Научная статья на тему 'Закрепление социальных стандартов в контексте современных правовых норм'

Закрепление социальных стандартов в контексте современных правовых норм Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SOCIAL STANDARDS / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL GUARANTEES / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафронова Дарья Владимировна

Автор статьи рассматривает социальные стандарты как одно из средств, обеспечивающих реализацию основных социальных и экономических прав граждан, а также реализацию конституционного права на достойную жизнь каждого человека. В статье дан анализ проблемы закрепления социальных стандартов в российском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF SOCIAL STANDARTS IN THE CONTEXT ACTUAL OF LEGAL NORMS

The author considers social standards as a means of ensuring the implementation of basic social and economic rights of citizens, as well as the realization of the constitutional right to a decent life for each individual. The article analyzes the problem of securing social standards in the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Закрепление социальных стандартов в контексте современных правовых норм»

УДК 340

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ

© 2016 Д. В. Сафронова

Аннотация. Автор статьи рассматривает социальные стандарты как одно из средств, обеспечивающих реализацию основных социальных и экономических прав граждан, а также реализацию конституционного права на достойную жизнь каждого человека. В статье дан анализ проблемы закрепления социальных стандартов в российском законодательстве.

Ключевые слова: социальная политика, социальные стандарты, социальные гарантии, качество жизни, законодательство.

CONSOLIDATION OF SOCIAL STANDARTS IN THE CONTEXT ACTUAL OF LEGAL NORMS

© 2016 D. Safronova

Summary. The author considers social standards as a means of ensuring the implementation of basic social and economic rights of citizens, as well as the realization of the constitutional right to a decent life for each individual. The article analyzes the problem of securing social standards in the Russian legislation.

Keywords: social policy, social standards, social guarantees, quality of life, legislation.

Сегодня в нашем обществе, которое подвергается постоянным социально-экономическим кризисным ситуациям, почти каждый человек находится в состоянии нестабильности. Многие нуждаются в защите со стороны государственных органов. Согласно ст. 7 Конституции РФ наше государство призвано быть социальным, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты1. Но анализ социально-экономической и правовой практики показывает, что не все закрепленные в Конституции РФ принципы реализуется в нашем государстве, хотя в той или иной степени перечисленные положения утверждаются в нашей действительности, и, следуя этим положениям, формируется социальная политика, которая призвана создавать условия и для трудоспособной части населения, и для нетрудоспособной. Самое главное для государства - давать государственную социальную защиту и обеспечивать жизненные потребности граждан. Для чего и существуют социальные стандарты.

Проблема социальных стандартов уже долгое время волнует многих исследователей, представителей органов государственной власти и, пожалуй, каждого человека в нашей стране. Сегодня нельзя встретить ни в законодательстве, ни в трудах юристов, экономистов и политологов общепризнанного определения социальных стандартов. Кроме того, различны взгляды на их целевое назначение.

1 Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2014. - С. 5.

По мнению Н. М. Римашевской, социальные стандарты - это социальные минимальные гарантии государства . И. В. Кохова рассматривает в Концепции социального государства Российской Федерации, разработанной творческим коллективом под руководством Н. Н. Гриценко, социальные стандарты как социальные нормы и нормативы различного уровня . Из исследований В. Б. Савостьяновой можно сделать вывод, что соци-

4

альные стандарты рассматриваются как социальные ориентиры .

Итак, социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и экономических прав граждан, а также реализации конституционного права на достойную жизнь. Социальные стандарты являются частью социальной политики государства и частью системы реализации социальных прав граждан. Они должны выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства. Основа социальных стандартов заключается в совокупности социально-экономических и правовых средств, которые призваны обеспечить условия жизнедеятельности человека, реализацию его интересов, взаимоотношений, функционирование и развитие общественной системы в целом5. Их специфика заключается в том, что они могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, и соответственно источниками их финансирования могут являться федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Можно предположить, что социальные стандарты направлены на поддержание оптимального соотношения общественных и индивидуальных потребностей. В свою очередь реализация таких стандартов предполагает обеспечение минимально приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании. В нашем государстве целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни. Этому прежде всего должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения. Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях нестабильности нашей социально-экономической и политической обстановки.

Обобщая изложенное выше, можно прийти к выводу о том, что социальные стандарты являются основой социальной политики государства и главной социальной функцией государства. Но во многих трудах ученых-юристов и в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний день не существует такого нормативно-правового акта, который бы закреплял положение социальных стандартов. В настоящее время социально-экономическое положение в нашей стране требует создания эффективного правового механизма регулирования социальных стандартов. Такой механизм позволил бы закрепить юридическую ответственность государства за достойный уровень жизни и социальную защищенность общества.

С начала 2000-х гг. в нашей стране на повестке дня законодательных и исполнительных органов власти, а также многих общественных организаций находится разработка комплексной системы государственных социальных стандартов в России. Перед многими исследователями возникает вопрос о том, как правильно охарактеризовать социальные стандарты, могут ли социальные стандарты быть социальными гарантиями, либо эти понятия различны. Прежде всего, социальный стандарт - это образец, эталон, модель нашей жизни, который необходим для многократного использования6. В свою очередь социаль-

2 Римашевская Н. М. О социальной доктрине России // Уровень жизни населения регионов России. - 2005. - № 8-9. - С. 80.

3 Гриценко Н. Н. Концепция социального государства Российской Федерации: взгляд Межведомственного творческого коллектива ученых и специалистов // Россия: путь к социальному государству: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 165.

4 Савостьянова В. Б. Значение социальных прав человека в концепции бедности и социальной исключительности // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГЮА, 2004. - С. 53-54.

5 Лепихов М. И. Государственные социальные стандарты и социальная защита населения // Труд и социальные отношения. - 2006. - № 1. - С. 93-98.

6 Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. - 5-е изд. - М.: Юринформ, 2005. - С. 818.

ная гарантия - это средства, способы, условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных населению прав в области социально-экономических отношений. Получается, что эти два понятия очень близки по содержанию, но понятие социальных стандартов уже понятия социальных гарантий. Обобщая сказанное, стандарты следует рассматривать как правовые нормы, наполненные тем или иным содержанием. Они могут иметь как экономическую, так и правовую природу. Говоря о социальных стандартах, закрепленных в нормативно-правовых актах государства, следует вести речь о государственных социальных стандартах, даже если не употребляется слово «государственные». Минимальные стандарты можно считать одной из разновидностей социальных стандартов, поскольку стандарты могут определять не только низший порог, но и более высокий (рациональный, оптимальный) уровень удовлетворения социально-экономичес-

7

ких прав граждан .

Помимо всего сказанного, актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что законодательно установлена только часть государственных социальных стандартов, к числу которых относится минимальный размер заработной платы, минимальный размер базовой части трудовой пенсии, минимальный потребительский бюджет, также конкретизирован перечень услуг в рамках обязательного медицинского страхования, гарантии получения образования. Но практически отсутствуют стандарты, которые бы определяли качество медицинской помощи, профилактику заболеваний, физическое развитие человека. Сфера культуры и экологическая безопасность совершенно не отражены в российских социальных стандартах. Поверхностно представлены стандарты социальной помощи и социального обслуживания. Все это говорит о том, что тех минимальных социальных стандартов, которые обозначены сегодня в законодательстве, недостаточно для механизма реализации социальных и экономических прав граждан. Важно обеспечить реализацию социальных стандартов законодательным путем, чтобы минимальные социальные стандарты стали социальными и правовыми гарантиями для всего общества.

Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов выдвигается важнейшим средством повышения управляемости социальными процессами, преодоления кризиса социальной сферы и осуществления социальных реформ. В нормативно-правовом акте, который бы закрепил социальные стандарты, необходимо установить государственные минимальные социальные стандарты в качестве основы для закрепления доходов и расходов на социальное развитие по уровням бюджетной системы нашей страны. В результате установления и применения государственных минимальных социальных стандартов будет возможным обеспечить проведение более эффективных мероприятий по обеспечению государственной поддержки развития социальной сферы.

Перед нашим государством стоит задача стандартизировать целиком нормальный уровень жизни россиянина, а не отдельные его моменты. Это должно быть закреплено в федеральном законе, без которого фактически не полон, юридически не завершен уже принятый Бюджетный кодекс РФ. От такого закона ждут необходимого минимального перечня благ и услуг для каждого человека в нашей стране . Повсеместное соблюдение минимального социального стандарта должно стать основным принципом и главным критерием успешности государства. Нельзя не отметить, что в 2003 г. в России рассматривался законопроект «О государственных минимальных социальных стандартах», который прошел первое чтение в Государственной думе, но получил отрицательное заключение Президента и Правительства Российской Федерации в силу затратности. С тех пор прошло 12 лет, но никакого развития в разработке этого законопроекта не наблюдается. Возникает

7 Бондарева Э. С. К вопросу о понятии и значении социальных стандартов в сфере труда и социального обеспечения [Электронный ресурс] // Вопросы управления. - 2013. - № 1; - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/01/35/.

8 Черногор Н. Н., Пуляева Е. В., Чеснокова М. Д., Глазкова М. Е. Мониторинг эффективности правового механизма оказания социальных услуг // Журнал российского права. - 2010. - № 8. - С. 70.

вопрос - почему? Видится только один ответ: потому что он требует серьезной доработки, больших исследований и актуальных выводов. Требуется единое государственное мерило качества жизни в России, а его пока в нашей стране не существует. Кроме того, представителей органов законодательной и исполнительной власти пугает то, что с принятием закона о социальных стандартах окажется, что до них не дотягивает полстраны - в части и медицинского обслуживания, и образования, и социальных льгот.

Поводя итог, необходимо отметить, что государственные социальные стандарты являются не только элементами социальной политики, ориентирами в правотворческой деятельности, средством борьбы с бедностью, механизмом выравнивания социальной обеспеченности граждан различных социально-демографических групп и регионов, но и частью механизма реализации социальных прав граждан, в том числе их конституционного права на достойный уровень жизни. Последнее обязывает устанавливать научно обоснованные размеры социальных стандартов, используя в первую очередь экономические расчеты и учитывая правовое решение того или иного вопроса в историческом разрезе. Повсеместное соблюдение минимального социального стандарта должно стать основным принципом и главным критерием успешности государства. Единый уровень минимальных социальных стандартов для всей России - это залог единства страны. С введением минимального социального стандарта бюджеты всех уровней сразу же станут намного прозрачнее. Через государственные минимальные социальные стандарты органы государственной власти Российской Федерации смогут реально участвовать в решении социальных проблем на местах, направлять средства в муниципальные образования, контролировать их целевое использование9. Это единственный реальный механизм, который не позволит произвольно распределять ресурсы. А значит, не позволит и обмануть ожидания населения. Сегодня необходимо, чтобы при формировании социального стандарта гражданскому обществу принадлежала полноправная роль участника этого процесса. Положение, когда властные структуры сами формируют социальные стандарты и в форме закона предлагают их обществу, вряд ли может полностью удовлетворить это самое общество.

Библиографический список

Бобков, В. Н. О социальной стратегии России / В. Н. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. - 2005. - № 8-9. - С. 7-13.

Бондарева, Э. С. К вопросу о понятии и значении социальных стандартов в сфере труда и социального обеспечения [Электронный ресурс] / Э. С. Бондарева // Вопросы управления - 2013.

- № 1; - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/01/35.

Гриценко, Н. Н. Концепция социального государства Российской Федерации: взгляд Межведомственного творческого коллектива ученых и специалистов / Н. Н. Гриценко // Россия: путь к социальному государству: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 162-178.

Концепция развития российского законодательства. - М.: Эксмо, 2010.

Лепихов, М. И. Государственные социальные стандарты и социальная защита населения / М. И. Лепихов // Труд и социальные отношения. - 2006. - № 1. - С. 93-98.

Майфат, А. В. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования / А. В. Майфат, Л. Н. Шипулина // Российский юридический журнал. - 2012.

- № 3. - С. 199-203.

Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-

9 Майфат А. В., Шипулина Л. Н. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования // Российский юридический журнал. - 2012. - № 3. - С. 199-203.

рации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).

Римашевская, Н. М. О социальной доктрине России / Н. М. Римашевская // Уровень жизни населения регионов России. - 2005. - № 8-9. - С. 63-93.

Савостьянова, В. Б. Значение социальных прав человека в концепции бедности и социальной исключительности / В. Б. Савостьянова // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГЮА, 2004. - С. 53-56.

Черногор, Н. Н. Мониторинг эффективности правового механизма оказания социальных услуг / Е. В. Черногор, М. Д. Пуляева, М. Е. Чеснокова, М. Е. Глазкова // Журнал российского права. - 2010. - № 8. - С. 66-76.

Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. - 5-е изд. - М.: Юринформ, 2005. - 972 с.

Якунин, В. И. Социальная доктрина Российской Федерации: макет-проект: монография / В. И. Якунин / под общ. ред. С. С. Сулакшина; Центр проблемного ан. и гос.-упр. проект. - М.: Научный эксперт, 2010. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.