2022
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКА
Т. 38. Вып. 2
К ЮБИЛЕЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПИСЬМО В НОМЕР
УДК 332.024 1БЬ 120+123+У30
Заметки об истории создания в 1724 году Российской академии наук и Санкт-Петербургского университета*
В. В. Окрепилов
Институт проблем региональной экономики РАН,
Российская Федерация, 190013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, 36-38
Для цитирования: Окрепилов, В. В. (2022) 'Заметки об истории создания в 1724 году Российской академии наук и Санкт-Петербургского университета, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 38 (2), с. 315-327. https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.207
Достижения науки и образования составляют надежную основу инновационного развития современной экономики. Вполне закономерным поэтому представляется интерес к истокам зарождения науки и образования в России. При подготовке статьи автор опирался на материалы написанных им книг о таких выдающихся ученых, как Леонард Эйлер, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, чьи имена навсегда вписаны в историю Санкт-Петербургского университета и составляют славу российской и мировой науки. В статье представлены редкие факты, связанные с созданием Петербургской академии наук и художеств, учрежденной по инициативе Петра I. В состав Академии по требованию Петра I были включены Университет и Гимназия. Тем самым одновременно было положено начало деятельности нынешних Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета, имеющих одну общую дату основания — 28 января (8 февраля) 1724 г. В статье описан вклад в развитие Академии и Университета ряда выдающихся ученых, прежде всего М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносову принадлежит заслуга выделения Университета в самостоятельную единицу в составе Академии наук, его реорганизации с целью обеспечения качественной подготовки отечественных ученых и пополнения ими рядов Академии.
* Статья подготовлена по результатам ФНИ по Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022
Рассматриваются основные экономические идеи М. В. Ломоносова, предвосхитившего в своих предложениях современную политику государственного протекционизма. Приводятся данные о начале системного преподавания экономических дисциплин после восстановления деятельности Петербургского университета в 1819 г. Показаны примеры сотрудничества РАН и СПбГУ в современный период, когда началась подготовка к 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета.
Ключевые слова: наука, образование, развитие, экономика, университет, метрология.
Введение
События, составляющие экономическое развитие, неразрывно связаны с судьбами людей, в которые они вплетены. Современное инновационное развитие трудно представить без открытий и достижений в области фундаментальных наук: математики, химии, физики и т. д. Жизнь и деятельность одного из самых знаменитых российских ученых и преподавателей Санкт-Петербургского университета, Дмитрия Ивановича Менделеева, для меня стала открытием более сорока лет назад, когда я работал во Всероссийском НИИ метрологии имени Д. И. Менделеева главным инженером. Интерес к этому ученому я пронес через всю свою дальнейшую жизнь. Он придал импульс моим исследованиям, посвященным становлению российского образования и науки, качеству образования и неразрывно связанному с ним качеству жизни.
В 2000 г. по рекомендации Жореса Ивановича Алферова я был избран заместителем председателя Санкт-Петербургского научного центра РАН, и это позволило мне принять активное участие в работе комиссии по подготовке к 300-летию М. В. Ломоносова и тем самым расширить исследование истоков российского образования и науки. К работе комиссии были привлечены многие подразделения Академии наук, в том числе архив Кунсткамеры и Архив РАН. В результате нам удалось собрать уникальный материал об Академии, Университете и ученых, работавших в этих учреждениях.
Цель данной статьи — описать условия, в которых происходило первоначальное становление российской науки и высшего образования, создание Российской академии наук, организация Академического университета, давшего начало деятельности Санкт-Петербургского университета.
1. Идея Петра I: наделение Академии наук учебными функциями
Создание Академии наук и художеств явилось логичным продолжением реформаторских усилий Петра I, в том числе по развитию науки и образования. В то время во Франции, Италии, Германии уже действовали свои академии наук, и император понимал необходимость появления подобного научного центра в России.
Проект Академии наук и художеств, подготовленный с участием ряда зарубежных ученых, Петр I направил в Правительствующий Сенат. И 28 января (8 февраля) 1724 г. был издан Указ об учреждении Академии и о назначении для содержа-
ния оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга1. Указ гласил:
«Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги. А Генваря 22 дня Его Императорское Величество, будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проэкта, на котором собственною Своею рукою подписать изволил тако: на содержание оных определить доходы, которые сбираются с городов Нарвы; Дерпта, Пернова и Аренсбурга таможенных и ли-центных, 24 912 рублей; и по тому Его Императорскаго Величества указу Правительствующий Сенат приказали: оные доходы собирая, содержать в рентереи, из которых отпускать в тое Академию по указам из Сената. А кроме того, ни на какие расходы не употреблять. И о том в Камер Коллегию и в Штатс Контору указы посланы...»
К указу прилагался Проект учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов. В дальнейшем этот документ именовался как Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств.
Официальное открытие Петербургской академии наук и художеств состоялось, уже после смерти Петра I, 27 декабря 1725 г. (7 февраля 1726 г.), вскоре после того, как Екатерина I издала Указ «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста» (рис. 1). Указ предписывал выполнить решение императора Петра Великого об учреждении Академии наук ради «обучения народа своего» и «для пользы Государства Российского».
Как подчеркнул президент РАН Ю. С. Осипов, выступая на мероприятии, посвященном 275-летию Российской академии наук, «с самого начала. академия стала не столько робким учеником мировой науки, сколько самостоятельным и полномочным ее членом, основой для воспитания национальных кадров. Деятельность Ломоносова и его последователей блестяще это подтвердила» (Осипов, 1999, с. 1013).
Академия состояла из собственно Академии наук и художеств, Университета, Гимназии, Библиотеки, Естественно-научного музея (Кунсткамеры), а также Типографии, Астрономической обсерватории, Физического и Минералогического кабинетов, Анатомического театра, Ботанического сада, Художественных палат (Инструментальной, Гравировальной и Рисовальной мастерских) и других учреждений. В течение первых двух десятилетий в разное время в ее составе были созданы Географический департамент, Академии художеств собрание, Российское, Историческое и Математическое собрания.
Согласно первому уставу, в Академии имелось три класса: математический, физический и гуманитарный (рис. 2). Каждый класс подразделялся на кафедры, которые занимали академики. Поскольку они же должны были читать лекции в Академическом университете, то их называли также профессорами.
1 Об учреждении Академии и назначении для содержания оной доходов таможенных и ли-центных, которые собираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга. Указ именной, объявленный из Сената 28 января 1724 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. VII. 1723-1727. СПб., 1830. № 4443.
уК-АзЪ ЕЛ 1МПЕрАТОрСКОГО
L-EAi'lEGTBA iCEpüCCUiCKUH , к:
ig KiHipojHoc niiT>cin;e.
nOHixt есть, ЧлК^г nofiSKHJe имЪлЪ
G&HHHU4 Л ^нвДквйЛныр ituurö. Его NoifiPHij -r.rii Ве.^Зчссйно ( оооу1сн-1и iiij-^д «остр л-' ^crij j^Epchli устнГрпь A&frwl» на^Л . о numufom tc чи^йЕнйдУ СсмыиБ Kitiutifl) уч1Шткь Лнрп^гдЛчЪ |?i4 rwy. Гышря ьЪ и Жнъ,
н Пй ИО>Л И ИРОЯП] J.L n.cjiL1jieöHH*b ю^ги , Щ1ХЩ1
ATiJtlJrt . «|с;г itfm *1lH* ciüfn üUfilCiiTU. y)Clu4l , Kortiifiie i»J- VI с n II^ICUJH. Тшн ЙССПpetilmiiliiii
Глеу^чи* IfiRcpüitijjiiii KKjjtTFrptHA A.^yDemi, CinCUrps.llii EiffOiclreiiiH ».t.ui ЛетчЪ IHJ.wükhjiiha WfJJC^ Äräj
блиенныя я винедиоютм* тплщн ];]>■□ l tut; ггч1 Л АЛЛ HQUÜiu Гтулрсппи рпк11кяото»
ntySS HAVtl. нынТ> я DtHtVH» учДОедночЬ n:llVEr<i
litnejümofEVnfa m sikiiL* Прп?Т1Тч™ ЛепЛ'-Ч'Ч^»
AllpCimi-l fi-JpMciHmfofLIJa уЫ11ЛДг К nmuHli itjusfr
tilHJ .IHUfui nTfjan1t4.lt LIчЬт*miljil+Ie qdutjllUIL гЪ pa)11иг I»Jf*I" fielst: cf.o.trii'.riiiilKtijV Ш^икЫЬ oijiiHJMliiHHf v-iEJiUwCj-Jynrh ■Ьтон Х^исмгк содертвдн. »чаИчЪ ¡шудор ftyjymT» игЪуМть. orwib яЬско^Ь cyjitiöb ivjunl» ocoGon £сгл*мсншЪ.
ERATEplHA.
Т^ЧАГЕНнЪ Cip^lflOCfS/l1^ "lifr: CcHüibi
ЯсК&ВД -t i«4 -
Рис. 1. Копия Указа Екатерины I «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук...»
Источник: Тихонов, И. Л. (2019) 'Еще раз о начале Санкт-Петербургского университета (к 295-летию создания)'. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/20190128_presentation_us.pdf (дата обращения: 04.03.2022).
Рис. 2. Персональный состав Академии наук и художеств, 1742 Источник: Окрепилов, В. В. (2011) М. В. Ломоносов в Санкт-Петербурге. СПб.: Изд-во Политех. ун-та. С. 87.
Число академиков, превышая установленный первоначально штат (10-11 человек), достигало в иные годы 17 человек. Академиками первого состава были иностранцы, поэтому в каждом классе имелось по два переводчика.
Идею создания Университета в составе Академии наук и художеств Петру I подсказал немецкий профессор Марбургского университета Христиан Вольф. Ученый рекомендовал уделить больше внимания образовательной функции будущей Академии: «Обыкновенный университет, где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству», — писал он российскому императору (цит. по: (Львович-Кострица, 1892, с. 51)).
В окончательном варианте проекта учреждения Академии наук и художеств Петр I наделил ее учебными функциями и включил в ее состав Университет и Гимназию.
Академический университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. В Университете изучались все ведущие научные дисциплины того времени; в число обязательных дисциплин входили латынь, греческий, немецкий и французский языки, русская словесность, математика, естественные науки, история, география, рисование, логика и риторика. По подсчетам, проведенным Т. В. Костиной на основе изучения архивных документов, в первые восемь лет (1725-1732) можно «считать студентами Академии наук 50 человек, предполагая, что их, вероятнее всего, было больше» (Костина, 2016, с. 38).
В первые годы деятельности Университета обучение юношества было возложено на иностранных академиков, которые часто брали с собой в Петербург уже подготовленных студентов, называвшихся адъюнктами. Адъюнкт являлся помощником академика, имел право вести самостоятельную научную работу и присутствовать на заседаниях Академического собрания. К 1729 г. насчитывалось всего пять адъюнктов, самым талантливым из которых был Леонард Эйлер, приехавший в Петербург в 1727 г. двадцатилетним юношей и ставший затем одним из величайших математиков мира. Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение. Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Е. Головиным» (Смагина, 2000, с. 640).
В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли (Окрепилов, 2007). Кроме того, в 2016 г. вышла книга «Выдающиеся метрологи России», в которой отдельные главы посвящены метрологической деятельности Л. Эйлера, М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева (Окрепилов и Доценко, 2016). Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку.
В сентябре 1734 г. руководство Академией наук и художеств и Академическим университетом было поручено барону Иоганну Альбрехту Корфу. По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. А. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М. В. Ломоносова.
Обучаясь в то время в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Ломоносов стал одним из нескольких юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам, и был вместе с ними направлен на обучение в Академию наук и художеств. 1 января 1736 г. юноши прибыли в Петербург. С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу.
Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. по июнь 1741-го. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук,
что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе.
После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи.»2
Академия в этот период находилась в упадке, многие кафедры пустовали, число профессоров заметно сократилось. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов.
В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. по представлению Академической канцелярии Сенат присвоил ему звание профессора.
У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. носил звание адъюнкта по высшей математике, и Григорий Николаевич Теплов, который в 1742 г. был назначен адъюнктом по ботанике. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. В. Ломоносов (профессор химии) и В. К. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. присвоили звание профессора элоквенции (красноречия).
Вместе с М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. П. Крашенинников. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых.
Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г., замыкающее академиков в рамки одного направления. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «.запрещено академикам в другие науки вступать, кроме своей профессии, чрез что пресекается не токмо нужное сношение, но и союз наук и людей ученых дружба. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? <.> Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться»3.
Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией.
2 Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 452. Л. 22.
3 Там же. Ф. 20. Оп. 1. № 1. Л. 176 об.
В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» (Ломоносов, 1957, с. 122-123).
Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. об обучении студентов и гимназистов. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» (Ломоносов, 1957, с. 21).
Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры (угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы). Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. слушателей было 20, в 1758-м — 16 человек.
В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. П. Крашенинников. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра.
В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым.
Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров.
Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. было выпущено Определение Академической канцелярии о передаче Университета и Гимназии Императорской Академии наук в единоличное ведение профессора М. В. Ломоносова.
Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно.
Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво-
зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» (Чернова, 2011, с. 13).
История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. А. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Г. Плисов, К. Ф. Герман, К. И. Арсеньев. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе.
Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. В. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами.
Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции.
Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в.: умножению «внутреннего изобилия», улучшению земледелия, совершенствованию здравоохранения, широкому просвещению. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России.
Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г., как раз в год начала системного преподавания экономической теории в Санкт-Петербургском университете. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» (Ломоносов, 1819), причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения.
Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях.
Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. И. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. на заседании, посвященном 200-летию великого ученого, В. И. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» (Вернадский, 1995, с. 185).
Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века (1865-1890) в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. И. Менделеева. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Метролог. Педагог» (Окрепилов и Доценко, 2014).
Уйдя из Университета, Д. И. Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России. Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург». При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. И. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. И. Менделееву, который действует в Университете.
Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев. Результатом исследований стало появление книг о Д. И. Менделееве. В издании «Менделеев. Шостакович. Блок» была описана судьба дочери Д. И. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока (Окрепилов, 2006). Дело в том, что Д. И. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А. Н. Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях.
Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования.
Заключение
Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января (8 февраля) 1724 г. — закреплена в ныне действующем Уставе СПбГУ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г.4
4 Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1241 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"». — Здесь и далее все ссылки на российские и меж-
С момента своего создания Санкт-Петербургский университет пережил разные этапы, но всегда оставался местом, где работали ведущие российские ученые, а выпускники Университета постоянно пополняли научную и управленческую элиту страны. Эта традиция сохраняется и продолжается и сегодня. Достаточно сказать, что в числе выпускников СПбГУ два президента Российской Федерации, шесть председателей правительства страны и девять лауреатов Нобелевской премии.
Сегодня Санкт-Петербургский университет, являясь одним из ведущих вузов России, имеет в соответствии с принятым в 2009 г. Федеральным законом особый статус5. Он наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.
Университет постоянно укрепляет свои позиции в международных рейтингах. В 2015 г. СПбГУ впервые вошел в мировой репутационный рейтинг университетов Times Higher Education и сразу попал в группу вузов, занимающих 71-80-е места, в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией. СПбГУ занимает третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacqua-relli Symonds по итогам 2020 г. В декабре 2020 г. Университет вошел в первую сотню (91-е место) лучших вузов мира по версии международного предметного рейтинга Round University Ranking в области гуманитарных наук. В этом рейтинге оценивается эффективность вузов мира по шести укрупненным предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, технические науки и социальные науки. Знаменательно, что по сравнению с предыдущим годом СПбГУ поднялся в рейтинге сразу на 87 пунктов. Университет постоянно улучшает свои позиции во многих престижных рейтингах по конкретным направлениям наук.
Нынешние успехи Университета во многом связаны с многолетней деятельностью на посту ректора и президента вуза Людмилы Алексеевны Вербицкой. Мне довелось сотрудничать с Людмилой Алексеевной в составе президиума Совета ректоров Санкт-Петербурга, участвовать вместе с ней в подготовке многих городских мероприятий в качестве почетных граждан Санкт-Петербурга. Она была человеком высокой культуры, большого обаяния и твердой административной силы.
Со многими учеными Университета я познакомился ближе, работая в Санкт-Петербургском научном центре РАН. Назову среди них академиков РАН Сергея Георгиевича Инге-Вечтомова, Юрия Викторовича Наточина, Александра Даниловича Ноздрачёва. А всего сегодня в Санкт-Петербургском университете работают или сотрудничают с ним на постоянной основе 21 действительный член Российской академии наук и 29 членов-корреспондентов РАН.
В 2019 г. членом-корреспондентом РАН был избран ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев. В этом же году он был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области общественных наук имени В. В. Новожилова. Вместе с губернатором Санкт-Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым ректор СПбГУ вошел в состав Организационного комитета по под-
дународные нормативные правовые акты приводятся по СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
5 Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
готовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук. Я уверен, что юбилею Университета будет также уделено огромное внимание.
Хочется пожелать Санкт-Петербургскому государственному университету встретить свое 300-летие новыми значительными достижениями в научной сфере и в подготовке лучших специалистов для нашего города, для всей России и мира.
Литература
Вернадский, В. И. (1995) Общественное значение Ломоносовского дня. Публицистические статьи. М.: Наука.
Костина, Т. В. (2016) 'К вопросу о численности и статусе первых академических студентов в Петербурге (1725-1732)', Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви, 1 (68), с. 32-44. Ломоносов, М. В. (1819) 'О сохранении и размножении российского народа', Журнал древней и новой
словесности, ч. 5 (март), 6, с. 52-78. Ломоносов, М. В. (1957) Полное собрание сочинений: Т. 10. (В 11 т.). М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР.
Львович-Кострица, А. И. (1892) М. В.Ломоносов. Его жизнь и деятельность. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих. Окрепилов, В. В. (2006) Менделеев. Шостакович. Блок. СПб.: Legacy. Окрепилов, В. В. (2007) Леонард Эйлер и метрология. СПб.: Гуманистика. Окрепилов, В. В. (2011) М. В.Ломоносов в Санкт-Петербурге. СПб.: Изд-во Политех. ун-та. Окрепилов, В. В., и Доценко, В. Д. (2014) Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Метролог. Педагог. СПб.: Аврора-Дизайн.
Окрепилов, В. В., и Доценко, В. В. (2016) Выдающиеся метрологи России. СПб.: Аврора-Дизайн. Осипов, Ю. С. (1999) 'Наука способна изменить облик страны', Вестник Российской академии наук, 11 (69), с. 1012-1014.
Смагина, Г. И. (2000) 'Академия наук и развитие образования в России в XVIII веке, Вестник Российской академии наук, 7 (70), с. 635-644. Чернова, М. Н. (2011) 'Михаил Васильевич Ломоносов: страницы жизни', Образование в современной школе, 6, с. 4-20.
Статья поступила в редакцию: 04.10.2021 Статья рекомендована к печати: 17.02.2022
Контактная информация:
Окрепилов Владимир Валентинович — академик РАН, д-р экон. наук, проф.; okrepilov@test-spb.ru
Notes on the history of the creation of the Russian Academy of Sciences and St Petersburg University in 1724*
V. V. Okrepilov
Institute for Regional Economic Studies of the Russian Academy of Sciences, 36-38, ul. Serpukhovskaya, St Petersburg, 190013, Russian Federation
For citation: Okrepilov, V. V. (2022) 'Notes on the history of the creation of the Russian Academy of Sciences and St Petersburg University in 1724', St Petersburg University Journal of Economic Studies, 38 (2), pp. 315-327. https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.207
The achievements of Russian science and education form a reliable basis for the innovative development of the modern economy. It is quite natural, therefore, that there is an interest in the origins of the origin of science and education in Russia. In preparing this article, the author relied on
* The article was prepared based on the results of the fundamental scientific research under the Program of Fundamental Scientific Research of the State Academies of Sciences for 2013-2020.
the materials of books written by him about such outstanding scientists as Leonard Euler, Mikhail Lomonosov, Dmitry Mendeleev, who forever inscribed their names in the history of St Petersburg University and made the glory of Russian and world science. The article examines on a factual basis the history of the creation of the St Petersburg Academy of Sciences and Arts, established on the initiative of Peter I. At the request of Peter I, the University and the Gymnasium were included in the Academy. Thus, the simultaneous beginning of the activities of the current Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University was laid, having one common date of foundation — January 28 (February 8), 1724. The article examines the first years of the Academy and the University through the special contribution to their development of a number of outstanding scientists, first of all, M. V. Lomonosov. M. V. Lomonosov has the merit of separating the University into an independent unit within the Academy of Sciences, its reorganization in order to ensure high-quality training of domestic scientists and their replenishment of the Academy's ranks. The main economic ideas of M. V. Lomonosov, who anticipated the modern policy of state protectionism in his proposals. The data on the beginning of the systematic teaching of economic disciplines after the restoration of the activities of St Petersburg University in 1819 are given. Shown are examples of close cooperation between the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University in the modern period, when preparations began for the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University. Keywords: science, education, development, economics, university, metrology.
References
Chernova, M. N. (2011) 'Mikhail Vasilyevich Lomonosov: pages of life', Education in modern school, 6, pp. 4-20. (In Russian)
Kostina, T. V (2016) 'On the question of the number and status of the first academic students in St Petersburg (1725-1732)', St. Tikhons University Review. Series II: History. Russian Church History, 1 (68), pp. 3244. (In Russian)
Lomonosov, M. V. (1819) 'On the preservation and reproduction of the Russian people', Journal of ancient
and modern literature, pt 5 (March), 6, pp. 52-78. (In Russian) Lomonosov, M. V. (1957) Complete works: Vol. 10. (In 11 vols). Moscow; Leningrad: USSR Academy of
Sciences Publ. (In Russian) Lvovich-Kostritsa, A. I. (1892). M. V. Lomonosov. His life and work. St Petersburg: Tipografiya Yu. N. Erlikh Publ. (In Russian)
Okrepilov, V. V. (2006) Mendeleev. Shostakovich. Blok. St Petersburg: Legacy Publ. (In Russian) Okrepilov, V. V. (2007) Leonard Euler and Metrology. St Petersburg: Gumanistika Publ. (In Russian) Okrepilov, V. V. (2011) M. V. Lomonosov in St Petersburg. St Petersburg: Polytechnic University Publ. (In Russian)
Okrepilov, V. V., and Dotsenko, V. D. (2014) Dmitry Ivanovich Mendeleev: Scientist. Metrologist. Educator.
St Petersburg: Avrora-Dizayn Publ. (In Russian) Okrepilov, V. V., and Dotsenko, V. D. (2014) Outstandingmetrologists of Russia. St Petersburg: Avrora-Dizayn Publ. (In Russian)
Osipov, Yu. S. (1999) 'Science can change the face of a country', Bulletin of the Russian Academy of Sciences,
11 (69), pp. 1012-1014. (In Russian) Smagina, G. I. (2000) 'The Academy of Sciences and the development of education in Russia in the
XVIII century, Bulletin of the Russian Academy of Sciences, 7 (70), pp. 635-644. (In Russian) Vernadsky, V I. (1995) The social significance of Lomonosovs day. Publicistic articles. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
Received: 04.10.2021 Accepted: 17.02.2022
Author's information:
Vladimir V. Okrepilov — Academician of the Russian Academy of Sciences, Dr. Sci. in Economics, Professor; okrepilov@test-spb.ru