Научная статья на тему 'Западные Балканы на пути в Евросоюз: вызовы и перспективы евроинтеграции (2003-2021 гг.)'

Западные Балканы на пути в Евросоюз: вызовы и перспективы евроинтеграции (2003-2021 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Ключевые слова
Европейский союз / Западные Балканы / интеграция / Сербия / Черногория / Копенгагенские критерии / территориальные споры / переговорный процесс / международные отношения / European Union / Western Balkans / integration / Serbia / Montenegro / Copenhagen criteria / territorial disputes / negotiation process / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наталья Николаевна Наумова, Мария Олеговна Якимова

В статье рассматривается процесс евроинтеграции стран Западных Балкан и анализируются различные аспекты внешней и внутренней политики Европейского союза (ЕС) по отношению к этому региону. Авторы, изучив исторический контекст и ключевые события, начиная с саммита в Салониках в 2003 году, давшего начало этому процессу, оценивают прогресс в переговорах о вступлении, особенно для таких стран, как Сербия и Черногория, которые на рубеже 10-20-х гг. XXI в. находились ближе всего к членству в интеграционном Сообществе. В тексте работы показаны главные трудности на пути присоединения стран к ЕС, включая требование решить территориальные споры и соответствовать Копенгагенским критериям. Отдельное внимание уделяется политическим и экономическим вызовам, с которыми сталкиваются кандидаты: коррупции, организованной преступности и экономической отсталости. В научном исследовании поднимаются и вопросы многовекторной политики Сербии, включая ее отношения с Россией и Китаем и влияние этих отношений на перспективы вступления страны в ЕС. В статье также представлены проблемы в отношениях между Болгарией и Северной Македонией (СМ) и их воздействие на процесс присоединения СМ в Евросоюз; показаны те трудности, с которыми сталкиваются Албания и другие страны региона в попытках стать членами «большой европейской семьи». Сегодня расширение ЕС на Западные Балканы хотя и представляется политически выгодным для усиления международного авторитета ЕС, но по-прежнему остается сложной задачей из-за пока не преодолимых внутренних и внешних вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Western Balkans: Challenges and Prospects for European Integration (2003-2021)

This article examines the process of European integration of the countries of the Western Balkans and analyzes various aspects of the foreign and domestic policies of the European Union (EU) towards this region. The authors, after studying the historical context and key events starting with the Thessaloniki Summit in 2003 which gave rise to this process, evaluate the progress in accession negotiations especially for countries like Serbia and Montenegro which at the turn of the decade were closest to joining the integration community. The text shows the main challenges faced by countries seeking to join the EU such as resolving territorial disputes and meeting the Copenhagen criteria. Particular attention is given to political and economic issues such as corruption, organized crime, and economic backwardness faced by candidate countries. The scientific study also raises issues related to Serbia’s multivector policy, including its relations with Russia, China, and the impact of these relationships on the country’s prospects for joining the EU. It also discusses the problems between Bulgaria and Northern Macedonia, their impact on Northern Macedonia’s accession process to the European Union, and the difficulties faced by other countries in the region trying to join the “big European family”. Today, despite the political advantages of expanding the EU into the Western Balkans to strengthen its international authority, it remains a challenging task due to internal and external obstacles that have not yet been overcome.

Текст научной работы на тему «Западные Балканы на пути в Евросоюз: вызовы и перспективы евроинтеграции (2003-2021 гг.)»

УДК: 94 (4)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-75-81

Дата поступления (Submitted) 13.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 07.06.2024

Западные Балканы на пути в Евросоюз: вызовы и перспективы евроинтеграции (2003-2021 гг.)

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА НАУМОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 e-mail: naumovafrance@yandex.ru

МАРИЯ ОЛЕГОВНА ЯКИМОВА

аспирант кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 e-mail: marie.yakimova27@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс евроинтеграции стран Западных Балкан и анализируются различные аспекты внешней и внутренней политики Европейского союза (ЕС) по отношению к этому региону. Авторы, изучив исторический контекст и ключевые события, начиная с саммита в Салониках в 2003 году, давшего начало этому процессу, оценивают прогресс в переговорах о вступлении, особенно для таких стран, как Сербия и Черногория, которые на рубеже 10-20-х гг. XXI в. находились ближе всего к членству в интеграционном Сообществе. В тексте работы показаны главные трудности на пути присоединения стран к ЕС, включая требование решить территориальные споры и соответствовать Копенгагенским критериям. Отдельное внимание уделяется политическим и экономическим вызовам, с которыми сталкиваются кандидаты: коррупции, организованной преступности и экономической отсталости. В научном исследовании поднимаются и вопросы многовекторной политики Сербии, включая ее отношения с Россией и Китаем и влияние этих отношений на перспективы вступления страны в ЕС. В статье также представлены проблемы в отношениях между Болгарией и Северной Македонией (СМ) и их воздействие на процесс присоединения СМ в Евросоюз; показаны те трудности, с которыми сталкиваются Албания и другие страны региона в попытках стать членами «большой европейской семьи». Сегодня расширение ЕС на Западные Балканы хотя и представляется политически выгодным для усиления международного авторитета ЕС, но по-прежнему остается сложной задачей из-за пока не преодолимых внутренних и внешних вызовов.

Ключевые слова: Европейский союз, Западные Балканы, интеграция, Сербия, Черногория, Копенгагенские критерии, территориальные споры, переговорный процесс, международные отношения

The Western Balkans: Challenges and Prospects for European Integration (2003-2021)

NATALIA NIKOLAEVNA NAUMOVA

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department

of Modern and Contemporary History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow, Lomonosovsky Prospekt, 27, 4 e-mail: naumovafrance@yandex.ru

MARIA OLEGOVNA YAKIMOVA

Postgraduate student of the Department of Modern and Contemporary History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow, Lomonosovsky Prospekt, 27, 4 e-mail: marie.yakimova27@mail.ru

Abstract. This article examines the process of European integration of the countries of the Western Balkans and analyzes various aspects of the foreign and domestic policies of the European Union (EU) towards

this region. The authors, after studying the historical context and key events starting with the Thessaloniki Summit in 2003 which gave rise to this process, evaluate the progress in accession negotiations especially for countries like Serbia and Montenegro which at the turn of the decade were closest to joining the integration community. The text shows the main challenges faced by countries seeking to join the EU such as resolving territorial disputes and meeting the Copenhagen criteria. Particular attention is given to political and economic issues such as corruption, organized crime, and economic backwardness faced by candidate countries. The scientific study also raises issues related to Serbia's multivector policy, including its relations with Russia, China, and the impact of these relationships on the country's prospects for joining the EU. It also discusses the problems between Bulgaria and Northern Macedonia, their impact on Northern Macedonia's accession process to the European Union, and the difficulties faced by other countries in the region trying to join the "big European family". Today, despite the political advantages of expanding the EU into the Western Balkans to strengthen its international authority, it remains a challenging task due to internal and external obstacles that have not yet been overcome.

Keywords: European Union, Western Balkans, integration, Serbia, Montenegro, Copenhagen criteria, territorial disputes, negotiation process, international relations

В отличие от постсоветского пространства, на котором Европейский союз (ЕС) сталкивается со множеством ограничений, в том числе в лице России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), действующего с 2015 г., Западные Балканы в первые два десятилетия XXI в. казались европейцам более приемлемой зоной для подтверждения имиджа и идеологии распространения ценностей интеграционного Сообщества. Особую важность это приобрело в условиях Брексита (выход Великобритании из состава ЕС 31 января 2020 г., как следствие итогов голосования на общенациональном референдуме 23 июня 2016 г. [1]), когда дальнейшее расширение рассматривалось как свидетельство целесообразности существования и практической полезности ЕС. Включение западно-балканских стран в Евросоюз позволило бы ему решить одновременно несколько задач: заявить о своем значении в регионе; выступать здесь равным партнером США; укрепиться на новом обширном рынке; подтвердить репутацию успешного интегрированного объединения; составить конкуренцию России и Китаю, (который в последнее время много инвестирует в этот регион) [2, 3].

Впервые о присоединении государств Западных Балкан к ЕС речь зашла на его саммите в Салониках (Греция, 2003 г.) [4]. Неудача с конституционным проектом в 2005 г., тяжелый финансовый кризис 2008-2009 гг. и последовавшая за ним рецессия, длившаяся вплоть до середины 2010-х гг. XXI в., необходимость спасать слабые экономики европейских аутсайдеров на долгие годы отодвинули решение вопроса о новом расширении. К тому же Балканы - исторически сложный регион, и процесс включения стран в орбиту ЕС, как ожидалось, должен был занять длительное время. Лишь в 2012 г. начались переговоры о вступлении с Черногорией, в 2014 г. - с Сербией. Европейское руководство рассматривало их в качестве наиболее вероятных кандидатов на прием в Евросоюз, однако помимо экономической отсталости обеим странам предстояло преодолеть серьезные препятствия, связанные с проблемами организованной пре-

ступности, ростом коррупции, дефицитом демократических традиций, соблюдения принципов правового государства. К странам-кандидатам относились также Албания и Северная Македония. Босния и Герцеговина, как и Косово, являлись кандидатами на вступление лишь в перспективе.

Лидеры ЕС, несмотря на продолжавшийся в 2010-е гг. переговорный процесс с Сербией и Черногорией, отказывались давать им твёрдые гарантии полноценного членства в Евросоюзе даже при выполнении всех требуемых условий. В период выхода Великобритании из ЕС президент Франции Э. Макрон выступал за полную блокаду любых евроинтеграционных инициатив до реформирования Союза и изменения методологии его расширения, признав, что сейчас не время для пополнения рядов Евросоюза [5]. Однако уже в сентябре 2017 г. в своём выступлении перед депутатами Европарламента, председатель Еврокомиссии (КЕС) Ж.-К. Юнкер заявил о намерении придать новый импульс расширению в юго-восточном направлении [6]. На тот момент уже действовала и инициатива немецкого руководства по развитию стран Западных Балкан в формате ежегодных конференций-саммитов, вошедших в историю под названием Берлинский процесс [7, с. 128-129]. А в феврале 2018 г. Еврокомиссия приняла стратегию «Надежная перспектива расширения ЕС и его усиленное взаимодействие с Западными Балканами», в которой указывалась приблизительная дата вступления Сербии и Черногории в Евросоюз - 2025 г. [8, р.17].

Важным условием членства в ЕС является реализация на практике государствами-членами европейских ценностей и соответствие Копенгагенским критериям, принятыми в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в столице Дании и подтверждённые в декабре 1995 г. на саммите ЕС в Мадриде [9]. Кроме того, Ж.-К. Юнкер пообещал, что никогда больше в ЕС не будет принята страна с нерешенными пограничными вопросами. Он указал на многолетний спор Хорватии и Словении о прохождении их границы

в Пиранском заливе, превратившийся во временную преграду на пути Хорватии в ЕС, вступившей в Евросоюз в 2013 г., и ставшей второй республикой бывшей Югославии - после Словении, уже вошедшей в ЕС 1 мая 2004 г.

Будучи экономически «маловыгодным предприятием», с политической точки зрения расширение границ Сообщества на Западные Балканы укрепляет международный авторитет Евросоюза. Для поощрения реформ как одного из главных условий соответствия страны Копенгагенским критериям Брюссель в октябре 2021 г. выделил государствам Западных Балкан 30 млрд евро экономической помощи, вложенной прежде всего в «зеленые» и цифровые проекты, однако на саммите «ЕС - Западные Балканы» (осень 2021 г.) сроки вступления в Евросоюз наиболее продвинутых государств региона, Черногории и Сербии, так и не прозвучали [10].

Особенно много претензий у европейцев накопилось к сербскому руководству. Даже само приобретение статуса страны-кандидата на вступление потребовало от него больших уступок и усилий, таких как сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии в Гааге, признание вины Сербии за развертывание войны в 1990-е гг., отказ от автономного края Косово, расширение прав мусульман в Санджаке и т.д. [11, р. 346]. Власти Белграда выдали Международному суду всех 47 высокопоставленных сербов, обвиняемых в военных преступлениях, и сразу же после ареста генерала Р. Младича в мае 2011 г. страна получила возможность стать кандидатом на вступление в ЕС [12, с. 239].

Другое принципиальное требование Брюсселя касалось стабилизации отношений Сербии с Косово. Стоит отметить, что международно-правовой статус Косово стал одной из важнейших дилемм международного сообщества, от решения которой зависит судьба европейской интеграции Сербии. 19 апреля 2013 г. оба государства подписали Соглашение о нормализации отношений [13], позволившее Косово участвовать в международных конференциях и форумах в качестве самостоятельного представителя под своим именем. Согласно договору, Сербия отказалась от контроля над своими анклавами на севере Косово, закрыла сербские муниципалитеты и другие сербские учреждения, полностью передав местное управление косовской власти. Сербии пришлось фактически отдать часть своей территории ради прогресса в процессе евро-интеграции. Однако, несмотря на совместное давление на Белград со стороны руководства Евросоюза и США, проблема признания Косово остается по-прежнему нерешенной по причине непопулярности данного шага среди сербского населения [14].

Напряженность на севере Косово, где местные власти игнорируют договоренности 2014 г. о создании сообщества сербских муниципалите-

тов, введение в ноябре 2018 г. правительством самопровозглашенной республики 100% пошлины на товары из Сербии, различные провокации ведут к обострению конфликтной ситуации [15]. Сербское руководство опасается, что вслед за признанием Косово последуют требования соблюдения прав человека в южных регионах Сербии, а затем признания их права на отделение и согласия на независимость Воеводины, размещения военных баз НАТО на сербской территории и вступления страны в Североатлантический альянс. В отличие от своих соседей, других балканских стран, стремившихся попасть в ЕС и уже вступивших в НАТО - Албании (2009), Черногории (2017) и Северной Македонии (2020), Сербия не торопится стать членом Альянса. В итоге путь Сербии в Евросоюз был обусловлен таким количеством реальных и гипотетических требований, что он скорее походил на развал страны, а не на ее интеграцию в ЕС.

Сербия, несмотря на отсталую экономику к началу 2020-х обладала одними из лучших показателями экономического развития в Европе - рост составлял 4-5% в год, импорт и экспорт - 69-70%; 62% ее торгового оборота осуществлялся со странами ЕС, откуда в Сербию поступало 2/3 прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Страна вышла на первое место в мире по ПИИ относительно величины ее экономики (2018), но возникла серьезная опасность перехода средств производств и активов под контроль европейских инвесторов, что препятствует укреплению ее экономической стабильности.

Сербское руководство всегда пыталось проводить многовекторную политику, получая выгоду от взаимодействия с разными странами, особенно с Россией (железнодорожное строительство, вооружение, энергетика, здравоохранение) и Китаем (сотрудничество в сфере инфраструктуры, цифровой экономики, искусственного интеллекта, здравоохранения, что было крайне важно в условиях COVID-19). Однако руководство ЕС потребовало от Сербии уже на этапе переговоров налаживать тесные экономические взаимосвязи только с государствами объединенной Европы и вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Европейцы настаивают и на проведении внешней политики Сербии как страны-кандидата в соответствии с внешнеполитическими установками ЕС. С подозрением евробюрократия отнеслась к нежеланию Сербии подать заявку на вступление в НАТО, хотя в конце 2021 г. сербский премьер-министр А. Бр-набич заявила о готовности страны «быть ответственным и надежным партнером Альянса» [16]. «Минусом» для Сербии, с точки зрения европейских лидеров, стал ее отказ от присоединения к антироссийским санкциям и подписание в 2019 г. Соглашения о свободной торговле с ЕАЭС [17], что открыло стране возможность беспошлин-

ного экспорта своей продукции на рынок со 180 млн населения. Однако на момент окончания переговорного процесса с Евросоюзом Сербии придется расторгнуть этот договор.

Сербии выгодно лавировать между ЕС и Россией (в ноябре 2021 г. президент А. Вучич в ходе своего визита в РФ договорился с В. Путиным о прежних ценах на газ - 270 долл. США за 1 тыс. куб. м., хотя на рынке цена в это время колебалась от 650 до 1200 долл. [18]; Россия и Китай с начала пандемии оказали Сербии серьезную помощь в поставке медикаментов и оборудования [19]). Получая максимальную для себя выгоду от союза и с той, и с другой стороны, Сербия при этом не собиралась отказываться от европейского пути и вступления в ЕС.

Пример процесса интеграции Сербии в Евросоюз является ярким свидетельством политической ангажированности руководства Евросоюза, стремящегося реализовать свою стратегию на Балканах в рамках евроатлантиче-ской солидарности и изоляции России от любого возможного взаимовыгодного партнерства с государствами региона [20, с. 139]. Таким образом, в стратегии расширения ЕС сталкиваются два принципа приближения страны-кандидата к членству. Во-первых, это политика «прогресса и соразмерности с заслугами» в рамках ее следования Копенгагенским критериям. Во-вторых, это «тактическая политика», которая, в зависимости от соответствия страны геополитическим или политическим потребностям ЕС, проводилась вне связи с Копенгагенскими критериями. В случае с Сербией именно она играет определяющую роль.

После ожидаемого в 2025 г. вступления в Евросоюз Сербии и Черногории, которые на начало 2022 г. успели выполнить многие условия договорных документов, наступит очередь Албании и Северной Македонии: диалог с ними был рекомендован Еврокомиссией в 2020 г., но ряд обстоятельств помешал Евросоюзу непосредственно приступить к переговорам о присоединении. Для Албании дорога к членству в ЕС, по справедливому утверждению отечественного специалиста Е.Ф. Черненко, оказалась непростой и долгой. Известно, что «страна имеет значительные долговые обязательства, слабую диверсификацию производства, большой теневой сектор, не решена проблема безработицы. Имеет место торговля людьми. Сложные отношения с соседними государствами, где также проживает албанское население, например, с Северной Македонией» [21, с. 110]. Кроме того, как известно, для вступления в состав Евросоюза требуется не только согласие граждан государства-кандидата, но и одобрение всех стран-членов. Поэтому расширение ЕС обычно сопровождается дискуссиями, спорами или даже несогласием какой-либо страны-члена, принимающей подобное решение, исходя из своего исторического

опыта и позиций в ЕС.

В случае с Северной Македонией (СМ) речь идет о ее многолетнем конфликте с Болгарией [22]. Сначала членству СМ в Евросоюзе препятствовала позиция Греческой Республики, потребовавшей переименования государства с названием «Македония» на «Северную Македонию» из-за опасений вероятных территориальных претензий к Греции, в составе которой есть одноименная провинция. Но вскоре после изменения названия государства летом 2020 г. руководству теперь уже Северной Македонии предъявила претензии Болгария, призывая его «порвать с идеологическим наследием коммунистической Югославии». В «Пояснительном меморандуме об отношениях между Республикой Болгария и Республикой Северная Македония в связи с расширением, вступлением в ЕС и процессом стабилизации», направленном всем европейским партнерам по ЕС, отмечалось, что жители Северной Македонии являются болгарами и говорят на болгарском языке, но путем «национальных и языковых интервенций» им искусственно навязали македонскую идентичность в то время, когда страна входила в СФРЮ. К тому же болгары потребовали в 2019 г. изъять из учебников характеристику периода оккупации территории Северной Македонии Болгарией, выступавшей на стороне Третьего Рейха, как «болгарскую фашистскую оккупацию» [23]. Работа сформированной еще в 2017 г. совместной болгаро-северомакедонской комиссии для решения спорных исторических вопросов долго не продвигалась вперед. А значит, переговоры о вступлении СМ в Евросоюз не могли начаться до тех пор, пока страна-кандидат не выполнит требования государства-члена ЕС Болгарии.

В сентябре 2021 г. Северная Македония согласилась исключить из надписей на памятниках и в учебниках упоминание о «болгарской фашистской оккупации», необходимое для разблокировки переговоров о вступлении СМ в Евросоюз. Но оставались другие болгарские претензии: по поводу национальной идентичности и языка; София настаивала, чтобы Скопье не требовал признания прав македонского меньшинства в Болгарии.

Болгария и Греция являлись не единственными участниками ЕС, которые блокировали переговоры с малыми балканскими странами региона. До них, предрекая неустойчивость и недееспособность разросшегося Евросоюза, это делали Нидерланды и Франция. Они опасались повторения 2007 г., когда поспешное вступление Болгарии и Румынии спровоцировало неконтролируемый приток мигрантов из Восточной Европы в ее западную часть, а с ними - рост преступности, конкуренцию за рабочие места, социальную нестабильность. Неудивительно, что Париж в 2019 г. заблокировал решение ЕС о начале переговоров о вступлении Северной Ма-

кедонии и Албании [24].

В отношении Албании у Евросоюза существует много претензий к темпам проведения экономических и судебных реформ, особенно к положению дел с коррупцией, которое заставило ЕС в 2016 г. заговорить о четких признаках «коррумпированного захвата государства», а позже - о слабости институтов правосудия и несоблюдении закона государственными чиновниками даже высшего ранга [25]. После многомесячных прений Социалистическая партия (правящая) и Демократическая партия (оппозиционная) Албании в июле 2016 г. приняли пакет судебных реформ, ратификацию которого власти ЕС ранее называли «ключевой предпосылкой» для начала переговоров о вступлении этого балканского государства в ЕС на правах полноценного члена [26]. Целью реформ объявлялась более активная борьба с коррупцией и повышение независимости и эффективности судебной системы. Ещё одной большой проблемой Албании оставалась наркоторговля: по данным ООН, в 2021 г. страна была шестым крупнейшим поставщиком нетяжелых наркотиков и средств психоделического типа в мире [27, р. 114-115]. Конечно, нельзя не сказать и о неразвитой албанской экономике, которая считается в три раза слабее, чем у Польши или Венгрии, и об очень низком для Европы уровне дохода населения (как у Украины, Молдовы, Боснии и Герцеговины).

Несмотря на высокий уровень евроэнтузи-азма среди жителей Северной Македонии и Албании (в 2020 г. в последней 86% населения поддерживали вступление страны в ЕС [28, р. 99]), европейское руководство не давало никаких точных прогнозов на получение ими полного членства. К тому же Албания фактически стала заложницей болгаро-северомакедонского конфликта, так как, согласно бюрократической процедуре ЕС, расширение Сообщества обычно происходит путем приема группы стран, и Албания с Северной Македонией как раз были объединены в подобную «связку». Только в мае 2021 г. Брюссель признал, что эти государства, очевидно, будут двигаться к членству в ЕС с разной скоростью, и спустя год, 19 июля 2022 г., Евросоюз начал переговорный процесс в Брюсселе с участием Еврокомиссии и правительств двух государств.

Боснии и Герцеговине, добившейся официального статуса государства-кандидата на вступление в ЕС (15 декабря 2022 г.), нужно провести масштабные реформы, урегулировать внутренние и территориально-правовые проблемы. Например, решить судьбу Республики Сербской, а также округа Брчко с преобладанием православного населения, которые входят в государство Босния и Герцеговина и составляют 49% территории страны. На остальной ее части проживают в основном мусульмане хорваты и бош-няки, что создает серьезную межэтническую и

межрелигиозную напряженность и взаимные претензии сербов, бошняков и хорватов. Политические силы Республики Сербской (РС) требуют как минимум расширения автономных прав края, как максимум - выхода РС из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, что негативно воспринимается Евросоюзом, который неоднократно выступал в поддержку территориальной целостности этого небольшого балканского государства.

В случае с Косово проблемным вопросом, затягивающим решение о предоставлении стране статуса кандидата на вступление, оставалась неопределенность его международно-правового положения. После провозглашения в одностороннем порядке независимости от Сербии (2008) Косово было признано многими европейскими государствами, включая Германию и Францию, а также США. Белград считает Косово своей исторической территорией, автономной провинцией и независимость Приштины не признает. По мнению крупнейшего отечественного специалиста Е.Г. Энтиной, «с одной стороны, к 2013 году посредством манипулирования перспективой приближения к ЕС Брюсселю в конце концов удалось добиться подписания сторонами Соглашения о нормализации отношений. С другой стороны, ставка на технический диалог как способствующий сближению не оправдалась» [29, с. 331], т.к. стороны не воспринимали ЕС в качестве главного медиатора, их диалог зависел исключительно от политических настроений руководства и населения республик. Позицию Сербии всегда поддерживала Россия, большинство государств постсоветского пространства, пять стран ЕС (Греция, Испания, Кипр, Словакия и Румыния), Китай и Индия. Членство Косово в ООН блокирует Россия. И хотя в декабре 2021 г. правительство Косово заявило о своем намерении подать заявку на вступление в Евросоюз (Соглашение об ассоциации между ними было подписано еще в 2008 г.), перспективы начала реального обсуждения проблемы казались сомнительными всем участникам переговорного процесса.

В целом, ряд тормозящих факторов и трудностей в различных сферах кандидатов из региона Западных Балкан на пути к членству в ЕС сделало их участие в Евросоюзе довольно проблематичным. Евросоюз в начале 2020-х гг. по-прежнему переживал внутреннюю неустойчивость, поэтому Брюссель, рассуждая о европейском векторе развития западно-балканского региона, ограничивался только проектами и программами, но не реальным включением стран в общеевропейское Сообщество. К тому же именно на Западных Балканах находятся самые бедные с точки зрения состояния их экономики европейские страны. Вот почему существенного прогресса в переговорном процессе на рубеже 2010-2020-х гг. не произошло.

Литература и источники

1. Riley A. Brexit: causes and consequences // Notes internacionals CIDOB. URL: https://www.cidob.org/es/content/ download/65122/2001095/version/17/file/NOTES%20159_GHIL%C3%88S_ANG.pdf (accessed: 12.04.2024).

2. См. подр. Энтина Е.Г. Незападные Балканы. Научная монография. М.: ИЕ РАН, Издательский дом «Зебра-Е», 2022. 656 с.

3. Наумова Н.Н. Политика ЕС на Востоке Европы (2010-2013) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. №4. С. 3-12.

4. The Thessaloniki Agenda for the Western Balkans: Moving towards European integration. URL: https://www.consilium. europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressdata/en/misc/76291.pdf (accessed: 15.04.2024).

5. Initiative pour l'Europe - Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique. Publié le 26 septembre 2017. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/26/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique (accessed: 15.04.2024).

6. Jean-Claude Juncker's State of the Union Address 2017. European Commission, Speech. Brussels, 13 September 2017. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-17-3165_en.htm (accessed: 17.04.2024).

7. Якимова М.О. Роль Берлинского процесса в подготовке к вступлению стран Западных Балкан в Евросоюз (2014- 2021 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. № 3. C. 125-139.

8. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: A credible enlargement perspective for and enhanced EU engagement with the Western Balkans. Strasbourg, 6.02.2018.

9. European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations: Chapters of the acquis. URL: https://ec.europa.eu/ neighbourhood-enlargement/policy/conditions-membership/chapters-of-the-acquis_en (accessed: 17.04.2024).

10. Brdo Declaration of EU-Western Balkans Summit, 6 October 2021. URL: https://www.consilium.europa.eu/ media/52280/brdo-declaration-6-october-2021-en.pdf (accessed: 17.04.2024).

11. Keil S. Europeanization, state-building and democratization in the Western Balkans // Nationalities Papers. 2013. Vol. 41. №3. Pp. 343-353.

12. Гуськова Е.Ю. Сербия на пути в ЕС: есть ли шанс? // Между Москвой и Брюсселем. Отв. ред. К.В. Никифоров. М., 2016. С. 232-247.

13. First Agreement of Principles Governing the Normalization of Relations [between Serbia and Kosovo]. 2013. URL: https://www.rts.rs/upload/storyBoxFileData/2013/04/20/3224318/0riginalni%20tekst%20Predloga%20sporazuma.pdf (accessed: 17.04.2024).

14. Кудряшова Ю.С. Сербия и ЕС: экономика, политика эмоции. 18.02.2014. URL: https://mgimo.ru/about/news/ experts/248287/ (дата обращения: 17.04.2024).

15. Энтина Е.Г. Новакович Д. Переговоры по Косову 2019 - возможности и ограничения для России. 24.12.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/peregovory-po-kosovu-2019-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-dlya-rossii/ (дата обращения: 09.04.2024).

16. Сербия стремится стать надёжным партнёром НАТО, заявила премьер-министр. 15.11.2021. URL: https://ria. ru/20211115/nato-1759151284.html (дата обращения 18.04.2024).

17. Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, of the one part, and the Republic of Serbia, of the other part. 25 October 2019. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/56c/Agreement.pdf (accessed: 18.04.2024).

18. Вучич: Сербия сэкономила €1 млрд на газе благодаря договору с Россией. 29.11.2021. URL: https://www. gazeta.ru/amp/politics/news/2021/11/29/n_16932409.shtml (дата обращения: 18.04.2024).

19. Помощь России и Китая похоронила «европейскую мечту Сербии»? 03.04.2020. URL: https://tass.ru/ opinions/8157593 (дата обращения: 13.04.2024).

20. Лобанов М.М., Звезданович-Лобанова Е. Проблемы внешнеполитического самоопределения Сербии: через тернии к «звёздам» Евросоюза // Сравнительная политика. 2016. №4. С. 127-142.

21. Черненко Е.Ф. Перспективы вступления Албании в Европейский союз: желаемые и возможные // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019. № 2. С. 107-116.

22. Кандель П.Е. Евросоюз и Болгаро-Македонский конфликт // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. №4. С. 40-50.

23. Юранец А. Подвело фашистское прошлое: Болгария не пускает Северную Македонию в ЕС // Газета.ш. 28.09.2020. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/09/28_a_13271587.shtml (дата обращения: 19.04.2024).

24. Искендеров П.А. Балканы раскалывают ЕС // Международная жизнь. 19.10.2019. uRL: https://interaffairs.ru/ news/show/24204 (дата обращения: 19.04.2024).

25. European Commission (2016). Commission Staff Working Document, Albania 2016 Report. URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/document/download/20c77a35-937b-4a73-951c-3faa14410c0d_en?filename=20161109_ report_albania.pdf (accessed: 17.04.2024).

26. Албания на шаг приблизилась к вступлению в ЕС благодаря завершению важной реформы. / Новости Албании. 24.07.2016. URL: http://albania-news.ru/politika/albaniya-na-shag-priblizilas-k-vstupleniyu-v-es-blagodarya-zaversheniyu-vazhnoy-reformy-734 (дата обращения: 7.04.2024).

27. Report of the International Narcotics Control Board for 2021 of United Nations. URL: https://www.incb.org/documents/ Publications/AnnualReports/AR2021/Annual_Report/E_INCB_2021_1_eng.pdf (accessed: 17.04.2024).

28. Standard Eurobarometer № 93 (Summer 2020). Brussels. 2020.

29. Энтина Е.Г. Особенности и пределы интеграционной политики Европейского Союза в Юго-Восточной Европе (на примере государств постъюгославского пространства). Дисс. на соиск. докт. полит. наук. М., 2020. 498 с.

References

1. Riley A. Brexit: causes and consequences. Notes internacionals CIDOB. Available at: https://www.cidob.org/es/content/down-load/65122/2001095/version/17/file/N0TES%20159_GHIL%C3%88S_ANG.pdf (accessed: 12.04.2024).

2. Entina E.G. Nezapadnye Balkany. Nauchnaya monografiya [The non-Western Balkans. Scientific monograph]. Moscow: IE RAN, Publ. «Zebra-E», 2022. 656 p.

3. Naumova N.N. Politika ES na Vostoke Evropy (2010-2013) [EU Policy in Eastern Europe (2010-2013)]. Prepodavanie istorii i obshchest-voznaniya v shkole [Teaching history and social studies at school]. 2014. No.4. Pp. 3-12.

4. The Thessaloniki Agenda for the Western Balkans: Moving towards European integration. Available at: https://www.consilium.euro-pa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressdata/en/misc/76291.pdf (accessed: 15.04.2024).

5. Initiative pour l'Europe - Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique. Publié le 26 septembre 2017 [Initiative for Europe - Speech by Emmanuel Macron for a sovereign, united, democratic Europe. Published on September 26, 2017]. Available at: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/26/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique (accessed: 15.04.2024).

6. Jean-Claude Juncker's State of the Union Address 2017. European Commission, Speech. Brussels, 13 September 2017. Available at:

http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-17-3165_en.htm (accessed: 17.04.2024).

7. Yakimova M.O. Rol' Berlinskogo protsessa v podgotovke k vstupleniyu stran Zapadnykh Balkan v Evrosoyuz (2014- 2021 gg.) [The role of the Berlin process in preparing for the accession of the Western Balkans to the European Union (2014-2021)]. Vestnik Moskovsk-ogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo). 2023. No. 3. Pp. 125-139.

8. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: A credible enlargement perspective for and enhanced EU engagement with the Western Balkans. Strasbourg, 6.02.2018.

9. European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations: Chapters of the acquis. Available at: https://ec.europa.eu/neigh-bourhood-enlargement/policy/conditions-membership/chapters-of-the-acquis_en (accessed: 17.04.2024).

10. Brdo Declaration of EU-Western Balkans Summit, 6 October 2021. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/52280/ brdo-declaration-6-october-2021-en.pdf (accessed: 17.04.2024).

11. Keil S. Europeanization, state-building and democratization in the Western Balkans // Nationalities Papers. 2013. Vol. 41. No.3. Pp. 343-353.

12. Gus'kova E.Yu. Serbiya na puti v ES: est' li shans? // Mezhdu Moskvoi i Bryusselem [Serbia on its way to the EU: is there a chance? Between Moscow and Brussels]. Moscow, 2016. Pp. 232-247.

13. First Agreement of Principles Governing the Normalization of Relations [between Serbia and Kosovo]. 2013. Available at: https://www. rts.rs/upload/storyBoxFileData/2013/04/20/3224318/0riginalni%20tekst%20Predloga%20sporazuma.pdf (accessed: 17.04.2024).

14. Kudryashova Yu.S. Serbiya i ES: ekonomika, politika emotsii [Serbia and the EU: economics, politics and emotions] 18.02.2014. Available at: https://mgimo.ru/about/news/experts/248287/ (accessed: 17.04.2024).

15. Entina E.G. Novakovich D. Peregovory po Kosovu 2019 - vozmozhnosti i ogranicheniya dlya Rossii. [Kosovo Negotiations 2019 - opportunities and limitations for Russia] 24.12.2018. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/peregov-ory-po-kosovu-2019-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-dlya-rossii/ (accessed: 09.04.2024).

16. Serbiya stremitsya stat' nadezhnym partnerom NATO, zayavila prem'er-ministr. [Serbia is striving to become a reliable partner of NATO, the Prime Minister said] 15.11.2021. Available at: https://ria.ru/20211115/nato-1759151284.html (accessed: 18.04.2024).

17. Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, of the one part, and the Republic of Serbia, of the other part. 25 October 2019. Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/56c/Agreement.pdf (accessed: 18.04.2024).

18. Vuchich: Serbiya sekonomila €1 mlrd na gaze blagodarya dogovoru s Rossiei. [Vucic: Serbia has saved €1 billion on gas thanks to the agreement with Russia]. 29.11.2021. Available at: https://www.gazeta.ru/amp/politics/news/2021/11/29/n_16932409.shtml (accessed: 18.04.2024).

19. Pomoshch' Rossii i Kitaya pokhoronila «evropeiskuyu mechtu Serbii»? [Has the help of Russia and China buried Serbia>s «European dream»?] 03.04.2020. Available at: https://tass.ru/opinions/8157593 (accessed: 13.04.2024).

20. Lobanov M.M., Zvezdanovich-Lobanova E. Problemy vneshnepoliticheskogo samoopredeleniya Serbii: cherez ternii k «zvezdam» Evrosoyuza [Problems of Serbia's foreign policy self-determination: through thorns to the "stars" of the European Union]. Sravnitel'naya politika. 2016. No.4. Pp. 127-142.

21. Chernenko E.F. Perspektivy vstupleniya Albanii v Evropeiskii soyuz: zhelaemye i vozmozhnye [Prospects for Albania's accession to the European Union: desirable and possible]. Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. 2019. No. 2. Pp. 107-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Kandel' P.E. Evrosoyuz i Bolgaro-Makedonskii konflikt [The European Union and the Bulgarian-Macedonian conflict]. Nauchno-anal-iticheskii vestnik Instituta Evropy RAN. 2022. No.4. Pp. 40-50.

23. Yuranets A. Podvelo fashistskoe proshloe: Bolgariya ne puskaet Severnuyu Makedoniyu v ES [The fascist past has failed: Bulgaria does not allow North Macedonia to join the EU]. Gazeta.ru. 28.09.2020. Available at: https://www.gazeta.ru/politics/2020/09/28_a_13271587. shtml (accessed: 19.04.2024).

24. Iskenderov P.A. Balkany raskalyvayut ES [The Balkans are splitting the EU]. Mezhdunarodnaya zhizn'. 19.10.2019. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/24204 (accessed: 19.04.2024).

25. European Commission (2016). Commission Staff Working Document, Albania 2016 Report. Available at: https://neighbourhood-en-largement.ec.europa.eu/document/download/20c77a35-937b-4a73-951c-3faa14410c0d_en?filename=20161109_report_albania.pdf (accessed: 17.04.2024).

26. Albaniya na shag priblizilas' k vstupleniyu v ES blagodarya zaversheniyu vazhnoi reform [Albania is one step closer to joining the EU thanks to the completion of an important reform]. Novosti Albanii. 24.07.2016. Available at: http://albania-news.ru/politika/albani-ya-na-shag-priblizilas-k-vstupleniyu-v-es-blagodarya-zaversheniyu-vazhnoy-reformy-734 (accessed: 7.04.2024).

27. Report of the International Narcotics Control Board for 2021 of United Nations. Available at: https://www.incb.org/documents/ Publications/AnnualReports/AR2021/Annual_Report/E_INCB_2021_1_eng.pdf (accessed: 17.04.2024).

28. Standard Eurobarometer № 93 (Summer 2020). Brussels. 2020.

29. Entina E.G. Osobennosti i predely integratsionnoi politiki Evropeiskogo Soyuza v Yugo-Vostochnoi Evrope (na primere gosudarstv post"yugoslavskogo prostranstva) [Features and limits of the integration policy of the European Union in South-Eastern Europe (on the example of the post-Yugoslav space states)]. Diss. doct. polit. sciences. Moscow, 2020. 498 p.

© «Клио», 2024 © Наумова Н.Н., Якимова М.О., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.