В.В.Кобжицкий
Законопослушность россиян: декларация и реальность
Процесс криминализации российского общества является уже фактом достаточно очевидным. Более того, сегодня исследователи-обществоведы говорят уже не только об экономической составляющей этого процесса - о сращивании государственных структур, бизнеса и организованной преступности, но и о социокультурной составляющей - о принятии в качестве нормальных девиантных практик, о дестигматизации преступности, и о криминализации, по сути, массового сознания граждан нашей страны. Очевидно, что последнее представляет собой не меньшую, если не большую угрозу для общественной безопасности, нежели «откровенные» преступления, как против личности, так и экономического характера. Всеобщее признание допустимости в социальных отношениях криминальных практик - стилей и форм взаимоотношений и характера взаимодействий не просто выступит фактором архаизации и демодернизации российского общества, но и вернет его, фактически, на стадию bellum omnium contra omnes («война всех против всех» - Т. Гоббс), ставя общество под угрозу внутренней дезинтеграции, в условиях которой и институт государства столкнется с проблемами контроля и управления социумом.
Для выяснения вопроса о степени законопослушности россиян, по их собственным оценкам, нами в 2005-2006 гг. в гг. Иркутске, Ангарске и Усолье-Сибирском был проведен опрос, в котором приняло участие 1314 человек. Из них: 24% мужчины в возрасте до 30 лет, 13% мужчины в возрасте после 30 лет, 39% женщины в возрасте до 30 лет, 24% женщины в возрасте после 30 лет.
Результаты, Считают, что соблюдение законов - это "святая обязанность каждого гражданина" - 56% опрошенных. Полагают, что это - вынужденная необходимость - 40% опрошенных,
На вопрос о том, можно ли поделить законы на обязательные к исполнению и необязательные, только 28% опрошенных ответили, что абсолютно все законы обязательны для исполнения. Полагают, что «возможны варианты» - 59% опрошенных, и затруднились ответить - 13% респондентов.
На вопрос о том, допустимо ли в каких-то случаях нарушение того или иного закона, сочли, что «в определенных условиях» это допустимо - 56% опрошенных, не допустимо ни при каких обстоятельствах - 24% опрошенных, и затруднились ответить - 20% опрошенных.
При просьбе пояснить, в каких именно условиях допустимо нарушение закона, были получены следующие варианты ответов: в условиях угрозы личной безо-
пасности или безопасности близких - 57% опрошенных; в условиях несовершенства закона - 32 % опрошенных; и предложили другие варианты 11% опрошенных.
Нами далее был задан вопрос, - можете ли вы сказать о себе, что вы совершенно законопослушный человек? «Безусловно» - ответили 32% опрошенных, «я бы так не сказал(а), пожалуй» - ответили 46%, и затруднились ответить 22% опрошенных.
На вопрос, приходилось ли вам, вашим родственникам или близким знакомым преступать черту закона, пусть даже совсем немного, ответили, что «был грех» -48% опрошенных, «греха не было» - заявили 26% опрошенных, и вариант «не скажу» - выбрали 26% наших респондентов.
Для обсуждения нами был предложен случай из реальной жизни. Человек застрелил из ружья одного из компании подвыпивших молодых людей, вломившихся на его дачный участок, и угрожавших хозяину физической расправой. Был задан вопрос - как бы вы охарактеризовали его действия? Как «вполне оправданные, нужно защищать себя любыми средствами» - оценили его действия 54% опрошенных. Считают, что нужно было попытаться решить эту проблему без крови - 35% опрошенных, Действия этого человека совершенно неоправданны - по мнению 5% опрошенных. Свой вариант предложили 6% опрошенных.
На вопрос о том, вы лично смогли бы поступить таким же образом, 20% опрошенных уверены, что смогли бы; скорее всего, смогли бы - 36% опрошенных; скорее всего, не смогли бы - 23%, уверены, что не смогли бы - 10%, и затруднились ответить 11% опрошенных,
Тем самым, считают, что закон обязателен и не обязателен к соблюдению, примерно по половине всех опрошенных, одновременно, значительная часть наших граждан (59%) полагают, что при определенных условиях допустимо его нарушение, причем, главными оправдательными факторами названы здесь условия угрозы личной безопасности или безопасности близких. Подавляющее большинство наших респондентов (68%) не решились назвать себя совершенно законопослушными гражданами, а около половины опрошенных (48%) признались в том, что совершали когда-то правонарушение. С учетом того, что 26% отказались отвечать на этот вопрос тем или иным способом, мы, думается, смело можем увеличивать долю «правонарушителей» среди наших респондентов до 74%. Достаточно красноречивы и оценки случая из жизни - большинство опрошенных оправдывает действия человека, совершившего преднамеренное убийство, пусть и в целях само-
Психология и социология
обороны, и 56% (в сумме) заявили, что могли бы поступить таким же образом.
Таким образом, законопослушность наших граждан является, судя по данным опроса, достаточно проблематичной. Она - избирательна, контекстуально обусловлена, и, в общем, не очень обязательна, по мнению наших респондентов. Среди факторов, проблема-тизирующих законопослушность, очевидно выделяются
недоверие к государству, как гаранту безопасности личности, и убежденность в несовершенстве самих законов, что в сумме дает человеку право, как следует из ответов опрошенных, во-первых, защищать себя самому, используя для этого все средства, и, во-вторых, игнорировать законы, если они расходятся с представлениями человека о сущем и должном.
Е.П.Меркулова
Социальная конкурентоспособность образовательного продукта в современных условиях
Для того чтобы выжить и преуспеть в том или ином социуме люди во все времена стремились добиться максимальной адаптивности к существующей социальной реальности. Преуспевание личности в конкретном обществе с точки зрения конкурентных процессов обеспечивается социальной конкурентоспособностью личности, которая зависит от многих факторов, и, прежде всего, от качества образования, В свою очередь, качество образования определяется как способностями личности получать образования, так и конкурентоспособностью самого образовательного продукта. В статье предпринимается попытка разработки понятия «социальная конкурентоспособность образовательного продукта» и определения его места в современных условиях.
Понятие «социальная конкурентоспособность образовательного продукта» пока не раскрыто ни в рамках социологических, ни в рамках экономических исследований. Как видим, оно имеет три составляющих элемента: социальный аспект, конкурентоспособность, образовательный продукт. Предложим такое понимание последнего понятия: образовательным продуктом является все, что предлагается потребителям на образовательном рынке для удовлетворения ряда потребностей в образовании в материальной и нематериальной форме. Это материальные продукты - учебная и методическая литература, программные продукты и пр., а также нематериальные элементы - оказанные услуги и лично-стно-психологические свойства. Образовательный продукт в товарной форме имеет две части: одна часть реализуется собственно на образовательном рынке, а другая - воплощенные в рабочей силе знания, практические навыки и умения, а также развитые личностно -психологические качества - на рынке труда. Выдвинем тезис, согласно которому главным условием успешной реализации товара является высокая степень конкурентоспособности. Тогда мы имеем раздвоение товарной
формы проявления образовательного продукта - с одной стороны, это товар, который потребляет обучающийся (будем считать услугу тоже товаром), с другой -это товар, который потребляет работодатель - а именно способности и навыки получившего образование работника, Оба эти товара в рыночном мире должны обладать свойством конкурентоспособности.
По поводу понятия «конкурентоспособность» есть такие определения:
■ Способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов,
■ Отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления).
» Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя...1
■ Интегральное свойство, обусловливающее способность товара удовлетворять требованиям покупателей к его составляющим по сравнению с товарами-аналогами в условиях конкретного конкурентного рынка в данный период времени. Как вариант - по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке2.
Отметим важнейшие элементы, способствующие пониманию места этого понятия среди других: конкурентоспособность - это мера привлекательности продукта для потребителя; привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований; состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят от вида продукции и типа ее потребителя; конкурентоспособность рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога.
Как правило, в качестве аналога при определении конкурентоспособности используется аналогичный то-