Рынок труда как объект социальной политики
Дроздов Олег Александрович,
к.э.н., доцент кафедры экономической теории, Санкт-Петербургский государственный университет, [email protected]
Переход России к рыночной экономике решающим образом повлиял на все сферы жизни и деятельности общества. В стране сформировался и развивается современный рынок труда. Однако, российскому рынку труда присущи многие недостатки.
Рынок труда, занятость населения являются наиболее динамичными элементами рыночной экономики. В них не только переплетаются интересы работников и работодателей, но и отражаются экономические, политические, демографические, социальные и другие процессы, в частности, особенности воспроизводства населения и формирования человеческого капитала, состояние развития основных средств, их конкурентоспособность, организация производства товаров и услуг, которые в значительной степени влияют на спрос и квалификацию работников, уровень занятости и безработицы, политику социальной защиты и уровень жизни населения.
В статье показано, что политика в области рынка труда является важнейшим направлением социальной политики государства. Аргументировано, что для совершенствования функционирования рынка труда необходимо улучшение институтов и инфраструктуры анализируемого рынка. Демонстрируется опыт и результаты политики в области рынка труда в странах ЕС. Выделены ключевые проблемы российской политики в области рынка труда как объекта социальной политики. Спрогнозированы последствия совершенствования реализуемой в России модели взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общества при регулировании рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда, социальная политика, занятость, безработица, гендерное равенство, система.
Развитие экономики России связано с решением таких важных вопросов, как возрождение отечественного производства, восстановление социальной защищенности населения, повышение уровня доходов граждан и др. В практическом решении этих острых проблем одно из центральных мест занимает рынок труда, как неотъемлемая составляющая рыночной экономики и элемент социальной политики, которые обеспечивают распределение и перераспределение общественного труда по отраслям хозяйства, видам и формам деятельности, в территориальном пространстве, по критерию максимально эффективного использования трудового потенциала предприятия, региона, государства. К сожалению, современная инфраструктура российского рынка труда далеко не всегда способна полноценно выполнять свои функции: хотя объемы и продолжительность безработицы снижаются, однако остро стоят вопросы обеспечения сбалансированности спроса и трудоустройства рабочей силы, сохраняется нерациональная структура занятости.
Разнообразные подходы к определению сущности социальной политики сводятся к тому, что она отражает процесс государственного регулирования в социальной сфере, направленный на достижение социальных целей и результатов, которые связаны с повышением общественного благосостояния, обеспечением социальной и политической стабильности, а также улучшением качества жизни народа, социального согласия в обществе и социального партнерства. Социальная политика детерминируется уровнем развития общества и его типом, с господствующей ментальностью населения, а также с теми целями и задачами, которое выдвигает общество перед собой на пути своего социального развития.
В сфере труда и занятости населения в рамках социальной политики реализуются различные мероприятия и инструменты, направленные на повышение уровня занятости населения в стране, совершенствование социальной защиты населения, оптимизацию доходов, граждан, развитие институциональной среды рынка труда и пр.
Вопросам рынка труда как одного из ключевых объектов социальной политики государства учеными и специалистами всегда уделялось много внимания. Широкий диапазон определений рынка труда как элемента социальной политики представлен в исследованиях отечественных ученых, в частности Рофе А., Моттаева Б., Загибалова А., Егорова М., Смирнова А., Бакалдина Е., Белова Е., Малеванова Ю., Говорова Н. и пр. Тем не менее, в научной литературе по-прежнему существует ряд дискуссионных вопросов и отсутствует единая точка зрения даже относительно трактовки понятия и определения особенностей рынка труда.
Рынок труда представляет из себя сферу социально-трудовых отношений, которая в свою очередь представляет совокупный спрос и предложение на рабочую силу, в котором происходит движение и размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах [3, с. 54]. Теоретическое осмысление особенностей функционирования национального рынка труда обуславливается многими факторами, в т.ч. и уровнем развития инфраструктуры, и предполагает кардинально новые методологические подходы к его анализу. На рынке труда постоянно возникают проблемы как экономического, так и социального характера (бедность, безработица, инфляция, социальная напряженность в обществе, современные общественные движения и социальные революции и т.п.), которые он не в состоянии разрешить самостоятельно. Именно потому общество и государство создает соответствующие институты, деятельность которых направлена на решение этих проблем. Такие институты в их единстве приводят к образованию инфраструктуры рынка труда [3, с. 55]. К институтам, обеспечивающим функционирование рынка труда, относятся:
■ государственные органы управления рынком труда страны национального, регионального и местного уровня;
■ негосударственные учреждения содействия занятости, кадровые и профсоюзные службы хозяйствующих субъектов страны, организации работодателей, общественные организации [9, с. 135].
Особое место при этом занимают государственные органы, которые одновременно выступают и элементом инфраструктуры рынка труда, и субъектом управления инфраструктурой рынка труда.
О £
Я
3
9 2
сч сч
£
Б
а
2 ©
На уровень развитости рынка труда значительным образом оказывает влияние степень развитости его инфраструктуры, содержание разнообразия институтов, способствующих функционированию рынка труда. Социальная политика в сфере труда структурно включает следующие составляющие, обеспечивающие и отражающие фазы процесса воспроизводства рабочей силы: социальная сфера, в которую входят отрасли социально-культурного комплекса (такие как образование, здравоохранение, культура и т.д.); службы занятости, целю которых является поиск вакансий, подготовка и переподготовка кадров, в том числе и безработных; сфера мотиваций производительного труда, которая включает в себя оплату труда, а также стабилизацию уровня жизни населения [1, с. 62-63].
Рассматривая опыт реализации социальной политики в сфере занятости населения за рубежом, стоит отметить, что в 2017 г. в Европейском Союзе зафиксирован рекордный показатель общей занятости населения - 72,2% (+1,1% по сравнению с годом ранее). ЕС в целом последовательно приближается к цели, поставленной Стратегией «Европа 2020»102 в этой области - 75%; занятость увеличилась во всех странах-членах, за исключением Дании (-0,5%). В то же время в период между 2002 и 2017 гг. возможность найти постоянную работу уменьшилась, доля временных сотрудников увеличилась с 11% до 13%; доля женщин, занятых на временной основе (14%), была почти такой же, как доля мужчин (13%) [4, с. 56].
Отметим, что одним из направлений реализации социальной политики на рынке труда в странах ЕС является обеспечение гендерного равенства в заработной плате между мужчинами и женщинами, или искоренение гендерных разрывов. При этом равенство и справедливость в оплате труда женщин и мужчин является одной из самых актуальных тем социально-экономических исследований. Главными причинами этого является необходимость найти объяснение различий в уровнях средней заработной платы между мужчинами и женщинами, которые наблюдаются и искореняются в странах Европы в течение длительного времени [7, с. 109]. Согласно проводимым Международной организацией труда (МОТ) исследованиям в данной области, с течением времени гендерный разрыв снижается. Это же происходит и в России. Так, в 2005 году, согласно данным Росстата, в России гендерный разрыв составлял 39,3%, а в 2015 г. - 27,4% (то есть именно на эту величину средняя зарплата женщин была меньше средней
зарплаты мужчин). Между тем в странах Евросоюза за тот же период гендерный разрыв в оплате труда снизился с 17,7% до 16,4% [10].
В ЕС женщины являются одной из заинтересованных сторон корпоративно-социального партнерства, которое является основой всей социальной политики государств. И это не случайно: доля женщин, из которых 70% - трудоспособного возраста, составляет около 46% рабочей силы [11]. Женщины также являются заинтересованными сторонами как клиенты, акционеры, поставщики, работники цепей поставок и члены сообществ. Фактически около половины общества, на которую бизнес стран ЕС имеет социальное влияние, составляют женщины. Поэтому с точки зрения социальной справедливости в процессе формирования эффективной социальной политики по отношению к рынку труда в развитых странах систематически учитывается тендерное равенство.
Для рынка труда в условиях глобализации характерна хроническая безработица. Уровень безработицы детерминируется многими факторами, в т.ч. низким уровнем реальных доходов населения, высокими темпами инфляции, низким уровнем жизни граждан в целом. Согласно официальным данным, средняя зарплата россиянина в 2017 году составляла 38,9 тыс. руб., тогда как официальная инфляция ровнялась 2.5%. Уровень минимальной заработной платы в России вдвое ниже, чем в Болгарии, в 4 раза ниже, чем в Польше, в 6 раз ниже, чем в Португалии и Греции, в 10 раз ниже, чем в США, в 13 раз ниже, чем во Франции и Германии [3, с. 53].
Еще одной особенностью современного рынка труда является длительный прирост безработицы даже при значительном увеличении уровня ВВП в стране. Это объясняется рядом причин, прежде всего, структурными и перманентно динамичными преобразованиями в мировой экономике. Усиление конкуренции на рынке заставляет производителей идти на интенсивные новейшие разработки и внедрять инновационные технологии и методы организации и управления. Среди последних - развитие аутсорсинга и офшоринга, которые значительным образом позволяют повысить уровень общей рентабельности производства и сократить штат работников. Еще одним важным фактором увеличения безработицы, несмотря на тенденцию увеличения ВВП, выступает практика переноса производства в страны с более дешевой рабочей силой, такие как Китай, Индия и другие, что широко применяется транс-
национальными компаниями [1, с. 67].
Что же касается ситуации на отечественном рынке труда, то здесь можно отметить отсутствие комплексного подхода к прогнозированию потребностей производственной и непроизводственной сфер в квалифицированных работниках с учетом структуры национальной экономики, а также характерная для российского рынка труда профессионально-квалификационная разбалансированность. Так, возможности экстенсивного развития сферы занятости и рынка труда практически исчерпаны, о чем свидетельствует высокий уровень участия в рабочей силе: по данным обследований рабочей силы для населения в возрасте 25-54, он близок или превышает 90%[6, с. 169].
Среди основных проблем реализации социальной политики в области рынка труда можно отметить:
■ наличие высокого уровня теневого рынка во всех сферах экономики, незарегистрированных форм занятости, неофициальных и неучтенных выплат заработной платы;
■ использование в качестве базы для расчета минимального размера пособия по безработице минимальной заработной платы;
■ высокий размер единого взноса на обязательное государственное социальное страхование, что приводит к массовому уклонению от его уплаты;
■ нерациональное расходование страховых средств [4, с. 303].
Нормативно-правовой и организационно-экономический механизм регулирования рынка труда исследованы в ряде трудов, в частности А.И. Рофе. По мнению ученого, исходя из цели регулирования рынка труда, а именно - обеспечения полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, необходимо учитывая опыт развитых государств:
■ решать проблемы перезагрузки социальной политики, созданной для сохранения действующих и развития эффективных рабочих мест;
■ обеспечить предоставление государством условий для овладения гражданами профессий с высоким уровнем дохода;
■ предоставить дополнительные возможности трудоустройства низкоконкурентным слоям населения;
■ перестроить систему материального обеспечения безработных, которая предоставит больше стимулов для поиска работы [9, с. 182].
В сфере организационного механизма регулирования рынка труда Моттаева Б. предлагает провести реорганизацию действующей организационной структуры социальной политики, которая предполагает
включение в ее состав направления стратегического управления рынком труда, а также переориентацию деятельности управлений труда и социальной защиты населения региональных государственных администраций по вопросам социальной защиты и выплаты различного вида помощи и установления льгот на развитие трудового потенциала [7, с. 108].
Учитывая необходимость совершенствования отечественной социальной политики в сфере занятости населения, следует обратить внимание на то, что во многих развитых странах с целью повышения уровня эффективности регулирования рынка труда применяется политика взаимодействия власти, бизнеса и социума. Подобное взаимодействие целесообразно активизировать и в России, так как оно позволяет решать ряд первоочередных социальных и экономических проблем путем объединения ресурсов государственного и частного секторов, ведь предприниматели не рассматриваются как противники наемных работников, а бизнес находится в партнерских отношениях с обществом. Совершенствование механизма такого взаимодействия и сотрудничества и формирование новых структур в экономической системе социальной политики в современных условиях обеспечивает привлечение в экономику частных инвестиций, развитие социальной инфраструктуры, решение проблем реструктуризации производства, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, достижение продуктивной занятости, повышение социальных стандартов общества и т. п.
Выводы. Выявленные проблемы и особенности функционирования рынка труда в современной России требуют формулировки, аргументации и реализации совокупности мероприятий, направленных на формирование устойчивой системы регулирования рынка труда как объекта социальной политики государства. Исследование произведений признанных специалистов дает основания полагать, что совершенствование реализуемой модели взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общества при регулировании рынка труда на принципах партнерства позволит обеспечить:
■ определение критериев эффективности взаимодействия власти, бизнеса и социума на условиях партнерства;
■ формирование идеологии и культуры социальной политики в широком смысле;
■ устранение факторов социально-экономической напряженности в обществе;
■ создание благоприятного инвестиционного климата;
■ формирование среднего класса общества;
■ повышение уровня благосостояния населения страны;
■ повышение эффективности производства и конкурентоспособности;
■ содействие развитию малого и среднего бизнеса;
■ оздоровление морального климата населения страны.
Литература
1. Бакалдина Е.С. Регулирование регионального рынка труда и занятости в системе реализации государственной социальной политики РФ // Теории и проблемы политических исследований.
2017. Т. 6. № 3A. С. 60-71.
2. Белова Е.А., Малеванова Ю.К. Влияние механизмов социальной политики на рынок труда // Ученые заметки ТОГУ.
2018. Т. 9. № 1. С. 313-317.
3. Говорова Н.В. Социальная политика: трансформация рынка труда и цели стратегии «Европа 2020» // Европейский Союз: факты и комментарии. 2018. № 93. С. 52-56.
4. Егорова М.С., Смирнова А.А. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5-2. С. 302-304
5. Загибалова А.А. Государственное регулирование рынка труда как одно из ключевых направлений социально-трудовой политики государства // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 6 (22). С. 52-55.
6. Коровкин А.Г. Макроэкономическая оценка состояния и перспектив развития сферы занятости и рынка труда в России // Журнал НЭА. 2018. №?1 (37). С. 168-176
7. Моттаева Б. Развитие рынка труда и социальной политики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87). С. 107-110.
8. Николаев И.А., Марченко Т.Е., То-чилкина О.С. Гендерный разрыв в оплате труда: Аналитический доклад // Институт стратегического анализа. М., 2017.
9. Рофе А.И. Рынок труда: учебник / А.И. Рофе. М.: КНОРУС, 2018. 260 с.
10. Трудовые ресурсы // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_force/ (Дата обращения: 05.12.18)
11. CSR and Gender Equality. Rhetoric and Realities: Analysing Corporate Social Responsibility in Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.isoe.de/ftp/RARE_Flyer_Gender.pdf (Дата обращения: 02.12.18)
Labor market as an object of social policy
Drozdov O.A.
Saint-Petersburg State University
Russia's transition to a market economy has had a decisive impact on all spheres of life and the activities of society. A modern labor market has been formed and is developing in the country. However, the Russian labor market has many drawbacks.
Labor market, employment are the most dynamic elements of a market economy. They not only intertwine the interests of workers and employers, but also reflect economic, political, demographic, social and other processes, in particular, features of population reproduction and human capital formation, the state of development of fixed assets, their competitiveness, organization of production of goods and services, which largely affect the demand and skills of workers, the level of employment and unemployment, social protection policies and the standard of living of the population.
The article shows that the labor market policy is the most important direction of the state social policy. It is argued that in order to improve the functioning of the labor market, it is necessary to improve the institutions and infrastructure of the analyzed market. The experience and results of labor market policies in EU countries are demonstrated. The key problems of the Russian policy in the field of the labor market as an object of social policy are highlighted. The consequences of improving the model of interaction between government bodies, business and society that are being implemented in Russia in the regulation of the labor market are predicted.
Keywords: labor market, social policy, employment, unemployment, gender equality, system.
References
1. Bakaldina E.S. Regulation of the regional labor
market and employment in the system of implementation of the state social policy of the Russian Federation // Theories and problems of political research. 2017. Vol. 6. No. 3A. Pp. 60-71.
2. Belova E.A., Malevanova Yu.K. The influence of
social policy mechanisms on the labor market // Uchenye notes PNU. 2018. Vol. 9. No. 1. P. 313-317.
3. Govorova N.V. Social policy: transformation of
the labor market and the objectives of the Europe 2020 strategy // European Union: facts and comments. 2018. No. 93. P. 52-56.
4. Egorova M.S., Smirnova AA. Social Policy of Russia
// International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 5-2. Pp. 302-304
5. Zagibalova A.A. State regulation of the labor
market as one of the key directions of the social and labor policy of the state // Alley of Science. 2018. T. 2. No. 6 (22). Pp. 52-55.
6. Korovkin A.G. Macroeconomic assessment of the
state and prospects of development of employment and the labor market in Russia // Journal of the NEA. 2018. No. 1 (37). Pp. 168-176
7. Mottaeva B. Development of the labor market
and social policy // Economy and entrepreneurship. 2017. № 10-2 (87). Pp. 107-110.
8. Nikolaev, IA, Marchenko, T.E., Tochilkina, OS
Gender Pay Gap: Analytical Report // Institute for Strategic Analysis. Moscow, 2017. 26 p.
9. Rofe A.I. Labor market: textbook / A.I. Rofe. M
.: KNORUS, 2018. 260 p.
10. Labor resources // Federal State Statistics Service. [Electronic resource]. Access Mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_force/ (Revision Date: 12/05/18)
11. CSR and Gender Equality. Rhetoric and Realities: Analysing Corporate Social Responsibility in Europe. [Electronic resource]. Access Mode: http://www.isoe.de/ftp/RARE_Flyer_Gender.pdf (Access Date: 02.12.18)
О
3
В
3
2