Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой'

Особенности социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахов Шахабас Курамагомедович, Алиева Тамила Гаджимурадовна, Дамадаева Анжела Сергеевна

Изучен процесс социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой в сравнительном аспекте по отношению к их здоровым сверстникам, установлен ряд нарушений этого процесса, определено, что длительность заболевания бронхиальной астмой оказывает существенное негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации личности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шахов Шахабас Курамагомедович, Алиева Тамила Гаджимурадовна, Дамадаева Анжела Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

©2012 щахов ш.К., Алиева Т.Г.*, Дамадаева А.С.**

Дагестанский государственный педагогический университет *Педиатрическое бюро МСЭ * * Дагестанский государственный университет

Изучен процесс социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой в сравнительном аспекте по отношению к их здоровым сверстникам, установлен ряд нарушений этого процесса, определено, что длительность заболевания бронхиальной астмой оказывает существенное негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации личности подростков.

The authof of the article researched the process of socio-psychological adaptation of teenagers with bronchial asthma in the comparative aspect in relation to their healthy peers, revealed a number of violations of this process, and determined that the duration of the bronchial asthma has a significant negative impact on the process of the socio-psychological adaptation of the teenager personality.

Ключевые слова: подростки, бронхиальная астма,

социально-психологическая адаптация

Keywords: teenagers, bronchial asthma, socio-psychological adaptation.

Бронхиальная астма является одним из самых распространенных хронических заболеваний детского возраста, особенностями которой на данном этапе являются: более раннее начало («омоложение» астмы), увеличение частоты асшагических состояний и меньшая курабепьность [1-4]. Общеизвестно, что здоровье лежит в основе эффективной адаптации человека в любых сферах его жизнедеятельности. Однако анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на большое число психологических работ, посвященных бронхиальной астме, вопросы, связанные с особенностями социально-психологической адаптации больных ею лиц, практически не изучены [1, 4]. Особенно «уязвимой» в плане социапьно-психологи-ческой адаптации является такая категория больных бронхиальной астмой, как подростки, так как данный этап развития является «критическим» в процессе социализации личности и характеризуется внутренней противоречивостью (стремлением к интеграции с окружающими и личностному самоутверждению одновременно).

В исследовании характеристик социально-психологической адаптации личности приняли участие две группы испытуемых: подростки с

бронхиальной астмой (смешанной формы, легкой и средней степени тяжести) - 52 человека (28 мальчиков и 24 девочки) и их здоровые

сверстники - 52 человека (27 мальчиков и 25 девочек). Возраст всех испытуемых - 12-15 лет.

Для диагностики общих характеристик социально-психологической адаптации использовался опросник СПА К. Роджерса и Р. Даймонда и тест «Удовлетворенность своей жизнью» В. Коулмана. Поскольку основной сферой жизни подростков, кроме семьи, является школа, необходимо оценить уровень адаптированное™ к ней. Для этого применялись такие методики, как тест школьной тревожности Филипса, методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью А. А. Андреева. Также определялся уровень учебной успеваемости (по среднему баллу) и степень дисциплинированности поведения в школе (посредством экспертной оценки классного руководителя).

Сравнительный анализ подтверждает, что подростки с бронхиальной астмой характеризуются менее благоприятными значениями показателей социально-психологической адаптации, чем их здоровые сверстники (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики социально-психологической адаптации

подростков

с бронхиальной астмой и их здоровых сверстников

Показатели Подростки с БА Здоровые подростки Характеристика показателя

М V м V Шкала Нормы

Адаптивность 47,1 32,5 58,6 31,0 0-100 60-100

Самопринятие 52,5 30,4 74,3 32,2 0-100 60-100

Принятие других 47,4 27,3 72,7 29,6 0-100 60-100

Эмоциональная комфортность 37,9 28,8 59,9 30,5 0-100 60-100

Интернальность 33,6 29,4 41,7 31,4 0-100 60-100

Стремление к доминированию 67,8 28,2 62,2 30,3 0-100 30-60

Удовлетворенность школьной жизнью 2,6 31,5 2,9 32,0 0-4 3-4

Удовлетворенность жизнью в целом 3,6 28,9 6,7 29,3 0-15 4-15

Учебная успеваемость 4,2 32,8 3,9 33,0 1-5 4-5

Дисциплинированность 4,3 30,2 3,8 31,5 1-5 4-5

Общая тревожность в школе 12,3 28,7 7,1 28,5 0-22 0-8

Переживание социального стресса 5,7 25,9 3,3 28,4 0-11 0-4

Фрустрация потребности в успехе 6,4 27,8 5,8 25,3 0-13 0-5

Страх самовыражения 3,4 25,8 3,1 23,8 0-6 0-2

Страх проверки знаний 2,2 26,5 2,3 27,1 0-6 0-2

Страх несоответствия ожиданиям 3,5 25,0 2,4 28,2 0-5 0-2

Физиолог, сопротивляемость стрессу 3,2 26,7 1,6 27,4 0-5 0-2

Проблемы с учителями 3,6 27,5 3,4 27,3 0-8 0-3

Пояснение: БА - бронхиальная астма; М- среднее арифметическое (в баллах), V-коэффициент вариации ( %)

Уровень адаптивности подростков, больных бронхиальной астмой, ниже такового у их здоровых сверстников (1 = 2,24 при р < 0,05) и может интерпретироваться как сниженный (согласно нормативным тестовым значениям). Это значит, что адаптационный потенциал их личности является нарушенным и не дает возможности эффективно приспосабливаться к

различным социальным условиям.

Также подростки, больные бронхиальной астмой, характеризуются существенно более низкими, чем у их здоровых сверстников, значениями самопринятия (1 = 3,07 при р < 0,01). Здоровые подростки (согласно тестовым нормам) являются обладателями достаточно высокого уровня самопринятия, тогда как у подростков с бронхиальной астмой его значения не «вписываются» в нормативные. Вероятно, низкое самопринятие является следствием заболевания бронхиальной астмой, ощущения своей физической «неполноценности».

Принятие других людей у подростков, больных бронхиальной астмой, также существенно снижено относительно как нормативных значений, так и его значения у здоровых подростков (1 = 3,48 при р < 0,001). Низкий уровень принятия окружающих выступает своего рода «защитной» стратегией, «охраняя» их от «нежелательных» контактов и еще большего снижения самооценки.

Уровень эмоционального комфорта у подростков с бронхиальной астмой является низким и существенно отстает от значений данного показателя у здоровых сверстников (1 = 3,37 при р < 0,001). Эмоциональный дискомфорт, переживаемый подростками, вполне объясним и является следствием тех многочисленных ограничений, которые накладывает на их жизнь заболевание.

Подростки с бронхиальной астмой также характеризуются более низкими значениями интернальности личности, чем здоровые подростки. И те, и другие, согласно нормативным значениям, характеризуются довольно низким уровнем данного показателя (экстернальным локусом контроля). Следовательно, подростки, больные бронхиальной астмой, не ощущают в себе сил для управления своей жизнью.

В то же время подростки с БА отличаются повышенным уровнем склонности к доминированию, который является довольно высоким у всех подростков. Потребность властвовать над окружающими является следствием своего рода «комплекса неполноценности», складывающимся у подростков с хроническим заболеванием.

В отношении удовлетворенности школьной жизнью установлено, что для подростков с бронхиальной астмой характерен средний ее уровень. По этому показателю различия в сравнении с обычными подростками невелики.

Удовлетворенность жизнью в цепом подростков с БА находится на границе среднего и низкого уровней, тогда как у здоровых сверстников она является средней. Коэффициенты вариации в данном случае то»« довольно велики. Следовательно, значительная часть подростков, безотносительно к уровню их здоровья, недовольна своей жизнью, что типично для этого возраста. Более низкий уровень удовлетворенности жизнью у подростков с астмой (1 = 2,68 при р < 0,01) объясняется теми ограничениями, которые вносит в их жизнь это заболевание.

Уровень учебной успеваемости подростков с бронхиальной астмой ненамного, но выше уровня успеваемости их здоровых сверстников, что, возможно, является способом компенсации проблем, связанных со здоровьем. Однако эти различия не имеют достоверного характера, к тому же для данного показателя в обеих выборках характерна довольно высокая вариативность, что говорит о заметной поляризации подростков по уровню их учебной успешности. И этот процесс не связан с наличием / отсутствием заболевания бронхиальной астмой.

По уровню дисциплинированности в поведении подростки, больные бронхиальной астмой, по мнению их учителей, также превосходят своих здоровых сверстников, что так»« может быть следствием ограничений, налагаемых болезнью. Однако достоверных различий по этому показателю не обнаружено. И относительно высокие коэффициенты

вариации также свидетельствуют о значительной поляризации подростков в целом по этому показателю.

Уровень общей школьной тревожности у подростков с бронхиальной астмой является повышенным, тогда как у их здоровых сверстников он не выходит за рамки нормы (то есть низкого уровня). Несмотря на высокие коэффициенты вариации, по данному показателю обнаружены достоверные различия (1 = 2,72 при р < 0,01). Следовательно, подростки с бронхиальной астмой переживают довольно ощутимый дискомфорт в процессе школьной адаптации.

То же самое можно отметить и в отношении переживания социального стресса. Его уровень, не выходящий за рамки нормы (низкого уровня) у обычных их сверстников, у подростков, больных бронхиальной астмой, является повышенным, вероятно, вследствие восприятия себя «не таким, как все», «ущербным». Относительно невысокий коэффициент вариации свидетельствует, что эта тенденция характерна для большинства подростков с данным заболеванием. По этому показателю также обнаружены достоверные различия (1 = 2,45 при р < 0,05).

Уровень фрустрации потребности в достижении успеха повышен (относительно номы, которой может считаться низкая выраженность данного показателя) у всех подростков. Однако у подростков с бронхиальной астмой эта тенденция прорисовывается более ярко. Возможно, у данной категории эта потребность изначально выражена более сильно и служит своего рода компенсацией чувства «ущербности».

Страх самовыражения, повышенный во всей выборке подростков (в силу специфических особенностей их возраста, которые заключаются, с одной стороны, в остром желании «выделиться», а с другой - в страхе «быть не как все»), у подростков с бронхиальной астмой присутствует в еще большей степени. Низкие коэффициенты вариации свидетельствуют, что данные тенденции универсальны для изучаемых выборок. Страх привлечь к себе внимание у подростков с астмой имеет в своих «корнях» опасение, что окружающие будут воспринимать их как несколько «неполноценных» субъектов общества.

Страх проверки знаний находится на уровне, пограничном между низким и средним, как у подростков, больных бронхиальной астмой, так и у их здоровых сверстников. В целом нельзя сказать, что данная ситуация носит психотравмирующий характер как для первых, так и для вторых. Относительно низкая вариативность показателя в обеих выборках свидетельствует о четкости проявления данной тенденции.

Страх несоответствия ожиданиям окружающих, несколько повышенный в выборке обычных подростков, в выборке подростков, больных бронхиальной астмой, характеризуется довольно яркой выраженностью. По данному показателю обнаружены достоверные различия между подростками с астмой и их здоровыми сверстниками (1 = 2,15 при р < 0,05). Подростки с бронхиальной астмой опасаются не реализовать ожидания окружающих именно в силу тех ограничений, которые налагает на них заболевание.

Установлено, что показатель плохой физиологической сопротивляемости стрессу, находящийся в рамках нормы (низкой степени) у здоровых подростков, у больных бронхиальной астмой проявляется довольно заметно. По данному аспекту социально-психологической адаптации зафиксированы достоверные различия (1 = 2,6 при р < 0,01), что вполне объяснимо, так как стресс зачастую служит своего рода «пусковым механизмом» для астматического приступа.

Показатель проблем и страхов в отношении педагогов несколько повышен по отношению к норме у подростков как здоровых, так и с бронхиальной астмой. Следовательно, он не зависит от фактора заболевания и довольно типичен для данного возраста, опять же в силу его специфических особенностей. Коэффициенты вариации свидетельствуют, что данный страх в некоторой степени его проявления характерен для большинства подростков.

Обнаружено 11 достоверных различий между подростками, больными бронхиальной астмой, и их здоровыми сверстниками. При этом 7 из них достигают высокого (99%-го) уровня достоверности. Для большей наглядности эти показатели были переведены в стены (по 10-ти балльной шкале) и представлены в графической форме (рис.).

Рис. Достоверные различия показателей социально-психологической адаптации у подростков с бронхиальной астмой (ряд 1) и их здоровых

сверстников (ряд 2).

Условные обозначения: 1 - адаптивность, 2 - приятие себя, 3 - принятие других, 4 - эмоциональный дискомфорт, 5 - внешний контроль, 6 - эскапизм, 7 -удовлетворенность жизнью, 8 - общая школьная тревожность, 9 - переживание социального стресса, 10 - страх несоответствия ожиданиям окружающих, 11 -низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Для того чтобы выяснить, какие из данных трудностей вызваны заболеванием бронхиальной астмой, а какие были присущи подросткам изначально (в силу их психологических особенностей), можно произвести корреляционный анализ показателей социально-психологической адаптации и стажа заболевания бронхиальной астмой. В случае обнаружения достоверных связей можно будет с высокой степенью вероятности сделать вывод, что именно заболевание выступает провоцирующим состояние дезадаптированности фактором. Для анализа были отобраны только те показатели социально-психологической адаптации, по которым получены достоверные различия между подростками с бронхиальной астмой и их здоровыми сверстниками (табл. 2).

Таблица 2

Матрица достоверных связей показателей социально-психологической адаптации и стажа заболевания бронхиальной астмой у подростков (п = 52; г=

0,27 при р < 0,05, г= 0,35 при р < 0,01)

Показатели

Стаж заболевания бронхиальной

астмой

Эмоциональный дискомфорт 0,35

Удовлетворенность жизнью -0.37

Общая школьная тревожность 0,30

Переживание социального стресса 0,29

Страх несоответствия ожиданиям -0,27

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -0.39

Пояснение: подчеркиванием отмечены связи при высоком (99%) уровне достоверности (здесь и далее)

Получено 6 связей показателей социально-психологической адаптации подростков с длительностью их заболевания бронхиальной астмой из 11 возможных (3 из них - на 99% уровне достоверности). Следовательно, больше половины показателей адаптации зависят от данного заболевания.

Полученные результаты свидетельствуют, что заболевание бронхиальной астмой способствует следующим изменениям процесса социально-психо-логической адаптации личности подростков (связи перечислены в порядке убывания их значимости):

- снижению степени физиологической сопротивляемости стрессу (р <

0,01), что вполне логично, учитывая особенности данного заболевания;

- снижению удовлетворенности жизнью (р < 0,01), что также вполне закономерно, так как заболевание бронхиальной астмой существенно снижает ее качество;

- повышению уровня эмоционального дискомфорта (р < 0,01) - в силу

ряда факторов: особенностей заболевания, переживания своей

«ущербности» по отношению к здоровым сверстникам и т.п.;

- возрастанию школьной тревожности (р < 0,05), что является следствием понимания своих возможностей и их ограничений вследствие заболевания;

- возрастанию переживания социального стресса (р < 0,05), что может быть следствием страхов общения (и конкуренции) с «нормальными» (здоровыми) людьми;

- возрастанию страха несоответствия ожиданиям окружающих (р < 0,05) в силу ограничений, вызываемых болезнью.

Отсутствие достоверных связей со стажем заболевания бронхиальной астмой таких показателей, как принятие себя, других людей, склонность к экстернальности, эскапизму, свидетельствует о том, что данные характеристики адаптации были присущи подросткам с бронхиальной астмой еще до начала заболевания (в силу особенностей семейного воспитания или других причин). Возможно, эти качества являются факторами, которые, наряду с другими, провоцируют возникновение заболевания бронхиальной астмой.

Таким образом, заболевание бронхиальной астмой оказывает существенное негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации личности в подростковом возрасте.

С помощью корреляционного анализа установлено, что показатели социально-психологической адаптации у подростков, больных бронхиальной астмой, отличаются высокой степень интеграции (124 связи, тогда как на выборке здоровых подростков их 108). Это свидетельствует о том, что у подростков с бронхиальной астмой формируется своеобразный, довольно ригидный «стиль» (или стратегия) социально-психологической адаптации.

У подростков, больных бронхиальной астмой, наибольшее количество

связей с другими показателями обнаружено у «эмоционального дискомфорта» (11 связей) и «переживания социального стресса» (12 связей). Следовательно, данные характеристики являются «стержневыми» в феномене социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой, и могут выступать своего рода «мишенями» при оказании помощи, направленной на повышение уровня социальной адаптированности данной категории лиц. В выборке здоровых подростков наибольшее количество связей обнаружено у показателей «адаптивность» (9 связей), «интернальность» и «удовлетворенность школьной жизнью» (по 8 связей).

В общем и целом результаты изучения характеристик социально-психологической адаптации подростков, больных бронхиальной астмой в сравнительном аспекте по отношению к их здоровым сверстникам позволил сделать ряд выводов.

Судя по значениям большинства показателей, здоровые подростки превосходят подростков с бронхиальной астмой в плане эффективности процесса социально-психологической адаптации. На достоверном уровне значимости подростки с бронхиальной астмой характеризуются меньшими: адаптивностью, самопринятием, принятием других людей, эмоциональным комфортом, удовлетворенностью жизнью, физиологической сопротивляемостью стрессу, - и большими: внешним контролем, эскапизмом, школьной тревожностью, переживанием социального стресса, страхом несоответствия ожиданиям окружающих.

«Стаж» заболевания бронхиальной астмой накладывает существенный отпечаток на процесс социально-психологической адаптации личности подростков. Это заболевание способствует ослаблению физиологической сопротивляемости стрессу, удовлетворенности жизнью и усилению уровня эмоционального дискомфорта, школьной тревожности, переживания социального стресса, страха несоответствия ожиданиям окружающих.

Показатели социально-психологи-ческой адаптации

характеризуются высокой степенью интеграции у подростков, больных бронхиальной астмой. Наиболее значимыми показателями адаптации у подростков с бронхиальной астмой являются эмоциональный дискомфорт и переживание социального стресса, а у их здоровых сверстников - адаптивность, интернальность и удовлетворенность школьной жизнью.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о «проблемном» характере протекания процесса социально-психологической адаптации у подростков с бронхиальной астмой.

Примечания

1. Воронина С. Н. Роль психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста (на примере бронхиальной астмы): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль : ГОУ ВПО ЯГУ им. К. Д. Ушинского, 2006. 18 с. 2. Марисенко Г. П. Бронхиальная астма у детей. М., 1993. 40 с. 3. Пешкова О. В. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме у детей на стационарном этапе физической реабилитации // Слобожанский науково-спортивний вюник. 2011. № 2. С. 5-11. 4. Руслякова Е. Е. Психологические особенности личности подростков, страдающих бронхиальной астмой и методы психологической коррекции. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб. : СПбГУ, 2004. 18 с. 5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / пер. с англ. М. : Медицина, 1960. 254 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 02.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.