АН u>irM^u 3
видимо м жрпрзн v>-iBHnjP / ' , Ам нн, пД 4 I tutJMkv м|.нмщ|рн1. ■~ripiyw ■
_ . _1ЫДШ ■" тчтлщцщя^
пени, ft, Qgf4XI trHtUMi f Оцядржл i ееирер^шж 44 04*1. QHlHqhil M Мппрк DfEh0}7U J HI иуу wfl tKjfta црпкуц* ^ . £n 1Щ1ДХТ1 Сг4гцття) йьцп * ihww^ mH Ап-пд цкифн f">i 0
(wn, j mM O)
4 К»- OVJ l . - - ч Ki- \ ■; ■; ■ ■
23 октября 2015 года Заочная школа СУНЦ НГУ - первая заочная физико-математическая школа в мире - отметила 50-летний юбилей. На праздновании юбилея в Академгородке собралось более сотни человек, среди которых были и создатели школы, и выпускники, и преподаватели, а также все те, кто в разное время участвовал в деятельности заочной школы и способствовал ее развитию.
Заочная школа при физико-математической школе НГУ стала важным дополнением к системе олимпиад и летних школ и дала любознательным и одаренным ребятам из разных, даже самых удаленных, городов и поселков уникальную возможность оценить свои способности и серьезно повысить уровень подготовки по физике и математике, а позже - поступить в престижный вуз.
На коференции «Диалог поколений» с поздравительными и напутственными речами выступили более 20 человек. Бывший ректор университета Н.С. Диканский поделился своими мыслями о том, в каком направлении должна развиваться школа в современных условиях, декан ФФ НГУ А. Е. Бондарь рассказал свою историю обучения в ЗФМШ, как полученные знания помогли ему поступить в университет и отметил несомненную пользу заочного образования для тех, кто собирается работать на переднем крае науки.
А профессор НГУ А. С. Марковичев, который много лет назад участвовал в разработке методичек для ЗФМШ, рассказал удивительную историю, случившуюся недавно на вступительном экзамене по математике: «Слушая, как абитуриент отвечает на вопрос про исследование функций, я вдруг поймал себя на мысли, что если бы говорить на эту тему пришлось мне, то я точно так же излагал бы. Спустя некоторое время я спросил его: “может быть, Вы в нашей Заочной школе учились?”, - и получил утвердительный ответ!»
Начало деятельности этого успешного образовательного проекта тесно связано с именем известного бизнесмена, президента группы компаний «Ф-консалтинг» к. ф.-м. н. Геннадия Шмерелье-вича Фридмана, в то время - студента-второкурсника ММФ НГУ.
В своем интервью журналу «НАУКА из первых рук» он рассказал увлекательную историю о том, как несколько инициативных студентов в свободное время создали стабильно работающую школу «по переписке» буквально за два месяца, без поддержки официальных лиц университета.
О дальнейшей жизни ЗФМШ - в воспоминаниях к. ф.-м. н., профессора НГУ Александра Сергеевича Марковичева, несколько десятилетий руководившего математическим отделением этой школы. О своих впечатлениях рассказывает также редактор «НАУКИ из первых рук», к. х. н. Сергей Иванович Прокопьев, который сначала учился в ЗФМШ, а потом был преподавателем школы.
Сегодня в ЗШ СУНЦ НГУ, уже на восьми отделениях, учится около двух тысяч ребят от 5-го до 11-го класса из двадцати регионов России, из стран СНГ, Германии и США. Но суть образовательных услуг, неизменно предоставляемых ЗШ с 1965 г., можно выразить буквально в «двух словах»: любой школьник, владеющий русским языком, может по запросу получить методические материалы по интересующим его предметам и набор тематических задач, которые немного меняются из года в год, прислать свои решения и гарантированно получить письменную рецензию в ответ. Специалисты из разных отделений школы оценят правильность
решений и оригинальность рассуждений школьника и дадут рекомендации по его дальнейшему обучению. Все это способствует развитию способностей и отбору талантливой молодежи, многие из которой потом становятся студентами НГУ.
Г. Ш. Фридман, к.ф.-м. н., президент группы компаний «Ф-консалтинг»:
«В августе 1965 г., возвращаясь из Всероссийского комсомольского лагеря “Орленок”, я зашел на мехмат МГУ, где увидел впервые, как готовятся задания для Заочной математической школы. А у нас в новосибирском Академгородке в это время как раз проходила Летняя школа (ЛФМШ), и мы с ребятами сразу решили, что тоже организуем заочную школу, но только (в отличие от москвичей) физико-математическую. И всем ребятам из Летней школы, кто не остался в интернате, объявили, что они стали первыми нашими «заочниками».
В качестве отступления скажу, что в некотором смысле мы повторили организационный опыт, поставленный тремя годами раньше отцами-основателями первой Летней школы, в которой я участвовал. После 45 дней тесного общения им, очевидно, стало грустно с нами расставаться, и они решили создать нечто постоянное. После экзаменов некоторые из нас были
Ключевые слова: дополнительное образование, заочные школы, математика, физика, химия.
Key words: supplementary education, correspondence schools, mathematics, physics, chemistry
УНИВЕРСИТЕТ В РАССКАЗАХ
Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6—7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: «За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана ...», за которым продолжался список фамилий организаторов
приняты в круглогодичную физико-математическую школу (ФМШ), хотя в то время сама реализация этой идеи, в том числе финансирование, была под большим вопросом...
Тем не менее ФМШ открылась в январе по адресу: Детский проезд, 3 (это здание было построено для других целей, но несколько месяцев его использовали в качестве нашего общежития-интерната). И первые полгода это было абсолютно незаконное образовательное заведение, содержащееся за счет безусловно нецелевого расходования бюджетных денег М. А. Лаврентьевым, который ничего не боялся, когда действовал во имя идеи. Первоначально в школу были приняты 120 человек, из них 93 ее закончили. И лишь в августе 1963 г. вышло, наконец, постановление Совета министров о школах-интернатах, и подобные школы стали организовываться в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах.
ФРИДМАН Геннадий Шмерельевич -кандидат физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, президент Группы компаний «Ф-Консалтинг». Лауреат Национальной общественной премии им. Петра Великого (2001), Национальной премии Российской академии бизнеса и предпринимательства «Дарин» (2004). Один из создателей первой в СССР заочной физикоматематической школы.
Автор и соавтор более 80 научных работ
Первая лекция в ФМШ, 1963 г. Второй слева - Г. Фридман. Фотоархив СО РАН
Pnctuorpm ojw ааддцу;
Задача S. Ui пвашетн дани ли пчгк Ai Й , ИжЦтн пмичт-ркчнеиа штата таи* Л , дла арпзрл j/ai ынп *адач-щч миичжу 1* {■ агам ваучдв гоаерат, л в ct№t) на пип Л1 [ид угдри <* )
SfiSlKia. Луоть ЛЛ(- одни
г*и
мцисга. рани Jr . Уг*1 явДяаТея •нденны ддл тэаугелдяи** Z&M . ага •ининна 4еднн, юМ Двдлчнла iM&-
|V: ■.
Jt'r'
ш1 чипт^гстзд вышго Новосибирско го
.'У.
Девятиклассники первой Летней физикоматематической школы, 1962 г. Шестой слева -Г. Фридман. Фотоархив СО РАН
I г-
ЙЗЛ6НМ0 1* I
ПРАВИЛА ОФОРШШИЯ РАБОТЫ
Обязательно опт!
На ойлэшке т( I, Отделе!ГИ0 (mi Z. Тему в номер В. Класс, в кои
4, Индекс почто:
5, Ваш домашний
6, имя Ваша работа
Йрдет оформлена Работу отоыл регвбайта и да блокнте листок адресом (:.щ лак Наш адрес; G л
ЖЬ> if»
г л ЯГ
-л А.
Г. Фридман (справа) с однокурсниками на первомайской демонстрации в 1970 г. Фото из личного архива Екатерины Кукиной
Работа долине Опта выпол. эва ъ про ото! ученической тетра^. в клатку. Шщите краткое условие задачи, а затем ей решение Укаэивайга holibj '
•^Г т’З н г'*»
I
I
/
Лйл
?• о
S/'S^
щ
г
m
УНИВЕРСИТЕТ В РАССКАЗАХ
Так ФМШ стала еще одним пионерным делом Сибирского отделения Академии наук. В том числе и благодаря ей наш НГУ стал действительно всесоюзным университетом - у нас учились студенты даже из Украины и Молдавии. Было два формата набора в ФМШ, в том числе по результатам заочных олимпиад. Можно было приехать из Москвы, из Ленинграда, откуда угодно. С прибывшими школьниками проводили собеседования, и не всем из них удавалось пройти конкурс, большая часть уезжала назад. Тем же, кого принимали в ФМШ, постфактум оплачивали затраты на дорогу.
Многие студенты НГУ почти с самого начала учебы начинали участвовать в организации региональных туров олимпиады в «зоне влияния» НГУ: от Урала и Средней Азии до восточных границ СССР. В 1965 г. я был студентом первого курса, и меня уже назначили руководителем бригады СО АН СССР для проведения олимпиады по ма-
«Если барон Х., которого ограбил Робин Гуд, лишился трети своих богатств, а Буратино похитил две пятых от всего количества имевшихся у Бармалея сольдо, то посчитайте, кто из них наворовал больше» - из заданий ЗФМШ
Участники карнавального шествия в кузове машины на улице Терешковой около школы № 25 (ныне гимназии № 3). У заднего борта в центре - Г. Фридман. Фото Ю. Щеглова. Фотоархив СО РАН
52
Первые
выпускники
новосибирской
ФМШ.
Крайний справа в переднем ряду -Г. Фридман, 1964 г. Фотоархив СО РАН, фото из музея ФМШ
I
■ .iiI 'Jif "fih- 111^",r A'i b,i r i!’i*!rf',|r!-.Л !i ?tM i .V n‘Cli1 iVV'
fH f j . i ‘, : J-L-'II^'n '.} "I", '-‘i 1 I'lJi.1 [ "
тематике, физике и химии в Тюменской области. Стать рядовым членом бригады студенту-первокурснику было легко, но получить мандат бригадира1,11, в команде которого имелись два кандидата наук, в том числе известный математик Л. В. Баев - ■ этр „было „ “круто”! „ Вот такой была поистине героическая юность Академгородка.
В нашу команду входили: математики Сергей Тресков и Юрий Михеев, физики Оксана Буднева, Миша Пе-рельройзен и Сеня Эйдельман (его я имел честь учить в Летней школе, когда сам уже был принят на первый курс университета; сейчас он, помимо прочего, заведует кафедрой физики элементарных частиц НГУ). Эйдельман и Перельройзен были тогда первокурсниками, Оксана - третьекурсницей, а мы с Тресковым „и с, Михеевым перешли на второй курс. Вот -Эта компания и создала Заочную школу.
Мы сами сочиняли задания для рассылки и, по отзывам, неплохо с этим справлялись. Потом мы нашли " среди первокурсников тех, кто стал проверять выполненные работы, на следующий год из этих студенто,в выросли бригадиры. В свою очередь, преподавателей стали сразу искать уже среди выпускников ФМШ, и они вместе с теми, кто «прошел» год или два в заочной школе, становились, после соответствующей тренировки, преподавателями Летней школы. Вот такой сформировался у нас принцип преемственности.
Надо заметить, что Заочная школа многие годы держалась исключительно на нашем энтузиазме. Мы сами, без какой-либо поддержки руководителей университета, организовывали печатание заданий и их рассылку. Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6-7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: “За развал работы ЗФМШ уволить:
Г. Ш. Фридмана ...”, и далее продолжался список фамилий организаторов.
.Недавно на заседании Международного академического совета НГУ ректор сказал, что у “университета с Академией наук должны быть взаимные интересы”. Но ведь так было всегда! Более того, в наше время даже нам, успешным ученикам ФМШ, оформили пропуска в Институт ядерной физики, где мы могли начать уже реально работать и посещать настоящие научные семинары. Правда я сам потом “перекинулся”’на математику, :1 но мои однокашники Саша Рубенчик, Женя Кузнецов и Василий Пархомчук так там и остались. Что касается Пархомчука, то директор ИЯФ Г. И. Будкер взял его на работу еще до окончания физматшколы (!), а на четвертом курсе доверил проводить свой собственный эксперимент с участием коллектива инженеров. То есть у НГУ всегда был свой собственный стиль, и студенты и даже школьники из ФМШ немалое время проводили в научно-исследовательских институтах. И первая моя статья вышла, когда я учился на первом курсе,
и опубликована она была не где-нибудь, а в “Докладах Академии наук”!
Ши 1 ^Студенты, которые сейчас учатся в нашем университете, должны понимать, что они учатся в уникаль-,ном вузе с уникальными традициями. Однако далеко не все это понимают, а престиж НГУ падает. Сейчас перед нами стоит задача возрождения университета как выдающегося образовательного заведения с давней, устоявшейся репутаций, которую мы можем и должны использовать».
Н.С. Диканский, академик РАН, заведующий лабораторией "" ИЯФ СО РАН, , ректор НГУ с 1997 по 2007 г.
.НАМ НУЖНО БОЛЬШЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ
Николай Диканский (из выступления 23 октября в ЗФМШ) «У нас реализуется схема образовательной пирамиды: Заочная школа - это фундамент для ФМШ, а та в свою очередь является фундаментом для НГУ, поставляя нам лучших своих выпускников. Но последние годы нам стало гораздо труднее набирать ребят в университет. Во-первых, детей рождаться стало намного меньше, другая проблема - в охвате регионов. Мы создали несколько региональных университетов, теперь там руководят наши выпускники, они начали с нами конкурировать и оттягивают часть учебного контингента на себя. В нашей ЗФМШ учится около двух тысяч ребят - это очень немного. Для сравнения: в ЗФТШ при МФТИ (где нет школы-интерната) - больше пяти тысяч.
Но сейчас появилась колоссальная возможность решить все эти проблемы: для заочного обучения надо максимально использовать возможности Интернета, скайпа, других средств связи. Когда я был ректором, лет 15 назад мы сделали специальный класс дистанционного обучения, обеспечивающий студентам интерактивную обратную связь с преподавателем. И подобную систему в ФМШ нужно внедрять как можно быстрее. Потому что нам нужно больше талантливых людей».
54
А. С. Марковичев, к. ф.-м. н профессор НГУ:
«Академгородок, 1960-е гг. - необыкновенное место, необыкновенное время и замечательные люди!
В 1963 г. через заочный тур II Всесибирской физико-математической олимпиады школьников я попал во вторую Летнюю школу, и через нее -в ФМШ. Как мы учились в ФМШ - отдельная тема. Скажу только, что несколько “старичков” (учеников первого набора) организовали в школе Математическое общество, в который мог вступить каждый фымышонок, сдав соответствующий экзамен одному из его “отцов-основателей”, среди которых были Гена Фридман, Сережа Тресков и Георгий Карев. Я сдал такой экзамен Гене Фридману и таким образом с ним познакомился.
В школе царила атмосфера творчества, интеллектуальной свободы, нам, молодым людям в возрасте 14—18 лет, все было интересно. Нам читали лекции такие замечательные ученые, как М. А. Лаврентьев, А. А. Ляпунов, Г. И. Будкер, С. Т Беляев и др. Конечно, писать про остальных прекрасных ученых “и другие” неприлично, но перечислить их всех здесь просто невозможно. Окончив школу и попав в НГУ, многие из нас просто жаждали делиться своими знаниями со школьниками так же, как с нами делились
МАРКОВИЧЕВ Александр Сергеевич - кандидат физикоматематических наук, заместитель директора Института педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования (Новосибирск), профессор кафедры математических наук механикоматематического факультета и специализированного учебнонаучного центра Новосибирского государственного университета. Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (2000). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Автор и соавтор более 150 научных работ
А. Марковичев (второй слева, в первом ряду) на лекции в ФМШ, 1963/64 учебный год.
Фото из личного архива А. С. Марковичева
Фотография выпускников группы 511 механико-математического факультета НГУ, 1970 г.
Первый справа в нижнем ряду -А. С. Марковичев. Фото из личного архива Е. Кукиной.
Александр Александрович Никитин (из выступления 23 октября в ЗФМШ) «Моя деятельность в Заочной школе началась осенью 1966 г., когда кураторы ЗФМШ принесли нам - студентам НГУ - работы учеников, которые надо было срочно проверить. Тетрадей было так много, что меня охватил ужас. К тому же нас предупредили, что отвечать в рецензиях надо так, чтобы ученики не присылали в школу претензий со словами “нам непонятно объяснили”. И мы с этим справились.
Помню, когда я был уже директором ФМШ при НГУ, НФПК при Правительстве РФ, решил материально поддержать лучшую заочную школу. Пришлось потратить много времени и сил, чтобы доказать чиновникам, что надо поддержать не одну, а несколько лучших школ. В результате на первом этапе поддержали 30 заочных школ, а на втором - 18. Наша, разумеется, оказалась в этом списке.
Я и сейчас занимаюсь со своим внуком математикой по материалам ЗФМШ»
55
ик>аа'
целые числа в во^чии, что
у <’Д)- ^Ч-iJ - )ЦО)-уИ}
а отсцда вообразит, что грефююи ноитВ, фушщии гшлатс/: пряная
-2 -i
у - I. Ilfi ЭЮ ЫОГНи Эонрютн - будем Нд^ ходить адачэннд £у№-цкн и другие точких,
— • ■И—"——------------КтнрнЦйр, 1!гр£
д g х ^ Н ? '4b 34 ^ ; ЗЬ
■ * 1 * * * V) 1 и т.д. Но как iviii аа-
ранее донять, в калл точках лучше всего вычислять значения (ункдЕН. чтобы постройте правдоподобный эскаэ графема?
Онредзледве некоторое обще: свойств ауидои позволяет дг-ранпнтьед вычислением гвачендй фу июня в нвелольных точках {я иногда вообще обойтись баз таках Бнчзслеигй) в, теи но менее, точно построить график, .
Канне не свойства £увдшк нюйходжл выяснеть d н^рруг очередь? Преме всего следует:
1) найти о^дмяь |01гэаделення 4унецел и исследовать ведение фушедм в гранячннх точках мой области:
2) вняспеть си.меточв графики я его певцозичноегь:
3) найтл тичня разрыва функции е проиелутва Евиегчьидом;
4) решав уравнение > мгседеянть точив геию^*
чендя гривка йуннцси о Осьь О х 'тала jyKqpsi^,
5) установить дглвису™1. пзстоняатаи агмяа, г.1'.аво:*матад, в мири функция pojjQaaiejti.Ha пли отрксстел1Д“.:
6) нактй прюуетуткг гхкнетон кости и точен экстре
V) указать те нлг кдне особенности j^aJifivL;
Й}* опрыдеиггь щхчгояутвж ряяту^Д в pU-Т-утоотч
$)* аейт» асиьгтрк- в г Дунае дх еузьигасгаг L.,
В. Г. Харитонов и А. С. Марковичев разбирают почту с письмами участников заочной олимпиады школьников.
Фото из архива СО РАН
Слева: методические материалы ЗФМШ по теме «Исследование функций». Составитель -А. С. Марковичев. 1987 г. Фото из личного архива С. Прокопьева
знаниями эти выдающиеся ученые. Неудивительно, что в 1965 г., сразу после окончания первого курса, я вместе с несколькими своими дру-зьями-однокурсниками стал работать преподавателем в 4-й Летней школе, обучать математике ребят, которые были всего на два года моложе меня.
В том же году начала работу и Заочная физико-математическая школа, к чему приложил руку все тот же Гена Фридман. В то время я уже участвовал в проверке заданий в этой школе, но моя регулярная работа там началась позже, уже в 1970-х гг., когда я был аспирантом и сам преподавал в ФМШ. Меня
5
I,ll Ill 'll 1 '111 ■ "[til ' 1»
i[ И|1,| I Hi iti[i,i iMil'i\ n' ] 11,1 1 !’■.........4'! i —
| ' [ i 1 I I Г 11 1 J ][ I t._ 1 ' '■
Ы
«Я БЫЛА УВЕРЕНА, ЧТО МОИ РАБОТЫ ПРОВЕРЯЕТ ЕСЛИ НЕ ПРОФЕССОР, ТО ДОЦЕНТ...»
Елена Серая
(из интервью журналу «НАУКА из первых рук»)
«Я училась в заочной школе по генетике и биологии при ФМШ, которую организовали Анатолий Овсеевич Ру-винский и Павел Михайлович Бородин. О том, что есть такая школа, я узнала поздно, поэтому за один год мне пришлось пройти двухлетний курс. Приходилось наверстывать очень много. Система такая: школьники занимаются, i получают г задания и отправляют свои работы в университет, мы ничего не знали о своих преподавателях, но я была уверена, что мои работы проверяет если не профессор, то доцент... Когда я поступила на ФЕН, меня уже через месяц разыскала Оля Горохова, студентка третьего курса; оказалось, она и была моим преподавателем. Оля предложила и мне заниматься со школьниками. Так, будучи студенткой первого курса, я стала преподавателем заочной школы. А когда Оля закончила университет, я переняла ее полномочия: стала завучем заочной биологической школы.
Самая веселая часть этой учебы была, когда Павел Михайлович Бородин собирал информацию по генетике
кошек. Я приехала в Новосибирск, в Институте цитологии и генетики встретилась с Анатолием Овсеевичем, он дал мне карту, на которую нужно было поставить точку с указанием конкретной частоты определенного гена в районе г. Кемерово.
В Кемерове в 1980 г. по городу кошки не бегали, поэтому мы поехали на окраину, в поселок на шахте «Пионерская», там жила наша одноклассница. Фактически, это деревня, где в каждом частном доме - по кошке. Это было большое счастье, что подругу там все знали, потому что в этом году ввели налог на кошек и собак. Мы собирали информацию о кошках, а народ пугался, думая, что мы собираем деньги. Мы успокаивали их: “Но мы же не спрашиваем ни имя, ни фамилию, ни номер, вы нам покажите кошку и все!” Список мутаций был штук 12. В общем, это был великий цирк! Но материал мы собрали хороший - 130 кошек. Потом я посчитала частоту генов, нанесла на карту и отвезла ее в Новосибирск. Эти данные вошли в книгу Павла Михайловича».
^ УНИВЕРСИТЕТ В РАССКАЗАХ
йатжтгтШ №й 4*р*.тетш* orjkceiikihrf «ЦЛ.вТЛПпПСА ОТ нНг^шпро мин Н|Н,« HPI urpi □ MuMWHJk№v I*-p4*M * С/* I Ш1Ч|№> >ГГ Vhptlbm ИИ»* «мря*г|ьч^4-fflH.m лечи I т«1* dhrwnppl ромви ■» н лн*}|№ ГН-Мве^ЪежЬвя it fCrT^Btrt дм jiwuoi.Ubi пИд Adi* i
* IktTpUI-DCiB №11 ■ I rfl b-H-M tHT|'P* Cl ■ ИЙ« Wrtl ***■'■
ДН1ЧТ) (4i4Hrt Щ11Й1 ► U-bf Нчи (ЦЫ «илм dwtl HlW-r »,К|ШПфОН йаСЙСгТРв UtlfRTI {ipptlMlTT>:i П-С ГгйрвДО*»
I Tltdlrt l«NlMHIlhl HpUiaiuH »ИВр «Тк ■* ЧТ4 (Rtf* 1Д lipiA n4tr№l<B Hi)4- Tii-kTflJUpi № ЗТС-Ы И
pptfupcttw ruavnU.CIklufP4t* НИ It* *MHiwrt limiT
TQM M VIUTCI 1 ■ДО MIlWI^I pjtKPPlit** Trt.ui nirftd ppdiq «рйо-в на в utjwM V (itriP-
* p p
nt-f^d-fekp ftaip* i ufkiEiTtvkJfj MIP-Nk-
Игимвр. 9*Ш-ЧП*Ь 1
^ **»e, * и, на < nt ^ ч, <f, » л,«1* «ч^1
Гж hL - rti ■ rti . ^ r % * lflhMMf|IWjlM mt^i-
llRB^If, Pill U|^B ■kllllll.'l^.' Rldfl.
П? pkkDix ctiXUBltrtlri HUE 1Т4Р»1ий*еЛМ» ГМ*31 ШМ PCTfPUT t 7*4ат,OTDJЬВ» и lt»4t wtttd jBJIM Hl^rrc* * P4lj,,ivr,*n pa ввкп, Ha. fccmMutai afCN UtMlM |р4Ч*1№* I
Ht - tty «rtMrittX *t[4*k 1}
ilruVElIM jptwpwi pkiumi» Ail JPMii* опршт Nf-it M4P*» 1ИШ »ГЧс»П» 1
r\t t ^ (уы»м ш[мт! тэт* in'j
4m Ъ П4 (jELJOMi lUkkiHi iси» 0 5
n x 1 h| CsfC-нт cd] рыло в вгони h J
и,= <4- Jfl.* 1J4 (»«»«■ •**!»«»»■ СЦ.
tu nitf ClEtHT D flrtl rptlMHti d мл» ициглу» 1
5
попросили сделать новое задание на тему “пределы последовательностей”; по-видимому, опыт оказался удачным, так как потом мне доверили подготовить еще три задания по математике. Три из этих четырех заданий использовались в течение несколько десятилетий, пока мы с Ю. В. Михеевым их не переделали. Одно время я даже курировал все преподавание математики в ЗШ, а также почти десяток лет готовил вступительные задания по математике, самая большая ценность которых состояла в подробных решениях, которые получали ученики вместе с рецензией на свою работу.
Отмечу, что всей этой деятельностью нас никто не заставлял заниматься, нам просто было интересно, мы ощущали собственную значимость и работали практически на общественных началах, т. е. почти бесплатно. Кстати сказать, когда при смене социальных формаций в начале 1990-х гг. один из наших университетских деятелей начал широко популяризовать лозунг «бесплатный труд - рабский труд», в НГУ тихо скончалась наша так называемая Воскресная школа. В последнее время мы в какой-то степени начинаем возвращаться к тому стилю жизни, правда, используя иностранное слово “волонтер”.
ПРОКОПЬЕВ Сергей Иванович - кандидат химических наук, ведущий редактор журнала «НАУКА из первых рук»
Методический материал для самообучения для восьмого класса химического отделения Заочной школы при НГУ. 1984 г.
Составители - М. Ю. Смирнов и В. С. Музыкантов.
Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное - талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям».
С. И. Прокопьев, к.х.н., велуший релактор журнала «НАУКА из первых рук»:
«Мое знакомство с Заочной школой при НГУ началось весной 1979 г. в г. Кургане, когда на станции юных техников, куда мы ходили с друзьями, нам показали брошюру ЗФМШ. Надо сказать, что, хотя кое-какие сведения об этой школе попадались в газетных публикациях того времени, ее полные контактные данные, как правило, отсутствовали. И даже в районном отделе образования рассказать что-то конкретное об этой “секретной” школе не могли.
I ii Г 'll 'if i i II11 !’[lil
II ■ I[ uti|l i M i |[',{ .Mi ['I H iijiLiI 1 ',I[ ''l1' j ,i i i 1 [iii ' i ? 4» 1 ill Г 1"
1. KpvTwa Eini
Kptfima tUH - AHlhri H »|ЛЬ^ - Crifnij4jT3i щ Vm cjj1-idjpqnit w ww^HeTMt mw ни л меди* foM qtri Г» ЗДВиф1 AmMPffWuy )4«дт>
q«,4W kTW 1,4^,)™^ ,(Ф4фСгр* « T4> riM4T ММММП Aip обротав turn к Ер0ре*с|Ы№# лдт e jjjyM.* ijMiip^ смвр p иц1/ЩА WWHM1B 1 №4 , PgOj , CtLj , ti СЦ.
№urtapot ЧЧП кр*т№ tJUl ктрнига A kmwk jn*p5-АЕ.мшфмрф i ггятшДОда тр1т№,вдт«пкп {идеи
BteiQtOTfltDJ UJUHhkM? И 9Ш »«ДЧ*и^а И
pwtirttjpei сШКйби (4ртУшлнВ ця.ящ im^>4+
Ти»я апции lUD^ZH^ jt«jwa i
L
,J-*- И
-У TV
«... ЗАОЧНЫЕ УЧИТЕЛЯ, ПРОВЕРЯЮЩИЕ НАШИ РАБОТЫ, БЫЛИ ОЧЕНЬ СТРОГИ» ........ 1 '■ I' «
Александр Бондарь (из выступления 23 октября в ЗФМШ)-«Я учился в физико-математической школе г. Челябинска, у нас были замечательные учителя физики, математики и даже литературы. Казалось бы, что дополнительно могла мне дать заочная школа?
Дело в том, что в нашей школе мы учили физику не по учебнику (я его вообще ни разу в школьной жизни не открывал), а методом «народного фольклора», т. е. только общаясь с нашими учителями и друг с другом. Это был своего рода спорт: мы предлагали друг другу задачи и с энтузиазмом решали их. Но хотя это и создавало атмосферу творчества, в голове была “полная каша” или, лучше сказать, “винегрет”. А однажды я увидел в журнале “Квант” объявление, что продолжается набор в ЗФМШ при НГУ, написал туда заявление, меня приняли, и я там учился два года, до 1972 г. Это был мой первый опыт самостоятельного обучения. Никто над душой не стоит, но и подсказать никто не может, приходится самому читать и разбираться. В результате последовательного чтения методических материалов и выполнения заданий все мои разрозненные знания были приведены в систему. Заочные учителя, проверяющие наши работы, были очень строги: любое нарушение логики рассуждений тут же отмечали и соответственно снижали оценку. Поэтому нужно было самому учиться искусству, которое теперь мы называем “представление результатов”, т. е. связно, ничего не упустив, изложить -реше^^ задачи. ,. Это мне помогло при поступлении в университет. ' ” ■
Отмечу, что умение учиться самостоятельно - совершенно неотъемлемое качество научного исследователя. Наука быстро развивается, и чему бы вас ни научили в школе и университете, обязательно окажется, что многие полученные знания уже никуда не годятся, потому что просто устарели. И для того чтобы успешно заниматься реальной наукой, надо будет многое выучить заново. И чтобы не растеряться от внезапно ставшей необходимой самостоятельности, лучше начать тренироваться смолоду. Мне в этом очень сильно помогла Заочная школа».
ыагр д-tangJ С * С Р лхижШ.}АлШШ "Г и Я1№-
мд гфвндкт ■ смая С - С.р
» 1р*Щ Ш ip«HPi h*(IJJ чцигции* t - с ■ М*1Ч1М
дрртдпдит А*РР»-
В «qmw.ww Я^бЪюЛ CfpMTfP* (*nw ртАДОк я
УДГ FM-H Urt PCI k|№rf|K^yrMI<4
J р-™врига-
I
В РАССКАЗАХ
алычи '
Ир* ткчв 9ЦЧ №Ш» уЩТРМТ*+*» Мбрг№Э^4 1^-
|грш кли iwwh.c mw.^ а "гДт-1 t *с-
■и 2,» 4 ^пфдтцм; шк 3 - f рг * А - jjr.
t. Flfidirfprth.w ■wwwел гчйркдврцля тл рт+лр4д*,нно-ч«им йнэдак’^прр нртявмт мвяуол Вртврф1к1 *.
6Г
OH^OI-cV.
ip'
S
£Р
Г
Квд»о Bjfcl.J^UILU LHIdlM »p»|m *Tltt HOMIHfJI t Nanum*
пш пншш fmnn<
3 ■**-» гмврвд» (в«адшн лмчдятс* *m*i угирлш i ■■wpgjH ■ cMjpwem r .,
■ ' i-P
н-с «с-н
Нжвди fln I
стрит» 1
Si ElptMDBtn wtflietetiwi . к» yna
CHfll C^W1 k i№ tftyrwtfMJ jweui lh?70 Й,4 дп« ci№ nr i СЩ1П1Щ CL p CL'Cri jm*qd Jh47£ ■
lklM Я BwrvmifLWH, U
4. ПСЧНф Dp*C ШШ^№И1КН1 yMJTt4**«H Чя£Аж l4TW* Wflt
-■ |4Qf H^iS —-•■ ttjj-Sjj —* lljjh^ J CBQl^VU |Ми*Д™!|11Л^ L4t—
Hltltm M № mflWP,P4 ярн DOUUOHWlMv fHIVKWJni ЧЫ1 ■ |г-нрэдя P I
0|4— W
;c-
,/*
“'H
Д» * pun
7°^л
‘V
S'S
a ««*««# «ч*™р* —w «г»-»-*.**»*
ri mHrfspw * №“* : b 3,0 ^ ~
> H
<*-* "ft" °з
*4 —
Hr
4''
Tr**
4, feo—T"*
Ibeuapw - •» * ™i’” ПГ5[“
™. «ДО ■ в» - ввиричмЮ* '"*« ™
V Z - 4011 rtiUBOWrt ceprp*SfW стртгя*.
W LutUT ’>«*> ИП-» *«№«
* Г£Г« «-•<- "e:
■4» Ajijr ®t ЛОТ1** _______
humor и*Я”** «»*“> PHW *'“***'* <
I. Miit.mn—p - “4p““* ^ '
ffl^3 - urf)TM(.
fflj-JJtb * *2^
01
-Jl-el-l*»
o^-chjUj-tjIj
ММ1|и»»б!ГТ4><
1,3-»twnan)™pe#»«"
2 UMorallUMiM ™япД.е1Е«.3«Щ>и,еР
№1 3 ^.uoiaa-i»«™-'
err—2 CH^H-tbCHj
о Ih—.ДИ-—* П-ЦДИ1—
namg
t) ■ UpaN.'W4l|>rtt4fF
atjjUj'CHrei
г-дарярятз^
T
Недолго думая, я написал заявление с просьбой принять меня в 8-й класс Заочной школы на все три отделения (математическое, физическое, химическое), которые там в то время были. Через пару недель методист школы ответил, что можно выбрать только одно отделение, и я назвал математику. Такой выбор был продиктован тем, что все доступные и понятные для школьника книги по математике я к тому времени уже прочитал и освоил.
Дни, когда я получал рецензию на выполненную работу и очередное задание, были для меня праздниками. Во-первых, мой заочный учитель не скупился писать подробные комментарии в случае, если какая-то задача была решена неправильно или не полностью. Во-вторых, приятно было изучать прекрасно составленные методические материалы, которые предваряли каждый очередной набор задач.
В том же году, успешно выступив на областной олимпиаде школьников, я по результатам собеседования попал в Летнюю физико-математическую школу, а затем был зачислен в ФМШ.
Моя следующая встреча с ЗФМШ состоялась, когда я уже учился на третьем курсе ФЕН НГУ. Оказалось, что школе не выделялось финансирования на проверку работ заочных школьников, поэтому педагогов-профес-сионалов хронически не хватало и этим видом деятельности озадачивали студентов профильных факультетов университета в рамках так называемых “комсомольских поручений”. В течение года я проверял работы 20 учеников восьмого класса. Задания химического отделения были ясно сформулированы, и хорошему студенту не составляло труда решать их и оценивать, насколько правильными были решения учеников. Вспоминая свою учебу в Заочной школе, я старался относиться так же внимательно и ответственно к переписке со своими подопечными. Эта деятельность, которой я занимался вплоть до окончания университета, стала для меня хорошей педагогической практикой.
Работая после выпуска в Институте катализа, я познакомился с организатором и руководителем Воскресной физико-математической и химико-биологической школы при НГУ Ниной Евгеньевной Богданчиковой. Она сразу предложила мне начать “вживую” общаться
«НЕ БУДЬ ЗФМШ, МОЯ ЖИЗНЬ БЫЛА БЫ СЕРОЙ И НЕИНТЕРЕСНОЙ»
Михаил Лиз, студент 1 курса ММФ (из выступления 23 октября в ЗФМШ) «Я учился в новосибирской школе со специализацией по истории, там программа по математике была очень простой, мне было на уроках неинтересно. О том, что в нашем городе есть физико-математическая школа, в которую можно поступить и там учиться, я даже и не знал. А про НГУ у нас говорили, что поступить туда почти невозможно.
Про заочную школу мне рассказала мама. У нас была группа “коллективный ученик”, где учитель разбирал с ребятами присылаемый из ЗФМШ учебный материал математического отделения, но я не стал ходить в этот кружок и решал задачи самостоятельно. Сначала я учился в этой заочной школе, по результатам второго года меня пригласили в Летнюю ФМШ - и вот только тогда я узнал, что есть такой СУНЦ НГУ, где можно очно учиться. Два года учебы в СУНЦ дали мощную подготовку и помогли мне преодолеть вступительные экзамены в НГУ, так что теперь я учусь на мехмате. А не будь ЗФМШ, моя сегодняшняя жизнь, наверное, была бы серой и неинтересной»
с любознательными ребятами, которые приезжали в университет по воскресеньям из разных мест, в том числе таких удаленных, как Черепаново и Мошково. В школе они старались получить знания сверх школьной программы, которые могли бы помочь им подготовиться к поступлению в вуз. В класс набиралось более сорока человек! Вольность была почти неограниченная, а программы лекций мы разрабатывали сами. За основу я взял методички Заочной школы, дополнив их своими задачами по темам, при решении которых многие школьники традиционно испытывают затруднения.
Позже я стал участвовать в организации Всесоюзных олимпиад школьников и Воскресную школу пришлось оставить, на смену пришли более молодые - выпускники и студенты НГУ. Однако на олимпиады любого уровня я всегда брал с собой брошюры Заочной школы, чтобы рассказать приехавшим ребятам и учителям об этой замечательной школе - ведь для многих это был единственный шанс получить информацию “из первых рук”.
I. Лрнн |
(Wm- «Ши , ми™ „ *. _
.еГ^гГ" ■
'rtun 1М4В чфгппм СЮ, ,___
*’■' **"*" ; ■
i >
Михаил Лиз, выпускник ЗФМШ
Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное - талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям
В публикации использованы фото заданий из архива Заочной школы
Л
“n vmv* *—> t - С » т „ „„
прччдт * ШКПЙСТ. с . с в
1#«— “» 4WM ИЧТТ <W*p<D> «Ши е - С * ижиц достаточно 4*гн,
(«и™ „
■
L
We* « вяч JT j. *."™™ к*»
Л5ТвЬ? ёящщщ угдлрйз(А.
У -tlDIt
Г 'TUafc
p™ 4*™" «*-
LT e НП№
№дпг ж $ J 1У~°Р^тц*-ЙДР**ЧГЩ»ш диг я дату, °2*^ч*ш* -сии, м-р, » ««« «чввдчарвч ___ ^ р 11 > * тег™™* шг» oepujfKj тр«и
И\ S*
И
q/muimvm шя^~ v*#Atierw т1мн fr
PiCCinJi^fta. -$ -ostaa nj»WCrt* ■ C*J 1
U744 аржиш» нвн -угии c