Научная статья на тему 'Занятия физической рекреацией как средство оптимизации социально-психологической адаптации подростков с бронхиальной астмой'

Занятия физической рекреацией как средство оптимизации социально-психологической адаптации подростков с бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / ПОДРОСТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ASTHMA / TEENAGERS / PHYSICAL RECREATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева Тамила Гаджимурадовна, Дамадаева Анжела Сергеевна

В статье представлены экспериментальные данные, которые свидетельствуют, что систематические занятия различными видами физической рекреации способствуют оптимизации большинства характеристик социально-психологической адаптации у подростков, больных бронхиальной астмой. На достоверном уровне значимости занятия способствуют повышению уровня самопринятия, принятия других людей, переживания эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью в целом, физиологической сопротивляемости стрессу и снижению стремления к доминированию, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих. Также занятия способствуют появлению большего разнообразия форм социального поведения. Позитивное влияние занятий физической рекреацией на характеристики социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой, можно считать доказанным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алиева Тамила Гаджимурадовна, Дамадаева Анжела Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport recreation activities as a tool of socially psychological adaptation of teenagers with bronchial asthma

The article presents the experimental results suggesting that systematic going in for various kinds of physical recreation contribute to optimization of majority of characteristics of social-psychological adaptation of teenagers with asthma. At the authentic level of importance the activities contribute to increase of self-acceptance level, acceptance of others, experience of emotional comfort, satisfaction with life in general, physiological resistance to stress and decrease of desire for domination, affection of social stress, frustration of need in success and fear of non-compliance to the expectations of others. The recreation activities also promote the increasing in number of forms of social behavior. Positive influence of physical recreation involvement on characteristics of socially psychological adaptation of the teenagers, suffering from bronchial asthma, is possible to take for granted.

Текст научной работы на тему «Занятия физической рекреацией как средство оптимизации социально-психологической адаптации подростков с бронхиальной астмой»

УДК 159.9:796.01

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Тамила Гаджимурадовна Алиева, соискатель,

Педиатрическое бюро медико-социальной экспертизы,

Анжела Сергеевна Дамадаева, кандидат психологических наук, доцент, Дагестанский государственный университет (ДГУ), г. Махачкала

Аннотация

В статье представлены экспериментальные данные, которые свидетельствуют, что систематические занятия различными видами физической рекреации способствуют оптимизации большинства характеристик социально-психологической адаптации у подростков, больных бронхиальной астмой. На достоверном уровне значимости занятия способствуют повышению уровня самоприня-тия, принятия других людей, переживания эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью в целом, физиологической сопротивляемости стрессу и снижению стремления к доминированию, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих. Также занятия способствуют появлению большего разнообразия форм социального поведения. Позитивное влияние занятий физической рекреацией на характеристики социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой, можно считать доказанным.

Ключевые слова: бронхиальная астма, подростки, физическая рекреация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p7-12

SPORT RECREATION ACTIVITIES AS A TOOL OF SOCIALLY PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS WITH BRONCHIAL ASTHMA

Tamila Gadzhimuradovna Alieva, the competitor,

Pediatric bureau of medico-social examination,

Angela Sergeevna Damadaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

The Dagestan State University, Makhachkala

Annotation

The article presents the experimental results suggesting that systematic going in for various kinds of physical recreation contribute to optimization of majority of characteristics of social-psychological adaptation of teenagers with asthma. At the authentic level of importance the activities contribute to increase of self-acceptance level, acceptance of others, experience of emotional comfort, satisfaction with life in general, physiological resistance to stress and decrease of desire for domination, affection of social stress, frustration of need in success and fear of non-compliance to the expectations of others. The recreation activities also promote the increasing in number of forms of social behavior. Positive influence of physical recreation involvement on characteristics of socially psychological adaptation of the teenagers, suffering from bronchial asthma, is possible to take for granted.

Keywords: asthma, teenagers, physical recreation.

ВВЕДЕНИЕ

Бронхиальная астма является одним из самых распространенных хронических заболеваний детского возраста, особенностями которой на данном этапе являются: более раннее начало («омоложение» астмы), увеличение частоты астматических состояний и меньшая курабельность [1-4]. Общеизвестно, что здоровье лежит в основе эффективной адаптации человека в любых сферах его жизнедеятельности [5]. Некоторые исследования свидетельствуют, что дети, больные бронхиальной астмой, испытывают значительные

затруднения в процессе социально-психологической адаптации [1,4]. Особую «остроту» эти проблемы приобретают на подростковом этапе развития, характеризующимся стремлением к интеграции с окружающими и личностному самоутверждению одновременно.

Физическая культура является одним из обязательных элементов системы лечения бронхиальной астмы [3]. Но организация систематичности таких занятий существенно затруднена в силу особенностей подростков, которые весьма несерьезно относятся как к самому заболеванию (несмотря на то, что оно существенно снижает качество их жизни), так и к его лечению. Однако занятия физической рекреацией, в силу их коллективноразвлекательного характера, представляют весьма существенный интерес для подростков. Тем не менее, их роль в оптимизации психологических характеристик (в частности, социально-психологической адаптации) подростков, больных бронхиальной астмой, на данный момент не изучена.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой проведения эксперимента выступил Республиканский детский пульмонологический санаторий «Гуниб» Министерства здравоохранения Дагестана (Верхний Гу-ниб). В процессе проведения эксперимента по изучению роли физической рекреации в оптимизации социально-психологической адаптации подростков были выделены две группы испытуемых: экспериментальная (35 подростков), которые систематически посещали (на добровольной основе) все мероприятия по физической рекреации (с ведением дневника посещений) и контрольная (32 подростка), которые получали только необходимое лечение и изредка посещали те мероприятия, которые им были интересны. Состав этих групп был уравновешен по таким признакам, как пол (численность мальчиков и девочек приблизительно одинакова), возраст (12-15 лет), тяжесть заболевания бронхиальной астмой (легкая и средняя степень). До начала эксперимента среди испытуемых была проведена психодиагностика. Значимых различий между этими выборками обнаружено не было.

В системе мероприятий физической рекреации были следующие обязательные ежедневные мероприятия: занятия утренней зарядкой, пешеходные прогулки, занятия дыхательной гимнастикой, занятия спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол), занятия на спортивных снарядах, посещение вечерней дискотеки (продолжительность -1 час). Также периодически организовывались турпоходы (по специально разработанным туристическим маршрутам по горной местности). В процессе всех занятий создавались условия для постоянного общения между участниками экспериментальной группы. Эффекты занятий определялись при повторном тестировании через месяц после их начала.

Использовались следующие психодиагностические средства: методика диагностики социально-психологической адаптации (опросник СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью А. А. Андреева, тест «Удовлетворенность своей жизнью» В. Коулмана; тест школьной тревожности Филипса. Также диагностировался уровень учебной успеваемости (средний балл) и степень дисциплинированности (экспертная оценка классного руководителя).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты сравнительного исследования характеристик социальнопсихологической адаптации подростков, участвовавших и не участвовавших в занятиях физической рекреацией, представлены в таблице 1. Очевидные изменения затронули ряд показателей социально-психологической адаптации.

Уровень самопринятия подростков с бронхиальной астмой в результате функционирования технологии физической рекреации существенно повысился, о чем свидетельствуют достоверные различия по данному показателю между участниками контрольной и экспериментальной группы (1=2,27 при р<0,05). Относительно невысокий уровень досто-

верности объясняется высокой вариативностью проявления данного показателя в контрольной группе. Позитивные изменения объясняются тем, что улучшилось состояние здоровья, которое для подростков, больных бронхиальной астмой является важным основанием самооценки.

Таблица 1

Характеристики социально-психологической адаптации у подростков,

занимавшихся и не занимавшихся физической рекреацией

Показатели: КГ ЭГ Характеристика показателя

М V М V Шкала Нормы

Адаптация 47,1 32,5 55,9 29,1 0-100 60-100

Самопринятие 52,5 30,4 61,7 27,3 0-100 60-100

Принятие других 47,4 27,3 59,2 25,2 0-100 60-100

Эмоциональная комфортность 37,9 28,8 52,6 28,0 0-100 60-100

Интернальность 33,6 29,4 41,5 26,5 0-100 60-100

Стремление к доминированию 67,8 28,2 55,3 28,8 0-100 30-60

Удовлетворенность школьной жизнью 2,6 31,5 2,7 30,1 0-4 3-4

Удовлетворенность жизнью в целом 3,6 28,9 5,2 32,7 0-15 4-15

Учебная успеваемость 4,2 32,8 4,2 30,0 1-5 4-5

Дисциплинированность 4,3 30,2 4,3 29,5 1-5 4-5

Общая тревожность в школе 12,3 28,7 11,4 27,7 0-22 0-8

Переживание социального стресса 5,7 25,9 4,0 26,5 0-11 0-4

Фрустрация потребности в достижении успеха 6,4 27,8 5,1 28,2 0-13 0-5

Страх самовыражения 3,4 25,8 2,7 27,1 0-6 0-2

Страх проверки знаний 2,2 26,5 2,1 25,8 0-6 0-2

Страх несоответствия ожиданиям окружающих 3,5 25,0 2,2 28,1 0-5 0-2

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 3,2 26,7 2,0 25,4 0-5 0-2

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 3,6 27,5 3,3 27,9 0-8 0-3

Уровень принятия других у подростков - участников экспериментальной группы существенно возрос в результате участия в технологии занятий физической рекреацией и практически достиг значений нормы. Различия по данному показателю между подростками с бронхиальной астмой контрольной и экспериментальной группы достигли 99% уровня достоверности (1=2,74). Это объясняется тем, что все занятия строились сугубо на коллективном принципе. В результате, подростки приобретали необходимый уровень коммуникабельности, что вызывало снижение тревожности по отношению к другим людям.

Показатель эмоционального комфорта также статистически достоверно изменился в положительную сторону у подростков, занимавшихся физической рекреацией. Обнаружены достоверные различия по данному показателю между контрольной и экспериментальной группой (1=3,15 при р<0,01). Данные позитивные изменения эмоционального фона объясняются большими психологическими коррекционными возможностями физической культуры.

Подростки с бронхиальной астмой, занимавшиеся физической рекреацией, характеризуются более низкими значениями стремления к доминированию, чем не занимавшиеся. По данному показателю обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой (1=2,15 при р<0,05). Они объясняются тем, что в процессе занятий подростки были включены в постоянное общение. Кроме того, улучшившееся состояние здоровье сняло у подростков с бронхиальной астмой излишнюю остроту желания самоутверждения, свойственную для лиц с физическими дефектами.

Удовлетворенность жизнью в целом у подростков с бронхиальной астмой - членов экспериментальной группы повысилась, причем на достоверном уровне значимости (1=2,35 при р<0,05) и достигла значений нормы. Относительно невысокий уровень досто-

верности в данном случае объясняется довольно высоким коэффициентом вариации, который свидетельствует, что по данному показателю произошло определенное размежевание между подростками с бронхиальной астмой по уровню удовлетворенности жизнью. Повышение удовлетворенности жизнью является следствием оптимизации эмоционального фона у подростков вследствие занятий физической рекреацией.

Показатель переживания подростками с бронхиальной астмой социального стресса претерпел существенные изменения в позитивную сторону и практически достиг нормативных значений. В данном случае были обнаружены достоверные различия между подростками контрольной и экспериментальной группы, причем на высоком уровне значимости (1=2,67 при р<0,01). Позитивное влияние занятий физической рекреацией на данный показатель объясняется тем, что занятия проходили в режиме постоянного общения, в положительной психологической атмосфере.

Степень фрустрации потребности в достижении успеха у подростков с бронхиальной астмой в ходе эксперимента снизилась, практически достигнув нормативных значений, о чем свидетельствуют и полученные достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой (1=2,45 при р< 0,05). Это объясняется тем, что в процессе занятий создавались равные условия для всех занимающихся, а сами занятия физической рекреацией не предполагают никакой конкуренции или соревнования.

Степень страха несоответствия ожиданиям окружающих у подростков экспериментальной группы существенно понизилась. По данному показателю были обнаружены достоверные различия между подростками, занимавшимися и не занимавшимися физической рекреацией (1=2,31 при р<0,05). Это объясняется наличием постоянного контакта занимавшихся с большим числом людей, в результате которого происходило снижение уровня социальной тревожности.

Уровень физиологической сопротивляемости стрессу у подростков с бронхиальной астмой, занимавшихся физической рекреацией, существенно повысился, о чем свидетельствуют и достоверные различия между участниками контрольной и экспериментальной группы (1=2,72 при р<0,01). Это объясняется положительным влиянием физической активности на эмоциональную сферу личности.

В общем и целом, из 18 рассмотренных показателей социально-психологической адаптации получено 9 достоверных различий (5 из них - на 95%, 4 - на 99% уровне достоверности) между подростками, занимавшимися и не занимавшимися физической рекреацией. По ряду других показателей (адаптивность, интернальность личности, школьная тревожность, страх самовыражения) отмечена оптимизация значений, которые приблизились к норме.

Не претерпел значительных изменений ряд показателей социальнопсихологической адаптации - таких, как удовлетворенность школьной жизнью, учебная успеваемость, дисциплинированность поведения, страх проверки знаний, острота проблем и страхов в отношении учителей, что вполне закономерно.

В целом, сравнение показателей социально-психологической адаптации у подростков с бронхиальной астмой, занимавшихся и не занимавшихся физической рекреацией, свидетельствует, что первые характеризуются более оптимальными их значениями.

Результаты корреляционного анализа также свидетельствуют о структурных изменениях в процессе социально-психологической адаптации подростков экспериментальной группы.

На выборке подростков с бронхиальной астмой, систематически занимавшихся физической рекреацией, выявлено 115 связей - показателей социально-психологической адаптации (13 из которых достигают 99% уровня достоверности). Следовательно, по отношению к подросткам с бронхиальной астмой в целом (124 связи, 17 - при р<0,01) произошло снижение степени интеграции характеристик социально-психологической адаптации, что можно счесть позитивным моментом (у здоровых подростков обнаружено 108

связей, 15 - при p<0,01). Снижение степени интеграции характеристик социальнопсихологической адаптации свидетельствует о том, что ее стратегии и стили реагирования становятся менее «жесткими» и подростки обретают более разнообразный арсенал поведенческих тактик. Этот позитивный момент является следствием коллективного характера занятий физической рекреацией.

ВЫВОДЫ

В результате участия в эксперименте у подростков экспериментальной группы произошла оптимизация значений большинства показателей социально-психологической адаптации. 12 показателей из 18 характеризуются выраженностью в соответствии с нормами - тогда как у подростков из контрольной группы таких показателей всего 4.

Подростки с бронхиальной астмой, систематически занимавшиеся физической рекреацией, отличаются от остальных подростков с бронхиальной астмой достоверно более высоким уровнем самопринятия, принятия других людей, переживания эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью в целом, физиологической сопротивляемости стрессу и низким - стремления к доминированию, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих. Сравнение показателей социально-психологической адаптации у подростков с бронхиальной астмой экспериментальной и контрольной группы свидетельствует, что занимавшиеся физической рекреацией характеризуются более оптимальными ее значениями. Также у подростков с бронхиальной астмой экспериментальной группы произошло снижений интеграции показателей социально-психологической адаптации, что свидетельствует о меньшей «жесткости» и большем разнообразии стратегий их социального поведения.

В общем и целом, позитивное влияние занятий физической рекреацией на характеристики социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой, можно считать доказанным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронина, С.Н. Роль психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста (на примере бронхиальной астмы) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Воронина С.Н. ; Ярославский гос. ун-т им. К. Д. Ушинского. -Ярославль, 2006. - 18 с.

2. Марисенко, Г.П. Бронхиальная астма у детей / Г.П. Марисенко. - М. : Центр восстановительного лечения для детей (ЦВЛД), 1993. - 40 с.

3. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме у детей на стационарно этапе физической реабилитации / О.В. Пешкова, О.Н. Авраменко, Е.В. Митько, И. Ирхина // Слобожанский науково-спортивний в1сник. - 2011. - № 2. - С. 5-11.

4. Руслякова, Е.Е. Психологические особенности личности подростков, страдающих бронхиальной астмой и методы психологической коррекции : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Руслякова Е.Е. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2004. - 18 с.

5. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме : [пер. с англ] / Г. Селье. - М. : Медицина, 1960. - 254 с.

REFERENCES

1. Voronina, S. (2006), Role of psychological factors in the development of somatic disease in preschool children (for example, bronchial asthma): Abstract. thesis. Candidate. ... Psychology. Science, Yaroslavl State Educational Institution them. K.D. Ushinskogo, Yaroslavl, Russian Federation.

2. Marisenko, G.P. (1993), Bronchial asthma in children, publishing house The Centre of rehabilitation treatment for children, Moscow, Russian Federation.

3. Peshkov, O.V., Avramenko O.N., Mitko E.V. and Irkhina, I. (2011), "Therapeutic physical culture in bronchial asthma in children in the stationary phase of physical rehabilitation", Slobozhanskiy Naukova visnik and sports, No. 2, pp. 5-11.

4. Ruslyakova, E.E. (2004), Psychological characteristics of individual adolescents with asthma, and methods of psychological correction: Abstract. thesis. ... Candidate. Psychology. Science, St.-Petersburg State University, St.-Petersburg, Russian federation.

5. Selye, H. (1960), Studies on adaptation syndrome [per. from English], Medicine, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: angelasagidova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2012.

УДК 796/799 (075.8)+75.0 (0)

СУБЪЕКТ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕРЕСА БИОМЕХАНИКИ И ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент,

Дмитрий Владимирович Чилигин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Наталья Борисовна Москвина, доктор педагогических наук, доцент,

Вячеслав Петрович Строков, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточный государственный гуманитарный университет,

Хабаровск

Аннотация

Идеи междисциплинарного подхода в изучении феноменов физической культуры и спорта обусловили применение теоретических исследований, сделанных в философии и психологии применительно к категории «субъект», в биомеханике и педагогике. Современное рассмотрение данной категории позволяет снять противопоставление души и тела, существовавшее на протяжении нескольких столетий. Кроме того, изучение «Я» и «Другого» в процессе становления субъектности предполагает обновление отношений в системе «тренер-спортсмен». В статье предлагается обоснование смещение акцента на развитие ценностно-смыслового отношения к двигательной деятельности у самого спортсмена. Совершение действия представляет собой не пассивное исполнение внешней задачи, а творческий, активный процесс осуществления решения своей личной внутренней задачи спортсмена. Спортсмен в действии не исполнитель заданной ему программы, а творческий деятель, решающий свою внутреннюю двигательную задачу, что и рассматривается нами как субъект двигательного действия.

Ключевые слова: субъект, субъект двигательного действия, междисциплинарный подход, биомеханика, педагогика физической культуры и спорта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p12-16

SUBJECT OF PHYSICAL ACTIONS AS AN OBJECT OF INTEREST OF BIOMECHANICS AND PEDAGOGY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Larissa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Vladimirovich Chiligin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Natalia Borisovna Moskvina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Vyacheslav Petrovich Strokov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Far Eastern State Humanities University, Khabarovsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation

The ideas of multidisciplinary approach to studying the phenomena of physical culture and sports

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.