Научная статья на тему 'Организационное проектирование стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий к внешней среде'

Организационное проектирование стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий к внешней среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ / АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ADAPTATION STRATEGY / AVIATION BUSINESS / MARKET / INTRA-CORPORATE GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калугина Г. А., Милоданова Ю. А., Тихонов А. И., Рузаков М. А.

В статье анализируются тенденции, влияющие на проектирование стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий к внешней среде. Проводится исследование деятельности предприятий в условиях нестабильной внешней и внутренней среды. Предлагается укрупненная организационная структура авиационных предприятий. Разрабатываются базовые принципы и условия функционирования стратегии адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Design Adaptation Strategies Aviation Industry to the Environment

The paper analyzes the trends affecting the design of adaptation strategies aviation industry to the environment. The authors study the activities of companies in a volatile external and internal environment. It is proposed organizational structure of the coarsened aviation enterprises. The basic principles and modalities for the strategy of adaptation are being developed.

Текст научной работы на тему «Организационное проектирование стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий к внешней среде»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. 5. Тондл Л. Проблемы семантики. М.: Прогресс, 1975.

Организационное проектирование стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий к внешней среде

к.э.н. доц. Калугина Г.А., Милоданова Ю.А., к.т.н. доц. Тихонов А.И.,

к.э.н. доц. Рузаков М.А

Московский Авиационный Институт, Государственный Университет Управления 8(495)1584120 kalugina@,gmail.com, 8(925)7489113 guu_tai@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются тенденции, влияющие на проектирование стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий к внешней среде. Проводится исследование деятельности предприятий в условиях нестабильной внешней и внутренней среды. Предлагается укрупненная организационная структура авиационных предприятий. Разрабатываются базовые принципы и условия функционирования стратегии адаптации.

Ключевые слова: стратегия адаптации, авиационное предприятие, конъюнктура рынка, внутрифирменное управление

В связи с переходом России на рыночную экономику изменились внешние и внутренние условия функционирования предприятий, в том числе предприятий авиационно-промышленного комплекса.

Изменения экономической и политической среды функционирования и развития авиа-ционно-промышленного комплекса, процессы износа авиационной техники, а так же происходящие процессы интеграции и глобализации предъявляют новые требования к системе управления предприятиями, механизмам и инструментам адаптации предприятий авиацион-но-промышленного комплекса, позволяющим определить и удовлетворить имеющийся рыночный спрос на авиационную технику. Вследствие происходящих процессов постоянно увеличивается объем необходимых затрат при выходе на рынок с новыми образцами авиационной техники. Это существенно затрудняет положение российских производителей, как правило, располагающих ограниченными финансовыми возможностями. В сложившейся ситуации отсутствуют современные механизмы стратегии адаптации предприятий авиационно-промышленного комплекса к рыночной ситуации. Во-первых, постоянно меняющиеся условия конкуренции и кризисные явления приводят к нестабильности внешней среды. Во- вторых это связно с тем, что проекты обновления авиационной продукции военного и гражданского назначения не рассматриваются как инструментарий, фокусированный на решение проблем потенциальных заказчиков.

Изучению проблем стратегии адаптации посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Однако, недостаточная разработанность теоретической базы организационно-экономического механизма стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий приводит к разобщенности мнений относительно характера адаптационных воздействий в системе внутрифирменного управления предприятиями. Во многом это связано с нерешенностью вопросов относительно путей формирования стратегически важных ресурсов и возможностей. Динамика внешней среды приводит к необходимости координации внутренних и внешних факторов деятельности компаний с целью создания стратегического потенциала адаптации к рыночным условиям.

Для разработки стратегии адаптации отечественных предприятий в ходе данного исследования был поставлен ряд задач научного и научно-прикладного характера:

1. Исследовать факторы и условия функционирования внешней и внутренней среды предприятий авиационной промышленности.

2. Выявить основные тенденции, влияющие на формирование организационной структуры.

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. 3. Разработать базовые принципы управления стратегией адаптации авиационно-промышленных предприятий и требования для её реализации.

Авиационная отрасль включает в себя широкий спектр сфер деятельности по разработке, производству, эксплуатации, обслуживанию и ремонту летательных аппаратов (ЛА). Разработками в сфере авиации в той или иной степени заняты компании из множества секторов промышленности и науки. Особенности авиационно-космической промышленности, состоят в том, что производственное оборудование соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд высокопрофессиональных специалистов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности. По данным на конец 2010 года авиационная отрасль включала в себя около 300 предприятий авиационной промышленности и более 260 эксплуатантов гражданской авиатехники.

Современное состояние российского авиастроения можно охарактеризовать почти как кризисное. При этом кризис российского авиационно-промышленного комплекса вызван как внешними, так и внутренними постиндустриальными факторами.

Среди основных факторов, повлиявших на современное кризисное состояние отрасли, выделим:

1) снижение платежеспособного спроса на продукцию российских предприятий в связи с сокращением государственного финансирования в период распада СССР

2) политика принципиального изменения оборонной промышленности

3) снижение выпуска авиационных двигателей (в отдельных случаях - до нуля или до нескольких экземпляров в год), при наличии мощностей, позволяющих выпускать в десятки раз больше, что привело к неудовлетворительным показателям фондоотдачи.

4) разрушение кооперации, сложившейся между предприятиями - поставщиками высокотехнологичных комплектующих изделий, необходимых для производства финальной продукции (что привело к сокращению внутреннего рынка техники) в связи со спадом производства продукции.

5) ориентация на продажу научно-технической продукции зарубежным авиастроительным компаниям ввиду отсутствия внутренних заказов на инновационные проекты авиадвигателей.

Оптимизацию стратегии адаптации в системе внутрифирменного управления можно рассматривать как практическую, так и научно-прикладную проблему. В ней целесообразно выделять социально-экономический, экологический, технический, управленческий и другие аспекты. Практические действия направленные на улучшение качества, повышение конкурентоспособности и оптимизацию ассортимента товаров взаимосвязаны и обусловлены конечной целью управления, которая состоит в эффективном удовлетворении общественных потребностей. Многоаспектность проблемы базируется на синтезе процессов взаимодействия производства, обмена и потребления предложения товаров авиационно-промышленного комплекса как в количественном, так и в качественном отношениях.

Основным путем достижения стратегических целей предприятий является формирование, усиление, а затем и сохранение главного конкурентного преимущества - высокого качества товарного предложения при одновременном снижении темпов роста издержек, а в перспективе их сокращении. Базой решения этих задач является последовательное наращивание инновационного потенциала предприятия.

Отставание в развитии новых технологий современного поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики (рисунок 1), а также повысить её уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. [3](Концепция долгосрочного планирования 2020).

В России наблюдаются медленные темпы обновления производственного аппарата, низкий удельный вес внедрения научных достижений, поэтому освоение новой инновацион-

ной стратегии адаптации рассматривается как длительная стадия общего инновационного процесса.

При анализе информации о внешней и внутренней среде необходимо учитывать временной фактор и динамичное развитие окружающей среды. Поэтому достоверность инфор-

Рисунок 1 - Взаимосвязь внешних и внутренних факторов возможного развития

авиационной промышленности

Внешний структурный облик представлен на рисунке 1.Как видно из схемы, отсутствие стратегии адаптации авиационно-промышленных предприятий приводит к негативным последствиям для экономики страны в целом. Рынок товарного предложения объединяет заказчиков (текущих и перспективных), поставщиков, ряд предприятий, конкурирующих друг с другом. На данные субъекты рынка большое влияние оказывают государство, муниципальные органы, состояние и тенденции развития макроэкономики, проникающие на отечественный рынок международные корпорации.

Как показал в своих трудах А.Чандлер, организационная структура формируется под

влиянием стратегии предприятия. В западной теории менеджмента под стратегией принято понимать совокупность установившихся формальных и неформальных правил и процедур принятия управленческих решений, посредством которых все многообразие внешних и внутренних воздействий на систему сводится к единой логике поведения для достижения поставленных целей. Структура является конфигурацией системы управления [1], в рамках которой между организационными подразделениями распределяются установленные стратегией задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей, устанавливается система должностных взаимосвязей.

Создание эффективной организационной структуры предприятия - одна из важнейших задач, от рационального исполнения которой зависит процесс формирования стратегии продвижения товарного предложения и эффективность организационно- экономического механизма стратегии адаптации. Поэтому организационная структура является одним из важных факторов управления предприятиями, определяющая способность их к выживанию. От возможности предприятия адаптироваться к меняющимся условиям зависит его потенциал выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать свои мощности.

Общей тенденцией глобального рынка авиастроения является распределение задач управления маркетингом и управления отношениями с клиентами по странам представительствам международных корпораций. В особенности это характерно для оборонной промышленности.

В отношении управления предприятиями авиационно-промышленного комплекса новые организационно-экономические механизмы формируются под влиянием следующих основных тенденций:

1) развитие матричной организации со структурированием по рынкам (например: многоцелевые вертолеты, боевые самолеты), по продуктам (например: турбовинтовые двигатели, турбовальные двигатели), а так же по технологиям;

2) развитие международных организаций и налаживание кооперационных связей;

3) усиление программ модернизации и создания новых авиационных продуктов в иерархии компаний;

4) централизация некоторых вспомогательных функций для увеличения конкурентоспособности и повышения интеграции групп промышленных предприятий.

Целью появление матричной организации является управление различными рынками и портфелями продукций авиационных компании.

Авторами показана обобщенная схема внутрифирменного управления подразделениями авиационно-промышленного предприятия. На рисунке 2 разработана укрупненная организационная структура авиационно-промышленного предприятия.

Стр атегич еская бизнес -единица

Техническая бизнес-единица

Отраслевая дирекция

Дирекция исследований и технологий

Дирекция по закупкам

Программное управление

НИОКР

V

Разр аботка систем

Производство и интеграция

Ориентация и.аг ръгн&к

<Эриектация и.аг нрс/дукт

Рисунок 2 - Укрупненное проектирование организационной структуры авиационного

предприятия

По мнению Р.Каплана и Д.Нортона, выбор стратегии [2] организации включает: 1) выбор рынка, который организация планирует обслуживать; 2) выбор клиента; 3) выделение ключевых бизнес-процессов, необходимых для удовлетворения потребностей клиентов; 4) определение индивидуальных и организационных способностей, которые требуются для достижения целей в названных областях. В данном исследовании анализ деятельности авиационных предприятий проводился по тем же четырем составляющим: финансовой; клиентской; внутренних бизнес-процессов и инноваций.

Внутренний структурный облик предлагается соотнести с организационной структурой управления авиационно-промышленным предприятием. Проектирование целесообразно начать с выбора принципов создания приемлемо эффективной структуры управления предприятием. Организационная структура должна в первую очередь быть направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Представляется целесообразным выделить ведущие принципы успешной стратегии адаптации к требованиям рынка. Наиболее общие из них представлены ниже:

1) стратегические бизнес-единицы (СБЕ), ориентированные на рынок фокусируются на клиенте;

2) технические бизнес-единицы (ТБЕ) фокусируются на продукции;

3) дирекция по закупкам ответственна за политику снабжения по всем техническим бизнес единицам;

4) отраслевая дирекция и дирекция исследований и технологий координирует общие вопросы по техническим БЕ. К таким вопросам относятся следующие типы управленческих решений: производить сборочную единицу самостоятельно или использовать в работе изделия, приобретенные от субподрядчиков; проработка вопросов продуктовой политики, способы снижения издержек, мониторинг ключевых технологических направлений.

Разработанные принципы управления и контроля деятельности предприятий и представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Принципы управления и контроля

Данную структуру необходимо рассматривать в качестве основы стратегической адаптации отечественных авиастроительных предприятий к тенденциям глобализации и интеграции.

Представим основные принципы управления и контроля:

1)Отдел выполнения государственных программ, отдел коммерческих программ, а так же сервисный отдел (три подразделения) наделяются ответственностью за прибыли и убытки и, таким образом, будут иметь собственную структуру управления и контроля

2) Отдел выполнения государственных программ, отдел коммерческих программ и сервис-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. ный отдел будут получать поддержку со стороны департамента управления по регионам и вспомогательных функций управления на уровне подразделения 3) Представительства корпорации в странах несут ответственность за маркетинг, набор персонала, управление местными проектами и взаимодействие с клиентами.

Основные блоки внедрения организационно-экономического проектирования целесообразно разбить на семь этапов :

1. Подготовительная работа (определение и уточнение ресурсного потенциала предприятий)

2. Формирование структурных подразделений [4]. (определение и уточнение вида подразделения, назначение руководителя)

3. Создание системы внутрифирменного планирования. (определение и уточнение перечня планируемых показателей).

4. Проектирование адаптационного экономического механизма. (разработка механизма взаимодействия подразделений друг с другом и с администрацией: с использованием расчетных цен либо без них, расчет цен на продукцию и услуги).

5. Внедрение системы договорных отношений. (заключение договоров администрации с подразделениями, отдельными работниками, а также между подразделениями).

6. Определение порядка финансирования в течение года. (установление порядка и размера авансирования, условий получения кредита на сезонные расходы).

7. Подведение итогов за год по подразделениям и по организации в целом (определение дохода, степени самостоятельности подразделений).

Для того, чтобы матричная организационная структура эффективно функционировала как структура организационно экономического механизма стратегии адаптации, должны быть соблюдены следующие условия:

1) Авиационно - промышленное предприятие должно иметь среднее количество продуктовых линий.

2) Наличие сочетания двух составляющих : глубокое знание процесса (функциональная структура) и разработка новых идей для продвижения (дивизиональная структура). Такое двойное условие обуславливает необходимость баланса функционального и дивизиональ-ного управления с целью адаптации к внешней среде

3) Частые внешние изменения окружающий среды в условиях неопределенности, а так же взаимозависимость между отделами требуют высокого уровня координации и информационного обеспечения как вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Повышение технического совершенства и качества продукции в отрыве от других составляющих конкурентоспособности (организационных, экономических, коммерческих, имиджевых) не может обеспечить повышение конкурентоспособности продукции в глазах заказчика, лояльного к другой компании-поставщику (такие программы не смогут стать коммерчески успешными). При этом необходимо учитывать, что лояльность потребителей определяется как удовлетворенностью потребителей качеством продукции, так и за счет удовлетворенности качеством работы с ними (своевременностью поставок, оперативностью реагирования на запросы, эффективностью системы ППО, информационной открытостью компании, т. п.).

Необходима одновременная и комплексная реализация всех выше перечисленных условий и требований, предъявляемых к организационно-экономическому механизму стратегии адаптации предприятий к конъюнктуре рынка. Важно учитывать, что основной целью стратегии адаптации является укрепление позиций предприятия на мировом рынке. Это возможно в первую очередь за счёт создания и доведения до заказчика инновационного товарного предложения, которое поможет решить клиенту его проблемы надёжно, качественно и вовремя.

Литература

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации - СПб.: Питер, 2007, 384 с.

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию - М.: Олимп Бизнес, 2GG6, 304с.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2G2G года [Электронный ресурс] URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rusGG6.pdf (дата обращения: G5.1G.2G11).

4. Teece D.J., Pisano G., Shuen A. 1997. Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal 18(7): 509-533.

Оценка эффективности финансовых вложений в реорганизацию

производства

Павельев В.П., Колтунов А.И.

МГТУ «МАМИ» (495) 223-05-23, доб. 1570

Аннотация. В статье предлагается методика, позволяющая определить, с какого года предприятие начинает работать с прибылью, выбрать наиболее приемлемый вариант модернизации производства и схему его финансирования.

Ключевые слова; реорганизация производства, эффективность финансовых

вложений

Финансовая деятельность как часть хозяйственной деятельности предприятия включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. Таким образом, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводимом процессе, организацию взаимоотношений с другими воспроизводителями, бюджетом, банками, страховыми организациями и т. д.

Финансовые показатели деятельности предприятия является выражением денежного результата деятельности, определяет финансовые ресурсы и складывается из:

а) выручки от реализации продукции и других доходов;

б) затрат, связанных с получением выручки и доходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) прибыли (убытков).

Исходя из этого, финансовая работа на предприятии направлена на создание финансовых ресурсов для развития предприятия, обеспечения роста рентабельности и инвестиционной привлекательности для акционеров.

Инвестиционная привлекательность данного предприятия для акционеров состоит в том, что финансовые показатели данного предприятия должны быть лучше, чем у других не только на данный момент, но и в обозримом будущем.

Таким образом, финансовая работа имеет своей целью улучшение финансовых показателей деятельности предприятия.

Финансовое состояние, финансовые результаты и денежные потоки - это совокупность показателей, отражающих наличие, источники образования, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Цель финансового анализа - оценка прошлой финансовой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего финансового потенциала предприятия и постоянное проведение работы, направленной на его улучшение.

Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы интересы самого предприятия и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.