УДК 331.5
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
Employment of the population as one of the macroeconomic problems of our time
Б. А. Воронин, д.ю.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Я. В. Воронина, к.э.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета
(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)
Аннотация
Занятость - важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости -важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Она выражает меру включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Кроме того, понятию «полная занятость» соответствует понятие «естественный уровень безработицы». Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных. Поэтому возникает проблема эффективной занятости. Под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Ключевые слова: занятость населения, уровень безработицы, рыночная экономика, производительность труда, демографическая ситуация, трудовая деятельность.
Abstract
Employment is the most important characteristic of the economy, the well-being of the people; employment rate is an important macroeconomic indicator. But employment is not only an economic phenomenon, it depends on demographic processes, is part of social policy, i.e. has demographic and social content. As an economic category, employment is a set of relations regarding the participation of the population in labor activity. It expresses the measure of inclusion in work, the degree of satisfaction of social needs for workers and personal needs and interests in paid jobs, in receiving income. From these positions, employment is the most important characteristic of the labor market. Achieving full employment cannot be ensured with the help of a single market mechanism; it is necessary to constantly regulate this process by the state and society. In addition, the concept of "full employment" corresponds to the concept of "natural rate of unemployment". Full employment is also possible with some deviation of existing jobs from the status of economically viable ones. Therefore, the problem of effective employment arises. Effective employment in a socially oriented market economy is understood as the employment of the population, which provides a
decent income, health, and the growth of educational and professional level for each member of society based on the growth of social productivity.
Keywords: employment of the population, unemployment rate, market economy, labor productivity, demographic situation, labor activity.
Занятость населения является одной из наиболее важных проблем современности, которая непосредственно воздействует на каждого человека. В условия рыночной экономики данная проблема стоит наиболее остро, так как государственное регулирование рыночных отношений является, можно сказать, пассивным.
Исходя из современной обстановки в стране и мире, уровень занятости населения падает из - за вируса COVID-19. Малый и средний бизнес буквально умирает. В условиях экономической нестабильности потеря работы является ключевым фактором снижения уровня жизни, что может нанести серьёзную психологическую травму. Именно поэтому очень важно грамотное государственное регулирование занятости населения.
Занятость населения представляет собой явление социально-экономического плана. Опираясь на Закон «О занятости населения в РФ» №1032-1, занятость населения - это общественно-полезная деятельность населения, целью которой является удовлетворение личных и общественных потребностей, а также получение заработка (дохода) [1].
В экономическом плане, занятость население определяется совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности, то есть вовлеченностью населения страны в общественно полезную деятельность. Занятость населения является одной из важнейших характеристик рынка труда.
В Законе «О занятости населения в РФ» мы можем найти категории граждан, которые являются включенными в общественно полезную деятельность. К ним относятся:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.
Реформы девяностых годов при переходе от административно-командного вида хозяйствования к рыночной экономике захватывали все сферы жизни общества. Естественно, экономическая сфера претерпела наибольшее количество изменений, непосредственно и сфера занятости [3].
Основные положения взаимодействия государства с вопросами занятости были вобраны и отражены в законодательном акте «О занятости населения Российской Федерации». В нем отражены четыре основных принципа занятости населения:
1. Первый принцип гласит, что труд является добровольным, а граждане вправе свободно и самостоятельно распоряжаться своими способностями к творческому и производительному труду.
2. Второй принцип определяет государство как ответственное лицо за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места.
3. Третий принцип определяет, что государство обязано обеспечивать и учитывать долгосрочные интересы нации, а органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы.
4. Четвертым принципом государственной политики в сфере занятости населения является вопросы, связанные с финансированием, возможностями внебюджетных фондов, бюджетов всех уровней, которые определяют возможность достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ [5].
Занятость населения, как одно из составляющих рынка труда, регулируется государством в следующих направлениях:
1. Стимулирование рынка занятости, посредством расширения списка рабочих мест в государственных организациях.
2. Создание и увеличение государственных программ, способствующих поиску персонала.
3. Государственная поддержка институтам, главной целью которых является повышение производительности труда, подготовка и переподготовка кадров.
4. Реализация государственных мер по борьбе с безработицей и поддержкой не трудоустроенных граждан.
Говоря о теоретических основах государственного регулирования занятости населения, необходимо отметить, что оно может быть выражено в следующих формах:
- активной;
- пассивной.
Первый вид характеризуется своей активностью, направленностью на создание рабочих мест, борьбу с безработицей, а также непосредственное стимулирование занятости населения.
Второй же вид, исходя из названия, ограничивается лишь материальной поддержкой населения, посредством выплаты пособий по безработице [4].
Важно отметить, что государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации является в основном пассивной, но и активные черты ей присущи. Данные отношения регулируются Российской Федеральной службой занятости, основной целью которой является защита населения от безработицы. Выполнение своих функций: реализация и финансирование государственных программ, направленных на трудоустройство граждан - данная служба осуществляет через непосредственное сотрудничество с региональными органами власти.
Вся деятельность службы занятости населения Российской Федерации направлена на:
- составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения, и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан [2].
В каждом городе России образованы центры занятости населения, в которых гражданам помогают с поиском работы.
Необходимо отметить, что это не единственная услуга, осуществляемая данным органом. К другим направления деятельностям можно отнести следующие:
- выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей [6].
По состоянию на 28 января 2020 года численность безработных граждан в Российской Федерации составила 684,21 тыс. человек. В 83 субъектах Российской Федерации отмечен рост численности безработных граждан.
В Свердловской области, согласно данным с официального сайта Департамента по труду и занятости населения, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости составляет 77 275 чел. Уровень регистрируемой безработицы равен 3,64 %, а заявлений от работодателей о потребности в работниках - 35 423 ед. [7].
В настоящее время, из-за вируса COVID-19 ситуация на ранке труда России непредсказуемо изменяется в не лучшую сторону.
Малому и среднему бизнесу в сложившихся условиях приходится тяжело, ведь, к сожалению, государственная поддержка незначительна. Многие предприниматели сейчас находятся на грани банкротства, не говоря уже о людях, потерявших работу. Поэтому государственное регулирование занятости является приоритетным направлением для населения.
Библиографический список
1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (последняя редакция).
2. Бексултанова А.И. Проблема занятости населения в РФ // European Research. 2017. № 5. (С. 38 - 41.
3. Болор Б.Б. Проблема занятости и безработицы // Научный журнал. 2017. № 7. С. 25 - 27.
4. Зайцева И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций // Иркутский национальный исследовательский технический университет. 2018. № 5. С. 44 - 46.
5. Казанцев В.А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России // Синергия Наук. 2017. № 13. С. 111 - 117.
6. Кубланов А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 33 - 40.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru.