Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество
МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ПТИЦ
НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Сборник статей
Екатеринбург Издательство Уральского университета 2005
УДК 598.2:591 М 341
М 341
Ответственный редактор: доктор биологических наук В. К. Рябицев
Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири: Сб. статей и кратких сообщ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — с.
Десятый выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьями с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.
Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.
© Коллектив авторов, 2005 © Оформление. В. К. Рябицев, Издательство УрГУ, 2005 © Издательство Уральского университета, 2005
СКОПЛЕНИЕ СТЕПНЫХ ЛУНЕЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В. К. Рябицев
Институт экологии растений и животных УрО РАН, ул. 8 марта, 202, г. Екатеринбург, 620144. E-mail: [email protected]
Степной лунь Circus macrourus в Западной Сибири всюду редок, в том числе и в Омской области (Якименко, 1998; Красная книга...). В этой связи определенный интерес могут представлять наши попутные наблюдения. Мы проезжали Омскую область по транссибирской автомагистрали 2 июня 2005 г. В вечерние часы на отрезке около 50 км по лесостепи между Омском и Калачинском мы насчитали 9 самцов степных луней, которые поодиночке охотились, летая над обочинами дороги. Возможно, самки в это время сидели на гнездах (не видели ни одной). На других участках трассы от Екатеринбурга до Кемерова с 1 по 4 июня степных луней отмечали всего несколько раз, из них днем 3 июня одного самца — на востоке Омской области и трех — на западе Новосибирской. Обратно мы проезжали этот участок трассы 26-27 июня. На западе Новосибирской области дважды отмечали самок и трижды — самцов (один из них нес соломину), на территории Омской области не видели ни одного степного луня.
ЛИТЕРАТУРА
Якименко В. В. Материалы к распространению птиц в Омской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1998. С. 192-221.
Красная книга Омской области. В печати.
ЗАМЕТКИ К ФАУНЕ ПТИЦ СЕВЕРО-ВОСТОКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В. К. Рябицев1, А. В. Сесин2
1 Институт экологии растений и животных УрО РАН, ул. 8 марта, 202, г. Екатеринбург, 620144. E-mail: [email protected]
2 Географо-биологический факультет Уральского гос. педагогического университета, пр. Космонактов, 26, г. Екатеринбург, 620219.
Мы проводили исследования в Кемеровской области с 4 по 25 июня 2005 г. В основном (4-18 июня) мы работали в Тисульском р-не, обследуя довольно компактную территорию, в которую входили лесостепные предгорья, озера Малый Берчикуль и Большой Берчикуль, окрестности поселков Б. Берчикуль, Городок и Тамбар, а также низко-горья Кузнецкого Алатау в окрестностях поселков Комсомольск и Бе-
рикульский. В нашем распоряжении был автомобиль УАЗ, что позволило нам обследовать очень разные местообитания и предпринять кратковременные выезды по лесостепи и горам, с их многообразием лесных местообитаний, до поселков Макаракский, Московка, Солдат-кино. Попутно побывали в ближайших горах на территории Хакасии (у пос. Лесной — 18-21 июня). С 21 по 24 июня мы были в крайнем северо-восточном «углу» области, в окрестностях пос. Пихтовка Мариинского р-на, у границы с Томской областью.
По равнинному и предгорному северо-востоку Кемеровской области в последние десятилетия было очень мало публикаций, это преимущественно работы Н. М. Головиной (2004а,б) по птицам околовод-ных местообитаний. Но недавно вышла книга А. А. Васильченко (2004). Он, работая с 1990 г. в основном в заповеднике «Кузнецкий Алатау», обследовал и низкогорную часть одноименного горного массива, а также ряд территорий лесостепного северо-востока области. В нашем сборнике есть статья А. А. Васильченко о птицах Кузнецкого Алатау, его восточных предгорий и равнинного северо-востока области. Районы работ А. Ф. Белянкина (1999 и др.) относятся преимущественно к горным районам, Кузнецкой котловине и равнинному северу Кемеровской области. В настоящем сборнике его публикация посвящена ряду видов птиц равнинного таежного севера области. Свое небольшое сообщение мы публикуем в качестве дополнения к названной монографии А. А. Васильченко и некоторым другим публикациям, в т.ч. и в настоящем сборнике, касаясь видов, по которым нам было что добавить или уточнить, в основном по поводу их встречаемости и распределения по обследованной территории.
* * *
Гаршнеп Lymnocryptes minimus. Очень интересно сообщение А. А. Васильченко (2004, настоящий сборник) о нахождении гнезд и птенцов гаршнепа на Шестаковском болоте (около 20 км западнее пос. Тисуль), тем более что, по известным данным, ареал этого вида расположен гораздо севернее (Рябицев, 2001). Токование гаршнепа мы слышали над сплавинами оз. Б. Берчикуль ночью 17 июня. Надо сказать, что по облику поверхность сплавин во многих местах очень похожа на гнездовые местообитания гаршнепа, какими они знакомы нам по Ямалу.
Хохотунья Larus cachinnans. В качестве гнездящегося вида для северо-востока области не упоминается (Васильченко, 2004). Н. М. Головина (2004) хохотунью вообще не называет. В 2005 г. несколько пар хохотуний, очевидно, гнездились на сплавинах оз. Б. Берчикуль по
соседству с озерными и сизыми чайками и речными крачками. Мы не пытались осмотреть гнезда, но можем судить о гнездовании хохотуний по их характерному поведению 14-18 июня: они активно беспокоились и пикировали на проплывавших мимо колонии рыбаков, часто при этом «хохотали» (спровоцированный «long call»), яростно преследовали ворон и коршунов. На оз. М. Берчикуль хохотуньи прилетали регулярно, видимо, с Б. Берчикуля. Несколько хохотуний видели 13 июня на Тамбарском пруду.
Белая Motacilla alba и маскированная M. personata трясогузки. По А. Ф. Белянкину (1999) и А. А. Васильченко (2004, настоящий сборник), белая трясогузка обычна на гнездовании по всей территории Кемеровской области. Маскированная трясогузка, по обзорам А. А. Васильченко, тоже обычна и имеет аналогичное распространение. Но А. Ф. Белянкин пишет о том, что на широте г. Кемерова и севернее маскированная трясогузка малочисленна или редка. По нашим наблюдениям, белая трясогузка обычна на гнездовании на большей части обследованной территории. В горных поселках Макаракский, Бери-кульский, Комсомольск, Солдаткино, Лесной, а также в предгорьях (Ти-суль, Б. Берчикуль) встречали оба вида трясогузок, но в горах — больше маскированных. Несколько раз в разных поселках встречали птиц явно гибридного облика. В пос. Макаракский, на территории заброшенного завода, В июня нашли в ящике с металлическими заготовками гнездо с 5 яйцами пары маскированных трясогузок. А в 40-50 м, в полуобрушенном здании, гнездилась смешанная пара — белая и маскированная трясогузки поочередно носили корм в полость железобетонного перекрытия, где, очевидно, было гнездо с птенцами. В поселках Городок и Московка при кратковременных обследованиях встречали только маскированных трясогузок, а белых не видели. На севере области (пос. Пихтовка, Тяжинский, г. Мариинск и проезжая далее на запад через поселки Ижморский, Яя, города Анжеро-Судженск, Тайга и Юрга) всюду встречали белых трясогузок, а маскированных — ни разу. Здесь уместно вспомнить, что в 1997 г. мы (Рябицев, Тарасов, 1999) работали в Промышленновском р-не на западе области и у с. Та-ежно-Михайловка Мариинского р-на на севере области, побывали в городах Кемерово и Ленинск-Кузнецкий. Всюду нашли обычными белых трясогузок, а маскированную встретили единственный раз — в Ле-нинске-Кузнецком.
Черная Corvus corone и серая C. cornix вороны. По А. А. Васильченко (2004), «черная ворона — многочисленный гнездящийся оседлый вид в северных районах лесостепи..., обычный — в пределах Кузнецкого Алатау». «В отличие от черной вороны, серая многочисленна
в южных районах области и довольно редка... в северных районах, еще реже встречается в горно-таежных лесах ... Кузнецкого Алатау» (стр. 298-299). Мы нашли обеих ворон и их гибриды обычными по всей обследованной горной и предгорной территории. Но по всему северу области от Тяжинского, Пихтовки и до Юрги нам встречались только серые вороны и единично — гибриды. Т. е. ситуация с воронами более соответствует той, что описана в обзоре А. Ф. Белянкина (1999).
Пеночка-таловка Phylloscopus borealis. По данным А. А. Васильченко, «...таловка — редкий, местами обычный... гнездящийся вид... от лесостепей по всем лесным и высокогорным ландшафтам.» Очевидно, ситуация с этим видов в разные сезоны очень различна даже в соседних районах. А. Ф. Белянкин (1999; настоящий сборник) считает таловку для центральной части и юга области пролетным видом и сообщает о единственной встрече поющего самца на севере области в середине июня 1999 г. Но в третьей декаде июня 2005 г. таловки были очень обычны у д. Тундинка Мариинского р-на. Мы не встречали и не слышали таловок ни разу за всю экспедицию, в т.ч. и в третьей декаде июня того же 2005 г. у пос. Пихтовка, всего в 15-20 км от д. Тундинка.
Синий соловей Luscinia cyane. Поющие самцы были весьма обычны практически всюду в низкогорьях.
Соловей-свистун L. sibilans. В небольшом числе поющие самцы встречались во всех обследованных участках низкогорий. Попадались и беспокоившиеся самки.
Синехвостка Tarsiger cyanurus. По А. Ф. Белянкину (1999), синехвостка на равнинной части Кемеровской области «малочисленна, спорадично гнездится в хвойных и смешанных лесах тайги, в основном в северных районах области». А. А. Васильченко (2004) пишет о неоднократных встречах синехвостки в горах Кузнецкого Алатау, но отмечает, что она «в северных районах области не найдена». Нами обнаружена в качестве немногочисленного вида (поющие самцы) в смешанных низкогорных лесах у поселков Берикульский и Комсомольский. У пос. Пихтовка в сыром кедровнике с небольшим участием берез и осин 22 июня активно беспокоилась пара.
Пёстрый дрозд Zoothera dauma. В Кузнецком Алатау — редкий гнездящийся вид (Васильченко, 2004), для равнинной части области А. Ф. Белянкин (1999) считает его малочисленным пролетным видом. В горных лесах мы слышали пение в нескольких местах — в окрестностях поселков Комсомольск, Берикульский, Макаракский, Молсков-ка и у пос. Лесной в Хакасии. В тайге у пос. Пихтовка это был обычный вид: 4-5 пестрых дроздов пели на расстоянии 0,6-1,5 км один от другого.
* * *
Надо сказать, что в характере местообитаний обследованного района в последние годы произошли некоторые изменения. В основном это коснулось озер. Оз. Б. Берчикуль много лет назад было искусственно подпружено на юго-востоке, где долгое время было обширное, сильно заросшее болото со сплавинами и с протекавшей по нему р. Ду-дет. Мы увидели у пос. Городок новую запруду, которая еще выше подняла уровень озера, большая часть болота оказалась затопленной и теперь представляет собой большое водное зеркало, затоплена небольшая полоса прибрежного леса, болото и сплавины занимают лишь относительно небольшую часть от прежнего пространства. Видимо, самое радикальное изменение в местообитаниях птиц — это практически полное исчезновение высокой надводной растительности, теперь на озере почти нет тростниковых займищ. Сплавины покрыты преимущественно осокой и просматриваются на большое расстояние.
Оз. М. Берчикуль превращено в выростной рыбоводный пруд, который спускают каждую осень, и потому на озере теперь почти нет тростниковых зарослей, на большей части берега — лишь узкая полоска травянистых мелководий или галька. Такое изменение местообитаний околоводных птиц не могло не сказаться на видовом составе. Так, из всех поганок, которые раньше гнездились на озерах (Васильченко, 2004, настоящий сборник) мы увидели только немногих чомг Podiceps cristatus. Н. М. Головина (2004) нашла здесь на гнездовании тоже только чомгу. Не было большой выпи Botaurus stellaris. Очень обедненными стали видовой состав и численность уток и куликов, из всех пастушковых были только коростели Сгех сгех и обыкновенные погоныши Ро^апа ро^апа. Совсем не встречены индийская Acrocephalus адпсо1а и дроздовидная А. arundinaceus камышовки.
Вопреки ожиданиям, мы совсем не встретили названных обычными для северо-востока области (Васильченко, 2004, настоящий сборник) целый ряд видов. Это пеночка-зарничка Phylloscopus inornatus, сибирская мухоловка Миэасара sibirica, луговой чекан Saxicola тЬе^а, обыкновенный соловей Luscinia luscinia, белобровик Ти^иэ Шacus, черноголовая гаичка Рашэ ра1иэМэ, овсянка-ремез Emberiza rustica. Видимо, одной из причин этого была погода: по свидетельству местных жителей, в 2005 г. был необычайно холодный май. Несомненно, что целый ряд немногочисленных и редких видов, о которых писали А. Ф. Белянкин, А. А. Васильченко и Н. М. Головина применительно к северо-востоку и северу области, мы не встретили только потому, что недолго там работали.
ЛИТЕРАТУРА
Белянкин А. Ф. Птицы равнинной части Кемеровской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1999. С. 14-43.
Васильченко А. А. Птицы Кемеровской области. Кемерово, 2004. 488 с. Головина Н. М. Птицы водоемов северо-восточных предгорий Кузнецкого Алатау (Неворобьиные) // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2004а. С. 63-69. Головина Н. М. Влияние антропогенных изменений территории Кемеровской области на распределение и численность куликов // Кулики Восточной Европы и Северной Азии: изучение и охрана. Материалы 6 совещания. Екатеринбург, 2004б. С. 61-65.
Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург, 2001. 608 с.
Рябицев В. К., Тарасов В. В. Заметки к орнитофауне равнинной части Кемеровской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в При-уралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1999. С. 182-183.
КАМЫШЕВКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Г. М. Самигуллин
Пр. Гагарина, 52, кв. 14, г. Оренбург, 460051.
Исследования проведены на территории области в 1973-2005 гг. Широкохвостая камышевка Cettia сеШ гнездится в пойменных лесах и уремах рек. По Губерле, Донгузу, Елшанке — притоку р. Илек, Карабутаку, Суундуку обнаружено по 1 гнезду; по Уралу, Илеку, Самаре, Уртабурте — по 2 гнезда; по Чагану и Хобде — по 3 гнезда. Спорадично гнездящийся вид, в удобных местах — обычен. Основные места обитания — кустарниковые виды ив (тальники), иногда встречаются в тростниковых крепях. Гнезда располагаются на крапиве и ежевике на высоте 0,3-0,7 м. Откладывание яиц с конца мая до конца июня, птенцы появляются в конце июня — 1 декаде июля. В кладке 4-5 яиц. Весенние миграции в мае, осенние — с начала августа до середины сентября.
Камышевка-барсучок Acrocephalus schoenobaenus гнездится в пойменных лесах и уремах рек по Сакмаре, Губерле, Донгузу, Иртеку, Кинделе, Янгизу, на оз. Кайранколь на Урало-Тобольском плато, обнаружено по 1 гнезду; по Уралу, Илеку, Суундуку, Чагану — по 2 гнезда. Обычна на гнездовании и в периоды весенних и осенних миграций, хотя осенью встречается реже, чем весной (данные отловов паутинными сетями в поймах и уремах рек Урал, Каргалка, Хобда, Чаган,