Научная статья на тему 'Закономерности системы управления складом автомобильных запасных частей'

Закономерности системы управления складом автомобильных запасных частей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / SPARE PARTS / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / INVENTORY MANAGEMENT / СКЛАД / WAREHOUSE / MOTOR VEHICLES / TECHNICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терских Виктор Михайлович, Катаргин Владимир Николаевич, Сбитнева Анастасия Андреевна, Михайлова Екатерина Сергеевна

В статье приведена методика расчета параметров эффективности системы управления складом автомобильных запасных частей, разработанная авторами. Данная методика использует статистику потребления запасных частей и специально введенные коэффициенты, характеризующие время для пополнения запасов на складе. Приведены формулы для расчета параметров эффективности системы управления запасами: уровня дефицита на складе и размера запаса. Представлена выявленная функциональная зависимость между данными параметрами, позволяющая точно увязать между собой два важнейших для практиков показателя: стоимость вложений в склад автомобильных запасных частей и уровень своевременного удовлетворения потребности в них. Важнейшими отличительными особенностями предлагаемой авторской методики являются: ее простота в использовании на практике, универсальность, а также отсутствие сложных механизмов для сбора исходных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терских Виктор Михайлович, Катаргин Владимир Николаевич, Сбитнева Анастасия Андреевна, Михайлова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common factors of the warehouse automotive spare parts management system

The method of the parameters calculating of warehouse automotive parts management systems efficiency, developed by the authors, is described in the article. This metho d uses the statistics of consumption of spare parts and specially introduced coefficients characterizing the time to replenish stock. The formulas for calculating the parameters of efficiency of inventory management system: the deficit level of stock and stock size, are shown. Identified functional relationship between these parameters is presented, allowing to link precisely the two most important indicators for the practitioner: the cost of investments in the warehouse for automotive spare parts and timely response to the level of need for them. Important features of the proposed authors’ methodology are: its ease of use in practice, versatility, as well as the absence of complicated mechanisms for the collection of baseline data.

Текст научной работы на тему «Закономерности системы управления складом автомобильных запасных частей»



36

Закономерности системы управления складом автомобильных запасных частей

1В.М. Терских, старший преподаватель

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск), к.т.н., В.Н. Катаргин, профессор ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», к.т.н., А.А. Сбитнева, студент ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Е.С. Михайлова, студент ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

В статье приведена методика расчета параметров эффективности системы управления складом автомобильных запасных частей, разработанная авторами. Данная методика использует статистику потребления запасных частей и специально введенные коэффициенты, характеризующие время для пополнения запасов на складе. Приведены формулы для расчета параметров эффективности системы управления запасами: уровня дефицита на складе и размера запаса. Представлена выявленная функциональная зависимость между данными параметрами, позволяющая точно увязать между собой два важнейших для практиков показателя: стоимость вложений в склад автомобильных запасных частей и уровень своевременного удовлетворения потребности в них. Важнейшими отличительными особенностями предлагаемой авторской методики являются: ее простота в использовании на практике, универсальность, а также отсутствие сложных механизмов для сбора исходных данных.

го дилера - размером среднего складского запаса и уровнем дефицита - приводятся в работе [1]. Данная зависимость позволит на практике, не прибегая к сложным вычислениям и методу имитационного моделирования, определить необходимые размеры запасов для достижения требуемого уровня дефицита.

При решении поставленной задачи прогнозирование спроса на автомобильные запасные части осуществлялось методом, основанным на оценке потребности в них как функции смеси вероятностных распределений [2]. Расчет оптимальных параметров системы управления запасами (уровень запаса, при котором требуется его пополнение, и уровень запаса, до которого его необходимо пополнить) осуществляется с помощью имитационного моделирования процесса функционирования склада запасных частей [3]. Универсальная имитационная модель управления запасами, адаптированная для предприятий, обслуживающих и эксплуатирующих автомобильный транспорт, была рассмотрена в работе [4].

Ключевые слова:

автомобильный транспорт, запасные части, техническая эксплуатация, управление запасами, склад.

сновные предпосылки и обоснование целесообразности решаемой в данной работе задачи по выявлению функциональной зависимости между двумя показателями эффективности управления складом автомобильно-

Методика оценки эффективности управления складами автомобильных запасных частей включает сравнение моделируемого и фактического процессов функционирования склада по ряду факторов (уровень дефицита, оборачиваемость, средняя стоимость запасов) и подробно изложена в [5]. 37

Общая схема нахождения показателей эффективности управления складом запасных частей представлена на рис. 1. В качестве исходных берутся данные об убытии запасов со склада, а также параметры системы управления складом: время Ь выполнения заказа на пополнение запасов, допустимый уровень дефицита или размера запаса и уровень значимости а для этих параметров. Так как входные данные модели (спрос) являются величиной стохастической, то выходными данными являются оценки показателей эффективности управления.

Получение статистических данных о продажах запасных частей

ЛВС-анализ

Группа А

оа

о.

Формирование массива эмпирических данных спроса

Определение значений параметров функции спроса(подобранное распределение)

Запасная часть не хранится на складе или управляется вручную

Прогнозирование спроса определяется на основе средневзвешенных продаж или эмпирического распределения спроса

Получение оценок показателей эффективности: уровень дефицита, средний размер запаса

Составление

прогноза

спроса

Распределение не подходит

I-

Распределение подходит

Генерирование случайных событий спроса по функции спроса

X

Проверка согласованности подобранного распределения спроса с эмпирическим

Получение оптимальных значений параметров системы управления складом: минимальный и максимальный размеры запаса и т.д.

Имитационное моделирование

Составление заказа на пополнение склада

Задание параметров системы управления: времени выполнения заказа на пополнение запасов /> уровень значимости а, допустимый уровень дефицита или размер запаса

Рис. 1. Схема имитационного моделирования процесса управления складом запасных частей

Сопоставлять заданный предел для этих показателей со средними значениями их оценок было бы некорректно, так как дисперсия может быть весьма значительной. Поэтому под величиной допустимого дефицита или размера запаса будем подразумевать некоторые их значения, которые с определенной вероятностью не будут превышены. С этой целью для полученных в ходе моделирования показателей эффективности управления (дефицит и размер запаса) определяется (100-а)%-ный доверительный интервал, где а - уровень значимости. Таким образом, при использовании полученных оптимальных значений параметров системы управления складом дефицит (или размер запаса) не превысит заданного значения на уровне значимости а.

С помощью специально разработанной программы для ЭВМ, реализующей описанный процесс имитационного моделирования функционирования склада запасных

38

частей, и с изменением одного или нескольких параметров управления складом были получены зависимости между показателями эффективности управления им - уровнем дефицита на складе и размером запаса. Пример результатов имитационного эксперимента при продолжительности выполнения заявки на пополнение запасов Ь = 7 дней и уровне значимости а = 0,03 представлен на рис. 2.

Рис. 2. Графики зависимости между средним складским запасом и дефицитом

В ходе многочисленных экспериментов была установлена экспоненциальная зависимость между средним запасом (п) и дефицитом (й):

n = а • ехр ( b d ) ,

(1)

где а и Ь - свободные коэффициенты функции, характеризующиеся особенностями спроса на конкретную запасную часть и системой управления складом.

При этом было установлено, что коэффициент Ь для различных запасных частей в пределах погрешности можно принять как -0,033. Коэффициент а представляет собой функцию от среднего значения спроса на запасную часть и, среднеквадрати-ческого отклонения спроса о, времени выполнения заявки на пополнение запасов Ь и заданного уровня значимости а: а = /(и, а, Ь, а).

Таким образом, зависимость между средним запасом и дефицитом с допустимой погрешностью для автомобильных запасных частей можно представить в виде

п = ехр(-0,033 • й )1 0 0% ,

если параметры п и й выразить в процентах, как представлено на рис. 2, или в виде

п = ехр( - 3 , 3 • ё) ,

если п и й выразить в долях.

Пример результатов имитационного моделирования при времени выполнения заявки на пополнение запасов Ь = 7 дней и уровне значимости а = 0,01 представлен в табл. 1.

Таблица 1

Результаты имитационного эксперимента при времени выполнения заявки на пополнение запасов £ = 7 дней и уровне значимости а = 0,01

Наименование деталей а Ь Среднее значение продаж в день и, ед. Среднее квадратическое отклонение спроса Коэффициент вариации спроса V Коэффициент =а/(т2)

Амортизатор П-3205, КАМАЗ 70,4 -0,034 1,083 3,972 3,667 4,833

Амортизатор передний ВАЗ-2101-07 «ГЗАА» (кабина КАМАЗ) 29,9 -0,029 0,690 2,065 2,992 4,840

Болт М14х1,5; S17 крепления карданного вала переднего моста КАМАЗ 352 -0,033 1,073 8,973 8,359 4,693

Главный цилиндр сцепления КАМАЗ (в сборе со штуцером) 35,9 -0,032 0,617 2,193 3,555 4,604

Головка цилиндра КАМАЗ Евро-1,2,3 (в сборе) 57 -0,031 0,844 3,227 3,822 4,621

Диск сцепления ведомый КАМАЗ (в сборе) 47,8 -0,031 1,156 3,421 2,960 4,720

Диск сцепления нажимной с кожухом КАМАЗ (в сборе) 20,2 -0,033 0,483 1,434 2,969 4,743

Клапан перепускной ТНВД КАМАЗ 108,2 -0,034 1,284 5,352 4,167 4,850

Колодка тормозная КАМАЗ 87,5 -0,034 0,721 3,631 5,037 4,785

39

Анализ данных по коэффициенту а показал: при одинаковых значениях t и а запасные части с примерно одинаковыми дисперсиями спроса имеют коэффициенты а, пропорциональные среднему значению их продаж и. Чтобы исключить влияние этой компоненты, значения коэффициента а были поделены на и. Полученные значения а/и оказались пропорциональны коэффициенту вариации спроса в квадрате V2. Разделив коэффициент а на (и V2), получим параметр, зависящий лишь от постоянных параметров системы управления складом - t и а. С целью упрощения использования разработанной методики на практике автором предлагается использовать коэффициент К(а = а/(и V2), определяемый по времени выполнения заявки на пополнение запасов t и заданного уровня для дефицита а.

Среднее значение коэффициента К,а при t = 7 дней и а = 0,01: К7;0 01 = 4,74. Примерные значения для коэффициента К,а, учитывающего время доставки заказа на склад и уровень значимости для дефицита на складе, полученные в ходе имитационного эксперимента, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Приближенные значения коэффициента К(а

а \ t t, день

3 5 4,7 9 11

0,01 3,5 4,2 5,4 5,7

0,03 3,0 3,6 4,0 4,6 4,9

0,05 2,7 3,3 3,6 4,1 4,4

0,1 2,5 3,0 3,3 3,8 4,0

0,2 2,1 2,5 2,8 3,2 3,4

Таким образом, полученная функциональная зависимость связывает финансовые вложения в склад запасных частей и уровень удовлетворения потребности в них складом. Предложенная методика позволяет по статистике потребления запасных частей на складе за некоторый период времени получать оценки параметров эффективности управления им.

Для примера использования предлагаемой методики будем опираться на статистические данные одного красноярского автомобильного дилера марки КАМАЗ (табл. 3). Схематично расчет параметров эффективности системы управления складом запасных частей представлен на рис. 3.

Таблица 3

Статистика продаж и экспериментальные данные коэффициента а

^ = 7 дней и а = 0,01)

Наименование 2.01 3.01 4.01 5.01 8.01 9.01 10.01 у 29.12 и V а

Клапан перепускной ТНВД КАМАЗ 0 1 5 0 0 2 0 1 1,284 4,167 108,2

Муфта выключения сцепления в сборе с подшипником 2 1 1 0 2 0 1 1 1,50 3,49 86,2

Насос водяной КАМАЗ в сборе (шкив 2 ручья) 0 1 0 2 0 1 0 0 0,58 2,66 19,2

Распылитель форсунки КАМАЗ «ЯЗДА» 0 0 40 0 4 8 10 2 6,33 3,78 424,0

Рассчитав средние значения продаж в день и и их коэффициенты вариации V, подбираем соответствующий коэффициент К7;005 = 3,6 и определяем значение параметра а:

а = К

г ,а

а = Кга и V2, (2)

а = 3,6 • 1,284 • 4,1672 = 80,3.

Предположим, что необходимо определить с вероятностью 95 %, сколько нужно иметь в среднем перепускных клапанов ТНВД КАМАЗ, чтобы их дефицит на складе не превышал 2 %. Тогда по формуле (1) находим:

п = 80,3 • ехр (-0,033 • 2) = 75.

Рис. 3. Расчет параметров эффективности системы управления складом автомобильных запасных частей

Проинтегрировав полученные таким образом значения каждой позиции хранимых запасных частей и материалов на всю номенклатуру склада, можно получить средний складской запас для заданных условий системы управления запасами в единицах или рублях.

На практике часто возникает обратная задача - с учетом финансовых возможностей компании определить для конкретной стоимости запасов минимально достижимый уровень дефицита. Таким образом, исходя из среднего количества п деталей «Насос водяной КАМАЗ (в сборе, шкив 2 ручья)» на складе для примера зададимся значением п = 15 и определим минимально достижимый уровень дефицита. Допустим, время выполнения заявки на пополнение запасов t = 9, а уровень значимости для дефицита а = 0,01, тогда К9;001 = 5,4, следовательно а = 5, 4 • 0, 58 • 2,66 = 22,2 .

Далее определим й с помощью формулы (1):

а=-

1п *

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ь '

(3)

1п

следовательно d = -

15 '22,2 0,033

= 11,9.

Таким образом, можно утверждать с вероятностью 99 %, что при наличии в среднем на складе 15 водяных насосов КАМАЗ (в сборе, шкив 2 ручья) и при оптимальном управлении их запасом дефицит на них не превысит 11,9 %.

Литература

1. Терских В.М. Автоматизация технологических процессов обеспечения запасными частями автотранспортных предприятий / В.М. Терских, В.Н. Катаргин, А.А. Пьяных, Н.Т. Писаренко // Грузовик: транспортный комплекс, спецтехника. - 2016. -№ 2. - С. 37-44.

42

2. Катаргин В.Н. Интеллектуальная технология управления складом запасных частей грузовых автомобилей / В.Н. Катаргин, В.М. Терских // Грузовик: транспортный комплекс, спецтехника. - 2013. - № 8. - С. 5-7.

3. Терских В.М. Оценка показателей эффективности управления складом автомобильного дилера / В.М. Терских, В.Н. Катаргин, А.А. Пьяных, Н.Т. Писаренко // Вестник ИрГТУ - 2016. - № 2. - С. 115-123.

4. Терских В.М. Оценка спроса на автомобильные запасные части на основе модели смеси вероятностных распределений / В.М. Терских, В.Н. Катаргин // Вестник ИрГТУ - 2014. - № 4. - С. 110-114.

5. Катаргин В.Н. Оптимизация процессов управления складом автомобильных запасных частей / В.Н. Катаргин, В.М. Терских // Транспорт на альтернативном топливе. - 2014. - № 3. - С. 61-66.

Новости отрасли

шишш

Газомоторный автогидроподъемник

В продажу поступила новинка газомоторной автотехники автогидроподъемник Socage DA328 на шасси КАМАЗ 53605-32. Автомобиль выпущен совместными усилиями компаний «РариТЭК» и «Чайка - Сервис».

Подъемник необходим там, где предстоят работы на высоте (будь то ремонт ЛЭП или линий связи, замена рекламных носителей), для коммунального обслуживания, ремонта зданий и различных сооружений, реставрации

и многого другого. Коленно-телеско-пический автогидроподъемник Socage оборудован изолированной люлькой, позволяющей оператору проводить работы на линиях электропередач под напряжением до 1000V при отсутствии атмосферных осадков.

Основные технические характеристики:

колесная формула - 4x2; двигатель - КАМАЗ 820.62-300 (Евро-4); тип - газовый с турбонаддувом и ОНВ; максимальная мощность, 221 кВт; коробка передач - zf9; объем газовых баллонов - 720 л (4 по 80 л и 4 по 100 л); вместимость газа - 144 м3; высота подъема люльки - 29 м; максимальный вылет - 14,8 м; грузоподъемность люльки - 250 кг; алюминиевая люлька -1800x710x1100 мм; электроизоляция люльки - до 2000 В.

http://raritek.ru/press-center/news/552318/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.