УДК 338
ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЕГО АДАПТАЦИИ К ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА
Д.С. Саралинова, А.Х. Атуева
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Аннотация
В статье рассмотрены аспекты формирования механизма адаптации предприятия к условиям внешней среды. В современных экономических условиях внешняя среда подвержена влиянию массы различных факторов, что обусловливает её подвижность, в итоге система управления, основанная на стабильности и жестких мерах воздействия, не всегда оправдана и недостаточно эффективна. Одним из важнейших условий успешного функционирования предприятия является его
Ключевые слова:
рынок, управление, маркетинг,
контроль, адаптация, экономика,
предприятие.
История статьи:
Дата поступления в редакцию
20.09.18
Дата принятия к печати 22.09.18
адаптация к изменениям внешней среды.
В статье проанализированы основные аспекты формирования организационно-экономического механизма адаптации предприятия к динамично изменяющимся условиям внешней среды.
Внешняя среда в современных условиях становится все более сложной, динамичной и неопределённой, что влияет на учет факторов при принятии решений бизнес-субъектами. Сами факторы могут характеризовать различное влияние на деятельность предприятия. Государство, поставщики, потребители и конкуренты оказывают прямое влияние на работу фирмы, характер возникающих проблем и их разрешение. Современный этап развития экономики сопровождается протеканием сложных, многоаспектных, разнонаправленных процессов, среди которых: глобализация экономики, формирование нового технологического уклада, нарастающий дефицит доступных ресурсов, изменение потребительских запросов и предпочтений. В этой связи устойчивое и эффективное развитие предприятий во многом предопределяется их способностью быстро и адекватно адаптироваться к изменениям, генерируемым внешней средой [2].
Внешние факторы находятся за пределами предприятия и могут на него воздействовать. Внешняя среда находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Одной из наиболее важных составляющих успеха компании является ее способность реагировать и справляться с изменениями внешней среды. Внешняя среда включает в себя: господствующие технику и технологию, экономические условия хозяйствования, финансово-кредитную и экономическую политику правительства и принимаемые им решения, платежеспособный спрос потребителей, систему ценностей в обществе, законодательные акты по контролю за деятельностью бизнеса и др. Они оказывают влияние на внутренние процессы предприятия.
Выделяются основные группы факторов внешней среды:
- политические и правовые факторы широко влияют на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности предприятия: расстановка политических сил; изменения в налоговом законодательстве; отношения между бизнесом и правительством; отношения правительства с иностранными государствами; законодательство в сфере охраны окружающей среды; анти-
монопольное законодательство; патентное законодательство; денежно-кредитная политика; политические условия в иностранных государствах; правительственные расходы; государственное регулирование; размеры государственных бюджетов и т.п.;
- экономические факторы внешней среды определяют общее здоровье и благополучие экономики. Плохие экономические условия снижают спрос на товары и услуги предприятий, а благоприятные — обеспечивают предпосылки для его роста. Проводя анализ экономических факторов внешней среды на бизнес-субъект, требуется оценивать ряд экономических показателей. Анализируются темпы экономического роста, ставка процента, курсы обмена валют, уровень инфляции и другие;
- социальные и культурные нормы формируют стиль жизни, потребления и работы человека, что является значительным воздействием практически на все предприятия. Тенденции создают тип потребителя и определяют новые стратегии предприятия;
- технологические факторы как революционные технологические перемены, такие, как производство с помощью роботов, компьютеры становятся частью повседневной жизни человека, создаются новые виды связи, транспорта и оружия, появляются возможности и угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать [6].
Совокупность факторов, способную привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы:
1) внешние (в отношении предприятия, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено);
2) внутренние (возникающие в результате деятельности самого предприятия).
Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить отношение запретительного или ограничительного характера государства к бизнесу, национализацию собственности и др. Это способствует вывозу капитала из страны, ухудшает инвестиционный климат. Такие факторы правовой среды, как, например, ограниченное регулирование внешнеэкономической деятельности, недостаточное антимонопольное регулирование, неразвитость законодательной базы по вопросам бизнеса, могут способствовать наступлению кризиса экономической деятельности предприятия. Социокультурные факторы также влияют на организацию. Дополнительные социальные факторы, (как, например, преступность и коррупция), способствующие возникновению и развитию кризиса экономической деятельности малого и среднего бизнеса, в современной экономической ситуации приобретают все больший вес и для многих предприятий становятся непреодолимым барьером в предпринимательской деятельности. Совокупность всего этого определяет особую предрасположенность многих предприятий к кризису и предбанкротному состоянию в условиях реформирования экономики. На эффективность влияют технологические нововведения. Они также определяют скорость устаревания продукта, способы его производства, хранения и распределения информации. Низкий объем инвестиций государства в научные и технические разработки ведет к технологическому застою. Для производства товаров и услуг предприятия используют устаревшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и создает предпосылки к экономическому кризису предприятия. При анализе внешних факторов, способных привести предприятие к кризису, следует обращать внимание на то, что малый и средний бизнес может снизить их влияние на основе усиления своих конкурентных преимуществ.
Уровень применяемой технологии определяет процесс производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства с целью увеличения конкурентных преимуществ требуют значительных капиталовложений и могут отрицательно отражаться на прибыльности бизнеса, в том числе, как следствие, неудач при внедрении инновационной технологии. Среди внешних факторов существенно влияют взаимоотношения с поставщиками и покупателями. Замедление темпов роста
прибыли, либо ее абсолютное снижение наблюдается при росте невозврата платежей за отгруженную продукцию тогда, когда предприятие работает с ненадежным покупателем. Задержки поставок материалов, сырья и их низкое качество могут снизить качество готовой продукции и объем производства. Однако, при внешних условиях одинаковых для всех предприятий и даже при обладании конкурентоспособной продукцией многие из них не могут эффективно реализовывать потенциальные конкурентные преимущества. Снижение и утрата конкурентных преимуществ неизбежно ведет предприятие к кризису.
Адаптация предприятия к условиям рыночной экономики связана с решением новых задач управления предприятием, характерных для рыночной экономики. Реализация этих задач требует пересмотра организации хозяйственной деятельности предприятий. Внедрение механизмов управления предприятием, ориентированных на рыночные условия хозяйствования, должно предусматривать возможность их использования в долгосрочном периоде для адаптации предприятия к изменениям внешних условий, определяемых рынком, конкуренцией и развитием экономики в целом.
В условиях современного рынка нарастают новые тенденции, в числе наиболее значимых можно выделить высокую скорость изменения потребительских предпочтений, изменение культуры потребления продукции, появление новых взаимозаменяемых и более конкурентоспособных видов продукции. Соответственно, производственные предприятия вынуждены действовать в условиях обостряющейся конкуренции, совладать с которой они могут только при условии быстрой адаптации к изменениям условий функционирования рынка. Достижимым это становится лишь посредством рационализации и достижения сбалансированности между производственными, финансовыми, кадровыми и маркетинговыми ресурсами.
Проблема адаптации к требованиям рынка, с которой сталкивается производственное предприятие, требует тщательного анализа ресурсных возможностей с существующим уровнем технологической и организационной инновационности. С этой целью важно определить степень инновационно-сти предприятия (вероятностная, мотивационная, стратегическая или традиционная) и с учетом этого разработать стратегию его развития.
В связи с переходом к рыночной экономике в корне меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятий. На первый план выходит цель максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятий в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности. Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос — важнейший аспект выработки стратегии предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов.
Адаптация управления предприятием в условиях динамизма внешней среды предусматривает воздействие на его организационно-экономический механизм. В основе этого воздействия лежит использование методов и инструментов, позволяющих оценить возможности для развития предприятия и осуществить перераспределение ресурсов по значимым направлениям адаптационных усилий. Это дает возможность реализовать инновационный потенциал трудового ресурса и осуществить мероприятия, способные обеспечить эффективное функционирование элементов производственной и сбытовой подсистем управления.
Анализ, мотивация и продвижение — три основные направления адаптационных усилий, определяющие инструментарное наполнение организационно-экономического механизма управления предприятием. Эти направления представляют собой набор инструментов управления с помощью которых предприятие разрабатывает и реализует мероприятия по внешней и внутренней адаптации к рынку.
Реформирование предприятий должно начинаться с приспособления к рынку, с перехода к таким видам деятельности, как стратегическое планирование, анализ сложившихся на рынке цен, емкости и
насыщения, выявление, их сильных и слабых, анализ эффективности сбыта и снабжения, управление издержками предприятия, мониторинга их динамики [3].
В современной экономике на первый план вышла проблема поиска платежеспособного спроса и реализации продукции в сжатые сроки, роли посредников в организации сбыта продукции. Основными каналами для решения этой задачи выступают:
1) контакты с посредническими структурами, готовые взять на себя функции сбыта продукции;
2) создание для этих целей дочерних снабжеческо-сбытовых предприятий.
Большинство предприятий сохранили свою традиционную специализацию, ориентируясь на расширение ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рынков сбыта, а также выпуск новых видов продукции в рамках существующей специализации. Значимое нововведение в структуре управления предприятием — это формирование специального подразделения по маркетинга. Его задача — анализ рынка путем изучения потребительских предпочтений. Именно это создает основу для принятия решений о том, какую продукцию следует производить, в каких объемах, какого уровня качества.
Формирование конкурентной рыночной экономики и ее структурная перестройка являются серьезным испытанием способности производственных предприятий адаптироваться к изменениям внешней среды. Важным становится повышение управляемости субъектов производственной сферы для обеспечения устойчивости их развития и усиления конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для решения этой проблемы внедряются современные методы управления производственным предприятием, базирующиеся на использовании инструментов менеджмента, маркетинга и рекламы, которые становятся значимыми в повышении эффективности его функционирования.
Однако вследствие нерационального формирования управленческих решений при планировании, производстве и сбыте продукции наблюдается спонтанное применение инструментов менеджмента и маркетинга. Такое положение негативно сказывается на эффективности построения системы управления субъектом предпринимательства. В результате этого производственные предприятия неспособны реализовать сбалансированное экономическое развитие и обеспечить поддержание своего конкурентоспособного статуса.
Изменить создавшуюся ситуацию возможно путем разработки мер направленных на совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием, что позволит ускорить процесс адаптации к требованиям развивающегося рынка и повысить эффективность использования его ресурсного и инновационного потенциалов. В связи с этим возникает необходимость исследования влияния отдельных функций менеджмента, мотивационной и инновационной способности предприятия, факторов внешней среды на разработку рациональных тактических и стратегических управленческих решений в условиях необходимости более полного удовлетворения потребностей рынка.
Рыночная специализация трансформируется в специализацию производственную, что, в свою очередь, требует внесения соответствующих уточнений в организацию исследовательских, конструк-торско-технологических служб, подразделений технического контроля продукции.
Не менее важно организационно обеспечить нормальные системы функционирование гарантийного и прочего обслуживания продукции предприятия, а также поддержания бесперебойности работы производственного аппарата. Практически новым видом деятельности и, соответственно, структурной ячейкой является реклама продукции и услуг предприятия, последовательное и целеустремленное завоевание новых рынков сбыта и покупателей. Наряду с этим принципиальную важность приобретает обеспечение собственников, акционеров, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансовом положении предприятия. Каждому предприятию в рамках реструктуризации предстоит перейти на международные стандарты бухгалтерского учета, создать организационные условия для существенной перестройки деятельности финансовых служб, в задачи которых входит контроль над финансовым состоянием предприятия и разработка общей финансовой стратегии [1].
Один из ключевых вопросов организационной перестройки является пересмотр структуры управления фирмой, предоставление большей хозяйственной самостоятельности подразделениям предприятия. Важно создать условия, при которых новые идеи в области производства, проектирования, обслуживания клиентов и другие могли бы беспрепятственно поступать в высшие звенья управления предприятием со всех уровней производственной и управленческой структуры, обеспечивая постоянный приток идей и информации. Подразделения предприятия должны располагать достаточно большой автономией.
В свете новых условий функционирования предприятия, определяемых «правилами игры» в системе рыночных отношений, пересмотру и уточнению должны быть подвергнуты организационные принципы и функции деятельности высшего и среднего звеньев управленческой структуры.
Организационные функции высшего звена управления предприятием должны включать [4]:
- формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности предприятия, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
- управление, то есть целенаправленное воздействие на деятельность компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для персонала компании, стимулирование качественного выполнения работы. Одной из проблем управления является выбор наиболее соответствующего целям стиля руководства;
- контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем чтобы отклонения были проанализированы и устранены;
- координацию, т. е. объединение усилий всех элементов организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний, различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.
Перестройка среднего звена управления должна быть направлена на то, чтобы обеспечить:
1) постановку задач и целей на уровне подразделений в соответствии с общими задачами и целями предприятия, организацию работы подразделения (созданий слаженной и эффективной структуры, распределени обязанностей, урегулирование конфликтов);
2) управление производственной деятельностью, стимулирование качественной работы сотрудников, координацию производственного процесса, надлежащую связь.
Основные адаптационные усилия деятельности предприятия должны быть сосредоточены по значимым направлениям (анализ, мотивация, продвижение) для установления соотношения между ними — это обеспечит формирование рациональных решений по развитию производства, по эффективному использованию трудовых ресурсов и комплексному применению инструментов маркетинга.
Организационно-экономический механизм управления производственным предприятием в условиях его адаптации к требованиям рынка включает функциональный, организационный и стратегический блоки, инструментарное наполнение которых направлено на формирование и реализацию стратегии развития предприятия через комплекс адаптационных усилий, что позволяет обеспечить эффективное управление разработкой, производством, сбытом продукции и поддержание конкурентоспособного статуса предприятия.
Каждое предприятие должно разработать и последовательно реализовать программу мероприятий по реструктуризации своих производств, с тем чтобы наиболее полно адаптироваться к новым условиям внешней среды. При этом важна последовательность в осуществлении указанной программы. В начале постприватизационного периода основные усилия направляются на выживание предприятия, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудового коллектива. За этим
следует освоение новых «правил игры», новых способов производственно-финансовой деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде. Самостоятельный выход предприятия на рынки сбыта делает проблему конкурентоспособности продукции жизненно важным вопросом. Для решения этой задачи необходима комплексная техническая, технологическая и организационно-управленческая реконструкция предприятия [5]. Ее реализация и должна определить стратегию предприятия в обозримом периоде, на что и должен быть нацелен организационный механизм.
Решение вопросов инновационного обновления предприятий зависит во многом от их размера. Например, небольшим и средним предприятиям будет характерна своя, вполне определенная зона в указанной системе координат, вероятностная или мотивационная инновационность, а крупным предприятиям, имеющим высокие инвестиционные возможности и среднюю или высокую ресурсообеспеченность, характерна стратегическая инновационность. В случае, когда при высоких инвестиционных возможностях предприятие имеет низкую ресурсообеспеченность, ему будет характерна традиционная инновационность.
Адаптация — процесс приспособления элементов системы управления субъекта к глобальному и локальному социально-экономическому окружению посредством разработки стратегии его развития направленной на гармонизацию интересов, ресурсов и мотиваций участников внешней и внутренней среды предприятия в интересах достижения поставленных целей [7].
Организационно-экономический механизм управления предприятием, направленный на адаптацию к условиям внешней среды, базируется на изучении коммуникационной среды предприятия, стимулировании инновационных возможностей его персонала, продвижении продукции.
Комплексная оценка эффективности использования инструментов управления процессом адаптации включает совокупную стратегическую оценку комплекса адаптационных усилий и интегральный показатель финансового состояния предприятий.
Опыт показывает, что нерациональное использование инструментов менеджмента и маркетинга значительно замедляет развитие производственных предприятий. Большинство предприятий являются сильными в использовании двух-трех инструментов маркетинга, а остальные используются неэффективно и их влияние на рост экономических показателей деятельности субъектов рынка незначительно. Наиболее часто и широко используемыми являются инструменты исследования, сегментирования и продвижения. Часто встречающаяся ситуация — когда предприятие неэффективно использует инструменты маркетинга в своей деятельности, или недостаточно активно использует инструменты маркетинга, особенно в части изучения рыночной ситуации и продвижения своей продукции на целевые рынки сбыта.
В целом можно выделить основные блоки инструментов управления: исследовательский, стратегический, контролирующий, инновационно-мотивационный, координирующий, марочный, потребительский. Сбалансированное по структуре использование инструментов управления при построении организационно-экономического механизма поможет выстроить эффективную коммуникационную политику с потребителем для выхода на заданные темпы экономического роста предприятия и обеспечить «замкнутый» информационный цикл, который позволит накопить и сохранить необходимую аналитическую информацию.
Стратегическая направленность реформирования предприятий ориентирована на создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам (возможностям) социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики, прежде всего, в промышленном производстве.
Для производственных предприятий стратегическая ориентация их реформирования должна предусматривать повышение эффективности производственно-сбытовой и иной деятельности в новых условиях хозяйствования, включая следующие аспекты деятельности:
Во-первых, разработку стратегии и политики конкретного предприятия, адекватных сложившимся социально-экономическим и политическим условиям функционирования при организации
взаимодействия и партнерства с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья в условиях международной конкуренции.
Во-вторых, перестройку организационной структуры управления для ее адаптации к новым целям и стратегиям деятельности предприятия с акцентом на развитие экспортных возможностей и международного сотрудничества.
В-третьих, проведение реконструкции и технического перевооружения производства, направленных на повышение качества, научно-технического уровня и конкурентоспособности продукции на внутреннем и зарубежных рынках.
Основными направлениями определения стратегической ориентации программы проводимых перемен, обеспечивающих развитие конкретного предприятия при его реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, являются:
а) поиск правильного инвестирования с позиций развития конкретных направлений деятельности (бизнеса) предприятия, обеспечивающих его выживание и экономическое благополучие в ближней и дальней перспективе;
б) принятие и осмысление перемен, связанных с внешней средой (ее позитивными и негативными факторами) и с оценкой внутренних возможностей предприятия в условиях проведения реформ и становления рыночной экономики, а также с его ресурсной, технической и конкурентной позицией;
в) развитие необходимых навыков для профессионального занятия конкретным бизнесом в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.
Необратимые изменения хозяйственных, экологических, технологических и социальных сфер нашей жизни, накладывалась, друг на друга, образуют сложную картину взаимодействия и влияния на конкретные предприятия. Чтобы выжить и развиваться дальше, необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. А для этого нужно принимать и реализовывать осознанные хозяйственные решения, обеспечивающие их экономическую состоятельность. Сам факт необходимости адаптации (приспособления) предприятия к постоянно меняющимся условиям внешней среды очевиден, но получение ответов на вопросы как это сделать эффективно требует серьезной подготовки и овладения специальными методами, правилами и механизмами, которые отрабатывались на протяжении десятилетий развития управленческой мысли и практиками многих развитых стран рыночной ориентации.
Отход от централизованного управления деятельностью отечественных предприятий, происходящие изменения в отношениях собственности с учетом процессов разгосударствления и приватизации, а также весь ход экономических преобразований на пост советском пространстве заставляют предприятия по-новому взглянуть на будущую деятельность. А для этого нужно принимать и реали-зовывать осознанные хозяйственные решения, обеспечивающие их экономическую состоятельность. Прежде всего, это относится к планированию и определению показателей производственной и сбытовой деятельности, обеспечивающих долговременный успех предприятия в условиях конкуренции. Необходимо также проявить умение оценки и использования своих главных достоинств и конкурентных преимуществ с целью обеспечения противостояния угрозам и опасностям, формирующимся во внешней среде, а также уметь максимально использовать благоприятные возможности для своего развития.
Вопросы эффективного хозяйствования в условиях постоянно изменяющихся факторов внешней среды и отсутствия внешнего целенаправленного (по отношению к предприятию) управления конкретных бизнесом требуют координации действий менеджерского корпуса на всех организационных уровнях и во всех функциональных областях (зонах) хозяйственной деятельности предприятий для достижения ими желаемого результата. Разработка и реализация конкретных мер по достижению успеха, в свою очередь, требуют конкуренции этого желаемого результата в показателях экономической эффективности предприятия и достижения социальных целей его развития, а также решения
других проблем развития предприятия с учетом развития отраслей, регионов и экономики в целом.
Говоря о реформировании, реструктуризации, адаптации к новым условиям хозяйствования и развитии предприятий (в этих условиях), необходимо акцентировать внимание на проблемах совершенствования управления процессом реформирования и развития предприятий через подготовку персонала и прежде всего на повышении квалификации менеджерского корпуса на предприятиях.
Главными компонентами современного подхода к совершенствованию управления при трансформации экономики через подготовку кадров являются: многоуровневая организация подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий, определение направлений подготовки специалистов предприятий на всех уровнях с зачетом новых условий хозяйствования. Такая подготовка должна обеспечиваться на республиканском и отраслевом уровнях, а также непосредственно на предприятиях. При этом программы подготовки и повышения квалификации специалистов должны быть ориентированы на работу в рыночных условиях. В том числе должны быть учтены изменения в организационной структуре и функциях управленческого персонала (менеджерского корпуса) на предприятиях с злотом новых целей и условий их функционирования в рыночной экономике. Важное место в подготовке персонала отечественных предприятий должно занять определение квалификации и необходимого практического опыта специалистов для занятия конкретным бизнесом, необходимых для победы над конкурентами. Для обеспечения устойчивой позиции на рынке в конкретном бизнесе предприятие обязано готовить персонал, квалификация и опыт которого должны быть не хуже, чем у конкурентов. Важное место в подготовке управленческих кадров занимают меры стимулирования и повышения ответственности профессиональной деятельности менеджерского корпуса (экономические, правовые).
Изменение состояния управляемой системы, ее внутренней организационной структуры, принципиально присуще адаптивному поведению как реакция на изменения среды и стремление к эволюционному пути развития с заданной (определенной заранее) стратегической целью. Основополагающими факторами в поиске адаптивного поведения следует считать неточность, неполноту и неопределенность информационной базы даже для среднесрочного горизонта. При этом неточность относится к содержанию имеющейся информации, к неадекватному выбору показателей — факторов или даже критерия поведения. Неточность присутствует при определении обобщающих показателей финансового состояния и результатов производственной и экономической деятельности.
Адаптивность понимается как сложная качественная характеристика управленческой деятельности и субъектов этой деятельности — ключевых менеджеров компании. Оценка степени (уровня) адаптивности должна быть многомерной и динамичной. В основе построения адаптивной системы управления лежит идентификация факторов внешней среды и их формирования в горизонте прогнозирования или плановом периоде.
Ориентация на стабильность факторов внешней среды или на разную степень их неопределенности приводит либо к системе планирования по обязательствам, либо по вариантам реагирования, когда в самих вариантах будущего есть заметная степень неопределенности. Адаптивные реакции на изменяющиеся внешние факторы могут проявляться в изменении поведения компании на рынке через ее внутреннюю перестройку — структуру ресурсов и их распределение по видам деятельности, через структуру и механизмы управления. Активные действия по адаптации предполагают изменения самой внешней среды: сотрудничество и кооперацию с партнерами, интеграцию с ними в процессах формирования ресурсов или в изменении структуры рынков сбыта товаров и услуг. Два этих способа управленческих действий имеют одну цель — уменьшить ожидаемую вариацию факторов внешней среды и сохранить или усилить эффективность компании на рынке. В задачах адаптивного управления компанией решающее значение имеет фактор времени: если факторы внешней среды в какой-то степени уже определены, то требуется определить, когда и какие действия надо реализовывать, чтобы быть готовым к предстоящим изменениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер. — СПб.: Питер, 2007.
2. Авдеенко В.Н. Производственный потенциал промышленного предприятия / В.Н. Авдеенко. — М.: Экономика, 2005.
3. Ансофф И. Стратегическое управление : сокр. пер. с англ. / И.Ансофф. — М.: Экономика, 2006.
4. Баликоев В. З. Краткий курс экономической теории / В.З. Баликоев. — М.: Менеджер, 2007.
5. Бараненко С.П. Стратегическая устойчивость предприятия / С.П. Бараненко, В.В. Шеметов. — М.: Центрпо-лиграф, 2004.
6. ЗубА.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов [Текст]. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 415с.
7. Фицурина М.С., Кузнецова O.A. Эффективное маркетинговое управление как источник роста стоимости компании // Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сборник статей III Междунар науч-практ конф. Пенза: ПДЗ, 2007. — С. 106-108.
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
Саралинова Д.С., Атуева А.Х. Закономерности управления производственным предприятием в условиях его адаптации к требованиям рынка. — Системные технологии. — 2018. — № 28. — С. 186—194.
system based on stability and tough measures of influence is not always justified and not sufficiently effective.
One of the most important conditions for the successful functioning of an enterprise is its adaptation to changes in the external environment. The article analyzes the main aspects of the formation of the organizational-economic mechanism of adaptation of the enterprise to the dynamically changing environmental conditions.
PATTERNS OF MANAGEMENT OF A MANUFACTURING ENTERPRISE IN TERMS OF ITS ADAPTATION TO THE REQUIREMENTS OF THE MARKET Saralinova D.S., Atuyeva A.Kh. FSBEI of HE Chechen State University
Abstract
The article discusses aspects of the formation of a mechanism for adapting an enterprise to environmental conditions. In modern economic conditions, the external environment is influenced by a mass of various factors, which determines its mobility; as a result, a control
Keywords:
fmarket, management, marketing, control, adaptation, economy, enterprise Date of receipt in edition: 16.09.18 Date of acceptance for printing: 19.09.18