях, как указано в Положении 19-го февраля16, могло дать возможность положить начало к обессилению этого вредного и представляющего соблазн обыкновения. - Должно отдать справедливость Посредникам: Они сильно преследуют это зло и уже успели потрясти его. В этом случае, по мнению моему, Правительство могло бы оказать им большую помощь, признав гласно подлежащим особому преследованию это зловредное обыкновение и установив для него наказание, положительно выраженное в отдельной статье закона. Эта мера, по мнению моему, принесла бы пользу, в особенности, если бы наложение взыскания было предоставлено, где нет Мировых Судей17, Мировым Посредникам.

Что же касается до сходов у временно-обязанных крестьян18, то они имеют совершенно другой характер. Впрочем, по многим делам, например рекрутским, при новых отношениях общества к старшинам, вообще решение сходов у всех крестьян отличаются замечательною тонкостью в разборе прав и порядка отбывания рекрутской повинности. - Сравнивая число жалоб на подлоги и злоупотребления волостных должностных лиц, какие представлялись еще недавно по управлению Государственных Имуществ19 рекрутские наборы до 1866 года, нельзя не испытать утешительного чувства, что такие благодетельные последствия имело расширение прав сходов относительно отбывания одной из самой тяжелой повинности.

Выбираемые сходами должностные лица по Самарской губернии найдены мною в большинстве случаев более соответствующими своему назначению, нежели несоответствующими, в особенности старшины. Я не нашел в действиях их зависимости от сходов по тому случаю, что вознаграждение назначается сходами, но разделяю мнение, что определение законом наименьшего предела вознаграждения в особенности для старост было бы хорошею мерою, так как последние

действительно редко действуют самостоятельно и находятся под влиянием или сельского схода, или Старшины.

Вообще же я положительно утверждаю, что должностные лица крестьянского управления оказывают администрации важное содействие за исключением весьма незначительным. В особенности Волостные Правления с честью заняли свое место в общем управлении губернией и оказывают содействие присутственным местам и должностным лицам в исполнении их обязанностей, более чем возложено на них Положением. - Так при ревизии Полицейских Управлений и Становых Приставов я заметил обременение Волостных Правлений исполнением дел, лежащих на обязанности самой Полиции,* так что я вынужден был предложить Губернскому Правлению20 составить инструкцию для разъяснения Полиции какие именно дела она может возлагать на Волостные Правления. Все высшие присутственные места в губернии, как то Казенная Палата21, Губернское Присутствие по крестьянским делам22, Губернская Земская Управа23, Статистический Комитет24, Губернское Правление и я сам входил в прямые сношения с Волостными Правлениями помимо Полиции, как путь более верный получить скоро необходимое, верное сведение. Статистический Комитет получил от Волостных Правлений составленные ими по особой форме подворные описи, без помощи чиновников, совершенно удовлетворительно. Это труд был тяжелый, требовавший много времени, так как приходилось проверять и собирать сведения в каждом дворе. Многие Правления были до того заботливы, что по окончанию работы спустя месяц присылали сами собой дополнительные сведения для исправления замеченных ими впоследствии ошибок. Губернская Земская Управа производит взыскания за лечения помимо Полиции и остается довольна поступлением денег, а ведение счетов по взаимному земскому страхованию и взыскание сбора совершается в порядке. - Ведомости о недоимках по податям и сбором и отдельные по продовольственной ссуде за прежнее время чрезвычайно точно и своевременно доставляются. Наконец Казенная Палата и Уездные Казначейства для исправления своих денежных книг должны были обратиться за сведениями к Волостным Правлениям и только при помощи их счеты, бывшие в беспорядке, стали уясняться и приходить в исправность.

Кроме этого должно сказать, что очень редко поступают жалобы на неоказание содействия Старшинами или Старостами25 от требующих их помощи посторонних лиц. - Управление Государственных Имуществ и Удельное заявили мне, что они не имеют повода жаловаться на них когда приходится входить с ними в сношения. Я вовсе далек от мысли что эти учреждения достигли вполне своего назначения и что в них не случается злоупотреблений и неисправностей, но я смело скажу, что они лучше прежней земской Полиции и что Старшины не могут быть обвиняемы в неразвитости и неспособности. - К этому должно заметить, что до нынешнего года селения в волости были до того разбросаны и так неудобно распределены и отдалены от Правлений, что надзор для Старшин был весьма затруднителен. Теперь, когда новое распределение волостей в умеренном составе и в расстоянии большею частью почти соответствующем определенному в Положении 19 февраля, введено с нынешнего года и Старшины получили более времени и удобства для

надзора, я позволю себе надеяться, что они исполняют еще строже свои обязанности.

Волостные Суды с самого введения крестьянской реформы, служащие необходимым дополнением к крестьянскому управлению, не достигли того развития, которое было бы желательно. Главным препятствием к тому была отдаленность их от селений составлявших волость, вследствие чего выработался во многих местностях сельский суд из стариков и волостного Судьи когда кто либо из крестьян того селения занимает эту должность. Следовательно потребность в местном суде существует. Соответственно этой потребности иной суд пока не мыслим, как по обычаям, выработанным особыми условиями и потребностями крестьянского быта. Другие юридические понятия, а также понятия о справедливости, выработанные в более образованных сферах, крестьянам не известны, а потому нельзя согласиться чтобы понятия эти были пригодны к данному случаю крестьянской жизни, и чтобы в крестьянских обычаях не заключалась идея справедливости. Всякое законодательство, полагая основой закона общее начало справедливости, не находит нужным насиловать особенности развития среды, как скоро обычаи не лишены разумного и нравственного значения. Закон, основанный на сложившемся обычае всегда силен, тогда как основанный на условиях чужеземных нужд и одних теоретических воззрениях остается иногда без применения к жизни. Постепенность в сглаживании особенностей крайне необходима; при том во многих случаях нет особой нужды изменять дух обычая, например установившиеся правила о наследстве. В своде законов находятся же особые правила для некоторых губерний. Точно так же собрание живущих обычаев в народе могло бы послужить законодательству, при пересмотре гражданских законов, полезным пособием для определения общего правила как разрешать возникающие разные случаи по наследству в крестьянском быту. Я поручал Посредникам собрание сведений об обычаях, касающихся наследства и полученные от них данные в настоящее время разрабатываются.

Волостные Суды разрешая дела о наследстве только до 100 руб<лей>, по сложившимся между крестьянами правилам, представляются учреждением действительно несоответствующим потребности. Поэтому было бы полезно до введения Мировых Судей не ограничивать Волостных Суды суммою 100 руб<лей>. Вообще при объезде волостей я замечал, что Волостные Суды призываются только в более важных случаях, когда уже сельское разбирательство не может помирить спорящих, но есть волости, где они получили значительное развитие и действуют удовлетворительно. Злоупотребления, и здесь преимущественно в селениях государственных крестьян и отчасти бывших удельных, происходят в большинстве случаев от угощения водкой; этот беспорядок при постоянном преследовании со стороны Посредников мало по малу исчезнет.

Вообще же за исключением случаев злоупотреблений, Волостные Суды большею частью решения свои постановляют с должною разборчивостью, хотя по изложению в книге решений нельзя всегда того видеть. В прошлое лето мне довелось проверить два решения Волостных Судов в Николаевском и Бугурусланском уездах, написанных безграмотно и по-видимому несправедливых. Я хотел удостовериться каким порядком совершается разбирательство. Судьи, поставлен-

ные против принесшего жалобу, при собравшихся крестьянах, стали припоминать ему до малейшей подробности все то, что служило к его обвинению и те сведения, которые были ими собраны. Доводы Судей были ясны, все присутствующие и я с ними: признали суд правыми, а жалобу неосновательной. Эти два примера достаточно дают право сказать, что среда, из которой избираются судьи, совсем не стоит так низко как представляет ее Д.С.С. Обухов и обладает настолько способностями и нравственным чувством, чтобы решать дела скоро, внимательно и справедливо. Относительно же производства дознаний и собирания улик преступлений, я несколько раз лично удостоверялся по Оренбургской и по Самарской губерниям в замечательной к тому способности и ловкости вообще крестьянского населения.

Полагаю, что с новым распределением волостей, при энергическом преследовании злоупотреблений Посредниками и при ограждении от вмешательства Старшин, Волостные Суды могут получить должное развитие.

Вообще для успешного хода крестьянского самоуправления недостает одного - грамотности. И в этом отношении я повсюду встречал в крестьянах сознание пользы и необходимости обучения, но для того, чтобы оно сделалось потребностью, необходимо, по моему мнению, сначала установить обязательность обучения в известном проценте на число детей или населения и предоставить обществу определять, кто именно должен учиться. Грамотность положит конец недоверию, продолжающемуся в крестьянах к чиновничеству и избавит их от влияния выгнанных из службы писак.

Относительно круговой поруки я считаю долгом сказать, что она в применении является совершенно несправедливою, подвергая меньшинство хороших, зажиточных людей разорению за нерадивых и неплательщиков. Хотя Самарская губерния имеет много средств к заработкам, но и в ней случается нередко затруднение в приведении указанных в Положении 19 февраля мер, по этому пересмотр их мог бы действительно принести пользу. Что же касается до общинного владения землей, то потребность изменить его на другой вид владения, как это разрешается Положением 19 февраля, еще не проявилось в народе. Напротив даже и те крестьяне, которые выкупили свои наделы, оставляют их в составе мирской земли без требования выдела.

В заключение записка говорит: «глубоко проникая в сознание народа идея самодержавия26 остается незыблемою во всех слоях общества» и вслед за тем, что «в массе народа она находится в состоянии непосредственного чувства», а «в сферах более развитых она возросла до сознательного политического принципа», более устойчивого и менее склонного к колебанию, чем народная масса, составляющая только «стихийную силу», и наконец, что «эта стихийная сила должна быть регулирована политическим принципом сфер более развитых и потому должно зорко и очень зорко следить, чтобы развитие массы шло по правильному направлению».

Если идея самодержавия глубоко проникла в сознание народа, то она не может находиться в состоянии непосредственного чувства.

Со своей стороны я нахожу, что идея самодержавия составляет коренное начало народных масс, не нуждающееся в регулировании его политическим принципом сфер более развитых, что напротив уклонения и

колебания этих сфер встречают в народе порицание и что народные массы составляют охрану тех монархических начал, которыми держится вся русская земля.

Губернатор Аксаков

Примечания

1. В настоящей публикации орфография текста приведена в соответствие с современными нормами. При составлении примечаний использованы материалы Интернет-сайта «Словари и энциклопедии на Академике» (http://dic.academic.ru/).

2. Губернатор (от лат. диЬетаЬг - правитель) - в дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Должность губернатора учреждена в России в 1708 г. в связи с введением губернского деления. Губернаторы выполняли административные, полицейские, финансовые, судебные функции и были командующими войсками в губерниях. Губернатор - глава, или, как прямо формулировалось в законе, «хозяин губернии», непосредственно подчинялся самому влиятельному из министерств - Министерству внутренних дел. При губернаторе имелось Губернское правление. Помощником губернатора был вице-губернатор.

3. Самара - губернский город, ныне центр Самарской области. Основан в 1586 г. как крепость при впадении в Волгу Самарской перебоины, - широкого рукава реки Самара. Первое время упоминается в грамотах как Самарский городок, Самарский город, с начала XVII в. в употребление входит название гор. Самара.

4. Записка Б. П. Обухова была «разослана, с теплым сопроводительным циркуляром, министерством внутренних дел всем губернаторам и другим властям» [8, с. 228] и получена Г. С. Аксаковым в период между 10 декабря 1867 г. и 15 января 1868 г.

5. Действительный статский советник - в Российской империи до 1917 г. гражданский чин 4-го класса, давал потомственное дворянство. Лица, имевшие этот чин, занимали должности директоров департамента, губернаторов, градоначальников. Титуловался «Ваше превосходительство». С середины XIX века чин действительного статского советника входил в 1-ю из четырех групп чиновничества. Данная группа (с 1-го по 5-й класс) объединяла представителей чиновничества, которые определяли курс политики государства.

6. Обухов Борис Петрович (1820-(18201123)1885). Во второй половине 1860-х гг. он последовательно был губернатором трех губерний - Самарской (30.08.1865 - 15.10.1866), Псковской (1867-1868) и Пермской (1868-1869). В 1870 г. переведен в Санкт-Петербург, где стал сенатором и вторым товарищем министра внутренних дел, получив титул тайного советника.

7. Самарская губерния образована 1 января 1851 г. в соответствии с указом от 6 декабря1850 г. (см.: ПСЗ II. Т. 25. Ч. 2. № 24708). В состав губернии вошли три уезда Оренбургской губернии, два заволжских уезда Симбирской губернии и два заволжских уезда Саратовской губернии.

8. Г. С. Аксаков был «определен самарским вице-губернатором (27.11.1855 г.); исправлял должность самарского гражданского губернатора (12-30.1.1856 г., 20.5-11.6.1856 г., 18.9-4.10.1856 г., 26.11.1856 г. -15.12.1857 г.); уволен от должности самарского вице-губернатора и причислен к МВД (21.9.1858 г.)» [см.: 12, ф. И-9, оп. 2, д. 1, л. 24 об.]. Позже он «исправлял должность мирового посредника Бузулукского уезда Самарской губернии (15.5.1861 г.); утвержден Правительствующим Сенатом в должности мирового по-

средника Бузулукского уезда Самарской губернии (18.5.1861 г.); назначен исправляющим должность оренбургского гражданского губернатора (23.6.1861 г.) [См.: 5, с. 151-153].

Мировой посредник - должностное лицо в России в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора конфликтов между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью. Основные функции мировых посредников - проверка, утверждение и введение в действие Уставных грамот 1861 г., рассмотрение жалоб крестьян на помещиков и разрешение споров между ними; образование органов крестьянского общинно-волостного самоуправления и надзор за его деятельностью.

9. Уездное полицейское управление - административно-полицейское учреждение в уезде, созданное в России при проведении полицейской реформы 1862 г. в результате объединения в уездах управления городской и земской полиции управ благочиния и нижних земских судов.

10. Становой пристав (становой) - полицейская должность в России, учрежденная в 1837 г. в каждом стане (полицейской территориальной единицы, на которые с этого времени делились уезды). Становой пристав назначался и увольнялся губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Подчинялся исправнику и земскому суду (с 1862 г. -уездному полицейскому управлению). С 1878 г. в распоряжении станового пристава были полицейские урядники [см.: 13].

11. Волостное правление - орган местного крестьянского самоуправления в России 2-й половины. XIX -начала ХХ вв. Состояло из волостного старшины, сельских старост и других должностных лиц, избиравшихся волостным сходом.

12. Волостной старшина - в России выборное должностное лицо сельского управления второй половины XIX - начала XX в. Возглавлял волостной сход. Избирался на три года сходом, утверждался мировым посредником, затем - земским начальником. Обладал административно-полицейской властью.

13. Волостной суд - выборный судебный крестьянский орган для разбора мелких гражданских и уголовных дел в России второй половины XIX - начала XX в. Мог приговорить к телесному наказанию, штрафу, кратковременному заключению.

14. Сельский сход - орган управления сельского общества в России второй половины XIX - начала XX в. Состоял из домохозяев, избирал сельского старосту и других должностных лиц. Обладал судебно-полицейской властью. Волостной сход - орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX - начала XX в. Состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и крестьян-домохозяев. Осуществлял ограниченные административно-судебные, фискальные и полицейские функции; контролировался мировыми посредниками и земскими начальниками.

15. Лихоимство, т. е. взяточничество, вымогательство, мздоимство.

16. Положения 19 февраля 1861 года, законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861 г. Состоял из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», 4-х отдельных «Положений», 4-х «Местных положений» по группам губерний

Европейской России и 8-ми «Дополнительных правил» для отдельных категорий крестьян.

17. Мировой судья - должностное лицо, единолично рассматривал дела в мировом суде. Должность введена судебной реформой 1864 г. Мировой судья избирался уездным земским собранием, в городах - городской думой. Мировой суд - низшее звено судебной системы, создан в результате судебной реформы 1864 г., действовал до середины 1889 г. и в 1912-1917 гг., рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела.

18. Временно-обязанные крестьяне. Это наименование было принято положением 19 февраля 1861 г. для бывших помещичьих крестьян, вышедших из крепостной зависимости, до тех пор, пока они не приобретут от помещиков назначенные им земельные наделы в собственность. Как скоро наделы крестьян, тем или другим путем, становились собственностью крестьян, последние получали наименование крестьян-собственников.

19. Министерство государственных имуществ - российское министерство, заведовавшее государственными землями и иным государственным имуществом, учреждено 26 декабря 1837 г.

*Наприм<ер>. Объявление решений Уголовной Палаты <Уголовная палата, или палата уголовного суда, разбиравшая уголовные дела. Входила в губернское правление>, денежные взыскания с лиц посторонних и т. п. - Примечание Г. С. Аксакова.

20. Губернское правление - по действующему русскому праву, «высшее в губернии место, управляющее оною в силу законов». Из обширного круга дел, предоставленных губернскому правлению законом от 2 января 1845 г., можно отметить следующие функции: 1) губернское правление обнародует законы, указы сената и распоряжения правительства; 2) предает суду лиц, служащих в губернии; 3) является высшим полицейским местом в губернии и 4) разрешает вопросы о пререканиях между уездными и городскими присутственными местами и лицами. В состав Губернского правления входят общее присутствие и канцелярия. Общее присутствие под председательством губернатора составляют вице-губернатор, советники, губернский врачебный инспектор, губернский инженер (и с правом совещательного голоса - его помощник, губернский архитектор), губернский землемер, губернский тюремный инспектор (где введена тюремная инспекция) и асессор. При губернском правлении состоят типография, архив, регистратура и чиновник по счетной и экзекуторской частям.

21. Казенная палата - губернский орган Министерства финансов в Российской империи в 1775-1917 гг. Ведала сбором налогов, государственным имуществом, винными откупами и другими финансовыми делами. В подчинении Казенной палаты находились губернские и уездные казначейства.

22. Присутствие. На законодательном языке означает заседание какого-нибудь правительственного учреждения, но также служит и наименованием некоторых учреждений (воинские присутствия, крестьянские присутствия, податные присутствия, губернское по земским и городским делам присутствия, высшее дисциплинарное присутствия и др.), а иногда означает присутственную комнату. Общие постановления об устройстве присутствий содержатся в Общем учреждении губернском (СЗРИ, т. II, ч. I, ст. 24-49).

23. Земская Управа - уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2-3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года.

24. Губернский статистический Комитет - орган государственной (правительственной) статистики в губерниях Российской империи. 20 декабря 1834 г. Императором утверждены «Правила для Статистического Отделения при Совете Министерства Внутренних Дел и Статистических Комитетов в Губерниях». Губернские статистические комитеты учреждались под председательством гражданских губернаторов. Действующим руководителем был секретарь комитета. 26 декабря 1860 г. утверждено «Положение о губернских статистических комитетах».

25. Старшина - в дореволюционной России выборное лицо, руководившее делами какой-либо сословной организации, профессионального объединения и т. п. Староста в России XVI - начала XX вв. выборное должностное лицо для руководства небольшими административно-территориальными единицами и общественными коллективами (староста земский, губной, сельский, артельный и т. п.).

26. Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой царю (с 1721 г. императору) принадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании армией и флотом и т. д.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аксаков Иван Сергеевич. Материалы для летописи жизни и творчества. Выпуск 1: в 2 частях. Часть 1. 1823-1848. Аксаковы. Детство. Отрочество. Обучение в Училище правоведения. Служба при Министерстве юстиции Российской Империи / под ред. С.В. Мотина. Уфа: УЮИ МВД России, 2010. С. 31-40.

2. Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. Самара: Самар. Дом печати, 1997. 316 с.

3. Гвоздикова И.М. Гражданское управление в Оренбургской губернии в первой половине XIX века (18011855 гг.). Уфа: Китап, 2010. 383 с.

4. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С.Т. Аксаков. Семья и окружение. Краеведческие очерки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. 373 с.

5. Кулешов А.С., Наумов А.Н. Аксаковы: поколенная роспись. М.: Территория, 2009. 211 с.

6. Мартиновская А.И. Аксаковы и Самара // Вторые Аксаковские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции 21 -24 сентября 2006 г. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006. 210 с.

7. Мотин С.В. И.С. Аксаков - чиновник по особым поручениям при министре внутренних дел Л.А. Перовском (21.09.1848 - 05.04.1851 гг.) // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 295-299.

8. Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. М.: Эксмо : Алгоритм, 2003. 542 с.

9. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, фонд 152 (Военского К. А.), опись 4, единица хранения № 1: Аксаков, Григорий Сергеевич. Записка его о крестьянском самоуправлении. Гектографическая копия. Б. д. 16 л.

10. Русский администратор новейшей школы: Записка псковского губернатора Б. Обухова и ответ на нее. Берлин, 1868. (Лейпциг: тип.Бера и Германна). [2], VIII, 78 с.

11. Справочная книжка Уфимской губернии: Сведения числовые и описательные, относятся к 1882-1883 годам. Уфа: Печатня Н. Блохина, 1883. 389 с.

12. Хакимов С.Х. Государственная служба Г.С. Аксакова на посту уфимского губернатора // Аксаковские чтения: материалы XIII Международных Аксаковских чтений. Уфа, 24-25 сентября 2012 г.) / отв. ред. д.ф.н., проф. В.В. Борисова; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Ак-муллы. Уфа, 2012. С. 155-161.

13. Хакимов С. X. Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 300-303.

14. Центральный Государственный исторический архив Республики Башкортостан.

Literature list:

1. Aksakov Ivan Sergeevich. Materials for His Life and Creative Work Chronicle. Issue 1 in 2 parts. Part 1.18231848. The Aksakovs. Childhood. Adolescence. Studyat Schoolof Jurisprudence. Work at the Ministry of Justice of the Russian Empire. / Ed. byS.V. Motin. Ufa: Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. P. 31-40.

2. Aleksushin G. V. Samara Governors. Samara: Samara Publishing House, 1997. 316 p.

3. GvozdikovaI. M. Civil Government in Orenburg Province in the First Part of XIXCentury (1801-1855). Ufa: Kitap, 2010. 383 p.

4. Gudkov G. F., Gudkova Z. I. S. T. Aksakov. His Family and Circle.Essays on Study of Local Lore.Ufa: Bashkir Publishing House, 1991. 373 p.

5. Kuleshov A. S., Naumov A. N. The Aksakovs: Generation List. Moscow: Territoriya, 2009. 211 p.

6. Martinovskaya A. I. The Aksakovs and Samara //The Second Aksakovs' Readings: The Collection of Papers of the All-Russian Scientific Conference (September 21-24, 2006). Ulyanovsk: Ulyanovsk State University, 2006. 210 p.

7. Motin S. V. I. S. Aksakov asan Officialfor Special Missionsat Foreign Minister L. A. Perovsky (21.09.1848 -05.04.1851) // Gaps in Russian Legislation.2011. № 6. P. 295-299.

8. Nolde B. E. Yury Samarin and His Time. Moscow: Eksmo: Algorithm, 2003. 542 p.

9. Manuscript Divisionof the National Library of Russia (St Petersburg)in the fund of K.A. Voenskiy (Fund 152. List 4.Unit 1.Nodate. 16 p.). "Aksakov Grigoriy Sergeevich. His Noteonpeasantself-government". Hectographic copy.

10. Russian Administrator of the Newest School: Note written by Pskov Governor B. Obukhov and the Answer to it. Berlin, 1868. (Leipzig:Printing-house of Ber and Hermann). [2], VIII, 78 p.

11. Reference Book of Ufa Province: Numerical and Descriptive Information, Related to 1882-1883. Ufa:Publishing House of N. Blokhin, 1883. 389 p.

12. Khakimov S. Kh. G. S. Aksakov's Public Serviceas Ufa Governor // Aksakovs' Readings: Materialsof XIIII nternational Aksakovs' Readings. Ufa, September 24-25, 2012) / Ed. byProf. V. V. Borisova; Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. Ufa, 2012. P. 155-161.

13. Khakimov S. Kh. First Steps of Policemen' Breeding-up in Pre-revolution Russia//Gaps in Russian Legislation. 2011. № 6. P. 300-303.

14. Central State Historical Archive of the Republicof Bashkortostan.

Отзыв

на научную статью С. В. Мотина и С. Х. Хакимова «Записка самарского губернатора Г. С. Аксакова о крестьянском самоуправлении от 15 января 1868 года»

Вопросы изучения истории административной системы Российской империи всегда находились в центре внимания историков-правоведов. В научной литературе данная проблема часто представлена как форма монолога верховной власти, хотя анализ источников, архивных документов вносит определенные коррективы в данный процесс. Обращение авторов к записке Самарского губернатора Г. С. Аксакова, извлеченной из фондов отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), свидетельствует о том, что империя была пронизана и диалогами центра и региональной власти .

Во вступительной части рассматриваются основные вехи в жизни и деятельности первого Уфимского (1865-1867) и Самарского (1867-1872 г.) губернатора Г. С. Аксакова. Будучи выпускником Императорского Училища правоведения, он прошел далеко непростой путь от рядового чиновника Правительствующего Сената до губернского прокурора и руководителя крупнейших по территории и численности населения губернских центров России.

По оценке авторов, в записке в полемичной форме Г. С. Аксаков выражает свои взгляды на некоторые итоги реализации буржуазных реформ, инициированных императором Александром II, в Самарской губернии, где с января 1867 г. он приступил к должности губернатора. Она является ответом на аналогичную записку его предшественника по Самарской губернии Б. П. Обухова. В центре внимания источника стоят проблемы кардинального улучшения управления крестьянскими учреждениями, их взаимоотношение с волостными судами, мировыми посредниками.

Важной частью работы являются примечания, составленные в соответствии с археографическими требованиями.

Таким образом, всесторонний анализ представленного документа, позволил авторам лучше уловить нюансы губернаторской власти, соотнести декларируемую политику с региональной управленческой деятельностью, проследить эволюцию способов поддержания власти, что, безусловно, востребовано и в современных условиях.

Представленная к рецензированию статья С. В. Мо-тина и С. Х. Хакимова отвечает как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к научным изданиям, и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент О. А. Филиппов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.