ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1917: 1950-1955
Заметки о некоторых птицах среднего течения реки Урал (Западный Казахстан)
А.И.Иванов
Второе издание. Первая публикация в 1961*
С начала мая до сентября 1950 года я имел возможность работать долине среднего течения реки Урал у посёлка Январцево (около 80 км выше Уральска). В процессе работы зарегистрировано 122 вида птиц, собрана небольшая коллекция (141 экз.), хранящаяся в Зоологическом институте АН СССР в Ленинграде, и кое-какие сведения по биологии местных птиц. Так как этот район очень мало посещали орнитологи, то мне кажется не лишним опубликовать хотя бы самые краткие сведения по ряду видов,, наблюдавшихся на Урале.
Рыжая цапля Ardea purpurea L. В конце мая 1950 года в пойме реки Урал найдены растерзанные остатки (старые) рыжей цапли. По-видимому, это был залётный экземпляр, так как ближайшие места гнездования находятся и низовьях Урала.
Огарь Casarca ferruginea Pall. 20 и 23 мая видел пару огарей, пролетавших над поймой Урала. По-видимому, огари гнездятся где-то на озёрах к востоку от Урала.
Тювик Accipiter badius brevipes Sev. 30 июня студент Я.Якшис нашёл в пойме Урала на довольно высоком и густом вязе гнездо, которое было принято за гнездо перепелятника Accipiter nisus. Самка в это время ещё согревала 4 пуховых птенцов. В конце июля птенцы были лётными и держались в районе гнезда. Молодой самец, добытый мною из этого выводка у гнезда, оказался тювиком. Эта находка несколько не -ожиданна, так как, по литературным данным, ближайшее место, где тювик встречен в гнездовое время, — это Вольск. При просмотре коллекции Зоологического института АН СССР оказалось, что в коллекции имеются две самки, добытые А.Н.Карамзиным у дерени Марычев-ка, близ Бузулука-1 20 июля 1910, то есть в гнездовое время. Обе эти находки — у Марычевки и Январцева — вносят заметные коррективы в наши представления об ареале тювика.
Балобан Falco cherrug ssp? Балобана нельзя назвать очень обычным в долине среднего Урала, тем не менее 25 июня 1950 в пойменных рощах у озера Дубовое найдены 2 гнезда. В одном гнезде оказалось 4 птенца-подлётка. Во втором выводке было только 2 птенца; они уже
* Иванов А.И. 1961. Заметки о некоторых птицах Западного Казахстана II Тр. Ин-та зоол. АН КазССР 15: 50-54.
покинули гнездо и сидели под деревом. Птенцы первого выводка имели однотипную окраску, второго — один тёмный, другой светлый.
Кобчик Erythropus vespertinus L. Довольно обычен близ Январце-ва, но в основном придерживается поймы, особенно с весны, так как в степи в это время ещё очень мало кормов — саранчовых, грызунов и т.д. Пойма в этом отношении гораздо богаче и насекомыми, и грызунами. Единственный вид корма, которым богата степь, — это ящерицы. У добытых птиц несколько раз приходилось находить в желудках остатки мелких ящериц, рыжих полёвок и насекомых. У самки, добытой 7 мая 1950, в яйцеводе оказалось яйцо, готовое к откладке. Птенцы на взлёте наблюдались 12 и 16 июля.
Авдотка Burhinus oedicnemus oedicnemus L. Хотя Январцево лежит у северного предела распространения авдотки, её никак нельзя назвать здесь редкой птицей. Она держится и на песчаных берегах Урала и в полосе песчаных бугров, тянущихся параллельню долине Урала. До конца июля можно было слышать по вечерам крики авдоток.
Кулик-сорока Haematopus ostralegus ssp? Довольно обычен в гнездовое время на песчаных берегах Урала у Январцева и Иртека. 24 июля 1950 наблюдал самку, кормившую двух птенцов. Забредая довольно глубоко в воду, птица вытаскивала ракушку и затем трусцой бежала к берегу, где в воде у самого берега ракушка раздалбливалась.
Кречётка Chettusia gregaria Pall. Несмотря на наличие подходящих мест, кречётка положительно редка в степях у Январцева. За несколько месяцев пребывания здесь только раз (12 мая) видел у Ембу-латовки 3 кречёток. У добытой самки яичник был лишь слегка увеличен; в желудке — чернотелки и слоники.
Вяхирь Columba palumbus palumbus L. Довольно обычен в пойме Урала от Январцева до Оренбурга, а также в островных лесах (колках) к западу от Урала - Белые ключи, Переволоцкие колки и др. Во время уборки урожая вяхири вылетают на кормёжку в степь стайками и выводками, попадаясь на глаза за много километров от гнездовых мест. Период размножения довольно длителен. Так, 17 июня в пойме у Январцева найдено гнездо (на вязе, у самого ствола на высоте 1.5 м) с 1 птенцом (оперился, но голова ещё покрыта пухом). Помимо этого, 11 июля (Мухраново) и 7 августа (Белые ключи) найдены гнёзда с яйцами. Вяхирь, спугнутый с гнезда 11 июля, оказался самцом с очень сильно развитыми семенниками. Линька у вяхирей, видимо, может начинаться очень рано. Так, у самца с сильно развитыми семенниками уже началась смена первостепенных маховых: 10-е и соответствующие ему кроющие только что сменились и ещё не доросли. У самца, добытого у гнезда 11 июля 1950, 6-10-е первостепенные маховые и соответствующие им кроющие сменились; второстепенные маховые ещё не линяли, но 8 верхних кроющих свежие, причём 7-е и 8-е ещё не доросли.
Сизоворонка Coracias garrulus garrulus L. В конце июля и начале августа сизоворонки были очень обычны в степи по левому берегу реки Урал между Илеком и Оренбургом, тогда как на правом берегу они положительно отсутствовали.
Золотистая щурка Merops apiaster L. В районе Январцева было две колонии золотистых щурок — одна в большом береговом обрыве на Урале, где щурки гнездились вместе с береговушками. Небольшие колонии встречались также в невысоких обрывчиках коренного берега в пойме. В норе (длина около 125 см), раскопанной 6 июля 1950, оказалось 3 яйца и только что вылупившийся птенец. В норе, раскопанной 17 июля, один птенец был в длинных кисточках, другой — чуть поменьше и третий — сухой труп. В соседней норе оказалось 4 трупа птенцов такого же возраста и хомяк, который загрыз птенцов. В конце июля щурки ещё кормили птенцов в норах.
Большой пёстрый дятел Dryobates major major L. До середины мая встречен только один раз. После этого до 24 июля, когда одного дятла видел студент Я.Якшис, не отмечен ни разу. По-видимому, южная граница ареала по Уралу проходит где-то выше Январцева.
Белоспинный дятел Dryobates leucotos leucotos L. По-видимому, гнездится в окрестностях Январцева, так как уже 21 июня видел взрослого дятла вместе с молодым. 1 июля добыт один молодой. Со второй половины июля белоспинные дятлы очень часто встречались в пойме Урала на всем протяжении — от Январцева до Чкалова; вместе с тем, я ни разу не встречал их в степных колках, хотя там изобилуют большие деревья, заражённые вредителями. Причина, видимо, кроется в том, что в колках нет крупных деревьев, пригодных для гнездования, время же дальних кочёвок ещё не наступило.
Малый пёстрый дятел Dryobates minor minor L. 25 июля 1950 я встретил и добыл молодого малого пёстрого дятла, кочевавшего в пойме вместе с синицами.
Седой дятел Picus canus canus L. Одного седого дятла добыл 27 июля в пойме Урала у Иртека. По-видимому, это уже кочующий.
Чёрный стриж Apus apus apus L. В описываемом районе нет подходящих мест для гнездования стрижей, поэтому они, видимо, встречаются здесь только на пролёте. 21 мая несколько небольших групп (по 5-7 особей) пролетело вверх по реке; 5 и 27 июня одиночные стрижи встречались в степи. На осеннем пролёте стрижи, тянувшие на юг, отмечены 27 июля и 10 августа. Вместе с тем нужно отметить, что 27 июля в пойме Урала у Иртека я видел несколько стрижей, крутившихся у громадного дуплистого белого тополя. Птицы временами подлетали вплотную к дереву и, казалось, даже влетали в небольшие дупла на месте сгнивших ветвей, но в сумерках разглядеть подробности было невозможно. Очень может быть, что стрижи здесь гнездились.
Сорока Pica pica pica L. Очень обычна всюду в пойме. 17 мая 1950 найдено гнездо с 6 яйцами и гнёзда с одним яйцом. Интересно отметить, что самка упорно насиживала единственное яйцо, из которого 20 мая вывелся птенец. 29 мая отмечено, что у него на крыльях пробились тонкие как иголки стержни маховых и наметились пеньки на спинной птерилии. 1 июня он заметно почернел на голове, пеньки маховых удлинились, но глаза ещё закрыты. 5 июня маховые перья у него начали раскрываться. 10 июня птенец ещё был в гнезде. Птенцы из первого гнезда, в котором было 6 яиц, вылупились 24 мая, а покинули гнездо 19 июня. К концу первой декады августа сороки изредка держались выводками, чаще же можно было их видеть на хлебных токах стайками по 18-20 особей, то есть по 3-4 выводка.
Летом у сорок в желудках приходилось отмечать только животную пищу. Так, у сороки, добытой 7 мая, были обнаружены голые гусеницы, мелкие жужелицы, листоеды, слоники, долгоносики; 18 июня — 125 муравьиных куколок, остатки 2 ящериц, чернотелки, слоник, саранчовые, жук-кузька; 18 июня (у птенца) — остатки двух ящериц, гусеницы коконопряда клеверного Lasiocampa trifolii; 20 июня - ящерица, муравьи, личинки чернотелок, жуки, песок.
Зяблик Fringilla coelebs coelebs L. Зяблики встречаются в пойме Урала, во всяком случае, вниз до Январцева, но везде немногочисленны; чаще всего приходилось видеть их в высокоствольном лесу поймы между Иртеком и Мухрановым. Лётный птенец наблюдался 25 июня. Молодая птица, добытая 13 июля, уже начала линьку в первоосенний наряд.
Обыкновенная овсянка Emberiza citrinella citrinella L. В районе Январцева обыкновенная овсянка положительно редка. Молодая птица, начавшая линьку в первоосеннее перо, добыта 13 июля у Иртека.
Белокрылый жаворонок Melanocorypha leucoptera Pall. Если под Уральском белокрылый жаворонок очень обычен, то этого никак нельзя сказать о Январцеве, где преобладает иной, менее пустынный тип степи с бобовником и ковылём. 14 июня 1950 у деревни Чесноково найдено гнездо с 6 яйцами. Молодой жаворонок с первыми признаками смены пятнистого гнездового пера добыт у Январцева 17 июля 1950.
Чёрный жаворонок Melanocorypha yeltoniensis Forst. Чёрный жаворонок положительно отсутствует на гнездовье в степи у Январцева. Только западнее, у деревни Чесноково, встречались редкие одиночки.
Желтоспинная трясогузка Motacilla lutea lutea Gm. Среднее течение Урала лежит в пределах гнездового ареала этого вида, поэтому M. lutea не представляет редкости в описываемом районе, включая город Уральск. Они гнездятся на сырых луговинах в пойме Урала и в балках около степных водохранилищ (например, Мантык). Между 12 и 28 июня были отмечены только взрослые, носившие корм птенцам в
гнёздах. В местах гнездования отмечались до 18-20 июля, после чего исчезли, так как, видимо, уже начали кочевать большими стаями.
Жёлтая трясогузка Motacilla flava beema Sykes? В заметном количестве, видимо ещё пролётные, попадались у Январцева только до 14 мая. Позднее видел непосредственно близ мест гнездования предыдущего вида — 25 и 28 июня, а 10 июля в пойме Урала наблюдал вместе оба вида.
Большая синица Parus major major L. Большую синицу никак нельзя назвать обычной в районе Январцева. Лишь в период кочёвок, начиная с 10-14 июля, в долине Урала можно встречать и отдельные выводки и смешанные стайки, в которых большая синица кочует вместе с лазоревками, дятлами и ополовниками. Местный выводок я видел у Январцева 21 июня.
Лазоревка Parus caeruleus caeruleus L. Лазоревка ещё более редка в районе Январцева, чем большая синица. Только в середине июля здесь встречались выводки. В это время молодые птицы уже начинали линять во второе перо. Вряд ли это могли быть птицы, прикочевавшие издалека.
Серая мухоловка Muscicapa striata striata L. Бывает только на пролёте. В пойме 10 мая 1950 их было довольно много. Позднее, до 20 мая, встречал только редких одиночек. В июне-июле серые мухоловки не отмечались совершенно.
Пеночка-весничка Phylloscopus trochilus ssp? Вопреки утверждениям Н.А.Зарудного, встречается в долине среднего течения Урала лишь во время пролёта, весной после середины мая я её не видел.
Пеночка-теньковка Phylloscopus collybita ssp? Позднее конца первой декады мая совершенно не встречалась, так что не приходится говорить о гнездовании в районе Январцева.
Бормотушка Hippolais caligata caligata Licht. Это, безусловно, наиболее обычная из камышевок. К середине мая они уже буквально наводняли как пойму, так и заросли кустарников в степи. 1 и 2 июня были найдены гнёзда с 4 яйцами в каждом, 9 июня — с 5 яйцами и 13 июня — тоже с 5 яйцами. В конце июня бормотушки ещё пели, хотя нередко встречались птицы с кормом.
Рябинник Turdus pilaris ssp? Выводки из хорошо летающих молодых рябинников встречены 10 июля у Мухранова и 13 июля у Иртека, то есть немного выше Январцева. До Январцева рябинник уже не доходит.
Черноголовый чекан Saxicola torquata ssp? Вопреки утверждениям Н.А.Зарудного, что он обыкновенен на среднем течении Урала, я встречал его у Январцева и в смежных районах лишь изредка.
Береговая ласточка Riparia riparia riparia L. По окончании пролёта, когда береговые ласточки попадаются на глаза не очень часто, в
середине мая началась концентрация в районе больших береговых обрывов на Урале, где эти ласточки гнездятся вместе со щурками. Массовое гнездостроение и ремонт нор продолжались до конца мая, после чего внешне количество птиц заметно уменьшилось, так как самки сели на яйца. Отдельные особи, собирающие солому для гнёзд, отмечались до 28 июня. При раскопке нор в колонии 17 июля обнаружено, что некоторые самки сидят на гнёздах, тогда как в других норах есть птенцы, иногда очень разновозрастные в одном выводке. В конце июля ещё очень многие береговушки кормили птенцов в гнёздах.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1917: 1955-1961
Заметки о распространении некоторых птиц в Актюбинских степях
Ю.А.Дубровский
Второе издание. Первая публикация в 1961*
В 1955-1957 годах мы проводили наблюдения за птицами северной половины Актюбинской области. В мае-июне наши маршруты охватывали её северо-восточную часть, в июле-октябре — всю территорию Актюбинских степей. Сведения о населении птиц этой части Казахстана до сих пор основывались на работах Н.А.Зарудного (1888, 1897), посещавшего бассейн Хобды и район верхнего Илека, и П.П.Сушкина (1908), который путешествовал в южной и восточной частях этой территории. Данные о распространении птиц в Актюбинских степях, представленные в сводке «Птицы Советского Союза» (1951-1954), основаны главным образом на наблюдениях этих исследователей.
В нашей заметке сообщаются новые сведения о распространении и численности в период гнездования (май-июнь) некоторых видов птиц, которые по ряду причин оказались наиболее интересными. В большинстве своём это виды, встречающиеся спорадично или только в отдельных районах с определёнными физико-географическими условиями.
Основная часть территории наших наблюдений находится в подзоне южных дерновинно-злаковых степей, постепенно переходящих в северные полупустыни. Особенности рельефа Актюбинских степей (обилие мелкосопочных и волнисто-холмистых участков) способствуют широкому взаимопроникновению степных и полупустынных ассоциаций
* Дубровский Ю.А. 1961. Заметки о распространении некоторых птиц в Актюбинских степях II Тр. Ин-та зоол. АН КазССР 15: 192-197.