Научная статья на тему 'Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов'

Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / STUDENTS EMPLOYMENT / LABOR MARKET / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ADAPTATION / COMPETITIVENESS OF THE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Надежда Константиновна

В статье анализируется занятость студентов, ее количественные и качественные параметры, влияние на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS EMPLOYMENT AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALISTS

In this article the employment of the economy students is analyzed its quantitative and quality aspects and the influence on the formation of the professional competence of the to be specialists.

Текст научной работы на тему «Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов»

УДК 331.52:316.346.32 -057. 87

ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н. К. Михайлова

STUDENTS EMPLOYMENT AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALISTS

N. K. Mikhailova

В статье анализируется занятость студентов, ее количественные и качественные параметры, влияние на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

In this article the employment of the economy students is analyzed - its quantitative and quality aspects and the influence on the formation of the professional competence of the to be specialists.

Ключевые слова: занятость студентов, рынок труда, профессиональные компетенции, профессиональная адаптация, конкурентоспособность специалистов.

Keywords: students employment, labor market, professional competence, professional adaptation, competitiveness of the specialists.

Профессиональные компетенции будущих специалистов формируются прежде всего в процессе обучения, и перед системой высшего профессионального образования стоит задача - адекватно реагировать на требования, предъявляемые к качеству рабочей силы со стороны работодателя.

С учетом этих требований многие российские вузы, кроме профессиональной, осуществляют специализированную подготовку будущих выпускников и вместе с дипломом выдают сертификаты переводчиков, компьютерщиков и др. Такая система подготовки, безусловно, повышает качество и конкурентоспособность специалиста на рынке труда, его шансы на трудоустройство.

Однако, с точки зрения работодателей, главной составляющей профессиональных компетенций являются практические навыки и умения. При приеме на работу одним из главных критериев является наличие стажа работы, как правило, не менее двух лет по предлагаемой вакантной должности. Поэтому включение студентов в эффективную экономическую деятельность представляет собой серьезную проблему. Значительная часть выпускников вузов испытывают трудности при устройстве на работу, то есть диплом и теоретическая подготовка не гарантирует рабочее место и приличную зарплату. Опыт работы ценится выше «корочки». Следовательно, будущие специалисты должны быть озабочены проблемой трудоустройства, начиная с первого курса. И такая возможность им предоставляется в процессе обучения в вузе, т. к. учебным планом предусмотрено получение практических навыков в профессиональной сфере во время прохождения различных видов практик. Однако этого недостаточно, как показывает опыт, быстрейшей адаптации студентов на рынке труда способствуют различные формы их привлечения к практической деятельности.

Этому должна способствовать занятость студентов, которые совмещают учебу с работой в современных организациях. Она позволяет обрести опыт работы и трудовой стаж и тем самым повысить свою конкурентоспособность на рынке труда после окончания вуза.

Занятость студентов становится все более заметным явлением как на рынке труда за рубежом, так и в России. Так, в США в настоящее время доля работающих студентов в возрастной когорте от 16 до 24 лет составляет около 50 %. В странах Западной Европы ситуация схожая. Например, доля работающих студентов варьируется от 48 % во Франции до 77 % в Нидерландах. Доля российских студентов, занятых на рынке труда, ее рост в целом соответствует мировым тенденциям. По данным Мониторинга экономики образования, около 46 % студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, имеют работу [1]. Однако, несмотря на то, что в России наблюдается непрерывный рост студенческой занятости как в режиме неполного, так и полного рабочего дня, она остается недостаточно изученным явлением, как в эмпирическом, так и теоретическом планах.

Изучение занятости студентов порождает целый ряд вопросов, требующих ответа: каковы мотивы и временные затраты занятости студентов; способ оформления трудовых отношений между работодателями и работающими студентами; сфера концентрации занятости и ее отраслевая структура; качество, предоставляемых студентам рабочих мест и другие, в частности, способствует ли занятость студентов формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.

В поисках ответа на эти вопросы среди студентов - экономистов было проведено исследование, в котором приняли участие 132 респондента - студенты 1 - 4 курсов. В ходе исследования применялись количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Анализ результатов включал в себя выделение количественных параметров и особенностей этого явления.

Количественные параметры предстали в следующем виде: более четверти студентов (28,8 %), обучающихся на дневном отделении экономического факультета, работают или имели опыт работы. Доля работающих студентов увеличивается от первого курса (18,2 %) к последующим (43,2 % на чет-

вертом курсе), то есть, чем выше курс, тем больше связан студент с рынком труда.

Временные затраты составили в среднем 82 часа в месяц, при этом чаще всего студенты работают 3 -4 дня в неделю (40,9 %), реже 1 - 2 дня (17,4 %), 14 % работают эпизодически, остальные заняты на постоянной работе. Это меньше временных затрат работающих в современных организациях, но в сочетании с учебой в вузе представляют весьма существенную трудовую нагрузку. График работы студентов не связан с расписанием занятий: они работают там, где есть работа, и тогда, когда есть работа. Большая часть студентов работают по вечерам и ночам (59,8 %), тем самым сокращается время для учебной подготовки и физического восстановления. Подтвердился вывод ранее проводимых исследований: на первых курсах преобладает подрабатывание, а на старших ведущей становится постоянная работа [2, с. 400 - 403; 3, с. 34 - 38].

Остановимся на особенностях занятости студентов. Это нерегулярная занятость: в большинстве случаев респонденты работают/работали эпизодически, время от времени (65,2 %). Однако более четверти (27 %) заняты на постоянной работе. Существенной характеристикой занятости студентов является то, что это как сфера формальных трудовых отношений, так и неформальных. 35, 6 % опрошенных признались, что работали на основе устных договоренностей. Чаще юридически трудовые отношения оформляются на государственных предприятиях (62,8 %), реже на частных (17,8 %).

Сфера частного предпринимательства наиболее мобильна, гибка, в ней менее регламентированы условия найма. Здесь, как показало исследование, концентрируется основная масса работающих студентов. Нелегитимный характер занятости студентов может стать источником их дискриминации на рынке труда. Студент, будучи временным работником, проявляет равнодушие к своему юридическому статусу, если его работа не связана с той специальностью, которая приобретается в вузе. Среди обладателей трудовых книжек больше тех, у кого работа совпадает с будущей профессией.

Отраслевая структура рабочих мест, занятых студентами, такова: 37,9 % опрошенных трудятся в торговле, 29,5 % - в сфере обслуживания, 9,8 % -заняты в промышленности. Значимой сферой деятельности является - сфера обслуживания (программирование, охрана, воспитательно-образовательные услуги, строительно-ремонтные и погрузочные работы). Основной сферой занятости студентов является торговля, так как в этой сфере легче найти работу, Высокий удельный вес занятых в розничной торговле объясняется потребностью в энергичных работниках в качестве представителей, агентов и продавцов.

Далеко не все студенты трудятся в сферах деятельности, близких их будущей специальности. По нашим данным, более чем у половины студентов работа не соответствует учебной специализации. 65 % опрошенных заявили, что их настоящая работа не связана с будущей профессией. Поэтому вряд ли

ее можно связывать с формированием профессиональных навыков и умений.

Тем не менее существенной доле студентов (19,2 %) удается устроиться на такие рабочие места, которые соответствуют будущей специальности (чаще это маркетинг, реклама, производство, посредничество). В этом случае занятость студентов играет роль профессиональной стажировки.

Среди причин, побуждающих студентов к поиску работы, лидирует стремление к материальной независимости от родителей (42,4 %). Причины трудовой деятельности зависят от дохода семьи. Есть студенты, которые вынуждены обеспечивать себя. Вместе с тем существует немало студентов, которые хотят добиться независимости от родителей и заработать деньги на карманные расходы. Жесткие финансовые ограничения, рост цен за обучение и жизненные расходы заставляют студентов искать работу. Однако нельзя с полной уверенностью сказать, что основным побудительным мотивом для выхода студентов на рынок труда является денежный фактор. Хотя склонность студентов к поиску работы обратно пропорциональна доходам их семьи, но значительная часть (17,4 %) занятых студентов из обеспеченных семей. Кроме того, другая часть студентов (6,8 %) ради работы по будущей специальности трудятся в качестве стажеров, получают небольшое вознаграждение или работают бесплатно. Большинство посетителей сайта

www.examen.ru (84,9 %) положительно относятся к студенческой занятости в период обучения в вузе и аргументируют свою позицию высокой ценностью имеющегося опыта работы при трудоустройстве после окончания вуза и необходимости практики по специальности [4].

Полученные данные показали, что в поисках работы студенты прибегают к разным источникам: 1) родители, знакомые, друзья; 2) СМИ; 3) специальные государственные структуры трудоустройства.

Коммуникабельность, наличие свободного времени, поддержка близких и друзей являлись важными условиями получения рабочего места. Решая вопросы трудоустройства, 56,1 % студентов отметили, что использовали неформальные связи и контакты, а межличностные коммуникации играют главную роль в нахождении места работы. Значительная часть опрошенных (31,1 %) отметили, что нашли работу с помощью друзей. Роль родителей в трудоустройстве своих детей-студентов зависит от их социально-профессионального статуса. Родители-руководители, предприниматели чаще других помогают найти своим детям работу. Чем ниже статус родителей, тем меньше они участвуют в трудоустройстве детей. 6,8 % работающих студентов создали рабочие места для себя сами. Это студенты, обладающие особой активностью или специфическими ресурсами. Следует отметить, что в группе самозанятых больше молодых людей, у которых работа совпадает с приобретаемой специальностью. Это значит, что при создании себе рабочего места сту-

дент смог использовать профессиональные навыки, полученные в вузе.

Занятость, безусловно, меняет жизнь студента. Она имеет как отрицательные (пропуски занятий, снижение успеваемости), так и положительные последствия (приобретение навыков, коммерческих знаний, рост уверенности в себе, опыт, рост доходов). Так, 73,4 % респондентов оценивают эти изменения как позитивные. По мнению работающих студентов, им работа не мешает или почти не мешает учиться, т. е. они справляются с двойной нагрузкой. Так или иначе, половина работающих студентов удовлетворены своей работой и считают ее потребностью и возможностью самореализации. Однако неработающие студенты обладают и неоспоримым преимуществом: они лучше учатся и не пропускают занятий, а следовательно, у них выше уровень теоретической подготовки. Сокращая усилия на учебу, студент направляет ее на эксперименты в трудовой сфере с целью установления контактов, позволяющих найти работу, которая совпадает с его представлениями о призвании и адекватном вознаграждении за труд. Следовательно, нанося вред студенческой успеваемости, занятость во время учебы увеличивает доход и формирует определенные социальные навыки. Поскольку диплом не гарантирует трудоустройства вообще и по специальности в частности, студенты сокращают усилия на его получение, но при этом не отказываются от высшего образования, признавая, что его наличие оказывает положительное влияние на их будущее.

Многие студенты отчетливо осознают ту роль, которую работа по специальности может сыграть в их будущей карьере. Большинство тех, у кого работа не совпадает с выбранной специальностью, хотели бы работать по профилю учебы. Только 22,7 % остаются равнодушными к тому, что работа не соответствует будущей специальности. Занятость студентов существенна как своеобразная производственная практика. Отчетливо прослеживается стремление большинства студентов связать свою работу с будущей специальностью. Работа студентов имеет большое значение и как непосредственный жизненный опыт. Работающие студенты при будущем трудоустройстве смогут вписать в свое резюме факт работы и тем самым повысить шансы на получение желаемой вакансии.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Студенты становятся активными субъектами современного рынка труда, предъявляя спрос на рабочие места и предлагая свой труд. Занятость студентов характеризуется нерегулярностью и краткосрочностью, основана на личных связях, что обеспечивает гибкость данного вида занятости в современной социально-экономической ситуации.

2. Занятость студентов является способом адаптации к экономическим трудностям, стратегией, позволяющей увеличить личный и семейный доход.

3. Занятость характерна для студентов, располагающих для этого временными и адаптивными ресурсами: они, как правило, общительны, легко всту-

пают в контакт, готовы приобретать новые навыки, осваивать новые для них виды деятельности.

4. Рабочие места в сфере занятости студентов характеризуются низким качеством, не требуют высокой квалификации, специальных и профессиональных знаний.

5. Работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает со специализацией, расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт.

6. Занятость и подработка во время учебы вырабатывает у студентов навыки и качества, крайне полезные с точки зрения будущего трудоустройства, повышающие его шанс. Ранний выход на рынок труда улучшает возможности трудоустройства после окончания вуза.

Теперь вернемся к вопросу: способствует ли занятость студентов формированию их профессиональных компетенций? Прежде чем ответить на этот вопрос, определимся с понятием «профессиональные компетенции», подходами к их описанию.

Обобщая различные подходы к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия «компетенция»:

- способность человека действовать в соответствии со стандартами. Этот подход получил название функционального подхода;

- характеристика личности, позволяющей ей добиться результатов. Данный подход получил название личностного. Каждый подход имеет свой набор индикаторов, достоинства и недостатки. На наш взгляд, выбор данных подходов зависит от контекста исследования. Более приемлемым к исследованию занятости студентов является личностный подход, т. к. функциональный подход не учитывает, за счет чего будет достигнут результат: опыта, способностей или повышенной мотивации работника, -главное, что работа будет выполнена на должном уровне.

Студенты, участвующие в качестве респондентов в данном исследовании, отмечали, что работа в современных организациях положительно повлияла на формирование таких общекультурных и профессиональных компетенций, как:

- способности к саморазвитию;

- способности критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- способности находить организационноуправленческие решения и готовность нести за них ответственность;

— способности использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства;

— способности критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом рисков и возможных последствий.

Таким образом, студенческая занятость позволяет устранить дефект нашей системы образования

- нацеленность на формирование теоретического базиса, а не практических навыков в профессиональной сфере. Хотя этот вид занятости не обнаруживает тесной связи с профессиональной деятельностью после окончания вуза, однако он может рассматриваться в качестве фактора, повышающего конкурентоспособность и профессиональную адаптацию будущих специалистов (бакалавров), т. к. в процессе трудовой деятельности оттачиваются деловые и личные качества будущего специалиста. Следовательно, в современных условиях необходимо:

— создавать специализированные службы трудоустройства как важнейшего условия институционализации статуса работающего студента;

— развивать систему частичной занятости, виды занятости с неполным рабочим днем, вводить и распространять принцип минимального обязательного размера почасовой оплаты труда;

— вузам адаптировать свою образовательную деятельность к росту студенческой занятости с этой целью расширить практику индивидуальных учеб-

ных графиков для работающих студентов и др., сохраняя при этом образование как основную цель.

Создание условий для занятости студентов позволит им решить сложную задачу - не растерять знаний, полученных в ходе обучения, но и освоить практические навыки.

Литература

1. Апокин, А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда / А. Апокин, М. Юдкевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/983-analiz--studencheskoj -zanyatosti/.

2. Михайлова, Н. К. Занятость студентов как явление на рынке труда / Н. К. Михайлова // Человек и общество на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. - Вып. XXXI. - Воронеж: ВГПУ, 2005.

3. Михайлова, Н. К. Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда / Н. К. Михайлова // Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях: материалы Всероссийской научно-

практической конференции / под. общ. ред. В. Н. Рыбаковой. - Т. 2. - Новокузнецк, 2005.

4. Правоторов, В. Студенческая занятость / В. Праворотов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/ news/studencheska.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.