Научная статья на тему 'Закономерности развития системы финансирования бюджетных услуг'

Закономерности развития системы финансирования бюджетных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / УСЛУГА / СИСТЕМА / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шор Д. М.

В работе конкретизированы элементы, целостность, неаддитивность, эмерджетность, синергизм и адаптивность системы финансирования бюджетных услуг. Сделан вывод, что сформулированные закономерности развития системы финансирования бюджетных услуг развивают информационно-аналитическую базу эффективного управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач оказания бюджетных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития системы финансирования бюджетных услуг»

22 (160) - 2013

Государственные финансы

УДК 336.144

закономерности развития системы

финансирования бюджетных услуг*

Д. М. ШОР,

кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности

E-mail: shordima@rambler. ru Волгоградский государственный университет

В работе конкретизированы элементы, целостность, неаддитивность, эмерджентность, синергизм и адаптивность системы финансирования бюджетных услуг. Сделан вывод, что сформулированные закономерности развития системы финансирования бюджетных услуг развивают информационно-аналитическую базу эффективного управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач оказания бюджетных услуг.

Ключевые слова: финансирование, бюджет, услуга, система, закономерность, средства.

В условиях бюджетного реформирования осуществляется переход от системы сметного финансирования бюджетных услуг к результативной системе, которая во многом обеспечивает наличие взаимосвязи между объемом финансирования и результирующими показателями оказания бюджетных услуг, что может способствовать повышению качества и снижению стоимости оказываемых услуг [17]. При этом актуальным является выявление закономерностей развития системы финансирования бюджетных услуг, способствующих более качественному осмыслению вопросов формирования, распределения и использования средств бюджетов

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.

для достижения цели и решения задач оказания бюджетных услуг.

В целях конкретизации содержания системы финансирования бюджетных услуг следует определить сущность самой системы. Понятие «система» имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «целое, составленное из отдельных частей». При этом существует достаточно много работ как отечественных (Р. Акофф, В. К. Ба-товрин, О. Н. Жариков, Г. Кантор, В. И. Королевская, В. Н. Спицнадель, С. Н. Хохлов), так и зарубежных ученых (Л. фон Берталанфи, У. Гослинг, К. Уотт, А. Холл), в которых раскрывается сущность системы (см. таблицу).

Сущностными характеристиками системы являются:

- наличие взаимосвязанных элементов, которые создают целостность и единство системы;

- присутствие устойчивых связей между элементами системы во времени;

- упорядочение элементов для достижения определенных целей системы;

- повышение эффективности системы по сравнению с эффективностью суммы отдельных элементов.

Таким образом, система — это совокупность упорядоченных и взаимосвязанных между собой элементов, которые обеспечивают целостность, единство, достижение определенных целей и эффективность системы во времени.

Определение системы в работах отечественных и зарубежных ученых

Определение Автор

Комплекс элементов, находящихся во взаимодействии Л. фон Берталанфи [18]

Множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами А. Холл [20]

Собрание простых частей У Гослинг [19]

Любая сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей Р. Акофф [1]

Взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями К. Уотт [21]

Объединение в одно целое объектов, хорошо различимых нашей интуицией или мыслью Г. Кантор [8]

Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство Большой Российский энциклопедический словарь [3]

Совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов В. К. Батоврин [2]

Упорядоченная совокупность элементов, между которыми существуют или могут быть созданы определенные отношения В. Н. Спицнадель [15]

Множество объектов с набором связей между ними и их свойствами. Объекты (части системы) функционируют во времени как единое целое О. Н. Жариков, В. И. Королевская, С. Н. Хохлов [5]

Источник: составлено автором.

Финансирование бюджетных услуг предполагает формирование, распределение и использование финансовых ресурсов для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач оказания услуг. Основными элементами системы финансирования бюджетных услуг являются:

- источники финансирования бюджетных услуг;

- субъекты рынка бюджетных услуг;

- менеджмент целей, задач, результатов оказания бюджетных услуг;

- методы бюджетного управления.

Таким образом, система финансирования бюджетных услуг — это совокупность источников финансирования и субъектов рынка бюджетных услуг, методов бюджетного управления и менеджмента целей, задач, результатов оказания бюджетных услуг, которые обеспечивают эффективное и результативное формирование и использование бюджетных средств при повышении уровня удовлетворенности потребителей бюджетных услуг.

К основным закономерностям развития системы финансирования бюджетных услуг следует отнести ряд признаков.

Целостность. Опираясь на труды ученых в области кибернетического моделирования Э. В. Утеу-ша и З. В. Утеуша, которые многогранность целостности видят в наличии у всей системы общей цели, дифференциации, интеграции, применительно к системе финансирования бюджетных услуг выделим [16]:

а) единую цель — достижение эффективного и результативного формирования и использования бюджетных средств при повышении уровня удовлетворенности потребителей бюджетных услуг;

б) дифференциацию субъектов, оказывающих бюджетные услуги, и источников финансирования их деятельности:

- федеральный орган исполнительной власти, орган государственного внебюджетного фонда, исполнительный орган власти субъекта РФ, местные администрации — бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности органов власти [10];

- казенные учреждения — средства соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы [4];

- бюджетные и автономные учреждения — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственным заданием государственных (муниципальных) услуг; целевые субсидии; бюджетные инвестиции; поступления от оказания учреждениями услуг, относящихся в соответствии с уставом учреждений к их основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности; публичные обязательства перед физическими лицами в денежной форме, полномочия, по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа),

Источник: составлено автором.

органа местного самоуправления планируется передать в установленном порядке учреждениям [14];

- унитарные предпри-ятия — целевые и бюджетные поступления, собственные средства (в том числе доходы от предпринимательской деятельности) [7];

- негосударственные некоммерческие организации — субсидии на оказание услуг в рамках государственных (муниципальных) контрактов; государственных (муници -пальных) заданий; грантовых механизмов [9], регулярные и единовременные поступления от учредителей, добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации услуг, доходы по ценным бумагам и от управления собственностью [11];

- негосударственные коммерческие организации — субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг, бюджетные инвестиции [4], средства в рамках государственных (муниципальных) контрактов [13], собственные и заемные средства1;

в) интеграцию направлений деятельности субъектов, оказывающих бюджетные услуги, с целями, задачами и результатами оказания бюджетных услуг:

- цели характеризуют конечные (общественно значимые) результаты оказания бюджетных услуг (т. е. эффект (выгоду) для потребителя и общества в целом);

- задачи характеризуют непосредственные результаты (т. е. количество, объем) и представляют собой конкретизацию выбираемых направлений оказания бюджетных услуг; совокупность задач по каждой цели формируется на принципах необходимости (решение каждой задачи является необходимым условием достижения цели) и достаточности (решение всех задач является достаточным условием достижения цели);

1 Источники финансирования негосударственных коммерческих организаций включают собственные, заемные и привлеченные средства.

Рис. 1. Взаимодействие элементов по достижению цели системы финансирования бюджетных услуг

- направления деятельности субъектов, оказывающих бюджетные услуги, определяются в соответствии с перечнем мероприятий в рамках достижения целей и задач оказания бюджетных услуг.

Неаддитивность. Интеграция элементов системы финансирования бюджетных услуг обеспечивает большую эффективность всей системы, чем сумма эффективностей отдельных ее элементов. Это достигается за счет системного взаимодействия элементов и наличия горизонтальных и вертикальных связей между ними (рис. 1).

Вместе с тем достижение цели системы финансирования бюджетных услуг одновременно обеспечивается за счет:

- повышения эффективности формирования и использования бюджетных средств, что связано с повышением результатов и снижением затрат на оказание бюджетных услуг;

- повышения результативности формирования и использования бюджетных средств, что связано с превышением фактических результатов над плановыми результатами оказания бюджетных услуг;

- повышения уровня удовлетворенности потребителей, что связано со снижением стоимости (за счет снижения затрат) и повышением качества (за счет повышения планируемых результатов качества) бюджетных услуг.

При этом повышение результатов оказания бюджетных услуг достигается интеграцией менеджмента целей, задач, результатов оказания бюджетных услуг и системного взаимодействия субъектов рынка бюджетных услуг с источниками финансирования; снижение затрат на оказание бюджетных услуг достигается интеграцией методов бюджетного управления и системного взаимодействия субъектов рынка бюджетных услуг с источниками финансирования.

Эмерджентность. Эмерджентность предполагает качественное изменение системы вследствие преобразования структуры взаимосвязей между ее элементами, так что элемент целостной системы не тождествен аналогичному элементу, взятому изолированно [12]. Эмерджентный эффект Ет системы финансирования бюджетных услуг может составлять:

а) Em > 0 в случаях:

- превышения фактических результатов системы над плановыми результатами элементов при равенстве объема затрат и размера финансирования бюджетных услуг;

- превышения фактических результатов системы над плановыми результатами элементов при снижении объема затрат относительно размера финансирования бюджетных услуг;

(Ц £

а г

2 5

X

я ©

о й

£

ь §

8 г г *о

Ситуация 1 Ет > 0

Плановые результаты элементов

Объем затрат

ч С

Объем затрат

Ситуация 2 Ет = 0

©

Я й Я

к •е

Плановые результаты элементов

Объем затрат

©

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Эмерджентный эффект системы финансирования бюджетных услуг

- равенства фактических результатов системы и плановых результатов элементов при снижении объема затрат относительно размера финансирования бюджетных услуг;

б) Em = 0 в случае равенства фактических результатов системы и плановых результатов элементов при равенстве объема затрат и размера финансирования бюджетных услуг;

в) Em < 0 в случаях:

- снижения фактических результатов системы над плановыми результатами элементов при равенстве объема затрат и размера финансирования бюджетных услуг;

- значительного снижения фактических результатов системы над плановыми результатами элементов при незначительном снижении объема затрат относительно размера финансирования бюджетных услуг (рис. 2).

Синергизм. Однонаправленность действий субъектов рынка бюджетных услуг, объединенных достижением единой цели и решением одних и тех же задач в рамках реализации мероприятий по оказанию услуг, способствует повышению эффективности и результативности формирования и использования бюджетных средств, а также росту уровня удовлетворенности потребителей бюджетных услуг (рис. 3).

Адаптивность. Элементы системы финансирования бюджетных услуг находятся в непрерывном приспособлении к изменяющимся факторам внутренней и внешней

среды (рис. 4).

К факторам внутренней среды следует отнести:

- организационную структуру субъектов рынка бюджетных услуг;

- ресурсную базу субъектов рынка бюджетных услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень развития информационных систем у субъектов рынка бюджетных услуг;

- квалификацию и численность сотрудников, оказывающих бюджетные услуги.

Факторами внешней среды системы финансирования бюджетных услуг являются:

Ситуация 3 Ет < 0

* И 5 - а

к я й ш о а я

о Я й Я

я •е

а

ч 2 ю

Плановые результаты элементов

Объем затрат

Цель

Задача 1

Мероприятие 1.1

Мероприятие 1.2

Мероприятие 1.К

Задача 2

Мероприятие 2.1

Мероприятие 2.2

Мероприятие 2.К

Задача М

Мероприятие М.1

Мероприятие М.2

Мероприятие М.К

Направления деятельности субъектов рынка бюджетных услуг

Источники финансирования бюджетных услуг

► Результат

Источник: составлено автором.

Рис. 3 Синергизм системы финансирования бюджетных услуг

Факторы внешней среды

К к

i * £ й

£ I

Я 2

О Ю

8 * К

о ^

Л ей > X

м "

§ £ ¡5

§|а £ *

й « Л 2

О

Источники финансирования бюджетных услуг

Факторы внутренней среды

Организационная

структура субъектов рынка бюджетных услуг

Ресурсная база субъектов рынка бюджетных услуг

Уровень развития информационных систем у субъектов рынка бюджетных услуг

Квалификация и численность сотрудников, оказывающих бюджетные услуги

Менеджмент целей, задач, результатов оказания бюджетных услуг

Политическая стабильность

Уровень платежеспособного спроса на бюджетные услуги

Л й

£ I

и а

н

л

Л а

К <а ю о к ё

ю

а ей Л со Ш ю

Источник: составлено автором.

Рис. 4. Факторы внутренней и внешней среды системы финансирования

бюджетных услуг

уровень конкуренции на рынке бюджетных услуг;

- объем финансирования бюджетных услуг;

- уровень инфляции;

- уровень безработицы;

- уровень платежеспособного спроса на бюджетные услуги;

- политическая стабильность.

Таким образом, выявлен -

ные закономерности развития системы финансирования бюджетных услуг развивают ин -формационно-аналитическую базу эффективного управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для достижения поставленной цели и реше -ния сформулированных задач оказания бюджетных услу г.

Список литературы

1. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972. 258 с.

2. Батоврин В. К. Толковый словарь по системной и про -граммной инженерии. М.: ДМК Пресс, 2012. 510 с.

3. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2003. 1680 с.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 06.12.2007).

5. Жариков О. Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Персианова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 360 с.

6. Жигалов Д. В. Направления и инструменты преобразования бюджетной сети: новый формат финансирования // Руководитель бюджетной организации. 2012. №10. С. 33—36.

7. Зайцев А. Вопросы финансового управления предприятий государственного сектора // Финансовая газета: рег. вып. 2010. № 25. С. 37—39.

8. Кантор Г. Основы общего учения о многообразиях // Труды по теории множеств / отв. ред. А. Н. Колмогоров, А. П. Юшкевич. М.: Наука, 1985. 240 с.

9. Карасева А. С., Сизова О. В. Развитие конкуренции на рынке оказания государственных услуг // Бюджет. 2011. № 10. С. 16—17.

10. Карловская Е. А. Финансовый механизм в сфере государственных услуг // Финансы и кредит. 2011. № 39. С. 62—68.

11. Киселев М. Негосударственные некоммерческие организации: источники финансирования // Финансовая газета: рег. вып. 2008. № 4. С. 19.

12. Математика и кибернетика в экономике: словарь-справочник. М.: Экономика, 1975. 340 с.

13. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

14. Опальский А. Ю. Перенос остатков и особенности финансирования бюджетных учреждений в 2012 году // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2011. № 12. С. 8—10.

15. СпицнадельВ.Н. Основы системного анализа: учеб. пособие. СПб: Бизнес-пресса, 2000. 410 с.

16. Утеуш Э. В., Утеуш З. В. Введение в кибернетическое моделирование. М.: Энергия, 1971. 338 с.

17. Шор Д. М. Аутсорсинг бюджетных услуг в системе результативного расходования средств бюджетов // Финансы и бизнес. 2011. № 2. С. 80—91.

18. Bertalanfy L. Von. General system theory. Foundations, development applications. N. Y.: Braziller, 1969. 184 р.

19. Gosling W. The design of engineering systems. London: Heywood, 1962. 310 р.

20. Hall A. D. A methodology for systems engineering. Princeton, 1962. 201 р.

21. Systems analysis in ecology (Symposium) / Ed. by Kenneth E. F., Watt. N. Y. London: Acad. Press, 1966. 174 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.