ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 338.46:001.895
закономерности, особенности и проблемы развития инновационной деятельности в сфере услуг региона
р. г. маннапов,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления и экономики предпринимательства E-mail: mannapovrais@mail. ru
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
В статье обосновано и сформулировано определение «инновационной деятельности». Раскрыты закономерности и особенности процессов формирования инновационной деятельности в сфере услуг. Выделены конкретные особенности становления этой деятельности на предприятиях сферы услуг, обозначены проблемы, тормозящие ее развитие. Сделан акцент на организации в регионе системной инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, сфера услуг, закономерность, особенности развития, инновационная инфраструктура.
Формирование инновационной экономики немыслимо без разностороннего развития сферы услуг, инновационного наполнения многогранного ее функционирования, взаимосвязанного со всеми сторонами современной общественной жизни. Обновление сферы услуг во многом будет определяться общими инновационными сдвигами в отечественной экономике. В свою очередь разнообразные инновации в различных видах деятельности сферы услуг способны содействовать, активизировать и дополнять развитие инновационных процессов во всех видах и секторах общественного производства.
В экономической литературе и ряде других источников отмечается, что многие организации сферы услуг в последние годы развиваются на базе прогрессивных технологий, используют современную технику и методы управления, сами создают и внедряют различные инновации [2, 9]. В сфере услуг наблюдается рост объема научных исследований и разработок, причем это касается не только компьютерных и телекоммуникационных услуг, но и всех других их видов [12].
Позитивные процессы и тенденции в сфере услуг способствуют росту ее вклада в создание новой экономики. Постоянно возрастающие роль и значение сферы услуг в современных условиях вызывают необходимость обоснования с методологических позиций хода и возможностей дальнейшего развития инновационной деятельности в этом важном секторе национальной экономики.
Инновационная деятельность в сфере услуг происходит в русле динамичных социально-экономических преобразований, осуществляемых в различных областях жизнедеятельности нашего общества. Обновления, затрагивающие хозяйственные системы на всех уровнях, — национальном, региональном, от-
раслевом, корпоративном, муниципальном (включая предприятия, организации, учреждения различных размеров и масштабов деятельности) — свидетельствуют о сложных и ускоряющихся процессах развития, обусловленных главным образом изменениями в окружающей среде.
В основе современного общественного развития лежат, с одной стороны, достижения научно-технического прогресса, инновационные идеи и разработки, а с другой — новые потребности населения, хозяйствующих субъектов, различных общественных структур и их объединений, выражающиеся в определенном рыночном или социальном спросе. Эти две объективные реалии и связанные с ними явления и процессы тесно взаимно обусловливают друг друга. Инновационное развитие предполагает возрастание современных знаний, позволяет генерировать широкий поток различных инноваций, отвечающих динамично изменяющимся потребностям. Но при этом и инновации могут формировать те или иные новые потребности или расширять пределы прежних.
В настоящее время часто употребляемым стало отождествление терминов «инновация» и «нововведение». Автор статьи не разделяет такого весьма упрощенного восприятия. Нововведение может иметь отношение к чему-то новому для конкретной социально-экономической системы (предприятия, муниципального образования, региона), но уже используемому или примененному где-то. Инновация же должна представлять собой принципиально новое решение с точки зрения национальной или мировой науки, техники, производства или сферы деятельности.
В отечественной теории рассматриваются различные варианты классификации инноваций. Присутствует подразделение инноваций на следующие типы: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Принято также различать такие виды инноваций, как технологические, технические, организационные, управленческие, социальные, экологические и др. Могут встречаться и антиинновации, под которыми экономисты подразумевают те или иные нововведения, не только не способствующие прогрессу, но и тормозящие его, четко направленные на откат к прошлому, изжитому временем [7]. Автор поддерживает позицию экономистов, полагающих, что при всем многообразии разновидностей инноваций важнейшим признаком их разграничения следует считать следующее деление:
а) инновации собственные, оригинальные (подтвержденные патентами);
б) инновации имитационные.
Любые инновации не возникают спонтанно, они появляются в результате целенаправленного действия большого количества людей в условиях достаточно благоприятной среды, в связи с этим требуется формирование и активизация четкой инновационной деятельности, причем в нынешних условиях во всех сферах и на всех уровнях национальной экономики [5].
Понятие «инновационная деятельность» в экономической литературе определяется и применяется по-разному, а зачастую используется без каких-либо комментариев как само собой разумеющееся. Следует отметить, что в законодательных и нормативных актах Российской Федерации в настоящее время отсутствует формулировка этого понятия, которая не вошла в окончательный вариант «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [10]. Заслуживает внимания общее определение, приведенное в международном документе «Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и статистическим бюро Европейских сообществ (Евростат) [8]. В нем, в частности, говорится, что инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные в этих целях. Одновременно в данном документе уточняется, что инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации.
В отечественных публикациях делаются попытки охарактеризовать рассматриваемое понятие. Так, в двух научных статьях разных лет (в значительной мере дублирующих одна другую) инновационная деятельность трактуется как организационно-управленческая поддержка реализации всех этапов жизненного цикла продукта [1, 12]. Наряду с таким видением имеются и другие представления. В частности, под инновационной деятельностью предлагается понимать «деятельность коллектива людей, направленную на реализацию производственно-технических достижений, применение существующих прогрессивных технологий, систем, машин и обору-
дования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники» [3]. Сказанное в принципиальном смысле во многом верно, однако, по мнению автора, требуются определенные уточнения и расширение формулировки этого понятия.
Прежде всего инновационная деятельность (будь-то отдельных творческих групп сотрудников компаний, научных учреждений или их объединений, территориальных сообществ) может конструктивно осуществляться только при упорядоченном постоянном взаимодействии участников инновационного процесса по использованию ресурсов и возможностей в условиях мотивирующей среды, а иначе будут иметь место некоторые усилия, потуги, подвижки. Также следует иметь в виду, что инновационная деятельность осуществляется в различных системах и на разных уровнях. Чрезвычайно важная роль в формировании, активизации и развитии инноваций в различных организациях, сферах и видах экономической деятельности (ВЭД) на всех уровнях принадлежит эффективно действующей национальной инновационной системе (НИС). Все это должно найти соответствующее отражение в характеристике исследуемого понятия.
Исходя из этого, предлагается следующее развернутое авторское определение. Инновационная деятельность — это целенаправленные, скоординированные творческие действия определенных специалистов (исследователей, разработчиков, организаторов), обеспечивающих реализацию достижений научно-технического прогресса, эффективное использование различных факторов и ресурсов как по созданию инноваций, так и по их внедрению, распространению, содействию в соответствующей социально-экономической системе (предприятии, организации, учреждении, территории, региональной, национальной экономике), выступающие при этом в качестве содержательной эндогенной составляющей сложившейся инновационной системы. Следует подчеркнуть, что инновационная деятельность сама по себе должна обладать инновационными свойствами и объективно нуждается в системном стратегическом управлении.
Что касается отечественной инновационной системы, то академик РАН А. И. Татаркин и профессор А. Ф. Суховей в 2007 г. отмечали, что она еще не сложилась — ее основные составляющие — научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструктура — разбалансированы,
функционируют автономно друг от друга. Неразрывная связь между наукой и производством, без которой немыслимо развитие постиндустриальной (новой) экономики в России, пока отсутствует [11]. В настоящее время приходится признавать, что по-прежнему не происходит ни инновационного освоения результатов научных исследований, ни значительных технологических прорывов. Это является, по оценке многих экспертов, следствием как слабой восприимчивости российского бизнеса к инновациям, так и отсутствием прочных взаимоотношений между наукой и предпринимательскими структурами. Все это, безусловно, служит препятствием на пути активизации массовой инновационной деятельности в целом по стране.
В настоящее время в большинстве регионов страны реализуются разнообразные инновационные проекты и программы, существуют собственные инновационные стратегии, созданы и функционируют различные элементы и блоки инновационной инфраструктуры, активизируется деятельность по разработке и внедрению инноваций в компаниях различных секторов экономики, что уже дает определенные позитивные результаты.
Между тем для организации в регионе масштабной инновационной деятельности требуется создание целостной инновационной системы, обеспечивающей эффективное превращение знаний в технологии, товары и услуги.
В научной литературе сложилось в основном достаточно полное представление о составе и содержании региональной инновационной системы (РИС). В одной из последних авторских публикаций сформулировано развернутое определение РИС, в котором акцентировано внимание на необходимости обеспечения постоянного устойчивого взаимодействия участников в этой системе [6]. Это чрезвычайно важный, но пока слабо учитываемый аспект. Функционирование РИС будет полноценным только в условиях территориальной интерактивности — постоянного тесного, стабильного практического взаимодействия участников инновационной деятельности. Именно этого как раз и не хватает в реальной действительности, а фрагментарность и эпизодичность контактов не способны повысить уровень инновационной активности и результативности в различных ВЭД и сферах деятельности регионов.
Сфера услуг представляет собой сложную разветвленную специфическую социально-эконо-
мическую систему, обладающую разнообразными свойствами, функциями, ресурсами, связями, обусловленными самой «природой» услуг и особенностями функционирования различных групп и видов услуг. Специфика сферы услуг подвергалась достаточно обстоятельному изучению многими отечественными исследователями и нашла соответствующее отражение во многих научных трудах, в том числе современных [2, 5]. Сфера услуг сегодня глубоко интегрирована в общественное производство и переплетена своеобразными связями практически со всеми видами экономической деятельности национальной экономики.
Объективность и последовательность инновационного развития сферы услуг диктуется действием известных общих закономерностей общественного развития, среди которых наиболее существенными в настоящее время являются следующие:
• появление новых и постоянный рост существующих общественных потребностей, индивидуальных запросов и предпочтений;
• значительное ускорение научно-технического прогресса;
• увеличение предложения продукции (услуг, товаров), расширение ее ассортимента и модификаций;
• динамичный рост человеческого потенциала;
• повышение вариативности доступа к различным информационно-коммуникационным сетям (в первую очередь к глобальной сети Интернет) и пропускной способности каналов передачи данных;
• взаимосвязанность процессов общественного производства;
• неуклонный рост эффективности труда;
• проявление циклической динамики;
• социогенетические закономерности наследственности, изменчивости и отбора инноваций. Отмеченные закономерности тесно связаны
между собой и оказывают воздействие в сложных сочетаниях. Степень влияния тех или иных закономерностей может принимать различные значения и иметь отличающиеся характеристики в зависимости от ряда факторов, таких как:
— специфика региона;
— структура и состояние его экономики;
— наличие природных и финансовых ресурсов;
— качество человеческих ресурсов;
— особенности построения, состояния и уровня развития сферы услуг в регионе.
На основе учета общих закономерностей, обусловливающих современное общественное развитие и дающих ключ к пониманию глубинных причинно-следственных взаимосвязей, представляется возможным спрогнозировать и сформулировать некоторые закономерности развития инновационной деятельности в сфере услуг.
Во-первых, все возрастающий спрос населения и предпринимательского сектора на новые высокотехнологичные услуги рыночного и социального характера, в том числе информационно-телекоммуникационные, услуги связи, медицины, а также повышение требований по качеству исполнения традиционных услуг — бытовых, автосервисных, ремонтно-восстановительных — неизбежно вызовут постоянно увеличивающийся поток разнообразных инноваций и обновление различных сторон сервисной деятельности.
Во-вторьх, скорость развития инновационной деятельности в сфере услуг не должна и не будет отставать от инновационных преобразований в других сферах общественного производства, поскольку усиливается взаимовлияние всех секторов современной экономики.
В-третьих, уровень развития инновационной деятельности в сфере услуг по регионам страны и внутри регионов будет иметь определенные различия, связанные с воздействием как объективных, так и субъективных факторов.
В соответствии с этими закономерными явлениями видится логичным выдвинуть несколько принципиальных предположений относительно особенностей инновационного развития сферы услуг в регионах. По мнению автора, данное обстоятельство будет сопряжено со следующими процессами и событиями:
1) широкая вариативность организации и становления инновационной деятельности в регионах;
2) неравномерность активности инновационной деятельности по городам и районам региона на протяжении продолжительного периода времени;
3) волнообразная диффузия инноваций по территориям региона, несоразмерность объемов и длительности потоков инноваций;
4) постепенный рост уровня компетенций и творческого потенциала менеджеров и специалистов предприятий сферы услуг;
5) растущее усиление корпоративного и общественного содействия мультипликативности инновационных процессов;
6) неуклонное повышение степени заинтересованности и участия региональных и муниципальных органов управления в развитии инновационной деятельности.
Характер, интенсивность и продолжительность обозначенных явлений будут предопределяться прежде всего темпами провозглашенной модернизации и содержательностью инновационных преобразований в целом по стране, а также особенностями состояния и функционирования каждой конкретной системы сервиса, эффективностью созданной региональной инновационной системы, политикой и профессионализмом региональных и муниципальных органов управления.
В любом случае необходимым является выстраивание системной инновационной деятельности, охватывающей все секторы регионального хозяйства и обеспечивающей прогрессивные сдвиги в экономике и социальной сфере.
Формирование системной инновационной деятельности в сфере услуг будет происходить прежде всего в определенных центрах (очагах) инноваций и распространяться от них к периферии. Поэтому чрезвычайно важно уделить особое внимание образованию потенциального «ядра» инновационной активности в сфере услуг региона, которое будет концентрироваться, как правило, в областном, краевом, республиканском центре (столице региона) или нескольких «полюсах» активности — в крупных и развитых городах, в которых имеется достаточный научный и сервисный потенциал. От таких центров инновационной активности будет происходить диффузия инноваций в сфере услуг по территориям региона (средним и малым городам и сельским районам), причем разными темпами, волнообразно и неравномерно по различным траекториям. Последнее будет связано с уровнем развития и готовности как предприятий и учреждений сферы услуг на местах, так и муниципальных органов управления, что потребует квалифицированных организационных усилий [4].
Анализируя реальные процессы формирования инновационной деятельности в сфере услуг в настоящее время, можно выделить ряд особенностей, свойственных многим региональным сервисным системам. К числу наиболее характерных особенностей становления инновационной деятельности в организациях сферы услуг, по мнению автора, относятся следующие факторы:
1) к систематической инновационной деятельности значительное тяготение проявляют главным
образом крупные многопрофильные экономически самостоятельные компании, созданные в ходе процессов слияния, интеграции, комбинирования и обладающие достаточными финансовыми, инвестиционными, человеческими, интеллектуальными ресурсами и возможностями. Ряд из них уже приступили к активизации деятельности, а отдельные даже стремятся создать собственную научно-исследовательскую базу;
2) в определенной степени налажена инновационная деятельность в компаниях высокотехнологичных видов услуг, имеющих адекватный организационно-технический уровень, эффективные информационно-коммуникационные технологии, стабильные кооперационные связи с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами, которые в совокупности позволяют им генерировать и диверсифицировать инновации. Такие организации в основном средних размеров и их пока не так много;
3) малые сервисные предприятия (которых, как известно, в каждом регионе большое количество) могли бы обеспечить освоение и внедрение многих инноваций, но не способны на это в связи с недостаточностью финансовых средств, квалифицированных кадров, научного потенциала. Значительные текущие затраты (на отопление, газ, воду, электроэнергию, бензин, аренду, сырье), цены и тарифы на которые постоянно возрастают, усугубляют и без того сложное положение малых предприятий в активизирующейся инновационной среде. Тем не менее некоторые малые фирмы «излучают» те или иные инновации, поскольку в качестве их источников используют свой практический опыт освоения новых видов услуг, форм обслуживания и сервисных технологий, полученный в условиях обостряющейся конкуренции;
4) в инновационных условиях компании разного уровня и различных направлений сферы услуг сегодня ориентируются в основном на приобретение современного оборудования, технических средств, что связано с естественным стремлением обновить материально-техническую базу. Это отчасти оправдано самой природой инновационных процессов, но в то же время не уделяется требуемого внимания закупке прогрессивных технологий (как отечественных, так и зарубежных), а также приобретению прав на использование патентов;
5) в организациях сферы услуг не получили широкого распространения организационные,
маркетинговые, логистические, управленческие инновации. Это связано с нехваткой высококвалифицированных специалистов и руководителей в этих функциональных областях. Сегодня как никогда прежде требуется профессиональное стратегическое управление компаниями и, главным образом, развитием в них инновационной деятельности;
6) в сфере услуг ничтожно малое количество привлекательных для инвесторов инновационных проектов, а также низкий уровень их проработки и финансово-экономического обоснования;
7) до сих пор слабыми остаются научно-технические связи предприятий сферы услуг с вузами и их исследовательскими подразделениями. Незначительно увеличивается число предприятий, заказывающих научные разработки по новым технологиям. Большой редкостью является совместная разработка и реализация инновационных проектов предприятий сферы услуг с научными учреждениями и университетами.
Наряду с отмеченными особенностями высветились и актуальные проблемы общего характера, тормозящие развитие инновационной деятельности в рассматриваемой сфере. К ним относятся:
• инерционность региональных инновационных систем;
• нехватка компетентных специалистов, причастных к инновационной деятельности;
• значительное повышение стоимости инновационных разработок, увеличение длительности сроков окупаемости инновационных проектов, возрастание экономических и финансовых рисков (подтверждением последнего служат повторяющиеся кризисные явления, а также ощутимые колебания курсов основных валют и неустойчивость рубля в мае — июне текущего года);
• острая недостаточность у предприятий собственных финансовых средств для инновационной деятельности и недоступность долгосрочных кредитов;
• низкий уровень информационного обеспечения предприятий сферы услуг, не позволяющий им владеть конкретными сведениями о мировых и отечественных научно-технических достижениях и инновациях, применимых в различных сферах услуг, а также новых технологиях и материалах, видах услуг, формах обслуживания, передовых методах управления и т. д.;
• практически нулевое участие государственных
структур в финансовой поддержке инновационной деятельности предприятий сферы услуг; • отсутствие каких-либо статистических данных и оценочных показателей активности и результативности инновационной деятельности в сфере услуг, как по регионам, так и в целом по стране.
Для того чтобы оценивать степень инновационного развития сферы услуг за определенный период, потребуется определение доли (удельного веса) инновационных услуг в общем объеме реализации, причем важно выделить принципиально новую продукцию (услуги, работа, товары), усовершенствованную, характеризующуюся тем или иным уровнем новизны.
Раскрытые закономерности, особенности и проблемы указывают на объективную необходимость компетентных действий региональных органов власти и управления по системному развитию инновационной деятельности в масштабе региона. Для этого актуальной является разработка концепции и программы инновационного развития региона, в которых должны быть системно увязаны межвидовые структуры, механизмы и мероприятия по расширению инновационной деятельности во всех секторах регионального хозяйства, включая сферу услуг. В нынешних условиях не обойтись без организации профессионального стратегического управления, способного реализовать на практике имеющийся специфический потенциал инновационного развития каждого региона.
Список литературы
1. Бекетов Н. В., Денисов А. С. Методологические проблемы организации инновационной деятельности в сфере услуг // Сервис plus. 2008. № 2. С. 3—6.
2. Жильцов Е. Н., Казаков В. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: учеб. пособие. М.: ТЭИС, 2007.
3. Ермакова Н. М. Инновационная экономика: роль информационных технологий // Информационные технологии в проектировании производства. 2010. № 3. С. 41—46.
4. Маннапов Р. Г. Организационные аспекты инновационного развития сферы услуг региона // Инновационная деятельность. 2012. № 1 (19). С. 83—88.
5. Маннапов Р. Г., Берешева Л. А. Управление человеческими ресурсами в организациях сферы
услуг: научные основы формирования и развития: монография. М.: МАКС Пресс, 2011.
6. Маннапов Р. Г., Маннапов А. Р. Управление системным формированием инновационной экономики в регионе // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 102—107.
7. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва / под ред. Б. Н. Кузыка и Ю. В. Яковца. Изд. 2-е, доп. М.: Экономика, 2005.
8. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / пер. с англ. М., 2010. URL: http://mon. gov. ru/files/materials/7766/ ruk. oslo. pdf.
9. Солодилова Н. З. Теоретические аспекты конкурентоспособности сферы услуг // Экономика
и управление: научно-практический журнал. Уфа: БАГСУ. 2007. № 3. С. 28—35.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. URL: http://mon. gov. rn/dok/akt/9130.
11. Татаркин А. И., Суховей А. Ф. Построение инновационной экономики в РФ: проблемы и перспективы // Инновации. 2007. № 7. С. 11-18.
12. Тлехурай-Бергезова Л. Т. Особенности инновационных процессов в современной сфере услуг // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 223-230.
13. Экономика знаний: коллективная монография / под ред. проф. В. П. Колесова. М. : ИНФРА-М, 2008.