Научная статья на тему 'Зимовки водоплавающих птиц у Черноморских берегов Кавказа'

Зимовки водоплавающих птиц у Черноморских берегов Кавказа Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
577
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Строков Вячеслав Всеволодович

Второе издание. Первая публикация: Строков В.В. 1974. Зимовки водоплавающих птиц у Черноморских берегов Кавказа // Орнитология 11: 274-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зимовки водоплавающих птиц у Черноморских берегов Кавказа»

Литер атур а

Ауэзов Э.М., Грачёв В.А. 1977. Исчезающие и редкие птицы Алакольской котловины //

Редкие и исчезающие звери и птицы Казахстана. Алма-Ата: 121-123. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 911: 2267-2272

Зимовки водоплавающих птиц у Черноморских берегов Кавказа

В.В.Строков

Второе издание. Первая публикация в 1974*

Зимовка водоплавающих птиц, учёт их численности и распределения зимующих видов представляют большой интерес для охраны и планирования рационального использования дичи. Изучение зимовок, например на Каспийском море, ведётся не одно десятилетие (Заруд-ный 1916; Тугаринов, Козлова-Пушкарёва 1938; и др.), однако зимовки водоплавающих у северных берегов Чёрного и Каспийского морей только недавно стали изучаться (Успенский, Шапошников, Залетаев 1957), а зимовки у Черноморских берегов Кавказа из-за отсутствия здесь массовых скоплений охотничьих птиц ещё меньше привлекали внимание орнитологов, и наши сведения о птицах, зимующих в этом районе, крайне скудны и относятся либо к давнему времени, когда воздействие человека на фауну было иным (Вильконский 1897; Куда-шев 1916, 1917; Сатунин 1913), либо получены попутно с другими исследованиями при кратковременных наблюдениях (Степанян 1961).

Население Черноморского побережья Кавказа увеличилось, и зимовки птиц происходят в условиях постоянного воздействия антропогенного фактора. Именно в этих условиях в послевоенные годы нами велись почти ежедневные трёхлетние наблюдения за зимующими водоплавающими птицами на прибрежной акватории Чёрного моря от Туапсе до Сухуми, в пределах видимости птиц с берега в 6-кратный бинокль, с регулярными выездами на катере в море для уточнения поведения птиц, подсчёта стай и численности. Дополнительные данные получены нами и в более поздние (1951, 1953, 1955) годы. Полученные результаты позволяют осветить новые вопросы, связанные с зимовками птиц у Черноморских берегов Кавказа.

* Строков В.В. 1974. Зимовки водоплавающих птиц у Черноморских берегов Кавказа // Орнитология 11: 274-278.

В районе наблюдений отсутствовали мелководные лиманы и заливы, характерные для Каспийских зимовок; большие глубины, за исключением мест впадения речек в море, начинались недалеко от берега. Условия для птиц, добывающих пищу на небольших глубинах, далеко не идеальные. Систематические наблюдения за зимующими птицами в любую погоду и в продолжение всего времени пребывания птиц на зимовке позволили нам учесть не только многочисленные виды, но и выявить редких и одиночных.

Малый буревестник Puffinus puffinus yelkouan (Acerbi, 1827) появляется в высокой численности, не образуя стай, в середине ноября и держится до начала апреля, кочуя вдоль побережья. Наблюдались отдыхающие на воде редкие стайки по 5-10 штук, держащиеся далеко от берега.

Чернозобая гагара Gavia arctica образует стаи по 15-20 штук, держащиеся не ближе 500 м от берегов. Учёт, произведённый в ноябре 1955 года, показал, что на взморье от Туапсе до Сухуми зимовало примерно 12000 птиц. В стаях чернозобых гагар часто наблюдались пары краснозобой гагары Gavia stellata.

Из поганок наиболее многочисленны чомга Podiceps cristatus и рогатая поганка P. auritus, появляющиеся на зимовке в конце сентября. Стаи чаще смешанные, но в часы кормёжки, утром и вечером, поганки разъединяются по видам: чомга держится в открытом море, рогатая поганка концентрируется близ берега в устьях рек, что мы объясняем различным характером добывания пищи у этих двух видов. Численность их, вместе взятых, примерно, в три раза выше численности гагар. В отличие от чомги и рогатой поганки, другие виды поганок — серощё-кая Podiceps grisegena, малая Tachybaptus ruficollis и черношейная Podiceps nigricollis — малочисленны, стай не образуют, держатся в непосредственной близости у берегов около устьев рек. Потревоженные — не поднимаются на крыло, а медленно отплывают от берега. Ф.В.Виль-конский (1897) отмечал, что малая поганка зимует в большом количестве на Чёрном море, в наше время этого не наблюдается.

Веслоногие встречаются на зимовках не ежегодно. В первой половине зимы можно иногда наблюдать отдельные особи большого Pha-lacrocorax carbo и малого Ph. pygmaeus бакланов, численность которых едва ли превышала 40-50 особей. В 1947 году в районе Гагры был отмечен длинноносый баклан Ph. aristotelis. На отмелях пустующего пляжа в районе Адлера в марте 1947 и 1951 годов наблюдали кудрявого пеликана Pelecanus crispus.

Гусеобразные птицы представлены на зимовках несколькими видами. Ф.В.Вильконский (1897) указывал, что в районе Сухуми бывали на зимовках лебеди Cygnus cygnus. За три года постоянных наблюдений лебеди нами не отмечались, но Н.М.Гусаров (1956) писал, что в

районе Сочинского порта зимой 1955 года вместе с чайками кормились и лебеди (вид?). Серый гусь Anser anser отмечен только в 1947 году: косяк в 46 экз. летел в начале марта над морем километрах в полутора от берега. Стайки пеганок Tadorna tadorna появляются в начале ноября, днём птицы держатся не ближе 400 м от берега, приближаясь к нему вечером и ночью. Чирок-трескунок Anas querquedula на зимовках не обнаружен, но во время осеннего перелёта отдельные особи этого вида наблюдаются по всему побережью и в долинах рек (Строков 1960), где кормятся, отдыхая на чистой воде невдалеке от берегов стайками по 20-25 штук.

Кряква Anas platyrhynchos, серая утка A. strepera и реже свиязь A. penelope основные зимовки у берегов Кавказа на Чёрном море имеют южнее, в Колхиде, а в местах наших наблюдений зимуют одиночные птицы или их небольшие стайки, кормясь у берегов и в устьях рек и речек (Строков 1960), и только во время перелётов весной и осенью численность птиц в стаях превышает две тысячи особей, в этих случаях утки держатся далеко от берегов. Хохлатая Aythya fuligula и морская A. marila чернети зимуют в большом количестве у северо-западных берегов Чёрного моря (Исаков 1962), часть их посещает в январе и феврале и Черноморское побережье Кавказа, но численность здесь низка. В это же время были зарегистрированы гоголь Bucephala clan-gula и луток Mergus albellus. Ф.В.Вильконский (1897) считал лутка многочисленной птицей на зимовке, но сейчас лутки малочисленны, зато многочислен длинноносый крохаль Mergus serrator, количество которого значительно выше численности чернозобых гагар. В декабре 1947 и 1955 годов были замечены в районе Гагра—Сухуми одиночные стайки большого крохаля M. merganser.

В большом количестве зимуют у Черноморских берегов Кавказа озёрные чайки Larus ridibundus, появляющиеся на зимовках с середины сентября; к концу месяца численность чаек резко возрастает. Держатся чайки у населённых пунктов побережья, имеющих портовые сооружения, в этих местах птицы кормятся различными отбросами. Особенно заметны стали чайки на зимовке, когда в портах Сочи, Туапсе, Гагра, Сухуми население начало подкармливать птиц. Количество чаек в этих местах возросло до многих тысяч, держащихся всё время около берега и залетающих в горы на 2-5 км. Пребывание озёрных чаек у берегов Кавказа связано ещё и с состоянием погоды: в тёплые дни они видны постоянно, при резком похолодании откочёвывают южнее, за Сухуми и ещё дальше, к Турецким берегам, и возвращаются назад, как только повышается температура воздуха. В меньшей численности, но тоже высокой, в районе наших наблюдений зимуют и серебристые чайки Larus argentatus s.l. В конце февраля основное количество зимующих чаек покидает Черноморское побережье Кавказа. Ф.В.Виль-

конский (1897) указывает другие сроки: массовое появление обоих видов в первой трети ноября, а не в сентябре и отлёт с зимовок не в конце февраля, а в середине апреля; тут налицо явная ошибка, так как оба вида чаек появляются на местах гнездования в массе в конце марта (Исаков, Крумина, Распопов 1947; Птушенко 1948; Строков 1960а).

Малая чайка Larus minutus распределяется вдоль побережья равномернее и не так многочисленна, как предыдущие виды. В большом количестве зимует на Чёрном море клуша L. fuscus, но таких стай, какие бывают у озёрной чайки и серебристой, не образует. Кормятся клуши вдалеке от берега, часто нападая на крохалей и поганок и отбирая у них добычу. В конце октября у Кавказских берегов появляется много черноголовых чаек L. melanocephalus, которые держатся отдельно от озёрных и серебристых чаек вдали от берега, что и позволило отличить их. Значительно меньше у берегов и на море сизой чайки L. canus, появляется она на зимовке позже других чаек, в ноябре, и отлетает в одно время с клушей, в середине февраля. К.А.Сатунин (1913) определяет численность сизой чайки выше, чем серебристой, а А.Е.Кудашев (1917), наоборот, указывает, что сизая чайка встречается «много реже серебристой». По нашим наблюдениям, численность сизой чайки значительно ниже серебристой, клуши и даже черноголовой чаек.

Зимовки массовых видов чаек у Черноморских берегов Кавказа извечны и постоянны и отнюдь не являются новыми, как это пытается утверждать Н.М.Гусаров (1956).

Интересный факт — появление на зимовке у Черноморских берегов Кавказа моевки Rissa tridactyla, о которой ранее не упоминали авторы. В 1946 и 1947 годах моевки в числе нескольких экземпляров были замечены в октябре в районе Лазаревской, Дагомыса и Мацесты. Дер -жались они здесь до конца января. Г.И.Бернацкий (1954) называет бухту Сухуми и лагуну у мыса Пицунда как места постоянных зимовок моевки, начиная с 1949 года.

Отдельными особями наблюдалась большая морская чайка Larus marinus, с сентября до конца января, и короткохвостый поморник Ster-corarius parasiticus, который хищничал в стаях крохалей и поганок, но избегал встреч с другими чайками, особенно озёрными.

Крачки, белокрылая Chlidonias leucopterus и чёрная Ch. niger, встречаются на пролёте. Летят они у самой кромки береговой полосы редкими стайками, в зимнее время зарегистрированы одиночные птицы, кормящиеся у берега.

Подытоживая всё вышеизложенное, можно утверждать, что на зимовках у Черноморских берегов Кавказа не бывает массовых скоплений водоплавающих птиц, питающихся растительными кормами и мелкими беспозвоночными, которых зимующие птицы добывают на мелководье, как это имеет место на зимовках у северных берегов Чёрного

моря, на Каспийском и Аральском морях. Немногочисленные на побережье устья рек и ручьев, которые выносят с гор незначительную часть кормов, могут обеспечить пищей очень ограниченное количество зимующих птиц этой категории, при увеличении численности их, часть птиц неизбежно откочёвывает южнее.

Массовые зимовки в этом районе Чёрного моря бывают лишь у птиц, питающихся в основном рыбой, которую птицы добывают активно, и тех видов, для которых отсутствие мелководий не является препятствием при добыче пищи. Несколько иное положение занимают чайки, но море имеет такое количество пищевых запасов, выбрасываемых волнами на берега, что их хватает на всё количество чаек, которые к тому же кормятся и мелкой рыбой, активно добывая её, и широко используют отбросы и подкормку (Степанян 1961).

У Кавказского побережья Чёрного моря не наблюдается постоянной и интенсивной осенне-зимней охоты на водоплавающих птиц, состав которых таков, что не привлекает к себе внимания охотников. Массовые виды представлены мало заманчивой для человека дичью, а чаек население не привыкло употреблять в пищу. Зимовки птиц в этом районе находятся поэтому в относительной безопасности и браконьерство здесь — явление нечастое. Тем не менее, места скопления птиц на зимовках вблизи населённых пунктов, в устьях рек, речек и заливах, типа Пицундского, сейчас ставшего весьма обжитым, имело бы смысл сделать заказными для охоты в период с октября по март, т.е. на время массового скопления здесь различных видов птиц.

В практике использования природных богатств охранные и защитные меры принимаются нередко тогда, когда этим богатствам нанесён уже ущерб, часто непоправимый, когда добыча того или иного объекта становится угрожающей для его сохранности. В настоящее время развитого промысла птиц, зимующих у Черноморских берегов Кавказа, ещё нет и именно сейчас надо ввести в практику, а следовательно, и в сознание местного населения необходимость охраны в зимнее время всех птиц, зимующих на берегах и взморье у береговой полосы Кавказа. Эта задача приобретает ещё большую актуальность после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».

Литер атур а

Бернацкий Г.И. 1954. Зимовка моевок на Черном море // Природа 2: 119. Вильконский Ф.В. 1897. Орнитологическая фауна Аджарии, Гурии и северо- восточного Лазистана // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 3: 1-121.

Гусаров Н.М. 1956. Зимовка чаек в Сочи // Природа 12.

Зарудный Н.А. 1916. Птицы Аральского моря // Изв. Туркмен. отд. Рус. геогр. общ-ва 12, 1: 1-229.

Исаков Ю.А. 1962. Размещение, состояние и судьбы зимовок водоплавающих птиц СССР

// Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 1. Исаков Ю.А., Крумина М.Н., Распопов М.П. 1947. Материалы по экологии обыкновенной чайки (Larus ridibundus L.) на озере Киево Московской области // Очерки природы Подмосковья и Московской области. М.: 104-187. Кудашев А.Е. 1916. Предварительный список птиц, наблюдавшихся мною в Сочинском

округе Черноморской губернии // Орнитол. вестн. 4: 229-239. Кудашев А.Е. 1917. Предварительный список птиц, наблюдавшихся мною в Сочинском

округе Черноморской губернии // Орнитол. вестн. 1: 20-36, 2: 89-97. Птушенко Е.С. 1948. Миграции озёрной чайки - Larus ridibundus ridibundus L. // Тр.

Центр. бюро кольцевания 7: 195-269. Сатунин К.А. 1913. Фауна Черноморского побережья Кавказа. Вып. 1. Позвоночные //

Тр. Общ-ва для изучения Черноморского побережья 2, 1. Степанян Л.С. 1961. Замечания о зимней фауне птиц приморской полосы района Сочи-

Хоста // Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 8: 223-232. Строков В.В. 1960. Птицы наземных ландшафтов Сочи-Мацестинского курортного района // Охрана природы и озеленение 4: 121-133. Строков В.В. 1960а. Обыкновенная чайка в ближнем Подмосковье // Охрана природы и озеленение 4: 77-94.

Тугаринов А.Я., Козлова-Пушкарёва Е.В. 1938. Жизнь птиц на зимовке в Кызыл-Агачском заповеднике им. С.М.Кирова. М.;Л.: 1-110 (Тр. Азерб. фил. АН СССР. Т. 36. Зоол. сер.).

Успенский С.М., Шапошников Л.К., Залетаев В.С. 1957. Задачи и первые результаты изучения зимовок водоплавающих птиц на Чёрном и Азовском морях // Тез. докл. 3-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 911: 2272-2275

Орнитологические находки в низовьях Урала

Б.М.Губин, Э.И.Гаврилов, В.В.Хроков

Второе издание. Первая публикация в 1977*

За период стационарных работ в 1973 -1975 годах в долине реки Урал (60 км севернее Гурьева) был найден ряд видов птиц, не указанных для этой территории предыдущими исследователями (Карелин 1875; Зарудный 1888, 1897; Сушкин 1908; Бостанжогло 1911; Дубинин 1953; Дубинин, Торопанова 1956).

Phoenicopterus roseus. По наблюдениям Г.С.Карелина (1875), фламинго раньше гнездился на озере Индер, затем исчез. В 1975 году отмечался дважды: 27 августа стая из 60 особей пролетела на юго-запад

* Губин Б.М., Гаврилов Э.И., Хроков В.В. 1977. Орнитологические находки в низовьях Урала // Миграции птиц в Азии. Новосибирск: 209-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.