Научная статья на тему 'Замысел и исполнение очерка по всеобщей истории государства и права (основы проектирования и механики)'

Замысел и исполнение очерка по всеобщей истории государства и права (основы проектирования и механики) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭССЕ / ОЧЕРК / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ИЗЛОЖЕНИЯ / ЗАМЫСЕЛ / НОРМАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД / ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ НАРРАТИВ / ESSAY / COMPETITIVE METHOD OF EXPOSITION / PROJECT / NORMATIVISTIC APPROACH / HISTORICAL AND JURAL NARRATIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Князев Павел Андреевич

В статье разъясняется техника очерка, имеющего целью решение задач в ракурсе всеобщей истории государства и права: его проектирование и механика начертания. Также предлагается текст примерной финальной работы. Замечания и объяснения рассчитаны на студентов-юристов, обучающихся на I курсе по программе бакалавриата. Разбираются составляющие качественного очерка: обстоятельность замысла, эффективные структура и объем. Перечисляются способы изложения содержания очерка: выведение следствия или следствий из причины (причин); сопоставление похожих или различающихся примеров из жизни или сравнение достоинства каких-либо доводов; приведение доводов «за» и доводов «против» какого-либо утверждения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project and realization of an essay on the general history of state and law (basics of designing and mechanics)

The article clarifies the technique of an essay aimed at solving problems in the perspective of the general history of state and law: design and mechanics of lettering. The text of an exemplary final work is also offered. Observations and explanations are meant for the 1 st year students of law of the baccalaureate program. Constituents of a quality essay are examined: circumstantiality of a project, efficient structure and size. The modes of the content exposition are enumerated: drawing a corollary (corollaries) from a cause (causes); collating alike or different real-world examples or comparing advantages of different reasons; giving the pros and cons of a statement etc.

Текст научной работы на тему «Замысел и исполнение очерка по всеобщей истории государства и права (основы проектирования и механики)»

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 4 - 2015 октябрь — декабрь http://mir-nauki.com/issue-4-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN415.pdf

УДК 378.1; 340.15

Князев Павел Андреевич

ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика

С.П. Королева (национальный исследовательский университет)» Кафедра «Теории и истории государства и права и международного права»

Россия, Самара Доцент

Кандидат исторических наук E-mail: pavkniazev@yandex.ru

Замысел и исполнение очерка по всеобщей истории государства и права (основы проектирования и механики)

Аннотация. В статье разъясняется техника очерка, имеющего целью решение задач в ракурсе всеобщей истории государства и права: его проектирование и механика начертания. Также предлагается текст примерной финальной работы. Замечания и объяснения рассчитаны на студентов-юристов, обучающихся на I курсе по программе бакалавриата. Разбираются составляющие качественного очерка: обстоятельность замысла, эффективные структура и объем. Перечисляются способы изложения содержания очерка: выведение следствия или следствий из причины (причин); сопоставление похожих или различающихся примеров из жизни или сравнение достоинства каких-либо доводов; приведение доводов «за» и доводов «против» какого-либо утверждения и др.

Ключевые слова: эссе; очерк; соревновательный метод изложения; замысел; нормативистский подход; историко-правовой нарратив.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Князев П.А. Замысел и исполнение очерка по всеобщей истории государства и права (основы проектирования и механики) // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

1

12PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Поводом к сочинению этой краткой статьи стала недоступность специальных материалов, в которых бы разъяснялась не столько техника всякого очерка на любую тему, его проектирование, механика начертания или ради наглядности предлагался бы текст примерной финальной работы. Мне не удалось найти даже кратчайшего пособия по выполнению сочинений, имеющих целью решение задач в ракурсе всеобщей истории государства и права. Замечания и объяснения, которые читатель (учащийся, преподаватель или всякий желающий попробовать себя) найдет ниже, рассчитаны прежде всего на студентов-юристов, обучающихся на I курсе по программе бакалавриата. При этом я исходил из убежденности в том, что наиболее продуктивным для будущего юриста будет очерк-конкурс, имитирующий соревнование обвинения и защиты на процессе с участием присяжных.

Обстоятельность замысла очерка

1. Очерком или «эссе» называется (из фр. essai «попытка, проба пера) краткая письменная работа из нескольких систематизированных абзацев и творческим выражением мыслей автора на заранее заданную тему, поставленную в вопросительной, утвердительной или нечто отклоняющей форме.

Источниками информации для эссе признаются как название темы очерка, так и личный опыт студента как зрителя, слушателя и читателя. Главным следует признать — саму память очеркиста. Границы правильного составления очерка по истории государства и права определяются не только известной литературной традицией очерка и общими требованиями к структуре запланированного сочинения, но и правовыми интересами темы, предложенной для кратких проб юриста-историка. «Нормативистские» позиции, которые определяют цели самых различных историко-правовых сочинений, были изложены ранее в моих работах [4],

[5].

В очерках не предусмотрены сноски или библиографический аппарат. Тем более, не является очерк и докладом (рефератом) по избранному сочинению, интервью, лекции, книге или статье. Будучи наброском личных суждений, очерк все же требует обоснования с позиций нормативистской философии, определяющей принципы историко-правового подхода.

Механика выполнения очерка

2. Чтобы «выговориться», т.е. полностью раскрыть собственное мнение по тому или иному историко-правовому сюжету жизни, вполне достаточно от 4 до 10 абзацев текста. Каждый абзац может состоять из трех-четырех коротких выразительных предложений: не нужно увлекаться сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями. Однако следует определиться, какое из предложений каждого абзаца будет считаться важнейшим: в нем заключается основная идея абзаца.

В первом абзаце следует сформулировать «предложение-ловушку» или «магнит». Ловушка захватывает внимание читателя и побуждает его продолжить чтение очерка. Многие писатели используют коммерческие заглавия-ловушки для своих статей или книг. Здесь необходимо выдержать стиль историко-правового нарратива и показать свое мастерство в сочинении захватывающего, но отнюдь не вульгарного предложения.

Например, нам задан очерк на тему «Существуют ли историко-правовые доказательства “вечности права”»? Для многообещающего предложения-ловушки достаточно сформулировать встречный ответ: «если бы нашелся вечный пользователь правом, то вопрос о вечности всякого порядка стал бы тривиальной и скучной риторикой досужих мечтателей».

2

12PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

После первого абзаца, вслед за ловушкой для читателя, можно развить содержащийся в ней посыл и порассуждать, показывая на примерах, как меняется содержание права в зависимости от текущих ценностей общества. Удачливый и лаконичный очеркист может изложить свои впечатления в объеме даже пяти-шести абзацев.

Завершается очерк финальным абзацем, который не обязательно является выводом из какой-то новой, сформулированной в тексте очерка причинно-следственной связи. Завершающий абзац может подтверждать посыл предложения-ловушки или быть доводом главного предложения очерка, в котором автор в сжатой форме выразил свое отношение к сюжету своего сочинения. Например: «Можно рассуждать о вечности, попирающей историю, но в таком случае эта вечность означала бы смерть всякой ценности, за исключением необходимости охотиться или размножаться и, соответственно, кончину всякого права и никчемность любого историописания». В завершающем абзаце удобно сформулировать важнейшее предложение всего очерка.

Способы изложения содержания очерка, текст которого размещается между начальным и финальным абзацами, могут быть разными. Перечислим самые распространенные:

• Выведение следствия или следствий из причины (причин);

• Приведение примеров, доказывающих или опровергающих посыл темы очерка или вашего суждения о ней;

• Сопоставление похожих или различающихся примеров из жизни или сравнение достоинства каких-либо доводов;

• Повествование-рассказ о собственных переживаниях, связанных с впечатлением, которое может быть произвела на вас тема очерка;

• Приведение доводов «за» и доводов «против» какого-либо утверждения с последующим сопоставлением их качеств и убеждающим читателя завершением очерка.

Конечно, перечисленные способы конструирования текста историко-правового очерка (для юриста особо важен последний из них) можно комбинировать между собой. При этом необходимо избегать дисгармоничного нагромождения мыслей и приемов их выражения.

Весьма полезным в процессе освоения техники подготовки учебных рефератов и эссе может оказаться ряд профильных трудов: [1], [2], [3], [6], [7], [8], [9], [10].

Конечный продукт (примеррешения задачи очерка)

Существуют ли историко-правовые доказательства «вечности права?

Поставленный вопрос наверняка разделит юристов и многочисленных обывателей, по крайней мере, на две группы. Одни из них убеждены в том, что неизбывная надежда и, следовательно, вера в неизменность истинного права поддерживает всякое государство и общество в надлежащем порядке. Другие стараются разыскать в поведении людей, современных и исторических, доказательства того, что человеческий поливерсум не может подгоняться под единство вкусов того или иного убеждения, претендующего на универсальную роль мировой совести. Однако если бы нашелся вечный пользователь правом, то вопрос о вечности всякого порядка стал бы тривиальной и скучной риторикой досужих любителей рассуждений.

Сторонники «замороженного права» будут настаивать на том, что историческим можно назвать лишь произвол сильных или компромисс между силами — «чистое» же право

3

12PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

несоциально и не может принадлежать настроениям коллективов, выражая их преходящие интересы. Историки права ошибаются, говоря об изменчивости неизменного, пытаясь защитить свой хлеб и, быть может, даже посмеяться над теми юристами, которые на деле помогают людям мирно добиваться правды.

«Поливерсалисты» не забудут напомнить о том, что каждая культура и, соответственно, каждый народ, ревнивый к правде предков, обладает собственным языком, собственной логикой и собственной истиной. Ни один из них не захочет по доброй воле переселиться даже в самый просторный загон «священного человечника», лишенного памяти и ценностей, родных в неисчислимых поколениях людей, живых для них в эпосе или исторически.

«Универсалисты» укажут на то, что пренебрежение единством целей и ценностей и нежелание принять «вечную истину», «самоочевидную» для всех людей, обязательно приведет к мировой катастрофе. «Истинное внеконъюнктурное право для всех» не знает государственных границ и ограниченности прав никчемными привычками. Забыв о раздорах и докучливой пестроте прошлого, нужно смело двигаться навстречу начертанному вселенскому порядку, который укротит любой конфликт в зародыше, а единственная правда, и только она, рассудит всех.

Сторонники многовариантности «человечества» обязательно укажут на то, что мировая катастрофа уже началась и ее силы крепнут, самое малое, с XV столетия. Конкистадоры устанавливали «общечеловеческий порядок» в землях Нового света с момента его открытия. Американская революция, пользуясь авторитетом «самоочевидных истин», добыла себе права на Северный континент. Теперь же авторитетом «неизменных» прав человека группа технологически и экономически сильнейших государств перекраивает мировой порядок. При этом миллионы беженцев спасаются от нищеты и войны там, где их далеко не всегда ждет мир.

Можно рассуждать о вечности, попирающей историю, но в таком случае эта вечность означала бы смерть всякой ценности, за исключением необходимости охотиться и размножаться и, соответственно, кончину всякого права и никчемность любого историописания.

4

12PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

ЛИТЕРАТУРА

1. Бентли Дж. Эссе по глобальной и сравнительной истории. Образы мировой

истории в научных исследованиях двадцатого века // Архив философии и истории Новосибирского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/bentley.htm (дата обращения:

01.11.2015) .

2. Бенуа А. де. По ту сторону прав человека. В защиту свобод. М.: ИОИ, 2015. 144 с.

3. Больц Н. Размышление о неравенстве. Анти-Руссо / Пер. с нем. И. Женина. М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2014. 272 с.

4. Князев П.А. Замысел студенческих сочинений по всеобщей истории государства

и права // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. №3. С. 1-13 (особ. п. II, §§ 117). URL: http://mir-nauki.com/PDF/27PDMN315.pdf (дата обращения:

27.10.2015) .

5. Князев П.А. Моногуманизм идеографии и возможность его преодоления //

Вестник науки и образования. Научно-методический журнал. 2015. №9. С.29-45. URL: http://scienceproblems.ru/scientific-articles/o-nauchnyh-zhurnalah/arxiv-

zhurnala.html (дата обращения: 20.10.2015).

6. Колесова Д.В., Харитонов А.А. Пишем эссе: учеб. пособие для изучающих русский язык. СПб.: Златоуст, 2008. 100 с.

7. Круглов П.П., Куприянова А.В. Правильно оформляем реферат, курсовую, диплом на компьютере. Спб.: Наука и техника, 2008. 160 с.

8. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 416 с.

9. Эко У. Пять эссе на темы этики / Пер. с ит. Е.А. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2003. 158 с.

10. Toynbee A. Mankind and Mother Earth. A Narrative History of the World. New York: Oxford University Press, 1976. 641 p.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

5

12PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Knyazev Pavel Andreevich

Samara State Aerospace University Russia, Samara E-mail: pavkniazev@yandex.ru

The project and realization of an essay on the general history of state and law (basics of designing and mechanics)

Abstract. The article clarifies the technique of an essay aimed at solving problems in the perspective of the general history of state and law: design and mechanics of lettering. The text of an exemplary final work is also offered. Observations and explanations are meant for the 1st year students of law of the baccalaureate program. Constituents of a quality essay are examined: circumstantiality of a project, efficient structure and size. The modes of the content exposition are enumerated: drawing a corollary (corollaries) from a cause (causes); collating alike or different real-world examples or comparing advantages of different reasons; giving the pros and cons of a statement etc.

Keywords: essay; competitive method of exposition; project; normativistic approach; historical and jural narrative.

6

12PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Bentli Dzh. Esse po global'noy i sravnitel'noy istorii. Obrazy mirovoy istorii v nauchnykh issledovaniyakh dvadtsatogo veka // Arkhiv filosofii i istorii Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/bentley.htm (data obrashcheniya:

01.11.2015).

2. Benua A. de. Po tu storonu prav cheloveka. V zashchitu svobod. M.: IOI, 2015. 144 s.

3. Bol'ts N. Razmyshlenie o neravenstve. Anti-Russo / Per. s nem. I. Zhenina. M.: Izdatel'skiy dom vysshey shkoly ekonomiki, 2014. 272 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Knyazev P.A. Zamysel studencheskikh sochineniy po vseobshchey istorii gosudarstva i prava // Internet-zhurnal «Mir nauki». 2015. №3. S. 1-13 (osob. p. II, §§ 1-17). URL: http://mir-nauki.com/PDF/27PDMN315.pdf (data obrashcheniya: 27.10.2015).

5. Knyazev P.A. Monogumanizm ideografii i vozmozhnost' ego preodoleniya // Vestnik nauki i obrazovaniya. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. 2015. №9. S.29-45. URL: http://scienceproblems.ru/scientific-articles/o-nauchnyh-zhurnalah/arxiv-zhurnala.html (data obrashcheniya: 20.10.2015).

6. Kolesova D.V., Kharitonov A.A. Pishem esse: ucheb. posobie dlya izuchayushchikh russkiy yazyk. SPb.: Zlatoust, 2008. 100 s.

7. Kruglov P.P., Kupriyanova A.V. Pravil'no oformlyaem referat, kursovuyu, diplom na komp'yutere. Spb.: Nauka i tekhnika, 2008. 160 s.

8. Solov'ev E.Yu. Kategoricheskiy imperativ nravstvennosti i prava. M.: Progress-Traditsiya, 2005. 416 s.

9. Eko U. Pyat' esse na temy etiki / Per. s it. E.A. Kostyukovich. SPb.: Simpozium, 2003. 158 s.

10. Toynbee A. Mankind and Mother Earth. A Narrative History of the World. New York: Oxford University Press, 1976. 641 p.

7

12PDMN415

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.