УДК 619:616. 995. 428:599.735
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДЕРМАТИТОВ ПАРАЗИТАРНОЙ ЭТИОЛОГИИ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА
Адыгешаов Б.Р.1 - соискатель, ветеринарный врач, Багамаев Б.М.2 - д.вет.н., профессор, Тарануха Д.А.3 - соискатель, ветеринарный врач
1ООО «Рея»
2ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» 3Управление Ветеринарии Ставропольского края
Ключевые слова: крупный рогатый скот, псороптоз, маллофагоз, сифункулятоз, инвазия
Keywords: cattle, common scab, mallophaga, sipunculans, infestation
Все заболевания с признаками поражения кожного покрова, вызываемые эктопаразитами, носят заразный характер. Среди болезней с симптомами поражения кожного покрова у крупного рогатого скота наиболее частым являются дерматиты паразитарной этиологии (псороптоз, маллофагоз и сифункулятоз) [1, 2]. В большинстве случаев даже
кратковременный контакт с источником инвазионного начала (клещи, маллофаги, вши) бывает достаточным для возникновения дерматита паразитарного происхождения, которое, быстро распространяясь, поражает в течение небольшого промежутка времени большее поголовье животных в стаде (гурте). Эпизоотологический характер болезней данного происхождения определяется контагиозностью и возможностью неограниченного распространения при существующих технологиях содержания животных.
Литературные данные многих исследователей паразитологов
свидетельствуют о широком
распространении дерматитов паразитарной этиологии в республиках Российской Федерации и многих зарубежных странах [2, 3, 4].
Целью наших исследования явилось изучение эпизоотической составляющей в условиях Ставропольского края, клинического статуса обследованных нами животных и проведение бесед и рекомендаций по предупреждению
возникновения данной группы болезней, которые наносят большой экономический ущерб хозяйствам.
Материал и методы исследований. В условиях различных хозяйств Ставропольского края, дерматиты паразитарного происхождения, в частности, псороптоз, хориоптоз, маллофагоз, сифункулятоз крупного рогатого скота являются заболеваниями холодного периода года. В осенне-зимний период при повышенной влажности атмосферного воздуха и многих других внутрихозяйственных причин. Наибольшее распространение наблюдается при стойловом содержании, скученности поголовья, в сырых помещениях. Весной, даже летом заболевания с признаками поражения кожного покрова при обнаружении эктопаразитов встречаются в виде исключения, хотя в последнее время в зоне избыточного увлажнения отмечены случаи интенсивного поражения среди поголовья овец, даже в летный период (июне-июле) [5, 6, 7, 8].
Результат исследований. Основной и главный путь заражения молодняка крупного рогатого скота (телят) эктопаразитозами является,
непосредственный контакт ослабленных телят, но здоровых, с условно больными, в помещениях при скученном содержании и местах их водопоя. Клещи и паразитические насекомые, при благоприятных условиях (температуре и влажности) весьма активны в движении, и
при близком соприкосновении животных могут переползать с одного на другое, может происходить механический перенос за счет близкого контакта, контакт с необработанным щитами, инвентарем и перенос обслуживающим персоналом. Клинические симптомы начинают проявляться с наступлением стабильного похолодания и постановке на стойловое содержание. Соответственно, скученное содержание животных в сырых и тесных помещениях, способствуют интенсивному распространению болезни. Необходимо отметить, что для развития паразитов наиболее благополучными условиями являются влажность и снижение иммунной реактивности организма животного. Обычно в гуртах среди крупного рогатого скота первыми появляются признаки болезни у животных с хроническими дерматитами и пораженными
маллофагозом, сифункулятозом. В дальнейшем количество заболевших животных в гурте постепенно нарастает, а клещевой процесс на больных животных прогрессирует. Среди молодняка до 1 года заболевание распространяется быстрее, нежели среди взрослых животных [7].
В весенний период года, с наступлением потепления и снижения влажности внешней среды, отмечается постепенное угасание клинической картины заболевания, а в дальнейшем исчезновение признаков болезни, хотя, как было отмечено раннее, в зоне достаточного и избыточного увлажнения процесс может прогрессировать даже летом.
В теплое время года (летом) возникают неблагоприятные условия для развития клещей (сухость воздуха, солнечные инсоляции, уменьшение влажности кожи и линьки у крупного рогатого скота, повышение резистентности организма и т. д.). Клещи-накожники и власоеды в это время укрываются в местах, защищенных от солнечных лучей и благоприятствующих паразитированию: в подхвостовых складках кожи, ушных раковинах, в области мошонки, промежности. Здесь эктопаразиты сохраняются и не вызывают заметных признаков болезни. Но, тем не менее, при
благоприятных условиях для развития болезни (скудное кормление, скученное содержание, отсутствие профилактических мероприятий, своевременного лечения и других факторов) случаи клинического проявления могут отмечаться и в летний период года. Очаговое развитие дерматитного процесса в складках кожи крупного рогатого скота. Возрастная невосприимчивость к смешанной инвазии не отмечена, болеют как взрослые, так и молодые, хотя было отмечено ранее соотношение в пользу взрослого поголовья.
Породные различия в
восприимчивости и течении дерматитов паразитарного происхождения изучены недостаточно, хотя они, несомненно, играют определенную роль. Так отмечено, что среди крупного рогатого скота с интенсивным волосяным покровом псороптоз, маллофагоз принимает тяжелые генерализованные формы и эпизоотическое течение. В последние годы крайне редко можно встретить инвазию в форме одного псороптоза, то есть наиболее часто встречается смешанная инвазия [7].
Общая резистентность организма животных и их упитанность влияют на возникновение и клиническое проявление инвазии. Так отмечено, что чаще заболевание возникает и приобретает энзоотическое распространение среди ослабленных, истощенных и находящихся в скученном состоянии при стойловом содержании животных.
На интенсивность развития дерматитов паразитарной этиологии оказывает влияние неполноценное кормление с нарушением рационов, но это не является фактором, предупреждающим возникновение заболевания, однако течение псороптоза, маллофагоза находится непосредственно в прямой зависимости от полноценного кормления и даже типа кормового рациона. Практикой отмечено, что развития инвазии наблюдаются в стадах крупного рогатого скота, особенно при некачественном выпасе в осенний период года и нарушении кормового баланса в стойловый период. Одним из факторов возникновения заболевания может служить
бесконтрольное передвижение поголовья животных как внутри хозяйства, так и за его пределами. Довольно часто, в конечном счете, выявляется, то, что животное попадает в стадо, без ведома ветеринарной службы и эпизоотической причиной является именно этот фактор.
Помимо контактного заражения, большое значение имеют и вторичные факторы. Окружающие больных животных предметы обихода довольно часто имеют псороптидных клещей, маллофагов и вшей, которые могут в течение
продолжительного времени служить резервуаром инвазии. Ими могут быть: необеззараженные помещения, базы, транспортные средства, инвентарь, предметы ухода и т. д.
Переносить эктопаразитов могут обслуживающий персонал и другие лица, контактирующие с больными животными, на своей одежде и тем самим служить механическими разносчиками
возбудителей инвазии. Такую же «функцию» переносчиков накожников выполняют и различные виды животных, обслуживающие неблагополучное по псороптозу поголовье. Они не проявляют признаков заболевания, так как невосприимчивы к данному виду клещей, но длительное время могут их сохранять на себе.
Роль животных дикой природы, как переносчиков клещей, маллофаг и вшей, предположительно возможна, но на практике не изучена. Передача эктопаразитов от диких животных домашним в природе существует, это подтверждено и в соответствующих экспериментальных исследованиях [1, 2, 3]. В литературе есть сообщения о возможности переноса клещей грызунами (крысы, мыши и др.), птицами и даже мухами, но все эти сообщения доказательно не подтверждены [1, 2].
Заключение. Отмечено, что развитию инвазионного дерматита в значительной мере способствуют паразитические насекомые (вши, кровососки). Паразитируя на теле животных, они вызывают разрушение нервных окончаний кожи, что ведет к
усилению зуда, созданию условий для лучшей приживаемости клещей и распространению их по телу. В тоже время, животные, пораженные псороптозом, быстрее и интенсивнее заражаются паразитическими насекомыми, поскольку накожниковые клещи способствуют создание условий для развития последних.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акбаев, Р. М. Особенности эпизоотологического процесса при псороптозе, маллофагозе и сифункулятозе жвачных животных / Р. М. Акбаев [и др.] // Российский ветеринарный журнал. Сельскохозяйственные животные. - 2015. -№ 3. - С. 8-9.
2. Багамаев, Б. М. Комплексные методы диагностики, профилактики и лечения паразитарных дерматитов овец: дис. ... док. ветер. наук: 03.02.11. / Багамаев Багама Манапович. - Ставрополь, 2013. - 259 с.
3. Бибина, И. Ю. Характеристика и частота проявлений кожной патологии у животных / И. Ю. Бибина // Труды Саратовского ГАУ имени Н.И. Вавилова. -2007. - Т. 48. - С. 56-61.
4. Василевич, Ф. И. Методические положения по диагностике, лечению и профилактике болезней кожного покрова овец / Ф. И. Василевич [и др.]. -Ставрополь: ООО «Респект», 2011. - 64 с.
5. Гнездилова, Л. А. Диагностика и лечение болезней кожного покрова животных: Учебно-методическое пособие / Л. А. Гнездилова, Ф. И. Василевич. -Ставрополь: Изд. ООО «Респект», 2011. -77 с.
6. Федота, Н. В. Сезонность проявления дерматитов / Н. В. Федота, Т. Р. Лотковская // Сб. по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биологии и ветеринарной медицины мелких домашних животных» Троицк: УГАВМ. - 2005. - С. 230-232.
7. Шкаренко, А. В. Дерматиты смешанной этиологии у коров / А. В. Шкаренко, М. П. Ломакин // Вестник Государственной академий ветеринарной медицины. Республика Беларусь. -Витебск. - 2005. - С. 28-30.
8. Glyzina, T. S. Environmental
monitoring of natural waters in krasnodar and stavropol territories / T. S. Glyzina, E. G. Matugina, B. M. Bagamaev [et al.] //
I.O.P. Conference Series: Earth and Envi ronmental Science. - 2016. - P. 12021.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДЕРМАТИТОВ ПАРАЗИТАРНОЙ ЭТИОЛОГИИ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА
Адыгешаов Б.Р., Багамаев Б.М., Тарануха Д.А.
Резюме
Закономерности возникновения и распространения дерматитов паразитарного происхождения в холодный период года способствуют эктопаразиты (клещи, маллофаги, кровососки, вши). Наличие клешей на поверхности кожного покрова, в первую очередь, способствуют разрушению нервных окончаний кожного покрова, что ведет к зуду (почесыванию) за счет токсического воздействия жизнедеятельности эктопаразита, созданию условий приживаемости их и увеличения повреждений кожи, а в последующем и распространению при благоприятных условиях на местах расчесывания.
REGULARITIES OF THE APPEARANCE AND DISTRIBUTION OF DERMATITIS OF
PARASITIC ETIOLOGY OF CATTLE
Adygeshaov B.R., Taranukha D.A., Bagamaev B.M.
Summary
Ectoparasites (mites, mallophages, bloodsuckers, lice) contribute to the patterns of occurrence and spread of dermatitis of parasitic origin in the cold season. The presence of flares on the surface of the skin, first of all, contribute to the destruction of the nerve endings of the skin, which leads to itching (scratching) due to the toxic effects of the vital activity of the ectoparasite and the creation of conditions for their survival and increased skin damage, and subsequently spread under favorable conditions on the ground combing.