Научная статья на тему 'Закономерности н принципы обучения математике с использованием новых информационных технологий'

Закономерности н принципы обучения математике с использованием новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акамова Н. В.

В статье раскрываются основные закономерности и принципы обучения математике с использованием новых информационных технологий в среднем специальном учебном заведении, которые были выделены на основе теоретического анализа общедидактических закономерностей и принципов процесса обучения и осмысления в области использования новых информационных технологий, методики обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акамова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности н принципы обучения математике с использованием новых информационных технологий»

ЗАКОНОМЕРНОСТИ Н ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Акамова Н.В.*

Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск

В статье раскрываются основные закономерности и принципы обучения математике с использованием новых информационных технологий в среднем специальном учебном заведении, которые были выделены на основе теоретического анализа общедидактических закономерностей и принципов процесса обучения и осмысления в области использования новых информационных технологий, методики обучения математике.

Закономерности обучения выражают существенные связи и необходимые связи ме^ду его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения [4, с. 165].

На основе теоретического осмысления в области использования новых информационных технологий обучения и методики обучения математике в среднем специальном учебном заведении выделены следующие закономерности процесса обучения математике.

Закономерность 1. Применение новых информационных технологий в обучении математике создает благоприятные условия для саморазвития и творческой самореализации, способствует подготовке специалистов среднего звена, владеющих математическими методами построения моделей, умеющих проводить математические расчеты и анализ результатов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Закономерность 2. Представление информации с использованием средств НИТ способствует формированию математического типа мышления и алгоритмической культуры студентов ссузов.

Закономерность 3. Использование нетрадиционных методов обучения математике с использованием НИТ способствует повышению мотивации изучения математики студентами ссузов, активизации их познавательной деятельности.

Закономерность 4. Возможности компьютерной визуализации учебной информации и многогранного рассмотрения математических объектов способствует развитию пространственного воображения и пространственных представлений.

Закономерность 5. Использование в обучении математике НИТ, созданных на основе гибкого алгоритма деятельности, интерактивности, разнообразных средств контроля, обеспечение обратной связи на любом эта-

* Аспирант кафедры Методики преподавания математики.

пе учебного процесса, являются основой повышения уровня усвоения учебного материала за счет дополнительной индивидуальной проработки изучаемого материала.

Закономерность 6. Новые информационные технологии способствуют интенсификации процесса обучения математике в среднем специальном учебном заведении.

Закономерность 7. НИТ способствуют межпредметной интеграции математики со смежными естественно-научными дисциплинами, общепрофессиональными и специальными дисциплинами в среднем специальном учебном заведении.

Закономерность 8. НИТ способствуют единству фундаментальной и прикладной направленности обучения математике в ссузе.

Закономерность 9. Эффективность обучения математике студентов ссузов с использованием НИТ зависит от личной ответственности обучаемого за свой уровень знаний, объективной оценке результатов достижений.

Закономерность 10. Результативность обучения математике студентов ссузов с использованием НИТ зависит от методики подготовки учеб -ного материла (дозированности, алгоритмичности), возможности работы с интерактивными моделями математических понятий.

Закономерность 11. Эффективность обучения математике студентов ссузов с использованием НИТ определяется доступностью учебного материала, адаптивностью к индивидуальным особенностям студента, модели общения, готовности и желания преподавателя использовать средства НИТ.

Обратим внимание на принципы организации обучения математике в среднем специальном учебном заведении с использованием НИТ. Принцип обучения - «это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности» [4, с. 169].

Принципы обучения математике с использованием НИТ в ссузе вытекают из общедидактических принципов теории обучения и на основании требований к реализации процесса обучения и самообучения математике с использованием НИТ.

Принципы можно условно разделить на следующие группы: дидактические (научности, целостности, наглядности и доступности, многоуровневое™ и разноуровневости возможных траекторий обучения, возрастной направленности методов обучения и материала, распределенности изучаемого материала, обеспечения обратной связи), технологические (системности, моделирования учебных действий обучающегося, опосредован-ности общения основных субъектов процесса обучения, интерактивности, преемственности и интегрированности, простоты и надежности, эргоно-мичности), психолого-педагогические (мотивации обучения, адаптивности к индивидуальным особенностям обучаемого, сознательности, самостоятельности и активности деятельности обучающегося, самооценки и

личной ответственности, дифференциации и индивидуализации обучения, прочности усвоения результатов обучения) и организационно-коммуникативные (свободы доступа к информационному и обучающему материалу, распределенности субъектов образовательного процесса, индивидуальности и коллективности, реального и отсроченного взаимодействия субъектов образовательного процесса) [1, с. 161].

Выделим методические принципы обучения математике студентов ссузов с использованием НИТ:

1. Принцип учета своеобразия изучаемого содержания.

При обучении математике с использованием НИТ должна учитываться специфика изучаемого содержания для того, чтобы качественно реализовать этапы формирования математических понятий, этапы решения задач, обучения доказательству.

2. Принцип дозироеанностиучебного материала.

Является важным принципом в обучении математике студентов ссузов с использованием НИТ. Данный контингент обучающихся лучше усваивает учебный материал, разделенный на минидозы, содержащий один содержательный элемент (математическое понятие, задача, теорема). Разработка учебного материала по математике с использованием НИТ должна вестись на базе модульного подхода к структурированию учебного материала и в основе должен быть положен принцип разветвленного программирования.

3. Принцип алгоритмичности.

Психологи утверждают, что студентами быстрее и прочнее усваиваются действия, имеющие отраженный в учебнике четкий алгоритм выполнения, преподносимый в форме показа операций. Использование средств НИТ в обучении математике должно это учитывать. Кроме того, этот принцип также предусматривает разработку преподавателем алгоритма действий с учетом возможностей ученика при использовании НИТ.

4. Принцип преемственности и непрерывности.

Поскольку для полноценного функционирования методической системы профессионально направленного обучения математике необходима полноценная реализация всех ее компонентов, на всех образовательных ступенях процесс обучения математике должен быть подчинен принципам преемственности и непрерывности. При этом преемственность в обучении представляет собой «закономерное, планомерное, поэтапное и взаимосвязанное чередование зон развития в процессе движения учащихся по ступени обучения, проявляющееся в целенаправленном изменении меры каждого этапа развития» [2]. Хорошо организованное обучение представляет собой непрерывную и целенаправленную смену зон развития и с наибольшей полнотой и интенсивностью осуществляется в сфере зон ближайшего развития.

5. Принцип междисциплинарности обучения.

Особенности протекания научно-технического прогресса, интенсификация производства, повышение его наукоемкости на современном этапе

развития общества приводят к необходимости синтеза общеобразовательных, обще-технических и специальных знаний и умений в обучении учащихся, что в условиях профессионально направленного обучения матема-тике актуализирует проблему реализации принципа междисциплинарности обучения, который предполагает согласованное изучение теорий, законов, понятий, общих для родственных предметов, общенаучных методологических принципов и методов познания, формирование общеучебных приемов мышления. Это способствует более полной реализации методологической функции математики, так как подводит учащихся к мировоззренческим выводам о взаимосвязи научных теорий и методов познания, к формированию в их сознании единой естественнонаучной картины мира.

Ввиду того, что фундаментальную составляющую имеют практически все дисциплины общепрофессионального и специального блоков, оказалось принципиально возможным отразить междисциплинарную связь названных блоков с блоком математических дисциплин.

При теоретическом анализе процессов интеграции и дифференциации учебных дисциплин будем считать, что «межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве» [3].

От будущей специальности студента зависят содержание и объем курса математики, отбор математических понятий и фактов, отбор методов, общность и детализация изложения, подбор примеров, иллюстрирующих применение изучаемых математических понятий и методов к решению прикладных задач. К тому же, проектирование содержания обучения осуществлялось в контексте того, что «вместе со знаниевым компонентом акцентируются способы получения информации и ее преобразования, а также использование знаний в различных ситуациях. Это ведет к усилению прикладного, практического и межпредметного аспектов в математическом образовании [3]. При подборе содержания математического обучения междисциплинарная интеграция обеспечивается общностью элементов содержания обучения математике и специальным дисциплинам, а дифференциации осуществляется в рамках конкретного предмета, согласно дидактической классификации учебного материала по его значимости, преемственности и требуемому уровню усвоения, а также с учетом индивидуальных способностей учащихся. На наш взгляд в курсе математики необходимо разработать и изучить все математические модели, применяемые в общеобразовательных дисциплинах, практически все модели, используемые в общепрофессиональных дисциплинах. Желательно также рассмотреть модели, необходимые для специальных дисциплин.

6. Принцип фундаментальности и профессиональной направленности процесса обучения математике.

Исходя из того, что «фундаментализация образования на современной основе означает его направленность на обобщенные и универсальные знания, на формирование общей культуры и на развитие обобщенных способов мышления и деятельности» [3], а профессионализация есть «введение в учебные курсы профессионально значимого материала и профессионально значимых умений», в нашем исследовании будем придерживаться следующей трактовки: подчинение методической системы обучения математике студентов ссузов принципу фундаментальности и профессиональной направленности означает ориентацию этой системы на тесную связь математики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, соответствующими будущей профессиональной деятельности учащихся и реализацию этой связи с использованием НИТ [3].

Список литературы:

1. Красильникова В.А. Теории и технологии обучения и тестирования: монография / В.А. Красильникова. - М.: Дом педагогики ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 337 с.

2. Майсеня Л.И. Развитие содержания математического образования учащихся колледжей: теоретические основы и прикладные аспекты: монография / Л.И. Майсеня. - Минск: МГВРК, 2008. - 540 с.

3. Мацкевич И.Ю. Методическая система профессионально направленного обучения математике учащихся технических специальностей колледжей // Didactics of mathematics: Problems and Investigations. - 2008. -Issue № 30. - C. 110-115.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. уч. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ

© Алёнкина O.A.*, Бахтеева Р.Х.*

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида,

Профессиональное училище № 3, г. Волжский

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе в С(К)ОШ, аспирант кафедры «Педагогика» Волгоградского государственного педагогического университета.

* Преподаватель информатики ПУ № 3, аспирант кафедры «Теория и методики преподавания физики и информатики» Волгоградского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.