Научная статья на тему 'ЗАМЕЧАНИЯ О ЗИМНЕЙ ФАУНЕ ПТИЦ ПРИМОРСКОЙ ПОЛОСЫ РАЙОНА СОЧИ - ХОСТА'

ЗАМЕЧАНИЯ О ЗИМНЕЙ ФАУНЕ ПТИЦ ПРИМОРСКОЙ ПОЛОСЫ РАЙОНА СОЧИ - ХОСТА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАМЕЧАНИЯ О ЗИМНЕЙ ФАУНЕ ПТИЦ ПРИМОРСКОЙ ПОЛОСЫ РАЙОНА СОЧИ - ХОСТА»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2167: 1019-1025

Замечания о зимней фауне птиц приморской полосы района Сочи - Хоста

Л.С.Степанян

Второе издание. Первая публикация в 1961*

В нашей орнитологической литературе постоянно указывается на чрезвычайную бедность материалов по зимовкам птиц на территории Советского Союза. Для многих районов до последнего времени окончательно не установлен даже состав зимней авифауны. Более или менее благополучно в этом отношении обстоит дело с районами каспийских зимовок и с некоторыми частями Средней Азии (некоторые районы Туркмении, Таджикистана, Киргизии). Вследствие этого данные по зимней фауне птиц многих частей Союза в настоящее время представляют несомненный интерес.

Предлагаемая заметка касается состава фауны и характера размещения птиц в приморской полосе между курортами Сочи и Хоста. Эта местность была нами дважды посещена в зимы 1953/54 и 1954/55 годов. Оба раза наблюдения велись с середины января до середины февраля. Как известно, по этому району имеется довольно много работ старых авторов (Дороватовский 1914, 1915; Кудашов 1916, 1917; Лауниц 1912; и др.), однако все они касаются преимущественно летней фауны.

Наш список, естественно, нельзя считать полным, так как время наблюдений было довольно ограниченным. К тому же территориально исследованный район весьма мал и не может служить показателем для всего Черноморского побережья Кавказа. В него, кроме того, совершенно не вошли горные районы, где зимует много видов, не наблюдавшихся в приморской полосе. Основное внимание нами было уделено выяснению размещения и численного соотношения зимующих видов.

Для исследованного района наиболее характерны два типа местообитаний в широком смысле этого понятия. Это, с одной стороны, лесные ассоциации и, с другой, биотопы, связанные с морским побережьем и бассейнами впадающих в море рек. Собственно, это положение играет решающую роль в формировании местной зимующей авифауны. Как можно будет увидеть ниже, большинство птиц действительно связано с упомянутыми типами местообитаний, и лишь незначительная часть форм имеет другую экологическую специализацию. Ниже мы приводим краткие замечания по отдельным видам.

* Степанян Л.С. 1961. Замечания о зимней фауне птиц приморской полосы района Сочи—Хоста II Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 8: 223-230.

Черныш Tringa ochropus отмечен лишь несколько раз единичными особями. Регулярной зимовки здесь нет. Большинство встреченных птиц держалось на внутренних водоёмах, преимущественно на речках.

Озёрная чайка Larus ridibundus — самый многочисленный вид из птиц, связанных с побережьем и внутренними водоёмами. Наиболее массовое скопление зимующих чаек наблюдалось в районе порта Сочи. Некоторая концентрация птиц происходит в устьях впадающих в море рек. Массы чаек, проводящих зиму в порту, питаются почти исключительно за счёт человека. Здесь стало традицией среди населения кормить этих птиц в течение всей зимы. Чайки почти не боятся человека, и нам приходилось наблюдать, как некоторые птицы схватывали куски хлеба прямо из рук.

Большая поганка Podiceps cristatus несколько раз отмечалась у берегов Сочи и Хосты. Замечена некоторая приуроченность к устьям рек.

Серощёкая поганка Podiceps grisegena отдельными особями отмечалась по всей прибрежной полосе. По наблюдениям в районе Хосты, в зимнем питании её существенную роль играет мелкая сорная рыба.

Черношейная поганка Podiceps nigricollis также очень немногочисленна. Встречается в море отдельными особями.

Большой баклан Phalacrocorax carbo зимует у берегов описываемого района в очень ограниченном количестве и нерегулярно. В течение зимы бакланы периодически то появляются, то исчезают. Держатся небольшими группами и одиночками в открытом море.

Сапсан Falco peregrinus несколько раз отмечался на скалах в районе Агурских водопадов. По-видимому, это местная оседлая птица F. p. cau-casicus, так как мы неоднократно наблюдали здесь этого сокола и летом.

Перепелятник Accipiter nisus зимует в ограниченном количестве. Отмечался в предгорных лесах и в населённых пунктах.

Бурый гриф Aegypius monachus изредка наблюдался парящим (обычно парами) в районе предгорий.

Белоголовый сип Gyps fulvus в числе нескольких особей отмечен в долине реки Сочи.

Беркут Aquila chrysaetos изредка встречался в долине реки Сочи и в районе Агурских водопадов.

Обыкновенный канюк Buteo buteo в небольшом количестве зимует на территории всего района. Придерживается лесной местности. Охотится на лужайках и вырубках.

Домовый сыч Athene noctua отмечался несколько раз.

Дрофа Otis tarda. По характеру местности описываемый район мало пригоден для обитания этой птицы. Тем не менее нами неоднократно отмечались здесь их стайки в 3-6 особей. Птицы держались на полях и травянистых склонах предгорий. Однако регулярной зимовки их здесь, по всей видимости, нет. Спорадичное же появление, нам кажется, обус-

ловлено непериодическими резкими изменениями погодных условий в местах их обычных зимовок. Птицы, зимующие, например, на Северном Кавказе, откочёвывая в таких случаях к югу, частично могут двигаться и по Черноморскому побережью.

Зимородок Alcedo atthis здесь не представляет редкости. Зимой часть птиц перекочёвывает на морское побережье. Большинство же, как и летом, продолжает держаться на небольших речках. Обычны и в населённых пунктах.

Большой пёстрый дятел Dendrocopos major отмечался в предгорных лесах и среди древесных насаждений Сочи, Хосты и других населённых пунктов. Численность в общем не высокая, хотя птицы встречаются несколько чаще, чем в летний период.

Ворон Corvus corax несколько раз наблюдался в районе Агурских водопадов, Орлиных Скал и на горе Большой Ахун. Птицы держались среди лесных массивов.

Серая ворона Corvus cornix зимой приурочена преимущественно к населённым пунктам. Численность относительно невысокая (например, в сравнении с некоторыми районами Северного Кавказа). Птицы, так же в отличие от других районов зимовок, держатся чаще всего одиночными особями и нигде не образуют массовых скоплений.

Галка Corvus monedula зимой также приурочена в основном к населённым пунктам, хотя изредка встречается вдали от культурного ландшафта. Численность низкая.

Сорока Pica pica наблюдалась преимущественно в лесных местностях предгорной части района. Птицы в общем редки.

Сойка Garrulus glandarius чаще всего отмечалась в лесной части исследованной местности, преимущественно в предгорьях. Но иногда птицы наблюдались и в пределах населённых пунктов. Здесь они держались в садах и декоративных насаждениях. Численность невысокая.

Дубонос Coccothraustes coccothraustes. Основная масса дубоносов держится в населённых пунктах и в непосредственной близости от них. Заметно в меньшем числе наблюдались в лесах предгорий. Численность довольно высокая. В зиму 1953/54 года в период непродолжительно лежавшего снежного покрова предпочитали кормиться на проталинах, поедая семена различных трав. Держатся часто в совместных стайках зябликов, зеленушек, щеглов и юрков.

Зеленушка Chloris chloris наблюдалась почти исключительно в культурном ландшафте, в пределах которого тяготеет к населённым пунктам. Численность высокая. Кормятся преимущественно на земле. Излюбленное место ночёвок — густые кипарисы и основания розеток пальм. Держится часто совместно с другими видами мелких зерноядных.

Щегол Carduelis carduelis в зимнее время населяет преимущест-венно культурный ландшафт. Численность высокая.

Зяблик Fringilla coelebs — доминирующий вид в зимней авифауне описываемого района. Держится повсюду, где есть древесная и кустарниковая растительность. По численности превосходит все остальные виды зимующих птиц. Наблюдается концентрация зябликов в населённых пунктах.

Юрок Fringilla montifringilla в период наших наблюдений был сравнительно немногочислен. Но, как известно, численность этой птицы может чрезвычайно резко меняться по годам. И там, где в одни годы зимуют единичные особи, в другие юрки могут наводнить всю окружающую местность и держаться там в течение всего зимнего сезона. Подобное явление нами наблюдалось, в частности, в центральном Предкавказье в зиму 1948/49 года.

Домовый воробей Passer domesticus сравнительно с другими районами Юга СССР здесь немногочислен. Как и повсюду, птица приурочена к культурному ландшафту.

Полевой воробей Passer montanus также связан с культурным ландшафтом. Держится преимущественно по окраинам населённых пунктов и у сельскохозяйственных построек. Численность ниже, чем у домового воробья.

Обыкновенная овсянка Emberiza citrinella зимует в небольшом количестве. Держится стайками в садах, на огородах и полях.

Белая трясогузка Motacilla alba в небольшом количестве зимовала в оба зимних сезона. Обычно держится на берегах внутренних водоёмов (речек, озерков) и в населённых пунктах. Реже встречалась на морском побережье.

Горная трясогузка Motacilla cinerea в обе зимы была более многочисленной, чем белая трясогузка. Предпочитает берега речек в предгорьях. Гораздо реже наблюдалась на морском берегу.

Большая синица Parus major зимой, помимо зяблика, самая заметная и, по-видимому, многочисленная птица. Отмечалась на территории всего исследованного района. Высокая численность синиц была среди насаждений курортов, в садах, на плантациях цитрусовых и в лиственных лесах предгорий. По всей вероятности, возрастание численности этих птиц на побережье зимой обусловлено откочёвкой их из более высоко лежащих поясов гор.

Лазоревка Parus caeruleus также зимой довольно многочисленная птица, однако уступающая в этом отношении предыдущему виду. На -блюдалась повсюду среди древесных и кустарниковых зарослей. Часто образуют смешанные стайки совместно с большими синицами.

Ополовник Aegithalos caudatus в зимний период не редок. В большинстве случаев наблюдался в лесах предгорной части района. В населённых пунктах птички появляются редко. Держатся всегда небольшими стайками.

Обыкновенный поползень Sitta europaea зимой относительно обычен. Держится преимущественно в лиственных лесах предгорий, в меньшем количестве среди насаждений населённых пунктов.

Пеночка Phylloscopus sp. Пеночки нами не добывались. По этой причине мы не имеем возможности привести видовые наименования зимующих здесь представителей рода. Численность их не высока. Основная масса птичек держится в лиственных лесах предгорий.

Желтоголовый королёк Regulus regulus, зимующий на Черноморском побережье Кавказа и, в частности, в нашем районе, представляет собой популяции, спустившиеся сюда из горных лесов хребта. Как известно, корольки, живущие оседло, например, в средней полосе Союза, в течение круглого года держатся в одинаковых биотопах. Это хвойные, преимущественно еловые леса. В условиях описываемого района в связи с вертикальными миграциями этих птиц происходит регулярная сезонная смена биотопов. Из горных лесов птицы, хотя бы частью популяций, спускаются в прибрежные районы, где почти исключительно держатся в зарослях субтропических вечнозелёных деревьев и кустарников. Особое предпочтение они отдают кипарисам. Последнее обстоятельство, по-видимому, связано с чрезвычайно густой кроной этих пород, представляющей зимнее убежище для многих насекомых. Этим, видимо, объясняется заметная связь многих мелких насекомоядных дендрофильных форм на зимовке с растениями такого типа. Численность зимующих корольков довольно высокая. Во всех зарослях густых вечнозелёных растений всегда можно наблюдать этих подвижных птичек.

Рябинник Turdus pilaris. Численность низкая. Птицы держатся почти исключительно в лиственных лесах предгорий, в местах, где имеется значительный кустарниковый подсед. Ведут в значительной степени кочевой образ жизни в отличие от популяций, зимующих в более северных районах (например, на Северном Кавказе). Это объясняется тем, что в исследованном районе условия зимней жизни этих птиц более или менее одинаковы на обширных территориях (отсутствие снега, сильное развитие древесной и кустарниковой растительности и др.), в то время как, например, на Северном Кавказе отдельные стаи зимующих рябинников строго приурочены или к островкам кустарниковых зарослей в открытой степи, или к участкам древесной растительности в поймах рек. В условиях Северного Кавказа только в таких местах создаются благоприятные условия для зимовок этих птиц, сами же эти места расположены зачастую на большом расстоянии друг от друга и окружены безжизненной заснеженной степью.

Чёрный дрозд Turdus merula. По-видимому, местные популяции черных дроздов оседлы. Часть из них предпринимает небольшие вертикальные миграции, спускаясь из более высоко лежащих поясов. Кроме того, здесь, по всей вероятности, зимуют птицы и из более северных рай-

онов. Очевидно, поэтому численность чёрных дроздов в зимний период очень высока. Населяют все предгорные леса. Концентрация их наблюдается в населённых пунктах, где они заселяют все сады и декоративные насаждения. Одной из существенных причин приуроченности чёрных дроздов к населённым пунктам является сильное развитие здесь вечнозелёной субтропической растительности. Густейшие заросли разных видов кустарников дают надёжную защиту и обладают богатыми запасами кормов.

Зарянка Erithacus rubecula на зимовке довольно обычна. Держится в лесах предгорий и среди декоративных насаждений населённых пунктов. Излюбленным местом обитания являются густые вечнозелёные субтропические заросли.

Лесная завирушка Prunella modularis на зимовке не редка. Населяет всю лесную часть описываемого района. Некоторая концентрация наблюдается в пределах населённых пунктов, что также объясняется характером растительности здесь. В зимнем питании завирушки большое значение имеют семена травянистых растений.

Крапивник Troglodytes troglodytes зимой довольно обычен. В течение всего года численность его в общем остаётся постоянной. Зимой наблюдается некоторая концентрация в населённых пунктах по причинам, описанным выше. Однако много птиц зимует и в лесах приморской полосы и предгорий.

Таким образом, наш список включает 40 видов зимующих и оседлых птиц. Подавляющее большинство их — более или менее типичные денд-рофилы, связанные с различными типами древесной и кустарниковой растительности как на побережье, так и в предгорьях. К этой группе относится 23 вида, то есть около 57% от общего числа отмеченных. 9 видов связаны с водоёмами, причём 4 из них (черныш, зимородок, белая и горная трясогузки) в общем предпочитают внутренние пресные водоёмы, остальные 5 держатся в море. 3 вида (сапсан, беркут, ворон) придерживаются скал. Домовый и полевой воробьи — характерные синантропы. Птиц открытых пространств, за исключением дрофы, список не содержит. Бурый гриф и белоголовый сип в расчётах во внимание не принимаются.

Литератур а

Дороватовский Н.С. 1914. Орнитологические наблюдения в северо-западном Закавказье

// Орнитол. вестн. 2: 118-121. Дороватовский Н.С. 1915. К орнитофауне северо-западного Закавказья // Тр. общ-ва изучения Черноморского побережья 1: 67-88. Кудашев А.Е. 1916. Предварительный список птиц, наблюдавшихся мною в Сочинском

округе Черноморской губернии // Орнитол. вестн. 4: 229-239. Кудашев А.Е. 1917. Предварительный список птиц, наблюдавшихся мною в Сочинском округе Черноморской губернии // Орнитол. вестн. 1: 20-36, 2: 89-97.

Лауниц К.В. 1912. Материалы для орнитофауны Черноморского побережья Кавказа //

Птицеведение и птицеводство 3, 3/4: 1-40. Птушенко Е.С. 1939. О некоторых новых и редких птицах северной части Черноморского

побережья Кавказа // Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 5: 33-42. Сатунин К.А. 1913. К орнитологии Абхазии // Птицеведение и птицеводство 4, 2: 95-106.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2167: 1025-1033

Пребывание гагар (Gavia stellata, G. arctica, G. adamsii) на юге России

В.П.Белик

Виктор Павлович Белик. Мензбировское орнитологическое общество. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: vpbelik@mail. ru

Второе издание. Первая публикация в 2020*

Из 5 видов гагар Gaviiformes, представленных в мировой фауне (Dickinson, Remsen 2013), на юге России встречаются 3 вида, два из которых включены в Красную книгу России (2001). Это, как правило, редкие или очень редкие, в отдельных районах фактически залётные виды. Но характер их пребывания в разных регионах Южной России выяснен слабо. Анализ распространения и численности гагар проведён лишь на Северном Кавказе (Казаков и др. 2004) и не касается Нижнего Поволжья, Калмыкии и Среднего Дона. В настоящей работе анализируются дополнительные данные, накопленные по всей Южной России и позволяющие более детально охарактеризовать статус, распространение и численность всех трёх видов гагар, зарегистрированных на юге России.

Краснозобая гагара Gavia stellata (Pontoppidan, 1763)

Статус. Редкий залётный вид, случайно встречающийся в периоды миграций и зимовки на различных водоёмах Южной России, кроме Центрального Предкавказья (Казаков и др. 2004; Белик и др. 2016).

Распространение. Имеет циркумполярный ареал, приуроченный к тундре, частично — к таёжной зоне Евразии и Северной Америки. Зимует в основном у побережий Атлантики и Пацифики (Дементьев 1951; Флинт 1982; Степанян 2003). На внутренних морях — Азовском, Чёрном и Каспийском - встречается редко (Алфераки 1910; Бостанжогло 1911; Мензбир 1918; Строков 1974; Очаповский 1967, 2017). Континентальный пролёт практически не выражен, поскольку гагары из Сибири мигри-

* Белик В.П. 2020. Пребывание гагар Gaviiformes на юге России

II Устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий. Сочи: 34-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.