Научная статья на тему 'Заметки о жанре: "маленькая поэма" С. А. Есенина'

Заметки о жанре: "маленькая поэма" С. А. Есенина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
624
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСЕНИН / "МАЛЕНЬКАЯ ПОЭМА" / YESENIN "LITTLE POEM" / ЖАНР / GENRE / СИНТЕЗ ЛИРИЧЕСКОГО И ЭПИЧЕСКОГО / THE SYNTHESIS OF THE LYRIC AND EPIC CYCLE / ЦИКЛ / АРХИТЕКТОНИКА ТЕКСТА / TEXT'S STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдушкина О.В.

В статье рассматривается жанр «маленькая поэма», определение которого в литературоведении не имеет теоретической базы. Особое внимание уделяется развитию этого вида поэмы в творчестве С.А. Есенина 1917-1920 годов: анализируется художественное своеобразие поэтической формы на примере стихотворения «Тучи с ожереба…» и поэмы «Отчарь» 1917 года. Делается вывод, что лирическое (особенности романтической поэмы) и эпическое в едином контексте «маленькой поэмы» синтезируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notes about the genre of Sergey Yesenin's "A Little Poem"

This article discusses the genre of "Little poem" which definition in literary criticism has no theoretical basis. Particular attention is paid to the development of this kind of poem in the S.A. Yesenin's works of 1917-1920: analysis of poetic artistic originality as an example of the poem "Clouds with foal..." and the poem "Otchar" 1917. It is concluded that a lyric (especially romantic poem) and the epic in the same context as the "Little poem" is synthesized.

Текст научной работы на тему «Заметки о жанре: "маленькая поэма" С. А. Есенина»

Humanity space International almanac VOL. 2, No 4, 2013: 727-736

Заметки о жанре: «Маленькая поэма» С.А. Есенина О.В. Юдушкина

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования» Российской Академии Образования

119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1

Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education»

Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: oyudushkina@yandex.ru

Ключевые слова: Есенин, «маленькая поэма», жанр, синтез лирического и эпического, цикл, архитектоника текста.

Key words: Yesenin "Little poem", genre, the synthesis of the lyric and epic cycle , the text's structure.

Резюме: В статье рассматривается жанр «маленькая поэма», определение которого в литературоведении не имеет теоретической базы. Особое внимание уделяется развитию этого вида поэмы в творчестве С.А. Есенина 1917-1920 годов: анализируется художественное своеобразие поэтической формы на примере стихотворения «Тучи с ожереба...» и поэмы «Отчарь» 1917 года. Делается вывод, что лирическое (особенности романтической поэмы) и эпическое в едином контексте «маленькой поэмы» синтезируется. Abstract: This article discusses the genre of "Little poem" which definition in literary criticism has no theoretical basis. Particular attention is paid to the development of this kind of poem in the S.A. Yesenin's works of 1917-1920: analysis of poetic artistic originality as an example of the poem "Clouds with foal ... " and the poem "Otchar" 1917. It is concluded that a lyric (especially romantic poem) and the epic in the same context as the "Little poem" is synthesized. [Yudushkina O.V. Notes about the genre of Sergey Yesenin's "A Little Poem"]

«Маленькая поэма» - особая форма в творчестве Есенина. Это лироэпическое произведение, сочетающее в себе сюжетное повествование о событиях с эмоциональными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». В большинстве «маленьких поэм» Есенина преобладают черты романтизма: столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами.

В революционно-романтических поэмах Есенина 19171920 годов «самовыражение» поэта приобретает общечеловеческое значение: художественный образ создается,

прежде всего, для того, чтобы выразить отношение к тем или иным явлениям жизни. Событийная насыщенность (сюжетность) «маленьких поэм» этого времени сочетается с лирическими отступлениями в виде внутреннего монолога героя, молитвенного слова, стилизованной проповеди и т.п. Таким образом, синтетическая связь лирического и эпического начал выступает как единство темы, мотивной структуры, художественной системы, что делает жанр «маленькой поэмы» в творчестве Есенина оригинальным и точно передающим веяния революционного и постреволюционного времени ярко и искренне.

Исследовательская литература не дала полной эволюции этого поэтического жанра. Не претендуя на окончательное решение всех проблем, касающихся определения «маленькой поэмы», попытаемся в процессе анализа поэтики стихотворений 1917 года приблизиться, в какой-то степени, к творческой лаборатории Есенина.

Современные исследователи отмечают, что «маленькая поэма» отличается прерывистым развитием фабулы, эпический сюжет в ней скрывается «за чередованием разнотипных и разнотемных лирических высказываний» (Литература и язык, 2007: 376). «Внешняя форма поэмы своеобразно изменяется. <...> В поэму вводится строфа и появляется ряд поэм, написанных октавами, сонетами, рондо, триолетами (А. Пушкин, В. Иванов, Игорь Северянин, Ив. Рукавишников). Реалистическую поэму пробует дать Фофанов <...> С большой охотой мыслят в термине «поэма» свои опыты стихотворной повести символисты (Брюсов, Коневский, Бальмонт)» (Литературная энциклопедия, 1925).

Исследователь творчества Есенина В.И. Харчевников, размышляя над поэмой «Инония», отмечает: «<...> это лирический монолог с непрерывно меняющимся объектом <...> она отличается от привычной лирической поэмы повышенной императивностью, объективацией лирического переживания» (Харчевников, 1983: 41-42).

Теоретической базы для «маленькой поэмы» недостаточно. Между тем этот вид поэмы является вполне самостоятельным жанром русской литературы. «Маленькую

поэму» можно назвать авторской формой: в ней обнаруживаются признаки как лирического стихотворения (воспроизведение субъективного личного чувства или настроения автора, в основе семантическая напряженность), так и эпоса в «маленькой поэме» присутствует конфликт, сюжет имеет символико-философский характер, «тематически обособленные фрагменты стремятся циклизоваться и превратиться в единое эпическое пространство» (Литература и язык, 2007: 376). В этой двойственности и заключается трудность определения родовой принадлежности данной жанровой структуры.

М.М. Бахтин, анализируя произведения Есенина, отмечал: «<...> если содержательный момент близок Маяковскому, то подход к нему другой. За городскими образами скрывается другой план - разложение и гибель. В личном отражено общее социальное явление: уход старой России, которую любил Есенин. Это сказалось и в деталях: предметы начинают разлагаться, распадаться. Но при этом разложение понимается не реалистически, как у Маяковского, а обогащено, как у Блока цыганщина, символическим элементом» (Бахтин, 1995: 666).

В поэзии Есенина параллельно существуют две жанровые формы. Мировидение поэта в стихотворениях малой формы -это чувства лирического героя, некий микрокосм. Расширяя содержательные границы художественного текста, Есенин обращается к «маленькой поэме»: важным становится большее пространство, что позволяет говорить о макрокосме, потому как функциональность образа меняется. Эта жанровая структура с 1917 года в творчестве поэта становится самой разработанной, во многом по тематике согласуется с лирическими зарисовками революционного времени. Объединенные мотивом любви к России, родимому краю, поэмы 1917-1920 годов оригинальны в своем исполнении: в синтезе лирического и эпического начал главное место занимают чувства героя, отражающие собственное «я» поэта.

Поразительно, что в есениноведении 1917 год стирается: достоверных данных о датировке произведений, а также критической литературе нет (эта информация подтверждается путем анализа 4 (дополнительного) тома «Собрания

стихотворений Есенина», вышедшего в Ленинграде в 1928 году и сохранившегося в библиотеке Л.В. Занковской).

«Маленькая поэма» Есенина 1917-1920 годов -многочастное произведение. Оно состоит из нескольких главок, представляющих собой циклическое единство, строящееся на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях. Таким образом, «маленькая поэма» Есенина становится небольшим циклом, построенным по идейно-тематическому принципу. Подчиняясь целостному субъективно-эмоциональному началу, осложненному историзмом, идейно-тематической коллизией, такой цикл включает в себя и лирическое стихотворение, и стилизованные элементы, и авторские отступления, вкупе приближающие его к лироэпической поэме. Именно подобное построение цикла указывает на тяготение его форм к более масштабной проблематике, к появлению сюжета и развитию линии лирического героя.

Одним из явных примеров перехода от лирического стихотворения к небольшой поэме, в котором четко прослеживается близость к повествовательному содержанию, является произведение «Тучи с ожереба». Сложное по своей структуре, оно близко к «маленькой поэме».

Исследователь В.И. Харчевников, изучая проблему циклизации и жанровые основы «маленьких поэм», размышлял: «Ближайший и вероятный прецедент этого жанра в поэзии самого Есенина - стихотворение «Тучи с ожереба» (1917)1. <...> Это стихотворение ориентировано на осведомленного современника и включалось в общую атмосферу оживленных толков о «смутном времени», в этом произведении надо искать отражение самого Апокалипсиса» (Харчевников, 1983: 43-44).

В.И. Харчевников отмечал библейскую тематику поэм 1917-1919 годов. Он в них видел только апокалипсические и пророческие мотивы («Инония», «Сельский часослов» и др.). Согласиться с таким утверждением трудно. Каждая из поэм представляет собой циклическую систему, включающую стилизованные элементы иконы, молитвенного слова, евангельского эпизода, представленные в синтезе лирического и эпического начал.

Постараемся проанализировать взаимосвязь новой

поэтической формы, названной «маленькой поэмой», и определить ее художественное своеобразие на примере стихотворения «Тучи с ожереба...» и поэмы «Отчарь» 1917 года.

Поэма «Отчарь» была опубликована 10 сентября 1917 года в газете «Дело народа», «Тучи с ожереба.» - 26 января 1918 года в «Вечерней звезде». Произведения по своему лирическому сюжету близки, и, можно предположить, что одно из них послужило основой к созданию другого. Первая часть поэмы во многом схожа по тематике со стихотворением. Для примера сравним их начальные строки: «Отчарь» Тучи с ожереба»

Тучи — как озера, Тучи с ожереба

Месяц — рыжий гусь. Ржут, как сто кобыл, Пляшет перед взором Плещет надо мною Буйственная Русь (2, 35)2. Пламя красных крыл (1, 106). Размер - трехстопный хорей с промежуточным пиррихием. Оба произведения строятся на метафоре. И в том, и в другом основным мотивом является предчувствие перемены, представленное символическими зарисовками глубокого содержания.

Архитектоника стихотворения «Тучи с ожереба.» уникальна. В этой малой форме есть четкая композиция: вступление (доминирующими становятся космические образы -тучи, небо, звезды), основная часть (ожидание изменений в окружающем мире), заключение.

Есенин вводит разговорную лексику в стих: «ржут», «сосцы», «пухнет», «пролает», «пасть». Такой прием помогает более точно передать атмосферу исторического времени. Использование контекстных противопоставлений: «забрезжит» -«вспыхнет», «восславят» - «пролает» углубляет ритм произведения: сведение несопоставимого убыстряет темп, делает его более напряженным, надрывным. Ритмическая прерывистость создается и за счет аллитерации: повторение согласных т-л-р-ж (см. предыдущий пример (1, 106).

Особый народный мистицизм позволяет поэту путем иносказания и метафоры затронуть мысль о появлении нового Мессии3:

Пухнет Божье имя В животе овцы (1, 106). И уже в следующей строфе - мотив неприятия: Только знаю: будет Страшный вопль и крик, Отрекутся люди Славить новый лик (1, 107).

Это еще больше говорит об апокалипсическом мировидении лирического героя. Именно в этом стихотворении прослеживается макрокосмическая связь. Являясь наблюдателем происходящих событий, герой не указывает на конкретное место (например, Россию), а ощущает себя частью всей Вселенной, где все, что вокруг него, имеет свое свойство и значение. Вводятся сравнения, олицетворения: «тучи ржут, как сто кобыл»; «звезды, как сосцы»; «скулы-дни»; «заря как пес пролает». Данное стихотворение глубоко философично и исторично: через христианский мотив поэт проводит мысль о скорых изменениях в жизни отечества и народа и на основе библеизмов вводит образы: «Новый Назарет», «Новый Симеон» (Новый Назарет - это переосмысленный библеизм, в Библии нет Нового Назарета).

Как видим, обращение к библейской мотивации показывает развитие особого мировидения Есенина в рамках стихотворения малой формы, выражающего и лирическое (звуковое оформление, средства художественной выразительности) и эпическое (содержательная сторона) начала.

Стихотворение «Тучи с ожереба.» поэт мог бы включить в художественную систему поэмы «Отчарь». Глубокая смысловая направленность стихотворения формировала его сюжетику, подчиненную философии современного поэту времени. Неудивительно, что сочетание лирических отступлений с напряженностью повествования стало основой художественной концепции Есенина революционного периода.

Рассмотрим архитектонику текста и определим стилевые и жанровые особенности «маленькой поэмы» «Отчарь».

Поэма состоит из пяти отдельных частей. Композиция произведения когерентна: все части поэмы представляют собой

отдельные стихотворения, но при развертывании семантических рядов, взаимодействие которых порождает смысловые связи и отношения (повторы, параллелизм), художественное пространство «маленькой поэмы» становится единым. Первая часть стихотворения - яркие метафоры: Не сорвется с неба Звездная дуга (2, 35). Не обронит вечер Красного ведра (2, 36).

Скрытые контекстные сравнения («тучи - озера», «месяц -гусь», «небо - голубые воды», «млечный путь - звездная дуга», «солнце - красное ведро») раздвигают границы лирического: введение космических элементов и обыгрывание их в структуре стиха усложняет композиционную стройность произведения. И если в этом эпизоде Есенин только представляет героя: «Здравствуй, обновленный / Отчарь мой, мужик!» (2, 35), то во второй части - явное обращение к нему. Личное местоимение «ты» в тексте второй части повторяется 6 раз. Лирические и эпические начала этой части, переплетаясь, достаточно сложно угадываются в прочтении: содержание внутреннего образа контаминирует образ внешний: Под облачным древом Верхом на луне Февральской метелью

Ревешь ты во мне (2, 36). (Курсив мой - Ю.О.)

Отсылка к революционному событию не случайна: мотив преображения через осознание неизбежности перемен -романтическая составляющая поэмы: символы развертывают лирическое содержание: Заря - как волчиха С осклабленным ртом; Но гонишь ты лихо Двуперстным крестом (2, 36).

Третья часть «маленькой поэмы» «Отчарь» представляет собой художественное отступление в виде стилизованной молитвы (в основе - многоголосная структура, молитвенный темп, функция - обращение, просьба):

О чудотворец!

Широкоскулый и красноротый, Приявший в корузлые руки Младенца нежного, -

Укачай мою душу На пальцах ног своих! Я сын твой, Выросший, как ветла,

При дороге, Научился смотреть в тебя,

Как в озеро. Ты несказанен и мудр. По сединам твоим Узнаю, что был снег На полях И поёмах. По глазам голубым Славлю Красное Лето (2, 37).

Обращение к мифическому образу - лирический герой через незримый образ божества - «Чудотворец», «несказанен и мудр», преклоняется перед зримым обликом (иконой) - «седины - снег», «глаза голубые - небо».

Мотив божественного присутствия проходит через всю «маленькую поэму». Он раскрывает ее эпическое содержание. В четвертой части, где основным является образ Руси, лирический герой вновь ощущает себя частью Вселенной, что представлено через макрокосмическое восприятие: «прижимаешь к плечу нецелованный мир», «горит на плечах необъемлемый шар» (2, 38).

Пятая часть «маленькой поэмы» - кульминация сюжета. Путем ассоциативного ряда (Вселенная - рай - «свет ангельских юрт») представлен мотив обновления, перерождения через страдания (вводится авторская реминисценция «Рыжий Иуда целует Христа»). Антитеза указанному мотиву - символ «дряхлое время», прослеживающийся в сквозном мотиве прославления, проходящем через все произведение:

И, славя отвагу И гордый твой дух, Сыченою брагой Обносит их круг (2, 40).

Таким образом, для передачи настроения времени, чувств лирического героя автор делит стихотворение на несколько различных по своему оформлению частей. В едином контексте лирические (ритм, стилизованная молитва) и эпические (мотивный ряд, оценочное осмысление) элементы синтезируются. Такая конструкция позволяет расширить границы стихотворения малой формы, приблизив его к поэме. Так как идейно-тематическая основа этих произведений несет в себе в первую очередь романтическую составляющую, то наиболее подходящей формой выражения художественного смысла становится «маленькая поэма».

Как видим, в поэзии Есенина революционного периода отдельное место занимает метафора: образность языка, художественная мотивированность всех средств выразительности, особая звуковая организация создают емкую стихотворную форму. Говоря о жанре «маленькой поэмы», стоит заметить, что в нем проявляются стилевые особенности романтической поэмы, прослеживающиеся в ослаблении фабульного элемента, фрагментарности сюжета, подчиненного лирическому развертыванию, особом звуковом оформлении. Наблюдается в этом жанре также и эпическая составляющая: вводятся транзиции (связующие мотивы, например, мотив божественного присутствия, мотив покаяния), произведение по структуре многопланово. Подобное сочетание лирического и эпического не случайно: автор в различных по форме отрывках (поэтическая зарисовка, стилизованная молитва, диалог, внутренний монолог и др.) представляет сюжет в поэме, и каждая часть произведения, являясь элементом большого стихотворения, имеет свою композицию и определенную функцию. Таким образом, жанр «маленькой поэмы», начиная с 1917 года более разработанный в произведениях Есенина, - это новое явление в его поэзии.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Стихотворение явно связано с революционными событиями - темы ожидания

мессии, вести о новом Назарете и т.д. не оставляют в этом сомнения. Однако оно не вошло ни в один из сборников «Скифы», а появилось в печати лишь в январе 1918 года. В нем отразилась особая позиция Есенина в этот период - в частности, его расхождение с Н.А. Клюевым, принципиальное несогласие с ним, с А. Белым, Р.В. Ивановым-Разумником, А.М. Ремизовым и другими участниками «Скифов» в оценке протекавших событий (Комментарий Козловского А.А. (1, 516).

2. Есенин С. Полн. собр. соч. В 7 т., 9 кн. М., 1995-2001 (в дальнейшем ссылки

на это издание даются с указанием тома и страницы).

3. Подробнее об этом образе см. комментарий А.А. Козловского (1, 520).

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М.М. 1995. Есенин.- Есенин С.А. Русская боль: Стихотворения.

Поэмы. Проза. Современники о Есенине. Москва. С. 666. Есенин С. Полн. собр. соч. В 7 т., 9 кн. М., 1995-2001.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2007. С. 376.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. М.; Л.,

1925. Код доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ Харчевников В.И. 1983. Жанр как основа для циклизации «богоборческих» поэм С. Есенина.- История и художественный мир писателя. Элиста: 41-42.

Получена /Received: 23.05.2013 Принята/Accepted: 27.05.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.