Научная статья на тему 'Заметки о переносных иконостасах, найденных на территории Омской области'

Заметки о переносных иконостасах, найденных на территории Омской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСОВЕННЫЙ ПЕРЕНОСНОЙ ИКОНОСТАС / ИКОНОПИСЬ / УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / ЭКСПЕДИЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобзова Ольга Николаевна

В статье сообщается об одном уникальном экспонате, хранящемся в школьном музее с. Паново Крутинского района Омской области деталях часовенного или переносного походного иконостаса. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что перед нами сохранившиеся части иконостаса, созданного в Сибири в конце XVIII начале XIX века, с чертами, характерными для иконописи уральских мастерских. В региональных музеях чаще встречаются часовенные иконостасы, написанные в мастерских Центральной России, «пановский» же относится к редким экспонатам, сделанным и бытовавшим на территории Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки о переносных иконостасах, найденных на территории Омской области»

^^культурное наследие

Лобзова Ольга Николаевна «Заметки о переносных иконостасах, найденных на территории Омской области»

удК 993.26

ЗАМЕТКИ О ПЕРЕНОСНЫХ ИКОНОСТАСАХ, НАЙДЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ольга Николаевна Лобзова, заведующий иконописным отделением Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье сообщается об одном уникальном экспонате, хранящемся в школьном музее с. Пано-во, Крутинского района, Омской области, - деталях часовенного или переносного походного иконостаса. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что перед нами сохранившиеся части иконостаса, созданного в Сибири в конце XVIII - начале XIX века, с чертами, характерными для иконописи уральских мастерских. В региональных музеях чаще встречаются часовенные иконостасы, написанные в мастерских Центральной России, «пановский» же относится к редким экспонатам, сделанным и бытовавшим на территории Сибири.

Ключевые слова: часовенный переносной иконостас, иконопись, уральские мастерские, экспедиция, музейный экспонат.

NOTES ON THE PORTABLE ICONOSTASIS, FOUND ON THE TERRITORY OF THE OMSK REGION

Olga Nikolaevna Lobzova, head of the icon painting department Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese Russian Orthodox Church

Abstract: The article refers to a unique exhibits stored in the school museum in Panovo, Krutinka district of the Omsk region, - the details of the Chapel or laptop marching iconostasis. This study allows us to conclude that we have before us the remaining part of the iconostasis, created in Siberia in the late XVIII - early XIX century, with features typical of the iconography of the Ural workshops. The regional museums are the most common chapels iconostasis, written in the workshops of the Central Russia, "Panofsky" same - refers to rare artifacts made and existed on the territory of Siberia.

Keywords: Chapel portable iconostasis. a museum piece, an expedition, Ural workshops.

Казалось бы, исследованные территории Западной Сибири и, в частности, Омской области не могут порадовать интересными находками, но иногда даже в описанной и известной коллекции можно найти неординарные вещи. О такой находке будет рассказано в этой статье.

Во время одной из этнографических экспедиций по районам Омской области мы заинтересовались школьным музеем села Паново Крутинского района. Музей был создан в семидесятые годы XX века энтузиастом - учителем истории Николаем Андреевичем Чернышевым. Увлекаясь историей родного края, он организовал

№ 2, 2018 (5)

в селе исторический клуб и первый в районе краеведческий музей. Благодаря большому количеству экспедиционных выездов на территорию Крутинского района и в прилегающие к нему населенные пункты Тюменского края, Чернышев и его ученики собрали достаточно большую коллекцию этнографических экспонатов и икон. Собранная коллекция экспонировалась в школьном музее и частично хранилась в доме самого Николая Андреевича.

Обычно такие музеи не могут похвастаться подробным описанием своих коллекций. Остается пользоваться неподтвержденными фактами или просто догадываться, откуда приходят экспонаты и где они бытовали. Существующие в таких коллекциях описи также не могут помочь в серьезном исследовании. Коллекция экспонатов в пановском музее пронумерована и имеет опись, к сожалению, частично утраченную при переезде из помещения в помещение.

Попав первый раз в музей в 2008 году, мы не имели достаточно времени для работы в нем, поэтому удалось сделать только фотофиксацию экспозиции. Позднее при просмотре отснятых фото наше внимание привлекли экспонаты необычной формы. Это были иконы, очень темные, с почти не читающимся изображением, узкие и вытянутые. Фотографии давали основание предположить, что это могли быть столбики от царских врат высокого иконостаса. Конструкция таких врат встречалась в основном в ХУ!-ХУ!! веках. Предположив подобное, мы обратились к истории населенных пунктов, находившихся на этой территории, датам их основания. Оказалось, что с. Паново ранее Тюкалинского уезда Тобольской губернии в свое время было одним из крупных населенных пунктов, точная дата его основания неизвестна, но первые из сохранившихся метрических книг относятся к 1841 году. К этому же времени относится дата основания церкви, освященной в честь Рождества Христова. В 1883 году она сгорела и вновь была отстроена в 1889 году [3]. На фоне таких данных предположение о столбиках для царских врат выглядело крайне субъективным.

Не очень хорошее качество фотоматериала и недостаток информации заставили нас предпринять в 2010 году еще одну экспедицию в то же село. Заинтересовавших нас икон было две, именно это и ввело нас в заблуждение - столбиков для иконостасных врат также должно было быть два. Внимательно рассматривая экспонаты, мы обратили внимание на то, что доски достаточно небольшого размера: ширина -9 см, высота - 51 см, толщина доски - 3 см. Сквозь копоть и поздние наслоения живопись видна лишь частично. Лицевая часть имеет ковчежное углубление - небольшой выступ по периметру иконной доски высотой 3 мм и толщиной 5 мм. Доски хорошо обработаны, изготовлены из дерева лиственных пород, с тыльной стороны не имеют клиньев. Наше внимание привлекли остатки соединительных скоб с обеих боковин у каждой доски, это означало, что они крепились к чему-то.

Мы попытались соединить их между собой, но это оказалось невозможным из-за плохой сохранности частично утраченных и сильно деформированных соединительных скоб. Одинаковая форма досок и сходный способ их обработки позволили нам предположить единую мастерскую изготовителя, а наличие соединительных скоб - что это разные детали чего-то большого, состоявшего из отдельных фрагментов.

После визуального изучения экспонатов мы приступили к расчистке от загрязнений и частичному укреплению красочного слоя, насколько это было возможно в полевых условиях.

культурное наследие

Лобзова Ольга Николаевна «Заметки о переносных иконостасах, найденных на территории Омской области»

На одном из экспонатов живописный слой сохранился гораздо лучше, поэтому в своем исследовании мы будем опираться именно на него. На лицевой части экспоната просматриваются изображения святых и праздников, сохранившиеся лишь частично. Кое-где просматриваются плохо читаемые надписи. Именно это позволило нам сделать вывод, что перед нами деталь небольшого иконостаса.

Высокий русский иконостас, сложившийся к началу XV! века, до сих пор служит каноном, к которому обращаются как исследователи, так и практики. Структура иконостаса четко регламентирована, каждая икона находится на определенном только для нее месте. В высоком каноническом иконостасе каждый ряд икон («чин») четко прослеживается, так как «чины» разделены между собой «тяблом» - горизонтально расположенным (закрепленным) брусом, на котором стоят иконы [4].

На фрагменте, хранящемся в с. Паново, изображения, выстроенные в вертикаль друг над другом, разделены между собой линиями. Поставив рядом две сохранившееся детали, можно увидеть отнюдь не спонтанное, а четко определенное деление на «чины» (то есть на ряды).

Основным в высоком иконостасе является «Деисус» - моление в переводе с греческого - композиция, символизирующая молитвенное предстояние святых пред Иисусом Христом. В Деисусе место каждого святого четко определено, именно по нему можно судить о том, из скольких фрагментов состоял иконостас, где по счету находились сохранившиеся части.

В центре любого иконостаса находится «Спас в Силах» - икона является как бы замковым камнем всего иконостаса. Затем идут обращенные к нему святые. Ближе всех к Христу, «одесную», то есть по правую руку, находится Богоматерь, как первый человек Нового завета. Напротив, по левую руку, - Иоанн Креститель, как последний пророк Ветхого завета. Далее деисусный чин развивается следующим образом: напротив Богородицы - Архангел Гавриил, напротив Предтечи - Михаил. Вслед за архангелами следуют Апостолы Петр и Павел. Далее следуют святые созидатели церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, затем могут следовать святые поместной церкви, и они четко не регламентированы.

Судя по развороту святых деисусного чина, наши фрагменты находились по правую руку Христа, где-то следующими за Богородицей, перед ними должно идти еще несколько фрагментов. Ростовые изображения святых на имеющихся у нас деталях иконостаса сохранились лишь частично, надписи утрачены почти полностью, поэтому мы не можем точно сказать, кто на них изображен, где они могли находиться в структуре деисусного чина и сколько фрагментов перед ними. Живопись верхних изображений на одной детали наиболее хорошо сохранилась, но по ней мы можем судить лишь о манере письма. Для дальнейших выводов нужно дополнительное изучение и более скрупулезная реставрация.

Описание и фотографии переносных иконостасов нечасто можно встретить в специализированной литературе, они редки и мало описаны. Один из таких наиболее полно и хорошо сохранившихся иконостасов хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

На территории Сибири они встречаются и встречались ранее. Из различных источников известно, что у дружины Ермака во время похода в Сибирь в 1581 г. была с собой походная часовня [1, с. 13; 2, с. 155-170; 5].

№ 2, 2018 (5)

О том, что походная часовня и переносной иконостас для наших предков были почти одним и тем же, говорит экспонат, хранящийся в Омском государственном музее им. М. А. Врубеля. «Походная церковь. XV!!! век» - так значится в документах хранения. «Такие церкви брали с собой войска, отправляясь в военный поход. В самых трудных переходах военного времени, при остановках, вначале совершался молебен, а затем благословлялась трапеза и отдых. В мирное время походные иконы хранились в полковых храмах» [6].

Сравнивая описываемые нами фрагменты иконостаса и фрагменты иконостаса, хранящиеся в Музее изобразительных искусств, можем предположить более сложную структуру «пановского» иконостаса. У него пять «чинов», два из которых составляют иконы праздничного «чина», расположенные один над другим [7]. Более сложная структура икон характерна для позднего периода иконописи, об этом говорит и манера письма на наиболее сохранившихся фрагментах. Техника исполнения и манера обработки доски очень характерны для икон конца XV!!! - начала Х!Х века уральских мастерских. Уральские мастерские, наследницы строгановских вотчин и северной школы иконописи, переплавили в себе утонченную иконопись более ранних эпох, сохранив при этом технику исполнения, приобретя свое лицо и став узнаваемыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспонаты, хранящиеся в школьном музее села Паново, являются деталями часовенного или переносного иконостаса конца XV!!! - начала Х!Х века с чертами, характерными для иконописи уральских мастерских. Уникальность этой находки в том, что чаще в наших музеях встречаются часовенные иконостасы, написанные в мастерских Центральной России, а этот относится к редким экспонатам, сделанным и бытовавшим на территории Сибири.

Библиографический список:

1. Абрамов И. А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири // Журнал Министерства народного просвещения. 1854. № 2.

2. Велижанина Н.Г. У истоков сибирской иконописи // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XV!!! - начала XX в. Новосибирск, 1985. С. 155-170.

3. Голошубин. С. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914.

4. Священник Сергий Ларионов. Практическая энциклопедия от А до Я. СПб., 2005.

5. Сулоцкий А. И. Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии. СПб., 1864.

6. Церковь и армия. Омск, 2003.

7. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.