УДК 321
ЗАМКНУТОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
© 2017
Нечай Екатерина Евгеньевна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Политология» Прокопчук Дмитрий Дмитриевич, студент 3 курса направления подготовки «Политология» Гриценко Руслан Артемович, студент 3 курса направления подготовки «Политология» Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8; [email protected])
Аннотация. Ротация управленческих кадров - важный элемент устойчивого существования и развития государства, однако многие государственные деятели стараются максимально долго удержать власть в своих руках, что рано или поздно может создать политический кризис. Данная статья посвящена главной проблеме появления и функционирования политических элит в государстве - их постепенное отделение от общества и консолидация власти в руках правящей силы. Одной из главных политических целей государства - совершенствование государственных структур и привлечение всех политических сил к процессу управления. Если власть ограничивается лишь своей деятельностью и не осуществляет этой цели, то образуется своеобразная «каста управленцев» - группа лиц, которая не только осуществляет свою управленческую деятельность, но и искусственно придает ей большую значимость для управляемых, тем самым наделяя свои должности высоким уровнем привилегий. Исторические примеры служат подтверждением того факта, что население начинает проявлять недовольство, как только злоупотребление властью становится заметно. Если потребности граждан не удовлетворяются, то их настроение перерастает в агрессивное отношение к сложившейся деятельности политических элит и таким образом ситуация в государстве становится крайне нестабильной. В зависимости от политических режимов меняется и отношение к власти, поэтому необходимо проанализировать как происходит процесс обновления элит, чтобы избежать возникновения политического кризиса как угрозы суверенитета государства.
Ключевые слова: политическая элита, политический кризис, теория элит, теория управления, элитаризм, государство, управление, политические партии, политическая система, общество.
SECLUSION OF POLITICAL ELITES AS A FACTOR OF POLITICAL CRISIS
© 2017
Nechaj Ekaterina Evgenievna, candidate of political science, associate professor of department «Political Science» Prokopchuk Dmitry Dmitrievich, Student of the third year of training "Political Science" Gritsenko Ruslan Artemovich, Student of the third year of training "Political Science"
Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, 8 Sukhanova St., [email protected])
Abstract. Rotation of headmaster materials is an important element of a sustained existence and development of a country; but numerous political figures strive to remain in power as long as possible, what might eventually result in political crisis. Given article is dedicated to the major problem of emergence and functioning of political elites in the state: their detachment from society and consolidation of power in hands of the ruling circle. One of the main political objectives of the government is the improvement of State structures and bringing all the political forces to the process of governance. If governing power is limited to its activities only and is not developing the structure, a peculiar "Caste of Executives." It is a group of people who not only undertake their management activities, but also attach to them a greater significance for the controlled people. Thus, they confer their position with higher level of privilege. Historical examples are a great proof of the fact that population shows dissatisfaction as soon as abuse of power becomes notable. If needs of citizen are not met, their attitude turnes into aggressive on established activities of political elites. Therefore, situation in the State grows extremely unstable. Depending on the political regimes attitude towards the authorities changes, that is why it is necessary to analyse the process of renewal of elites to prevent the emergence of political crisis as threat to the sovereignty of State.
Keywords: political elite, political crisis, elite theory, management theory, elitarism, state, governance, political parties, political system, society.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем фактом, что наличие политической элиты — это естественное явление, отображающее что любое общество, объективно нуждается в постоянно функционирующих органах управления, осуществляющих охранную, регулятивную, законотворческую и правозащитную государственные функции. Политическим кризисом в рамках политической науки принято считать расстройство политической системы на фоне политических конфликтов, нарушение ее нормального функционирования и отказ в поддержке со стороны значительной части граждан. Для дальнейшего существования современных государств, власть не должна допустить появления политического кризиса, в противном случае это может негативно отразиться на суверенитете самого государства [1, с. 1].
Термин «элита» имеет французское происхождение, что в переводе означает «избранное», «лучшее». В рамках политической науки этот термин обозначает особый, привилегированный класс управленцев, выделяющихся из общества, носители которого имеют характерные политико-управленческие качества и функции. Замкнутость политических элит - это застойный период в существовании и функционировании элит, проявляющийся в консолидации власти в руках определенной группы лиц, сопровождающийся постепенным отдале-
нием политической власти от общества и стремлением этой группы максимально удержать и защитить свое влияние [2, с. 3].
Возникновение политического кризиса является вполне логической завершающей фазой общегосударственного социально-экономического краха. Прежде всего, это обусловлено понижением эффективности политического управления, отсутствием должного регулирующего воздействия на все элементы социально-экономической системы. Теория политического менеджмента, выделяет несколько основных факторов, одним из которых является закрытость основных элементов политической системы, так называемая «замкнутость политических элит».
Формируя органы власти, общество, делегируя свой суверенитет определенному активному меньшинству, вступает с ним в подчинительные отношения. Это происходит исходя из двух основных принципов, определяющих эффективность управления: долгосрочность и преемственность в случае ротации. Процесс выделения управленческой группы на базе перечисленных основополагающих правил, позволяет создать замкнутую систему удержания власти, функционирующую безгранично долго, даже при наличии общественного договора по итогам выборов [3, с. 1].
Формирование элит является закономерным и исто-
рически сформировавшимся процессом. Теория общественного договора отражает факт возникновения государства, как заключение договора людьми между собой, который предписывает им отказ от своего суверенитета в пользу правительства, которое получает право господства над обществом, чтобы обеспечить существование стабильного и гарантированно защищенного общественного строя [2, с. 4]. Таким образом, расслоение общества и выделение определенной группы управленцев сопровождалось с этапом возникновения и развития государств в истории, а обеспечение их многовекового существования поддерживало доминирование элитаризма над эгалитаризмом.
С развитием истории менялись проявления политических элит, их характер, форма, способы получения и использования власти. Элиты полностью держали управления государством в своих руках. В связи с этим появились следующие системы, формы государственного правления и политические режимы:
1. Геронтократия - принцип управления государством, где власть принадлежит старейшим;
2. Теократия - форма правления, предписывающая наличие власти у духовно-религиозной элиты;
3. Аристократия - форма правления, где власть принадлежит привилегированному классу - знати. В основе аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, т.е. лучшие умы государства;
4. Плутократия - принцип управления государством, где правительство принимает решения в пользу влиятельного класса богатых людей, а не народа;
5. Меритократия -принцип правления, предписывающий функции управления государством талантливым, одаренным и трудолюбивым людям в положении свободной конкуренции;
6. Олигархия - политический режим, при котором вся власть сосредоточена в руках малой группы, чьи политические решения принимаются в своих личных целях;
7. Тимократия - форма правления, где власть принадлежит интеллектуальной элите;
8. Технократия - власть принадлежит научно-техническим специалистам;
9. Этнократия - форма правления, при которой власть принадлежит определенной элите, выделившийся из народа. Характерной чертой общественного строя является господство элиты какого-либо этноса
10. Милитократия - власть военной элиты.
Главным определяющим фактором, который объединяет все вышеперечисленное, является то, что определенная малая группа лиц, консолидирующая власть в своих руках, не только стремится удержать ее, но и использует по большей степени в своих интересах. [3] Также стоит отметить, что правящий класс ставит одной из своих целей не допустить к использованию своего управленческого ресурса никого другого, стремясь максимально усложнить процесс обновления элиты увеличить свое влияние на общество.
Различают две системы формирования элиты:
1) Открытая - доступ к интеграции среди элит доступен для всех общественных групп, отличающийся высоким уровнем конкуренции.
2) Закрытый - кандидаты на привилегированные позиции выделяется узким кругом лиц, занимающих руководящие посты и осложнен рядом формальных требований^].
Для того, чтобы максимально долго осуществлять свою власть, пользоваться влиянием и управленческими полномочиями элиты используют различные методы. Процесс наследования власти - один из самых главных фактов замкнутости элит, что не позволяет другим членам общество стать управленцами. Яркий пример - бояре на Руси, что передавали не только частную собственность по наследству, но и возможность осуществления
властные полномочия. Жажда власти и замкнутость вокруг правителя, а также многочисленные попытки его свержения и получение больше полномочий и привели к неэффективности наличие данной элиты, самоуправству, переворотам и многому другому, что впоследствии искоренил Петр I.
Китайское правительство при правлении Цы Си во второй половине 19 - начале 20 века имело строго консервативные и монархические взгляды. Великая императрица сосредоточила в своих руках всю верховную власть, наделив особыми полномочиями своих приближенных. Ее правление сопровождалось общественными недовольствами из-за старого китайского патриархального строя. Население хотело получить больше свобод и отстаивало либеральные ценности, навеянные Западом, чего не допускала элита, т.к. не хотела лишать себя абсолютной власти во главе с императрицей. Все это привело к серии восстаний и бунтов по свержению существовавшего строя и возникновению нового политического кризиса в стране [5, с. 6].
Партийная номенклатура в СССР - еще один пример замкнутости политической элиты. Группа управленцев, осуществляющая власть в стране практически не подвергалась ротации и кадровому обновлению, они стремились как можно дольше оставаться у власти, даже не смотря на возраст и физическую немощность. Со временем замкнутость и корпоративность элит стали заметным явлением для всего советского общества, а либеральные ценности не допускались в этот период. Впоследствии это привело к тому, что низкая эффективность многих политических процессов послужило одной из причин исчезновения СССР как государства.
На данный момент в России правящей партией является Единая Россия, поэтому число депутатов этой фракции является несомненным большинством на заседаниях как городских и региональных Дум, так и в Государственной Думе РФ. Таким образом, любой законопроект, рассматриваемый этой партией, в большинстве случаев будет одобрен. 22 апреля 2016 года Госдумой был принят закон о повышении пенсионного возраста чиновников, что можно рассматривать как скрытые тенденции сохранения властных полномочий среди элиты, невзирая на возраст [2, с. 3-5].
Из-за замкнутости правящей элиты образовывается так называемая контрэлита - группа людей с исключительными лидерскими качествами, которым замкнутость социальной системы не позволяет занять руководящие позиции и получить власть. Если господствующая элита слабеет, контрэлита проводит революционные преобразования и в итоге сама превращается в господствующую элиту.
На основании проведенного анализа образования и функционирования политических элит можно сделать вывод, что история развития государства - это постоянный процесс обновления различного рода элит, а самая главная из них - управленческая. Этот процесс является очень важным для политической системы, который необходим для внедрения новых членов, обладающих властными полномочиями, что позволяет насытить ее новыми взглядами, идеями и всем необходимым для поддержания существования политической системы и предотвращения политического кризиса и революционных преобразований. На основе исторического примера современные элиты не должны допустить возникновения политического кризиса, в противном случае государство не сможет существовать либо нормально функционировать. Чтобы избежать такого результата, многим политическим режимам необходимо наличие постоянной ротации, т.к. государство - это постоянно развивающийся и изменяющийся политический институт, насыщенный различными политическими традициями, обычаями, мифами, ценностями и прочим. Именно поэтому новообразованной элите необходимо умело лавировать на стыке старого и нового, потому что кон-
сервативные взгляды, как и слишком быстрые реформы могут негативно воспринимать общество.
Таким образом во избежание политического кризиса необходимо соблюдать такие критерии, как: постоянная смена властных органов, удовлетворение потребностей и ожиданий общества, принятие во внимания всех существующих политических сил в государстве, а также контроль за не возникновением контрэлит, которые несут угрозу государственному устройству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://v4.udsu.ru/files/1303479468.pdf
2. Парето В. Трансформация демократии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. ralit.me/books/transformaciya-demokratii-sbomik-read-355772-1.html
3. Моска Г. Элементы политической науки. Глава III. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ecsocman.hse.ru/data/858/843/1217/021Moska.pdf
4. Электронная библиотека. Пути формирования политических элит [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://banauka.ru/2337.html
5. Цзюн Ч. Императрица Цыси. Наложница, изменившая судьбу Китая. 1835—1908 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/ imperatrica-cysi-nalozhnica-izmenivshaya-sudbu-kitaya-1835-1908-read-426652-1.html
Статья поступила в редакцию 14.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.