Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество
МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ПТИЦ
НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Сборник статей
Екатеринбург Издательство Уральского университета 2004
УДК 598.2:591 М 341
Ответственный редактор: доктор биологических наук
В. К. Рябицев
Материалы к распространению птиц на Урале, в М 341 Приуралье и Западной Сибири: Сб. статей и кратких сообщ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — с.
!БВМ 5-7525-1300-6
Девятый выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьями с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.
Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.
© Коллектив авторов, 2004 © Оформление. В. К. Рябицев, Издательство УрГУ, 2004 © Издательство Уральского !ЭВМ 5-7525-1300-6 университета, 2004
Зубакин В. А. Чайконосая крачка // Птицы СССР: Чайковые. М.: Наука, 1988. С. 287-299.
Морозов В. В. Современный статус южного среднего кроншнепа Numenius phaeopus alboaxillaris Lowe, 1921 в России и Казахстане // Рус. орнитол. журнал: Экспресс-вып. 1998. № 34. С. 3-15.
СушкинП. П. Птицы Средней Киргизской степи (Тургайская область и восточная часть Уральской) // Материалы к познанию фауны и флоры Росс. империи. Отд. зоол. 1908. Вып. 8. С. 1-803.
Чибилев А. А. Река Урал. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 167 с.
Шевченко В. Л., Дебело П. В., Гаврилов Э. И. и др. Об орнитофауне Волжско-Уральского междуречья // Фауна и биология птиц Казахстана. Алматы: Наука Каз. ССР, 1993. С. 7-103.
НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ПОЛЕВОГО СЕЗОНА 2004 Г. В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ А. Ф. Белянкин
А/я 3048, г. Кемерово, 650033. E-mail: [email protected]
В 2004 г. были продолжены исследования пространственного распределения летнего гнездящегося населения птиц на территории Кемеровской области и многолетних изменений фауны и населения птиц на территории г. Кемерова. Последние выполняются на двух постоянных маршрутах (многоэтажная каменная застройка и старая березовая роща на окраине города) практически непрерывно, с периодичностью один раз в две недели, на протяжении последних 25 лет (многолетний мониторинг). Экспедиционные исследования населения гнездящихся птиц проводились в третьей декаде июня в северо-западных предгорьях Кузнецкого Алатау в окрестностях пос. Барзас (в 40 км северо-восточнее г. Кемерова), а затем, в первой половине июля — в западной части Кузнецкой степи в окрестностях д. Калтышино Про-мышленновского р-на и в прилегающем участке Салаирского кряжа в окрестностях с. Ваганова этого же р-на.
* * *
Кудрявый пеликан Pelecanus crispus. По сведениям охотоведа Салаирского госзаказника Н. Т. Надежкина (личное сообщение), на оз. Атанаево у северо-восточного подножья Салаирского кряжа на границе с Новосибирской областью примерно с 1994 г. стали встречаться пеликаны. Всречались они не ежегодно и только в мае. Обычно прилетали на озеро отдельными парами и долго здесь не задерживались.
Большой баклан Phalacrocorax carbo. На вышеназванном озере
встречаются не ежегодно и только весной и осенью. Наблюдались обычно одиночные особи и пары птиц и, изредка, стайки до 3 особей (личное сообщение Н. Т. Надежкина).
Серая цапля Ardea cinerea. Впервые на территории области обнаружена гнездовая колония, в которой в настоящее время гнездится более 10 пар. Колония размещается в небольшом острове соснового бора, растущего на возвышенном участке у подножья Салаирского кряжа рядом с юго-восточной окраиной с. Ваганова. По сведениям местных жителей (личное сообщение А. М. Сафронова, О. В. Лебедева и др.), впервые цапли появились в этом районе в 1984-1985 гг., однако первый раз загнездились здесь в количестве 2-3 пар только в 1994 г. С тех пор их численность ежегодно возрастала. Гнезда размещаются высоко в кронах деревьев, в основном в разреженной и заболоченной центральной части бора, а также у западной опушки леса. Отсюда цапли поодиночке, парами и небольшими группами летают за кормом в основном в северо-западном направлении, сначала над селом, а затем вдоль подножья Салаирского кряжа к пойме р. Исток и еще дальше — к большому озеру-пруду Атанаево. Последнее находится в 10-15 км от колонии. Часть цапель улетает кормиться в Кузнецкую степь в северном и других направлениях. Так, весьма обычны они были на берегах и мелководьях на степном участке р. Исток и на пруду на этой же реке в окрестностях д. Калтышино в 18 км северо-северо-западнее колонии.
Отдельные пары цапель устраивают гнезда на сплавинах оз. Ата-наева и на островках р. Исток. На сплавинах в 1991-1993 гг. видели 3 гнезда. При осмотре одного из них в конце апреля — начале мая было обнаружено одно яйцо (вероятно, начало кладки) (личное сообщение охотоведа Салаирского госзаказника Н. Т. Надежкина). Прилетают цапли на места гнездования в конце апреля, когда водоемы еще покрыты льдом. Завершается гнездование у большинства пар в августе, а в сентябре-октябре происходит их постепенный отлет к местам зимовки.
Черный аист Ciconia nigra. В середине 80-х годов прошлого века в смешанной тайге у подножья Салаира между селами Ваганово и Журавлево Промышленновского р-на найдено жилое гнездо аиста. Одиночный аист был встречен примерно в этом же районе в середине мая 2004 г. (личное сообщение А. П. Кивишева, А. М. Сафронова и др.).
Обыкновенный фламинго Phoenicopterus roseus. Изредка в отдельные годы встречается в конце сентября на вышеназванном оз. Атанаево и в 10 км севернее в Кузнецкой степи на небольших озерах в окрестностях д. Колтышино Промышленновского р-на. Встречали стаи численностью от 4 до 20 особей, летевшие в южном направле-
нии и делавшие остановки на мелководной юго-восточной части оз. Атанаево, прилегающей к подножью Салаирского кряжа (личное сообщение Н. Т. Надежкина).
Краснозобая казарка Rufibrenta гиЛсо1^. С 1986 г. стала ежегодно останавливаться на оз. Атанаево на весеннем пролете в начале мая. В прошлом максимально встречалось до 20 пар, которые в течение двух недель постепенно покидали озеро. В первых числах мая 2004 г. на озере наблюдалась стая до 60 особей (личное сообщение Н. Т. Надежкина).
Серый гусь Anser anser. На оз. Атанаево этот вид стал активно гнездиться с 1986 г. Ежегодно в юго-западной части на сплавинах и на заболоченных, труднодоступных для людей, берегах озера гнездится от 6 до 10 пар.
Огарь Tadorna ferruginea. По сведениям жителей с. Ваганова (личное сообщение О. В. Лебедева, А. П. Кивишева и др.), огари впервые появились на гнездовании в окрестностях Салаирского кряжа в 1999 г. Первоначально ежегодно встречали по 1-2 пары, а в последние годы здесь гнездится до 4 пар. Дважды наблюдали, как взрослые утки вели свои выводки из леса к ближайшему пруду. В каждом из выводков было по 12-14 птенцов. Именно в такой ситуации в одном случае большая часть выводка была отловлена людьми, в другом — полностью уничтожена многочисленными в этом районе черными коршунами. Стайка из трех огарей была встречена 5 июля 2004 г. в Кузнецкой степи в окрестностях д. Калтышино примерно в 15 км севернее указанного района их гнездования.
Балобан Falco cherrug. По личному сообщению биолога Е.В. Осипова, пара этих соколов впервые за многие годы загнездилась на территории производственного объединения «Азот» на западной окраине г. Кемерова летом 2003 г. Недоступное для наблюдений гнездо размещалось в нише одной из железобетонных конструкций на высоте около 30 м. По соседству с этой парой, примерно в полукилометре от нее, на территории этого же предприятия гнездилась пара сапсанов, с которыми у балобанов наблюдались частые ссоры. Вероятно, из-за этих ссор семья балобанов вместе с молодыми покинула эту территорию сразу после завершения гнездования в начале третьей декады июля.
Сапсан F peregrinus. Пара сапсанов в течение многих лет (по крайней мере, с 1991 г.) ежегодно гнездится на территории вышеназванного производственного объединения. Гнездо размещается в нише заброшенной и разбитой каменной постройки на высоте около 30 м. Здесь же 22 июля 2003 г. был найден на земле выпавший из гнезда, полнос-
тью оперенный, но еще короткохвостый не летающий птенец. В гнезде наблюдался и второй птенец. Семья сапсанов продолжала держаться на гнездовом участке до середины августа (личное сообщение Е. В. Осипова).
Турухтан Philomachus ридпах. При проведении учетов в степных местообитаниях в окрестностях д. Калтышино 5 июля на участке ковыльной степи рядом с небольшим водоемом была вспугнута самка турухтана. Взлетев, она присоединилась к небольшой смешанной стайке волнующихся в присутствии человека куликов (большой веретенник, чибис) и сизых чаек. В указанной стайке был обнаружен и самец турухтана с «воротником». По сведениям местного жителя, он несколько раз летом 2004 г. наблюдал возле этого же водоема «разноцветных куличков». После повторного посещения этого места 11 июля турухтаны здесь не были встречены, но при обследовании водоема рядом с ним из зарослей полыни слышались своеобразные звуки, напоминающие тихое низкое урчание продолжительностью 1-1,5 с. В литературе (Рябицев, 2001) описаны примерно такие же звуки, которые обычно издают самки турухтана при беспокойстве у выводка. Турухтанов наблюдали также примерно в 20 км южнее, у подножья Салаирского кряжа, жители с. Ваганова в мае 2004 г. Стайка, в которой среди самок было около 10 самцов, несколько дней держалась на лугу возле пруда в окрестностях села.
Вяхирь Со1итЬа palumbus. Два воркующих неподалеку друг от друга самца встречены в Салаирском кряже в 3-4 км к югу от с. Ваганова 8 июля 2004 г. Вяхири встречены в разреженном участке смешанной черневой тайги с обильным пихтовым подростом на вершине горы. При обследовании одного из предполагаемых гнездовых участков здесь взлетела пара птиц. Впервые гнездование вяхиря в Кемеровской области было доказано в 1972 г. (Белянкин, 1999).
Белокрылый жаворонок Melanocoгypha leucoptera. В северо-западных окрестностях д. Калтышино над обширным остепненным лугом с деградированными посевами многолетних трав (кострец безостый) 5 июля были отмечены в полете три жаворонка с характерной окраской этого вида. При этом две птицы активно преследовали одну. Это могли быть самцы, преследующие самку, но могла быть и взрослая птица с летающими молодыми, которые таким образом выпрашивали у нее корм. Именно такие сценки приходилось изредка наблюдать в это же время у многочисленных здесь полевых жаворонков. В прошлом самец белокрылого жаворонка один раз уже отмечался примерно в этом же районе Кузнецкой степи (Хахлов, 1937), однако особенности его поведения позволили тогда автору считать его только
залетным на территории Кемеровской области. Описанный выше случай встречи белокрылых жаворонков может свидетельствовать в пользу гнездования вида в этом районе.
Тростниковая камышовка Acrocephalus scirpaceus. Во время учетов птиц в степной части поймы р. Исток севернее дер. Калтышино были встречены 2-3 пары необычных для нашей области камышовок. Они имели однотонный буроватый верх и разнообразную, в целом мелодичную, песню. Птицы держались в зарослях тростника, растущего отдельными островами, островками и узкими полосами на мелководных участках реки и на пруду в прибрежной зоне. Выбирая между сходными по многим признакам тростниковой и кустарниковой камышовками (оба вида отсутствуют в фаунистическом списке птиц Кемеровской обл.), автор в конечном итоге остановился на первом из них. Решающее значение при этом сыграли в меньшей степени особенности пения этих птиц (в начале июля пение было редким, негромким, и потому его детали выяснены недостаточно), а в большей — характер местообитания вида, вполне соответствующий описанному в литературе (например, Рябицев, 2001; и др.). Однако при этом сохранились некоторые сомнения в правильности определения вида, которые неизбежно бывают в тех случаях, когда незнакомых и трудных в определении птиц добыть не удается. В конце первой декады июля у двух пар этих камышовок появились слетки, а пение практически прекратилось. Многочисленными соседями этого вида по данному биотопу были индийская камышовка и камышовка-барсучок.
Черноголовая славка Sylvia atricapilla. В настоящее время ввиду недостатка фактического материала по гнездованию этого вида в Кемеровской области, ее территория не была включена в состав видового ареала (Рябицев, 2001). Сохраняется неясность с распространением вида на гнездовании и в соседней Томской области, находящейся севернее на одной долготе с Кемеровской, на что указывают также
С. П. Миловидов и О. Г. Нехорошев (2002). Гнездование этого вида они отмечают только для окрестностей г. Томска. В Кемеровской области как редкий вид черноголовая славка встречалась только на равнинном севере в окрестностях г. Юрги, но гнездование здесь, похоже, не установлено (Гынгазов, Миловидов, 1977) и г. Анжеро-Судженска (Белянкин, 1999). В последнем районе ее встречали и добывали только в периоды весенних и осенних миграций. До настоящего времени не давали результата разнообразные и достаточно продолжительные исследования населения птиц, выполнявшихся во многих пунктах, преимущественно в восточной и центральной частях области. Не принесло результата и использование массовых отловов птиц паутинны-
ми сетями (как объективного метода контроля) в долине среднего течения р. Томи на границе лесостепи и тайги, хотя выявлено много скрытных малочисленных видов. Использование сетей частично снимало сомнения в возможном пропуске этого вида в ходе маршрутных учетов птиц по голосам, поскольку известно, что песня черноголовой славки изменчива в течение сезона и к тому же она может довольно точно подстраивать ее под песни некоторых своих соседей, прежде всего садовой славки (Симкин, 1990).
В ходе исследований 2004 г. были сделаны сразу две находки черноголовой славки, вероятно, позволяющие предполагать ее гнездование на территории Кемеровской области. Так, 25 мая была встречена пара птиц на участке старой березовой рощи с густым подлеском из кустарников на северо-западной окраине г. Кемерова. При первой встрече сразу же обратила на себя внимание очень мелодичная песня незнакомого вида птиц, после чего в кронах деревьев визуально были обнаружены самец и самка черноголовой славки.
Песня самца состояла из двух частей продолжительностью примерно по 2 сек каждая. Начиналась она тихим высоким говорком, который затем переходил в громкий говорок очень чистого флейтового звучания. Изредка отдельно от этой песни исполнялись чистые неторопливые звуки «фиу-фиу-ли» — вероятно, это и была знаменитая «флейта» этой славки. При повторном посещении рощи 8 июня и позднее здесь уже пело много самцов садовой славки, среди которых, вероятно, и затерялось пение черноголовой славки. У самца, встреченного 8 июля на горном плато Салаирского кряжа на разреженном участке смешанной черневой тайги в окрестностях с. Ваганова, пение было уже иным. Оно представляло собой сравнительно продолжительный и мелодичный, но немного скрипучий говорок, чем немного напоминало скрипучее пение серой славки, одна или две пары которых гнездились в ближайшем соседстве.
Корольковая пеночка Phylloscopus proregulus. В Кемеровской области проходит западная граница гнездового ареала этого вида, который спорадично распространен здесь в хвойных и смешанных лесах, в основном в восточной горной-таежной части области. Летом 2004 г. вид был обнаружен в смешанной черневой тайге в окрестностях пос. Барзас (предгорья Кузнецкого Алатау) и с. Ваганова (северная часть Салаирского кряжа). Это наиболее западные пункты находок вида на территории области. Вероятно, этой пеночке свойственно колониальное гнездование, в тайге она встречается обычно не поодиночке, а группами, как минимум по 2-3 поющих неподалеку друг от друга самца.
ЛИТЕРАТУРА
Белянкин А. Ф. Птицы равнинной части Кемеровской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1999. С. 14-43.
Гынгазов А. М., Миловидов С. П. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины. Томск, 1977. 352 с.
Миловидов С. П., Нехорошев О. Г. Справочник-определитель птиц Томской области. Томск, 2002. 168 с.
Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург, 2001. 608 с.
СимкинГ. Н. Певчие птицы: Справочное пособие. М., 1990. 399 с.
НОВЫЙ ЗАЛЕТ ЖЕЛТОЙ ЦАПЛИ В СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН
Н. Н. Березовиков, С. Н. Ерохов
Институт зоологии Центра биологических исследований Министерства образования и науки, просп. Аль-Фараби, 93, Алматы, Казахстан, 480060. E-mail: [email protected]
Для севера Казахстана залет желтой цапли Ardeola ralloides впервые был зафиксирован на оз. Аксуат в Наурзумском заповеднике, где 29 мая 1980 г. был добыт самец (Гордиенко, 1991). Очередной случай залета этой редчайшей птицы зафиксирован в западной части Куста-найской области, где 17 августа 2000 г. одиночная взрослая желтая цапля отмечена на р. Камысты-аят между городами Рудный и Карта-лы (Челябинская обл.). Ближайшие места достоверного гнездования цапли в последнее десятилетие известны в казахстанской части дельты Волги. В дельте Урала с 1993 г. она практически перестала гнездиться (Березовиков, Гисцов, 1996/1997, 2000). Отсутствуют сведения и о колонии желтой цапли, найденной в 1975 г. в пойменных лесах нижнего течения Урала ниже пос. Махамбет (Левин, Губин, 1978).
ЛИТЕРАТУРА
Березовиков Н. Н., Гисцов А. П. Орнитокомплексы дельты реки Урал и их изменение в связи с очередной трансгрессией Каспийского моря // Selevinia, 1996/1997. С. 79-87.
Березовиков Н. Н, Гисцов А. П. Птицы дельты реки Урал // Рус. орнитол.
журн., 2001. Экспресс-вып. № 153. С. 635-649.
Гордиенко Н.С. Краткое сообщение о желтой цапле // Редкие птицы и звери Казахстана. Алма-Ата, 1991. С. 40.
Левин А. С., Губин Б. М. Материалы по биологии голенастых птиц нижнего течения Урала // Биология птиц в Казахстане. Алма-Ата, 1978. С. 77-83.