Научная статья на тему '«Пионеры» в Антарктике: из истории обеспечения советских антарктических экспедиций'

«Пионеры» в Антарктике: из истории обеспечения советских антарктических экспедиций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

286
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Антарктические экспедиции / теплоход типа «Пионер Москвы» / транспортное обеспечение / The Antarctic expeditions / ship of the “Pioner Moskvy” type / transport support

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барзенин Андрей Викторович

Доставка грузов, обеспечивающих деятельность советских антарктических станций, была для СССР сложнейшей задачей. Их можно было доставить только морскими судами. Транспортное обеспечение САЭ осуществлялось судами нескольких типов. В 1970–1980-е гг. это были дизель-электроходы ледового класса типа «Амгуэма»: «Михаил Сомов», «Капитан Мышевский», «Капитан Готский» и др., а также суда усиленного ледового класса типа «Пионер Москвы». Северное морское пароходство располагало, в разное время, 13 судами этого типа. Три из них – «Пионер Эстонии», «Пионер Онеги» и «Павел Корчагин» – участвовали в САЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Барзенин Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pioneers in Antarctica

The delivery of goods to support the work of Soviet Antarctic stations was an exceedingly difficult task for the USSR. They could only be delivered by sea vessels. Transport support for the Soviet Antarctic expedition (SAE) was provided by several types of vessels. In 1970s–1980s these were ice-class diesel-electric vessels of the “Amguema” type: Mikhail Somov, Kapitan Myshevskiy, Kapitan Gotskiy, etc., as well as the reinforced ice-class vessels of the “Pioner Moskvy” type. The Northern Shipping Company had, at various times, 13 vessels of this type. Three of them – Pioner Estonii, Pioner Onegi and Pavel Korchagin, participated in the SAE

Текст научной работы на тему ««Пионеры» в Антарктике: из истории обеспечения советских антарктических экспедиций»

БАРЗЕНИН А.В.

«Пионеры» в Антарктике: из истории обеспечения советских антарктических экспедиций

A. BARZENIN

Pioneers in Antarctica

Сведения об авторе:

Барзенин Андрей Викторович, научный сотрудник ГБУК АО «Северный морской

музей» (Архангельск)

[email protected]

About the author:

Andrey Viktorovich Barzenin, researcher of the Northern Sea Museum (Arkhangelsk) [email protected]

Аннотация

Доставка грузов, обеспечивающих деятельность советских антарктических станций, была для СССР сложнейшей задачей. Их можно было доставить только морскими судами. Транспортное обеспечение САЭ осуществлялось судами нескольких типов. В 1970-1980-е гг. это были дизель-электроходы ледового класса типа «Амгуэма»: «Михаил Сомов», «Капитан Мышевский», «Капитан Готский» и др., а также суда усиленного ледового класса типа «Пионер Москвы». Северное морское пароходство располагало, в разное время, 13 судами этого типа. Три из них - «Пионер Эстонии», «Пионер Онеги» и «Павел Корчагин» - участвовали в САЭ.

Abstract

The delivery of goods to support the work of Soviet Antarctic stations was an exceedingly difficult task for the USSR. They could only be delivered by sea vessels. Transport support for the Soviet Antarctic expedition (SAE) was provided by several types of vessels. In 1970s-1980s these were ice-class diesel-electric vessels of the "Amguema" type: Mikhail Somov, Kapitan Myshevskiy, Kapitan Gotskiy, etc., as well as the reinforced ice-class vessels of the "Pioner Moskvy" type. The Northern Shipping Company had, at various times, 13 vessels of this type. Three of them - Pioner Estonii, Pioner Onegi and Pavel Korchagin, participated in the SAE.

Ключевые слова:

Антарктические экспедиции, теплоход типа «Пионер Москвы», транспортное

обеспечение.

Keywords:

The Antarctic expeditions, ship of the "Pioner Moskvy" type, transport support.

Так совпало, что 2020-й год стал годом нескольких значимых юбилеев. Это 200-летие открытия Антарктиды, 150-летие Северного морского пароходства (СМП), 100-летие Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), 65-летие начала деятельности Комплексных антарктических экспедиций (КАЭ, впоследствии советских - САЭ). С этими датами и связана предлагаемая статья.

При подготовке статьи были использованы воспоминания участников антарктических экспедиций, документы из фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО), документы и фотографии из фондов Северного морского музея (СММ), материалы, опубликованные в газетах «Правда Севера» и «Моряк Севера», интервью, записанные автором с участниками антарктических рейсов судов СМП В.В. Ковалём и В.Ф. Варфоломеевым.

Одной из важнейших задач по обеспечению деятельности САЭ стала доставка в Антарктиду людей и грузов. Учитывая большие объёмы перевозок, осуществлять их могли только транспортные суда морского флота. Определяющими характеристиками для судов, используемых в антарктических экспедициях, были ледопроходимость; грузовместимость, позволяющая взять на борт, помимо основного груза, достаточное количество пресной воды, продовольствия, топлива и других жизнеобеспечивающих грузов; тактико-технические характеристики - в первую очередь скорость и дальность плавания.

Флагманом первых КАЭ и САЭ был дизель-электроход (д/э) «Обь», построенный в 1954 г. в Нидерландах. В 1950-1960-х гг. в антарктических перевозках также принимали участие д/э «Лена», теплоходы (т/х) «Кооперация», «Михаил Калинин» и «Эстония»1.

С 1971 г. в САЭ принимали участие д/э типа «Амгуэма». Первым из судов этого типа в Антарктику отправился д/э «Наварин». Всего в антарктических экспедициях приняли участие 12 судов первой серии типа «Амгуэма»2. Затем к берегам Антарктиды отправились суда второй се-

Дубровин Л.И., Козловский А.М. Советские антарктические. Л., 1991. С. 219-226. Там же. С. 169.

рии - «Капитан Мышевский», «Павел Пономарёв», «Капитан Кондратьев» и «Михаил Сомов», специально переоборудованный для экспедиционных целей1.

Начиная с 25-й САЭ к перевозкам в Антарктиду привлекались суда СМП типа «Пионер Москвы» (проект 1590П), приписанные к порту Архангельск. Эти суда - лесовозы-пакетовозы усиленного ледового класса - строились на Выборгском судостроительном заводе с 1973 по 1981 г. Они предназначались для перевозки крупного леса, пиломатериалов и баланса в пакетах, а также генеральных, сыпучих и навалочных грузов и контейнеров.

По конструкции суда проекта 1590П были однопалубными, полнонаборными, с удлинённым баком и ютом. Валовая вместимость составляла 4 800 рег. т, дедвейт - 6 800 т. Основные размерения: длина - 129,9 м, ширина - 17,3 м, высота борта - 8,5 м; осадка - 7,3 м. Грузоподъёмность грузовых стрел достигала 40 т. Район плавания - неограниченный2. Преимуществом судов этого типа были повышенная ледопроходимость и мощные (до 40 т) грузовые стрелы. Существенным недостатком этих судов, при использовании их в экспедициях, являлось небольшое количество мест для пассажиров - имелось всего восемь дополнительных мест сверх мест для экипажа.

В перевозках для антарктических станций участвовали теплоходы «Пионер Эстонии» (25, 27, 29, 31-я САЭ), «Пионер Онеги» (26-я САЭ), «Павел Корчагин» (28, 30, 32-я САЭ).

Первым из судов СМП в Антарктиду отправился «Пионер Эстонии». 12 сентября 1979 г. между СМП с одной стороны и САЭ и ААНИИ с другой стороны был заключён договор об аренде т/х «Пионер Эстонии» на ориентировочной срок с 15 октября 1979 г. по 1 апреля 1980 г. Помимо аренды судна, договор предусматривал участие экипажа в разгрузке в Антарктиде и использование судна для ледовой проводки других экспедиционных судов. Арендная плата начислялась из расчёта себестоимости эксплуатации судна в особых условиях Антарктиды с начислением прибыли в размере 35 %3. Это был типовой договор, заключавшийся САЭ и АА-НИИ с морскими пароходствами.

Была проведена тщательная подготовка судна и экипажа к антарктическому рейсу. За несколько дней до выхода в экспедицию был сформирован экипаж в количестве 38 человек. По условиям плавания в его состав дополнительно включались дублёр капитана, помощник по пожарной

Дубровин Л.И., Козловский А.М. Советские антарктические. Л., 1991. С. 219-226. Проект 1590П, тип Пионер Москвы // Водный транспорт [Электронный ресурс] URL: https://fleetphoto.ru/projects/1038/ (дата обращения: 20.07.2020). Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО). Ф. 367. Оп. 18. Д. 4914. Л. 416-427.

безопасности, два матроса 1-го класса и электрик1. Экипажи возглавляли опытные капитаны: В.А. Сарапунин («Пионер Эстонии»), А.Д. Буров («Пионер Онеги»), А.Г. Гуреев («Павел Корчагин»). При подготовке к антарктическому рейсу экипажи судов щедро снабжали сувенирной и агитационной продукцией, предназначенной как для раздачи в иностранных портах, так и для членов экипажа. «Через ААНИИ были приобретены хорошие "Дипломы" для членов экипажа, впервые пересекающих экватор. Почти все члены экипажа приобрели часы с Антарктической символикой»2. Перед выходом теплохода в антарктический рейс в красном уголке судна состоялись торжественные проводы3. В документах читаем: «Хороший настрой экипажу был задан в напутственном слове при проводах в рейс начальником СМП тов. Кузнецовым С.И., секретарём парткома тов. Яковлевым П.М., председателем Севбаскомфлота тов. Прокофьевым В.И., участниками Антарктической экспедиции»4. Такие проводы в антарктические экспедиции проходили и впоследствии.

16 октября 1979 г. «Пионер Эстонии» вышел в Ленинград. Примерно в эти же сроки отправлялись из Архангельска и последующие суда антарктических экспедиций.

В Архангельске на отправляющиеся в Антарктиду суда грузили продовольствие и другие грузы, обычно около 500 т. В Ленинграде осуществлялась загрузка самолётов Ил-14 и Ан-2, вертолётов Ми-8, на борт судов поднимали тракторные тягачи, строительные конструкции и материалы, жилые домики, рефрижераторы с продуктами питания, научную аппаратуру, другую технику и материалы. Самолёты Ан-2, как и многие другие грузы, размещались в трюме, а самолёты Ил-14, вертолёты Ми-8, баллоны с ацетиленом, кислородом, пропаном, аккумуляторной кислотой - на палубе5. В качестве пассажиров на борт судов поднимались зимовщики (лётчики, авиатехники, научные сотрудники и другие специалисты). Учитывая небольшое количество дополнительных мест на судах этого типа, пассажиров было от 15 до 206. Согласно рейсовым донесениям, общий вес принятого груза составлял 1200-1400 т.

Согласно § 27 договора аренды график движения судна определялся арендатором и являлся неотъемлемой частью договора7. Маршрут в Антарктиду обычно включал в себя Ленинград, Санта-Крус-де-Тенерифе

ГААО. Ф. 367. Оп. 40. Д. 123. Л. 16. Там же. Оп. 18. Д. 4993. Л. 58

Крашенинников Н. Напутствие в дорогу // Моряк Севера. 1979. 26 октября. С. 4. ГААО. Ф. 865. Оп. 42. Д. 119. Л .27-28. Там же. Ф. 367. Оп. 40. Д. 123. Л. 17.

Коваль В.В. От Арктики до Антарктики. Архангельск, 2015. С. 5. ГААО. Ф. 367. Оп. 18. Д. 4914. Л. 418.

(Канарские острова), Монтевидео, Буэнос-Айрес (Аргентина). В ряде рейсов «Пионеры» заходили в Санта-Крус (Испания), Пуэнт-Нуар (Конго), Байя-Бланка (Аргентина). В 30-й САЭ т/х «Павел Корчагин» в порту Росток (ГДР) дополнительно принял 12 т груза и трёх участников антарктической экспедиции из ГДР1.

Иногда приходилось совершать незапланированные заходы в порты. Так, в 25-й САЭ «Пионер Эстонии» направился в Данию и забрал находившихся там после гибели д/э «Оленёк», лётчиков и авиатехников. «Оле-нёк» сгорел в результате столкновения с танкером-патоковозом в прол. Большой Бельт2. В 26-ю САЭ «Пионер Онеги» заходил в порт Кусхафен (ФРГ), чтобы передать в больницу члена экипажа с приступом острого аппендицита3. Во время перехода т/х «Павел Корчагин» (30-я САЭ) из Ростока в Санта-Крус-де-Тенерифе заболевшего пекаря пришлось передавать на т/х «Каргополь». А во время перехода в этой же экспедиции из Санта-Крус-де-Тенерифе к станции «Беллинсгаузен» «Павел Корчагин» принял участие в поисках упавшего за борт члена экипажа т/х «Иоханнес Лауристин» (Эстонское морское пароходство). «13/1Х в Тмск 04.40 была получена радиограмма с т/х "Иоханнес Лауристин" (ЭМП), позывные УФХА, о том, что у них выпал за борт человек. Немедленно развернулись и направились в район поиска. В Тмск 10.16 прибыли в район поиска <...>, и приступили к поиску под руководством т/х "Иоханнес Лауристин". На баке и крыльях мостика - усиленное наблюдение. Спасательные средства приготовлены к немедленному использованию. В поиске принимали участи т/х "Капитан Фомин" и т/х "Ардатов". Над районом поиска совершали полёты самолёты и вертолёты ВВС Испании. В Тмск 18.15, с наступлением темноты получили указание с т/х "Иоханнес Лауристин" - всем судам, принимающим участие в поиске, поиск прекратить и следовать по своему назначению»4.

Маршрут 32-й САЭ был проложен не через Атлантику к берегам Южной Америки, а через Средиземное море, Суэцкий канал, Индийский океан с заходом в Порт-Луи (Республика Маврикий)5.

Путь от Ленинграда до Антарктиды занимал 28-38 суток. Всего антарктический рейс продолжался 5-7 месяцев. Во время антарктических рейсов на судах жизнь протекала так же, как и на других рейсах советских судов. Проходили партийные собрания, на которых, помимо вопросов

Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1984 г. Л. 3: Фонды Северного морского музея.

Кравченко Е.Д., Карпий В.М. С Антарктидой только на Вы. Записки лётчика полярной авиации. М., 2006. С. 336.

Тимохов С. Вынужденный заход // Моряк Севера. 1980. 20 января. С. 4.

Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1984 г. Л. 6: Фонды Северного морского

музея.

Коваль В.В. Указ. соч. С. 5.

судовой жизни, обсуждались пленумы ЦК КПСС, решения съездов, социалистическое соревнование и т. д. В «Политическом донесении за период с октября 1980 по март 1981 года» первый помощник капитана т/х «Пионер Онеги» А.В. Фомин писал: «С выходом в рейс партийная организация насчитывала 10 членов КПСС, из них 7 человек командного состава. В ноябре месяце было проведено открытое партийное собрание, где был поставлен вопрос о задачах экипажа по обеспечению рейса 26-й САЭ. На собрании присутствовали все члены экипажа, свободные от вахты, а также начальник рейса, неоднократный участник Арктических и Антарктических экспедиций, тов. Кожевников О.В.»1. Всего за время участия в 26-й САЭ на судне прошло три партийных собрания. Регулярно проводились политзанятия. Но «изучение произведений В. И. Ленина не вызвало большого интереса у слушателей»2. Силами членов командного состава проводились лектории, на которых моряки знакомились с информацией о странах и портах, в которых «находится и куда следует судно»3. На палубе проводились спортивные мероприятия4.

После пересечения экватора жизнь на судне становится довольно монотонной. Первый помощник капитана т/х «Пионер Онеги» А.В. Фомин писал в политическом донесении: «По пути следования нет встречных судов, нет никакой живности, нет даже птиц. Это однообразие наводит скуку. Здесь хорошо выручали кинофильмы, которые <...> хорошо подобраны. Хорошо выручали и спортивная палуба, и бассейн»5. Проходили на экспедиционных судах субботники, концерты художественной самодеятельности, судовые спартакиады.

Связь с родным городом поддерживалась по радио. Для экипажей судов, находящихся в антарктических рейсах, проводились радиопередачи «Для тех, кто в море». Но в Южном полушарии иногда возникали сложности - было плохо слышно Московское радио6.

В Ленинграде и при посещении иностранных портов для членов экипажа организовывались экскурсии. Перед экскурсиями в иностранных портах проводилась идеологическая подготовка: «Получали моряки необходимую информацию об усилении политической бдительности и предосторожности при возможных контактах с иностранцами и русскими гражданами за границей»7.

ГААО. Ф. 865. Оп. 42. Д. 119. Л. 27. Там же. Л. 7.

Там же. Ф. 367. Оп. 18. Д. 4820. Л. 53. Там же. Ф. 865. Оп. 42. Д. 119. Л. 29. Там же. Л. 28.

Там же. Л. 29; Оп. 40. Д. 125. Л. 77. Там же. Ф. 367. Оп. 18. Д. 4820. Л. 52.

Рис. 1. Праздник пересечения экватора на борту т/х «Пионер Эстонии». 27-я САЭ. Из фондов СММ

По-разному складывались отношения с экспедиционным составом, следовавшим на смену зимовщиков на антарктические станции. С одной стороны, научные сотрудники выступали с лекциями и беседами1. В то же время мало занятые повседневной работой зимовщики не лучшим образом воздействовали на моральное состояние экипажа. А.В. Фомин отмечал в своём донесении: «Несколько отрицательно влияли на настроение экипажа товарищи из экспедиционного состава. Во-первых, им не нравилось, что мы идем быстро, т. е. они меньше получат валюты. Во-вторых, им не нравилась короткая стоянка судна в порту Лас-Пальмас. Они не успели отовариться. В-третьих, они были очень недовольны заходом судна вместо Монтевидео (Уругвай) в Байя-Бланка (Аргентина). Опять-таки не успели отовариться»2. А на открытом партийном собрании парторганизации «Пионера Онеги» 29 декабря 1981 г. 3-й помощник капитана Меркулов заявлял: «Морально-психологический климат оздоровился после ухода с судна экспедиционного состава»3. Впрочем, следует

Там же. Ф. 367. Оп. 18. Д. 4993. Л. 60. Там же. Ф. 865. Оп. 42. Д. 119. Л. 30. Там же. Оп. 40. Д. 125. Л. 77.

отметить, что такая ситуация складывалась только в 26-й САЭ. В других экспедициях отношения с зимовщиками сложились хорошо: «Пришлось морякам потесниться - с ними к берегам Шестого континента пошла часть зимовщиков на станцию «Дружная». Эти ребята быстро освоились на судне и подружились с экипажем»1.

Наиболее ярким событием первой половины антарктических рейсов было пересечение экватора и праздник Нептуна (рис. 1). Весь экипаж и члены экспедиций принимали участие в его подготовке. Сооружали бассейн, готовили костюмы, сочиняли сценарий. Вот как проходил праздник в ходе рейса 28-й САЭ: «7 декабря 1983 года пересекли экватор. В 8 часов в торжественной обстановке подняли на судне Государственный флаг СССР. <...> Протяжный гудок извещает, что на борт "Павла Корчагина" прибыл владыка морей - Нептун. Капитан Алексей Григорьевич Гу-реев в сопровождении штурманов выходит навстречу гостю. Он докладывает Нептуну о цели путешествия. Получив из рук начпрода хлеб-соль, Нептун милостиво вручает капитану ключи от экватора и разрешает судну его пересечь. Правда, при одном условии: все, кто впервые пересекает экватор, должны пройти морское крещение. Черти, пираты, стража выхватывают из толпы отдельных моряков и под всеобщее улюлюканье бросают их в бассейн с морской водой. Не избежали этой участи и члены полярной экспедиции»2.

К берегам Антарктиды экспедиционные суда подходили в середине декабря. Посещение советских антарктических станций для разгрузки обычно начиналось со ст. «Беллинсгаузен», расположенной на о. Кинг-Джордж (Южные Шетландские острова), только «Пионер Эстонии» в 25-й САЭ начал обход Антарктиды со ст. «Молодёжная», расположенной на побережье моря Космонавтов. В той экспедиции теплоход посетил только две станции - дважды «Молодёжную» и один раз «Мирный»3. В 26-й САЭ «Пионер Онеги» от ст. «Беллинсгаузен» направился через море Уэдделла, которое моряки называют «ледяным мешком», к ст. «Дружная-1». Пробиться к вновь организуемой ст. «Дружная-2» по причине тяжёлых ледовых условий «Пионер Онеги» не смог. Было решено передать оставшееся горючее на д/э «Капитан Марков». После этого 9 января 1981 г. теплоход вышел на север и вскоре покинул антарктические воды4.

В последующих экспедициях «Пионеры» посещали станции «Беллинсгаузен», «Дружная», «Русская», «Ленинградская», «Мирный», «Союз». На ст. «Беллинсгаузен» обычно суда производили дозаправку дизельным

Иринеев М. Автографы южного континента // Моряк Севера. 1983. 13 апреля. С. 3. Там же.

ГААО. Ф. 367. Оп. 40. Д. 123. Л. 18. Там же. Ф. 865. Оп. 42. Д. 119. Л. 26.

4

Рис. 2. В ходе разгрузки горюче-смазочных материалов с т/х «Пионер Эстонии» на ледовый барьер. 29-я САЭ. Из фондов СММ

топливом (рис. 2), привезённым сюда танкером «БАМ» (завоз осуществлялся один раз в год)1.

Разгрузка судов могла проходить по следующим схемам: 1) непосредственно на берег (такая разгрузка была возможна только на ст. «Беллинсгаузен»); 2) на припайный лёд (на ледовый барьер) возле станции, на расстоянии 60-300 км; 3) на ледовое поле (на небольшой столовый айсберг с ровной поверхностью, имеющий высоту ниже борта судна) (рис. 3).

О швартовке на станции «Беллинсгаузен» рассказывает С. Тимохов, участник 26-й САЭ: «Спустили судовую шлюпку. Моряки <...> во главе со вторым помощником капитана Владимиром Александровым <...> с большим трудом завели три швартовых длиной по 600 метров на крутые скалы и отдельно выступающую в море скалу, напоминающую <...> палец Нептуна. В то же время с бака был отдан якорь, стали на растяжку. Очень быстро полярниками станции «Беллинсгаузен» был подан и растянут на плаву от ёмкостей на берегу на нашего судна шланг в полторы

Тимохов С. На земле белого сфинкса // Моряк Севера. 1981. 24 февраля. С. 3.

Рис. 3. Выгрузка с т/х «Павел Корчагин» на ледовое поле. 30-я САЭ. Из фондов СММ

тысячи метров, и мы стали принимать топливо»1. Выгрузка проводилась на самоходную баржу.

После ст. «Беллинсгаузен» «Пионеры» в 26, 27, 28, 29-й САЭ направлялись к сезонной ст. «Дружная». В 30, 31, 32-й САЭ теплоходы заходили сначала в порт Грютвикен (северо-восточное побережье о. Южная Георгия) для получения пресной воды.

На ст. «Дружная» выгрузка проходила на ледовый барьер. Дублёр капитана т/х «Пионер Эстонии» в 29-й САЭ В.Ф. Варфоломеев вспоминает: «Мы подошли к леднику, сделали себе причал. Подровняли носом край, чтобы можно было встать ровнее. С нами подошёл в караване д/э "Капитан Готский". Ошвартовались друг к другу для выгрузки. Полярники выгрузили вездеходы, сани, контейнера и первым делом начали откапывать свои домики»2. В.А. Сарапунин, капитан т/х «Пионер Эстонии», в рейсовом донесении отмечал: «После швартовки "Капитана Готского" к нашему левому борту приступили к выгрузке ГСМ из трюма № 1, и одновременно велась выгрузка груза с "Капитана Готского" нашими стрелами. Груз на базу доставлялся вертолётами. Участники

Тимохов С. На земле белого сфинкса ... С. 3. С. 4.

Интервью с В.Ф. Варфоломеевым, записанное автором 19 февраля 2020 г.

экспедиции постепенно переселялись на станцию, по мере подготовки домиков. 7 января заметили дрейф кромки льда в сторону судов. Между бортами были установлены 2 пневмокранца и дополнительно мягкие и жёсткие кранцы. 10 января сжатие усилилось. Деревянные кранцы дробились. В районе каюты № 159 образовалась вмятина»1. Сжатие было настолько мощным, что пневмокранцы диаметром 2 метра «превратились в узенькие ленты». Суда находились в ледовом плену до 16 января. Подобные ситуации в море Уэдделла довольно часты. В ходе 26-й САЭ попал в «ледовый мешок» т/х «Пионер Онеги»2. Впоследствии в рейсовых донесениях капитанов содержались обращения к руководству в обязательном порядке снабжать суда достаточным количеством пневмокранцев для предотвращения повреждений корпуса при ледовом сжатии.

Сложность разгрузки на ледовый барьер заключалась в том, что судно постоянно бьётся надводной частью корпуса о барьер, при этом с купола материка в течение всего дня дули стоковые ветра силой 6-8 баллов3.

Примером выгрузки на айсберг служит разгрузка т/х «Пионер Эстонии» в 25-й САЭ и т/х «Павел Корчагин» в 30-й САЭ.

14 декабря 1979 г. т/х «Пионер Эстонии» пробивался к ст. «Молодёжная». В море Космонавтов, перед ледовыми полями «Пионер Эстонии» встретил пассажирское судно «Башкирия» Черноморского морского пароходства. Это судно из-за слабого корпуса не могло войти во льды. По приказу начальника сезонной экспедиции Н.А. Корнилова на борт «Пионера Эстонии» было переведено 111 человек смены полярников для доставки их на ст. «Молодёжная». Всего на борту оказалось 168 человек. Для их размещения пришлось использовать все служебные и подсобные помещения. Чтобы подойти к месту выгрузки, теплоход двое суток прибивался через 100-мильную ледовую перемычку с толщиной льда до метра и мощностью 9-10 баллов. Разгрузку пришлось осуществлять на льдины в 70 км от станции. В тот же день были выгружены и собраны вертолёты. Они сразу улетели на базу. Долго не удавалось найти подходящую льдину для выгрузки и сборки Ил-14. Когда было обнаружено ледяное поле достаточного размера, самолёт был выгружен и собран. Сборка прошла в рекордные сроки. Но началась сильная зыбь, и льдина пошла трещинами. Буквально в последние секунды перед разрушением льдины самолёту удалось взлететь4.

Рейсовое донесение т/х «Пионер Эстонии» В.А. Сарапунина. Л. 4: Фонды Северного морского музея.

Тимохов С. На земле белого сфинкса ... 1981. ГААО. Ф. 367. Оп. 40. Д. 123. Л. 18.

Кравченко Е.Д., Карпий В.М. С Антарктидой только на Вы . 2006. С. 336.

2

4

В интервью газете «Моряк Севера» первый помощник капитана т/х «Пионер Эстонии» В.И. Титов вспоминал: «Крупная зыбь сломала ледяное поле. Один кусок льдины размером 600 квадратных метров остался под самолётом. Опытный полярный лётчик Виктор Николаевич Голованов не растерялся в такой трудный момент. С большими усилиями лётчик заводит самолёт, и вдруг он куда-то пропадает. Взволновались мы, думали, плохо дело обстоит. Но вдруг видим: самолёт появляется из-за льдины, делает рывок и взмывает в небо»1.

Т/х «Павел Корчагин» в районе базы «Союз» в 30-й САЭ разгружался на айсберг размером 120 х 50 м, высотой около 4 м в 270 км от станции. Для подготовки к швартовке судно одну сторону льдины «подтесали» форштевнем. 22 декабря на лёд были выгружены два вертолёта, которые после сборки и испытаний начали перевозить грузы на ст. «Союз». Основная часть груза была доставлена на борту вертолётов, незначительная часть - на подвесах2.

В ходе антарктических рейсов теплоходам приходилось дозаправляться топливом, запасаться продовольствием и водой. Топливом заправлялись с других экспедиционных судов, например, с д/э «Профессор Визе», или с береговых баз. За водой чаще всего заходили в иностранные порты - Фримантл (Австралия), Веллингтон (Новая Зеландия). В 25-й САЭ «Пионер Эстонии» набирал пресную воду из водопада на о. Кергелен3.

События, произошедшие в ходе 30-й САЭ, широко известны из-за 133-дневного дрейфа научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Спасательная экспедиция достаточно хорошо описана в различных публикациях, поэтому я остановлюсь лишь на участии в спасательной операции т/х «Павел Корчагин».

К началу марта 1985 г. «Павел Корчагин» выполнил почти все задачи, поставленные руководством экспедиции. Оставалось лишь совместно с «Михаилом Сомовым» разгрузиться в районе ст. «Русская». Обычно к марту все суда стараются покинуть прибрежные воды Антарктиды - антарктическое лето закончено, и оставаться вблизи берегов ледового континента опасно. Но в 1985 г. из-за аварии «Михаила Сомова» т/х «Павел Корчагин» пришлось ждать его до начала марта.

17 февраля «Павел Корчагин» прибыл в порт Веллингтон для пополнения запасов воды, продовольствия и мазута. На берег для утилизации были сданы пищевые отходы и мусор. 20 февраля судно покинуло

Ветров Р. Будни Антарктики // Моряк Севера. 1980. 4 июля. С. 3. Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1985 г. Л. 8-9: Фонды Северного морского музея.

ГААО. Ф. 367. Оп. 40. Д. 123. Л. 18.

Веллингтон и направилось в море Росса1. 1 марта теплоход вошёл в море Росса и в ожидании подхода «Михаила Сомова» лёг в дрейф в 200 милях от ст. «Русская». 5 марта «Михаил Сомов» пришвартовался к борту «Павла Корчагина»2. На НИС перешли 16 членов САЭ, следующие на ст. {Русская», были перегружены на НЭС бочки с топливом для ст. «Русская» и ст. «Ленинградская». По решению руководства САЭ, учитывая, что «Павел Корчагин», следуя в балласте (при движении в балласте, т. е. без груза, ледовый пояс судна поднимается выше уровня льда) не сможет преодолеть тяжёлые льды в районе ст. «Русская», он оставался у кромки плавучих льдов на подстраховке «Михаила Сомова»3.

Море Росса - очень опасный район. Даже летом тихоокеанский ледовый массив закрывает подходы к станции. В 1977 г. «Михаил Сомов» уже дрейфовал в районе ст. «Ленинградская». Поэтому решение руководства САЭ направить «Михаила Сомова» к ст. «Русская» было очень рискованным, но абсолютно вынужденным. Необходимо было доставить грузы на станции. Сильные ветры, в результате которых образовались значительные разводья, давали надежду на удачный исход прорыва к Русской. 9 марта «Михаил Сомов» двинулся к станции4.

13 марта ураганом со скоростью ветра свыше 50 м/с «Михаил Сомов» был отрезан от выхода тихоокеанским ледовым массивом и попал в дрейф. «Павел Корчагин» следовал за ним, находясь у границы плавучих льдов. Расстояние между судами составляло около 140 миль. 20 марта выдался лётный день, что позволило экипажам двух вертолётов совершить по 14 рейсов и завершить снабжение ст. «Русская». 30 марта на теплоходе получили распоряжение руководства САЭ найти льдину для посадки вертолёта. 1 апреля была найдена льдина треугольной формы со сторонами около 50 м, толщиной от 1 до 1,5 м. 2 апреля на вертолёте прибыли члены САЭ, следующие на смену на ст. «Ленинградская». Затем вертолётами на «Михаила Сомова» были отправлены зимовщики для ст. «Русская». Несколькими рейсами на «Павел Корчагин» было доставлено 23 члена САЭ, на «Михаил Сомов» отправлено 13 человек. Теплоход продолжил дежурство у кромки льдов. 12 апреля поступило распоряжение следовать на встречу с научно-исследовательским судном «Академик Ширшов». На следующий день суда встретились. На НИС перешли прилетевшие с «Михаила Сомова» участники САЭ, были приняты

1 Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1985 г. Л. 13: Фонды Северного морского музея.

2 Коваль В.В. От Арктики до Антарктики ... 2015. С. 31.

3 Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1985 г. Л. 14: Фонды Северного морского музея.

4 Коваль В.В. От Арктики до Антарктики ... 2015. С. 32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

топливо и вода. Сложившаяся ситуация вынудила руководство САЭ эвакуировать с «Михаила Сомова» на т/х «Павел Корчагин» часть экспедиционного состава и экипажа. Всего на теплоход было эвакуировано 77 человек. 17 апреля «Павел Корчагин» направился на встречу с «Академиком Ширшовым», на который были переданы эвакуированные с «Михаила Сомова» члены экипажа и экспедиции. 26 апреля было получено распоряжение руководителя САЭ Д.Д. Максутова оставить вертолёт на борту «Павла Корчагина»1.

После того как д/э «Капитан Мышевский» и НИС «Академик Ширшов» не смогли пробиться к ст. «Ленинградская», на ней сложилась критическая обстановка. Заканчивались запасы продовольствия и топлива, зимовщики не были сменены. 11 мая капитан А.Г. Гуреев получил распоряжение Д.Д. Максутова следовать в район станции для совместной работы с д/э «Капитан Мышевский» и НИС «Академик Ширшов».

В связи с тем что д/э «Капитан Мышевский» не смог найти льдину, подходящую для сборки вертолётов, было решено оборудовать вертолётную взлётно-посадочную площадку на «Павле Корчагине». 15 мая суда, участвовавшие в спасательной экспедиции, получили срочную радиограмму за подписью директора ААНИИ Б.А. Крутских, в которой сообщалось: «Коковин (зам. начальника СМП) дал разрешение провести работы, связанные со срезкой стоек крепления стрел с целью обеспечения взлёта вертолётов с палубы "Павла Корчагина"»2 (рис. 4).

17 мая теплоход пришёл в точку встречи с д/э «Капитан Мышев-ский» и НИС «Академик Ширшов». Бригада строителей САЭ провела работы по строительству взлётно-посадочной полосы в районе трюмов № 2 и 3. Площадка была сделана из брусьев и шпал. Крепления стрел 2 и 3 срезали. 22 мая начались полёты на ст. Ленинградская3. По воспоминаниям В.В. Коваля, первого помощника капитана «Павла Корчагина», пилотов вертолёта пришлось долго уговаривать взлетать с этой площадки, т. к. расстояние от концов лопастей вертолётов до грузовых стрел не превышало 1,5 м, что было очень опасно4. Но на ст. «Ленинградской» продовольствия оставалось на 10 дней, поэтому пришлось рискнуть. 23 мая один из вертолётов потерпел крушение при посадке близ станции. 25 мая перевозка грузов вертолётами была завершена. На станцию был доставлен годовой запас топлива и продовольствия,

1 Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1985 г. Л. 14: Фонды Северного морского музея.

2 Коваль В.В. От Арктики до Антарктики ... 2015. С. 41.

3 Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1985 г. Л. 16: Фонды Северного морского музея.

4 Интервью с В.В. Ковалём, записанное автором 22 февраля 2020 г.

Рис. 4. Вертолёт на взлётно-посадочной площадке т/х «Павел Корчагин». 30-я САЭ. Из фондов СММ

что позволило продолжать работу в полном объёме. 30 мая теплоход направился в порт Веллингтон.

6 июня на подходе к Веллингтону «Павел Корчагин» попал в жестокий шторм с силой ветра до 27 м/с. В порту теплоход принял свежую воду, продовольствие и топливо. 12 июня судно вновь направилось в район ст. «Русская». 18 июня «Павел Корчагин» лёг в дрейф, ожидая ледокол «Владивосток». 15 июля около 15 ч на судне увидели прожектор «Владивостока», а через два часа ледокол пришвартовался к борту «Павла Корчагина». На момент встречи суда находились в 300 милях от дрейфующего «Михаила Сомова». На ледокол был перегружен вертолёт, 195 бочек авиатоплива и перешли 10 человек лётного состава1. 16 июля «Владивосток» направился к дрейфующему «Михаилу Сомову». «Павел Корчагин» закончил свою работу в составе 30-й САЭ и направился по назначению. Пройдя через прол. Дрейка, судно 31 июля прибыло в Рио-де-Жанейро.

27 августа т/х «Павел Корчагин» пришвартовался к Красной пристани в Архангельске. Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 членов экипажа судна были награждены орденами и медалями2.

Коваль В.В. От Арктики до Антарктики ... 2015. С. 46. Правда Севера. 1986. 28 марта. С. 1.

Ни один из рейсов в Антарктику не походил на другой. В каждом следующем рейсе суда получали более напряжённое задание. В 25-й САЭ «Пионер Эстонии» посетил две станции - «Молодёжная» и «Мирный», обе дважды, но второй раз к Мирному теплоход прошёл, осуществляя ледовую проводку т/х «Эстония», т. е. использовался как ледокол1. «Пионер Онеги» в 26-й САЭ побывал на станциях «Беллинсгаузен» и «Друж-ная-1», пробиться к «Дружной-2» не позволила ледовая обстановка2. В 29-й САЭ «Пионер Эстонии» разгружался на станциях «Беллинсгаузен», «Дружная-1», на барьер в море Дейвиса, на станциях «Мирный» и «Молодёжная»3. В 30-й САЭ «Павел Корчагин» до начала спасательной операции разгружался на станциях «Беллинсгаузен» (дважды), «Союз», «Молодёжная», «Мирный», «Русская», а в её ходе - в районе ст. «Ленинградская», пополнял запасы на станциях «Беллинсгаузен» и «Русская»4. В 31-й САЭ «Пионер Эстонии» разгружался на станциях «Беллинсгаузен, «Молодёжная» (дважды), «Мирный» (дважды), «Русская», «Ленинградская», эвакуировал базу «Союз»5.

Таким образом, теплоходы СМП типа «Пионер Москвы» внесли немалый вклад в исследования Антарктиды. Но некоторые качества судов этого типа - малая пассажировместимость и снижение ледопроходимости при малой загрузке и в балласте (без груза), что обычно бывало в конце рейса, сказывались на эффективности использования этих судов. Впрочем, это были транспортные суда, малоприспособленные для экспедиционных целей. Поэтому после ввода в эксплуатацию специально построенного в Финляндии научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» суда типа «Пионер Москвы» более не участвовали в антарктических экспедициях.

1 ГААО. Ф. 367. Оп. 40. Д. 123. Л. 17-28.

2 Там же. Ф. 865. Оп. 42. Д. 119. Л. 25-29.

3 Рейсовое донесение с т/х «Пионер Эстонии». Л. 2-7: Фонды Северного морского музея.

4 Рейсовое донесение с т/х «Павел Корчагин», 1985 г. Л. 5: Фонды Северного морского музея.

5 Рейсовое донесение с т/х «Пионер Эстонии». Л. 1: Фонды Северного морского музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.