Научная статья на тему 'Занятия глинотерапией с воспитанниками реабилитационных центров'

Занятия глинотерапией с воспитанниками реабилитационных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1777
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятия глинотерапией с воспитанниками реабилитационных центров»

Е.В. Зеленова

воспитатель,

Детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Занятия глинотерапией с воспитанниками реабилитационных центров

Около пятнадцати лет мы работали с воспитанниками реабилитационных центров как педагоги-психологи. Все эти годы - это поиск интересных технологий и подходов, которые помогают раскрыть ресурс ребёнка.

Пройдя обучение в мастерской «Феникс», мы получили начальные навыки по работе с керамикой (обжиг, декорирование и т. п.). Занятия стали проводиться с детьми, которые с огромным удовольствием взаимодействуют с глиной. В основу данной статьи были положены наблюдения психологов, которые уже занимались с детьми глинотерапией.

«Работа с глиной ценна в работе с детьми, испытывающими затруднения и страх перед рисованием, а также с теми, на сознание которых довлеют "культурные, шаблонные" представления о "красивом и безобразном", заставляющее их считать, что они ничего хорошего нарисовать не могут. Их опасения перед работой с глиной становятся менее выраженными» [1, с. 110]. Нейл Кейб отмечает: «Одним из следствий насилия над ребенком, его социальной запущенности, является сенсорная депривация. Ребенок оказывается лишен достаточного количества стимулов, воспринимаемых пятью органами чувств. Основным подходом к восстановлению таких детей, является их сенсорная стимуляция в психологически безопасных условиях с надежными границами при поддержки и помощи со стороны психолога» [1, с. 106].

Глина дает сильную тактильную стимуляцию, вызывая у ребенка большое удовольствие и оказывает заметный терапевтический эффект. Глина предполагает активный тактильный контакт, дает возможность ребенку как можно более полно освоить ее пластические возможности. Дети часто пробуют глину на вкус, запах. Линн Хэдли в статье «Создание глиняных композиций» делает ссылку на В. Окландер, которая считает, что «работа с глиной позволяет затронуть наиболее ранние скрытые психические процессы» [2, с. 90].

Глину можно назвать «волшебной» ещё и потому, что она универсальное психотерапевтическое средство для детей с самыми разными проблемами. Агрессивный ребенок, работая с глиной, может дать выход своей агрессии. Те малыши, которые испытывают чувство неуверенности и страха, занимаясь лепкой из глины, обретают чувство контроля и владения собой. Почему так происходит? «Глина - это вещество, которое легко удалять, и для ее использования не существует строгих специальных правил. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины», - пишет Вайолет Оклендер.

109

По ее наблюдениям, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.

Наши занятия с детьми лепкой из глины подчинены следующим целям:

• развитию творческого начала, художественного самовыражения;

• эстетическому и эмоциональному воспитанию;

• работе с социальной беспомощностью ребенка.

Социальная беспомощность наших воспитанников проявляется в том, что многие ситуации жизни, общения со взрослыми и сверстниками фрустрируют его, ставят в тупик, вызывая бурные эмоции, реакции негатива, протеста, сопротивления. Это проявляется в конфликтных взаимодействиях детей, нежелании, а вернее, неумении продолжать сотрудничество («не буду», «я не умею», «у меня не получится» - очень частые реакции воспитанников).

Занятия с глиной помогают ребенку «пройти», преодолеть кризисные моменты, барьеры, ощущение своей неуспешности, дать ему прочувствовать, что он может влиять на ситуацию, изменяя ее, быть основным ее участником. Это позволяет и в социальных взаимодействиях преодолевать свою беспомощность, несостоятельность, наладить общение с миром, осуществить эти «мягкие переносы», которые являются одним из смыслов арт-терапии.

Включение ребенка в процесс творчества помогает ему почувствовать себя творцом, создателем, «разбудить в нем волшебника», дает возможность компенсации когнитивных и поведенческих нарушений.

Почти у каждого ребенка - гиперактивность и синдром дефицита внимания, что не дает ему возможности быть согласованным и успешным в деятельности, в том числе учебной. Работа с глиной помогает снять импульсивность, гиперактивность, развивает внимание, самоконтроль, межполушарные взаимодействия. Это позитивно влияет на самочувствие детей, развивает творческое начало, воображение, задает ребенку определенный стимул, цель. Здесь используется, прежде всего, исцеляющий эффект самого процесса творчества и самовыражения. Дети очень любят дарить свои работы родственникам. То, что работу можно подарить кому-то, также побуждает ребенка к творчеству.

Занятия начинаются с подготовки глины к работе. А для этого необходимо сначала разбить до состояния мелких камушков крупные куски глины, потом их просушить. Потом глина замачивается водой, вымешивается, скатывается в шарики, удобные для хранения и предстоящей работы.

Дети участвуют во всех этапах подготовки глины к работе. Очень важен процесс вымешивания глины. Доказано, что взаимодействие с этим материалом и водой снимает напряжение. Ребенку говорится, что очень важно для успешной работы хорошо вымесить глину, чтобы не осталось комочков и воздуха. Обычно для этого приглашаются наиболее импульсивные, гиперактивные ребята. Это помогает им еще проявить и качество коллективизма, так как идет подготовка глины к работе всего коллектива.

110

В основном проводятся групповые занятия (по 5-6 человек). Ребенок выбирает, что он будет лепить из глины. В дальнейшем каждый занимается своей работой.

Первое занятие - это, как правило, знакомство с материалом. На нем не показываются приемы работы с глиной, а ребенок вынужден сам найти, догадаться или изобрести свой способ, свой стиль взаимодействия с глиной, почувствовать материал, ощутить его сопротивление или наоборот.

Через несколько занятий детям предлагаются в виде некой подсказки основные приемы, которые облегчают ребенку реализовать свой замысел.

Это шнуротехника (лепка из приготовленных «шнурков» или «колбасок», которые определенным образом приготавливаются и соединяются) и пластовая техника (глина раскатывается скалкой и выравнивается, что облегчает выполнение более объемной работы).

Вместе с детьми готовится шликер (объясняется, что это «клей» для глины), показывается и рассказывается, как с ним работать.

Для чего нужны стеки, дети, как правило, догадываются сами и пользуются ими.

После самостоятельного взаимодействия с глиной дети очень быстро осваивают все подсказки, связанные с техникой исполнения, т.к. они основаны на принципе рациональности, удобства, снимают «сопротивление материала», дают возможность расширить диапазон умений, реализовать творческий замысел более успешно. Одно из любимых занятий -изготовление амулетов, кулонов.

В дальнейшем идет очень успешное взаимообучение, взаимообогащение «вприглядку» или с помощью объяснения, показа, научения детьми друг друга, что они с удовольствием делают.

На изготовление одной поделки необходимо несколько занятий, а иногда и неделю. Это дает проявить и даже развить ребенку качество терпения, устойчивость мотивации, повышает самооценку, к завершению работы, закрепляет состояние успешности в преодолении трудностей.

Уделяется внимание обсуждению того, что было трудно, что понравилось в работе, чему она научила тебя, чему ты научился. Ребенок, как правило, гордится своей работой, любит ее, видит в ней творение, что очень важно для процесса арт-терапии. Если ребенок в полной мере реализовал свой замысел, то, как правило, он берется за выполнение следующей работы, которая требует большего мастерства, совершенства. Часто дети сами придумывают технологии. Любые творческие находки детей получают поддержку через слова поощрения, одобрения. С удовольствием лепят и воспитатели.

В мастерской устраиваются выставки. Дети с удовольствием рассматривают свои и чужие творения, а когда они готовы, высохли, (а это порой несколько дней), начинается их декорирование. Здесь ребенок выбирает цветовую гамму для своей работы, идет раскраска и обработка лаком.

111

Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений эмпатии и взаимного принятия, помогает развить чувство внутреннего контроля.

Лепка и декорирование работ:

- предусматривают упорядочение цвета и форм;

- создают возможность для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развивают способность к их восприятию;

- развивают художественные способности, взгляд художника;

- повышают самооценку, создают чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления и проявления скрытых талантов.

Глина выступает как способ постижения своих возможностей, окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций как положительных, так и отрицательных, негативных.

Лепка снимает психическое напряжение, стрессовое состояние, страхи. Глина будет такой, какой пожелает ее сделать сам ребенок (шарик превращается в лепешки, слоненок в жирафа и наоборот). Таким образом, художественное самовыражение так или иначе связано с укреплением психического здоровья ребенка и вполне может рассматриваться как психологический и коррекционный фактор. Работа с глиной полезна не только с точки зрения психоэмоциональной коррекции, мелкой моторики, координации движения, она компенсирует нехватку сенсорного опыта, восполняя сенсорный недостаток.

Работа в арт-психопедагогическом направлении с воспитанниками СРЦН показала, что эти занятия:

- вызывают положительные эмоции ребенка,

- помогают преодолеть апатию и безынициативность, подтолкнуть к более активной жизненной позиции;

- пробуждают мотивацию радостно вступить в завтрашний день, чтобы доделать свою работу;

- помогают ребенку реализовать внутренние потенции, а не внешние, как, например, стремление к лидерству;

- помогают в развитии вербального интеллекта;

- снимают барьер, связанный со страхом самовыражения (нарисовать что-нибудь «не то»);

- снимают ориентацию на свою неуспешность.

Занятия совместной творческой деятельностью не только создают благоприятные условия для эмоциональных контактов и дружеских отношений между детьми, они предоставляют возможности для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений, освобождают, «расковывают» ребенка. Демонстрация достижений каждого ребенка имеет важное социальное значение: поднимает авторитет и самоуважение каждого ребенка - участника работы в мастерской, являясь наглядной демонстрацией его возможностей и способностей. Один из самых ценных моментов заключается в том, что дети получают удовлетворение, испытывают радость от занятия творчеством, повышая свою самооценку.

112

Известный психотерапевт Р. Мей пишет о том, что «истинное творчество - это всегда встреча с бытием, а значит и встреча с собственной сутью».

Искусство, по словам Л.С. Выготского, является «способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни».

Список литературы

1. Жэдли Линн. Создание глиняных композиций // Практикум по игровой психотерапии / под ред. Хайди Кэдьюсон, Чарльз Шефер. - СПб., 2001.

2. Френкель Ричард. Техника глиняной каракули // Практикум по игровой психотерапии / под ред. Хайди Кэдьюсон, Чарльз Шефер. - СПб., 2001.

Е.В. Зеленова

воспитатель,

Детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Приемы индивидуальной работы арт-психопедагогики с воспитанниками Центра социальной реабилитации несовершеннолетних

С первых дней пребывания в Центре социальной реабилитации несовершеннолетних ребенок попадает в новую социальную ситуацию, и перед психологом Центра встает задача совместно с воспитанником шаг за шагом выстроить новую модель поведения, настроиться на позитив в жизни, развить отношения ребенка к самому себе как к самоценности, примирить ребенка в его отношениях с миром. В.А. Сухомлинский говорил о том, что «творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» [3, с. 27]. Важной задачей является разбудить эти добрые чувства в наших воспитанниках.

Арт-терапия - самостоятельное направление в лечебнореабилитационной педагогической и социальной работе во всем мире.

Занятия художественным творчеством с детьми решают следующие задачи:

• ориентация на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы;

• самоисцеление и гармонизация как способ разрешения социальных конфликтов и социальной адаптации.

В книге К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» говорится о том, что «главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Оно... является глубинной целебной силой ...» [4, с. 412].

Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей, испытывающих затруднения в вербализации своих переживаний.

Почти у всех детей реабилитационного Центра, эмоционально и социально депривированных, имеется задержка психического, речевого развития, общее нарушение речи второго и третьего уровня по логопедической диагностике.

«Ребенок затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний, для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобра-

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.