Научная статья на тему 'Законотворческая практика смоленского князя по оформлению государственно-конфессиональных взаимоотношений в период феодальной раздробленности на Руси'

Законотворческая практика смоленского князя по оформлению государственно-конфессиональных взаимоотношений в период феодальной раздробленности на Руси Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устав / Смоленск / древнерусское государство / памятник права / христианство / Церковь / императив / charter / Smolensk / ancient Russian state / monument of law / Christianity / Church / imperative

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов

По мере развития децентрализованных процессов в политической консолидации древнерусских княжеств незыблемым фактором, объединяющим интересы народов Киевского государства, осталась лишь та духовность, которая была воспринята в виде государственного исповедания на основе христианской идеологемы. В то же время удельная законотворческая практика местных правителей внесла ряд существенных корректировок юридического характера с учетом местных национальных особенностей и традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The law-making practice of the Prince of Smolensk on the formation of state-confessional relations during the period of feudal fragmentation in Russia

With the development of decentralized processes in the political consolidation of the old Russian principalities, the only unshakable factor uniting the interests of the peoples of the Kievan state was the spirituality that was perceived as a state confession based on the Christian ideology. At the same time, the specific legislative practice of local rulers has made a number of significant legal adjustments, taking into account local national characteristics and traditions.

Текст научной работы на тему «Законотворческая практика смоленского князя по оформлению государственно-конфессиональных взаимоотношений в период феодальной раздробленности на Руси»

Актуальные вопросы современного права

УДК 342 ББК 67.3

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10113

ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СМОЛЕНСКОГО КНЯЗЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ

Руслан Маратович АХМЕДОВ, доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент E-mail: ahmedov@list.ru

Аннотация. По мере развития децентрализованных процессов в политической консолидации древнерусских княжеств незыблемым фактором, объединяющим интересы народов Киевского государства, осталась лишь та духовность, которая была воспринята в виде государственного исповедания на основе христианской идеологемы. В то же время удельная законотворческая практика местных правителей внесла ряд существенных корректировок юридического характера с учетом местных национальных особенностей и традиций.

Ключевые слова: устав, Смоленск, древнерусское государство, памятник права, христианство, Церковь, императив.

Изучая особенности развития государственно-конфессиональных отношений периода феодальной раздробленности в удельных административно-территориальных единицах некогда консолидированной Руси, как правило, глаза исследователя моментально выхватывают основные условия, побудившие к развитию сепаратистских взаимоотношений между центральной политической властью и на местах.

Наглядно проявляются особенности взаимоотношений между политическими соперниками в борьбе за лидерство, вплоть до открытых боевых действий между сторонами. Агрессивные действия местных торговых гильдий и корпорации по отношению к представителям другого русского княжества. Более того, даже в

Annotation. With the development of decentralized processes in the political consolidation of the old Russian principalities, the only unshakable factor uniting the interests of the peoples of the Kievan state was the spirituality that was perceived as a state confession based on the Christian ideology. At the same time, the specific legislative practice of local rulers has made a number of significant legal adjustments, taking into account local national characteristics and traditions.

Keywords: charter, Smolensk, ancient Russian state, monument of law, Christianity, Church, imperative.

социальной среде, на уровне обыденного сознания стали просыпаться нотки исключительности, избранности в выражении удельных суверенных прав по отношению к политическому центру. Естественно, в совокупности вышеуказанные обстоятельства сформировали предполагаемый результат, который поразил древнерусскую государственность в XII в., а именно, разрушение основ политического единства, общих социально-торговых интересов.

Однако разъединение ранее консолидированных «земель Русских» по материальным основаниям и интересам не коснулось серьезно сферы культуры, религии, языка, а также правовой системы до момента интервенций внешних агрессивных политических сил, стремившихся не только уничтожить наличие суверенных по-

№ 3/2020

литических прав у местных властителей, но и изменить формы выражения культуры, религий, языка. Привить в правосознании у местного населения азы иного правосознания и правопонимания, ассимилируя их со своей общественностью и включая захваченные и покоренные административно-территориальные единицы Руси в свое конфессионально-политическое сообщество.

В связи с этим особый научный интерес проявляется к особенностям совместных взаимоотношений институтов местной политической власти и глав местных церковных организаций, их влиянию на складывающиеся общественно-политические и социально-экономические события, которые способствовали развитию либо, наоборот, окончательно разрушали структурную целостность удельного княжества, разваливая его на более мелкие политико-административные единицы.

Естественно, одной из существенных форм совместных взаимоотношений местной политической и духовной власти также являлось и отражение их взаимных намерений в правовых актах административно-локального характера, которые либо развивали ранее сформированные правовые идеи и дух отечественной правовой системы, либо стремились привнести что-то новое, тем самым заставляя эволюционировать правовую систему в совокупности в соответствии с теми общественно-политическими условиями, которые сложились в текущей реальности.

Рассмотрим более подробно правотворческую работу в рассматриваемом вопросе смоленского князя Ростислава Мстиславовича, из-под пера которого вышла «Уставная и жалованная грамота церкви Богородицы и епископу, связанная с учреждением епископии в Смоленске», датируемая 1150 г.

В своей содержательной части данный рукописный памятник права дошел до нашего времени в комплексе с другими связанными с ней документами рассматриваемой исторической эпохи и административно-территориальной

единицы Руси. Поэтому исследователи подразделяют его условно на четыре части:

1) сама уставная грамота князя Ростислава Мстиславо-вича, данная Смоленской епископии;

2) подтвердительная грамота епископа Мануила, со своей стороны подтверждающая содержание выданной княжеской грамоты;

3) княжеская запись о передаче смоленской кафедре земельного имущества;

4) анонимная уставная запись о размерах денежных и натуральных поступлений кафедре с городов Смоленской области1.

Исходя из юридико-содер-жательного смысла рассматриваемой грамоты можно предположить, что в качестве побудительных причин создания вышеуказанного комплекса юридических актов явилось строительство местного церковного собора. Естественно, как ранее сложилось на Руси, кафедру необходимо было обеспечить материальными средствами достатка, создать условия для развития конфессиональной деятельности местным духовенством по духовному окормле-нию населения и приведения его в повиновение под политической властью местного светского властителя.

Однако подробное изучение исторических событий локального характера указывает на более существенные обстоятельства, побудившие смоленскую политическую элиту не только построить церковные учреждения, но и сформировать вышеуказанный комплекс исторических актов, способствовавших материальному финансированию деятельности церковной организации.

Как предполагается, смоленский князь, включившись, как и многие другие удельные правители периода феодальной раздробленности на Руси, в политическое противостояние с центральной властью, решил выйти из-под политической опеки старшего брата. И тем самым выразить наличие суверенных прав и интересов. Но реализация данного плана действий была невозможна без наличия доверенного шта-

Смоленский князь Ростислав Мстиславич

№ 3/2020

та духовных лиц, местной церковной организации, которые бы, находясь в организационно-функциональном каноническом соподчинении с Русской митрополией, продвигали бы интересы местного светского властителя. И при этом культурно и идеологически воздействуя на правосознание местного населения и легитимируя установившуюся местную политическую власть.

Поэтому князь предпринял ряд решительных государственных и политико-правовых мер локального характера, создав и обустроив местную церковную организацию в соответствии с традициями, сложившимися ранее в консолидированной Руси, в надежде, что духовные лица местного значения будут поддерживать политические традиции и интересы местного светского властителя и удержат общественность от возможных проявлений объединительного характера с другими центрами.

Указанные обстоятельства наглядно отображаются в текстовой части рассматриваемого памятника права. Более того, стремясь сохранить создаваемые условия суверенизации местной политической власти, поддерживаемой местным владыкой и духовно окормляемой им же, в качестве условий в грамоте содержатся записи, основное предназначение которых сохранение единства понимания в конфессионально-политической самоидентификации смоленской земли по отношению к иным конфессионально-политическим центрам. Поэтому в тексте грамоты князь грозится, в случае возможного объединения его административно-территориального удела под властью Переяславля по «старине», божьей карой, подкрепляемой материальными способами реагирования со стороны светской власти (ст. 16).

Рассматривая сущностно-содержательную часть памятника права, необходимо отметить, что данный документ, так же, как и предыдущие уставы удельных русских князей, является прямым юридическим наследником специальных церковных уставов князя Владимира, князя Ярослава в части, касающейся вопросов материального обеспечения и содержания духовенства, поступающих от территориально-административных единиц (ст. 4—5), ведения церковного судопроизводства.

В то же время обращает на себя внимание норма, содержащая положения, указывающие на возможность сокращения материальных средств церковной организации в случае, если «По божью строю чи которая дань оскудееть,

или ратью, или коим образом, (а п)о силе что почнеть давати тыи дани, а ис того десятина святей Богородици» (ст. 14).

И это указывает на определенную степень социально-экономической защиты местного населения княжеской властью в случае неурожаев, войны от «поборов» в пользу церковной организации.

Существенно усиливаются имущественные позиции местного владыки и путем передачи в его собственность вотчинских княжеских сел с населявшими их крестьянами и землей: «Село Дросенское со изгои и з землею святей Богоро-дици и епископу и село Ясеньское и з бортников, и з землею, и с изгои святей Богородищи» (ст. 7).

Наряду с указанным церкви передавались сельскохозяйственные земли, озера для ловли рыб: «дал землю в Погоновичох Мойшиньскую святей Богородици и епископу и озера Ними-корская и с сеножатьми, и уезд княжь, и на Сверковых луках сеножати и уезд княжь, озеро Колодарское святей Богородици» (ст. 8).

Факт передачи имущества нашел свое юридическое воплощение в Жалованной записи смоленского князя Ростислава Мстиславовича, датированной от 30 сентября 1150 г., что указывает на объем суверенных компетенции и прав местного светского властителя по перераспределению земельного фонда Смоленского княжества без учета мнения великокняжеского главы Киевского государства, а именно, на падение авторитета центральной светской политической власти.

Вопросам закрепления церковной юрисдикции Смоленской епископии посвящена ст. 11, которая содержит соответствующий перечень: самовольные разводы (роспуст); двоеженство; брак, в котором супруги находятся в близком родстве; похищение невесты до брака; оскорбление женщины словом и действием; убийство, совершенное путем применения зелий; драка между женщинами; конфликты и тяжбы между церковным причтом; наследственные дела, связанные со служителями местной церковной организации. Причем похищение невесты, дела о ликвидации языческих обычаев рассматривались совместно с представителем княжеской власти.

Таким образом, грамота (конституция по Я.Н. Щапову) князя Ростислава Смоленского является памятником права светского властителя удельной земли русской, который на локальном уровне стремится утвердить церковно-

№ 3/2020

феодальный иммунитет, особые права-привилегии для местной церковной организации. Взамен князь надеется, что глава местной церковной организации будет поддерживать местную политическую власть в сохранении национально-политических интересов в феодальном конфликте за суверенитет удельной земли от киевского политического центра.

Поэтому данный памятник права, являясь местным законодательным установлением, не имел своего юридического распространения в других конфессионально-политических центрах Руси. Но внес существенные дополнения в развитие общерусской правовой системы периода феодальной раздробленности, в том числе в вопросах регламентации государственно-конфессиональных отношений на уровне княжества.

1 Щапов Я.Н. Княжеский уставы и церковь в Древней Руси XI — XIV вв. М.: Наука, 1972. С. 136—137.

Библиографический список

1. Ахмедов P.M. Значение конфессионального фактора при формировании религиозно-политических центров в Древнем мире // Идеи

конституционализма в юридической науке: история и современность: Сб. матер. Третьей меж-дунар. науч. конф., посвящ. памяти профессора В.М. Курицына. 2019. С. 11—20.

2. Ахмедов P.M. Особенности формирования сакральных основ государственной власти в Древнем мире // Междунар. журнал конституционного и государственного права. 2018. № 4. С. 92—98.

3. Ахмедов P.M. Право убежища (jus asyli) и печалование патриархов как акты милосердия Древней Церкви // История гос-ва и права. 2019. № 3. С. 32—38.

4. Ахмедов P.M. Роль и значение Десятинной церкви в устройстве Древнерусского государства // История гос-ва и права. 2019. № 10. С. 25—38.

5. Древнерусские княжеские уставы XI — XV веков / Подгот. Я.Н. Щапов. М., 1976.

6. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юрид. лит-ра, 1985.

7. Щапов Я.Н. Княжеский уставы и церковь в Древней Руси XI — XIV вв. М.: Наука, 1972.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Ша» Следственного комитета Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

№ 3/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.