Заметки корреспондента газеты «Калининградская правда» В.Т. Гузеева из 3-й Советской антарктической экспедиции 1957-1958 гг.
ПУБЛИКАЦИЯ А.С. ГУЗЕЕВА
Newspaper paragraphs from the 3rd Soviet Antarctic Expedition 1957-1958 by Kaliningradskaya Pravda's correspondent V.T. Guzeev
PUBLICATION BY A. GUZEEV
Сведения о публикаторе:
Гузеев Андрей Сергеевич, доктор философии, ведущий инженер ФГУП «Крылов-ский государственный научный центр» (Санкт-Петербург) guzas52@ma il.ru
Publisher:
Andrey Sergeevich Guzeev, Ph.D, leading engineer of Federal State Unitary Enterprise "Krylov State Research Center" (Saint Petersburg) guzas52@ma il.ru
Аннотация
Владимир Тихонович Гузеев участвовал в 3-й Советской антарктической экспедиции в качестве старшего научного сотрудника в составе геофизического отряда и одновременно являлся корреспондентом газеты «Калининградская правда».
Публикуются заметки В.Т. Гузеева, отправленные с борта дизель-электрохода «Обь», который обеспечивал доставку груза и личного состава экспедиции. «Обь» совершила кругосветное плавание, пройдя три океана - Атлантический, Индийский, Тихий, с посещением портов Южной Америки, Африки, Австралии, Новой Зеландии, о. Пасхи и др. В заметках освещаются трудовые будни и радостные события высокоширотного плавания и пребывания на Антарктическом континенте. Представлены материалы и фотографии из личного архива В.Т. Гузеева.
Abstract
Vladimir Tikhonovich Guzeev participated in the 3rd Soviet Antarctic Expedition as a senior scientist in the geophysical team and also a correspondent of the newspaper Kaliningradskaya Pravda.
The report presents the paragraphs of the newspaper Kaliningradskaya Pravda sent from the diesel-electric ship Ob, which provided the delivery of cargo and personnel of the expedition. The paragraphs cover everyday work and joyful events of high-latitude navigation and stay on the Antarctic continent. Materials and photos from the personal archive of V.T. Guzeev are presented.
Ключевые слова:
Антарктида, дизель-электроход, Южный полюс, экспедиция, экипаж, Атлантический океан. Keywords:
Antarctica, diesel-electric vehicle, the South Pole, expedition, crew, the Atlantic Ocean.
Энтузиазм исследователей высоких широт заряжает окружающих людей силой и уверенностью, даёт импульс к развитию своих способностей и преодолению трудностей. А сами исследователи, побывав среди льдов один раз, стремятся вернуться туда снова и снова. Дневники, записки и очерки, оставленные ими, сохраняют свою силу на долгие годы и передают её окружающим.
Владимир Тихонович Гузеев родился в 1931 г., стал доктором технических наук, заведующим кафедрой Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адмирала С.О. Макарова, начальником Новороссийского высшего инженерного морского училища имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
В.Т. Гузеев принял участие в 3-й Советской антарктической экспедиции, проводившейся в 1957-1959 гг., - он был старшим научным сотрудником в составе геофизического отряда и одновременно являлся корреспондентом газеты «Калининградская правда». При этом он участвовал в работах морской экспедиции (1957-1958), а затем был в составе континентальной партии. Одновременно подготовил ряд заметок, опубликованных на страницах газеты.
В феврале 1958 г. научные сотрудники экспедиции приняли участие в Международном антарктическом симпозиуме в Веллингтоне (Новая Зеландия). На этом симпозиуме В.Т. Гузеев выступил с докладом, по-свящённым магнитным измерениям на судах при плавании в высоких широтах.
октября 1957 г
КУРС — АНТАРКТИДА!
СЕВЕРНОЕ МОРЕ, борт дизель-электрохода «Обь». {По ряд*о|. Третий день идет дизель-элем»роход «Обь». Килевая мачка и балтийском мере проверила крепление грузов на палуба* корабля — факторов, самолетов, саней, в штормующем море дополнительно заведены стальное tpo-сыг поставлены оа-спорки. Подходим к Нильскому каналу, В дымке виднеются стапельные крены нильских верфей, Диэель-электродод шлюзуется. Наконец, мимо поплыли черепичные крыши домиков л зелени, ¿»урныо мосты. Любопытствующие немцы стоят по берегам., Темнеет, Проплывают огни встречных судов.
Вдруг русским голос приветствует экипаж «Оби» и участнике» антарктической экспедиции. Это с танкера оГрозный» который держит курс * советским берегам.
— Передайте привет Родине! — отвечают с *Оби*.
Наутро — Северное море. Оно тоже неприветливо хмурится, раскачивая судно Жизнь не дизель-электроходе идет своим чередом, Размо-ренно работают машины, стоят taxibi штурманы, электромеханики рулевые, мотористы. В лабораториях »кспедиции настраиваются подборы. Проводятся первые наблюдения*
Уверенно преодолевая волну н ветер, диэель-элечтроход «Обь* идет »перед
В ГУЗЕЕВ»
старший научный сотрудник геофизического отряде морской экспедиции.
IS ФЕВРАЛЯ 1958 г., № 35 (2785)
в штормующем Тихом океане
ДИЗЕЛЬ - ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ». (От корреспондента «Калининградской правды» )• Несмотря на сложные метеорологические условия антарктического летя это го года морская экспедиция Академии наук на дизель-электроходе
*Обь» успешно закончила очередной этап исследований в малоизученном и труднодоступном секторе Восточной Антарктики Пройди море Дюрвнля, судно спустилось далеко к tery в залив Диссал-поннтмент. образуемый двумя огромными языками сползающих в море материковых ледников. Обстановку осложняли сильные ветры, Однако был проведен большой объем работ по обследованию , берегов а этом интереснейшем для ; науки районе вблизи Южного маг-I н нт_ко го полюса , /
7 МАРТА 1958 г.,
«Обь» в Новой Зеландии
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ», (От корреспондента ♦Калининградской правды»}. По приглашению новозеландского Антарктического комитета советская экспедиция на «Оби» приняла участие в международном антарктическом симпозиуме, состоявшемся во второй половине февраля в Веллингтоне.
В течение пяти дней в публичной библиотеке обсерватории, до-мйниончиузее н других зданиях столицы Новой Зеландии работали секции симпозиума.
С официальным визитом прибыл на «Обь» премьер-министр Новой Зеландии. Корабль посетил также командующий американскими работами в Антарктиде адмирал Джорд Дюфек и записал в книге отзывов: «Работать с вами в Антарктике одно удовольствие, Я полагаю, что общение ученых принесет огромную пользу человечеству».
Рис. 1. Фрагменты заметок
В.Т. Гузеева, опубликованных на страницах
«Калининградской правды», 1957-1958 гг.
В архиве В.Т. Гузеева сохранилась только часть заметок, опубликованных им на страницах газеты «Калининградская правда». Эти заметки очень лаконичны и написаны в стиле репортажей, без подробного описания событий, происходивших в экспедиции, и фотографий (рис. 1). В публикации приводятся тексты этих заметок В.Т. Гузеева, а также небольшая заметка о выставке фотографий Владимира Тихоновича в Музее Арктики и Антарктики.
Рис. 2. Маршрут 3-й Морской антарктической экспедиции Акад. наук СССР 1957-1958 гг. Старший научный сотрудник В.Т. Гузеев (его фотография справа)
Фотографии В.Т. Гузеева также сохранились в семейном архиве. Они вошли в большой фотоальбом, посвящённый работе 3-й Морской антарктической экспедиции (МАЭ) Академии наук СССР. Некоторые из фотографий представлены в данной публикации.
Фотоальбом начинается с карты маршрута 3-й МАЭ (рис. 2).
Серия фотографий иллюстрирует, как тщательно производилась разгрузка оборудования, доставленного в Антарктиду (рис. 3). Полярники очень любили снимки с обитателями шестого континента. В хорошую погоду при отсутствии сильного ветра пингвины часто подходили к борту дизель-электрохода (д/э) «Обь» и прогуливались вдоль него (рис. 4).
Рис. 3. Разгрузка и сборка самолётов
Рис. 4. Императорские пингвины важно прогуливаются вдоль борта д/э «Обь»
Рис. 5. Внезапно налетел ураган. Айсберги взламывают припайный лед, грузы начинают тонуть. Ветер валит с ног, спасаем грузы. Потеряли трактор и самолёт
Суровые погодные условия, ветры и штормы создавали сложные и аварийные ситуации, в которых все участники экспедиции выходили на погрузо-разгрузочные и авральные работы (рис. 5). Часто приходилось расчищать и подготавливать взлётную полосу для самолётов, обеспечивающих связь и доставку грузов вглубь континента (рис. 6).
В составе экспедиции работали отряды, выполняющие исследования по различным научным направлениям: гидрологический, морской геологический, гидрохимический, метеорологический, биологический, геофизический и др. Ряд материалов фотоальбома иллюстрирует деятельность этих отрядов. На рис. 7 показаны фрагменты работы по измерению магнитных полей.
Рис. 6. Расчистка взлётной полосы
Фотолетопись шестого материка
Ленинградская правда. 1963. 12 марта. С. 3
Экспозиция Музея Арктики и Антарктики пополнилась новыми интересными документами. Среди них - большая коллекция фотографий, сделанных на шестом материке участником континентальной антарктической экспедиции Владимиром Гузеевым.
Посетители подолгу рассматривают уникальные снимки колонии императорских пингвинов, лежбища тюленей на ледяном припае у берега Правды, капских голубей на острове Хасуэлл, снимки айсбергов, горных хребтов, ледяных гротов. Здесь же экспонируется серия фотографий из Мирного. Всего для обозрения выставлено более 50 работ В. Гузеева.
Гузеев В.Т. Курс - Антарктида!
Калининградская правда. 1957. 2 октября
СЕВЕРНОЕ МОРЕ, борт дизель-электрохода «Обь». (По радио.) Третий день идёт дизель-электроход «Обь». Килевая качка в Балтийском море проверила крепление грузов на палубах корабля - тракторов, самолётов, саней. В штормующем море дополнительно заведены стальные тросы, поставлены распорки. Подходим к Кильскому каналу. В дымке виднеются стапельные краны кильских верфей. Дизель-электроход шлюзуется. Наконец мимо поплыли черепичные крыши домиков в зелени, ажурные мосты. Любопытствующие немцы стоят по берегам. Темнеет. Проплывают огни встречных судов.
Рис. 7. Магнитные измерения проводят В.Т. Гузеев и А.М. Дунаев
Вдруг русский голос приветствует экипаж «Оби» и участников антарктической экспедиции. Это с танкера «Грозный», который держит курс к советским берегам.
- Передайте привет Родине! - отвечают с «Оби».
Наутро - Северное море. Оно тоже неприветливо хмурится, раскачивая судно. Жизнь на дизель-электроходе идёт своим чередом. Размеренно работают машины, стоят вахты штурманы, электромеханики, рулевые, мотористы. В лабораториях экспедиции настраиваются приборы. Проводятся первые наблюдения.
Уверенно преодолевая волну и ветер, дизель-электроход «Обь» идёт вперёд.
Гузеев В.Т. На пути в Антарктику
Калининградская правда. 1957. 15 октября
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ». (По радио от корреспондента «Калининградской правды».) В трудных штормовых условиях «Обь» обогнула Европу. Тёплое Средиземное море встретило восьмибалльным ветром, встречной волной, снижающей ход судна. Тем не менее к началу Пятого международного конгресса транспортных коммуникаций, приуроченному к празднованию 500-летия со дня рождения Колумба, вычищенный до блеска наш дизель-электроход вошёл в заполненный десятками пароходов Генуэзский порт, пришвартовался к центральному причалу океанских лайнеров. Несколько тысяч итальянцев побывало
на дизель-электроходе, беседуя с моряками, учёными, восхищаясь лабораториями, оборудованием судна и экспедиции.
Председатель отделения общества «Италия - СССР» профессор Глянцини преподнёс изготовленную из филигранного серебра модель каравеллы Колумба «Санта-Мария». Мэр города Витторио Пертузио -огромную книгу с историческими документами о Колумбе. Участники нашей экспедиции возложили венки и букеты гвоздики в старинном домике, где жил Колумб.
Пребывание нашего судна в Генуе вылилось в демонстрацию дружеских чувств народа Италии к Советскому Союзу, его научным достижениям, в частности к запуску искусственного спутника Земли.
Вот некоторые записи, сделанные генуэзцами в книге отзывов: «Вы великий народ. Галорацини». «Да здравствует русская наука. Александре Такалунчо». «Привет советскому народу - народу мира. Скерме Луиджи». «С вами сегодня, завтра и всегда. Альдо Суиджи».
Из Генуи «Обь» взяла курс к ледяному шестому континенту, унося воспоминания о тёплых чувствах трудящихся Италии к нашей великой Родине.
Гузеев В.Т. На пути в Мирный
Калининградская правда. 1957. 27 октября
Пятые сутки «Обь» находится в тропиках. Палящие лучи поднимающегося всё выше к зениту солнца, большая влажность воздуха сделали бы пребывание на судне невыносимым, если бы над лазурной гладью Атлантического океана не было свежего ветерка. В машинном отделении вентиляция понижает температуру только до сорока четырёх градусов Цельсия. Основные работы перенесены на палубы.
Лётчики целые дни проводят у самолётов: чистят, смазывают, перебирают - готовят машины к дальним полётам в неизведанные глубинные районы Антарктиды. Изредка проходят грозы, и опять над головой возникает безоблачное небо, усыпанное ночью сотнями ярких чужих созвездий. В одну из таких ночей произошла наша встреча с советским рыболовным траулером «Казань». Радостной была эта встреча с рыбаками-калининградцами, ведущими разведочный промысел, в далёких тропических морях.
«Обь» приняла с траулера сардины. Прощальные гудки, и мы спешим на юг. Опять пустынный океан. В конце дня 22 октября пересекли экватор.
После захода в Кейптаун подготовка к выгрузке пошла ещё энергичнее. Электрики перебирают лебёдки. Активно помогает палубной
команде отряд строителей. Постоянно держим радиосвязь с Мирным. Нас с нетерпением ждут. Готовясь к встрече, отмечают на картах суточные переходы «Оби».
Гузеев В.Т. На пути в Мирный
Калининградская правда. 1957. 17 ноября
На пути в Мирный учёные морской части Антарктической экспедиции ведут на «Оби» наблюдения за состоянием течения воды, за морскими микроорганизмами и т. д. Наш корреспондент В.Т. Гузеев передаёт с «Оби» информацию о жизни на корабле, о работе учёных.
СЕВЕРНОЕ МОРЕ. Сильный встречный ветер и приличная волна; на вид она меньше, чем балтийская, но качает сильней. В столовой команды идёт собрание - профессор Корт докладывает, что в разгар 3-го Международного геофизического года задачи поставлены большие. Планы научных работ значительно расширены. Кроме океанографических исследований, предстоят большие гидрографические и картографические работы в Антарктике. Запланировано 6 подходов к континенту. Предстоит пройти 50 тысяч миль...
ПРОЛИВ ЛА-МАНШ. С раннего утра проглядывает освещённый розовыми лучами восходящего солнца высокий и обрывистый берег Англии - мы в проливе Па-де-Кале. Английский берег передвигается на горизонте в виде желтовато-серых холмов, выглядывающих из редкого тумана. Погода над морем хорошая, проглядывает солнышко, хотя ещё и не тепло. Но температура воды, по показаниям сводки, которую начали вывешивать, - 15 градусов. По судовому радио передают хронику плавания. Гидрологи готовят к спуску электромагнитный измеритель течений, монтируют новый прибор, позволяющий одновременно измерять температуру, солёность и радиоактивность воды. Геологи начинают эхолотный промер глубин, который будет вестись до возвращения к родным берегам.
БИСКАЙСКИИ ЗАЛИВ. Вышли из Английского пролива в знаменитый штормами Бискай. Погода самая благоприятная с начала плавания. Свежий и уже довольно тёплый ветерок подгоняет нас вперёд, волны, перекатываясь, как гигантские мускулы, пытаются догнать нашу «Обь» и, не сумев, сердятся, рассыпаясь белоснежными гребешками. Качки почти нет, ход больше 15 узлов.
...На «Оби» работы идут полным ходом. В курительном салоне заседают «континентальщики», производя скрупулёзные расчёты потребного горючего, провианта, составляют графики для санных поездов...
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН. Перед сном поднялись на палубу. Бесчисленное множество звёзд в небе. За кормой - холодное зеленоватое
свечение: светятся гребешки волн, светится встревоженная кораблём вода. Это - фосфоресцируют микроорганизмы, раздражённые движением воды.
Днём в нашей лаборатории была генеральная приборка: мыли переборки, палубу, столы, перетирали приборы и аппаратуру. Уже в темноте проходим мимо Лиссабона: видно зарево отражённого морем большого города.
СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ. Весь день шли курсом зюйд-ост. Начали попадаться дельфины. Приблизился испанский берег, покрытый выжженными солнцем холмами, за которыми видны горы. Медленно проплыл мыс Трафальгар, и впереди синеватым туманом встали очертания африканского берега. Близость пролива заметна и по большому оживлению на море: почти во всех направлениях дымки и силуэты пароходов. В проливе наши фотографы мечутся с борта на борт, стараясь заснять одновременно две части света: Европу и Африку. Впереди показалась отдельная, выдающаяся в море гора - английская крепость Гибралтар. Стайки дельфинов прыгают прямо перед форштевнем, лениво переваливаясь над водой и стремглав бросаясь вглубь или в сторону.
Описав петлю в Гибралтарском проливе и взяв нужные карты, «Обь» огибает мыс «Европа» и выходит в Средиземное море.
СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ. Поздно ночью пришлось обходить рыбацкие сети, поставленные далеко в море и отмеченные еле мерцающими огоньками. Утро прекрасное, слева бесконечной грядой тянутся цепи гор, каменистых, безжизненных. Под носом, как кузнечики, перелетают стайки летучих рыб, иногда делая сразу по нескольку прыжков. Прямо по курсу встаёт серовато-синяя стена, закрывающая и перспективу гор, и горизонт. Надвигается шторм. Рванул ветер и, срывая клочья пены с волн, засвистел в такелаже. Килевая качка, дождь...
Ветер 8 баллов, волна 5-6 баллов. Но жизнь на судне течёт своим чередом: сменяются судовые вахты у механизмов, исследовательские вахты в лабораториях. На судне «санаврал» - моют и чистят палубы, протирают аппаратуру.
ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН. После захода в крупнейший порт Южной Африки - Кейптаун дизель-электроход «Обь», обогнув мыс Доброй Надежды, вошёл в воды Индийского океана. В десятибалльный шторм пришлось заново крепить часть палубных грузов, так как сварные швы креплений лопнули.
В неспокойных сороковых широтах, за десятки тысяч миль от родных берегов, праздновали мы сорокалетие Великого Октября. Напряжённо работала судовая радиостанция - непросто было принять и передать тысячи праздничных поздравительных радиограмм. Среди них были
поздравления от министра морского флота, Академии наук, Калининградского обкома партии.
«Обь», не сбавляя хода, вошла во льды. Скоро судно подойдёт к 30-километровому ледовому припаю Мирного, начнётся самый ответственный этап экспедиции - разгрузка судна. Последними приготовлениями к этому заняты все.
Гузеев В.Т. «Обь» подошла к Мирному
Калининградская правда. 1957. 20 ноября
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ». (По радио от корреспондента «Калининградской правды».) В последние дни флагман 3-й Антарктической экспедиции дизель-электроход «Обь» медленно и с большим трудом пробивается сквозь тяжёлые льды двухметровой толщины, подминая и разламывая их.
Дважды прилетали самолёты из Мирного, совершающие ледовую разведку. «Обь», лавируя между величественными айсбергами, ночью 17 ноября подошла к береговому припаю в 27 километрах от Мирного. Таким образом, проделан путь около 13 тысяч миль. Члены континентальной экспедиции, которым предстоит поход в глубь ледяного континента, готовят к разгрузке самолёты, тягачи с санями и другое имущество.
Дизель-электроход подошёл к припаю, разукрашенный флагами расцвечивания. На огромном транспаранте, вывешенном на «Оби», крупная надпись: «Отважным полярникам Мирного - горячий привет Родины!»
Один за другим на лёд приземлились два самолёта, прилетевшие из Мирного. Произошла радостная встреча с мужественными обветренными исследователями, проработавшими год в тяжёлых условиях пурги, ветров и заносов.
«Обь» пробивает ледовый канал, чтобы через несколько часов стать под разгрузку. Длинный путь к Антарктиде подходит к концу.
Гузеев В.Т. «Обь» - в штормующем Тихом океане
Калининградская правда. 1958. 18 февраля
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ». (От корреспондента «Калининградской правды».) Несмотря на сложные метеорологические условия антарктического лета этого года, морская экспедиция Академии наук на дизель-электроходе «Обь» успешно закончила очередной этап исследований в малоизученном и труднодоступном секторе Восточной Антарктики. Пройдя море Дюрвиля, судно спустилось далеко к югу в залив Диссаппоинтмент, образуемый двумя огромными языками сползающих в море материковых ледников. Обстановку осложняли сильные ветры. Однако был проведён
большой объём работ по обследованию берегов в этом интереснейшем для науки районе вблизи Южного магнитного полюса.
Льды преградили подход к континенту. Пришлось обходить с севера. Тяжёлые паковые льды и разыгравшаяся пурга мешали лётчикам выполнить работы. И всё же нам удалось оборудовать аэродром, вернее, посадочную дорожку на торосистом льду припая, и самолёты взлетели.
Полярная авиация помогла нашим учёным. В результате проделанных работ на карте будут положены точные очертания берегов наименее известной Восточной Антарктиды.
В течение суток «Обь» вырывалась из ледового мешка у берега Отса, образовавшегося в результате сжатия льдов. Сейчас «Обь» - в штормующем Тихом океане, она идет в столицу Новой Зеландии Веллингтон. Там наши учёные Корт, Шумский, Шалаев сделают ряд докладов об исследованиях в Антарктике.
Шлём привет калининградцам.
Гузеев В.Т. «Обь» в Новой Зеландии
Калининградская правда. 1958. 7 марта
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ». (От корреспондента «Калининградской правды».) По приглашению новозеландского Антарктического комитета советская экспедиция на «Оби» приняла участие в международном антарктическом симпозиуме, состоявшемся во второй половине февраля в Веллингтоне.
В течение пяти дней в публичной библиотеке обсерватории, доминион-музее и других зданиях столицы Новой Зеландии работали секции симпозиума.
С официальным визитом прибыл на «Обь» премьер-министр Новой Зеландии. Корабль посетил также командующий американскими работами в Антарктиде адмирал Джордж Дюфек и записал в книге отзывов: «Работать с вами в Антарктике - одно удовольствие. Я полагаю, что общение учёных принесёт огромную пользу человечеству».
Тысячи новозеландцев, посетивших «Обь», оставили многочисленные записи, свидетельствующие о растущих симпатиях к Советскому Союзу.
«Приятно видеть вас в Веллингтоне. Мы надеемся, что ваше посещение и посещения судов СССР станут более частыми. В Новой Зеландии восхищаются достижениями СССР и желают сделать взаимоотношения между нашими двумя нациями значительно более близкими. Фрэнк Китс, мэр Веллингтона».
По приглашению мэра города наши учёные ездили на открытие сельскохозяйственной выставки. Группа участников экспедиции знакомилась с древними постройками коренного населения - маори.
«Обь» покинула гостеприимную Новую Зеландию и Тасмановым морем направилась в Австралию.
Гузеев В.Т. Сегодня на «Оби»
Калининградская правда. 1958. 23 марта
БОРТ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОДА «ОБЬ». (От корреспондента «Калининградской правды».) Совершая морскую экспедицию, дизель-электроход «Обь» сделал остановку в австралийском порту Аделаида.
Как и 2 года назад, во время первого посещения судном этого порта, австралийцы проявили большой интерес к советской экспедиции. На борту побывал крупнейший исследователь Антарктиды Дуглас Моу-сон. Взаимные визиты, посещение учёными «Оби» старейшего в стране Аделаидского университета, поездка биологов на мангровые заросли, геологическая экскурсия наших специалистов содействовали обмену научными данными и расширению связей советских и австралийских учёных.
Общество австралийско-советской дружбы организовало экскурсию наших учёных по городу и окрестностям.
На «Оби» начался очередной этап океанографических работ: комплексное исследование малоизученной южной части Тихого океана.