Однако широта фронта и длительность периода экспансии этих птиц позволяют говорить о смене консервативного типа их эволюции на дисперсный (по: Мальчевский 1968). Об этом свидетельствуют и залёты птиц в районы будущих гнездовий, непосредственно предшествующие расселению. А формирование сети специфичных станций в полосе северных пустынь способствует ускорению этого процесса. Поэтому в ближайшее время можно ожидать появления пигалиц в более северных и западных районах Прикаспийской низменности, а также в степях Северного Казахстана.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1751: 1466-1468
Залёты чернохвостой чайки Larus crassirostris в Забайкалье
О.А.Горошко
Второе издание. Первая публикация в 2015*
19 апреля 1957 в верхней части реки Аргунь в окрестностях села Кайластуй (49°50' с.ш., 118°24' в.д.) местным охотником П.Г.Голобоко-вым была добыта одна взрослая особь, определённая В.Ф.Гавриным и Н.В.Раковым (1959) как чернохвостая чайка Larus crassirostris Vieillot, 1818. Другой информации о достоверных встречах данного вида в пределах Забайкальского края, Бурятии и Иркутской области нет. Известен также залёт одной птицы на сопредельную территорию Монголии, на озеро Дуро-Нур (49°41' с.ш., 115°28' в.д.) на реке Улдза на северо-востоке страны (Bold, Mainjargal 2006); подробности встречи в данной статье не указаны. Эта птица была отмечена в ходе совместных исследований А.Болда, Н.Цэвээнмядага и П.Лхамсурэна: 17 апреля 1991 в северо-западной части озера Дуро-Нур одна взрослая чернохвостая чайка держалась в стае монгольских чаек Larus mongolicus (Sushkin, 1925); А.Болду и П.Лхамсурэну удалось близко подойти к птице и хорошо её рассмотреть (Цэвээнмядаг, в письме). Это единственная встреча чернохвостой чайки в Монголии на данный момент. В Китае на сопредельной с Восточным Забайкальем и Восточной Монголией территории в провинции Внутренняя Монголия вид зарегистрирован в период миграции на озере Далайнор, расположенном в 25 км от реки Аргунь (Xu Rigan 2006).
* Горошко О.А. 2015. Залёты чернохвостой чайки Larus crassirostris Vieillot, 1818 в Забайкалье IIБайкал. зоол. журн. 1 (16): 121-122.
Нами 6 июля 2011 отмечена одна взрослая чернохвостая чайка на Чкаловских озёрах (57°09' с.ш., 118°50' в.д.) в Каларском районе на севере Забайкальского края. Птица подпустила наблюдателей на лодке на 6-7 м, позволила себя отлично рассмотреть в бинокль (х8) как на воде, так и в полёте, а также сфотографировать (см. рисунок).
Чернохвостая чайка Larus crassirostris. Чкаловские озёра. 6 июля 2011. Фото О.В.Корсуна.
Всё оперение птицы имело признаки значительного обноса. Надхвостье и рулевые перья — белые, по краю хвоста — широкая чёткая чёрная полоса, на концах рулевых перьев просматривались обношенные белые каёмки. Оперение спины темно-сизое, темнее, чем у монгольской чайки; на концах третьестепенных маховых перьев видны остатки обношенных широких белых каёмок. Голова, грудь, брюхо — чисто-белые. Первостепенные маховые полностью чёрные, по краю второстепенных маховых в полёте просматривались обношенные светлые каёмки. Ноги жёлтые. Клюв характерной для данного вида формы и окраски: мощный, высокий; конец клюва чёрный (чёрная полоса широкая, начинается почти от дистального края ноздри, на надклювье она чисто-чёрная, на подклювье — с красноватым оттенком); самый кончик клюва красный (красный цвет присутствует как на надклювье, так и на подклювье); на подклювье, кроме того, есть красная полоса вдоль проксимальной границы чёрной области. Определение вида производилось на месте по полевому определителю (Sonobe, Usui 1993) и в дальнейшем проверено по фотоснимкам.
Автор признателен О.В.Корсуну за фотосъемку чайки, а также хорошо знающим данный вид специалистам, подтвердившим правильность определения отмеченной нами особи: Кисап Ли (Республика Корея) и Ю.Н.Глущенко (Россия, Приморский край).
Литератур а
Гаврин В.Ф., Раков Н.В. 1959. Материалы к изучению весеннего пролёта водоплавающих птиц в верхнем течении р. Аргунь: Сообщение 1 // Миграции животных 1: 59-66. Bold A., Mainjargal G. 2006. Vagrants of Mongolia // Sci. Proc. Inst. Biol. Mongolian Academy of Science 26: 78-81. Sonobe K., Usui S. 1993. A Field Guide to the Waterbirds of Asia. Tokyo: 1-224. Xu Rigan 2006. Fauna Inner Mongolia. Vol. 3. Aves Non-passeriformes. Inner Mongolia Univ. Press: 1-680.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1751: 1468-1469
Зимняя встреча лебедя-шипуна Cygnus olor в Иркутской области
В.В.Попов
Второе издание. Первая публикация в 2012*
Лебедь-шипун Cygnus olor в Иркутской области ранее в дикой природе не отмечался. Была предпринята попытка акклиматизации на юге Байкала в долине реки Снежная на турбазе «Тёплые озёра», где шипуны жили и размножались в полувольном состоянии в 1980-1990-е годы. В конце декабря 2011 года поступила информация из посёлка Листвянка о встрече в истоке реки Ангары лебедя. В те дни была предпринята неудачная попытка поймать лебедя сотрудниками МЧС, от которых лебедь улетел. Через несколько дней информация о лебеде стала поступать с окрестностей этнографического музея «Тальцы» на 47-м километре Байкальского тракта. Лебедя наблюдали на полынье напротив музея. На этот раз его удалось заснять на любительскую камеру. Съёмка была показана в сюжете по местному телевидению. По результатам съёмки удалось определить вид лебедя - это оказался лебедь-шипун. Поразило спокойное отношение лебедя к людям, он не улетал и продолжал чистить перья. Была очередная попытка поймать лебедя сотрудниками МЧС, но и она не удалась. 11 января 2012 в одной из газет со ссылкой на пресс-центр МЧС была опубликована информация о том, что лебедя удалось поймать, но в дальнейшем при прямом обращении в пресс-центр МЧС она подтверждена не была. При проведении учёта водоплавающих птиц в истоке Ангары с использованием судна на воздушной подушке «Хивус-10» 7 марта 2012 лебедя не встретили. Вероятно, он погиб от холода или бескормицы.
* Попов В.В. 2012. Зимняя встреча лебедя-шипуна Cygnus olor в Иркутской области IIБайкал. зоол. журн. 1 (9): 121.