Раздел 3 ПРАВО ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В.С. Екимова
ЗАЛОГ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ -ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ (Статья)
Аннотация. В наши дни интеллектуальная собственность является наиболее ценным активом в бизнесе. Правообладатели могут использовать интеллектуальную собственность в качестве залога. По мнению автора, нормы о залоге исключительных прав не в полной мере могут обеспечить потребности экономического оборота. В статье рассматриваются залог на получение патента и защита прав залогодержателя исключительного права, которые на данный момент не нашли отражения в российском законодательстве.
Ключевые слова: залог исключительных прав; право на получение патента; защита залогодержателя.
V.S. Ekimova. Security interest in intellectual property as opportunity for development. (Article)
Abstract. Nowadays the intellectual property is considered to be one of the most valuable assets of business. Possessors of rights can secure their loans using their intellectual property as collateral. The author claims that Russian legal regulation does not cover essential issues such as protection of security holder from infringement of encumbered assets and capability for creation security interest in patent application.
Keywords: security interest in intellectual property; patent application; protection of security holder.
В наше время возрастает значение интеллектуальной собственности в бизнесе. Нематериальные активы предприятия в большинстве случаев составляют основную и самую ценную его часть.
Рынок интеллектуальной собственности становится более ликвидным. За рубежом залог исключительных прав является одним из способов привлечения денежных сумм на начальной стадии ведения бизнеса, в частности в сфере инноваций. Российские банки все чаще выдают кредиты под залог исключительных прав.
Гражданский кодекс РФ ответил на вызовы, выдвигаемые рыночной экономикой, и в марте 2014 г. в нем появилась новая ст. 358.18 «Залог исключительных прав», согласно которой допускается залог прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Реформа, касающаяся залога исключительных прав, была начата, но, по мнению автора, пока не окончена. Не все нормы о залоге исключительных прав и прав по договору об отчуждении исключительного права и лицензионному договору достаточно проработаны и ясны.
Актуальными являются две проблемы: допустимость залога права на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и предоставление защиты залогодержателю в случае нарушения заложенного исключительного права третьими лицами.
В российском законодательстве нет ответа на вопрос, возможно ли заложить право на получение патента (п. 1 ст. 1357 ГК РФ), более того законодатель не дал правовой оценки этому праву1. Данное право не может быть исключительным, так как согласно ст. 1353 ГК РФ исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии их государственной регистрации; право на получение патента возникает в силу создания результата интеллектуальной деятельности и существует до его регистрации. Представляется, что право на получение патента имеет особую правовую природу. Но для нас важным является возможность отчуждения данного права (п. 3 ст. 1357 ГК РФ).
Между подачей заявки на получение патента и выдачей патента, как правило, проходит более полутора лет. Получается, что у лица, создавшего результат интеллектуальной деятельности, на руках есть ценный актив, но использовать его полностью все это время оно не может. Представляется необходимым ввести допол-
1 См.: ЕременкоВ.И. Правовая охрана селекционных достижений в Российской Федерации // Законодательство и экономика. - М., 2015. - № 1. - С. 3467; № 2. - С. 7-27.
нение в ст. 358.18 ГК РФ, прямо указав на допустимость залога права на получение патента.
По мнению Дж. Свинсона, право на получение патента можно заложить, используя конструкцию залога исключительного права, которое возникнет в будущем1. Парадоксально, но по российскому законодательству к залогу имущественного права, которым и является исключительное право, будут применяться положения о залоге будущей вещи. Залог исключительного права, которое возникнет в будущем, и залог права на получение патента влекут разные правовые последствия. Различается момент возникновения залога. В первом случае залог возникает с момента регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачи патента (этот вывод можно сделать из п. 2 ст. 341 ГК РФ). Во втором -с момента заключения договора залога права на получение патента. По мнению И. С. Чупрунова, вторым отличием является момент прекращения залога: залог права на получение патента прекращается с момента регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачи патента или вынесении решения об отказе в такой регистрации, поэтому он может обеспечивать лишь обязательство, срок исполнения которого не превышает период существования заложенного права2. С данным мнением нельзя согласиться, так как в соответствии с п. 2 ст. 334 ГК РФ залогодержатель имеет право преимущественно перед другими кредиторами удовлетворить обеспеченное залогом требование за счет имущества, причитающегося залогодателю при исполнении третьим лицом обязательства, право требовать исполнения которого является предметом залога. То есть залогодержатель права на получение патента вправе удовлетворить свои обеспеченные требования за счет полученного патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Однако стоит принять во внимание, что статья была написана И.С. Чупруновым до реформы залогового права.
В российском правопорядке возможность защитить свои права предоставляется правообладателю, организации по управлению правами на коллективной основе и иным лицам в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 1250 ГК РФ). В ст. 1254 ГК РФ указано,
1 См.: Swinson J.V. Security interest in intellectual property in Australia // Bond law review. - Brisbane, 2002. - Vol. 9. Iss. 1. Атйск 9. - P. 18.
2 См.: Чупрунов И.С. Залог в сфере интеллектуальных прав // Меры обеспечения и меры ответственности в гражданском праве: Сб. ст. / Рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. - М.: Статут, 2010. - С. 92-128.
что лицензиат по договору исключительной лицензии вправе защищать свои права теми же способами, что и правообладатель. Некоторые ученые считают, что залогодержателю также должна быть предоставлена возможность защищать свои права при нарушении заложенного исключительного права1. Однако едва ли можно обосновать это ссылкой на ст. 347 ГК РФ, поскольку она рассчитана на нарушение вещных прав залогодержателя.
Интеллектуальная собственность - это особого рода монополия2, и ее коммерческая ценность заключается в том, что пользование ею доступно ограниченному кругу лиц. Нарушая исключительное право путем неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, лицо уменьшает коммерческую ценность интеллектуальной собственности. В качестве примера можно привести неправомерное использование товарного знака. Допустим, нарушитель выпускает продукцию под «украденным» товарным знаком, причем продукцию ненадлежащего качества. У покупателей такого некачественного товара складывается негативное мнение о качестве товара и о правообладателе товарного знака, вследствие чего спрос на рынке на товар, выпускаемый под таким знаком, падает. Падает и коммерческая ценность товарного знака. В таких случаях необходимо оперативно отреагировать на нарушение исключительного права. Правообладатель не всегда сможет это сделать. Залогодержатель же заинтересован в высокой коммерческой ценности заложенного права, особенно если между залогодателем и залогодержателем заключено соглашение, что в случае обращения взыскания исключительное право переходит к залогодержателю. На основании вышесказанного представляется необходимым ввести в ч. 4 ГК РФ норму, которая бы предоставляла залогодержателю исключительного права возможность защищать свои права способами, перечисленными в ст. 1250 и 1252 ГК РФ.
Обратимся к зарубежному опыту. В Германии существуют две модели залога исключительного права: собственно залог (Pfandrecht an Rechten) и титульное обеспечение (Sicherungsabtretung). Во второй модели залогодатель отчуждает исключительное право залого-
1 См.: РахматуллинаР.Ш. Залог интеллектуальных прав: Проблемы регулирования и правоприменения // Законы России: Опыт, анализ, практика. - М., 2014. - № 11. - С. 41-45.
2 См.: Никулина В.С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. - М.: Статут, 2015. - C. 6.
держателю, а впоследствии, если обеспечиваемое обязательство будет исполнено, залогодержатель отчуждает исключительное право обратно залогодателю. При таком залоге залогодержатель становится правообладателем и поэтому может защищать исключительное право от нарушений со стороны третьих лиц. Однако и в первой модели залогодержатель вправе защищать исключительное право от нарушений на основании § 1227 и § 1273 (2) Германского гражданского уложения. Согласно Закону о товарных знаках, залогодержатель вправе требовать по суду прекращения дальнейшего неправомерного использования объекта исключительного права и возмещения убытков, причиненных нарушением, несмотря на то что правообладателем является залогодатель1.
Необходимо также упомянуть, что в законодательстве европейских стран используется подход к залогу интеллектуальной собственности, позволяющий к основному предмету залога (исключительному праву) также добавить дополнительный предмет - суммы, полученные от нарушителя исключительного права в качестве возмещения убытков2. Как было сказано выше, коммерческая ценность объекта интеллектуальной собственности может снизиться в результате его неправомерного использования. Залог -это право на ценность заложенного имущества, поэтому залог сохраняется до тех пор, пока будет существовать фактический или юридический заменитель этой ценности3. Логично предположить, что коммерческая ценность исключительного права при его нарушении падает, и, следовательно, возмещение, которое получит правообладатель за такое нарушение, является фактическим заменителем ценности «испорченного» исключительного права.
Таким образом, залог исключительного права предоставляет большие экономические и правовые возможности для развития бизнеса и инноваций. Очевидно, что правового регулирования, содержащегося лишь в ст. 358.18 ГК РФ, недостаточно, поэтому необходимо конкретизировать положения о залоге исключительных прав с учетом их правовой природы.
1 См.: Ikeda M. Basic study on the intellectual property security system in Germany - security systems as distribution and management schemes for intellectual property rights // Institute of intellectual property bulletin. - Tokio, 2008. - P. 141-142.
2 См.: United Nations Commission on International Trade Law. UNCITRAL Legislative guide on secured transactions supplement on security rights in intellectual property. - N.Y., 2011. - P. 34.
3 См.: БевзенкоР.С., ЕгоровА.В. Поправки о залоге: Новые возможности для маневра. - М.: Актион-Медиа, 2015. - С. 43.