Научная статья на тему '«ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОГРАММЕ КУРСА «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ» В СТАТЬЕ «О ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХИАТРИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩАХ ОБЩЕГО ТИПА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬНЫХ» М.О. ГЕРЦБЕРГА В АРХИВЕ РАН'

«ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОГРАММЕ КУРСА «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ» В СТАТЬЕ «О ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХИАТРИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩАХ ОБЩЕГО ТИПА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬНЫХ» М.О. ГЕРЦБЕРГА В АРХИВЕ РАН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.О. ГЕРЦБЕРГ / АРХИВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / ЛИЧНЫЙ ФОНД / ПСИХОТЕРАПИЯ / ЗАМЕЧАНИЯ / КУРС «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» / ПРЕПОДАВАНИЕ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ / ОБЩЕСОМАТИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К БОЛЬНЫМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокарева О.Б.

«Замечания к программе курса «Нервно-психические болезни» для медицинских училищ» в статье отечественного психиатра М.О. Герцберга «О преподавании психиатрии в медицинских училищах общего типа и его значение для культуры обслуживания больных» публикуются впервые. Это - машинописный текст с правкой, вероятно, авторской. Они составлены 31 октября 1957 г., являются приложением к статье и состоят из 5 пунктов предложений ученого для Министерства здравоохранения СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«REMARKS ON THE PROGRAM OF THE COURSE «NEUROPSYCHIATRIC DISEASES» FOR MEDICAL SCHOOLS» IN THE «ON THE TEACHING OF PSYCHIATRY IN GENERAL MEDICAL SCHOOLS AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE CULTURE OF PATIENT CARE» BY M.O. GERTSBERG IN THE ARCHIVES OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

«Remarks on the program of the course «Neuropsychiatric diseases» for medical schools» in the article of the Russian psychiatrist M.O. Gertsberg «On the teaching of psychiatry in general medical schools and its significance for the culture of patient care» are published for the first time. This is a typewritten text with an edit, probably by the author. They were compiled on October 31, 1957, are an appendix to the article and consist of 5 points of the scientist's proposals for the Ministry of Health of the USSR.

Текст научной работы на тему ««ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОГРАММЕ КУРСА «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ» В СТАТЬЕ «О ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХИАТРИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩАХ ОБЩЕГО ТИПА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬНЫХ» М.О. ГЕРЦБЕРГА В АРХИВЕ РАН»

«ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОГРАММЕ КУРСА «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ» В СТАТЬЕ «О ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХИАТРИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩАХ ОБЩЕГО ТИПА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬНЫХ» М.О. ГЕРЦБЕРГА

В АРХИВЕ РАН

О.Б. Бокарева, с.н.с. Архив РАН (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-6-2-44-46

Аннотация. «Замечания к программе курса «Нервно-психические болезни» для медицинских училищ» в статье отечественного психиатра М.О. Герцберга «О преподавании психиатрии в медицинских училищах общего типа и его значение для культуры обслуживания больных» публикуются впервые. Это - машинописный текст с правкой, вероятно, авторской. Они составлены 31 октября 1957 г., являются приложением к статье и состоят из 5 пунктов предложений ученого для Министерства здравоохранения СССР.

Ключевые слова: М.О. Герцберг, Архив Российской академии наук, личный фонд, психотерапия, замечания, курс «Нервно-психические болезни», преподавание невропатологии и психиатрии, общесоматическая больница, индивидуальный подход к больным.

«Замечания к программе курса «Нервно-психические болезни» отечественного психиатра М.О. Герцберга являются приложением к его неопубликованной статье «О преподавании психиатрии в медицинских училищах общего типа и его значение для культуры обслуживания больных». Как и статья, они были направлены в Министерство здравоохранения СССР по его предложению в 1957 г. [1, л. 5].

«Замечания» (машинописный текст с правкой синими чернилами) отложились в личном фонде ученого в Архиве Российской академии наук [2].

Они не были опубликованы; публикуется в соответствии с правилами археографии при сохранении стилистических особенностей автора. Ошибки, присутствующие в тексте (например, «невро-психические болезни»), исправлены. Сокращено написанные слова раскрываются в квадратных скобках.

ЗАМЕЧАНИЯ

К ПРОГРАММЕ КУРСА «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ

1. Поскольку в медицинской практике пока фактически сохранены отдельные специальности невропатолога и психиатра, преподавание невропатологии и психиат-

рии в медицинских училищах должно проводиться, по крайней мере в крупных городах, двумя специалистами, а не одним. Поэтому и историю психиатрии и невропатологии желательно читать раздельно (для психиатрии достаточно одного часа). Хотя на практике неврозы, например, или психические нарушения после черепно-мозговой травмы в диспансерах лечат ПСИХИАТРЫ, в учебной программе неврозы и последствия травм черепа отнесены к курсу невропатологии. Однако психозы, связанные с острыми и хроническими инфекциями, правильно отнесены к курсу психиатрии, хотя инфекционные заболевания головного мозга включены и в курс невропатологии.

Нечеткость в разделении преподавания обоих дисциплин сказывается и в том, что в одних училищах в зачетную книжку учащегося проставляется общая, единая, отметка по нервно-психическим болезням (даже при наличии двух преподавателей), в других же - в зачетную книжку включаются две раздельные отметки по невропатологии и психиатрии.

2. Преподавание психиатрии при медицинских училищах, базирующихся на ОБЩЕСОМАТИЧЕСКОЙ больнице (в смысле проведения там практических за-

нятий по всем предметам), имеет ряд своих специфических особенностей, РЕЗКО отличающихся от условий преподавания психиатрии, например, в тех медицинских училищах, которые базируются на большие психиатрические больницы.

В задачу преподавания психиатрии в медицинских училищах, базирующихся на ОБЩЕСОМАТИЧЕСКИХ, больницах входит ознакомление учащихся с теми психопатологическими синдромами, которые можно ЧАЩЕ встретить в ОБЩЕСОМАТИЧЕСКОЙ практике. Сюда относятся те «миксты», где с психической стороны учащимся можно демонстрировать явления, например, хронического алкоголизма, наркомании (у хирургических, терапевтических больных, туберкулезных), психопатии (психопатизации личности), последствия черепно-мозговой травмы, реактивные состояния (и реакции личности на болезнь), состояния после суицидальных попыток, различные психопатологические синдромы (астенический, депрессивный, ипохондрический, эксплозивный - на почве основного соматического страдания), неврозоподобные формы шизофрении (пользуемые в соматической больнице и не дошедшие еще до психиатра и т.д.). Конечно, учащихся надо ознакомить с главами из общей и частной психопатологии согласно учебной программе, но речь здесь идет о перераспределении учебного материала во времени.

Между тем в учебной программе нет отражения вышеуказанной специфики преподавания в учебных часах. В силу этого у преподавателя есть время для ознакомления учащихся с такими, ставшими редкими даже для психиатров, заболеваниями как прогрессивный паралич или маниакально-депрессивный психоз и не хватает времени для неторопливого изложения и демонстрации больных с неврозами, психопатиями, реактивными состояниями, наркоманиями, соматогениями, отдаленными последствиями травм головного мозга, то есть именно с теми категориями больных, с которыми учащиеся могут в будущем встретиться ВНЕ СТЕН психиатрической больницы, находясь на работе в инфекционном, хирургическом или тера-

певтическом отделении больницы, в родильном доме, санатории, здравпункте предприятия и т.д.

Практическое же знакомство учащихся с больными - представителями «большой психиатрии» - приходится производить по существу лишь во время всего лишь одной экскурсии в психиатрическую больницу, так что практических навыков по купированию, например, возбуждения учащиеся фактически не получают. В Москве им было бы очень полезно познакомиться на практике с картинами алкогольного делирия (в б[ольни]це на ул[ице] Радио), тем более что из острых психотических картин алкогольный делирий в общесоматической больнице является сравнительно не редким явлением.

3. Необходимо учесть, что большая часть учащихся медучилищ, базирующихся на общесоматической больнице, смотрят на психиатрию как на узкую специальность, которой займутся в будущем лишь не многие. Этим и определяется, по крайней мере в начале (даже у опытного преподавателя), их отношение к предмету. Между тем важно довести до сознания учащихся, что знакомство с основами психиатрии им может пригодится, где бы они не работали, и ВНЕ СТЕН психиатрической больницы. Для этого нужно несколько более развернутое освещение соответствующих разделов теоретического курса, соответствующего подбора больных для демонстрации, соответствующее изложение правил ухода и ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА к разным больным и иллюстрация на примерах значения роли слова. Эти разделы курса связаны с большой проблемой ВОСПИТАНИЯ среднего медицинского персонала, ознакомления учащихся с психологией культурного обслуживания больных, с необходимостью борьбы с ятрогениями, освещения личного облика культурного медработника, роли ПРИЗВАНИЯ к медицинской работе и т.д. Для изложения всех этих вопросов и не хватает обычно времени, если не излагать их декларативно, а оживлять достаточным количеством примеров из практики.

4. Демонстрация у больных в общесоматической больнице таких психопатоло-

гических симптомов (во время прохождения общей психопатологии), как галлюцинация, бред и т.д. встречает известные затруднения (за недостатком таких больных). Поэтому важно сопровождать это изложение демонстрацией увеличенных фотокопий соответствующих снимков из больших учебников психиатрии, использовать диапозитивы и, особенно, СПЕЦИАЛЬНЫЕ КИНОФИЛЬМЫ (предоставив для этого время и материальные возможности). В программе должно дать перечень рекомендуемых кинофильмов (как учебного пособия), имеющихся в прокате.

5. Для изложения основ лечения психически больных и особенностей ухода за

Библиографический список

1. АРАН. Ф. 1586. Оп. 1. Д. 79. Л. 1-6. 1968 г.

2. АРАН. Ф. 1586. Оп. 1. Д. 26. Л. 1-13. 1957 г.

«REMARKS ON THE PROGRAM OF THE COURSE «NEUROPSYCHIATRY DISEASES» FOR MEDICAL SCHOOLS» IN THE «ON THE TEACHING OF PSYCHIATRY IN GENERAL MEDICAL SCHOOLS AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE CULTURE OF PATIENT CARE» BY M.O. GERTSBERG IN THE ARCHIVES OF RUSSIAN

ACADEMY OF SCIENCES

O.B. Bokareva, Senior Researcher Archive of Russian Academy of Sciences (Russia, Moscow)

Abstract. «Remarks on the program of the course «Neuropsychiatry diseases» for medical schools» in the article of the Russian psychiatrist M.O. Gertsberg «On the teaching ofpsychiatry in general medical schools and its significance for the culture ofpatient care» are published for the first time. This is a typewritten text with an edit, probably by the author. They were compiled on October 31, 1957, are an appendix to the article and consist of 5 points of the scientist's proposals for the Ministry of Health of the USSR.

Keywords: M.O. Gertsberg, the Archives of Russian Academy of sciences, the personal fund, psychotherapy, remarks, course «Neuropsychiatry diseases», teaching neuropathology andpsy-chiatry, general hospital, individual approach to patients.

ними в программе отведено всего два часа. Основы лечения целесообразнее излагать при прохождении соответствующих глав частной психопатологии, а эти 2 часа посвятить вопросам ухода, культуре обслуживания, сущности индивидуального подхода к больным, бдительности на посту, опасности ПРОВОКАЦИИ возбуждения, методам борьбы с возбуждением и т.д.

Москва, 31 октября 1957 г.

АРАН. Ф. 1586. Оп. 1. Д. 26. Л. 10-13. Машинопись с правкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.