ЗАКОНЫ РЫНКА ТРЕБУЮТ
эффективно использовать факторы повышения конкурентоспособности
санаторно-курортных организаций
В.А. К АР ДАШ,
доктор экономических наук, профессор кафедры информатики и математики
С. Г. СТРЕМОУСОВ
Кисловодский институт экономики и права
В настоящее время перед санаторно-курортными комплексами курортных городов Черноморского побережья, Северного Кавказа, санаториями и курортами других регионов России стоят задачи сохранить, приумножить и рационально использовать свой рекреационный потенциал .в условиях нехватки финансовых средств, дезинтеграции и ослабления централизованного управления курортными делами страны, нарушения прежних надежных связей по поставкам ресурсов и продуктов, нехватки квалифицированных медицинских кадров и др. Радикальное решение этих проблем может быть найдено на основе учета особенностей современного этапа развития рынка рекреационных услуг, конкретных условий каждого региона.
К настоящему времени в стране не завершено формирование системы управления сферой са-наторно-оздоровительных услуг в новых условиях. Не завершен также процесс установления в этой сфере форм собственности санаторно-курортных предприятий и организаций. Продолжают функционировать формы государственных ведомственных, профсоюзных и муниципальных здравниц. Наряду с этим растет число и расширяются масштабы деятельности санаторно-курортных организаций частных и коллективных форм собственности, принадлежащих крупным корпорациям, компаниям и банкам. Число таких организаций, по некоторым оценкам, составляет уже более 80%. Их деятельность слабо координируется, как на государственном уровне, так и на уровне регионов и местных (муниципальных) органов власти.
Вместе с тем экономика санаторно-курорт-ного комплекса региона все более определенно начинает регулироваться законами рынка и определяться их стратегией и тактикой как на мировом рынке, так и на формирующихся отечественных национальном и региональных рынках санаторно-оздоровительных услуг.
Большинство исследователей современных процессов в санаторно-курортной сфере нашей страны отстаивают такую точку зрения, что формирование российского рынка санаторно-оздоровительных услуг должно сопровождаться регу-
лированием этого процесса со стороны государства. Мы считаем, прежде всего, что без такого регулирования и без государственной поддержки развития курортного дела в принципе невозможно соблюдение социальных критериев развития этой важнейшей для страны отрасли социальной сферы народного хозяйства. Весь вопрос в том, как, в каких формах и с помощью каких рычагов осуществлять такое регулирование.
Основными инструментами государственного регулирования рынка рекреационных услуг являются следующие: лицензирование деятельности санаторно-курортных организаций; аттестация и государственная их аккредитация; добровольная сертификация санаторно-оздоровительных услуг; профессиональная подготовка, переподготовка, аттестация и сертификация специалистов этих организаций; укрепление системы государственных путевок и госзнака на санаторно-оздоровительные услуги и отдых населения.
В литературе встречается классификация рынков товаров и услуг по различным критериям и признакам. Наиболее полная классификация рынков санаторно-курортных услуг включает следующие основные группы рынков:
- по территориальному охвату: мировой (международный), национальный, региональный, муниципальный (местный);
- по временному аспекту: круглогодичный, сезонный;
- по степени управляющего воздействия государства: регулируемый, нерегулируемый;
- по объектам купли-продажи: рынок путевок, рынок основных услуг, рынок дополнительных услуг, рынок курортных товаров;
- по учету социального фактора: рынок социально-коммерческий (рынок государственных, профсоюзных и ведомственных льготных путевок), чисто коммерческий рынок;
- по видам санаторно-курортных организаций: рынок услуг санаториев, санаториев-профилакториев, пансионатов с лечением, санаторно-оздоровительных лагерей, курортных поликлиник, бальнео- и грязелечебниц;
Рис. Классификация факторов рекреационной привлекательности СКК региона
- по соответствию законодательству: легальный рынок, нелегальный рынок (незарегистрированный частный сектор);
- по технологии реализации: оптовый, розничный, оптово-розничный.
Специфика условий функционирования и развития современных рынков санаторно-оздоро-вительных услуг в нашей стране сводится к следующим основным пунктам:
1. Не закончен процесс становления организационно-правовых форм деятельности в санатор-но-курортной сфере;
2. Не сформировалась система государственного регулирования процессов развития и функционирования санаторно-курортной деятельности, как в масштабах страны, так и на уровне регионов и муниципальных образований;
3. За годы реформирования значительно сократились мощности и деградировала инфраструктура прежних санаторно-курортных комплексов страны;
4. Маркетинговая деятельность санаторно-курортных организаций отстает от потребностей развивающихся региональных рынков санаторно-курортных услуг;
5. Рынки работают в условиях низкого уровня платежеспособного спроса основной массы потенциальных покупателей санаторно-оздорови-тельных услуг.
В этих условиях для повышения экономической эффективности санаторно-курортных комплексов необходимо более полно использовать рекреационные ресурсы каждого региона, а каждая санаторно-курортная организация должна мобилизовать все доступные ей резервы для повышения своей конкурентоспособности на региональном рынке санаторно-оздоровительных услуг.
С этой целью необходимо конкретизировать понятие рекреационной привлекательности территории, санаторно-курортного комплекса (далее - СКК) и отдельных его организаций, которая, по нашему мнению, определяется, прежде всего, формирующими ее факторами.
На рис. 1 представлена предлагаемая нами классификация факторов рекреационной привлекательности СКК региона, которая определяется, на наш взгляд, такими основными группами факторов, как:
- политические и социально-экономические;
- природно-географические;
- организационно-экономические;
- медико-технологические.
Каждая из перечисленных групп включает в себя первичные факторы, показанные на рисунке, исследование которых даст возможность оценить рекреационную привлекательность региона, а также полнее и эффективнее использовать эти факторы для обеспечения конкурентоспособности на рынках санаторно-курортных услуг.