Научная статья на тему 'ЗАМЕТКИ О ВТОРОМ РОССИЙСКОМ ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ'

ЗАМЕТКИ О ВТОРОМ РОССИЙСКОМ ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
88
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ВТОРОЙ РОССИЙСКИЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / AESTHETICS / THE SECOND RUSSIAN AESTHETIC CONGRESS / MEDIA SPACE / ART / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куренкова Римма Аркадьевна

Цель статьи – информирование научной общественности о проведении Второго российского эстетического конгресса с 1 по 3 июля 2021 года в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Отмечается, что задачей учёных сегодня является рефлексия современного предметного поля эстетики как философии красоты, эстетической чувственности и искусства в противовес утилитаризму наших дней, который всё чаще культивирует низменное и отвратительное, а также восполнение дефицита смыслов красоты и интерпретация их в условиях нового цифрового и медиапространства. Украшением Конгресса стали две открытые лекции зарубежных учёных: Игоря Павловича Смирнова (Германия) «Киноискусство и “regress us ad infinitum”» и Михаила Наумовича Эпштейна (США) «Поэтическое вне поэзии». Несмотря на то, что в одном случае материалом для эстетических суждений выступал кинематограф, а в другом – поэзия и моменты новой поэтизации современной жизни, обоих учёных волновал один и тот же вопрос: куда идёт искусство и какова роль поэтического (эстетического) в будущем человечества? На Конгрессе прозвучали новые прорывные идеи, были обозначены смелые позиции, позволяющие ввести новые смыслообразующие формы для нашего гуманистического существования, привлечь внимание к тотальной необходимости эстетического и художественного образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW ON THE SECOND RUSSIAN AESTHETIC CONGRESS

The purpose of the article is to inform the scientific community about the holding of the Second Russian Aesthetic Congress from July 1 to July 3, 2021 in Yekaterinburg on the basis of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. It is noted that the task of scientists today is to reflect on the modern subject field of aesthetics as a philosophy of beauty, aesthetic sensuality and art, as opposed to the utilitarianism of our days, which is increasingly cultivating base and disgusting, as well as filling the deficit in the meanings of beauty and interpreting them in the new digital and media space. The decoration of the Congress was two open lectures by foreign scientists: Igor Pavlovich Smirnov (Germany) “Cinema and “regress us ad infinitum” and Mikhail Naumovich Epstein (USA) “Poetic Beyond Poetry”. Despite the fact that in one case the material for aesthetic judgments was cinema, and in the other poetry and moments of new poeticization of modern life, both scientists were worried about the same question: where is art going and what is the role of poetic (aesthetic) in the future of humanity? At the Congress, new breakthrough ideas were voiced, bold positions were outlined, allowing us to introduce new meaning-forming forms for our humanistic existence, to draw attention to the total necessity of aesthetic and artistic education and upbringing.

Текст научной работы на тему «ЗАМЕТКИ О ВТОРОМ РОССИЙСКОМ ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ»

С/^АМЕТКИ О ВТОРОМ РОССИЙСКОМ ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ

УДК 061:18

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-104-114 Р. А. Куренкова

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Российская Федерация, e-mail: r-kurenkova@mail.ru

Аннотация: Цель статьи - информирование научной общественности о проведении Второго российского эстетического конгресса с 1 по 3 июля 2021 года в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Отмечается, что задачей учёных сегодня является рефлексия современного предметного поля эстетики как философии красоты, эстетической чувственности и искусства в противовес утилитаризму наших дней, который всё чаще культивирует низменное и отвратительное, а также восполнение дефицита смыслов красоты и интерпретация их в условиях нового цифрового и медиапространства. Украшением Конгресса стали две открытые лекции зарубежных учёных: Игоря Павловича Смирнова (Германия) «Киноискусство и "regress us ad infinitum"» и Михаила Наумовича Эпштейна (США) «Поэтическое вне поэзии». Несмотря на то, что в одном случае материалом для эстетических суждений выступал кинематограф, а в другом - поэзия и моменты новой поэтизации современной жизни, обоих учёных волновал один и тот же вопрос: куда идёт искусство и какова роль поэтического (эстетического) в будущем человечества? На Конгрессе прозвучали новые прорывные идеи, были обозначены смелые позиции, позволяющие ввести новые смыслообразующие формы для нашего гуманистического существования, привлечь внимание к тотальной необходимости эстетического и художественного образования и воспитания.

Ключевые слова: эстетика, Второй российский эстетический конгресс, медиапространство, искусство, образование.

Для цитирования: Куренкова Р. А. Заметки о Втором российском эстетическом конгрессе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 104-114. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-3101-104-114

REVIEW ON THE SECOND RUSSIAN AESTHETIC CONGRESS Rimma A. Kurenkova

Vladimir State University named after ALexandr and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation, e-mail: r-kurenkova@mail.ru

Abstract: The purpose of the article is to inform the scientific community about the holding of the Second Russian Aesthetic Congress from July 1 to July 3, 2021 in Yekaterinburg on the basis of the Ural

КУРЕНКОВА РИММА АРКАДЬЕВНА - доктор философских наук, профессор, научный консультант научно-образовательного Центра «Эстетика и эстетическое образование» Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых KURENKOVA RIMMA ARKADIEVNA - Doctor of Philosophy, Professor, Scientific Consultant of the Scientific and Educational Center "Aesthetics and Aesthetic Education" of the Vladimir State University named after ALexandr and Nikolay Stoletovs

© Куренкова Р. А., 2021

^ Эстетика

Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. It is noted that the task of scientists today is to reflect on the modern subject field of aesthetics as a philosophy of beauty, aesthetic sensuality and art, as opposed to the utilitarianism of our days, which is increasingly cultivating base and disgusting, as well as filling the deficit in the meanings of beauty and interpreting them in the new digital and media space. The decoration of the Congress was two open lectures by foreign scientists: Igor Pavlovich Smirnov (Germany) "Cinema and "regress us ad infinitum" and Mikhail Naumovich Epstein (USA) "Poetic Beyond Poetry". Despite the fact that in one case the material for aesthetic judgments was cinema, and in the other - poetry and moments of new poeticization of modern life, both scientists were worried about the same question: where is art going and what is the role of poetic (aesthetic) in the future of humanity? At the Congress, new breakthrough ideas were voiced, bold positions were outlined, allowing us to introduce new meaning-forming forms for our humanistic existence, to draw attention to the total necessity of aesthetic and artistic education and upbringing.

Keywords: aesthetics, the Second Russian Aesthetic Congress, media space, art, education.

For citation: Kurenkova R. A. Review on the Second Russian Aesthetic Congress. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 3 (101), pp. 104-114. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-104-114

Самый жаркий день в году выдался на день открытия конгресса. Второй российский эстетический конгресс проходил с 1 по 3 июля 2021 года в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. После тяжёлых ковидных времён 240 участников из 28 российских городов, а также зарубежные участники из Киева, Лейбена, Минска, Сан-Франциско, Софии в формате онлайн и офлайн смогли наконец осуществить научную и творческую коммуникацию в столь необходимой и сверхважной сфере, как эстетика.

В 90-е годы прошедшего века мне не раз приходилось слышать от выпускников, окончивших наши отечественные школы с золотыми медалями, вопросы о том, что такое эстетика. Очень хотелось бы надеяться, что сегодня времена поменялись в лучшую сторону и выпускники наших современных школ хотя бы приблизительно знают что-нибудь об этой удивительной науке.

Задача учёных сегодня - рефлексия современного предметного поля эстетики как философии красоты, эстетической чувственности и искусства. Кому-то сегодня

любовь к красоте представляется ненужной, сомнительной и даже подозрительной. Утилитаризм наших дней всё чаще культивирует низменное и отвратительное. «Эстетизм - какая пошлость!» - восклицают ультрамодернисты. Кто-то свою порцию счастья связывает с чувством удовольствия, комфорта, заявляя: «Я эстетик, мне нужна комната с видом на море!».

Учёные в области философской эстетики пытаются восполнить дефицит смыслов красоты и интерпретировать их в условиях нового цифрового и медиапространства. Внимания к классике и научным традициям в ситуации расширяющегося поля эстетики недостаточно. Вот почему на Конгрессе прозвучали новые прорывные идеи, были обозначены смелые позиции, позволяющие ввести новые смыслообразующие формы для нашего гуманистического существования, привлечь внимание к тотальной необходимости эстетического и художественного образования и воспитания.

После официальных приветствий участники Конгресса приступили к пленарной дискуссии «Эстетическое наших дней: феноменологии, сущности, способы опи-

сания». Открывая эту дискуссию, заведующий кафедрой эстетики, этики и культурологии Уральского гуманитарного института УрФУ, профессор, доктор философских наук Лев Абрамович Закс [4; 5] в первую очередь обозначил изменение предмета эстетической науки. Эстетическая реальность стала иной по сравнению с классической картиной мира. Произошла тотальная эстетизация всех сфер жизни, то, что было на периферии научных интересов и не имело отношения к эстетике, сегодня находится в центре эстетического опыта, онтологической и феноменологической рефлексии. Мы наблюдаем переход к эстетической континуальности, непрерывности, размытости границ эстетического. Возникают новые эстетические модальности, новые смыслы. Оратор обратился к графике Павла Удалова, где городские пейзажи с гаражами, пустыми перекрёстками предстают как реальность несчастного эстетизма. На картинах нет ни одной человеческой фигуры. Мир без человека, без человеческого тела. Приведён был и другой пример: фото и инсталляции, где человеческое тело показано изнутри через демонстрацию внутренних органов. Это особый тип эстези-са - через насилие над человеческим телом. Подобная эстетизация реальности связана не с классикой красивого и притягательного, а с такими порядками эстетического которые значительно ближе к безобразному и отталкивающему [4; 5].

Евгений Андреевич Кондратьев - заведующий кафедрой эстетики МГУ имени М. В. Ломоносова, представлял на Конгрессе одну из старейших и авторитетнейших научных школ России, у истоков образования которой стоял мой учитель в эстетике - Михаил Федорович Овсянников. Обрисовывая картину современного состояния

эстетики, оратор выделил четыре главных направления её исследований:

• историко-эстетические труды;

• переосмысление границ эстетического опыта и отказ от позиции субъект-объектной аксиоматики в пользу структурного анализа в диалоге с философией;

• развитие феноменологического и рецептивного подхода как в теоретической области, так и в каждодневной практике эстетических взаимоотношений;

• междисциплинарные эстетические исследования с использованием визуальных урбанистических, дизайнерских, социологических подходов, которые позволяют видеть в эстетическом не изолированный предмет, а синтез всего и вся в эстетической чувственности.

Соглашаясь с предыдущим спикером, Л. А. Заксом, учёный констатировал нарастание в современной реальности феноменов безобразного и бесформенного, что определяет актуальность их изучения в новом эпохально-эстетическом контексте.

Игорь Павлович Смирнов [17; 18] - выдающийся представитель российской философской школы, сегодня - профессор Кон-станцского университета (Германия), также говорил о болезненном периоде, который переживает современное западное искусство и эстетика в целом. На примере современных фильмов, произведений литературы, живописи он демонстрировал темы смерти, наслаждения зрелищами трупов. Учёный сделал радикальный вывод о завершении эпохи подлинного искусства в 60-е годы XX века и выразил сомнение в том, что искусство может существовать в нашей жизни как подлинно гуманистический институт человечности. Это происходит от того, что искусство перестало ставить перед собой подлинно эстетические задачи,

стало занимать в нашей жизни совершенно незначительное место. Искусство как бы ушло на задний план нашего существования, в то время как на первый план вышли экономика и деньги, политика и власть. Одновременно с этим происходит упадок, вырождение искусства. Нет больше авангардных течений, которые всегда были и в XVIII, и в XIX, и в XX веке. Они несли социальные вызовы и были сенсацией в общественной жизни. Упадок и вырождение И. П. Смирнов связывает с подрывом статуса автора, художника. Известно, что о «смерти автора» писал еще М. Фуко и Р. Барт. Сегодня автору отказано в оригинальности. В условиях цифровой цивилизации каждый человек может быть автором и художником. Интересно и то, что эстетический упадок спикер коррелировал с упадком религиозным. Искусство, так же как и религия, является аналогом веры в спасение. Однако в настоящее время искусство уже не является чудом спасения индивидуального авторства, так же как и чудом религиозного спасения. Нет иконы - нет молитвы, и наоборот.

Здесь можно было бы вступить в дискуссию с учёным и фактологическим языком цифр показать, какой активной (количественно, но не качественно) стала в последнее время религиозная и художественная жизнь граждан в России. Однако если говорить о европейской и мировой тенденции, то профессор И. П. Смирнов делает верные наблюдения и выводы.

Большую долю оптимизма в дискуссию внёс председатель Российского эстетического общества, профессор Санкт-Петербургского университета, доктор философских наук Артём Евгеньевич Радеев [15; 16]. Совершив историко-эстетический экскурс от Канта и Гегеля до теорий психоанализа, структурализма, феноменологии в XX веке,

он показал те дебаты, в которых всегда открытыми оставались представления о поле искусства и эстетики, о незавершённости понятий в разных нарративах и теориях. Если говорить о сегодняшнем состоянии эстетики, то спикер выделил две тенденции. Во-первых, это эстетические дебаты, споры, возмущения, как наследие истории философской эстетики, что способствует появлению не развалов и пепелищ, а развитию эстетических теорий малого, среднего и универсального уровня. Во-вторых, это новое предметно-проблемное поле исследований. Точками этого современного эстетического поля являются такие темы, как статус искусства и теории эстетической атмосферы; чистота и опосредованность внече-ловеческой субъективности (Гумбрехт) [3]; эстетические практики и практики эстетических переживаний; тотальность эстетизации и эстетического, имплицитно работающая в любой реальности; проблемы новых форматов нашей эстетической чувственности; новые формы цифрового искусства, которые уже более двадцати лет развиваются в живописи, графике, кино и ставят новые проблемы критериев художественного и эстетического, автора и художника. Бесспорно, что иное содержание мира диктует иные научные проблемы эстетического поля. Если иначе организован жизненный контент и среда человека, то иначе создаётся и действует художественный и эстетический текст. Очень редко можно встретить у молодых людей такие оценочные суждения, как «прелестно» или «изысканно». Всё чаще оценки выражают такие возгласы, как «вау», «жесть». Однако при всех переломах, новациях, парадоксах нового поля эстетических проблем подлинно эстетическое начало не депрессивно. Современное пост-искусство в его подлинном обличии обращено

к человеку и интегрирует в конечном счёте человечность и гуманизм. Так это происходит в новых реалиях, проявляет само искусство и оценочно-аналитические тексты эстетической науки. Итог дискуссии состоял в этом и многих других вопросах, которые участники Конгресса решали последующие два дня.

Мы ещё плохо представляем себе будущее нашей цивилизации, основанной на цифре и роботах. Заменят они всех нас или убьют всё человеческое в человеке - мы не знаем. Но, Человечество знает, как развивался Логос жизни на планете Земля, и то, благодаря чему удалось сохранить жизнь и всё живое. Это ли не оптимизм красоты и всего прекрасного?

Работа Конгресса была организована в восемнадцати секциях. Среди них такие, как «Новые практики художественного синтеза», «История эстетизации от Канта до XXI века», «"Советское" как эстетический феномен», «От технической эстетики до эстетической практики в дизайне», «Ме-диаэстетика», «Массовая культура в российской версии: уникальность и универсальность» и другие.

В дальнейшей части настоящей статьи остановлюсь на идеях, высказанных учёными в двух важнейших с точки зрения эстетической теории и практики секциях: «Чувственность как проблема эстетики» и «Эстетическое образование и эстетизация образовательной среды».

Известно, что ещё в XVIII веке А. Ба-умгартен основал эстетику в противовес этике и логике как науку о чувственном познании мира и искусства. Поэтому проблемы эстетических эмоций, чувств, вкусов, идеалов и других форм эстетического сознания были всегда в центре научных интересов учёных-эстетиков.

Профессор Д. А. Ольшанский (Санкт-Петербург) анализировал связи нейрофизиологии и возникновения эстетического чувства. Наука не оспаривает факт формирования эмоций за шесть месяцев до рождения ребёнка. Положительные и отрицательные эмоции формируются у будущего младенца в тесной связи с эмоциональной жизнью его мамы. Однако эмоции - это не врождённый феномен. Они конструируются из опыта эмоциональной жизни. Именно культурный контекст порождает удрученность, сплин, хандру, скорбь, меланхолию, траур. Правильные культурные модели порождают выработку гормона удовольствия - эндорфина на уровне головного мозга. Если ребёнка не обучать чувству стыда или любви, то они не возникнут. Эстетические чувства надо воспитывать, иначе общество получает незрелую личность. С такой позицией солидарны М. А. Иванов и Н. П. Волкова (Москва).

Эстетическая чувственность имеет врождённые биологические предпосылки, но её формирование опосредовано культурой, эмоциональными переживаниями от объектов. История эстетики знает множество идей, проясняющих сущность эстетической чувственности. Среди них теории ценности (Л. Н. Столович), незаинтересованности (И. Кант), выразительности (А. Ф. Лосев). Одновременно существует и квазиэстетическая чувственность и квазиэстетическое наслаждение. Например, разрушение Башен-Близнецов в Нью-Йорке -это идеально спланированное убийство, и оно выразительно. Однако невозможно эстетическое отграничить от морали, истины, ценностей.

Ксения Федорова (Лейден, Германия) представила свою книжку «Tactics of interfacing. Encoding affect in art and

^ Эстетика

technologe». Речь в её докладе шла о современных медиа, которые балансируют между магией и технологией. Акт эстетический проходит путь от чувственного опыта к смысловому суждению. Сам акт чувствования - это перцептивное переживание, фиксация момента перемены состояния системы. Речевые акты и воображение человека всегда имеют в потенции чувственное основание. Одновременно акт чувствования содержит в себе предпосылки действия, производства эффектов и аффектов. Были приведены современные произведения, где любые действия художника, представленные через современные цифровые медиа, могут подаваться как факты искусства.

Доклад А. Е. Радеева (Санкт-Петербург) «Машина эстетической чувственности» отвечал на вопросы: как функционирование чувственного опыта приводит к эстетическому опыту? Где, когда, как совершается переход от чувственного к эстетическому и возникает эффект эстезиса? Как возникает анагога или возвышение сознания? Аналитики эстетического опыта предполагают либо внешние, либо внутренние основания. Радеев ещё раз представил свою научную концепцию эстетического опыта как чувственного опыта формы многообразного.

Действительно, эстетика имеет дело с многообразием форм по отношению к яв-ленности сознанию того или иного объекта. Визуальное, слуховое, чувственное пространство формируется схватыванием, выхватыванием тех или иных форм кон-ституирования объекта. Чувственный опыт этого процесса порождает эффект наслаждения, и специфика эстетической чувственности складывается из неё самой субъектом сознания. Его формирует культура, среда, условия, опыт, практика. Эволюци-

онно-чувственные механизмы сознания вырабатывали и рациональные дискурсы нравственного, интеллектуального и других форм осознания мира. Наиболее глубоко на эти вопросы отвечает феноменология как теория и философия сознания. Однако вопросы, поставленные Радеевым, в силу их смысловой глубинности нуждаются в дальнейшем анализе.

Модератор секции И. М. Лисовец, доцент УрФУ, поблагодарил за прекрасные выступления А. П. Воеводина (Луганск) [1; 2], С. В. Конанчук (Санкт-Петербург), О. В. Костина (Саратов) и других.

Своевременный и важный научный диалог состоялся в рамках традиционно работающей секции как на первом, так и на втором Конгрессе «Эстетическое образование и эстетизация образовательной среды» (модератор - Р. А. Куренко-ва) [8; 9; 10]. Среди многих докладов, которые были сделаны Ж. В. Латышевой (Владимир) [11; 12], О. М. Мазаненко (Луганск) [13; 14], Е. К. Балакиной (Барнаул), О. Н. Булатовой и Н. К. Журавлёвой (Екатеринбург), М. Н. Анисимовой (Тюмень), особенно остро проблемы эстетического образования и воспитания были поставлены И. Г. Хангельдиевой [19; 20] в докладе «Актуальность тотального возрождения эстетического воспитания», Е. А. Капичиной [6; 7] в докладе «Феномен музыкального селио-зиса в контексте концепции эстетического образования», а также автором этих строк в докладе «Проблемы и беды современного эстетического образования».

Во всех докладах не было недосказанности, намёков, недоговорённости. Был отчаянный призыв вернуть эстетическое воспитание и образование в вертикаль российского образования от детского сада до университета. Так, Хангельдиева с болью

говорила о том, что эстетическое воспитание и образование в современном мире цифры и искусственного интеллекта превращается в забытый феномен. Учителя, профессора, общество в целом как бы отвернулись от эстетики. Мы попали в другой пост-пост-техногенный мир, где происходит скачок в зону искусственного сознания и требуются люди с нестандартным творческим мышлением. С другой стороны, только искусство и эстетика, образуя поле для развития творческого мышления, способны решить дилемму: Техника или Гуманизм. Необходимо преодолеть этот разрыв, развивая принципы Техногуманизма.

Погружая детей в мир искусства, которое сегодня отличается необычайной сложностью, мы воспитываем и будущих художников, и понимающую публику, и родителей, и создаём предпосылки для выращивания профессиональных кадров. Однако целое в такой коммуникации не складывается. Мониторинг защищённых диссертаций за последние десять лет показывает отсутствие роста количества диссертаций по эстетике, а следовательно, и профессиональных научных кадров в этой чрезвычайно сложной и изысканной сфере, где нужно иметь не только эстетическое образование, но и природное чутье, вкус, опыт.

Эстетическое образование в вузах, как показали авторы других докладов, должно выходить из маргинальной зоны и опираться на традиции. Известно, что в лицее А. С. Пушкин изучал эстетику как курс и предмет в течение двух лет. Запрос современного общества на новые цифровые стратегии, выход из мира алгоритмов в мир думающих творческих людей рано или поздно заставит изменить отношение власти к эстетическому воспитанию. Однако чтобы это произошло, должен быть преодолён раз-

рыв технического и гуманистического начал. Подобно тому, как два года назад художественной элите России удалось остановить процесс закрытия специализированных художественных школ для детей в области музыки, хореографии, живописи, сегодня важно создать комплексную и целостную систему массового эстетического воспитания и образования детей от детского сада до вуза.

Бесспорно, в России бережно сохраняются и развиваются многие эстетико-вос-питательные традиции во многих замечательных детских художественных коллективах. Однако количественно и пространственно ещё не срабатывает принцип «максимум разумности и максимум воспитанности». Эстетика и эстетическое воспитание красотой - это самая популярная социокультурная форма. Подобно тому как обучение детей музыке начинают с самых простых народных песен, начинать эстетическое воспитание следует с самых простых форм этикета, учить детей вежливым словам и правилам. В этикете универсально соединяются правила нравственности и красоты. Он делает нашу жизнь гораздо радостнее и счастливее. Правилам культурного поведения учат в детском саду и школе. Затем о них нередко забывают в средней и в высшей школе, в семье, на производстве, в общественных местах. Так воспитывается малокультурная молодёжь. Её портрет - это отражение коллективного портрета общества в целом. Следовательно, создание коллективной системы эстетического воспитания и образования - это забота не только государства, но и общества в целом, каждого его члена. Для решения этой задачи нужно готовить в рамках магистратуры, аспирантуры, докторантуры высокопрофессиональные кадры филосо-

фов, эстетиков, педагогов, критиков и знатоков искусства. Именно они владеют всей палитрой эстетического знания в историческом и современном аспектах. Они знают научную литературу, читают на иностранных языках, следят за современной проблематикой.

Украшением Конгресса были две открытые лекции зарубежных учёных: Игоря Павловича Смирнова (Германия) [17; 18] «Киноискусство и "regress us ad infinitum"» и Михаила Наумовича Эпштейна (США) «Поэтическое вне поэзии» [21; 22]. Оба лектора поразили аудиторию не только своими знаниями искусства, научной эрудицией, особой атмосферой эстетизма, но и общими проблемами, вопросами, поставленными независимо от рассуждений другого. Несмотря на то, что в одном случае материалом для эстетических суждений выступал кинематограф, а в другом - поэзия и моменты новой поэтизации современной жизни, обоих учёных волновал один и тот же вопрос: куда идёт искусство и какова роль поэтического (эстетического) в будущем человечества?

Смирнов вынес однозначно пессимистический вердикт современному кинематографу. Его упадок и кризис обусловлен тем, что он больше не решает гуманистических и эстетических задач. Цель современного кино - это или развлекать, или держать зрителя в постоянном нервно-шокирующем состоянии. Если в традиционном искусстве герой побеждает Мир, то современное кино, тотально зависящее от развития техники, несёт и становится всё более регрессивным. В нём всё более обнаруживается недостаточность человека и дефицит субъективности. Всё менее заметен в нём человек. Отсюда бедность современного кино, его экспериментальная техноло-

гичность, продиктованная массовым спросом, и опасная для сознания человека художественная невыразительность.

Об уменьшении поэтического в современном мире и не только самих стихов, в своей лекции говорил Эпштейн. С одной стороны, сегодня мы наблюдаем депоэти-зацию нашего мира, ибо поэзию вытесняет не только техника, экономика, политика, наука, но и угроза нескончаемой пандемии. Мы испытываем глобальную неопределённость и не понимаем, как и чем можно наслаждаться в этом неопределённом бытии и идти вперёд? Радоваться или страдать в такой неопределённости? Если техника сегодня преображает материю и играет с ней, то новая жизнь, как утверждает Эпштейн, рождает новое свойство поэзии - автопоэ-зис на всех уровнях бытия. Говоря о генной инженерии на уровне растений, животных и даже человека мы можем говорить о «парении» генов. Здесь жизнь сама несёт свойство поэзии. В современном человеке также происходит поэтическое перемешивание многих человеческих индивидов и перенос свойств одного человеческого индивида на другой. Отсюда современный индивид гораздо более многогранен, чем раньше, поскольку вбирает свойства других людей и становится всё более поэтичным. Он как бы играет многих других людей. Поли-морфность современной жизни заставляет его проживать много жизней. Он освобождается от односторонности и утилитарности. Новая социопоэйя как бы фиксирует «разбегание» поэтического во всех и во всём. Поэтический полиморфизм - это одно из проявлений свойств рассмотрения современного эстетического поля.

Радоваться или ужасаться тотальному расширению поэтического вне поэзии, теле-портации образов во Вселенную, замутнён-

ности и хаосу разных квантовых состояний - это вопросы, на которые может ответить Сова Минервы, вылетающая, как известно, в полночь. Нужно, чтобы явление свершилось, закончило свой цикл, только тогда возможны анализ и выводы.

В течение трёх дней важного научного форума ученые-эстетики наслаждались тем, что были все вместе, в меняющем нас кар-

динально цифровом и пандемийном мире, в мире новых представлений об искусстве и эстетической чувственности, проявили дерзость научного мышления, развивая одну из самых древних, сложных и элитарных наук - Эстетику.

Эстетическая наука и эстетические знания много раз переступали и будут переступать пороги веков и тысячелетий.

Список литературы

1. Воеводин А. П. Аксиология культуротворчества : монография. Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени

М. Матусовского, 2017. 198 с.

2. Воеводин А. П. Антропологические основания исторической типологии культуры // Альманах

Научно-образовательного культурологического общества России «Мир культуры и культурология». Выпуск VI / отв. ред. А. В. Бондарев, И. В. Кондаков, И. В. Леонов. Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2017-2018. С. 247-253.

3. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. Москва : Новое

литературное обозрение, 2006. 184 с.

4. Закс Л. А. Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристкой

парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3 : Общественные науки. 2018. Том 14. № 1 (185). С. 40-53.

5. Закс Л. А. Культурология - наука, созревшая в прошлом, проверяемая настоящим и предвещающая

будущее // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 243-251.

6. Капичина Е. А. Человек в мире современного искусства // Психолого-педагогические,

культурологические и искусствоведческие проблемы бытия человека : монография / под ред. В. В. Спасенникова, М. В. Хохловой. Брянск : БГТУ, 2021. С. 124-156.

7. Капичина Е. А., Воротынцева Л. А. Метаморфозы интертекстуальности в музыкальном искусстве

ХХ-ХХ! веков: стиль - полистилистика - метастиль : монография. Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2021. 284 с.

8. Куренкова Р. А. Этюды к феноменологической эстетике музыки. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015.

200 с.

9. Куренкова Р. А. Феноменологический подход в современном образовании // Эстетика и эстетическое

образование в процессе трансформации современной культуры : материалы международной научной конференции. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. С. 145-150.

10. Куренкова Р. А. Эстетическая ориентация образования в современном классическом университете

// Вестник Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 36 (55). С. 103-112.

11. Латышева Ж. В. Межкультурная коммуникация: осмысление фундаментальных оснований

в современных условиях // Научно-практические материалы Второго Всемирного Конгресса в реальном и виртуальном режиме «Запад-Восток: пересечения культур». Япония, Киото, Университет Киото Сангё. 2-6 октября 2019 года. Том 1. С. 463-469.

12. Латышева Ж. В. Социальное трансцендирование в коммуникационных процессах социальных

систем (на основе теории Н. Лумана) // Эстетико-коммуникативное пространство России и дискурс масс-медиа : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15 октября 2020 года, г. Владимир / под. общ. редакцией д. филос. н. Ж. В. Латышевой. Владимир : Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Транзит-ИКС, 2020. С. 12-17.

^ Эстетика bill! I!) i

13. Мазаненко О. М. Творческое сознание в свете феноменологической эстетики // Вестник ЛАВД

имени Э. А. Дидоренко, 2020. № 2 (9). С. 264-272. DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-460-472

14. Мазаненко О. М. Творческое сознание художника: от концепции сущности к парадигме

существования : монография. Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2020. 362 с.

15. Радеев А. Е. Поворот к множественности в эстетике и проблема чувственности // Вестник ЛГУ

имени А. С. Пушкина. 2013. № 3. С. 108-116.

16. Радеев А. Е. Спор об эстетическом отношении: история и проблема // Вопросы философии. 2017.

№ 5. С. 35-45.

17. Смирнов И. П. От противного. Разыскания в области художественной культуры. Москва : Новое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литературное обозрение, 2018. 322 с.

18. Смирнов И. П. Ум хорошо, а два лучше. Философия интеллекта. Москва : Новое литературное

обозрение, 2021. 352 с.

19. Хангельдиева И. Г. Креативные технологии в образовании, или Как стать креатором. Опыт

переосмысления. Москва : Издательский дом Международного университета в Москве, 2015. 122 с.

20. Хангельдиева И. Г. Креативные технологии в пространстве современного образования. Санкт-

Петербург : Планета музыки, Лань, 2021. 180 с.

21. Эпштейн М. Н. Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров. Санкт-Петербург :

Азбука, 2016. 480 с.

22. Эпштейн М. Н. Будущее гуманитарных наук. Техногуманизм, креаторика, эротология,

электронная филология и другие науки XXI века. Москва : Рипол-классик, 2019. 240 с.

References

1. Voevodin A. P. Axiology of cultural creation. Lugansk, Publishing House of the Luhansk State Academy of

Culture and Arts named after M. Matusovskiy, 2017. 198 p. (In Russ.).

2. Voevodin A. P. Anthropological foundations of the historical typology of culture. In: Bondarev A. V.,

Kondakov I. V., Leonov I. V., eds. Almanac of the scientific and educational cultural society of Russia "World of culture and cultural studies". Issue VI. St. Petersburg, Published by Center for Humanitarian Initiatives, 2017-2018. Pp. 247-253. (In Russ.).

3. Gumbrecht H. W. Manufacturing presence: what meaning cannot be conveyed. Moscow, New Literary

Observer publishing house, 2006. 184 p. (In Russ.).

4. Zaks L. A. Modern evolution/revolution of culture and formation of culture-centric paradigm of

consciousness (on the example of philosophy and social sciences). Izvestia Ural Federal University Journal. Series 3. Social and political scienses. 2018, vol. 14, no. 1 (185), pp. 40-53. (In Russ.).

5. Zaks L. A. Culturology - the science which has ripened in the past, is being checked by the present and

foretelling the future. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2017, no. 2, pp. 243-251. (In Russ.).

6. Kapichina E. A. Man in the world of contemporary art. In: Spasennikova V. V.,

Khokhlova M. V., eds. Psychological-pedagogical, cultural and art history problems of human existence. Bryansk, Publishing House of the Bryansk State Technical University, 2021. Pp. 124-156. (In Russ.).

7. Kapichina E. A., Vorotyntseva L. A. Metamorphoses of intertextuality in the musical art of the XX-XXI

centuries: style - polystylistics - metastyle. Lugansk, Publishing House of the Luhansk State Academy of Culture and Arts named after M. Matusovskiy, 2021. 284 p. (In Russ.).

8. Kurenkova R. A. Etudes for the phenomenological aesthetics of music. Vladimir, Publishing House of the

Vladimir State University, 2015. 200 p. (In Russ.).

9. Kurenkova R. A. Phenomenological approach in modern education. In: Aesthetics and aesthetic education

in the process of transformation of modern culture: materials of an international scientific conference. Vladimir, Publishing House of the Vladimir State University, 2018. Pp. 145-150. (In Russ.).

10. Kurenkova R. A. The aesthetic orientation of education in modern classical University. Bulletin of

Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2019, no. 36 (55), pp. 103-112. (In Russ.).

11. Latysheva Zh. V. Intercultural communication: understanding the fundamental foundations in modern

conditions. In: Scientific and practical materials of the Second World Congress in real and virtual mode "West-East: intersection of cultures". Japan, Kyoto, Kyoto Sangyo University. October 2-6, 2019. Volume 1. Pp. 463-469. (In Russ.).

12. Latysheva Zh. V. Social transcending in the communication processes of social systems (based

on the theory of N. Luhmann). In: Latysheva Zh. V., ed. Aesthetic and communicative space of Russia and mass media discourse: materials of the All-Russian scientific and practical conference, October 15, 2020, Vladimir. Vladimir, Publishing House of the Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, 2020. Pp. 12-17. (In Russ.).

13. Mazanenko O. M. Phenomenological and psychological study of creative consciousness in aesthetic

coordinates. Bulletin of the Luhansk Academy of Internal Affairs named after E. A. Didorenko. 2020, no. 2 (9), pp. 264-272. (In Russ.). DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-460-472

14. Mazanenko O. M. Creative consciousness of the artist: from the concept of essence to the paradigm of

existence. Lugansk, Publishing House of the Luhansk State Academy of Culture and Arts named after M. Matusovskiy, 2020. 362 p. (In Russ.).

15. Radeev A. E. Turn to plurality in aesthetics and the problem of sensuality. Bulletin of Pushkin Leningrad

State University. 2013, no. 3, pp. 108-116. (In Russ.).

16. Radeev A. E. Dispute about the aesthetic attitude: history and problem. Problems of philosophy. 2017,

no. 5, pp. 35-45. (In Russ.).

17. Smirnov I. P. On the contrary. Research in the field of artistic culture. Moscow, New Literary Observer

publishing house, 2018. 322 p. (In Russ.).

18. Smirnov I. P. Mind is good, but two is better. Philosophy of intelligence. Moscow, New Literary Observer

publishing house, 2021. 352 p. (In Russ.).

19. Khangeldieva I. G. Creative technologies in education, or How to become a creator. The experience of

rethinking. Moscow, Publishing House of the International University in Moscow, 2015. 122 p. (In Russ.).

20. Khangeldieva I. G. Creative technologies in the space of modern education. St. Petersburg, Music Planet,

Publishing House "Lan", 2021. 180 p. (In Russ.).

21. Epshtein M. N. Poetry and Superpoetry. About the variety of creative worlds. St. Petersburg, "Azbooka"

Publishing House, 2016. 480 p. (In Russ.).

22. Epshtein M. N. The future of the humanities. Technogumanism, creatorics, eroticology, e-philology and

other sciences of the 21st century. Moscow, Publishing House "Ripol-Classik", 2019. 240 p. (In Russ.).

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.